Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ: К РАЗВИТИЮ НАУЧНЫХ ИДЕЙ ВИТАЛИЯ ГРИГОРЬЕВИЧА БЕЗРОГОВА'

ИСТОРИЯ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ: К РАЗВИТИЮ НАУЧНЫХ ИДЕЙ ВИТАЛИЯ ГРИГОРЬЕВИЧА БЕЗРОГОВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИТАЛИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ БЕЗРОГОВ / COMENIUS / ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИ КИ / НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ / НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА / УРБАНИ СТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / УЧЕНИК / УЧЕБНИК / VITALY GRIGORIEVICH BEZROGOV / HISTORY OF TEACHING / SCIENTIfi C LEGACY / PRIMARY EDUCATION / PICTURE OF THE WORLD / URBAN DISCOURSE / STUDENT / TEXTBOOK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куровская Юлия Геннадьевна

В статье раскрыты основные стороны научного дара и творческого пути Виталия Григорьевича Безрогова. Представлены ключевые идеи его исследовательских изысканий - история учебной литературы для начальной школы в разные периоды развития культуры и образования. Среди основных направлений его научной деятельности в статье выделены следующие: изучение развития и специфики языковой картины мира, латентно изображенной в учебниках для начальной школы Германии в XVI-XVII вв., исследование особенностей урбанистического дискурса в учебной литературе для начальной школы России XX в. Описан концепт «Urbs» - «Город», изображенный в Orbis pictus Яна Амоса Коменского и сформированный его когнитивными признаками, которые в своем единстве отражают разные стороны урбанистического пространства. В Энциклопедии видимого мира Коменского город, пронизанный «духом геометрии», изящен в своей внутренней логике и строгости линий. Он подан ребенку как неотъемлемая составляющая мира человека, место его ментальной и физической силы и центр его жизненной энергии, среда его социализации и пространство его инкультурации; территория, где реализуются его природные и приобретаемые в городской жизни навыки и способности. Показана большая ценность научно-педагогического наследия Виталия Григорьевича Безрогова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORY OF PRIMARY SCHOOL TEXTBOOKS: DEVELOPING VITALY GRIGORIEVICH BEZROGOV’S ACADEMIC IDEAS

The article addresses the major parts of the scientific legacy of Vitaly Grigorievich Bezrogov. It outlines the main ideas of his studies in the field of the history of educational literature for the primary school in various periods of development of culture and education. The article highlights the following directions of his academic activity: the study of development and specificity of the linguistic picture of the world which is concealed in German textbooks for primary school of the 16th - 17th centuries; the study of features of the urban discourse in educational literature for primary school in Russia of the 20th century. The article describes the concept of Urbs - the City - portrayed in Orbis pictus by John Amos Comenius’ and formed by its cognitive features which in their unity reflect various sides of the urban space. In Comenius’ Encyclopaedia of Visible World (widely known as The Visible World in Pictures or Orbis Pictus), the city is pervaded by the “spirit of geometry” and is exquisite in its inner logic and strictness of lines. It is presented for the child as an integral constituent of the world of man, the place of his mental and physical strength and the centre of his vital energy, the space of his socialisation and the milieu of his assimilation of culture; the territory where his skills and abilities, innate and acquired in urban life, come to practice. The article stresses the value of Vitaly Grigorievich Bezrogov’s contribution to the contemporary pedagogical studies and to the theory of education; it also discusses the ways of further development of the scholar’s ideas.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ: К РАЗВИТИЮ НАУЧНЫХ ИДЕЙ ВИТАЛИЯ ГРИГОРЬЕВИЧА БЕЗРОГОВА»

ПАМЯТИ ВИТАЛИЯ ГРИГОРЬЕВИЧА БЕЗРОГОВА*

Вестник ПСТГУ

Серия IV: Педагогика. Психология.

д-р пед. наук, доцент, зам. зав. кафедрой по глобальному образованию ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»

Куровская Юлия Геннадьевна,

2020. Вып. 58. С. 74-83

DOI: 10.15382/sturIV202058.74-83

Российская Федерация, 105062, г. Москва, ул. Жуковского, д. 16

kurovskaja@mail. ru

ORCID: 0000-0001-7832-9402

История учебной литературы для начальной школы: к развитию научных идей Виталия Григорьевича Безрогова**

Аннотация: В статье раскрыты основные стороны научного дара и творческого пути Виталия Григорьевича Безрогова. Представлены ключевые идеи его исследовательских изысканий — история учебной литературы для начальной школы в разные периоды развития культуры и образования. Среди основных направлений его научной деятельности в статье выделены следующие: изучение развития и специфики языковой картины мира, латентно изображенной в учебниках для начальной школы Германии в XVI—XVII вв., исследование особенностей урбанистического дискурса в учебной литературе для начальной школы России XX в. Описан концепт «Urbs» — «Город», изображенный в Orbis pictus Яна Амоса Коменского и сформированный его когнитивными признаками, которые в своем единстве отражают разные стороны урбанистического пространства. В Энциклопедии видимого мира Коменского город, пронизанный «духом геометрии», изящен в своей внутренней логике и строгости линий. Он подан ребенку как неотъемлемая составляющая мира человека, место его ментальной и физической силы и центр его жизненной энергии, среда его социализации и пространство его инкультурации; территория, где реализуются его природные и приобретаемые в городской жизни навыки и способности. Показана большая ценность научно-педагогического наследия Виталия Григорьевича Безрогова

* Наш журнал публикует цикл статей памяти д-ра пед. наук, члена-корреспондента РАО, главного научного сотрудника лаборатории истории педагогики и образования, профессора кафедры по глобальному образованию ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» Виталия Григорьевича Безрогова (1959—2019). Начало см.: Памяти Виталия Григорьевича Безрогова // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 55. С. 139—146; Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2020. Вып. 57 (целиком).

** Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-013-00246.

Ю. Г. Куровская

для современной педагогической науки и образования, представлены возможности развития идей ученого.

Ключевые слова: Виталий Григорьевич Безрогов, Сошешш, история педагогики, научное наследие, начальное образование, языковая картина мира, урбанистический дискурс, ученик, учебник.

Обучение по учебнику как либретто жизни внедряет в ученика представления о должной модели человека и общества, являющиеся своего рода образовательным идеалом.

В. Г. Безрогое1

Среди современных выдающихся историков педагогики имя Виталия Григорьевича Безрогова занимает значимое место. Круг его научных интересов широк и многопланен. Его труды, посвященные истории, эволюции, особенностям учебной книги с древних времен до наших дней, безусловно, являются ценным, уникальным достоянием российской и зарубежной науки. В этом исследовательском поле ему нет равных. Он — маэстро истории педагогики и образования, историк-архивист энциклопедического знания, личность крупнейшего научного масштаба, ученый, исследовательская глубина и научная проницательность которого становятся предметом восхищения и источником вдохновения для многих поколений ученых, как начинающих, молодых, так и опытных, именитых.

Научный дар Виталия Григорьевича охватывает учебную литературу для начальной школы, созданную в разное время в нашей стране и за рубежом. И учебник для него — это не просто книга, а гораздо больше — это пространство культуры, идеологии, бытия людей, пребывающих в конкретном историко-образовательном контексте: «Школьный учебник предлагает общее знание, помещая его на индивидуальный уровень. Задача составителя — представить дело таким образом, чтобы "общие места" культуры и науки стали внутренним достоянием. В "здание" учебника внесены "рундуки", принадлежащие разным владельцам. В "лифтах" и на "этажах" пересекаются культура обучения и воспитания (педагогика), культура индоктринации (политика), культура повседневной практики (этнография), культура взаимоотношения статусов (социология), культура понимания сущности человека (философия), культура понимания возможностей человека (психология), культура грамоты (филология), культура норм и отношений (этика)»2.

Можно сказать, что Виталий Григорьевич Безрогов воспринимал учебник словно алмаз, каждая грань которого являет собой неповторимый рисунок, скла-

1 Безрогов В. Г. Учебник и его история как предмет педагогического исследования // Методология научного исследования в педагогике: коллективная монография / Р. С. Бозиев, В. К. Пичугина, В. В. Сериков, ред. М., 2016. С. 175.

2 Безрогов В. Г. Учебник среди историко-педагогических источников // Источники исследования о педагогическом прошлом: интерпретация проблем и проблемы интерпретации: сб. науч. тр. международной научно-практической конференции. М.: МПГУ, 2019. С. 249.

дывающийся в единстве с другими гранями в причудливый узор: порой угловатый, не доведенный автором до совершенства (это и невозможно), но всегда отражающий дух и глас эпохи, общества, народа. Он считал: «То, какие мы читаем учебники, во многом определяет нас самих»3.

С трепетом и любовью исследовал он каждую страницу, каждую строчку, которые становились для ребенка шагом во взрослую жизнь, приобщающим его к миру, в котором он живет, и тем самым открывающим ему самого себя. он писал: «Учебник в начальной школе является первым, нормативно возникающим в жизни маленького человека распорядительным изданием, в котором он встречает сложные, многообразные и, быть может, притягивающие тексты, явно имеющие сюжет, антураж, идеологию и т. д. они вводят его в регламентированный взрослыми мир. <...> Школьная книга предлагается ребенку, ее осваивающему, для раздумий и для надевания на себя "одежд образованного человека", выхода во взрослую жизнь через учебную сцену педагогического театра»4.

Блестяще владея несколькими иностранными языками, как современными, так и древними, Виталий Григорьевич с легкостью мог работать с первоисточниками и проводить точные параллели между учебниками разных типов и жанров, конфессий и мировоззрений, языковых культур и исторических периодов. Виталий Григорьевич всегда был открыт новым горизонтам знаний, мастерски объединяя подходы к изучению учебной книги, ее содержательному и смысловому наполнению, структурным и композиционным особенностям, идеологическому и религиозному своеобразию.

одним из направлений его многосторонней творческой деятельности стало изучение развития и специфики языковой картины мира, латентно изображенной в учебниках для начальной школы Германии в Х\1—ХУП вв., к которому мы обратились в 2015 г. Такое исследование не ограничивалось рамками педагогики и истории образования, поскольку сущность и основные характеристики учебной литературы, интерпретация разных граней опыта ее формирования происходили в ходе гармоничного сочетания достижений когнитивной лингвистики, педагогики, истории и культуры. Рассматриваемый период — ХУ1—Х^1 вв. — был выбран неслучайно, поскольку именно тогда возникли и получили свое развитие учебники «народного» языка в контексте становления культуры печатного слова, именно тогда латинский язык на начальном уровне обучения грамоте и письму утратил свое доминирующее начало, а на смену ему пришел немецкий (родной) язык.

Детальное воссоздание языковой картины мира учащегося начальной школы Германии ХУ1—Х^1 вв. было проведено на основе исторического и когнитивно-лингвистического анализа содержания ключевых концептов в учебниках для начальной школы разной жанровой направленности и дало возможность обнаружить глубинные смыслы, связанные с характером восприятия соответствующих понятий в педагогической культуре Германии того времени.

Изучение языковой концептуализации мира позволило гармонично соединить исторические, логические, психологические, культурные и языковые кате-

3 Безрогов В. Г. Учебник среди историко-педагогических источников... С. 247.

4 Он же. Учебник и его история. С. 175.

гории как единство равноценных инструментов историко-педагогического анализа и рассмотреть язык учебника не просто как абстрактную систему знаков, а как едва уловимый «дух педагогики», выраженный в понятиях и формирующий у детей языковую картину мира.

В результате анализа учебной литературы была реконструирована и описана языковая картина мира, предлагавшаяся ученику начальной школы Германии в XVI—XVII вв.; выявлены основные приемы для реконструкции, анализа и описания языкового образа мира и системы ценностей, заложенных в учебной литературе соответствующего исторического периода; создан алгоритм проведения когнитивно-лингвистического анализа учебников для начальной школы в Германии XVI—XVII вв. с учетом историко-культурного развития начального образования; воспроизведен педагогический дискурс раннего Нового времени как фундамент педагогических практик и классических теорий европейской педагогической мысли.

В поле нашего исследовательского внимания оказались школьные пособия Валентина Икельзамера, Петера Йордана, Якоба Грюсбойтеля и других педагогов того времени5. Отдельной фигурой тщательного изучения стал Ян Амос Ко-менский6. Виталий Григорьевич был им действительно увлечен, его интересовали абсолютно все тонкости наследия, оставленного Коменским: от взаимосвязи визуального и текстуального, религиозного и светского, оригиналов и переводов, до концептосферы, реконструируемой в ходе когнитивно-лингвистического анализа (изучение в произведениях Коменского учебных концептов продолжается и в настоящее время, об одном из них речь пойдет ниже).

В наших с Виталием Григорьевичем планах было исследование, посвященное выявлению и анализу специфики урбанистического дискурса в учебной литературе для начальной школы России на протяжении одного из важнейших

5 См., например: Школьные пособия раннего Нового времени: от Часослова к Orbis sen-sualium pictus: коллективная монография / К. А. Левинсон, Ю. Г. Куровская, В. Г. Безрогов, ред. М., 2017.

6 Среди работ, посвященных Яну Коменскому, можно отметить следующие: Безрогов В. Г., Куровская Ю. Г. К истории названий учебных книг как способов организации образовательной информации: Orbis pictus Коменского // Символическая вселенная ребенка: между информацией и знаниями: сб. науч. тр. СПб., 2016. С. 217—224; Они же. Международный аспект образовательного пространства: Orbis pictus Коменского как проект учебника для всех стран // Информационное пространство и дети: образовательные возможности и манипуля-тивные воздействия: сб. науч. тр. СПб., 2016. C. 298—306; Безрогов В. Г. Die Un/Sichtbare Welt: рецепция Orbis Sensualium Pictus Я. А. Коменского в России 1-й пол. XVIII в.: образовательные практики и ранние переводы // Детские чтения. 2018. Т. 13. № 1. С. 220—284; Он же. Пособие Коменского Vestibulum в русскоязычном регионе: к истории первых переводов // Интеллектуальные традиции в прошлом и настоящем (исследования и переводы). 2018. № 4. С. 29—59; Безрогов В. Г., Куровская Ю. Г., Левинсон К. А. Pictura et educatio в преддверии Коменско-го: иллюстрация между дробностью и целостностью в западноевропейских учебниках начала XVII в. // Психолого-педагогический поиск. 2017. № 2 (42). С. 26—44; Безрогов В. Г. Торжество разноречия: Orbis sensualium pictus в контексте первых переизданий (1653-1703) // Наследие Яна Амоса Коменского: взгляд из XXI в.: Материалы международного научно-практического форума (Санкт-Петербург, 7-8 июня 2017 г.) / С. М. Марчукова, ред. СПб., 2017. С. 105-117; Он же. К вопросу о ранних переводах «Orbis sensualium pictus» Яна Амоса Коменского на русский язык // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 45. С. 11-30.

и неоднозначных периодов в истории отечественного образования, характеризующегося установками и нормами педагогической культуры царского режима, советского партийно-государственного канона и постсоветского идеала.

И этот замысел будет реализован в память о нем — гениальном ученом, великом историке педагогики. Предполагается изучение учебников в междисциплинарном ключе, анализ которых ориентирован на установление и описание социальных, языковых, когнитивно-лингвистических, культурных и педагогических эталонов и стереотипных представлений о городском пространстве как отражении жизни гражданского общества. В ходе исследования будет воссоздана урбанистическая картина мира, определявшая в то время гражданскую, социальную, личную идентичность обучающегося и оказавшая существенное влияние на процесс его обучения и воспитания, его становления и развития как человека и гражданина. Безусловно, созданные в этот период учебные пособия имеют разную педагогическую судьбу, но все они так или иначе внесли весомый вклад в развитие современной учебной литературы для начальной школы России.

И вновь обратим свой взор на Яна Амоса ^межкою и его книгу Orbis pictus7. Здесь мы находим, что урбанистический ландшафт не оставлен автором без внимания. Более того, он (концепт «Urbs» — «Город») является одним из важных элементов описываемого в книге мира в картинках и раскрывается в двух ее главах: «Urbs» («Город») и «Interiora Urbis» («Внутренность города»).

Посмотрим, как же выглядит город ^межкою.

Сама ключевая лексема «город» («Urbs») встречается в концептуальном пространстве рассматриваемых глав Энциклопедии видимого мира семь раз. Этим ^менский не ограничивается, город показан не сам по себе, а в единстве с другими местами пребывания людей, которые служат ему фоном, оттеняющим его значимость и величину. Так, автор использует однокоренные слова, значение которых показывает окружение города, территорию близ города: «Suburbium» («пригород») (два раза), «Suburbanum» («загородная дача, вилла») (один раз). Обнаруживаем в тексте и близкие по значению лексемы «Pagus» («селение») (один раз) и «Oppidum» («городок») (один раз), которые упоминаются ^менским для разграничения масштабов географических объектов. Ученик получает знание об урбанистическом ландшафте и вместе с тем представление о его многообразии и неоднородности.

Обратимся к лексикографическим значениям города. Это: обнесенный стеной город, город; [в поэзии с ген. наименования] город...; Рим, город Римский; Акрополь, цитадель; город, жители города; [образно] город, цитадель, центр8.

В концепте «Urbs» — «Город» у ^межкою город представлен только в первом своем значении (он обнесен стеной).

Границы города надежны и прочны, они созданы стенами, валом, насыпью и частоколом. Дополнительным препятствием является ров. Основу безопасности города составляют бастионы, башни, наблюдательные вышки. Для гостей ворота, для врагов на воротах подъемные решетки, створки, запоры, засовы,

7 Kоменский Я. А. Мир чувственных вещей в картинках. М., 1957.

8 Numen. The Latin Lexicon. URL: https://latinlexicon.org/search_latin.php. (дата обращения: 02.02.2020).

шлагбаумы. Подъемный мост есть, с одной стороны, дорога в город, с другой — оборона от незваных гостей.

Структура городского пространства отличается эргономичностью и логичностью. Город — это и вместилище разных объектов (не только домов), предназначенных для удобной жизни горожан. Объекты расположены внутри города не случайным образом, они иерархически упорядочены. В центре города находятся значимые, статусные построения: это общественные здания (храм, школа, ратуша, торговые ряды) в центральной части и замок в самой высокой точке города. «Вершиной» города (помимо замка) можно назвать и самую высокую башню: на ней часы (пульс жизни) и помещение для сторожей (безопасность жизни).

Городское пространство, удаленное от центра, сформировано арсеналом, зернохранилищем, гостиницами, кабаками и трактирами, театром, госпиталем. В отдалении находятся объекты с «нечистотами»: клоаки и тюрьма. Городской ландшафт имеет улицы, переулки, площадь; его пересекает река или ручей.

Видим, что в Orbis pictus архитектоника города четкая и логичная, внешний облик города подчинен идее безопасности (в прямом смысле как защиты от недругов и в переносном — как комфорта и чистоты) его жителей, внутреннее убранство демонстрирует иерархически выстроенную жизнь, наполненную многообразием видов социокультурной деятельности и ежедневных забот.

Когнитивные признаки концепта «Urbs» — «Город», как и в других разделах Orbis pictus Яна Амоса Коменского, имеют две стороны: языковую (названные на двух языках и пронумерованные городские объекты) и иллюстративную (картинки, изображающие эти объекты).

Следуя за замыслом автора учебной книги, мы можем выделить следующие когнитивные признаки:

Группа 1. Внешний облик города.

1. Город — граница (стены, вал, насыпь, частокол).

2. Город — защита (ров, бастионы, башни, наблюдательные вышки, ворота, подъемные решетки, створки, запоры, засовы, шлагбаумы, подъемный мост).

3. Город — окружение (пригород, сады, огороды, пригородные дачи, кладбища).

Группа 2. Внутреннее убранство города.

4. Город — основа (улицы, переулки, площади, рынки, река, ручей).

5. Город — центр/верх (общественные здания: храм, школа, ратуша, торговые ряды; замок, часы, помещение для сторожей).

6. Город — периферия/низ (арсенал, зернохранилище, гостиницы, кабаки и трактиры, театр, госпиталь, клоаки, тюрьма).

В тексте нет описания архитектурных особенностей того или иного городского строения, в нем не видим мы и жителей (исключение составляет лишь сторож как символ защиты и безопасности). Но в этих деталях нет необходимости. Кратко и точно Коменский описывает не конкретное поселение, а типичный город того времени, передавая посредством его физического образа (планировка и местонахождение элементов урбанистического пространства) нематериальные приоритеты и ментальные особенности его жителей.

Прямое толкование понятия «Urbs» — «Город», а это ядро одноименного концепта, представлено всесторонне: город изображен (с помощью языковых и символьных знаков) как обустроенное человеком место его жизни и деятельности; место, имеющее свои очертания и границы, структуру и композицию; место, каждый элемент которого неслучаен и несет в себе определенную миссию и предназначение для людей, пребывающих в нем. Периферийные смыслы (находящиеся после основного) можно увидеть в других главах Orbis pictus: дом как неотъемлемая часть любого города в главах «Дом», «Части дома», «Теплая комната и спальня»; город как часть целого в главе «Государство и страна». Городское пространство распространяется на упомянутые в теме «Город» объекты, детально описываемые в соответствующих главах «Колодцы», «Часы», «Школа». Деятельность жителей связана с самим городом (главы «Религия», «Торговля», «Спектакль», «Осада города»), его пригородом («Садоводство», «Погребение»). Человек активно участвует в жизни города, развивая его инфраструктуру, меняя его облик и сохраняя созданное.

Представленный ученику образ города формируется многими когнитивными признаками — фрагментами рассмотренного концепта, отражающими разнообразные аспекты урбанистического пространства. Концепт «Urbs» — «Город» в книге Коменского является неотъемлемой частью мира человека, местом его ментальной силы и жизненной энергии, пространством его социализации и ин-культурации, территорией для реализации его природных и приобретаемых в городской жизни навыков и способностей. Городская среда создается, формируется, изменяется под влиянием человека, и, наоборот, город предопределяет судьбу человека и его жизненный сценарий.

Таков город у Коменского. В дальнейшем (в продолжение замысла Виталия Григорьевича Безрогова) коллективом исследователей планируется посмотреть на урбанистическое пространство в других учебных книгах России и зарубежья, выявить в них и описать основные закономерности развития и трансформации содержания, структуры, смыслового наполнения, категориально-понятийного аппарата, логики изложения, языкового и стилистического своеобразия, эстетических и дизайнерских решений, дидактических приемов при репрезентации образа города.

Таким образом, обращаясь к творческому наследию Виталия Григорьевича Безрогова, столь прочно связанному с учебной книгой, мы находим в нем неисчерпаемые ресурсы для осмысления и интерпретации процессов, происходящих в педагогике и образовании с древних времен до современности. Мудрые слова Виталия Григорьевича подчеркивают важность и актуальность его научных идей: «Сегодня эволюцию учебника в историко-педагогических науках целесообразно рассматривать с разных позиций, освещая в историческом контексте его политическую, социальную, культурную, содержательную, структурно-логическую, методическую, дидактическую, педагогическую феноменальность. Тогда история учебника сможет внести существенный вклад в другие педагогические науки, в том числе и в методологическое изучение педагогического дискурса»9.

9 Безрогов В. Г. Учебник и его история. С. 175.

80

Мы всегда будем помнить его, он останется с нами в созданных им трудах и

свершенных делах. В память о Виталии Григорьевиче Безрогове — настоящем

ученом, великом учителе, удивительном человеке — мы приложим все усилия,

чтобы достойно продолжить и воплотить задуманное им.

Список литературы

Безрогов В. Г. Die Un/Sichtbare Welt: рецепция Orbis Sensualium Pictus Я. А. Коменского в России 1-й пол. XVIII в.: образовательные практики и ранние переводы // Детские чтения. 2018. Т. 13. № 1. С. 220-284.

Безрогов В. Г. К вопросу о ранних переводах «Orbis sensualium pictus» Яна Амоса Коменского на русский язык // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 45. С. 11-30.

Безрогов В. Г. Пособие Коменского Vestibulum в русскоязычном регионе: к истории первых переводов // Интеллектуальные традиции в прошлом и настоящем (исследования и переводы). 2018. № 4. С. 29-59.

Безрогов В. Г. Торжество разноречия: Orbis sensualium pictus в контексте первых переизданий (1653-1703) // Наследие Яна Амоса Коменского: взгляд из XXI в.: Материалы международного научно-практического форума (Санкт-Петербург, 7-8 июня 2017 г.) / С. М. Марчукова, ред. СПб., 2017. С. 105-117.

Безрогов В. Г. Учебник и его история как предмет педагогического исследования // Методология научного исследования в педагогике: коллективная монография / Р. С. Бо-зиев, В. К. Пичугина, В. В. Сериков, ред. М., 2016. С. 171-175.

Безрогов В. Г. Учебник среди историко-педагогических источников // Источники исследования о педагогическом прошлом: интерпретация проблем и проблемы интерпретации: сб. науч. тр. международной научно-практической конференции. М.: МПГУ, 2019. С. 246-252.

Безрогов В. Г., Куровская Ю. Г. К истории названий учебных книг как способов организации образовательной информации: Orbis pictus Коменского // Символическая вселенная ребенка: между информацией и знаниями: сб. науч. тр. СПб., 2016. С. 217224.

Безрогов В. Г., Куровская Ю. Г. Международный аспект образовательного пространства: Orbis pictus Коменского как проект учебника для всех стран // Информационное пространство и дети: образовательные возможности и манипулятивные воздействия: сб. науч. тр. СПб., 2016. C. 298-306.

Безрогов В. Г., Куровская Ю. Г., Левинсон К. А. Pictura et educatio в преддверии Коменского: иллюстрация между дробностью и целостностью в западноевропейских учебниках начала XVII в. // Психолого-педагогический поиск. 2017. № 2 (42). С. 26-44.

Коменский Я. А. Мир чувственных вещей в картинках. М., 1957.

Школьные пособия раннего Нового времени: от Часослова к Orbis sensualium pictus: коллективная монография / К. А. Левинсон, Ю. Г. Куровская, В. Г. Безрогов, ред. М., 2017.

Numen. The Latin Lexicon. URL: https://latinlexicon.org/search_latin.php (дата обращения: 02.02.2020).

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia IV: Pedagogika. Psikhologiia. 2020. Vol. 58. P. 74-83 DOI: 10.15382/sturIV202058.74-83

Deputy Head of the Chair on Global Education, Institute for Strategy of Education Development

Yulia Kurovskaya, Doctor of Sciences in Education, Associate Professor,

of the Russian Academy of Education, 16 Zhukovskogo Str., 105062 Moscow, Russian

Federation kurovskaja@mail. ru

ORCID: 0000-0001-7832-9402

The History of Primary School Textbooks: Developing Vitaly Grigorievich Bezrogov's Academic Ideas

Yu. Kurovskaya

Abstract: The article addresses the major parts of the scientific legacy of Vitaly Grigorievich Bezrogov. It outlines the main ideas of his studies in the field of the history of educational literature for the primary school in various periods of development of culture and education. The article highlights the following directions of his academic activity: the study of development and specificity of the linguistic picture of the world which is concealed in German textbooks for primary school of the 16th — 17th centuries; the study of features of the urban discourse in educational literature for primary school in Russia of the 20th century. The article describes the concept of Urbs — the City — portrayed in Orbis pictus by John Amos Comenius' and formed by its cognitive features which in their unity reflect various sides of the urban space. In Comenius' Encyclopaedia of Visible World (widely known as The Visible World in Pictures or Orbis Pictus), the city is pervaded by the "spirit of geometry" and is exquisite in its inner logic and strictness of lines. It is presented for the child as an integral constituent of the world of man, the place of his mental and physical strength and the centre of his vital energy, the space of his socialisation and the milieu of his assimilation of culture; the territory where his skills and abilities, innate and acquired in urban life, come to practice. The article stresses the value of Vitaly Grigorievich Bezrogov's contribution to the contemporary pedagogical studies and to the theory of education; it also discusses the ways of further development of the scholar's ideas.

Keywords: Vitaly Grigorievich Bezrogov, Comenius, history of teaching, scientific legacy, primary education, picture of the world, urban discourse, student, textbook.

Bezrogov V. (2016) "Uchebnik i ego istoriia kak predmet pedagogicheskogo issledovaniia" [Textbook and its history as a topic of pedagogical research], in R. Boziev, V. Pichugina, V. Serikov (eds). Metodologiia nauchnogo issledovaniia vpedagogike [Methodology of scientific research in pedagogy]. Moscow, p. 171-175 (in Russian). Bezrogov V. (2017) "K voprosu o rannikh perevodakh "Orbis sensualium pictus" Yana Amosa Komenskogo na russkii iazyk" [Early unpublished Russian translations of Orbis Sensualius

References

Pictus by John Amos Comenius]. VestnikPSTGU. Ser. IV: Pedagogika. Psikhologiia, 45, p. 1130 (in Russian).

Bezrogov V. (2017) "Torzhestvo raznorechiia: Orbis sensualium pictus v kontekste pervykh pereizdanii (1653-1703)" [The triumph of many languages: Orbis sensualium pictus in the context of its first reprints (1653-1703)], in Nasledie Yana Amosa Komenskogo: vzgliad iz XXI veka: Materialy mezhdunarodnogo nauchno-prakticheskogo foruma (Sankt-Peterburg, 7—8 iiunia 2017g.) [The legacy of John Amos Komensky: A view from the 21st century: Materials of the international scientific and practical forum (Saint Petersburg, June 7-8, 2017)]. St. Petersburg, p. 105-117 (in Russian).

Bezrogov V. (2018) "Die un/sichtbare Welt: retseptsiia Orbis Sensualium Pictus Ia. A. Komenskogo v Rossii 1-oi pol. XVIII v.: obrazovatel'nye praktiki i rannie perevody" [Die un/sichtbare Welt: Reception of J. A. Komensky's Orbis Sensalium Pictus. Pedagogical practices and early translations]. Detskie chteniia, 13, 1, p. 220-284 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Bezrogov V. (2018) "Posobie Komenskogo Vestibulum v russkoyazychnom regione: k istorii pervykh perevodov" [Komensky's handbook Vestibulum in the Russian-speaking region: On the history of the first translations]. Intellektual'nye traditsii v proshlom i nastoiashchem (issledovaniia iperevody), 4, p. 29-59 (in Russian).

Bezrogov V. (2019) "Uchebnik sredi istoriko-pedagogicheskikh istochnikov" [School textbook as a source for the history of education], in Istochniki issledovaniia opedagogicheskomproshlom: interpretatsiia problem i problemy interpretatsii. Sbornik nauchnykh trudov mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Sources of research on the pedagogical past: Interpretation of problems and problems of interpretation. Collection of scientific papers of the international scientific and practical conference]. Moscow, p. 246-252 (in Russian).

Bezrogov V., Kurovskaya Yu. (2016) "K istorii nazvanii uchebnykh knig kak sposobov organizatsii obrazovatel'noi informatsii: Orbis pictus Komenskogo" [On the history of the titles of educational books as ways of organising educational information: Komensky's Orbis pictus"], in Simvolicheskaia vselennaia rebenka: mezhdu informatsiei i znaniiami [Symbolic universe of the child: Between information and knowledge]. St. Petersburg, p. 217-224 (in Russian).

Bezrogov V., Kurovskaya Yu. (2016) "Mezhdunarodnyi aspekt obrazovatel'nogo prostranstva: Orbis pictus Komenskogo kak proekt uchebnika dlia vsekh stran" [International aspect of the educational space: Komensky's Orbis pictus as a textbook project for all countries], in Informatsionnoe prostranstvo i deti: obrazovatel'nye vozmozhnosti i manipuliativnye vozdeistviia [Information space and children: Educational opportunities and manipulative effects]. St. Petersburg, p. 298-306 (in Russian).

Bezrogov V., Kurovskaya Yu., Levinson K. (2017) "Pictura et educatio v preddverii Komenskogo: illyustratsiia mezhdu drobnost'iu i tselostnost'iu v zapadnoevropeiskikh uchebnikakh nachala XVII veka" [Pictura et educatio. In anticipation of John Amos Comenius: Illustrations in Western European textbooks of the early 17th century"]. Psikhologo-pedagogicheskii poisk, 2 (42), p. 26-44 (in Russian).

Komenskii Yan A. (1957) Mirchuvstvennykh veshchei v kartinkakh [The visible world in pictures]. Moscow (in Latin and Russian).

Levinson K., Kurovskaya Yu., Bezrogov V. (eds) (2017) Shkolnye posobiia rannego Novogo vremeni: ot Chasoslova k Orbis sensualium pictus [Early modern schoolbooks: From prayer-book to Orbis sensualium pictus]. Moscow (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.