Научная статья на тему 'ЖИЗНЬ КАК АНТОЛОГИЯ: ПУТЬ УЧИТЕЛЬСТВА И УЧЕНИЧЕСТВА В. Г. БЕЗРОГОВА'

ЖИЗНЬ КАК АНТОЛОГИЯ: ПУТЬ УЧИТЕЛЬСТВА И УЧЕНИЧЕСТВА В. Г. БЕЗРОГОВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТОЛОГИЯ / УЧЕНИЧЕСТВО / В. Г. БЕЗРОГОВ / ИНСТИТУТ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ / ANTHOLOGY / APPRENTICESHIP / VITALY BEZROGOV / INSTITUTE FOR STRATEGY OF EDUCATION DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN ACADEMY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пичугина Виктория Константиновна

Статья представляет собой попытку осмысления особенностей научного пути члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, главного научного сотрудника Лаборатории истории педагогики и образования Института стратегии развития образования РАО Виталия Григорьевича Безрогова (1959-2019). Рассматривается одно из направлений его научных исследований, связанное с изучением истории учебных текстов и популяризацией историкопедагогических источников в современных учебных пособиях. Одним из результатов этого изучения стало создание нескольких десятков антологий и хрестоматий, в которых Виталий Григорьевич был составителем, редактором, переводчиком, автором комментариев или предисловий. Подготовка антологий заняла около двадцати лет и стала своеобразным путем учительства/ученичества, части которого Виталий Григорьевич проходил с теми, кому он помогал в работе над той или иной книгой. Автор данной статьи была одним из участников временного научного коллектива, который последние три года под руководством Виталия Григорьевича готовил серию антологий западного педагогического наследия в рамках государственного задания Института стратегии развития образования Российской академии образования. Многоаспектность результатов работы коллектива свидетельствует об особом подходе к делу, который демонстрировал Виталий Григорьевич. Его научная жизнь была своеобразной антологией, в которую коллеги и ученики вошли как тексты с разными, но близкими ему контекстами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIFE AS ANTHOLOGY: VITALY BEZROGOV'S PATH OF TEACHING AND LEARNING

This article is an attempt to develop an understanding of characteristic features of scientific heritage of Vitaly Bezrogov (1959-2019), Doctor of Sciences in Education, Corresponding Member of the Russian Academy of Education, leading researcher of the Laboratory of History of Pedagogy and Education, Institute for Strategy and Theory of Education of Russian Academy of Education. The article deals with one direction of his academic work which related to the study of history of educational texts and to promoting historical and pedagogical sources in present-day study materials. One of the results of this study came to be making of tens of anthologies and collections of texts, in which Vitaly Grigoryevich was editor, translator, author of commentaries and introductions. The preparation of the anthologies had taken about twenty years and became a unique path of teaching/learning, the parts of which he went through with those who helped him in the work on these books. The author of this article was one of the members of an ad hoc research group that for the last three years had been preparing under guidance of Vitaly Grigoryevich a series of anthologies of Western pedagogical legacy in the framework of a special state assignment to the Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education. The multidimensional character of this team's work, in which about thirty people were involved, demonstrates a special approach to research, typical of Vitaly Bezrogov. His scientific life was a kind of anthology, and his colleagues and students entered it like different but congenial texts.

Текст научной работы на тему «ЖИЗНЬ КАК АНТОЛОГИЯ: ПУТЬ УЧИТЕЛЬСТВА И УЧЕНИЧЕСТВА В. Г. БЕЗРОГОВА»

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ

Вестник ПСТГУ

Серия IV: Педагогика. Психология.

2020. Вып. 57. С. 61-73

DOI: 10.15382МигГУ202057.61-73

Пичугина Виктория Константиновна, д-р пед. наук, профессор РАО вед. науч. сотрудник Лаборатории истории педагогики и образования Институт стратегии развития образования РАО Российская Федерация, 105062, г. Москва, ул. Жуковского, 16;

Pichugina_V@mail.ru ОИСГО 0000-0002-1195-725Х

Жизнь как антология:

ПУТЬ УЧИТЕЛЬСТВА И УЧЕНИЧЕСТВА В. Г. БЕЗРОГОВА*

В. К. Пичугина

Аннотация: Статья представляет собой попытку осмысления особенностей научного пути члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, главного научного сотрудника Лаборатории истории педагогики и образования Института стратегии развития образования РАО Виталия Григорьевича Безрогова (1959—2019). Рассматривается одно из направлений его научных исследований, связанное с изучением истории учебных текстов и популяризацией историко-педагогических источников в современных учебных пособиях. Одним из результатов этого изучения стало создание нескольких десятков антологий и хрестоматий, в которых Виталий Григорьевич был составителем, редактором, переводчиком, автором комментариев или предисловий. Подготовка антологий заняла около двадцати лет и стала своеобразным путем учительства/ученичества, части которого Виталий Григорьевич проходил с теми, кому он помогал в работе над той или иной книгой. Автор данной статьи была одним из участников временного научного коллектива, который последние три года под руководством Виталия Григорьевича готовил серию антологий западного педагогического наследия в рамках государственного задания Института стратегии развития образования Российской академии образования. Многоаспектность результатов работы коллектива свидетельствует об особом подходе к делу, который демонстрировал Виталий Григорьевич. Его научная жизнь была своеобразной антологией, в которую коллеги и ученики вошли как тексты с разными, но близкими ему контекстами.

Ключевые слова: антология, ученичество, В. Г. Безрогов, Институт стратегии развития образования Российской академии образования.

* Выполнено в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» на 2017—2020 гг. № 27.8089.2017/БЧ «Реализация потенциала историко-педагогических исследований в современном педагогическом образовании».

Твой ученик стал намного круче, ученее, знающее и понимающее в науке, полон невероятных задумок, выходит на высокие полеты и проекты в масштабах сотрудничества многих стран.

Это счастливая грусть и радость — когда он находит время делиться с тобой своими планами, задумками и находками. Банальное педагогическое счастье со слезами на глазах? С любимым учеником все происходит именно так.

Но почему тогда и радостно, и грустно? Потому что с любимым учеником срастается часть души прошлого наставника, которого ученик уже перерос, но с которым наставник никак не может расстаться.

Суметь поучиться у ученика, чтобы смочь пройти с ним по жизни еще и еще.

Ученик становится учителем, учитель — учеником.

И это славно: они продолжают быть вместе.

В. Б., 2 апреля 2018 г.

Очень трудно было писать эту статью, а еще труднее — выбирать к ней эпиграф, потому что это не просто текст, а звучащий голос, с хорошо знакомыми вопросительными интонациями и эмоциональной окраской рассуждений. Голос человека, утрату которого трудно принять, потому что внутренний диалог с ним продолжается практически ежедневно. Виталий Григорьевич Безрогов (1959—2019) для меня не только коллега и друг. Более четырнадцати лет он с энтузиазмом брал на себя роль моего учителя не по формальным признакам, а по сути. В наших научных обсуждениях и спорах действительно часто рождалась истина, чему он умел по-детски радоваться. Вероятно, именно это эмоциональное состояние Виталий Григорьевич и назвал «сращением душ», когда трудно понять, кто кому учитель или ученик.

Изучение феноменов учительства и ученичества было осуществлено им на достаточно большой хронологической дистанции, где были выделены периоды, когда учительство и ученичество существовали параллельно или вынужденно сливались1. Его понимание ученичества было близко к античной педагогической традиции, где ученичество находилось на границе между «чудом» и «принуждением», «гармонией» и «риском борьбы» с неудачей: «И нет ученичества без разрыва с учителем, без отлепления от него и противопоставления или, по крайней мере, противостояния ему»2. В авторской монографии он указывает на парадокс ученичества: это достаточно личная сфера, которую в истории педагогики часто вынуждали стать чуть более публичной, чем этого бы хотелось учителю и ученику3. Им неоднократно подчеркивалось, что отношения учительства-ученичества могут длиться годами, быть менторством, пасторством или чем-то иным, но всегда связанным с образовательными практиками продолжения одного человека в другом.

1 См.: Учитель и ученик: становление интерсубъектных отношений в истории педагогики Востока и Запада (цивилизации Древности и Средневековья): коллективная монография / Под ред. Н. Б. Баранниковой, В. Г. Безрогова. М., 2013.

2 Безрогов В. Г. Педагогика ученичества в традиционном мире // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Сер.: Педагогические и психологические науки. 2013. № 13 (32). С. 25.

3 См.: Безрогов В. Г. Традиции ученичества и институт школы в древних цивилизациях. М., 2008.

Стиль научного руководства Виталия Григорьевича часто строился как проецирование своей научной мечты (некогда сбывшейся для него или так и оставшейся мечтой) на учеников. Он всегда хотел для них лучшего и большего, если видел, что его слушают и слышат. У Виталия Григорьевича было желание обогревать всех учеников своим научным теплом: помогать, поддерживать, подталкивать и подсказывать, не жалея сил и времени. Как мне кажется, особую радость у него вызывало, если тот или иной этап научного пути его ученик проходил быстрее или лучше, чем некогда он проходил сам. Говорят, что сравнение уводит от истины. Соглашусь только в том случае, если речь идет о негативной коннотации; в позитивной — сравнение как раз и ведет к истине, когда, например, сравнив себя с другим, ты считаешь его рост/успех своей радостью/удачей. Для Виталия Григорьевича «педагогическое счастье» было чем-то вроде рукотворного чуда, для создания которого у него всегда находились силы. Его собственный путь ученичества не всегда был прост и легок, а потому он старался упростить и облегчить его другим — тем, кто, как и он, искренне выбрали научный путь.

Среди множества направлений научных исследований4, в которых работал Виталий Григорьевич, вероятно, одним из самых близких его сердцу было направление, связанное с изучением истории учебных текстов и популяризацией текстов педагогического прошлого в современной учебной литературе. Одним из результатов этого изучения стало несколько десятков антологий и хрестома-тий5, в которых он выступал в роли составителя, переводчика, автора комментариев и предисловий. В серии антологий западного педагогического наследия, над которой мы с Виталием Григорьевичем работали последние три года, при его жизни вышел только первый том6, а два других находятся на этапе предпечатной подготовки. Подготовка многочисленных антологий, подразумевающая глубокое погружение в тексты и контексты, в какой-то момент стала для Виталия Григорьевича много большим, чем просто научный поиск. Это явилось своеобразным путем учительства/ученичества, части которого он проходил с теми, кому он помогал в работе над той или иной книгой.

Авторы-составители и переводчики, работающие над той или иной антологией под руководством или при участии Виталия Григорьевича, de jure становились временным научным коллективом, а de facto становились «живым орга-

4 См.: Пичугина В. К. «Лицом к лицу...»: к юбилею В. Г. Безрогова // Историко-педагогический журнал. 2019. № 3. С. 11—15.

5 Антология педагогической мысли христианского Средневековья: учебное пособие: в 2 т. / В. Г. Безрогов, О. И. Варьяш, сост., вступ. ст. и общ. ред. М., 1994; От глиняной таблички — к университету. Образовательные системы Востока и Запада в эпоху древности и средневековья: учеб. пособие / В. Г. Безрогов и др.; проф. Т. Н. Матулис, ред. М., 1998; Послушник и школяр, наставник и магистр. Средневековая педагогика в лицах и текстах: учеб. пособие / В. Г. Безрогов, вступ. ст.; П. Ю. Уваров, послесл. М., 1996; Соломон и «литература премудрости» / В. Г. Безрогов, сост. и авт. предисл. М., 1997; Кей-Кавус / В. Г. Безрогов, сост. и авт. предисл. М., 2000; Блаженный Августин / В. Г. Безрогов, сост. и авт. предисл. М., 2002; Религиозная социализация и конфессиональный конфликт: документы и материалы / В. Г. Безрогов, сост. М., 2003; Апостол Павел и другие ученики Христа / В. Г. Безрогов, сост. и авт. предисл. М., 2008 и др.

6 Антология педагогического наследия древней Греции и древнего Рима / В. К. Пичугина, В. Г. Безрогов, сост. М., 2019.

низмом», похожим на конструктор Lego, который был способен к постоянной пересборке, т. е. образованию все новых и новых коллективов «по интересам». Так произошло и с ВНИКом, готовящем к изданию серию антологий западного педагогического наследия в рамках государственного задания Института стратегии развития образования Российской академии образования. Официальной целевой установкой для ВНИКа, руководителем которого являлся Виталий Григорьевич, было комплексное историко-педагогическое исследование по разработке и апробации методологических подходов, позволяющих создавать учебные пособия нового поколения. Работа была направлена на привлечение внимания исследователей, учителей и преподавателей к новым способам репрезентации текстовых свидетельств, отражающих особенности педагогического наследия Античности, Средневековья, Возрождения, Нового времени и культур Востока. Талант Виталия Григорьевича заключался в том, что над целым комплексом научных задач и тремя книгами (работа над четвертой началась после его смерти) работали около тридцати человек (при официальном составе группы — четыре человека). Полученные ВНИКом результаты можно условно разделить на три группы, каждая из которых демонстрирует нестандартный способ руководства и оригинальность научных взглядов Виталия Григорьевича.

Первая группа результатов позволила сформировать отдельные концептуальные положения о сложностях и возможностях реализации потенциала историко-педагогических исследований с учетом социального запроса и тенденций развития современного педагогического образования. Были изучены истоки антологического принципа в античных представлениях о памяти и выделены античные авторы, которые осознанно брали на себя роль составителей-комментаторов и ставили целью сделать чужие тексты доступными7. Сформулировано авторское определение антологии как формы исторической памяти, которая возникает в пространстве между благоговейностью и бесцеремонностью отношения к текстам в рамках конкретной культуры8. Это пространство оформилось в античном прошлом и продолжает существовать в современном настоящем, где также существуют санкционированные и несанкционированные воспоминания и модели памяти, которые репрезентируются с педагогическим умыслом. Было представлено оригинальное понимание структуры и содержания современной антологии по истории педагогики как рамки видения дисциплины «История

7 См.: Pichugina V., Bezrogov V. Pedagogical Legacy ofthe Classical Antiquity in Anthologies and Source Books: Toward the Sources for Education's Digital Content // 2017 International Conference "Education Environment for the Information Age" (EEIA-2017), Moscow, Russia, June 7—8, 2017. P. 173-181; Pichugina V., Bezrogov V., Volkova Ya. Quotation as the basis for education: the experience of "Anthology" by Ioannes Stobaeus // 2019 International Conference "Education Environment for the Information Age" (EEIA-2019), Moscow, Russia, June 4-5, 2019. Vol. LXIX. P. 630-638.

8 См.: Безрогов В. Г. Греко-латинские школьные диалоги как учебные пособия // Познание педагогического прошлого: концептуальные подходы, методы изучения, исследовательская проблематика: монография: в 2 т. М., 2018. С. 166-190; Пичугина В. К. Античные тексты in statu quo: истоки жанра педагогической антологии как формы исторической памяти // Диалог со временем. 2019. № 66. С. 19-36; Рыбаков В. В. Сборник афоризмов или книга для начального чтения в школе? Жанровое своеобразие «Дистихов Катона» // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. № 4 (53). Т. 2. С. 56-65.

педагогики» для студентов педагогических специальностей9 и основы для расширения содержания образования для учителя школы или преподавателя вуза. Отход от традиционного понимания антологии как совокупности хронологически выстроенных канонических, неканонических, неоканонических, второка-нонических и т. д. текстов позволил представить источники о педагогическом прошлом как некую постоянно расширяемую шкалу профессионального самосовершенствования, не слишком ограниченную канонами (художественными, идеологическими, техническими и т. д.).

Вторая группа результатов позволила апробировать новые методы классификации историко-педагогических источников, связанные с их распределением по различным образовательным институтам и институциям. Это сделало возможным оформить исследовательскую логику предъявления преподавателям вузов, учителям и будущим педагогам источников в жанре антологии. Были изучены древние истоки и современная критическая литература, касающаяся истории цитирования фрагментов древних текстов в учебных целях, а также изучены особенности репрезентации педагогических идей, нашедших отражение в текстах разных эпох и культур10. Отобранные источники сверялись по не-

9 См.: Безрогов В. Г., Пичугина В. К. Античное педагогическое наследие в антологиях и хрестоматиях: на пути к цифровым источникам содержания образования // Сборник научных трудов международной научно-практической конференции «Образовательное пространство в информационную эпоху» (EEIA-2017). М., 2017. С. 219—224; Пичугина В. К. Античное педагогическое наследие в содержании высшего педагогического образования // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2017. Т. 3. № 2. С. 213—224; Пичугина В. К. История педагогики в содержании высшего педагогического образования в условиях формирования нового образовательного пространства // Образование и общество. 2017. № 4 (105). С. 74—79; Пичугина В. К. История педагогики, сравнительная педагогика и педагогическое образование: проблемы и перспективы конструктивного взаимодействия // Педагогический журнал Башкортастана. 2017. № 4 (71). С. 57—61; Pichugina V., Bezrogov V. Educational landscape of the past for future // 2018 International Conference "Education Environment for the Information Age" (EEIA-2018), Moscow, Russia, June 5—6, 2018. P. 596—603; Безрогов В. Г. От белых классных стен до воска на табличках: образы школы в позднеантич-ных учебных текстах // Hypothekai. 2019. № 3. С. 223—249.

10 См.: Безрогов В. Г. Colloquium Harleianum как учебный текст // Cursor mundi: человек Античности, Средневековья и Возрождения: научный альманах, посвященный проблемам исторической антропологии. Иваново, 2017. Вып. 9. С. 6—21; Безрогов В. Г. Античное ученичество в понимании Цицерона и его христианские интерпретаторы // Hypothekai. 2017. № 1. С. 162—190; Зианшина Р. И. Гуманистический потенциал педагогической мысли ислама // Проблемы современного образования (сетевое издание). 2017. № 5. С. 9—15; Зианши-на Р. И. Педагогический потенциал исламской культуры // Методология этнопедагогического исследования: коллективная монография к 90-летию со дня рождения академика Г. Н. Волкова / А. Б. Панькин, В. К. Пичугина, ред. Элиста; М., 2017. С. 47—50; Зианшина Р. И., Беленко А. Ю. Идеи образования в мусульманском праве // Право и образование. 2018. № 5. С. 72—83; Зианшина Р. И. Гуманистические идеи просветительского движения Джадидов и их возможное развитие в современном мире // Источники исследования о педагогическом прошлом: интерпретация проблем и проблемы интерпретации: сб. научн. тр. Международных историко-педагогических чтений Института «Высшая школа образования» ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (20—21 сентября 2019). М., 2019. С. 615—620; Пичугина В. К. Многогранность педагогики Аврелия Августина: построение пай-дейи для христианина // Религия. Церковь. Общество. Научный альманах. 2018. № 4. С. 198—

скольким существующим переводам (или же выполнялся новый их перевод) и решалось, как стоит их представить в наиболее удобных для жанра антологии форме и объеме. Почти два десятка переводов, выполненных с древнегреческого, латыни, санскрита, английского, немецкого, японского и арабского языков, опубликованы на русском языке впервые и стали доступны широкому кругу читателей, интересующихся становлением и развитием древних педагогических традиций. Был изучен зарубежный опыт подготовки антологий по истории педагогической мысли и практики как жанра научно-учебной литературы для учителя — как действующего, так и подготавливаемого в системе педагогического образования11. Некоторые современные зарубежные исследования по истории педагогики и образования были переведены на русский язык и стали доступны русскоязычному читателю12.

Третья группа результатов нашла отражение в подготовке трех томов антологии о педагогическом прошлом («Антология педагогического наследия древней Греции и древнего Рима», «Антология педагогического наследия Средних веков, Возрождения и Реформации» и «Антологии педагогического наследия культур Востока»). В первом томе были представлены фрагменты переводов античных греческих и латинских сочинений, посвященных воспитанию и обучению подрастающих поколений (Платон, Ксенофонт, Аристотель, Диоген Лаэртский, Плутарх, Цицерон, Лукиан, Квинтилиан, Герод и др.). Источники в первом томе антологии подобраны и сгруппированы таким образом, чтобы представить античный город как совокупность образовательных пространств (образовательное пространство городской площади, пространство школы и пространство школ наставников, симпосий как образовательное пространство, театр как школа на сцене и особое образовательное пространство, образовательные пространства дома, спортивных школ и др.). Во втором томе антологии дана оригинальная трактовка исторического пути образовательной теории и практики от заверше-

210; Рыбаков В. В. Предисловие Я. А. Коменского к его учебнику Vestibulum («Преддверие») // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. № 5. С. 65—76; Безрогов В. Г. Образовательные пространства позднего Средневековья и раннего Нового времени в немецкой историко-педагогической науке // Историко-педагогический журнал. 2019. № 1. С. 155—177.

11 Безрогов В. Г., Пичугина В. К. Французский опыт создания антологий по истории педагогики // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. № 4 (53). Т. 2. С. 90—100; Безрогов В. Г., Пичугина В. К. Рамки для историко-педагогической антологии, или Скальпель Эллвуда Кабберли // Историко-педагогический журнал. 2018. № 2. С. 41—52.

12 См.: Фиялковский А. Латинский текст «звучащего алфавита» в «Orbis sensualium pictus» Я. А. Коменского / пер. Ю. Г. Куровской и В. Г. Безрогова // Ценности и смыслы. 2017. № 4 (50). С. 136—156; Креншоу Дж. Тема приобретения знаний в «литературе премудрости» древнего Востока / В. К. Пичугина, предисл., В. К. Пичугина, В. Г. Безрогов, перев. с англ. // Ценности и смыслы. 2018. № 4 (56). С. 149—161; Жуков А. А., Куровская Ю. Г. Вольфганг Ратке. «Всеобщая грамматика: в соответствии с методом преподавания Ратихия» / А. А. Жуков, перевод с нем. и комментарии к тексту; Ю. Г. Куровская, науч. ред., перев. // Ценности и смыслы. 2018. № 2 (54). С. 129—143; Масо С. Риск в образовательной стратегии Сенеки / В. К. Пичугина, А. П. Милошенко, перев., А. А. Санженаков, науч. ред. // Ценности и смыслы. 2019. № 2 (60). С. 26—48; Ибн Сухнун. Книга правил поведения для учителей / А. Ю. Беленко, Р. И. Зианши-на, перев., В. К. Пичугина, науч. ред. // Ценности и смыслы. 2019. № 3 (61). С. 118—137; Мит-сис Ф. Сенека о разуме, правилах и нравственном развитии / В. К. Пичугина, А. П. Милошен-ко, перев., В. К. Пичугина, комментарии // Ценности и смыслы. 2019. № 5 (63). С. 8—52.

ния Античности до начала Нового времени — процесса, заложившего основы европейских педагогических идей и современных образовательных институтов (школа, университет). В антологии истоки раннехристианских педагогических наставлений представлены фрагментами сочинений Тертуллиана, Оригена, Иоанна Златоуста, Иеронима Стридонского, Аврелия Августина и др. Репрезентированы фрагменты переводов сочинений, посвященных воспитанию и обучению подрастающих поколений (Георгий Сикеонский, Гонорий Августо-дунский, Кекавмен, Гуго Сен-Викторский, Псевдо-Боэций, Альвар Пелагий, Леон Баттиста Альберти, Филипп Меланхтон и др.). Исторические тексты даны в соответствии с образовательным контекстом среды, в которой они возникали и чей педагогический опыт они отражали и воплощали. В третьем томе антологии представлены фрагменты переводов шумерских, древнеегипетских, текстов на иврите, санскрите, на китайском, японском и других языках. Актуальность обращения к ним обусловлена постоянными контактами нашего государства с Востоком, активным присутствием в российском обществе выходцев с Востока, а также значительным контингентом учащихся школ, принадлежащих к буддистской и другим восточным культурам и традициям Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока. В построении антологии отражен исторический контекст их формирования с учетом взаимовлияния культур и диалога истории и современности. В четвертом томе антологии, по замыслу Виталия Григорьевича, планируется представить эволюцию идей о воспитании и развитии личности в корпусе текстов педагогического содержания, созданных в период ХУ11—Х1Х вв. в Западной Европе. Этот том, как и предыдущие тома, будет включать источники, обширный педагогический комментарий и примеры программ учебных курсов, помогающие преподавателю высшей школы и учителю использовать антологию для обновления содержания образования и разработки учебных материалов.

Научный коллектив работал на то, чтобы создать «научный продукт», в котором бы органично сочетались академический уровень подбора и комментирования уникальных памятников педагогической мысли конкретного хронологического периода и повседневной образовательной практики. Таких «продуктов» в жизни Виталия Григорьевича было много. Как много было и тех, кого он считал своими единомышленниками и учениками. Образно выражаясь, его научную жизнь можно назвать своеобразной антологией, в которую многие из читающих эти строки вошли как тексты с разными, но близкими ему контекстами. Наш дальнейший путь учительства/ученичества будет разным, но я уверена, мы всегда будем оглядываться назад и вспоминать, что в нашей жизни был Виталий Григорьевич.

Список литературы

Антология педагогического наследия древней Греции и древнего Рима / В. К. Пичугина,

В. Г. Безрогов, сост. М., 2019. Антология педагогической мысли христианского Средневековья: учебное пособие:

в 2 т. / В. Г. Безрогов, О. И. Варьяш, сост., вступ. ст. и общ. ред. М., 1994. Апостол Павел и другие ученики Христа / В. Г. Безрогов, сост. и авт. предисл. М., 2008.

Безрогов В. Г. Colloquium Harleianum как учебный текст // Cursor mundi: человек Античности, Средневековья и Возрождения: научный альманах, посвященный проблемам исторической антропологии. Иваново, 2017. Вып. 9. С. 6—21.

Безрогов В. Г. Античное ученичество в понимании Цицерона и его христианские интерпретаторы // Hypothekai. 2017. № 1. С. 162-190.

Безрогов В. Г. Греко-латинские школьные диалоги как учебные пособия // Познание педагогического прошлого: концептуальные подходы, методы изучения, исследовательская проблематика: монография: в 2 т. Т. 1. М., 2018. С. 166-190.

Безрогов В. Г. Образовательные пространства позднего Средневековья и раннего Нового времени в немецкой историко-педагогической науке // Историко-педагогический журнал. 2019. № 1. С. 155-177.

Безрогов В. Г. От белых классных стен до воска на табличках: образы школы в позднеан-тичных учебных текстах // Hypothekai. 2019. № 3. С. 223-249.

Безрогов В. Г. Педагогика ученичества в традиционном мире // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Сер.: Педагогические и психологические науки. 2013. № 13 (32). С. 25.

Безрогов В. Г. Традиции ученичества и институт школы в древних цивилизациях. М., 2008.

Безрогов В. Г., Пичугина В. К. Античное педагогическое наследие в антологиях и хрестоматиях: на пути к цифровым источникам содержания образования // Сборник научных трудов международной научно-практической конференции «Образовательное пространство в информационную эпоху» (EEIA-2017). М., 2017. С. 219-224.

Безрогов В. Г., Пичугина В. К. Рамки для историко-педагогической антологии, или Скальпель Эллвуда Кабберли // Историко-педагогический журнал. 2018. № 2. С. 41-52.

Безрогов В. Г., Пичугина В. К. Французский опыт создания антологий по истории педагогики // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 2. № 4 (53). С. 90-100.

Блаженный Августин / В. Г. Безрогов, сост. и авт. предисл. М., 2002.

Жуков А. А., Куровская Ю. Г. Вольфганг Ратке. «Всеобщая грамматика: в соответствии с методом преподавания Ратихия» / А. А. Жуков, пер. с нем. и комментарии к тексту; Ю. Г. Куровская, науч. ред. перев. // Ценности и смыслы. 2018. № 2 (54). С. 129-143.

Зианшина Р. И. Гуманистические идеи просветительского движения Джадидов и их возможное развитие в современном мире // Источники исследования о педагогическом прошлом: интерпретация проблем и проблемы интерпретации: сб. научн. тр. Международных историко-педагогических чтений Института «Высшая школа образования» ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (20-21 сентября 2019). М., 2019. С. 615-620.

Зианшина Р. И. Гуманистический потенциал педагогической мысли ислама // Проблемы современного образования (сетевое издание). 2017. № 5. С. 9-15.

Зианшина Р. И. Педагогический потенциал исламской культуры // Методология этнопеда-гогического исследования: коллективная монография к 90-летию со дня рождения академика Г. Н. Волкова / А. Б. Панькин, В. К. Пичугина, ред. Элиста; М., 2017. С. 47-50.

Зианшина Р. И., Беленко А. Ю. Идеи образования в мусульманском праве // Право и образование. 2018. № 5. С. 72-83.

Ибн Сухнун. Книга правил поведения для учителей / А. Ю. Беленко, Р. И. Зианшина, перев., В. К. Пичугина, науч. ред. // Ценности и смыслы. 2019. № 3 (61). С. 118-137.

Кей-Кавус / В.Г. Безрогов, сост. и авт. предисл. М., 2000.

Креншоу Дж. Тема приобретения знаний в «литературе премудрости» древнего Востока / В. К. Пичугина, предисл., В. К. Пичугина, В. Г. Безрогов, перев. с англ. // Ценности и смыслы. 2018. № 4 (56). С. 149-161.

Масо С. Риск в образовательной стратегии Сенеки / В. К. Пичугина, А. П. Милошенко, перев., А. А. Санженаков, науч. ред. // Ценности и смыслы. 2019. № 2 (60). С. 26-48.

Митсис Ф. Сенека о разуме, правилах и нравственном развитии / В. К. Пичугина,

A. П. Милошенко, перев., В. К. Пичугина, комментарии // Ценности и смыслы. 2019. № 5 (63). С. 8-52.

От глиняной таблички — к университету. Образовательные системы Востока и Запада в эпоху древности и средневековья: учеб. пособие / В. Г. Безрогов и др.; проф. Т. Н. Ма-тулис, ред. М., 1998.

Пичугина В. К. Античное педагогическое наследие в содержании высшего педагогического образования // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2017. Т. 3. № 2. С. 213-224.

Пичугина В. К. Античные тексты in statu quo: истоки жанра педагогической антологии как формы исторической памяти // Диалог со временем. 2019. № 66. С. 19-36.

Пичугина В. К. История педагогики в содержании высшего педагогического образования в условиях формирования нового образовательного пространства // Образование и общество. 2017. № 4 (105). С. 74-79.

Пичугина В. К. История педагогики, сравнительная педагогика и педагогическое образование: проблемы и перспективы конструктивного взаимодействия // Педагогический журнал Башкортастана. 2017. № 4 (71). С. 57-61.

Пичугина В. К. «Лицом к лицу...»: к юбилею В. Г. Безрогова // Историко-педагогический журнал. 2019. № 3. С. 11-15.

Пичугина В. К. Многогранность педагогики Аврелия Августина: построение пайдейи для христианина // Религия. Церковь. Общество. Научный альманах. 2018. № 4. С. 198-210.

Послушник и школяр, наставник и магистр. Средневековая педагогика в лицах и текстах: учеб. пособие / В. Г. Безрогов, вступ. ст.; П. Ю. Уваров, послесл. М., 1996.

Религиозная социализация и конфессиональный конфликт: документы и материалы /

B. Г. Безрогов, сост. М., 2003.

Рыбаков В. В. Предисловие Я. А. Коменского к его учебнику Vestibulum («Преддверие») // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. № 5. С. 65-76.

Рыбаков В. В. Сборник афоризмов или книга для начального чтения в школе? Жанровое своеобразие «Дистихов Катона» // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. № 4 (53). Т. 2. С. 56-65.

Соломон и «литература премудрости» / В. Г. Безрогов, сост. и авт. предисл. М., 1997.

Учитель и ученик: становление интерсубъектных отношений в истории педагогики Востока и Запада (цивилизации Древности и Средневековья): коллективная монография под ред. Н. Б. Баранниковой, В. Г. Безрогова. М., 2013.

Фиялковский А. Латинский текст «звучащего алфавита» в «Orbis sensualium pictus» Я. А. Коменского / пер. Ю. Г. Куровской, В. Г. Безрогова // Ценности и смыслы. 2017. № 4 (50). С. 136-156.

Pichugina V., Bezrogov V. Educational landscape of the past for future // 2018 International Conference "Education Environment for the Information Age" (EEIA-2018), Moscow, Russia, June 5-6, 2018. P. 596-603.

Pichugina V., Bezrogov V. Pedagogical Legacy of the Classical Antiquity in Anthologies and Source Books: Toward the Sources for Education's Digital Content // 2017 International Conference "Education Environment for the Information Age" (EEIA-2017), Moscow, Russia, June 7-8, 2017. P. 173-181.

Pichugina V., Bezrogov V., Volkova Ya. Quotation as the basis for education: the experience of "Anthology" by Ioannes Stobaeus // 2019 International Conference "Education Environment for the Information Age" (EEIA-2019), Moscow, Russia, June 4-5, 2019. Vol. LXIX. P. 630-638.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia IV: Pedagogika. Psikhologiia.

Doctor of Sciences in Education,

Professor, Leading Researcher,

Victoria Pichugina,

2020. Vol. 57. P. 61-73

DOI: 10.15382/sturIV202057.61-73

Laboratory of History of Pedagogy

and Education,

Institute for Strategy and Theory of Education

of Russian Academy of Education,

16 Zhukovskogo Str., Moscow 105062, Russian Federation Pichugina_V@mail. ru ORCID 0000-0002-1195-725X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Life as anthology:

VlTALY BEZROGOV'S PATH OF TEACHING AND LEARNING

Abstract: This article is an attempt to develop an understanding of characteristic features of scientific heritage of Vitaly Bezrogov (1959-2019), Doctor of Sciences in Education, Corresponding Member of the Russian Academy of Education, leading researcher of the Laboratory of History of Pedagogy and Education, Institute for Strategy and Theory of Education of Russian Academy of Education. The article deals with one direction of his academic work which related to the study of history of educational texts and to promoting historical and pedagogical sources in present-day study materials. One of the results of this study came to be making of tens of anthologies and collections of texts, in which Vitaly Grigoryevich was editor, translator, author of commentaries and introductions. The preparation of the anthologies had taken about twenty years and became a unique path of teaching/learning, the parts of which he went through with those who helped him in the work on these books. The author of this article was one of the members of an ad hoc research group that for the last three years had been preparing under guidance of Vitaly Grigoryevich a series of anthologies of Western pedagogical legacy in the framework of a special state assignment to the Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education. The multidimensional character of this team's work, in which about thirty people were involved, demonstrates a special approach to research, typical of Vitaly Bezrogov. His scientific life was a kind of anthology, and his colleagues and students entered it like different but congenial texts.

Keywords: anthology, apprenticeship, Vitaly Bezrogov, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education.

V. Pichugina

References

Barannikova N., Bezrogov V. (eds) (2013) Uchitel' i uchenik: stanovlenie intersub"ektnykh ot-noshenii v istorii pedagogiki Vostoka i Zapada (tsivilizatsii Drevnosti i Srednevekovya): kollek-tivnaia monografiia [Teacher and student: Formation of intersubject relations in the history of pedagogy of the East and West (Civilisations of Antiquity and the Middle Ages)]. Moscow (in Russian).

Bezrogov V. (2008) Traditsii uchenichestva i institut shkoly v drevnikh tsivilizatsiiakh [Traditions of apprenticeship and the institution of the school in ancient civilisations]. Moscow (in Russian).

Bezrogov V. (2013) "Pedagogika uchenichestva v traditsionnom mire" [Pedagogy ofapprenticeship in the traditional world]. Vestnik Vladimirskogo gosudarstvennogo universiteta im. Aleksandra Grigor'evicha i Nikolaia Grigor'evicha Stoletovykh. Ser.: Pedagogicheskie ipsikhologicheskie nau-ki, 13/32, pp. 25-34 (in Russian).

Bezrogov V. (2017) "Antichnoe uchenichestvo v ponimanii Tsitserona i ego khristianskie interpre-tatory" [Ancient apprenticeship in the understanding of Cicero and his Christian interpreters]. Hypothekai, 1, pp. 162-190 (in Russian).

Bezrogov V. (2017) "Colloquium Harleianum kak uchebnyi tekst" [Colloquium Harleianum as an educational text], in Cursor mundi: chelovekAntichnosti, Srednevekov'ia i Vozrozhdeniia: nauch-nyi al'manakh, posviashchionnyi problemam istoricheskoi antropologii [Cursor mundi: Man of Antiquity, Middle Ages, and Renaissance: A scientific almanac devoted to issues in historical anthropology]. Ivanovo, 9, pp. 6-21 (in Russian).

Bezrogov V. (2018) "Greko-latinskie shkol'nye dialogi kak uchebnye posobiia" [Graeco-Latin school dialogues as educational texts], in Poznaniepedagogicheskogoproshlogo: kontseptual'nye podkhody, metody izucheniia, issledovatel'skaia problematika: monografiia [Cognition of the pedagogical past: conceptual approaches, methods of study, research issues: A monograph]. Moscow, pp. 166-190 (in Russian).

Bezrogov V. (2019) "Ot belykh klassnykh sten do voska na tablichkakh: obrazy shkoly v pozd-neantichnykh uchebnykh tekstah" [From white classroom walls to wax on tablets: Images of school in Late Ancient educational texts]. Hypothekai, 3, pp. 223-249 (in Russian).

Bezrogov V. (2019) "Obrazovatel'nye prostranstva pozdnego Srednevekov'ia i rannego Novogo vremeni v nemetskoi istoriko-pedagogicheskoi nauke" [Educational spaces of the Late Middle Ages and Early Modern times in German history of education]. Istoriko-pedagogicheskii zhur-nal, 1, pp. 155-177 (in Russian).

Bezrogov V. (ed.) (1997) Solomon i "literatura premudrosti" [Solomon and the "literature of wisdom"]. Moscow (in Russian).

Bezrogov V. (ed.) (2000) Kej-Kavus [Kay Kavus]. Moscow (in Russian).

Bezrogov V. (ed.) (2002) BlazhennyiAvgustin [St. Augustine]. Moscow (in Russian).

Bezrogov V. (ed.) (2003) Religioznaia sotsializatsiia i konfessional'nyi konflikt: dokumenty i mate-rialy [Religious socialisation and confessional conflict: Documents and materials]. Taganrog (in Russian).

Bezrogov V. (ed.) Apostol Pavel i drugie ucheniki Khrista [Apostle Paul and other disciples of Christ]. Moscow (in Russian).

Bezrogov V., Matulis T. (eds) (1998) Otglinianoi tablichki — k universitetu. Obrazovatel'nye siste-my Vostoka i Zapada v epokhu drevnosti i srednevekov'ia [From the clay tablet to the university. Educational systems of East and West in the era of Antiquity and the Middle Ages]. Moscow (in Russian).

Bezrogov V., Pichugina V. (2017) "Antichnoe pedagogicheskoe nasledie v antologiiakh i khres-tomatiiakh: na puti k tsifrovym istochnikam soderzhaniia obrazovanija" [Classical Ancient pedagogical heritage in anthologies and text collections: On the way to digital sources of

educational content], in Sbornik nauchnykh trudov mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii "Obrazovatel'noeprostranstvo v informatsionnuiu epohu" (EEIA-2017) [Collection of articles from the International Conference "Education Environment in the Information Age" (EEIA-2017)]. Moscow. Pp. 219-224 (in Russian).

Bezrogov V., Pichugina V. (2018) "Frantsuzskii opyt sozdaniia antologii po istorii pedagogiki" [French experience in creating anthologies on the history of pedagogy]. Otechestvennaia i zarubezhnaiapedagogika, 4/53, book 2, pp. 90-100 (in Russian).

Bezrogov V., Pichugina V. (2018) "Ramki dlia istoriko-pedagogicheskoi antologii, ili Skal'pel' Jellvuda Kabberli" [A framework for an anthology of the history of pedagogy, or Scalpel of Ellwood Cabberley]. Istoriko-pedagogicheskii zhurnal, 2, pp. 41-52 (in Russian).

Bezrogov V., Uvarov P. (eds) (1996) Poslushnikishkoliar, nastavnik imagistr. Srednevekovaiapedagogika v litsakh i tekstakh [Novice and schoolboy, mentor and master. Mediaeval pedagogy in personalities and texts]. Moscow (in Russian).

Bezrogov V., Var'iash O. (eds) (1994) Antologiia pedagogicheskoi mysli khristianskogo Srednevekov 'ia [Anthology of the pedagogical thought of the Christian Middle Ages]. Moscow (in Russian).

Fiialkovskii A. (2017) "Latinskii tekst "zvuchashchego alfavita" v Orbis sensualium pictus Ia. A. Komenskogo" [The Latin text of the "sounding alphabet" in Orbis sensualium pictus by Jan Amos Comenius]. Tsennosti ismysly, 4/50, pp. 136-156 (in Russian).

Krenshou D. (2018) "Tema priobreteniia znanii v "literature premudrosti" drevnego Vostoka" [The topic of acquisition of knowledge in the literature of wisdom of the Ancient East]. Tsennosti i smysly, 4/56, pp. 149-161 (in Russian).

Maso S. (2019) "Risk v obrazovatel'noi strategii Seneki" [The risk in the educational strategy of Seneca]. Tsennostiismysly, 2/60, pp. 26-48 (in Russian).

Mitsis F. (2019) "Seneka o razume, pravilakh i nravstvennom razvitii" [Seneca on reason, rules, and moral development]. Tsennostiismysly, 5/63, pp. 8-52 (in Russian).

Pichugina V. (2017) "Istoriia pedagogiki v soderzhanii vysshego pedagogicheskogo obrazovaniia v usloviiah formirovaniia novogo obrazovatel'nogo prostranstva" [The history of pedagogy in higher pedagogical education in the context of formation of a new educational space]. Obrazo-vanie i obshchestvo, 4/105, pp. 74-79 (in Russian).

Pichugina V. (2017) "Istoriia pedagogiki, sravnitel'naia pedagogika i pedagogicheskoe obrazo-vanie: problemy i perspektivy konstruktivnogo vzaimodejstviia" [The history of pedagogy, comparative pedagogy and teacher education: problems and prospects of constructive interaction]. PedagogicheskiizhurnalBashkortastana, 4/71, pp. 57-61 (in Russian).

Pichugina V. (2017) "Antichnoe pedagogicheskoe nasledie v soderzhanii vysshego pedagogicheskogo obrazovaniia" [Ancient pedagogical heritage in the content of higher teacher education]. Vestnik Tiumenskogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniia. Humanitates, 3/2, pp. 213-224 (in Russian).

Pichugina V. (2018) "Mnogogrannost' pedagogiki Avreliia Avgustina: postroenie paideii dlia khristianina" [The versatility of pedagogy by Aurelius Augustinus: The construction of a paideia for a Christian"]. Religiia. Tserkov'. Obshchestvo. Nauchnyi almanakh, 4, pp. 198-210 (in Russian).

Pichugina V. (2019) "Antichnye teksty in statu quo: istoki zhanra pedagogicheskoi antologii kak formy istoricheskoi pamiati" [Ancient texts in statu quo: The origins ofthe pedagogical anthology genre as a form of historical memory]. Dialog so vremenem, 66, pp. 19-36 (in Russian).

Pichugina V. (2019) "«Litsom k litsu...»: k iubileiu V. G. Bezrogova" ["Face to face ...": for the anniversary of Vitaly G. Bezrogov"]. Istoriko-pedagogicheskii zhurnal, 3, pp. 11-15 (in Russian).

Pichugina V. (ed.), Belenko A., Zianshina R. (transl.) (2019) Ibn Sukhnun. Kniga pravil pov-edeniia dlia uchitelei [Ibn Sukhunun. The book of rules of conduct for teachers]. Tsennosti i smysly, 3/61, pp. 118-137 (in Russian).

Pichugina V., Bezrogov V. (2017) "Pedagogical legacy of the Classical Antiquity in Anthologies and Source Books: Toward the Sources for Education's Digital Content", in 2017 International Conference "Education Environment for the Information Age" (EEIA-2017), Moscow, June 7-8, 2017, pp. 173-181.

Pichugina V., Bezrogov V. (2018) "Educational landscape of the past for future", in 2018 International Conference "Education Environment for the Information Age" (EEIA-2018), Moscow, June 5-6, 2018, pp. 596-603.

Pichugina V., Bezrogov V. (eds) (2019) Antologiiapedagogicheskogo naslediia drevnei Gretsii i drev-nego Rima [Anthology of the pedagogical heritage of Ancient Greece and Ancient Rome]. Moscow (in Russian).

Pichugina V., Bezrogov V., Volkova Ia. (2019) "Quotation as the basis for education: the experience of "Anthology" by Ioannes Stobaeus", in 2019 International Conference "Education Environment for the Information Age" (EEIA-2019), Moscow, June 4-5, 2019, vol. LXIX, pp. 630-638.

Rybakov V. (2018) "Sbornik aforizmov ili kniga dlia nachal'nogo chteniia v shkole? Zhanrovoe svoeobrazie «Distikhov Katona»" [Collection of aphorisms or a book for primary reading at school? Genre originality of Distichs of Cato]. Otechestvennaia i zarubezhnaia pedagogika, 4/53, book 2, pp. 56-65.

Rybakov V. (2017) "Predislovie Ia. A. Komenskogo k ego uchebniku Vestibulum («Preddverie»)" [Foreword by Jan Amos Comenius to his textbook Vestibulum]. Otechestvennaia i zarubezhnaia pedagogika, 5, pp. 65-76.

Zhukov A., Kurovskaia Iu. (2018) "Vol'fgang Ratke «Vseobshchaia grammatika: v sootvetstvii s metodom prepodavaniia Ratikhiia»" [Wolfgang Ratke "Universal Grammar: In accordance with Ratichius' teaching method"]. Tsennosti ismysly, 2/54, pp. 129-143 (in Russian).

Zianshina R. (2017) "Gumanisticheskii potentsial pedagogicheskoi mysli Islama" [The humanistic potential of Islamic pedagogical thought]. Problemy sovremennogo obrazovaniia, 5, pp. 9-15 (in Russian).

Zianshina R. (2017) "Pedagogicheskii potentsial islamskoi kul'tury" [The pedagogical potential of Islamic culture], in Metodologiia etnopedagogicheskogo issledovaniia: kollektivnaia monografiia k 90-letiiu so dnia rozhdeniia akademika G. N. Volkova [Methodology of ethnopedagogical research: A collective monograph for the 9 0th anniversary ofAcademician Gennady N. Volkov]. Elista; Moscow. Pp. 47-50 (in Russian).

Zianshina R. (2019) "Gumanisticheskie idei prosvetitel'skogo dvizheniia Dzhadidov i ikh voz-mozhnoe razvitie v sovremennom mire" [Humanistic ideas of the educational movement of the Jadids and their possible development in the modern world], in Istochniki issledovaniia o pedagogicheskomproshlom: interpretatsijaproblem iproblemy interpretatsii [Sources of research on the pedagogical past: interpretation of problems and problems of interpretation]. Moscow. Pp. 615-620 (in Russian).

Zianshina R., Belenko A. (2018) "Idei obrazovaniia v musul'manskom prave" [Ideas of education in Muslim law]. Pravo iobrazovanie, 5, pp. 72-83 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.