УДК 329.78(47+57)
Шмигирилова Л.Н., к.социол.н.
доцент
кафедра «Социология и организация работы с молодежью» Белгородский государственный национальный исследовательский
университет Немцева А.В. студент 1 курса
специальность «Организация работы с молодежью»
Институт управления Россия, г. Белгород МЕЖДУНАРОДНОЕ МОЛОДЕЖНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В СТРАНАХ СНГ
Аннотация: В данной работе рассматривается международное молодежное сотрудничество как приоритетное направление деятельности субъектов молодежной политики в странах СНГ.
Статья посвящена рассмотрению международного молодежного сотрудничества. Определению его значения для субъектов молодежной политики стран СНГ.
Ключевые слова: молодежь, молодежная политика, международное молодежное сотрудничество, государственная молодежная политика, Федеральное агенство по делам молодежи.
Shmigirilova L.N., candidate of sociological Sciences Associate Professor of " Sociology and organization of work with youth»
Belgorod State National Research University
Russia, Belgorod Nemtseva A.V. student
1 course, specialty "Organization of work with youth»
Institute of Management Russia, Belgorod INTERNATIONAL YOUTH COOPERATION AS A PRIORITY DIRECTION OF ACTIVITY OF SUBJECTS OF YOUTH POLICY IN CIS
Abstract: this paper considers international youth cooperation as a priority area of activity of youth policy subjects in the CIS countries.
The article is devoted to the consideration of international youth cooperation. To determine its importance for the youth policy subjects of the CIS countries.
Key words: youth, youth policy, international youth cooperation, state youth policy, Federal Agency for youth Affairs.
Актуальность темы исследования обусловлена, прежде всего, тем, что
в последнее время, в условиях быстроизменяющегося мира, весомым стратегическим преимуществом всегда обладают те государства, которые могут эффективно накапливать и продуктивно использовать человеческий капитал, а также используют инновационный потенциал развития, базисным источником которого выступает молодое поколение.
В актуальной среде социально-экономического развития интерес государства к проблемам молодого поколения возрастает, все большую заинтересованность власти мы наблюдаем в создании возможностей для развития молодежного потенциала. Если рассматривать конкурентоспособность России в долгосрочной перспективе, то необходимо отметить, что именно высокую конкурентоспособность обеспечивает эффективная система мер государственной молодежной политики, которая будет нейтрализовать существующие препятствия для развития. Кроме того, эффективная система мер ГМП должна обеспечивать молодежь всеми необходимыми ресурсами, а также инфраструктурой, необходимыми для реализации творческого потенциала и активизации социальной активности молодого поколения.
Международное сотрудничество помогает выстроить правильный, мирный диалог между представителями различных культур и народов, становится основой для взаимопонимания, воспитывает толерантное отношение молодежи к представителям других обществ, а также развивает интерес к другим культурам и народностям. Стоит отметить, что в 2008 году был создан новый орган - Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации. Теперь мы можем говорить о новой ступени в развитии молодежной политики в нашей стране, так как она впервые выделилась в самостоятельную отрасль, наравне с туризмом и спортом. Сейчас вопросами молодежной политики занимается Федеральное агенство по делам молодежи (Росмолодежь). При всем этом, формируется патриотическое отношение к своему Отечеству, воспитывается чувство гордости и верности к нему, кроме того, международное молодежное сотрудничество формирует позитивный имидж государств-участников данного вида взаимодействия.
Международное молодежное сотрудничество помогает формированию конструктивного диалога и дружеских отношений между молодыми политиками, учеными, бизнесменами, представителями СМИ - то есть между представителями так называемых «элит». Учитывая, что в будущем именно от позиции данных представителей молодежи будет зависеть направление внешней политики государства, значимость такого сотрудничества сложно переоценить.
Молодежная политика на современном этапе развивается с учетом состояния общества, положения в нем молодежи, возможностей государства. В последние годы мы можем наблюдать существенные изменения в области реализации ГМП. Добиться существенных изменений в этой области можно благодаря расширению социальной базы молодежных и детских
общественных объединений, укреплением органов по делам молодежи, совершенствованию системы образования и управления общественными процессами в молодежной среде.
Если рассматривать подробно проблемы, которые существуют в международном молодежном сотрудничестве между странами СНГ, то, в первую очередь, необходимо отметить недостаточную разработанность нормативно-правовой базы, а также состояние финансового обеспечения данного процесса. Кроме того, существует проблема недостаточности квалифицированных кадров, которые бы обладали необходимыми профессиональными компетенциями для организации работы с молодежью, но при этом не были старше 30-35 лет. Мы также отмечаем проблему недостаточной проработанности научных основ данного вида деятельности и недостатком социальных технологий в данной области.
На данный момент можно говорить о недостаточной степени разработки набора ключевых понятий, отражающих феномен приграничного сотрудничества в сфере молодежной политики. В частности, не в полной мере отражены и проанализированы организационные формы и технологии взаимодействия в данном сфере, а также то, насколько эффективно они «работают» в укреплении и развитии отношений между государствами на постсоветском пространстве.
С нашей точки зрения развитие международного молодежного сотрудничества должно быть связано с взаимодействием молодежных структур Российской Федерации и стран СНГ. Для привлечения внимания молодого поколения мы предлагаем организовать и провести международный слет представителей молодежных структур стран СНГ «Калейдоскоп».
В настоящий момент необходим очный обмен опытом в формате различных лекций и мастер-классов для молодых людей и представителей органов по делам молодежи. Планируется, что каждая встреча будет проходить в двустороннем порядке, где с одной стороны будут российские представители, а с другой представители какой-то одной страны. Продолжительность предложенного нами проекта составляет 12 месяцев с бюджетов 900 000 рублей. Основной целью является получение международного обмена опытом между молодым поколением стран СНГ, ведь в дальнейшем именно молодежь будет управлять странами и налаживание связи между ними сейчас поможет взаимодействовать в ближайшем будущем.
Результатами нашего проекта является проведение цикла мероприятий «Калейдоскоп», задействованы не менее 5 стран СНГ, а в итоге разработано 12 проектных идей для реализации полученного опыта на той или иной территории.
А возвратившись к системному подходу, который был разработан Министерством спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации совместно с Национальным советом молодежных и детских
объединений России, можно сказать, что сотрудничество с различными структурами, институтами и использование разнообразных механизмов международного молодежного сотрудничества, принятых в Европе, не могут находиться в ведении лишь одной национальной структуры, которая будет нести ответственность за реализацию международного молодежного сотрудничества.
Использованные источники:
1. Бакшиев, А.А. Международное молодежное сотрудничество. Опыт стран СНГ : автореф. дис. ... канд. полит. наук [Текст] / А.А. Бакшиев. -Волгоград: Мегежа, 2016. - 70 с.
2. Кузьмина, О.В. Государственная молодежная политика: международный опыт [Электронный ресурс] / О.В. Кузьмина // Режим доступа к изд.: http://vmo.rgub.ru/- Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
3. Материалы сайта «Молодежная политика: новости со всего света» [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: https://www.uzdaily.uz -Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
4. Миралиён, К.А. Приоритеты государственной молодежной политики в странах СНГ [Текст] / К.А. Миралиён // Вестник «Молодежь и современный мир». - 2015. - №4. - 37 с.