ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ ЦИВИЛИЗАЦИЙ ВОСТОКА И ЗАПАДА
УДК 371.671.11
Ю. Г. Куровская
Доктор педагогических наук, кандидат филологических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой по глобальному образованию ФГБНУ "Институт стратегии развития образования Российской академии образования" г. Москва
E-mail: kurovskaja@ mail.ru
Yulia G. Kurovskaya
Dr. Sc. (Education), PhD (Philology), Associate Professor,
Deputy Head of the Chair on Global Education of the Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow,
СТИХИЯ «ВОДА» В УЧЕБНИКЕ
Я. А. КОМЕНСКОГО ORBIS SENSUALIUM PICTUS
Статья продолжает рассмотрение стихий, представленных в Orbis sensualium pictus Яна Амоса Коменского. В центре внимания находится концепт Aqua, предлагаемый ученику в ходе освоения им стихии воды как элемента мира в энциклопедии видимого и познаваемого. Для структуры учебника характерна зеркальность. С одной стороны, мы видим визуальный ряд, пронумерованный в соответствии с тем, как устроен языковой материал. С другой стороны — языковой ряд, включающий собственно текст (описание концепта) и словарь. Лексемы в точности повторяют визуальную картинку. Текст конкретен, последователен и логичен. Величие и значимость стихии воды подчеркивается за счет ее субъек-тивации. Представленная Яном Коменским картина стихии воды показывает божественную силу мироздания, понимание которого приближает человека к Богу и помогает осознать себя и свое место в природном мире.
Ключевые слова: история педагогики, Ян Амос Коменский, Orbis pictus, педагогическая семиология, концепт, учебник, иллюстрация.
Введение. Данная работа является продолжением когнитивно-лингвистического исследования, посвященного стихиям, представленным Яном Амосом Коменским в его Orbis sensualium pictus. Для анализа использовано нюрнбергское двуязычное (латинско-немецкое) издание, вышедшее в свет
Как цитировать статью: Куровская Ю. Г. Стихия «Вода» в учебнике Я. А. Коменского Orbis sensualium pictus // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 2, № 4 (53). С. 66-73. DOI: 10.24411/2224-0772-2018-10018
в 1698 году [11]. Концепт Aqua раскрывается Коменским последовательно и сам по себе, и в единстве с другими тремя стихиями: огнем (см.: [6]), воздухом и землей. В настоящей статье мы сосредоточимся на том, как «Вода» устроена и чем наполнена.
Цель статьи — когнитивно-лингвистическое описание концепта Aqua, изображенного и описанного Я. А. Коменским в Orbis Pictus.
Методология и методы исследования. В процессе анализа темы «Вода» в учебнике Коменского нами применены методы педагогической семиологии, семиотики, когнитивной лингвистики и дискурс-анализа [3; 4; 5; 7; 10; 13], историко-педагогической текстологии [1; 8; 9; 12; 15].
Результаты исследования. Что же представляет собой Aqua в учебной книге Orbis sensualium pictus? (Рис. 1). Среди 150 глав книги две раскрывают тему непосредственно. Возьмем для анализа именно их как раскрывающих базовую лексику концепта, ее взаимосвязи. В этих главах Коменский работает с «Водой» именно как со стихией в целом. Одна из глав имеет такое же название, как и сам концепт Aqua, а другая, следующая — Nubes («Облака»).
JOH. AMOS COMENII
ORBIS SEN
SUALIUM PICTUa
Hw ,fli
Omni um fuaiLiocuuiium In nramio refuta, Se ¡n vid
Piéhira & Nomenclatura.
Eduti taühf v tm,яJMUT,,U» Ti*ul',tu¡n juxtk Mi УаслЬакгыш Indkr.
ШАФШиШг.
M«:
au« TCrn«pm(lín Welt iHrtgc/ unt) ícbm««
VmubtungfN/
ЗЗогЫ&шч uns ß«iamun<].
Vlilíí MIm Ánf «kjf / и IIb an FkUfl Oma wtbfíwl 1 MI» ttui
tlW-n»romi.ätt«i«rt.
_ fnC
C.» dr,u Я ínW. Змт. ы. МпвжЛ, a Smf Hr¿h Pol«. «4 UBmliSéxm. NOH1BER Oí, SjImfiblM Micuálti* * JoanXII Fuiofttci E»Dtlll. Лмао Stluú tb be XCV11L
Рис. 1. Orbis sensualium pictus (1698)
Семантическая доминанта (лексема «вода») в разных контекстах двух глав упоминается пять раз: в названии раздела и четыре раза в тексте, где автор показывает разные состояния воды: «вода бьет ключом»; «из воды подымается пар»; «капля, упавшая в воду, образует пузырь»; «замерзая, вода превращается в лед». Ученику дается многомерное представление о воде.
Коменский работает в рамках латинских словарей своего времени. Латинское слово аqua имело несколько значений, прежде всего: вода; водоем; ручей; дождь; место для водопоя; водяные часы; баня (обычно во мн.ч.), метонимически — море [14].
В концепте Aqua у Яна Коменского вода активна на протяжении всего концептуального пространства. Она — живая — «живет» на земле в ключе, потоке, ручье, пруду, реке, водовороте, болотах, море, заливах, проливах. У этой — живой — воды очерчены границы в виде берегов речных и морских; мысов, островов, полуостровов, перешейков.
Другая вода появляется в виде пара, подымающегося вверх от земли вон, и тумана. По мнению Ю. С. Степанова [10], такая вода в мифологических концептах полагалась мертвой, но у Коменского она таковой не показана ни на иллюстрациях, ни в тексте. Это и облако, туча, из которых вниз к земле льется живая вода — дождь, ливень, град (замерзший дождь), снег (полузамерзший дождь). Теплый дождь вызывает окислы металлов, бурые пятна на растениях и лужах. У Коменского есть и радуга, и пузыри, и пена. Автор демонстрирует также лед (замерзшую воду), иней (замерзшую росу). Из насыщенных водой туч вырывается гром и посылает молнию.
Как видим, в Orbis Pictus вода изображена в разных значениях: небесная и земная, в водоемах, в виде осадков, замерзшей и нагретой. Во всех случаях вода — активная, мощная, неконтролируемая человеком, истинная Стихия.
Когнитивные признаки концепта Aqua Коменский сначала представляет в виде символов (пронумерованных картинок) и далее дублирует их в виде знаков (лексем и предложений), именуя и описывая в учебном тексте соответствующего раздела (рис. 2-3).
Реконструируя его логику, эти концептуальные признаки можно разделить на две группы:
Группа 1. Вода земная
1. Вода — вместилище: ключ, поток, ручей, пруд, река, водоворот, болото, море, залив, пролив.
Рис. 2-3. Концепт Aqua (разделы VI-VII)
2. Вода (подразумеваемая) — граница для суши: берега речные и морские; мысы, острова, полуострова, перешейки.
3. Вода — состояние: пар, туман, пузыри, пена, лед (замерзшая вода), иней (замерзшая роса).
Группа 2. Вода небесная
4. Вода — вместилище: облако, туча.
5. Вода — осадки: дождь, ливень, замерзший дождь (град), полузамерзший дождь (снег), теплый дождь, гром, молния.
6. Вода — состояние: радуга.
В пособии предлагаются небольшие по объему тексты, построенные на элементарной лексике и простом синтаксисе. За кажущейся простотой, однако, мастерски подается содержательное многообразие когнитивных признаков, в полной мере раскрывающих смысл и значение водной стихии в мире, окружающем ребенка, вступающего во взрослую жизнь.
Основным средством для яркости и выразительности изучаемого концепта является субъективация стихии воды, выполняющая одновременно функцию ее «опредмечивания» для ученика: Вода бьет / стекает / течет / стоит / кружится: «Aqua» «scatet <.. .> defluit <.. .> manat <.. .> stat <.. .> fluit <.> «gyratur» [11, p. 17]. Из воды поднимается пар: «Ex aqua ascendit vapor» [11, p. 18]. Гром, который, вырываясь из тучи со сверканием, грохочет и посылает молнию: «Tonitru fit ex / Vapore sulphureo, / quod erumpens e Nube / cum Fulgure, 11. / tonat & / fulminat [11, p. 19].
Вода, данная в разных состояниях, неслучайно сделана субъектом высказывания. Из-за такого эффекта она персонифицирована. Посредством персонификации главного объекта дискурса Коменскому удается наглядно показать активное начало и суть воды, продемонстрировать ее мощь. Вода всегда величава, сильна, наделена магической силой изменения себя и мира вокруг.
Можно предположить, что, по задумке Коменского, ученик, получивший сильное эмоциональное впечатление, должен был воспринимать этот элемент мира и относиться к нему как к могучему творению природы, ожившему на страницах его учебника, а сам концепт прочно отложится в его сознании.
Прямое толкование понятия Aqua, составляющее ядро концепта, выражено в полной мере: вода показана как водное пространство, водоем, как осадки. Периферийные смыслы (следующие за основным) появля-
ются в других темах: вода в водяных часах — в теме «Часы», плавание — в «Водоплавающих птицах», «Плавании», «Передвижении по водам», вода есть в «Колодце» и в «Бане». В теме стихии Коменский показывает ее макроперемещение как основу мира. Темой «Кораблекрушение» он показывает пределы его упорядоченности. Человек (читатель / ученик) может вырыть колодец или провести канал вдоль городских стен, но он лишь подмечатель того, как устроена и живет природа.
Заключение. Предлагаемое ученику видение складывается из множества когнитивных признаков — сегментов изучаемого концепта (картинок мира), отображающих разные состояния воды. Концепт Aqua в книге Коменского прочно укоренен в мире, основой которого он является, который пронизывает и скрепляет. Для композиции разделов Orbis sensualium pictus характерна двусторонность: с одной стороны, языковой материал, включающий собственно текст, описывающий концепт, и словарь, дающий перевод основных лексем темы; с другой стороны, визуальный ряд, иллюстрации в котором пронумерованы в соответствии со структурой языкового материала.
Эта двусторонность дополнена двуязычием. Концепт формируется во взаимодействии одного изображения и двух языков, один из которых — родной язык обучающихся. Обе версии самого текста о воде — «без воды», изложение темы точно, последовательно и логично. Величие и значимость стихии воды подчеркивается стилистически — вода активно проявляет себя в разных ипостасях. Такая картина стихии воды лишний раз подчеркивает божественную силу мироздания, понимание которого приближает человека к Богу и помогает осознать себя и свое место в мире, окружающем нас. На примере концепта Aqua становится очевидным, что «проводимый наставником по разным сферам мира и проходя вслед за ним каждую из сфер по нескольку раз, восходя к совершенству познаний, ученик в глазах Коменского осуществляет собственное предназначение быть учеником, внимать наставнику, расширять и углублять постижение мира и через это — его Творца» [2, c. 305-306].
Работа выполнена в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» (№ 27.8520.2017/БЧ).
Литература
1. Безрогов В. Г. К вопросу о ранних переводах «Orbis sensualium pictus» Яна Амоса
Коменского на русский язык // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. IV. Педагогика. Психология. 2017. № 45 (2). С. 11-30.
2. Безрогов В. Г., Куровская Ю. Г. Международный аспект образовательного пространства: Orbis pictus Коменского как проект учебника для всех стран // Информационное пространство и дети: образовательные возможности и манипулятивные воздействия: сб. науч. трудов. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2016. С. 298-306.
3. Карасик В. И. Языковое проявление личности. М.: Гнозис, 2015. 384 с.
4. Кибрик А. Е. Когнитивный подход к языку // Язык и мысль: современная когнитивная лингвистика. М.: Языки славянской культуры, 2015. C. 29-59.
5. Кристева Ю. Семиотика. Исследования по семанализу. СПб.: Академический проект, 2015. 288 с.
6. КуровскаяЮ. Г. Стихия «Огонь» в «Мире чувственных вещей в картинках» Яна Амоса Коменского // Я. А. Коменский и современность: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2018. С. 41-51.
7. Лукацкий М. А. Педагогическая семиология: контуры становления // Ценности и смыслы. 2015. № 6 (40). С. 56-64.
8. Марчукова С. М. Эвристический потенциал наследия Коменского: опыт современного осмысления // Психолого-педагогический поиск. 2017. № 2 (42). С. 57-66.
9. Рыбаков В. В. Ян Амос Коменский и Библия (на примере учебника для начального обучения Vestibulum) // Психолого-педагогический поиск. 2017. № 1 (41). С. 80-89.
10. Степанов Ю. С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. 824 с.
11. Comenius J. A. Orbis sensualium pictus. Hoc est: Omnium fundamentalium in mundo rerum, et in vita actionum, Pictura et Nomenclatura. Editio auctior et emendatior, cum Titulorum juxta atq[ue] Vocabulorum Indice. Die sichtbare Welt. Das ist / Aller vornemsten Welt-Dinge / und LebensVerrichtungen / Vorbildung und Benahmung. Noribergae, Sumtibus Michaelis & Joannis Friderici Endteri, Anno Salutis M DC XCVIII (1698).
12. Fijatkowski A. A Latin Text of the "Vocal Alphabet" in the Orbis Sensualium Pictus of J. A. Comenius // Studia Comeniana et Historica. 2007. Roc. 37. S.164-179.
13. Lakoff G., Johnson M. Metaphors We Live By. With a new Afterword. London: The University of Chicago press, 2003. 256 p.
14. Numen. The Latin Lexicon [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://latinlexicon.org/ index.php (дата обращения: 22.07.2018).
15. Richter M. Die Heilige Schrift, die "Drei BUcher Gottes" und "das Buch" des Comenius // Orbis Comenianus. Volume I: Comenius and the Problem of Interdisciplinarity / Redakcja A. Borkowski i R. Mnich. Siedlice: IKR[i]BL, 2017. S. 37-54.
ELEMENT "WATER" IN THE JOHN AMOS COMENIUS'S "THE VISIBLE WORLD IN PICTURES"
The article looks closely at the elements presented in the "Orbis Sensualium Pictus" by John Amos Comenius. This time the author dwells on the concept of 'Aqua. The student is introduced to the concept of water as an essential element of the world through pictures of the visible world contained in the Encyclopedia. The sections related to the bilingual concept mirror each other. On the one hand, we see a visual series, numbered in the order the author arranges the language material. On the other hand, we see the language series, which includes the actual text describing the concept and the glossary with the translation of the main lexical units on the topic. These correspond exactly to the visual picture. The text is extremely precise, consistent and logical. Comenius emphasizes the greatness and significance of the element of water stylistically through the personification of water, which manifests itself in various hypostases. The picture of the element of water by John Comenius suggests the idea of the divine power of the universe, which brings man closer to God and helps them to find their place in the surrounding world.
I №. r. KypoBCKaq
Keywords: history of education, John Amos Comenius, Orbis pictus, pedagogical semiology, concept, textbook, illustration.
References
• Bezrogov V. G. K voprosu o rannih perevodah «Orbis sensualium pictus» Yana Amosa Komenskogo na russkij yazyk // Vestnik Pravoslavnogo Svyato-Tihonovskogo gumanitarnogo universiteta. Ser. IV. Pedagogika. Psihologiya. 2017. № 45 (2). S.11-30 [In Rus].
• Bezrogov V. G., Kurovskaya Yu. G. Mezhdunarodnyj aspekt obrazovatel'nogo prostranstva: Orbis pictus Komenskogo kak proekt uchebnika dlya vsekh stran // Informacionnoe prostranstvo i deti: obrazovatel'nye vozmozhnosti i manipulyativnye vozdejstviya: sb.nauch.trudov. SPb.: Izd-vo Politekhn. un-ta, 2016. S. 298-306. [In Rus].
• Comenius J. A. Orbis sensualium pictus. Hoc est: Omnium fundamentalium in mundo rerum, et in vita actionum, Pictura et Nomenclatura. Editio auctior et emendatior, cum Titulorum juxtà atq[ue] Vocabulorum Indice.— Die sichtbare Welt. Das ist / Aller vornemsten Welt-Dinge / und LebensVerrichtungen / Vorbildung und Benahmung. Noribergae, Sumtibus Michaelis & Joannis Friderici Endteri, Anno Salutis M DC XCVIII (1698).
• Fijatkowski A. A Latin Text of the "Vocal Alphabet" in the Orbis Sensualium Pictus of J. A. Comenius // Studia Comeniana et Historica. 2007. Roc. 37. C. 77-78. S.164-179.
• Karasik V. I. Yazykovoe proyavlenie lichnosti. M.: Gnozis, 2015. 384 s. [In Rus].
• Kibrik A. E. Kognitivnyj podhod k yazyku // Yazyk i mysl': sovremennaya kognitivnaya lingvistika / Sost. A. A. Kibrik, A. D. Koshelev; red. A. A. Kibrik, A. D. Koshelev, A. V. Kravchenko, Yu. V. Mazurova, O. V. Fedorova. M.: Yazyki slavyanskoj kul'tury, 2015. C. 29-59. [In Rus].
• Kristeva Yu. Semiotika. Issledovaniya po semanalizu. SPb.: Akademicheskij proekt, 2015. 288 s. [In Rus].
• Kurovskaya Yu. G. Stihiya «Ogon'» v «Mire chuvstvennyh veshchej v kartinkah» Yana Amosa Komenskogo // Ya. A. Komenskij i sovremennost': mat-ly Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. M.: FGBNU «Institut strategii razvitiya obrazovaniya Rossijskoj akademii obrazovaniya», 2018. S. 41-51. [In Rus].
• Lakoff G., Johnson M. Metaphors We Live By. With a new Afterword. London: The University of Chicago press, 2003. 256 p.
• Lukackij M. A. Pedagogicheskaya semiologiya: kontury stanovleniya // Cennosti i smysly. 2015. № 6 (40). S. 56-64. [In Rus].
• Marchukova S. M. Evristicheskij potencial naslediya Komenskogo: opyt sovremennogo osmysleniya // Psihologo-pedagogicheskij poisk. 2017. № 2 (42). S. 57-66. [In Rus].
• Numen. The Latin Lexicon [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://latinlexicon.org/index.php (data obrashcheniya: 22.07.2018).
• Richter M. Die Heilige Schrift, die „Drei Bücher Gottes" und „das Buch" des Comenius // Orbis Comenianus. Volume I: Comenius and the Problem of Interdisciplinarity / Redakcja A. Borkowski i R. Mnich. Siedlice: IKR[i]BL, 2017. S. 37-54.
• Rybakov V. V. Yan Amos Komenskij i Bibliya (na primere uchebnika dlya nachal'nogo obucheniya Vestibulum) // Psihologo-pedagogicheskij poisk. 2017. № 1 (41). S. 80-89. [In Rus].
• Stepanov Yu. S. Konstanty. Slovar' russkoj kul'tury. Opyt issledovaniya. M.: Shkola «Yazyki russkoj kul'tury», 1997. 824 s. [In Rus].