Научная статья на тему 'Источниковедение истории педагогики и образования'

Источниковедение истории педагогики и образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1436
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОЧНИК / ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ / КЛАССИФИКАЦИЯ / ИСТОРИЯ / ПЕДАГОГИКА / ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / SOURCE / SOURCE STUDY / CLASSIFICATION / HISTORY / PEDAGOGY / EDUCATION / PARENTING / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чумаченко Т.А., Левченко И.Е.

Введение. Источниковедение по своей сути имеет междисциплинарный характер, выявляя особенности бытования и смысл источников как явлений культуры. Для успешного проведения педагогического исследования необходимо стремиться использовать максимально большой массив информации, раскрывающий специфику изучаемых процессов. Авторы статьи, опираясь на собственный научно-методический опыт, рассматривают вопросы классификации источников по истории педагогики и образования. Материалы и методы. Используя потенциал различных отраслей гуманитарного знания истории, педагогики, источниковедения, текстологии, герменевтики и др., можно достичь большей полноты и глубины историко-педагогических изысканий в источниковедческой сфере. Историко-педагогический и источниковедческий подходы послужили методологической основой изысканий, что дало возможность классифицировать источники по истории педагогики и образования. Результаты. Среди источников истории педагогики и образования можно выделить пять типологических групп: письменные, фонографические, визуальные, вещественные и антропологические. Обсуждение. Проблемы истории педагогики и образования рассматриваются в трудах современных отечественных ученых (В. Г. Безрогов, А. В. Духавнева, Д. И. Латышина, А. М. Лушников, Л. Д. Столяренко, А. М. Цирульников и др.). При этом ученые призваны осуществлять поиск, изучение и истолкование источников, соответствующих целям их проектов. Однако до сих пор недостаточно специальных публикаций, посвященных рассмотрению вопросов источниковедения истории педагогики и образования. Среди имеющихся работ можно отметить исследования М. В. Богуславского, А. Н. Джуринского, Г. Б. Корнетова и др. Заключение. Плодотворный анализ широкого круга источников историко-педагогического исследования способствует обогащению методического арсенала специалистов, повышает результативность их работы. Основные положения: источниковедение истории педагогики и образования использует наработки гуманитарных дисциплин истории, педагогики, источниковедения, текстологии, герменевтики и др.; основными подходами к классификации источников по истории педагогики и образования являются историко-педагогический и источниковедческий; выделяется пять типологических групп источников по истории педагогики и образования: письменные, фонографические, визуальные, вещественные и антропологические.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чумаченко Т.А., Левченко И.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A SOURCE STUDY OF THE HISTORY OF PEDAGOGY AND EDUCATION

Introduction. Source studies are inherently interdisciplinary in nature, revealing the features of existence and meaning of sources as cultural phenomena. For the successful implementation of pedagogical research it is necessary to strive to use the largest possible array of information that reveals the specifics of the studied processes. The authors of the article, based on their own scientific and methodological experience, consider the classification of sources on the history of pedagogy and education. Materials and methods. Using the potential of various branches of humanitarian knowledge history, pedagogy, source studies, textology, hermeneutics, etc., it is possible to achieve greater completeness and depth of historical and pedagogical research in the field of source studies. Historical-pedagogical and source-study approaches served as a methodological basis for research, which made it possible to classify sources according to the history of pedagogy and education. Results. Among the sources of the history of pedagogy and education there are five typological groups: written, phonographic, visual, material and anthropological. Discussion. Problems in the history of pedagogy and education are discussed in the works of contemporary Russian scientists (V. G. Bezrogov, A. V. Duhovnia, D. I. Latyshina, A. M. Lushnikov, L. D. Stolyarenko, A. M. Tsirulnikov, etc.). At the same time, scientists are called upon to search, study and interpret sources corresponding to the goals of their projects. However, there are still not enough special publications devoted to the issues of source studies of the history of pedagogy and education. Among the existing works include the studies by M. V. Boguslavsky, A. N. Dzhurinsky, G. B. Kornetov, etc. Conclusion. Productive analysis of a wide range of sources of his-torical and pedagogical research contributes to the enrichment of the methodological arsenal of specialists, increases the effectiveness of their work. Highlights: source study of the history of pedagogy and education uses the achievements of the Humanities history, pedagogy, source studies, textology, hermeneutics, etc.; historical-pedagogical and source studies are the main approaches to the classification of sources on the history of pedagogy and education; there are five typological groups of sources on the history of peda-gogy and education: written, photographic, visual, material and anthropological.

Текст научной работы на тему «Источниковедение истории педагогики и образования»

DOI: 10.25588/CSPU.2019.18..7..012

УДК 930 ББК 63.2

Т. А. Чумаченко1, И. Е. Левченко2

1ORCID № 0000-0002-2598-7484 Доцент, доктор исторических наук, и. о. ректора, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: postbox@cspu.ru

2ORCID № 0000-0002-3619-4797 Доцент, кандидат философских наук, заведующий кафедрой политических наук, Уральский федеральный университет, г. Екатеринбург, Российская Федерация.

E-mail: i.e.levchenko@urJU.ru

ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

Введение. Источниковедение по своей сути имеет междисциплинарный характер, выявляя особенности бытования и смысл источников как явлений культуры. Для успешного проведения педагогического исследования необходимо стремиться использовать максимально большой массив информации, раскрывающий специфику изучаемых процессов. Авторы статьи, ^ опираясь на собственный научно-методический опыт, рассматривают вопросы классификации источников по истории педагогики и образования.

Материалы и методы. Используя потенциал различных отраслей гу- е манитарного знания - истории, педагогики, источниковедения, текстологии, герменевтики и др., можно достичь большей полноты и глубины исто-рико-педагогических изысканий в источниковедческой сфере. S

Историко-педагогический и источниковедческий подходы послу-

фицировать источники по истории педагогики и образования.

Результаты. Среди источников истории педагогики и образования можно выделить пять типологических групп: письменные, фонографические,

а

^

о

жили методологической основой изысканий, что дало возможность класси- §

о

Р

8 о в а

н и

So

визуальные, вещественные и антропологические.

Обсуждение. Проблемы истории педагогики и образования рассматриваются в трудах современных отечественных ученых (В. Г. Безрогов, А. В. Духавнева, Д. И. Латышина, А. М. Лушников, Л. Д. Столяренко, А. М. Цирульников и др.). При этом ученые призваны осуществлять поиск, изучение и истолкование источников, соответствующих целям их проектов.

Однако до сих пор недостаточно специальных публикаций, посвященных рассмотрению вопросов источниковедения истории педагогики и образования. Среди имеющихся работ можно отметить исследования М. В. Богуславского, А. Н. Джуринского, Г. Б. Корнетова и др.

Заключение. Плодотворный анализ широкого круга источников исто-рико-педагогического исследования способствует обогащению методического арсенала специалистов, повышает результативность их работы.

Ключевые слова: источник, источниковедение, классификация, история, педагогика, образование, воспитание, обучение. Основные положения:

- источниковедение истории педагогики и образования использует наработки гуманитарных дисциплин - истории, педагогики, источниковедения, текстологии, герменевтики и др.;

- основными подходами к классификации источников по истории педагогики и образования являются историко-педагогический и источниковедческий;

- выделяется пять типологических групп источников по истории педагогики и образования: письменные, фонографические, визуальные, вещественные и антропологические.

1 Введение (Introduction) и современными учеными. Их рас-

Изучение истории педагогики и суждения базируются на анализе и образования является актуальным во интерпретации разнообразных источ-все времена. Предшествующие поко- ников педагогической информации. ления накопили огромный опыт вос- Источниковедение по своей сути питания, обучения и образования, имеет междисциплинарный харак-^ осмысленный корифеями педагогики тер, выявляя особенности бытования

§ ж

У

«О

►Si

hq ^

о «

ж

У

а

и смысл источников как явлений культуры. Для успешного проведения педагогического исследования необходимо стремиться использовать максимально большой массив информации, раскрывающий специфику изучаемых процессов. Поэтому неизбежно специалист должен обращаться в своих проектах к анализу разнообразных источников - феноменов, созданных в процессе целенаправленной человеческой деятельности и служащих источниками познания.

В данной статье авторы, опираясь на собственный научно-методический опыт [1 - 5], рассматривают вопросы классификации источников по истории педагогики и образования.

2 Материалы и методы (Materials and methods)

Используя потенциал различных отраслей гуманитарного знания -истории, педагогики, источниковедения, текстологии, герменевтики и др., можно достичь большей полноты и глубины историко-педагоги-ческих изысканий в источниковедческой сфере.

Историки предлагают следующую классификацию источников [6 - 9]: 1) по типам - в зависимости от способа кодировки информации и ее хра-

нения; 2) по родам - в соответствии от того, что преобладает в них - воплощение реальности или ее отражение;

3) по видам - определяется характером заложенной информации, ее формой и организацией.

Кроме того, источники различаются еще по ряду критериев: 1) введение в научный оборот - неопубликованные и опубликованные; 2) новизна данных - первичные и вторичные; 3) степень распространенности - уникальные и массовые;

4) статус - официальные и неофициальные и др.

Историко-педагогический [10; 11] и источниковедческий [12; 13] подходы послужили методологической основой наших изысканий, что дало возможность классифицировать источники по истории педагогики и образования.

3 Результаты (Results)

Полагаем, что среди источников истории педагогики и образования можно выделить пять типологических групп: письменные, фонографические, визуальные, вещественные и антропологические. С точки зрения информационной насыщенности несомненную ценность представляют письменные источники (Таблица 1).

§

о ч

н и

ко в

е д е н и е и с т

ори и

и п е д а г о г и

ки

о бр

о в а н и

So

Таблица 1 - Классификация письменных источников по истории педагогики и образования

Table 1 - Classification of written sources on the history of pedagogy and education

Род Вид

Документальный а) материалы отчетности (например, успеваемости); б) делопроизводство (например, органов образования); в) личного происхождения (например, дневники известного цензора XIX века А. В. Никитенко); г) инструкции (например, Инструкция для классных наставников гимназий и прогимназий Ведомства Министерства народного просвещения (Утверждена главным министром народного просвещения 5 августа 1877 г.)) и др.

Законодательный а) временные, постоянные; б) всеобъемлющие, частные

Статистический а) данные (о количестве учащихся, педагогов и др.); б) показатели (индивидуальные, сводные, расчетные и др.); в) отчеты; г) сборники и др.

Повествовательный (нарративный) а) анналы, хроники (например, летопись учебного заведения); б) религиозные (агиография, патерик, катехизис и др.); в) научные, философские, художественные и др.; г) генеалогии, биографии, автобиографии (например, «Исповедь» Ж.-Ж. Руссо)

Учебный а) учебники; б) буквари; в) учебные пособия; г) учебно-методические пособия; д) учебные наглядные пособия; е) рабочие тетради; ж) самоучители; з) хрестоматии; и) практикумы; л) задачники; м) учебные программы; н) учебные комплекты

Периодическое печатное издание а) газеты; б) журналы

£

Для успешного проведения историко- значение имеют документальные ма-педагогических изысканий большое териалы например, прикладных педа-

гогических, психологических и (социологических исследований и др.), законодательные (например, Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»» от 29.12.2012 №№ 273-ФЗ и др.) и статистические (например, сборники «Образование в цифрах», издаваемые НИУ ВШЭ) источники.

Наследие российской науки включает фундаментальные нарративные источники - труды выдающихся педагогов (П. П. Блонский, П.Ф. Лес-гафт, К. Д. Ушинский и др.) и деятелей образования (И. И. Бецкой, В. И. Герье, С. Т. Шацкий и др.).

Значительный интерес также представляют религиозные (например, «Поучение Владимира Мономаха детям»), исторические (например, «Жалобная песнь московских студентов в начале XIX века (Послание к И. И. Шувалову)»), педагогические (например, В. А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям»), психологические (например, Л. С. Выготский «Педология подростка»), философские (например, С. И. Гессен «Основы педагогики. Введение в прикладную философию») и художественные

(например, А. С. Макаренко «Педагогическая поэма») сочинения, в которых рассматриваются проблемы воспитания и обучения.

Фундаментальными источниками для историко-педагогических исследований являются учебные издания. Например, благодаря изучению азбук и букварей можно реконструировать методику обучения грамоте в различные эпохи истории образования [14].

Профильные периодические издания (например, «Учительская газета», журналы «Вопросы образования», «Духовно-нравственное воспитание», «Историко-педагогичес-кий журнал», «Педагогика», «Alma mater (Вестник высшей школы)», «American Educational Research Journal» и др.) освещают различные вопросы педагогической тематики.

Фонографические источники также помогают глубже раскрыть специфику воспитательной и образовательной деятельности, отношение массового и группового сознания к дошкольным и общеобразовательным учреждениям, институтам высшей школы и т. д. (Таблица 2).

§

о ч

н и

ко

№ д

е н и е и с

S

и

и

и

а

е

д а г о г и

ки

о о

№ а

н и

So

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 2 - Классификация фонографических источников по истории педагогики и образования

Table 2 - Classification of phonographic sources in the history of pedagogy and education

Род Вид

Данные языка а) социолингвистика; б) ономастика; в) терминология

Фольклор а) былины; б) сказки; в) заговоры; г) плачи; д) частушки; е) поговорки и др.

Аудио а) телефон, смартфон, радио и др.; б) онлайн-трансляция, запись; в) педагогические, общественно-политические; научно-просветительские, музыкальные, литературно-художественные, рекламные и др.

Особенности школьного и студенческого сленга можно изучать социолингвистическими методами, средствами ономастики - представления о воспитательных, образовательных и семейных отношениях. Анализ педагогической терминологии позволяет выявить своеобразие систем лексических средств и наименований, применяемых в теориях и практиках воспитания, обучения и образования.

В фольклоре точно фиксируется специфика педагогических взаимоотношений. Например, малые жанры фольклора сохранили следующие утверждения: «наказывать легче, воспитывать труднее», «побои мучат, а не

учат», «кто собою не управит, тот и другого на разум не наставит», «учи других и сам научишься», «учи показом, а не рассказом» и др.

За последние десятилетия существенно изменилось радиовещание: в структуре эфирного времени возросла доля ток-шоу и развлекательных программ, вольно или невольно популяризирующих примеры девиаций в межличностных отношениях, оказывая тем самым пагубное воздействие на процесс социализации определенной части радиослушателей.

Технические новшества трансформировали и визуальную среду обучения (Таблица 3).

Таблица 3 - Классификация визуальных источников по истории педагогики и образования

Table 3 - Classification of visual sources in the history of pedagogy and education

Таблица 3

Род Вид

Фотографический а) любительские, профессиональные; б) документальные, постановочные; в) архитектурные, интерьерные; г) прижизненные, посмертные и др.

Телевизионный а) новости; б) интервью, ток-шоу; в) реалити-шоу, псевдодокументалистика; г) телесериал, мини-сериал; д) «медленное ТВ», специализированный канал и др.

Видео а) аналоговые, цифровые; б) видеокассета, видеодиск и др.

Электронный а) данные и программы; б) локального и удаленного доступа; в) электронные версии периодических журналов и газет, электронные СМИ; г) электронные книги, электронные библиотеки; д) базы данных; е) компьютерные конференции; ж) глобальные информационные сети и др.

Личные и семейные фотоальбомы, документальные кино- и видеосъемки дают возможность изучать рутинные и ритуальные воспитательные и образовательные практики в жизни наших предшественников и современников.

Спектр моделей педагогических процессов (отношения между родителями и детьми, педагогами и воспитанниками, учителями и учащимися, преподавателями и студентами и т. д.) запечатлен в зарубежных и отечественных художественных кинофильмах (например, Н. Рэй «Бунтарь без причины», Р. Маллиган «Вверх

по лестнице, ведущей вниз», П. Уир «Общество мёртвых поэтов», Д. К. Аса-нова «Пацаны», С. И. Ростоцкий «Доживём до понедельника», А. Н. Со-куров «Мать и сын» и др.) и телесе- ^

о

риалах (например, Ю. Андем «Стыд», |

ж

Д. Б. Бейтс «Братья и сёстры», К. Торпе |

«Рита», В. Г. Германика, Р. О. Мали- а

ков и Н. В. Мещанинова «Школа», Ж

о

В. Р. Фурман «Семейный дом» и др.).

ж

Среди телевизионных и электрон- № ных ресурсов пристального внимания §

ж

исследователей заслуживают специа- Ж

ж

лизированные (учебные, воспитатель- ^ ные, педагогические, родительские и §

а

т. п.) программы (например, передачи 1

на канале«Лсаёеш1а»), сайты (например, «Филология в задачах») и порталы (например, «Учи.ру» - отечественная онлайн-платформа, где учащиеся из всех регионов России изучают школьные предметы в интерактивной форме). Транслируемая информация оказывает существенное влияние на поведение разновозрастных пользователей интернета. Важно

выяснить состав аудитории, мотивацию ее выбора и особенности восприятия ею представленных материалов.

Педагогика повседневности позволяет выявлять содержание, структуру и направленность социокультурной среды [15 - 18], что стимулирует интерес ученых к изучению вещей как источников педагогической информации (Таблица 4).

Таблица 4 - Классификация вещественных источников по истории педагогики и образования

Table 4 - Classification of material sources in the history of pedagogy and education

ко

н

е ч в е

^ hq

,о к

н

е ч а

I

Род Вид

1 2

Одежда и обувь а) одежда (например, школьная форма); б) обувь (например, для спортивных занятий)

Предмет быта а) бытовые приборы;

и гигиены б) средства гигиены

Орудие труда а) деревянные; б) каменные; в) бронзовые; г) железные; д) полимерные; е) механические или автоматические и др.

Техническое а) технология (комбинированные, аудиовизуальные и др.);

средство б) специализация (информационные, тренажеры, средства

обучения контроля знаний и проч.); в) индивидуальные, групповые, массовые и др.

Сооружение а) открытые или закрытые;

и здание б) долговременные или полевые (временные); в) круглые, прямоугольные и т. п.; г) предназначение (учебные, жилые, религиозные и т. п.); д) архитектура; е) городской ансамбль

Художественный а) мелкая пластика; б) живопись; в) граффити; г) скульптура;

1 и религиозный артефакт, игрушка 2 д) предметы культа; е) игрушки

Эпиграфика и печать а) эпиграфика; б) печати

Одежда и обувь, предметы быта и гигиены могут свидетельствовать о многом: о состоянии здоровья, ценностных ориентациях, нормах поведения, статусе личности ребенка и взрослого.

Весьма объемен перечень орудий труда и технических средств обучения, обеспечивающих развертывание социально-воспитательных и образовательных процессов. Очевидно, что необходимо учитывать их количественные и качественные характеристики, частоту использования. Успешность педагогического процесса во многом определяется степенью комфортности условий проживания, учебы, труда и т. д.

Ценную педагогическую информа-

цию содержат предметы культа, украшения, произведения искусства, детские рисунки и художественные поделки, игрушки, эпиграфика и печати - дело исследователя выявить ее и правильно интерпретировать.

Антропологические источники включают разнородные группы: с одной стороны, конкретные люди с присущими им телесными и интеллектуальными характеристиками, с другой стороны, осуществляемые ими действия, которые являются объектами педагогического наблюдения исследователей в лабораторных и полевых условиях (Таблица 5). Например, впечатляющие результаты достигнуты в ходе проведения этнопе-дагогических штудий [19].

Таблица 5 - Классификация антропологических источников по истории педагогики и образования

Table 5 - Classification of anthropological sources in the history of pedagogy and education

Род Вид

Физиологический а) пол; б) возраст; в) рост; г) вес; д) внешность; е) интеллектуальное развитие и т. д.

с

Ci о

ч н и

ко

№ д

е н и е и с

s

и

и

и

a

е

д а г о г и

ки

о

P о

№ а

н и

So

Род Вид

Поведенческий а) индивидуальные или коллективные действия; б) игровые, воспитательные, учебные, трудовые, бытовые действия и т. п.; в) повседневные или ритуальные практики; г) спонтанные или постановочные и др.

§ ж

У

50

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

►Si

hq «

Ж

50 У

а

I

4 Обсуждение (Discussion)

Проблемы истории педагогики и образования рассматриваются в трудах современных отечественных ученых (В. Г. Безрогов, А. В. Духавнева, Д. И. Латышина, А. М. Лушников, Л. Д. Столяренко, А. М. Цирульников и др.) [20-23]. При этом ученые призваны осуществлять поиск, изучение и истолкование источников, соответствующих целям их проектов.

Однако до сих недостаточно специальных публикаций, посвященных рассмотрению вопросов источниковедения истории педагогики и образования. Среди имеющихся работ можно выделить исследования М. В. Богуславского, А. Н. Гребенкина, А. Н. Джу-ринского, Е. В. Климашкина, Г. Б. Кор-нетова, Т. В. Костиной, А. Н. Хареч-кина [24-30] и др. Специалисты справедливо отмечают, что следует издавать тематические сборники документов при соблюдении ряда принципов: подготовка текстов с выявлением редакций отдельных документов, опре-

деление их хронологии и генеалогии, установление авторства в случаях, когда это возможно, реконструкция истории их создания и прохождения через официальные инстанции и др. [8].

Жесткость предлагаемых требований обусловлена тем, что глубина и достоверность конкретного историко-педагогического исследования детерминирована адекватностью используемой в нем источниковедческой базы. Целостный, системный анализ педагогических проблем предполагает наличие максимально полной источ-никовой базы их рассмотрения.

5 Заключение (Conclusion)

Таким образом, историку педагогики и образования необходимо:

- искать опубликованные и неопубликованные письменные источники и формировать источниковую базу, репрезентативную для изучения избранной темы и решения поставленных проблем;

- правильно классифицировать найденные и отобранные для исследо-

вания источники;

- проводить методически грамотный источниковедческий анализ сведений используемых источников на предмет их достоверности, полноты, представительности научной значимости;

- осуществлять обработку содержащихся в источниках данных корректными методами, соответствующими сути исследуемой проблемы, содержанию и форме располагаемой информации;

- применять полученные от разных источников данные комплексно и критично - в их взаимной проверке и дополнении;

Считаем, что плодотворный анализ

широкого круга источников историко-педагогического исследования способствует обогащению методического арсенала специалистов, повышает результативность их работы.

На наш взгляд, следует расширять поле поиска новых источников педагогической информации, совершенствовать методологию их описания, анализа и интерпретации. Учитывая это, мы полагаем, что представленный нами вариант классификации источников по истории педагогики и образования может оказаться полезным для педагогов-исследователей и его применение будет способствовать наращиванию источниковой базы ис-торико-педагогических изысканий.

Библиографический список

1. Бармина Н. И., Левченко И. Е., Бармина В. Э. Хрестоматия по источниковедению истории религии и культуры : учебное пособие. Екатеринбург : Образовательный центр Отдела по делам молодежи Екатеринбургской епархии Русской Православной Церкви, 2015. - 152 с. : ил.

2. Источниковедение истории зарубежной культуры : учеб.-метод. пособие / сост. Н. И. Бармина, И. Е. Левченко. Екатеринбург : Урал. гос. ун-т, 2003. - 70 с.

3. Источниковедение истории зарубежной и отечественной культуры : учеб.-метод. пособие / авт.-сост. Н. И. Бармина, И. Е. Левченко. Екатеринбург : Урал. ин-т социал. образования, 2013. - 80 с.

4. Левченко И. Е. Источниковедение социально-демографической информации // Социально-демографические процессы в XXI веке : кризис, вызовы, стратегии безопасности : сб. науч. тр. / науч. ред.: Т. И. Грабельных, А. В. Аргучинцев. Иркутск : ООО Оперативная типография «На Чехова», 2017. С. 111-116.

5. Чумаченко Т. А. Информативные возможности документальной коллекции фонда совета по делам РПЦ при СНК (СМ) СССР // Вестник Челябинского гос. ун-та. -2010. - № 30. - С. 132-137.

6. Источниковедение : учеб. пособие / отв. ред. М. Ф. Румянцева. М. : Изд. дом Высшей школы экономики. ун-т, 2015. - 688 с.

7. Источниковедение :учебник для академического бакалавриата / Е. Д. Твердю-кова [и др.]; под ред. А. В. Сиренова. М. : Изд-во Юрайт, 2015. - 396 с.

§

о л ж

ж §

№ № д № ж ж № ж

О

ж ж

ж

ж

д

а г о

г ж

ж

о §

о

а ж

ж

8. Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории : учеб. пособие / И. Н. Данилевский, В. В. Кабанов, О. М. Медушевская, М. Ф. Румянцева. М. : Рос. гос. гуманит. ун-т, 1998. - 702 с.

9. Шмидт С. О. О классификации исторических источников // Вспомогательные исторические дисциплины. - Вып. 16. Л. : Ин-т истории АН СССР, 1985. - С. 3-24.

10. История педагогики на пороге XXI века: Историография, методология, теория : В 2 ч. Ч. 1. Историографические и методологические проблемы историко-педаго-гической науки / Рос. акад. образования, Ин-т теории образования и педагогики; под ред. Г. Б. Корнетова, В. Г. Безрогова. М. : Б. и., 2000. - 384 с.

11. История педагогики на пороге XXI века: Историография, методология, теория : В 2 ч. Ч. 2. Теоретические проблемы истории педагогики / Рос. акад. образования, Ин-т теории образования и педагогики; под ред. Г. Б. Корнетова, В. Г. Безрогова. М. : Б. и., 2001. - 391 с.

12. Лаппо-Данилевский А. С. Методология истории : монография. М. : Академический проект, 2013. - 602 с.

13. Русина Ю. А. Методология источниковедения : учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. - 202, [1] с.

14. Старцева Н. М. Звуковые методы обучения грамоте и динамика визуального ряда русских азбук и букварей второй половины XIX века // Историко-педагогический журнал. - 2018. - № 1. - С. 118-127.

15. Смирнова И. Э. Социально-педагогическая реконструкция повседневности учащихся музыкальной школы второй половины XX века // Сибирский педагогический журнал. - 2018. - № 4. - С. 31-39.

16. Айрапетова С. Н., Левченко И. Е. Гуманитарная среда педагогического университета: социокультурный аспект // Кадровый потенциал вуза : сб. науч. тр. Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т., 1995. С. 5-32.

17. Курасов С. А. Теоретические аспекты изучения истории повседневности вуза // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2015. - № 3-3 (53). - С. 139-142.

18. Черствая О. Е. Педагогика повседневности как теоретическая основа сопровождения семей с различным укладом жизни // Знание. Понимание. Умение. - 2012. -№ 1. - С. 228-233.

19. Этнография детства: Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Восточной и Юго-Восточной Азии / Отв. ред. И. С. Кон. М. : Наука. Гл. ред. вост. лит., 1983. - 232 с. : ил.

20. Духавнева А. В., Столяренко Л. Д. История зарубежной педагогики и философия образования. Ростов-на-Дону : Феникс, 2000. - 480 с.

21. Латышина Д. И. История педагогики. История образования и педагогической мысли : учеб. пособие для вузов по специальностям «Педагогика и психология», «Социальная педагогика» и «Педагогика». М. : Гардарики, 2006. - 605 с.

22. Лушников А. М. История педагогики : учеб. пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб., доп. Екатеринбург : Урал. гос. пед. ин-т, 1994. - 368 с.

23. Цирульников А. М. История образования в портретах и документах : учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений. М. : ВЛАДОС, 2001. - 269 с. : ил.

24. Богуславский М. В. История педагогики: методология, теория, персоналии : 0 монография. М. : ФГНУ ИТИП РАО, Издат. центр ИЭТ, 2012. - 434 с.

| 25. Гребенкин А. Н. Негативные традиции воспитанников военных учебных за-

§ ведений Российской империи в 1-й половине XIX века // Научные ведомости БелГУ. -

2009. - № 7 (62). С. 130-135. ^ 26. Джуринский А. Н. История педагогики и образования : учебник для бакалав-

^ ров. - 3-е изд., перераб. и доп. М. : Изд-во Юрайт, 2013. - 676 с.

§ ж

У

50

27. Климашкина, Е. В. Источники изучения педагогического опыта кадетских корпусов и военных гимназий дореволюционной России : Автореф. дис. ... к.п.н. Ставрополь, 2005. - 24 с.

28. Корнетов Г. Б. История педагогики : Введение в курс «История образования и педагогической мысли» : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям (ОПД.Ф. 02. - Педагогика). М. : Изд-во УРАО, 2003. - 292, [2] с.

29. Костина Т. В. Учебные заведения Академии наук: вопросы историографии и источниковедения // Память о прошлом - 2018. VII историко-архивный форум, посвященный 100-летию государственной архивной службы России (Самара, 15-17 мая 2018 г.) / сост. О. Н. Солдатова, Г. С. Пашковская. Самара, 2018. С. 325-332.

30. Харечкин А. Н. Развитие военного образования на Ставрополье в середине XVIII - XX веков : Автореф. дис. ... к.п.н. Астрахань, 2008. - 24 с.

T. A. Chumachenko1, I. E. Levchenko2

ORCID No. 0000-0002-2598-7484 Associate Professor, PhD., Acting rector, South-Ural state Humanities-Pedagogical university, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: postbox@cspu.ru

2ORCID No. 0000-0002-3619-4797 Associate Professor, PhD., head of the Department of Political Sciences, Ural federal university, Ekaterinburg, Russia.

E-mail: i.e.levchenko@urfu.ru

A SOURCE STUDY OF THE HISTORY OF PEDAGOGY AND EDUCATION

Abstract

Introduction. Source studies are inherently interdisciplinary in x nature, revealing the features of existence and meaning of sources as cultural phenomena. For the successful implementation of pedagogical research it is necessary to strive to use the largest possible array of information that reveals the specifics of the studied processes. The authors of the article, based on their own scientific and methodological experience, consider the classification of sources on the his- P tory of pedagogy and education. gg

Materials and methods. Using the potential of various branches of humanitarian knowledge - history, pedagogy, source studies, tex- E tology, hermeneutics, etc., it is possible to achieve greater completeness and depth of historical and pedagogical research in the field of n

0 u

e £

e

source studies. Historical-pedagogical and source-study approaches served as a methodological basis for research, which made it possible to classify sources according to the history of pedagogy and education.

Results. Among the sources of the history of pedagogy and education there are five typological groups: written, phonographic, visual, material and anthropological.

Discussion. Problems in the history of pedagogy and education are discussed in the works of contemporary Russian scientists (V. G. Bezrogov, A. V. Duhovnia, D. I. Latyshina, A. M. Lushnikov, L. D. Stolyarenko, A. M. Tsirulnikov, etc.). At the same time, scientists are called upon to search, study and interpret sources corresponding to the goals of their projects. However, there are still not enough special publications devoted to the issues of source studies of the history of pedagogy and education. Among the existing works include the studies by M. V. Boguslavsky, A. N. Dzhurinsky, G. B. Kornetov, etc.

Conclusion. Productive analysis of a wide range of sources of his-torical and pedagogical research contributes to the enrichment of the methodological arsenal of specialists, increases the effectiveness of their work.

Keywords: source, source study, classification, history, pedagogy, education, parenting, training. Highlights:

- source study of the history of pedagogy and education uses the achievements of the Humanities - history, pedagogy, source studies, textology, hermeneutics, etc.;

- historical-pedagogical and source studies are the main approaches to the classification of sources on the history of pedagogy and education;

- there are five typological groups of sources on the history of I peda-gogy and education: written, photographic, visual, material and

a

I anthropological.

5

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Barmina N.I., Levchenko I.E., Barmina V.E. (2015) Hrestomatiya po istochni-kovedeniyu istorii religii i kul'tury (uchebnoe posobie) [Chrestomathy on the Source Study of the History of Religion and Culture: study guide]. Ekaterinburg, Obrazovatel'nyj centr Otdela po delam molodezhi Ekaterinburgskoj eparhii Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi, 152 p., illustrations. (In Russian).

2. Barmina N.I., Levchenko I.E. (2003) Istochnikovedenie istorii zarubezhnoj kul'tury (uchebno-metodicheskoyeposobiye) [Source study of the history of foreign culture (a teaching aid)]. Ekaterinburg, Ural'skiy gosudarstvennyy universitet, pp.70. (In Russian).

3. Barmina N.I., Levchenko I.E. Istochnikovedenie istorii zarubezhnoj i otechestven-noj kul'tury (uchebno- metodicheskoye posobiye) (2013) [Source study of the history of foreign and domestic culture (a teaching aid)]. Ekaterinburg, Ural'skiy institut sotsial'nogo obra-zovaniya, pp. 80. (In Russian).

4. Levchenko I.E., Scientific Eds: Grabel'nyh T.I., Arguchincev A.V. (2017) Istochnikovedenie social'no-demograficheskoj informacii (sbornik nauchnykh trudov "Cotsial'no-de-mograficheskiyeprotsessy v XXI veke: krizis, vyzovy, strategii bezopasnosti") [Source Study of Socio-Demographic Information: Collection of Scientific Works "Social and Demographic Processes in the XXI Century: Crisis, Challenges, Security Strategies")]. Irkutsk, OOO Oper-ativnaya tipografiya «Na Chekhova». 111-116. (In Russian).

5. Chumachenko T.A. (2010) Informativnye vozmozhnosti dokumental'noj kollekcii fonda sovetapo delam RPCpri SNK (SM) SSSR [Informative features of the documentary collection of the Foundation Council for the Affairs of the Russian Orthodox Church at the SNK (SM) of the USSR]. Vestnik Chelyabinskogo gosgosudarstvennogo universiteta. 30, 132-137.

6. Edr in charge Rumyanceva M.F. (2015) Istochnikovedenie (uchebnoye posobiye) [Source study (study guide)]. Moscow, Izdatel'skiy Dom Vysshey shkoly. Universitet. 688 p. (In Russian).

7. Tverdyukova E.D. & other, Edd by Sirenova A.V. (2015) Istochnikovedenie (ucheb-nik dlya akademicheskogo bakalavriata) [Source Study (a textbook for academic bachelor)]. Moscow, Izdatel'stvo Yurayt. 396 p. (In Russian).

8. Danilevskij I.N., Kabanov V.V., Medushevskaya O.M., Rumyanceva M.F. (1998) Istochnikovedenie: Teoriya. Istoriya. Metod. Istochniki rossijskoj istorii (uchebnoe posobie) tt [Source Study: Theory. Story. Method. Sources of Russian history (study guide)]. Moscow, y Rossiyskiy gosudarstvennyy gumanitarnyy universitett. 702 p. (In Russian).

9. Shmidt S.O. (1985) O klassifikacii istoricheskih istochnikov [On the classification of historical sources]. Vspomogatel'nye istoricheskie discipliny. Leningrad, Institut istorii AN SSSR. 16, 3-24. (In Russian).

10. Edd by: Kornetov G. B., Bezrogova V.G. (2000) Istoriyapedagogiki naporoge XXI e veka: Istoriografiya, metodologiya, teoriya (v 2 chastyakh) [History of pedagogy on the thresh- c| old of the XXI century: Historiography, methodology, theory (in 2 parts)]. Istoriograficheskie i metodologicheskie problemy istoriko-pedagogicheskoj nauk, Moscow, Rossiyskaya akademiya d obrazovaniya, Institut teorii obrazovaniya i pedagogiki, B. i. 1, 384 p. (In Russian). ^

11. Edd by Kornetov G.B., Bezrogova V. G. (2001) Istoriya pedagogiki na poroge i

o'

XXI veka: Istoriografiya, metodologiya, teoriya (v 2 chastyakh) [The history of pedagogy on the s

t h e

o y f

Threshold of the XXI century: Historiography, methodology, theory (in 2 parts)]. Teoreticheskie problemy istorii pedagogiki, Rossiyskaya akademiya obrazovaniya, Institut teorii obrazovaniya i pedagogiki, Moscow, B. i. 2, 391 p. (In Russian).

12. Lappo-Danilevskij A.S. (2013) Metodologiya istorii [Methodology of history] Monografiya, Moscow, Akademicheskij proekt. 602 p. (In Russian).

13. Rusina Yu. A. (2015) Metodologiya istochnikovedeniya (uchebnoe posobie) [Methodology of source study (study guide)]. Ekaterinburg, Izdatel'stvo Ural'skogo universi-teta. 202, [1] p. (In Russian).

14. Starceva N.M. (2018) Zvukovye metody obucheniya gramote i dinamika vi-zual'nogo ryada russkih azbuk i bukvarej vtorojpoloviny XIX veka [Sound methods of teaching literacy and the dynamics of the visual row of Russian alphabets and primers of the second half of the XIX century]. Istoriko-pedagogicheskij zhurnal. 1, 118-127. (In Russian).

15. Smirnova I. E. (2018) Social'no-pedagogicheskaya rekonstrukciya povsednevnosti ucha-shchihsya muzykal'noj shkoly vtoroj poloviny XX veka [Socio-pedagogical reconstruction of the everyday life of students of the music school of the second half of the XX century]. Sibirskijpedagogicheskij zhurnal. 4, 31-39. (In Russian).

16. Ajrapetova S.N., Levchenko I.E. (1995) Gumanitarnaya sredapedagogicheskogo universiteta: sociokul'-turnyj aspekt (sbornik nauchnykh trudov "Kadrovyjpotencial vuza") [Humanitarian environment of the pedagogical university: sociocultural aspect (a collection of scientific papers "Human resources potential of the university")]. Ekaterinburg, Ural'skiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy universitet. 5-32. (In Russian).

17. Kurasov S.A. (2015) Teoreticheskie aspekty izucheniya istorii povsednevnosti vuza [Theoretical Aspects of Studying the History of Everyday Life of a University]. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii ipraktiki. 3-3 (53), 139-142. (In Russian).

18. Cherstvaya O.E. (2012) Pedagogikapovsednevnosti kak teoreticheskaya osnova soprovozhdeniya semej s razlichnym ukladom zhizni [Pedagogy of everyday life as a theoretical basis for accompanying families with different lifestyles]. Znanie. Ponimanie. Umenie. 1. 228-233. (In Russian).

19. Responsible edr Kon I.S. (1983) Ehtnografya detstva: Tradicionnye formy vospi-taniya detej i podrostkov u narodov Vostochnoj i Yugo-Vostochnoj Azii [Ethnography of childhood: Traditional forms of raising children and adolescents among the peoples of East and

0 Southeast Asia]. Moscow, Nauka. Glavnaya redaktsiya vostochnoy literatury. 232 p., illustrations. en (In Russian).

| 20. Duhavneva A. V., Stolyarenko L. D. (2000) Istoriya zarubezhnoj pedagogiki i

¡^ filosofiya obrazovaniya [The history of foreign pedagogy and philosophy of education]. ^ Rostov-na-Donu, Feniks. 480 p. (In Russian).

kn 21. Latyshina D.I. (2006) Istoriya pedagogiki. Istoriya obrazovaniya i pedagog-

"I icheskoj mysli (uchebnoe posobie dlya vuzovpo special'nostyam "Pedagogika i psihologiya ", a "Social'nayapedagogika " i "Pedagogika ") [History of education and pedagogical thought (a u textbook for universities in the field of "Pedagogy and Psychology", "Social Pedagogy" and E-; "Pedagogy")]. Moscow, Gardariki, 605 p. (In Russian).

22. Lushnikov A.M. (1994) Istoriya pedagogiki (uchebnoe posobie dlya studentov pedagogicheskikh vysshykh uchebnykh zavedeniy, 2-ye izdaniye, pererabotannoye, dopolnen-noye) [History of Pedagogy: a textbook for students of higher educational institutions. - 2nd edition, revised, enlarged]. Ekaterinburg, Ural'skiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy institut, 368 p. (In Russian).

23. Cirul'nikov A.M. (2001) Istoriya obrazovaniya vportretah i dokumentah (ucheb. posobiye dlya studentov pedagogicheskikh uchebnykh zavedeniy) [The history of education in portraits and documents (studies. manual for students of pedagogical educational institutions)]. Moscow, VLADOS. 269 p., illustrations. (In Russian).

24. Boguslavskij M.V. (2012) Istoriya pedagogiki: metodologiya, teoriya, personalii [The history of pedagogy: methodology, theory, personalities].Monografiya. Moscow, FGNU ITIP RAO, Izdatel'skiy tsentr IET. 434 p. (In Russian).

25. Grebenkin A.N. (2009) Negativnye tradicii vospitannikov voennyh uchebnyh zavedenij Rossijskoj imperii v 1-j polovine XIX veka [Negative traditions of students of military schools of the Russian Empire in the 1st half of the XIX century]. Nauchnyye vedomosti BelGU. 7 (62), 130-135. (In Russian).

26. Dzhurinskij A.N. (2013) Istoriya pedagogiki i obrazovaniya (uchebnik dlya ba-kalavrov, 3-ye izdaniye, pererabotannoye i dopolnennoye) [The history of pedagogy and education: a textbook for bachelors, 3rd edition, revised and enlarged.]. Moscow, Izdatel'stvo Yurayt. 676 p. (In Russian).

27. Klimashkina E.V. (2005) Istochniki izucheniyapedagogicheskogo opyta kadetskih korpusov i voennyh gimnazij dorevolyucionnoj (avtoreferat disssertatsii na soiskaniye stepeni kandidata pedagogicheskikh nauk) [Sources for the Study of the Pedagogical Experience of Cadet Corps and Military Gymnasiums of Pre-Revolutionary Russia (abstract of Dissemination for the Degree of Candidate of Pedagogical Sciences)]. Stavropol'. 24 p. (In Russian).

28. Kornetov G. B. (2003) Istoriya pedagogiki: Vvedenie v kurs "Istoriya obrazovaniya i pe-dagogicheskoj mysli" (uchebnoye posobiye dlya studentov vuzov, obuchayushchikhsya po spetsial'nostyam (OPD.F. 02. - Pedagogika) [History of Pedagogy: Introduction to the course "History of Education and Pedagogical Thought" (a textbook for university students enrolled in the specialties (OPD.F. 02. - Pedagogy)]. Moscow, Izdatel'stvo URAO. 292, [2] p. (In Russian). t

29. Kostina T V., comd by: Soldatova O.N., Pashkovskaya G.S. (2018) Uchebnye y

zavedeniya Akademii nauk: voprosy istoriografii i is-tochnikovedeniya [Educational institu- t

h

tions of the Academy of Sciences: questions of historiography and source study]. Pamyat' o x proshlom - 2018. VII istoriko-arhivnyj forum, posvyashchennyj 100-letiyu gosudarstvennoj arhivnoj sluzhby Rossii (Samara, 15-17 maya 2018 g.) [Memory of the Past - 2018. VII historical-archival forum dedicated to the 100th anniversary of the state archival service of Russia e (Samara, May 15-17, 2018)]. Samara. 325-332. (In Russian).

30. Harechkin A.N. (2008) Razvitie voennogo obrazovaniya na Stavropol'e v seredine XVIII- XX vekov (avtoreferat dissertatsii na soiskaniye kandidata pedagogicheskikh nauk) nd [The development of military education in the Stavropol region in the middle of the XVIII - ^ XX centuries (abstract of dissertation for the candidate of pedagogical sciences]. Astrahan', | 24 p. (In Russian). n

o

u

e

o

y f

л g

a

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.