Об
ОБЗОРЫ И РЕЦЕНЗИИ Н. И. Репина
h
ДЕТСТВО КАК КОНЦЕПТ КУЛЬТУРЫ:
ИТОГИ РАБОТЫ СЕМИНАРА «КУЛЬТУРА ДЕТСТВА:
НОРМЫ, ЦЕННОСТИ, ПРАКТИКИ»
(2007-2011 ГГ.)
УДК 343.224.1 ББК 74.1
Статья посвящена итогам работы семинара «Культура детства: нормы, ценности, практики», который проходит с 2007 г. в Российском Государственном Гуманитарном Университете, заложившего фундамент научного направления по исследованию детства, разных поколений, эпох, стран и культур.
Ключевые слова: детство как концепт культуры социология детства гендерная история детства, этнология детства.
N. I. Repina
Childhood as a concept of culture: the
RESULTS OF THE SEMINAR «CULTURE OF CHILDHOOD: NORMS, VALUES AND PRACTICES»
(2007 to 2011).
The article is devoted to the results of the seminar «Culture of Childhood: norms, values and practices», which takes place in 2007 at the Russian State University for the Humanities, laidеd the foundation for the scientific field study of childhood of different generations, ages, cultures and countries. Keywords: childhood as a concept of culture sociology of childhood gender history of childhood, ethnology childhood.
С 2007 г. в Российском Государственном Гуманитарном Университете начал работать семинар «Культура детства: нормы, ценности, практики». В поле зрения участников семинара — ученых из самых разных областей науки — педагогов, психологов, социологов, историков, филологов, куль-
турологов и др. находятся проблемы отечественной и зарубежной истории детства.
Детство как концепт культуры и дети как особое «сословие» в обществе начинают только сейчас привлекать к себе внимание исследователей гуманитарных наук. Их объединение
вокруг данной темы позволило за пятилетие институализировать исследования детства в отдельную научную дисциплину в структуре российской науки, организовать не только междисциплинарный диалог, но и диалог исследователей «детства» разных поколений, эпох, стран и культур.
Какое место занимает детство в жизни конкретного человека, как индивидуальное детство вписано в детство его эпохи, социальной группы, насколько оно вариативно и уникально? Как тот или иной ребенок справляется с личностными кризисами и как он впоследствии оценивает этот свой опыт? Как в нем возникают смысложизненные ориентиры? Эти и подобные им вопросы являются ключевыми для исследования педагогов, социологов, этнографов, историков.
Цель первых семинаров 2007— 2008 гг. состояла в получении некоторой интегрированной точки зрения, попытке определить проблемное поле исследования детства как атрибутивного феномена социокультурного контекста, осуществить выбор подходов и методов исследования с учетом их конкретизации в нормах и требованиях проблемно-хронологического, синхронного и диахронного методов анализа эволюции различных явлений социальной жизни.
Последующие семинары 2009— 2011 гг. выстраивались на основе междисциплинарных исследований, предполагающих использование в исследовании детства результатов смежных наук: этнологии, истории педагогики, культурологии, демографии, этнолингвистики. Такого рода исследования открыли возможность для выявления специфики этнокуль-
турных процессов в их историческом контексте, переходу от монистической интерпретации истории детства к плюралистической, методологический смысл которой состоит в возможности обоснованного выбора типа интерпретации этого феномена при решении конкретных исследовательских задач.
Рассмотрим наиболее значимые труды семинара по истории детства 2007-2008 гг., заложившие фундамент научного направления по исследованию детства в ежегодных сборниках научных трудов, объединивших научный потенциал группы ученых и молодых исследователей, сформировавших информационную среду профессионального общения на основе создания собственного сайта и электронной библиотеки.
Первый выпуск называется «Ка-корея. Из истории детства в России и других странах» и содержит результаты научных исследований отечественных и зарубежных ученых. Он открывается большой статьей известного английского антрополога и историка детства Катрионы Келли «Об изучении ис-тории детства в России XIX-XX веков». Статья носит историографический и методологический характер, содержит множество ссылок на зарубежную литературу, посвященную истории детства в России.
В статье И. П. Кулаковой, кандидата исторических наук, доцента ЦВАЭ (Центра визуальной антропологии и визуальной эгоистории) РГГУ «История интеллектуального быта и российская традиционная культура: кабинет отца во впечатлениях детства (XVIII — начало XX в.)» проанализирована история возникновения такого помещения, как кабинет;
рассмотрены особенности кабинетов, принадлежащих лицам разных полов и разных социальных слоев. Кабинет отца оказывал немалое влияние на детей: он притягивал свой недоступностью (кабинет был местом уединения, нередко детям находиться в нем запрещалось) и провоцировал детей на «преступные» действия, например, забраться в кабинет в отсутствии отца и читать его книги. Таким образом, кабинет становился средством воспитания и образования детей.
Игры и игрушки детей первых лет советской власти рассмотрены в статье канд. пед. наук Ю. Г. Саловой «Игровое пространство советского ребенка-дошкольника в 1920-е годы». «Особенностью рассматриваемого периода является прямое использование игрового пространства детей в сугубо политико-воспитательных целях», — отмечает автор. Специально созданная комиссия по игрушкам, занимающаяся разработкой новых игр, большое внимание уделяла коллективным играм, отвечавшим духу времени: «Колхоз», «Пятилетка», «Безбожник». Интересно, что имело место резкое неприятие кукол — якобы потому, что кукла «с локонами и нарядно одетая воспитывала в ребенке индивидуальные наклонности, суживала игру его до отражения только мелкобуржуазного быта» [1].
Статья С. Г. Леонтьевой «Дети и идеология: пионерский случай» посвящена анализу тех идей, которые власть пыталась доносить до детей через пионерскую организацию. В качестве источника автор взяла официальный текст — Устав пионерской организации. Сопоставление разных редакций уставов между собой позволило по-новому взглянуть на рецеп-
цию пионерской идеологии. Становится очевидным, что нельзя обобщать опыт пионеров, вступивших в организацию в 1931 и в 1974 гг., поскольку они жили, по мнению автора, в совсем разных «информационных полях», а скорость, с которой менялись идеологические ориентиры в 1920—1930-х, не могут сравниваться с незыблемыми формулировками последних 25 лет существования пионер-ской организации.
А. В. Чащухин — старший научный сотрудник Центра фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в статье «Маникюр — “битлы” — часики. Культовые вещи советского подростка 1960-х годов» рассмотрел особенности внешнего вида подростков этого времени (одежда, обувь, предметы макияжа) и их увлечения — музыку и танцы. Новые веяния 1960-х гг. сравниваются с практикой ушедшей сталинской эпохи.
Заключение обзора первого выпуска трудов семинара представлено в статье М. В. Тендряковой — научного сотрудника института этнологии и антропологии РАН «Компьютерные игры: хорошо знакомое новое». Автор обращает внимание на то, что сюжеты компьютерных игр не отличаются принципиально от сюжетов обычных игр: те же соревнования на скорость и ловкость, та же игра в войну. На исторических примерах автор показывает, что детские игры могли быть совсем не безобидными, поэтому жестокость компьютерных игр тоже не является чем-то новым. Исследователь считает, что современные агрессивные детские игры, в том числе компьютерные, являются просто отражением взрослой реальности. Большего внимания заслуживает не жестокость игр, а вирту-
альность происходящего: погружаясь в игру, ребенок перестает адекватно воспринимать мир («смерть — это то же самое, что и Game Over»). Компьютерные игры строго детерминированы, действовать в игре можно только в неких заранее определенных рамках, выйти за которые нельзя. Виртуальный алгоритмизированный мир учит детей достигать заданных программой целей, но не учит ставить эти цели. Однако при всей утешительности результатов исследований ребенок/подросток компьютерной эпохи заметно отличается от своих «компьютерно неангажиро-ванных» предшественников: с появлением в жизни детей компьютерных игр, приставок, Интернета с чатом и «ась-ками», SMS-коммуникации возникает совершенно иной образ детства, совершенно чуждый миру взрослых.
Второй и третий выпуски трудов семинара представляют собой анто-ло-гию текстов под общим названием «Городок в табакерке. Детство в России от Николая II до Бориса Ельцина (1890—1990)»: под редакцией Виталия Безрогова и Катрионы Келли, с участием Александры Пиир и Светланы Сиротининой (М.; Тверь: Антология текстов «Взрослые о детях и дети о себе». Научная книга, 2008).
В первую часть вошли тексты, содержание которых относится к 1890— 1940 гг., во второй части представлены источники, характеризующие 1940—1990 гг. Тексты в каждой части антологии расположены в хронологическом порядке, по десятилетиям, внутри 10-летних периодов они разбиты на «Воспоминания», «Взрослые о детях» и «Дети о себе».
Принцип логико-структурного и временного членения материала ви-
дится достаточно продуктивным для достижения баланса жанра «детского документа» (репортаж, воспоминание, интервью), количества представленных текстов, содержащихся в архивах, редких книгах, периодических изданиях и соответственно ведущих тем, отразивших историю русского детства разных социальных слоев России конца XIX — второй половины XX веков.
Подзаголовок в названии антологии «Взрослые о детях и дети о себе» по-зволил авторам на основе диалога ребенок — взрослый через «оригинальные» детские тексты сформировать не только позитивное мировоззренческое отношение к подрастающему поколению, но и определить вектор развития отдельной научной дисциплины — «История детей и детства в России».
Совершенно очевидно, что история детства, с позиции авторского коллектива, реконструирует, прежде всего, представления о детстве, сложившиеся в культуре и массовом сознании: положение детей в обществе, их социальный статус, институты и методы воспитания; соционормативные представления о критериях зрелости; культура детства, внутренний мир ребенка, направленность его интересов, детское восприятие взрослого общества.
На базе РГГУ работает международный семинар «Культура детства: нормы, ценности, практики». Так, конференция «История детства как предмет исследования: наследие Ф. Арьеса в Европе и России» (2009г.) проводилась в русле этого семинара, и главной ее целью было представление отечественных и зарубежных исследований детства как единого научного направления. Представители Англии,
Германии, Франции, США, Швеции высоко оценили влияние идей Ф. Арьеса на широкий спектр таких междисциплинарных исследований, как историческая демография, историческая социология, история семьи, психология родительства, кросскуль-турные исследования детства. Главным достижением работы конференции стало рождение новых направлений исследований:
— социология детства — рассматривает социально-экономические, демографические и политические проблемы (доля получаемого детьми общественного продукта, правовой статус детей, отношения между государством, родителями и детьми);
— гендерная история детства — автономная предметная область об особенностях социализации мальчиков и девочек, о появлении boyhood studies, направления, заявившего о себе в начале XXI столетия;
— этнология детства — исследования проблемного и маргинального детства, изучение детского законодательства и прав ребенка, детского фольклора и игр.
Руководитель семинара «Культура детства: нормы, ценности, практики» доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, главный научный сотрудник Института теории и истории педагогики Российской академии образования
В. Г. Безрогов, в докладе «Проект “История русского ре-бенка” Николая Рыбникова» сделал акцент на том, что, несмотря на все идеологические препоны, история детства интернациональна. Так, концепты изучения ребенка, представленные педологами России Л. Выготским, П. Блонским,
М. Басовым и др., в 1920-е гг. стали предметом кросс-культурных, историко-педагогических и психологических изысканий по изучению ребенка — child studies более чем в 30 странах.
Образ ребенка и семьи в педагогике постсоветской России представлен официальным дискурсом в учебниках по словесности для начальной школы 1985—2006 гг. на материале букварей и книг для чтения, предназначенных для начальной школы России, Татарстана и Чувашии. Коллективная монография под редакцией
Н. Б. Баранниковой и В. Г. Безрого-ва (М.; Тверь: ИТИП РАО, «Научная книга», 2010) является итогом международного научного семинара «Культура детства: нормы, ценности, практики» (выпуск 7), в которой представлена эволюция литературнодидактического канона, развитие в нем вариантов репрезентации образов ребенка и семьи. Операциональность и идеологичность такого инструмента (букварь, книга для чтения) ин-тери-оризации ребенка с внешним миром формирует, по мнению авторов, не только навыки чтения и письма, но, в первую очередь, утверждает ценностные ориентиры, каноны взрослых, учит культурной и политической грамоте.
Коллектив авторов — профессора, доценты, научные сотрудники, магисры Иллинойского Веслиенского университета, Академии социального управ-ления Министерства образования Московской области, Института теории и истории педагогики Российской академии образования, Российского государственного гуманитарного университета, научной педагогической библиотеки им. К. Д. Ушинского и др.
опирались на единые в своей основе принципы историко-педагогического, семантико-педагогического и историкокультурного исследования при изучении ключевых педагогических концептов «ребенок» — «семья» содержания, заложенного в содержании учебников (азбука, букварь, книга для чтения) различных исторических периодов.
При этом сам учебник рассматривается как «посредник в сложной информационной образовательной культуре определенной эпохи и общества», посредником внутри полилога между культурой и повседневными практика-ми обучения; между учителем, учеником, родителем, школой; государс-твен-ной политикой в образовании, страной [2. С. 150]. Роль его может возрастать или понижаться в зависимости от отношения самого общества, общекультурных и идеологических установок к таким понятиям, как «учебник», «грамотность», «образование».
Весьма интересным является предположение о том, что анализ общих изменений, происходящих с учебником на протяжении прошедших столетий, позволит преодолеть определенную инерционность в создании учебников будущего как определенный контекст детского мира, свободного от диктата воспитателей, родителей, учителей и ориентированный на яркое проявление
Список литературы
1. Баранникова Н. Б. Ребенок XVIII—XX столетий в мире слов: История российского букваря, книги для чтения
и учебной хрестоматии. Методология обучения: учеб. начальной школы / Н. Б. Баранникова, В. Г. Безрогов. — М. ; Тверь :
Научная книга, 2009. — 236 с.
2. «И спросила кроха... » Образ ребенка и семьи в педагогике постсовет-ской России : учебники по словесности для начальной школы 1985—2006 гг. Коллек-
личных эмоций в различных социальных взаимодействиях.
Образ ребенка и семьи является предметом компаративистских исследований, представляющих категорию детства как не просто временную или психофизиологическую, но, прежде всего, культурологическую, существенно трансформирующуюся в разных национальных и социальных условиях ха-рактеристику. Целостность этого образа определяется компаративистскими исследованиями эволюции и современного состояния учебников, в частно-сти, букварей разных стран. Лишь познакомившись с концепциями и прие-мами, применяемыми в других странах, с иной культурой и историей, можно понять сущность «педагогики букваря», оценить его инвариант, применяе-мый педагогами практически всех стран, а также вариативность, опираю-щуюся на социокультурные традиции каждой отдельной страны. Такой «детоцентристский» поворот, безусловно, создаст условия иного понимания ми-ра детства.
Борьба двух противоположных тенденций в культуре — сохранение и стабилизация, с одной стороны; преобразование и ассимиляция — с другой, создает благоприятные предпосылки для изменения отношения к детству и к детям.
тивная монография под ред. Н. Б. Баранниковой и В. Г. Безрогова. — М. ; Тверь : ИТИП РАО, Научная книга, 2010. — Вып. 7. — 360 с.
3. Салова, Ю. Г. Игровое пространство советского ребенка-дошкольника в 1920-е годы. Какорея. Из истории детства в России и других странах : сб. ста-тей и материалов / Ю. Г. Салова. Вып. 1. — М.; Тверь: Научная книга, 2008. — Вып. 1. — 384 с.