Научная статья на тему 'Научная деятельность В. Г. Безрогова: открывая культуру детства'

Научная деятельность В. Г. Безрогова: открывая культуру детства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
190
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
В.Г. БЕЗРОГОВ / УЧЕНЫЙ / ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ ДЕТСТВА / НАУЧНЫЙ СЕМИНАР / V.G. BEZROGOV / SCIENTIST / HISTORY OF EDUCATION / CULTURAL ANTHROPOLOGY OF CHILDHOOD / SCIENTIFIC SEMINAR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макаревич Галина Викторовна

Научное творчество В.Г. Безрогова в области истории образования и педагогики, истории и культуры детства обширно, разнообразно, а также отличается глубиной и детальностью проработки каждого поднимаемого в исследованиях вопроса. Одним из значимых вкладов в развитие социогуманитарного и исторического знания в России, которые совершил В.Г. Безрогов, стал организованный им международный научный семинар «Культура детства: нормы, ценности, практики». Он объединил специалистов из разных наук с целью консолидации и продвижения в нашей стране исследований культуры детства как самостоятельного научного направления. В статье рассказывается история научного семинара и роль В.Г. Безрогова в его появлении и развитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC ACTIVITY OF V. G. BEZROGOV: DISCOVERING THE CULTURE OF CHILDHOOD

The scientific creativity of V.G. Bezrogov in the field of the education and pedagogy history and the history and culture of childhood is vast, diverse, and also stands out in its depth and detailed elaboration of each question raised in research. One of the significant contributions to the development of social-humanitarian and historical knowledge in Russia made by V.G. Bezrogov was the international scientific seminar “Culture of Childhood: Norms, Values, Practices” organized by him. It brought together experts from various fields with the goal of consolidating and developing the studies of the culture of childhood as an independent scientific field in this country. The article gives the history of the scientific seminar and the role of V.G. Bezrogov in its appearance and development.

Текст научной работы на тему «Научная деятельность В. Г. Безрогова: открывая культуру детства»

Макаревич

Галина Викторовна,

кандидат культурологии, координатор международного научного семинара «Культура детства: нормы, ценности, практики», г. Москва e-mail: kultdetstva2008@ mail.ru

Galina

Makarevich,

Candidate of Cultural Studies, coordinator of the international scientific seminar "Culture of Childhood: Norms, Values, Practices", Moscow

Научная деятельность В. Г. Безрогова: открывая культуру детства

Scientific activity of V. G. Bezrogov: discovering the culture of childhood

Аннотация. Научное творчество В.Г. Безрогова в области истории образования и педагогики, истории и культуры детства — обширно, разнообразно, а также отличается глубиной и детальностью проработки каждого поднимаемого в исследованиях вопроса. Одним из значимых вкладов в развитие социогумани-тарного и исторического знания в России, которые совершил В.Г. Безрогов, стал организованный им международный научный семинар «Культура детства: нормы, ценности, практики». Он объединил специалистов из разных наук с целью консолидации и продвижения в нашей стране исследований культуры детства как самостоятельного научного направления. В статье рассказывается история научного семинара и роль В.Г. Безрогова в его появлении и развитии.

Ключевые слова: В.Г. Безрогов, ученый, история образования, культурная антропология детства, научный семинар

Abstract. The scientific creativity of V.G. Bezrogov in the field of the education and pedagogy history and the history and culture of childhood is vast, diverse, and also stands out in its depth and detailed elaboration of each question raised in research. One of the significant contributions to the development of social-humanitarian and historical knowledge in Russia made by V.G. Bezrogov was the international scientific seminar "Culture of Childhood: Norms, Values, Practices" organized by him. It brought together experts from various fields with the goal of consolidating and developing the studies of the culture of childhood as an independent scientific field in this country. The article gives the history of the scientific seminar and the role of V.G. Bezrogov in its appearance and development. Keywords: V.G. Bezrogov, scientist, history of education, cultural anthropology of childhood, scientific seminar

14 ноября 2019 года ушел из жизни член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук Виталий Григорьевич Безрогов. За сорок лет научной деятельности он успел сделать очень многое. Виталий Григорьевич скрупулезно анализировал

Макаревич Галина Викторовна

вопросы истории образования и педагогики. Он работал над усовершенствованием методологии историко-педагогических исследований; изучал педагогические практики, начиная с древних и средневековых цивилизаций и до наших дней; активно исследовал специфику отечественного и зарубежного учебного книгоиздания для начальной школы, а также внес значительный вклад в изучение антропологии и культурной истории детства.

Виталий Григорьевич концептуально разработал проект создания международного научно-образовательного семинара «Культура детства: нормы, ценности, практики»1. В феврале 2007 года на заседании кафедры истории и теории культуры РГГУ он обосновал цели и задачи этого проекта. Идеи ученого были одобрены всеми членами кафедры, и семинар включен в список постоянно действующих научных сообществ РГГУ

Под руководством Виталия Григорьевича научное сообщество приступило к решению важных на тот момент исследовательских и организационных задач. Во-первых, предполагалось системно изучить детство как концепт культуры. Во-вторых, вовлечь в научный диалог исследователей разных поколений, разных гуманитарных профилей (социологов, фольклористов, историков, филологов, культурологов, педагогов и др.), разных стран и континентов. Главная цель участников семинара была широкомасштабной: институализиро-вать исследования детства как отдельную научную дисциплину в структуре российской науки.

На первом заседании семинара 9 марта 2007 года выступил известный отечественный ученый Борис Владимирович Дубин с докладом «Детство, общество, культура: взгляд социолога». В своем выступлении он осветил ряд важных исторических и теоретико-методологических вопросов: рождение детства как социокультурной проблемы, институционализация представлений о детстве в отечественной науке, повышение исследовательского интереса к детству как указание на разрыв в цепи межпоколенческих коммуникаций.

В течение 2007 года прошло еще шесть очных заседания семинара. 9 апреля профессор Оксфордского университета К. Келли выступила с докладом «Советский Союз — рай для детей?». 11 мая старший преподаватель Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина С.Г. Леонтьева сделала доклад на тему: «Дети и идеология: пионерский случай», разработчик сайта «Антропология советской школы» К.А. Маслинский представил его участникам семинара, преподаватель РГГУ Е.Л. Иванова выступила с обзорной рецензией на немецкие книги по проблемам политического воспитания детей. 1 июня профессор РГГУ И.В. Кондаков сделал доклад на тему «Детство как «убежище»: опыт советской детской литературы». 2 октября состоялась презентация книги профессора Ивановского государственного университета Н.В. Ревякиной

Деятельность семинара отражена на сайте РГГУ [Семинар «Культура детства»]. За 2007-2019 годы семинар объединил изыскания 300 специалистов из разных научных областей.

Член-корреспондент РАО Виталий Григорьевич Безрогов

(16.09.1959 - 14.11.2019)

Фото с семинара 02.10.2007 - В.Г. Безрогов рассказывает о книге Н.В. Ревякиной

9 марта 2007 - стартовое заседание семинара

2 Полная программа круглого стола представлена на сайте семинара [Программа круглого стола «Детство в мегаполисе»].

3 Отклики научного сообщества на издание каталога «Московское детство: память поколений» представлены на сайте РГГУ [Презентация каталога «Московское детство»].

4 Концепция, цели, задачи и полная программа выездных сессий представлены на сайте семинара [Выездные заседания научного семинара].

«Итальянский гуманист и педагог Витторино да Фельтре в свидетельствах учеников и современников», а ее недавно защитившаяся аспирантка Н.В. Соколовская сделала доклад на тему: «Раннее детство в представлениях итальянских мыслителей XV века». 6 октября докторантка Одесского национального университета И.В. Голубович выступила с докладом «Онтология детства: Павел Флоренский и Виктор Пелевин». 21 декабря аспирант Санкт-Петербургского государственного университета К.А. Маслинский сделал доклад на тему: «Школьная математика: формулы советского дискурса».

По итогам первого года работы семинара стало понятно, что отечественные и зарубежные ученые, аспиранты, студенты, чьи интересы связаны с изучением различных проблем истории, антропологии, социологии и этнографии детства, конструирования образов детства в литературе, искусстве, педагогике и других социокультурных сферах, готовы к проведению больших научных мероприятий, выходящих за рамки традиционных семинарских заседаний.

27 февраля 2008 года в Большом выставочном зале Музейного центра РГГУ состоялся круглый стол «Детство в мегаполисе». Данное мероприятие было частью некоммерческого социального проекта «Московское детство: живая связь поколений», осуществляемого РГГУ в содружестве с Автономной некоммерческой организацией «Творческая лаборатория ИНО», Российской академией образования, Государственным музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. В выставочном зале Музейного центра РГГУ было представлено 250 детских рисунков, созданных с 1920-х по 2000-е годы. Благодаря работе круглого стола «Детство в мегаполисе» участникам мероприятия удалось сопоставить детское изобразительное творчество с текстами воспоминаний о детстве нескольких поколений москвичей, исследовать особенности детского восприятия, сформированного в разных урбанистических пространствах (московский двор XX — начала XXI века, советский закрытый город), а также проникнуть в фантазийные миры детей мегаполиса2. По итогам работы социального проекта и при активном содействии Виталия Григорьевича был опубликован каталог «Московское детство: память поколений». В книгу вошли репродукции детских рисунков и воспоминания о детстве представителей нескольких поколений москвичей. 28 ноября 2008 года в РГГУ состоялась презентация этого издания, на которой ученый рассказал о значимости таких «хрупких источников» по культуре детства, как детские рисунки и школьные тетради3.

В 2008 году также состоялось два выездных заседания семинара на базе разных российских институций: 14-15 октября в Мордовском государственном педагогическом институте имени М.Е. Евсевьева (Саранск) и 15-16 ноября в Пермском государственном университете4.

Макаревич Галина Викторовна

На первом выездном заседании было системно рассмотрено детство в традиционной культуре, начиная с проблемы младенчества в Древней Руси до истории российского интеллектуального быта конца XVIII — начала XX веков и культурной семантики современного детства, в котором противопоставлены концепты «локальное» и «глобальное». Особое место в обсуждениях было отведено проблемам субкультуры детства в современных традиционных обществах, а также вопросам мифологизации сельского и городского пространства в современной детской субкультуре.

Вторая выездная сессия семинара была посвящена материальной культуре советского детства. Исследователи из высших учебных заведений Екатеринбурга, Москвы, Перми, Санкт-Петербурга, Ярославля проанализировали предметный мир советских детей и подростков, изучили игрушки, одежду, фотографии и культовые вещи, характерные для детства разных поколений советского общества. В рамках семинара была организована выставка детских и учебных книг, детских вещей и игрушек советского периода.

30 октября 2008 года вышел первый сборник трудов семинара «Какорея5. Из истории детства в России и других странах», в котором были представлены различные версии социально-педагогической истории детства [Какорея]. Редактирование и рецензирование сборника было отмечено длительными дебатами со стороны коллег и издателей. Московские издательства отказались печатать книгу с таким нетипичным названием: Виталия Григорьевича упрекали в отсутствии академичности и желании «протащить в заглавие научного труда малопонятные детские фантазии». Ученый, однако, настаивал на том, что изучать детство в отрыве от «детского словаря» невозможно. Он нашел небольшое тверское издательство под названием «Научная книга», которое взялось за издание материалов, посвященных истории детства, начиная с античности до начала XXI века.

Консолидация такого большого количества специалистов по культуре детства позволила концептуально подготовить и очно провести большое мероприятие — Международную научную конференцию. Организаторами конференции выступили Российский государственный гуманитарный университет совместно с Российской академией образования и Франко-российским центром гуманитарных и общественных наук в Москве.

1-2 октября 2009 года в РГГУ прошла конференция под названием «История детства как предмет исследования: наследие Ф. Арьеса в Европе и России». На ней присутствовало 103 участника: 83 человека из разных городов России и СНГ (Казань, Краснодар, Москва, Одесса, Пермь, Петрозаводск, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Таганрог, Тамбов, Череповец, Чимкент,

В.Г. Безрогов и Н.И. Басовская 29.01.2009

5 Это название фантазийной страны, придуманной восьмилетним Антоном Кротовым в 1984 году. В течение шести лет он со своими друзьями активно продуцировал события, газеты, Конституцию этой страны. Архив данной детской игры весит 20 кг и включает несколько тысяч единиц хранения. В сборник трудов семинара вошла статья А.С. Обухова и М.В. Мартыновой «Фантазийные миры игрового пространства детей мегаполиса: страна К.К.Р. Антона Кротова и его друзей».

Конференция 23.09.2011

6 Программа конференции, тезисы докладов и «Библиографический указатель работ по истории детства» представлены на сайте семинара [История детства как предмет исследования].

7 Еще одну исследовательскую группу Виталий Григорьевич собрал в стенах РАО: сначала на базе Института теории и истории педагогики, а затем — Института стратегии развития образования. Он также стал членом западных научных сообществ, изучающих историю образования и педагогики. В октябре 2017 года в Аугсбурге (Германия) он был единогласно избран вице-президентом Международного общества по изучению школьных учебников и образовательных медиа (International Society for Historical and Systematic Research on Textbooks and Educational Media).

Шадринск, Ярославль), а также 20 зарубежных коллег (Австрия, Великобритания, Германия, Нидерланды, Словения, США, Франция, Швеция).

Изучение исторических изменений в жизни детей и эволюции представлений о детстве получило мощный импульс после публикации в 1960 году знаменитой работы Ф. Арьеса «Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке». Конференция была приурочена к пятидесятилетию выхода его труда. На ней наследие Ф. Арьеса было системно рассмотрено в контексте научных идей его предшественников и последователей; были представлены новые исследования по истории детства в России, в том числе — детство и взросление в традиционных культурах народов России; образы детства в средневековой, имперской, советской и постсоветской эпохах6.

В 2003 году, еще до создания семинара по культуре детства, Виталий Григорьевич заинтересовался вопросами изучения отечественного и зарубежного учебного книгоиздания для начальной школы. Он считал, что в корпус исследований по культуре детства обязательно должны войти первые учебные тексты, которые ребенок осваивает в процессе обучения чтению, а также в первые годы после этого акта социализации и приобщения детей к миру взрослых. В фокусе внимания ученого были социальные модели и нормы, содержащиеся в учебной литературе и формирующие сознание людей конкретной исторической эпохи. Стартовой работой для научной рефлексии стала статья «Конструирование образовательного идеала в учебнике» [Макаревич, Безрогов 2005]. Для развития высказанных в ней идей ученый создал в Научной педагогической библиотеке им. К.Д. Ушинского небольшую исследовательскую группу7. Она стала собирать библиографические данные и проводить научные исследования на материале азбук, букварей, книг по чтению, выпущенных в России, начиная с первопечатных изданий Ивана Фёдорова.

28 февраля 2012 года в Научной педагогической библиотеке им. К.Д. Ушинского состоялся научный коллоквиум «Аз да буки, книга в руки. История учебников для начальной школы» [Аз да буки, книга в руки]. К этому времени у западной науки уже был накоплен значительный багаж по исследованию учебников начального звена, а в отечественной гуманитари-стике букваристика еще считалась маргинальной сферой научных интересов. В работе коллоквиума приняли очное участие коллеги из 27 различных организаций и учреждений Москвы и Московской области, Ижевска, Петрозаводска, а также — Оксфорда. В качестве заочных участников мероприятия зарегистрировались специалисты из Саранска и Омска. Все участники коллоквиума были единодушны в том, что назрела необходимость институализировать букваристику как

Макаревич Галина Викторовна

самостоятельное междисциплинарное направление гуманитарных наук [Илюха, Аверьянова 2012]. По итогам коллоквиума был издан тематический номер журнала «Проблемы современного образования», в котором был проанализирован научный потенциал истории учебника для начальной школы, обозначены актуальные цели и задачи нового направления отечественной гуманитаристики [Проблемы современного образования 2012].

За двенадцать лет работы семинара «Культура детства: нормы, ценности, практики», начиная с 2007 по 2019 год, было проведено 13 очных заседаний, 3 Международных конференции (2009, 2011, 2014), 3 коллоквиума и круглых стола; 4 выездных сессии семинара (Саранск, Пермь, Санкт-Петербург; Иллинойс, США), а также было выпущено 20 книжных изданий8 и 3 тематических журнальных номера. Информация о большей части этих мероприятий и достижений выложена на сайте семинара. Материалы конференции «"Начало учения детем". Роль книги для начального обучения в истории, образовании и культуре»9, включая видеозапись всех докладов, а также «Библиографический свод данных по азбукам, букварям, книгам по чтению, изданным на русском языке с 1800 по 2000 годы»10, размещены на сайте Научной педагогической библиотеки им. К.Д. Ушинского.

23 ноября 2019 года в РГГУ состоялся Вечер памяти Виталия Григорьевича Безрогова. На нем присутствовало 16 специалистов из разных высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов. Коллеги из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Словении и США прислали свои воспоминания о профессиональных и дружеских встречах с ученым. Профессор Казанского университета Алла Аркадьевна Сальникова написала так: «Благодаря Виталию Григорьевичу такое научное направление, как культура детства, в самом широком смысле этого слова сделало в России колоссальный прорыв от единичных, разрозненных, довольно случайных работ в мощный исследовательский тренд, постоянно прирастающий новыми именами и отнюдь не уступающий, а в чем-то, может быть, даже и превосходящий лучшие зарубежные образцы». Полностью соглашусь с ее мнением. И добавлю еще один штрих. Вторым прорывом стал процесс оформления истории учебника начального звена в самостоятельное направление исследований. Более 200 работ ученого из 700, созданных им за сорок лет научной деятельности, посвящено осмыслению того, что из себя представляет элементарный учебный текст как особый вид историко-педагогического источника. И в этом нисхождении большого ученого к малому по объему и значимому по культурной семантике источнику есть особый философский посыл. J/R

8 Библиографические данные и содержание трудов семинара представлено на сайте семинара [Труды семинара]. Девять книжных изданий (из двадцати) доступны для чтения в режиме онлайн.

9

См. [Программа конференции] и [Видеоархив]. Конференция была приурочена к 440-летию первого печатного восточнославянского словаря Ивана Фёдорова и 380-летию первого печатного московского букваря Василия Бурцова.

10 См. [Азбуки, буквари и книги для чтения]. Часть изданий на этом ресурсе полностью отсканирована и выложена в сети.

Список трудов семинара «Культура детства: нормы, ценности, практики»

Какорея. Из истории детства в России и других странах: Сборник статей и материалов. Сост. Г.В. Макаревич. М. — Тверь: Научная книга, 2008. 384 с. (Труды семинара «Культура детства: нормы, ценности, практики». Выпуск 1).

Городок в табакерке. Детство в России от Николая II до Бориса Ельцина (1890-1990). Антология текстов. В 2 ч. / Под редакцией В. Безрогова и К. Келли, с участием А. Пиир и С. Си-ротининой. М. — Тверь: Научная книга, 2008. (Труды семинара «Культура детства: нормы, ценности, практики». Выпуск 2, 3).

Библиографический указатель работ по истории детства. М. 2009.

Ребенок в истории и культуре: Сборник статей / Отв. ред. А.С. Обухов, М.В. Тендрякова. М.: Журнал «Исследователь/Researcher», 2010. 515 с. (Библиотека журнала «Исследователь/ Researcher». Серия «Сборники и монографии») (Труды семинара «Культура детства: нормы, ценности, практики». Выпуск 4).

Ребенок XVIII-XX столетий в мире слов: история российского букваря, книги для чтения и учебной хрестоматии: Сб. библиографических материалов к Международной научной конференции «История детства как предмет исследования: наследие Филиппа Арьеса в Европе и России», Москва, РГГУ, 1-2 октября 2009 г. / Сост. Г.В. Макаревич. Отв. ред. Т.С. Маркарова, В.Г. Безрогов. М. — Тверь: Научная книга, 2009. 236 с. (Труды семинара «Культура детства: нормы, ценности, практики». Выпуск 5).

«Пора читать»: буквари и книги для чтения в предреволюционной России, 1900-1917 гг.: Сб. науч. трудов и материалов / Под ред. Т.С. Маркаровой, В.Г. Безрогова. М.: НПБ им. К. Д. Ушинского; Языки славянской культуры, 2010. 400 с. (Труды семинара «Культура детства: нормы, ценности, практики». Выпуск 6).

«И спросила кроха...» Образ ребенка и семьи в педагогике постсоветской России: учебники по словесности для начальной школы 1985-2006 гг.: Коллективная монография / Под ред. Н.Б. Баранниковой и В.Г. Безрогова. М. — Тверь: ИТИП РАО, «Научная книга», 2010. 360 с. (Труды семинара «Культура детства: нормы, ценности, практики». Выпуск 7).

«На фоне Пушкина воспитанное детство»: педагогика визуального в учебнике и на картине: Сборник научных трудов и материалов / Под ред. М.В. Тендряковой и В.Г. Безрогова. М.: Азимут, 2011. 288 с. (Труды семинара «Культура детства: нормы, ценности, практики». Выпуск 8).

Конструируя детское. Филология. История. Антропология: Коллективная монография / Под ред. М.Р Балиной, В.Г. Безрогова, С.Г. Маслинской, К.А. Маслинского, М.В. Тендряковой, С. Шеридана. М.; СПб.: «Азмут»; «Нестор-История», 2011. 552 с. (Труды семинара «Культура детства: нормы, ценности, практики». Выпуск 9).

Отечественная и зарубежная педагогика. 2012. № 4(7).

Проблемы современного образования. 2012. № 5.

«Вся история наполнена детством»: наследие Ф. Арьеса и новые подходы к истории детства: Сб. статей / Сост. В.Г. Безрогов, М.В. Тендрякова. В 4 ч. Ч. 1. М.: РГГУ 2012. 474 с. (Труды семинара «Культура детства: нормы, ценности, практики». Выпуск 10).

Малолетние подданные большой империи. Филипп Арьес и история детства в России (XVIII — начало ХХ века): Сб. статей / Сост. В.Г. Безрогов, О.Е. Кошелева, Г.В. Макаревич. М.: РГГУ, 2012. 398 с. (Труды семинара «Культура детства: нормы, ценности, практики». Выпуск 11).

Научная деятельность В.Г. Безрогова: открывая культуру детства_

Макаревич Галина Викторовна

«Букварь — это молот»: Учебники для начальной школы на заре советской власти, 19171932 гг.: Сборник научных трудов и материалов/ Под ред. Т.С. Маркаровой, В.Г. Безрогова. М.: НПБ им. К.Д. Ушинского, Азимут, 2011. 367 с. (Труды семинара «Культура детства: нормы, ценности, практики». Выпуск 12).

Учебники детства: Из истории школьных книг VII-XXI в.: Сб. статей. Т. 3 / Сост. Н.Б. Баранникова, В.Г. Безрогов, Г.В. Макаревич. М.: РГГУ, 2013. 407 с. (Труды семинара «Культура детства: нормы, ценности, практики». Выпуск 13).

«Гуляй там, где все»: История советского детства: опыт и перспективы исследования: Сб. статей. Т. 4 / Сост. В.Г. Безрогов, М.В. Тендрякова. Редкол.: М.Р. Балина, В.Г. Безрогов, К. Келли, А.А. Котомина и др. М.: РГГУ 2013. 442 с. (Труды семинара «Культура детства: нормы, ценности, практики». Выпуск 14).

«Картинки в моем букваре»: педагогическая семантика иллюстраций в учебнике для начальной школы: Сборник научных трудов и материалов / Под ред. Н.Б. Баранниковой, В.Г. Безрогова, М.А. Козловой. М.: ТехГрупп, 2013. 356 с. (Труды семинара «Культура детства: нормы, ценности, практики». Выпуск 15).

Проблемы современного образования. 2014. № 411.

«Начало учения дЪтемъ...» Роль книги для начального обучения в истории, образовании и культуре: Сборник материалов Международной научной конференции (8-12 октября 2014 года). М.: Издательство «Канон+», 2014. 466 с. (Труды семинара «Культура детства: нормы, ценности, практики». Выпуск 16).

«В России надо жить по книге»: начальное обучение чтению и письму (становление учебной книги в XVI-XIX вв.): Сб. науч. ст. и матер. / Под ред. М.В. Тендряковой, В.Г. Безрогова. М.: Памятники исторической мысли, 2015. 611 с. (Труды семинара «Культура детства: нормы, ценности, практики». Выпуск 17).

Дорогой друг. Социальные модели и нормы в учебной литературе 1900-2000 годов (исто-рико-педагогическое исследование): Коллективная монография / Под ред. В.Г. Безрогова, Т.С. Маркаровой, А.М. Цапенко. М.: Памятники исторической мысли, 2016. 568 с. (Труды семинара «Культура детства: нормы, ценности, практики». Выпуск 18).

Возлюблю слово как ближнего: Учебный текст в позднюю Античность и раннее Средневековье: исследование состава школьного канона III-XI вв.: Сборник научных статей / Под общей ред. М.Р! Ненароковой. М.: Индрик, 2017. 944 с. (Труды семинара «Культура детства: нормы, ценности, практики». Выпуск 19).

11 и

В этом же году планировалось выпустить еще один тематический номер сетевого журнала, посвященный компаративистским исследованием учебных книг начального звена. Виталий Григорьевич собрал и систематизировал нужные материалы, но не успел написать собственную вводную статью к ним. См. [Проблемы современного образования 2014].

В.Г. Безрогов в Лейденском университете (23.10.2019)

Универсальные компетенции и навыки

Литература

Азбуки, буквари и книги для чтения — Азбуки, буквари и книги для чтения. URL: http://abc.gnpbu.ru/ (дата доступа 01.02.2020).

Аз да буки, книга в руки — Научный коллоквиум «"Аз да буки, книга в руки". История учебников для начальной школы». URL: http://childcult. rsuh.ru/news.html?id=2638863 (дата доступа 01.02.2020).

Видеоархив — Видеоархив мероприятий при Научной педагогической библиотеке им. К.Д. Ушинского РАО. URL: http://old.gnpbu.ru/ video-archive/08102014.htm (дата доступа 01.02.2020).

Выездные заседания научного семинара — Выездные заседания научного семинара. URL: http://childcult.rsuh.ru/news.html?id=66798 (дата доступа 01.02.2020).

Какорея — Какорея. Из истории детства в России и других странах. URL: http://childcult.rsuh.ra/article.html?id=73126 (дата доступа 01.02.2020).

Макаревич, Безрогов 2005 — Макаревич Г.В., Безрогое В.Г. Конструирование образовательного идеала в учебнике // Развитие личности. 2005. № 4. С. 79-99. URL: http://rl-online.ru/artides/Rl04_05/370.html (дата доступа 01.02.2020).

Илюха, Аверьянова 2012 — Илюха О.П, Аеерьеноеа Л.Н. «Аз да буки, книга в руки». Научный коллоквиум по истории учебников для начальной школы // Проблемы современного образования. 2012. № 1. С. 105110. URL: http://www.pmedu.ru/index.php/en/magazines-2012/issue-1 (дата доступа 01.02.2020).

История детства как предмет исследования — История детства как предмет исследования. URL: http://childcult.rsuh.ru/section. html?id=5760 (дата доступа 01.02.2020).

Презентация каталога «Московское детство» — Презентация каталога «Московское детство: память поколений». URL: https://www.rsuh. ru/news/detail.php?ID=30676 (дата доступа 01.02.2020).

Проблемы современного образования 2012 — Проблемы современного образования: научно-информационный журнал. Сетевое издание. 2012. № 5. URL: http://www.pmedu.ru/index.php/ru/zhurnaly-2012-g/ vypusk-5 (дата доступа 01.02.2020).

Проблемы современного образования 2014 — Проблемы современного образования. 2014. № 6. URL: http://www.pmedu.ru/index.php/ ru/zhurnaly-2014-g/vypusk-6 (дата доступа 01.02.2020).

Программа круглого стола «Детство в мегаполисе» — Программа круглого стола «Детство в мегаполисе». URL: http://childcult.rsuh.ru/ announcements.html?id=65629 (дата доступа 01.02.2020).

Программа конференции — Программа Международной научной конференции «"Начало учения детем": роль книги для начального обучения в истории образования и культуре». URL: http://www.conf.gnpbu. ru/program_ru.html (дата доступа 01.02.2020).

Семинар «Культура детства» — Семинар «Культура детства: нормы, ценности, практики». URL: http://childcult.rsuh.ru/ (дата доступа 01.02.2020).

Труды семинара — Труды семинара. URL: http://childcult.rsuh.ru/ section.html?id=4973 (дата доступа 01.02.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.