Научная статья на тему 'Взаимодействие России и Европейского союза в сфере молодежной политики в 2010-е гг'

Взаимодействие России и Европейского союза в сфере молодежной политики в 2010-е гг Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
309
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / МОЛОДЕЖЬ / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / РОССИЯ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / СОВЕТ ЕВРОПЫ / СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ / INTERNATIONAL RELATIONS / YOUTH / YOUTH POLICY / RUSSIA / EUROPEAN UNION / COUNCIL OF EUROPE / COOPERATION IN THE FIELD OF YOUTH POLICY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Беляева Н.М.

Система международных отношений, сложившаяся в настоящее время, переживает серьезные испытания, связанные с обострением отношений России и США, в которые оказываются втянутыми многие страны, в том числе и Европы. При всем многообразии международных отношений амортизационными свойствами в смягчении сложившейся ситуации обладают отношения, складывающиеся в социокультурной плоскости, которые позволяют сформировать более адекватное представление об участниках противоречий. Такому типу международных отношений принадлежит сотрудничество в сфере молодежной политики. Данное исследование посвящено изучению взаимоотношений Европейского союза и России в сфере молодежной политики в 2010-е гг. с целью определения динамики этих отношений и возможных изменений, обусловленных политикой санкций середины 2010-х гг., а также выявления факторов, определяющих характер данных отношений на современном этапе. Эмпирической базой исследования выступают документы, регламентирующие молодежную политику в современной России и Европейском союзе и сотрудничество данных субъектов, а также отчеты о деятельности основных политических институтов взаимодействия. В ходе исследования выяснилось, что сотрудничество России и Европейского союза в сфере молодежной политики в настоящее время сохраняет свою интенсивность, имеет институциональную базу и организуется на основе принятой в 2014 г. Рамочной программы сотрудничества. Проекты сотрудничества преимущественно направлены на развитие толерантности и межкультурного диалога в молодежной среде, формирование молодежных лидеров с активной гражданской позицией, готовых участвовать в социально-экономических и общественно-политических преобразованиях, создание и тиражирование в международном пространстве наиболее эффективных моделей молодежной политики. Характер взаимоотношений России и Европейского союза на современном этапе определяют нормативно-правовой и финансовый факторы. Первый находится в прямой зависимости от проводимого в России политического курса, второй от характера экономического развития и международных экономических отношений, что в целом создает некоторую степень неопределенности в сохранении и продолжении эффективного сотрудничества России и Европейского союза в сфере молодежной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interaction between Russia and the European Union in the Sphere of Youth Policy in 2010s

The system of international relations that has developed is currently undergoing serious tests related to the aggravation of relations between Russia and the United States, into which a large number of other countries, including European countries, are drawn. For all the variety of international relations, depreciation in mitigating the current situation is possessed by relations developing in the sociocultural plane, which allow us to form a more adequate idea of the participants in the contradictions. Cooperation in the field of youth policy belongs to this type of international relations. This study examines the relationship between the European Union and Russia in the field of youth policy in the 2010s. in order to determine the dynamics of these relations and possible changes due to the sanctions policy of the mid-2010s, as well as to identify factors that determine the nature of these relations at the present stage. The empirical base of the study is the documents regulating youth policy in modern Russia and the European Union and the cooperation of these entities, as well as reports on the activities of the main political institutions of interaction. The study revealed that the cooperation between Russia and the European Union in the field of youth policy currently remains intense, has an institutional base and is organized on the basis of the Framework for Cooperation Program adopted in 2014. Cooperation projects are mainly aimed at developing tolerance and intercultural dialogue among young people, forming youth leaders with an active civic position, ready to participate in socio-economic and socio-political transformations, creating and replicating the most effective models of youth policy in the international space. The nature of relations between Russia and the European Union at the present stage is determined by regulatory and financial factors. The first is directly dependent on the political course pursued in Russia, the second on the nature of economic development and international economic relations, which generally creates some degree of uncertainty in maintaining and continuing effective cooperation between Russia and the European Union in the field of youth policy.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие России и Европейского союза в сфере молодежной политики в 2010-е гг»

южно-российский журнал социальных наук. 2019. т. 20. № 3. с. 41-61 I ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ И ПРОЦЕССЫ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОССИИ И ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В СФЕРЕ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В 2010-Е ГГ.

Н. М. Беляева

Беляева Наталья Михайловна, Пермский государственный национальный исследовательский университет, Букирева, 15, Пермь, 614990, Россия. Е-mail: belnatalya@yandex.ru. ORCID 0000-0002-7649-8541

Аннотация. Система международных отношений, сложившаяся в настоящее время, переживает серьезные испытания, связанные с обострением отношений России и США, в которые оказываются втянутыми многие страны, в том числе и Европы. При всем многообразии международных отношений амортизационными свойствами в смягчении сложившейся ситуации обладают отношения, складывающиеся в социокультурной плоскости, которые позволяют сформировать более адекватное представление об участниках противоречий. Такому типу международных отношений принадлежит сотрудничество в сфере молодежной политики. Данное исследование посвящено изучению взаимоотношений Европейского союза и России в сфере молодежной политики в 2010-е гг. с целью определения динамики этих отношений и возможных изменений, обусловленных политикой санкций середины 2010-х гг., а также выявления факторов, определяющих характер данных отношений на современном этапе. Эмпирической базой исследования выступают документы, регламентирующие молодежную политику в современной России и Европейском союзе и сотрудничество данных субъектов, а также отчеты о деятельности основных политических институтов взаимодействия. В ходе исследования выяснилось, что сотрудничество России и Европейского союза в сфере молодежной политики в настоящее время сохраняет свою интенсивность, имеет институциональную базу и организуется на основе принятой в 2014 г. Рамочной программы сотрудничества. Проекты сотрудничества преимущественно направлены на развитие толерантности и межкультурного диалога в молодежной среде, формирование молодежных лидеров с активной гражданской позицией, готовых участвовать в социально-экономических и общественно-политических преобразованиях, создание и тиражирование в международном пространстве наиболее эффективных моделей молодежной политики. Характер взаимоотношений России и Европейского союза на современном этапе определяют нормативно-правовой и финансовый факторы. Первый находится в прямой зависимости от проводимого в России политического курса, второй — от характера экономического развития и международных экономических отношений, что в целом создает некоторую степень неопределенности в сохранении и продолжении эффективного сотрудничества России и Европейского союза в сфере молодежной политики.

Ключевые слова: международные отношения, молодежь, молодежная политика, Россия, Европейский союз, Совет Европы, сотрудничество в сфере молодежной политики.

Современная международная ситуация, сложившаяся в результате осложнения российско-американских отношений во второй половине 2010-х гг., привела к политической напряженности в отношениях России и Европейского союза. Многие страны Европы присоединились к антироссийским санкциям, выступили с осуждением действий России на территории Восточной Украины и др. Многоуровневый характер международных отношений, которые складываются как на уровне глав государств и правительств, бизнеса и транснациональных корпораций, так и на уровне взаимодействия между гражданами разных государств, позволяет искать выходы из сложившейся международной ситуации, направленные на гармонизацию отношений ЕС и России, в сфере социокультурных отношений, а именно во взаимодействии между гражданами государств. Особую роль в формировании со-

циокультурных контактов играет молодежь как особая социально-демографическая группа, обладающая открытым сознанием, лишенным исторических предрассудков, и ярко выраженной мобильностью. Данные особенности сложившейся международной обстановки придают актуальность исследованию документов и практик сотрудничества Европейского союза и России в сфере молодежной политики.

Проблематика взаимодействия России и Европейского союза как надгосудар-ственного образования представляет не только практический интерес в плоскости реальной политики и международных отношений, но и вызывает исследовательский интерес в гуманитарных науках, в том числе в политической науке. В исследованиях данной проблематики можно выделить несколько тематических блоков.

Первый блок представлен работами социологов и культурологов, посвященных изучению молодежи как особой социально-демографической и социокультурной группы и ее роли в общественных отношениях (Эриксон, 2000; Shelsky, 1963; Ман-гейм, 1994; Мид, 1988; Ильинский, 2001; Лисовский, 2000 и др.). В отдельный блок исследований можно выделить работы, посвященные формированию и реализации государственной молодежной политики в современной России (Кибанов, Ловчева, Лукьянова, 2012; Ильинский, 2001; Красникова, 2008; Чупров, 1994 и др.). Самостоятельную группу исследований составляют труды, в которых авторы раскрывают особенности молодежного общественного и политического движения, выделяют факторы, приведшие к формированию тех или иных молодежных политических организаций, предпринимают попытки их систематизации и типологизации по разным основаниям (Данилин, 2006; Карпенко, Ламанов, 2006; Становая, 2006 и др.).

Относительно исследований молодежной политики на международном уровне, в том числе в Европейском союзе, можно говорить об их фрагментированном и немногочисленном характере. Преимущественно это научные статьи (Миленин, 2017; Ники-тенко, 2014; Соколов, 2009; Федорова, 2013; Большова, 2014; Асадов, 2013 и др.) или появляющиеся в последние годы диссертации (Грачев, 2019), где основное внимание авторы уделяют рассмотрению приоритетов молодежной политики в Европейском союзе, определенных в рамках наднациональных документов, и процессу их реализации, выделяют достоинства и недостатки европейской молодежной политики, ставят вопросы о применении опыта Европейского союза для российской политической практики. Второе направление исследований европейской молодежной политики представляют работы, посвященные анализу стратегий и практик реализации данного политического курса в отдельных странах сообщества (Франции и Германии, Прибалтийских странах, странах Центральной и Восточной Европы). Еще в более скромном количестве в настоящее время представлены научные работы, где изучается практика взаимодействия России и Европейского союза в сфере молодежной политики (Боброва, Казаринова, Исмаева, 2002; Кибанов, Ловчева, Лукьянова, 2012).

Можно видеть, что фундированность проблематике взаимодействия России и Европейского союза в сфере молодежной политики придают исследования российской практики, включая изучение особенностей молодежи и государственной молодежной политики в России. Соответственно, проблематика взаимодействия России и Европейского союза в сфере молодежной политики исследуется преимущественно на основе анализа нормативно-правовых документов международного сотрудничества и проводимых мероприятий в данной сфере, что делает исследования более самостоятельными и придает научную новизну данной проблематике, значимость с точки зрения развития политической науки.

По данным Министерства иностранных дел РФ, в число приоритетов взаимодействия России и ЕС входит «повышение квалификации представителей юридических профессий в РФ, становление демократии на локальном уровне, вопросы противодействия коррупции, политика в области культуры и образования, сотрудничество в молодежной среде и др. ... перечень программ взаимодействия Россия — Совет Европы согласовывается на основе приоритетов, предлагаемых Секретариатом Совета Европы и предложений российских федеральных органов власти. Он утверждается двусторонним Руководящим комитетом по программам взаимодействия Россия — СЕ, в котором участвуют представители Совета Европы и федеральных органов власти Российской Федерации, и включается в общую программу деятельности СЕ на соответствующий год»1.

Программы взаимодействия России и Европейского союза соответствуют приоритетам деятельности Совета Европы: продвижение национальных средств защиты прав человека, подготовка специалистов юридического профиля, профилактика экономической преступности, укрепление местного самоуправления и гражданского общества, совершенствование российского законодательства в целях реализации Европейской социальной хартии, развитие межкультурного диалога, модернизация образовательной системы.

В настоящее время реализуются пять проектов взаимодействия РФ и Совета Европы, в том числе один проект — в сфере молодежной политики, который осуществляется на основе Рамочной Программы сотрудничества между Министерством образования и науки России и Советом Европы на 2014-2018 гг., среди приоритетов которой обозначено «поощрение мобильности молодежи, обучение в области прав человека и демократической гражданственности, развитие межкультурного диалога»2. Ценностная основа документа предполагает формирование толерантности, демократической политической культуры с идеалами либерализма и гражданской активности в политическом сознании молодежи. Подобная расстановка приоритетов подтверждает преобладание интересов Совета Европы и в целом Европейского союза.

Опираясь на данные МИД РФ, можно прогнозировать сохранение взаимодействия Европейского союза и России в сфере молодежной политики как одного из приоритетных направлений сотрудничества. Исследовательская гипотеза состоит в том, что основными препятствиями (проблемами) выстраивания эффективного сотрудничества в данной сфере могут выступать особенности нормативно-правовой базы молодежной политики, которые в РФ и ЕС могут определять разные приоритеты развития данной сферы, финансовые вопросы, сложности с координацией совместных действий, общий напряженный внешнеполитический фон и международная обстановка.

Основное внимание автора статьи сосредоточено на изучении взаимоотношений Европейского союза и России в сфере молодежной политики в 2010-е гг., определении динамики этих отношений и возможных изменений, обусловленных поли-

1 О программах взаимодействия Россия - Совет Европы: материалы с сайта МИД РФ. Режим доступа: http://www.mid.ru/diverse/-/asset_publisher/zwI2FuDbhJx9/content/o-programmah-vzaimodejstvia-rossia-sovet-evropy.

2 (Рамочная) Программа сотрудничества между Министерством образования и науки РФ и Советом Европы о сотрудничестве в сфере молодежной политики на 2014-2018 гг. Режим доступа: http:// youthrussia.ru/wp-content/uploads/2016/10/Signed-FP-RF-CE_Rus-2014-2018-.pdf.

тикой санкций середины 2010-х гг., а также выявлении факторов, определяющих характер данных отношений на современном этапе.

Поставленная цель требует последовательного решения следующих вопросов: рассмотрение нормативно-правовой основы выстраивания сотрудничества России и Европейского союза в сфере молодежной политики, анализ деятельности институтов и основных направлений молодежной политики, конкретных мероприятий и практик сотрудничества, вопросов вовлеченности молодежных организаций и молодежи в эти практики.

Теоретическая модель данного исследования строится на основе институциональной методологии, поскольку его эмпирической базой выступают документы, регулирующие государственную молодежную политику в современной России и Европейском союзе, регламентирующие сотрудничество данных субъектов, а также отчеты о деятельности основных политических институтов взаимодействия. Интерес также представляет изучение стратегий и риторики основных политических акторов взаимодействия, выяснение отношения молодежи к участию в проводимых мероприятиях, что является предметом самостоятельного исследования и будет рассмотрено автором в последующих работах.

Молодежная политика в России и Европейском союзе на современном этапе: нормативно-правовое измерение и основные приоритеты

Рассмотрение взаимодействия России и Европейского союза в сфере молодежной политики необходимо начать с изучения содержания документов, регламентирующих политический курс в отношении молодежи как в современной России, так и в Европейском союзе, что позволит обнаружить точки соприкосновения и возможные основания для сотрудничества. Актуальным представляется рассмотрение нормативно-правовой основы взаимодействия России и Европейского союза в сфере работы с молодежью, которая определяет основные направления и приоритеты сотрудничества.

Изменение положения России на международной арене, а также экономические причины3 середины 2010-х гг. привели к необходимости пересмотра отношения государства к молодежи и выработке «нового» понимания государственной молодежной политики.

Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 г. «Основы государственной молодежной политики РФ на период до 2025 г.» внесло изменения в понимание властью сущности государственной молодежной политики, которая стала рассматриваться как «направление деятельности Российской Федерации, представляющее собой систему мер нормативно-правового, финансово-экономического, организационно-управленческого, информационно-аналитического, кадрового и научного характера, реализуемых на основе взаимодействия с институтами гражданского общества и гражданами, активного межведомственного взаимодействия, направленных на гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи, расши-

3 Экономическая ситуация и дефицитные бюджеты РФ в последние годы привели к сокращению объемов финансирования мероприятий молодежной политики со стороны государства. По данным доклада Росмолодежи «Молодежь России 2000-2025: развитие человеческого капитала»: «По принятому федеральному бюджету на 2013 г. и плановый период 2014-2015 гг. расходы на молодежную политику и оздоровление детей в 2015 г. резко сокращаются с 4,1 млрд руб. с учетом инфляции (2012 г.) до 0,5 млрд руб.».

рение возможностей для эффективной самореализации молодежи и повышение уровня ее потенциала в целях достижения устойчивого социально-экономического развития, глобальной конкурентоспособности, национальной безопасности страны, а также упрочения ее лидерских позиций на мировой арене»4.

Содержательное определение государственной молодежной политики отражает, во-первых, два приоритета в деятельности государства в молодежной среде, а, во-вторых, является зеркалом сложившейся международной ситуации. «Можно утверждать, что государственная молодежная политика в ближайшие десять лет будет сфокусирована исключительно на гражданском и духовно-нравственном воспитании молодого поколения в соответствии с ценностями патриотизма, православия, защиты национальных интересов» (Беляева, 2016).

Данное понимание приоритетов государственной молодежной политики усиливает принятие Правительством РФ в конце 2015 г. государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг.», координатором реализации которой выступает Федеральное агентство по делам молодежи. Данная программа является продолжением реализованных в 2001-2015 гг. трех государственных программ патриотического воспитания. Согласно документу, «патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины»5.

С учетом современных задач развития России «целью государственной политики в сфере патриотического воспитания является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию»6.

В 2013-2014 гг. был проведен мониторинг деятельности субъектов РФ по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию с целью анализа вовлеченности граждан в систему патриотического воспитания, внедрения современных форм, методов и средств воспитательной работы, а также развития материально-технической базы системы патриотического воспитания. Мониторинг показал наличие в регионах институциональной базы для патриотического воспитания молодежи (порядка 2000 оборонно-спортивных лагерей; 4780 образовательных организаций, которым были присвоены почетные наименования в честь Героев СССР и Героев России за достижения в области патриотического воспитания; в 78 регионах созданы центры военно-патриотического воспитания и подготовки молодых граждан к военной службе).

4 Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 г. «Основы государственной молодежной политики РФ на период до 2025 г.». Режим доступа: http://base.garant.ru/70813498/.

5 Постановление Правительства РФ от 30.12.2105 г. о государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». Режим доступа: http://static. government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf.

6 Там же.

При такой расстановке приоритетов необходимо понимать, что основные сферы жизни молодого поколения (образование, трудоустройство, досуг, молодые семьи, здоровье и др.) оказываются в поле наименьшего внимания государства, что неизбежно приведет к нарастанию социально-экономических проблем в молодежной среде.

Изменения второй половины 2010-х гг. коснулись не только нормативно-правовой основы молодежной политики, но и вопросов ее реализации. В частности, в «Основах государственной молодежной политики в России на период до 2025 г.» в качестве основных механизмов реализации политического курса в отношении молодежи провозглашено: «разработка и анализ комплексных программ по реализации государственной молодежной политики...», «развитие системы государственно-частного партнерства в целях вовлечения в реализацию государственной молодежной политики бизнес-сообщества, общественных объединений и граждан»7. «Таким образом, во-первых, в «новой» молодежной политике государство отказывается от актуального сегодня в мировой практике проектного подхода как требующего финансовых и иных материальных затрат и возвращается к идее комплексных целевых программ, которые традиционно сопровождаются проблемой недофинансирования.

Во-вторых, государство несколько раз в документе провозглашает идею государственно-частного партнерства с целью привлечения инвестиций бизнеса в сферу молодежной политики. Однако развитие государственно-частного партнерства в сфере молодежной политики осложняется особенностью данной сферы, которая состоит в том, что вложение финансовых и иных ресурсов в данную сферу осуществляется на средне- и долгосрочную перспективу, получение прибыли от вложений может быть отсрочено временем. Что не всегда соответствует интересам государства, а тем более бизнеса, для которого прибыль выступает в качестве внутреннего источника финансирования и может быть направлена на расширение производства, внедрение новых технологий, обновление технического парка, повышение квалификации сотрудников и другие цели развития. Соответственно, сфера молодежной политики не является предметом, представляющим наибольший интерес для бизнес-структур, что может сказаться на финансировании и в целом реализации молодежной политики в России» (Беляева, 2016).

Таким образом, «новый» взгляд государства на молодежную политику в середине 2010-х гг. предполагает рассмотрение ее исключительно как духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание молодого поколения, характеризуется отказом от масштабных мероприятий и попытками развития государственно-частного партнерства как механизма реализации данного политического курса. Данное понимание приоритетов в работе с молодежью, заложенное в нормативно-правовых документах, вступает по сути в «невидимое противоречие» с ценностной основой международного сотрудничества. Поскольку, хотя духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание с философской и морально-этической точек зрения и не противоречат демократической политической культуре, но с конкретно-политической (принятой в современной России) — несут в себе конфликтный потенциал по отношению к международному сообществу.

Актуализация внимания европейского сообщества к молодежи как особой социальной группе была обусловлена «молодежными бунтами» конца 1960-х гг., когда

7 Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 г. «Основы государственной молодежной политики РФ на период до 2025 г.». Режим доступа: http://base.garant.ru/70813498/.

для правительств национальных государства Европы возникла необходимость формирования самостоятельного политического курса в отношении данной социальной группы, разработки долгосрочной стратегии, которая отвечала бы потребностям молодых граждан, была бы направлена не только на решение проблем молодежи как социальной группы, но и закладывала бы понимание молодежи как важного ресурса, который может способствовать развитию общества в целом.

В настоящее время молодежная политика Европейского союза является одной из наиболее целостных моделей работы с молодежью. Она во многом определяет развитие моделей национальной молодежной политики в большинстве входящих в ЕС государств, предоставляя надгосударственным институтам союза право осуществлять собственные меры поддержки, координации, корректировки и дополнения политики национальных государств.

Несмотря на различные национальные стратегии молодежной политики и тот факт, что молодежная политика в Европейском союзе входит в сферу лишь вспомогательной компетенции, особое внимание уделяется развитию процессов европейской интеграции и формирования европейского молодежного самосознания в связи с расширением образовательных возможностей и возможностей культурного (духовного) развития. Специфика социально-экономического и культурного развития Европы обусловливает потребность в повышении уровня образования молодежи, совершенствовании знаний и навыков через формальное и неформальное образование, в воспитании и развитии у молодого поколения таких качеств, как толерантность, инициативность, ориентация на взаимопомощь, солидарность, мобильность, гибкость, рефлексивность, включенность в общественную жизнь и активная гражданская позиция на основе единых общепризнанных демократических ценностей. Данная система ценностей общеевропейской молодежной политики в своей основе содержит серьезное противоречие ценностной основе работы с молодежью в России, поскольку содержит апелляцию к демократической политической культуре и различным гражданским практикам, формированию которых в контексте духовно-нравственного и патриотического воспитания российской молодежи уделяется недостаточно внимания.

Нормативную и содержательную основу молодежной политики в Европейском союзе на современном этапе составляют следующие документы:

- Белая книга «Новые стимулы для молодежи Европы» (White Paper on Youth. A New Impetus for European Youth8), принятая Европейской комиссией в ноябре 2001 г.;

- Европейский пакт в сфере молодежной политики (European Youth Pact9), принятый ЕС в марте 2005 г.;

- Коммюнике Европейской Комиссии «Поддержка полноценного участия молодых людей в сфере образования занятости и обществе», принятое в сентябре 2007 г.;

- Обновленная рамочная стратегия «EU Strategy for Youth — Investing and Empowering» на 2010-2018 гг. (рамочное европейское сотрудничество в молодежной сфере, «Молодежь — инвестирование и предоставление возможностей»), утвержденная 27 апреля 2009 г.;

8 European Commission White Paper «A New Impetus for European Youth». Brussels, 21.11.2001. COM (2001) 681 final [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ec.europa.eu/youth/whitepaper/download/ whitepaper_en.pdf.

9 Activities of the European Union. Summaries of Legislation. Youth Programme [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://europa.eu/scadplus/leg/en/cha/c11081.htm.

- Резолюция о пересмотренных Основах европейского сотрудничества в молодежной сфере (2010-2018 гг.), опубликована Советом ЕС в ноябре 2009 г.

Анализ нормативно-правовой базы Европейской молодежной политики позволяет выделить следующие ее приоритеты: расширение участия молодежи в общественной жизни, повышение уровня ее информированности и осведомленности в вопросах европейской интеграции и развития ЕС, формирование более активной гражданской позиции, повышение качества обучения и профессиональной подготовки, улучшение возможностей для мобильности, профессиональной занятости и социальной включенности молодых европейцев, укрепление здоровья и развитие волонтерства.

Таким образом, сотрудничество стран — членов ЕС в молодежной сфере реализуется по следующим направлениям: образование; занятость и предпринимательство; творчество и культура; здоровье и спорт; участие; социальная включенность; волонтерство; молодежь и мир.

Данные приоритеты Европейской молодежной политики совпадают с задачами и направлениями молодежной политики, которая реализовывалась в России до середины 2010-х гг. на основе Стратегии государственной молодежной политики 2006 г., приоритетами которой выступали «системное вовлечение молодежи в многообразные социальные практики и развитие навыков самостоятельной жизнедеятельности молодых жителей страны; выявление, продвижение, поддержка активности и достижений молодежи в социально-экономической, общественно-политической, творческой и спортивной сферах; интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества. К ним, прежде всего, относятся инвалиды, выпускники сиротских и коррекционных учреждений, образовательных учреждений закрытого типа, жертвы насилия, военных действий, катастроф, переселенцы и мигранты, лица, освободившиеся из мест лишения свободы, молодые люди и семьи, оказавшиеся в социально-опасном положении, безработные, ВИЧ-инфицированные и молодые люди зависимые от употребления психоактивных веществ»10. Государственная молодежная политика в России на современном этапе характеризуется сужением основных ценностных и содержательных аспектов работы с молодежью до воспитания гражданственности и патриотизма, что создает сложности в нормативно-правовом поле для выстраивания эффективного сотрудничества с ЕС.

Основным инструментом реализации молодежной политики в ЕС являются комплексные программы мероприятий. Первой подобной программой была «Молодежь» (2000-2006 гг.), ориентированная на молодых граждан в возрасте от 15 до 25 лет, а также лиц, работающих с молодежью. Программа определила механизмы международного сотрудничества в сфере молодежной политики, включая реализацию программ европейской волонтерской службы и международных молодежных обменов как внутри сообщества, так и в рамках сотрудничества с третьими странами.

В ноябре 2006 г. было принято решение Европейского парламента и Европейского совета о продолжении реализации программного механизма и учреждении второго этапа программы — «Молодежь в действии» (Youth in Action) на период 2007-2013 гг. В перечень основных целей данной программы вошли развитие

10 Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2016 г.

активной гражданской позиции молодежи в целом и формирование европейской гражданственности. Для достижения обозначенной цели предполагалось:

- «предоставить молодым людям и молодежным организациям возможности участия в общественном развитии на общемировом и общеевропейском уровне;

- сформировать у молодежи чувство принадлежности к европейскому сообществу;

- содействовать и поощрять участие молодежи в демократической жизни Европы;

- содействовать усилению мобильности молодежи в Европе;

- содействовать развитию межкультурного обучения в рамках молодежной проблематики;

- содействовать распространению и укреплению общеевропейских ценностей среди молодежи, таких как уважение человеческого достоинства, равенства, уважение прав человека, толерантность и терпимость (недискриминация);

- поощрять молодежные инициативы и предоставлять молодежи возможности для самовыражения;

- способствовать участию в программе молодых людей с ограниченными возможностями, в том числе физическими;

- соблюдать принцип гендерного равенства по отношению ко всем участникам программы и содействовать его широкому распространению и признанию в ходе реализации программных мероприятий;

- обеспечить молодежь дополнительными возможностями для неформального и информального обучения на общеевропейском уровне и развивать инновационные способы формирования (развития) активной гражданской позиции»11.

Обозначенные в программе виды деятельности в отношении молодежи для достижения поставленных целей соответствуют нормативно-правовым документам Европейского союза и направлены на решение актуальных для сообщества на современном этапе проблем (кризис европейской идентичности, проблема притока мигрантов в страны — члены ЕС и возникновение в этой связи социальной напряженности в целом и молодежной среде в частности, профилактика молодежного экстремизма и др.).

Программа учитывала ключевые приоритеты молодежной политики в Европе: европейское гражданство, участие молодежи, культурное многообразие, вовлечение в социальные практики молодежи с ограниченными возможностями.

Странами-участниками реализации программы являлись государства — члены ЕС, а также Исландия, Норвегия, Лихтенштейн, Турция. В рамках программы выстраивалось сотрудничество и с партнерскими странами (странами Восточной Европы и Кавказа (EECA): Арменией, Азербайджаном, Белоруссией, Грузией, Молдовой, Россией, Украиной), которое было направлено на формирование атмосферы толерантности и межкультурного диалога в молодежной среде разных стран мира, развитие волонтерства и институтов гражданского активизма, обмен наиболее успешными практиками работы с молодежью, сложившимися в разных государствах.

В 2014 г. программа «Молодежь в действии» и еще ряд программ в области молодежной политики (Erasmus, Leonardo da Vinci, Erasmus Mundus, Tempus, The new sport action и др.) были объединены в программу «Erasmus+», реализация которой

11 «Youth in Action» programme for the period 2007 to 2013. Decision No 1719/2006/EC of the European Parliament and of the Council of 15 November 2006. Режим доступа: http://ec.europa.eu/youth/tools/ youth-in-action_en.htm.

рассчитана на 2014-2020 гг. Цель новой программы состоит в продвижении идей европейского гражданства и европейской солидарности между молодыми людьми и их включение в построение будущего сообщества Европы, тем самым программу можно рассматривать в качестве инструмента формирования человеческого и социального капитала в Европе и за ее пределами.

Программа «Erasmus+» направлена на поддержку сотрудничества в области высшего образования, профессионального обучения, молодежи и спорта и включает такие направления, как мобильность для студентов и преподавателей, развитие потенциала университетов и обмен лучшими практиками, развитие европейских исследований. «Erasmus+» предусматривает развитие новых форм международного сотрудничества в молодежной сфере, активизацию академических обменов, выстраивание более эффективного сотрудничества между молодежными организациями разных стран мира, расширение молодежного самоуправления, вовлечение молодых граждан в процессы принятия решений по основным вопросам, актуальным для молодежного сообщества12.

По сравнению с предыдущими программами союза в сфере молодежной политики, география «Erasmus+» значительно расширена и охватывает «страны программы» (страны — члены ЕС, Исландию, Лихтенштейн, Норвегию, бывшую Югославскую Республику Македонию, Турцию) и «страны-партнеры» (государства Западных Балкан, Южного Средиземноморья, Центральной Азии, Латинской Америки, Африки, Карибского бассейна и Россию).

Таким образом, на основе анализа географии программ Европейского союза по молодежной политике можно говорить о том, что с середины 2000-х гг. Россия участвовала в мероприятиях на правах «страны-партнера».

Сотрудничество в сфере молодежной политики между политическими институтами Европейского союза и России начало выстраиваться еще с 1992 г. (даже до принятия России в Совет Европы). Основными направлениями этого сотрудничества были поддержка развития молодёжной политики, оказание помощи неправительственным молодежным организациям в реализации взаимодействия между ними и государственными структурами, продвижение межкультурного диалога. Данное взаимодействие в 1990-е гг. осуществлялось посредством участия России в отдельных мероприятиях Европейского союза, в первой половине 2000-х гг. — в рамках совместного плана мероприятий, а с 2006 г. и по настоящее время — на основе Рамочных программ сотрудничества в сфере молодежной политики.

Нормативно-правовую основу взаимодействия России и Европейского союза в настоящее время составляют Рамочные программы сотрудничества в сфере молодежной политики, первая из которых была подписана Министерством образования и науки РФ и Советом Европы в 2006 г. В 2013 г. данные политические институты разработали и подписали очередную Рамочную Программу сотрудничества в области молодежной политики на 2014-2018 гг., которая содержательно исходит из потребностей и инициатив российской стороны, основывается на проблематике, в которой Совет Европы имеет соответствующий опыт, поддерживает сотрудничество с другими партнерами, реализующими аналогичные задачи, определяет приоритет реализации долгосрочных проектов и системных решений.

12 «Erasmus+». Режим доступа: http://ec.europa.eu/programmes/erasmus-plus/.

Согласно Рамочной программе, целями сотрудничества являются «развитие молодежной политики в РФ, сотрудничества в этой сфере РФ и Совета Европы, а также развитие участия РФ в деятельности Совета Европы в молодежной сфере. Реализация этих целей будет способствовать вовлечению молодых людей и специалистов по работе с молодежью, созданию благоприятных условий для всестороннего развития молодежи, самореализации и формированию активной гражданской позиции, а также воспитанию чувства ответственности у молодежи.

В числе основных приоритетов Рамочной программы заявлены:

1. Вовлечение молодежи в социальную практику.

2. Права человека, демократия и демократическая гражданственность.

3. Межкультурный диалог.

4. Работа с молодежью, неформальное образование и переход молодежи к трудовой деятельности»13.

Таким образом, нормативно-правовая основа сотрудничества Европейского союза и России в сфере молодежной политики определяет такие приоритеты, как формирование межкультурного диалога в молодежной среде на основе демократической политической культуры и либеральной системы ценностей, расширение вовлеченности молодых граждан и молодежных организаций в процессы социально-экономического и политического развития государств, а также сотрудничество в сфере образовательной и молодежной политики. Даная система приоритетов соответствует пониманию ценностей работы с молодежью в Европейском союзе и определяет содержание проводимых проектов и мероприятий. Можно предполагать, что в случае трансформационных сдвигов в развитии политического режима России в недемократическую сторону, возможно возникновение сложностей в выстраивании эффективного сотрудничества с институтами Европейского союза в молодежной среде.

Сотрудничество России и Европейского союза в сфере молодежной политики на современном этапе: основные институты и проекты

Исследование взаимодействия России и Европейского союза показывает, что на протяжении последних тринадцати лет сотрудничество данных субъектов в сфере молодежной политики является системным и имеет институциональную и нормативно-правовую основу.

Координация взаимодействия Европейского союза и России в сфере молодежной политики осуществляется такими структурами, как Министерство науки и высшего образования РФ, Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь), Национальный Совет молодёжных и детских объединений России, Совет Европы и его молодежные структуры. В 2013 г. был создан Управляющий комитет Партнерства, в который были включены представители Министерства образования и науки РФ, Министерства иностранных дел РФ, Росмолодежи, Россотрудничества, Национального Совета молодежных и детских объединений России, Молодёжного департамента Совета Европы, Директората демократической гражданственности и участия, Генерального директората по демократии и Совместного совета Совета

13 (Рамочная) Программа сотрудничества между Министерством образования и науки РФ и Советом Европы о сотрудничестве в сфере молодежной политике на 2014-2018 гг. Режим доступа: http:// youthrussia.ru/wp-content/uploads/2016/10/Signed-FP-RF-CE_Rus-2014-2018-.pdf.

Европы. Основной функцией комитета является разработка и исполнение Плана действий по реализации Рамочной программы, в который входят мероприятия по различным направлениям. Таким образом, институциональная система управления сотрудничеством в сфере молодежной политики носит межведомственный характер, что позволяет решать вопросы в нескольких направлениях: не только в сфере формирования межкультурного диалога в молодежной среде, но и выстраивания эффективных социально-экономических контактов и политического взаимодействия между Россией и Европейскими странами.

Основные институты взаимодействия:

Министерство науки и высшего образования РФ осуществляет деятельность в области международного сотрудничества по двум направлениям: содействие реализации государственной образовательной и научно-технической политики, а также масштабной интеграции России в мировое образовательное пространство; реализация молодежной политики.

Одним из направлений деятельности Федерального агентства по делам молодежи выступает развитие международного и межрегионального молодежного сотрудничества, целями которого являются: «предоставление молодым людям возможности жить без границ; знакомство молодежи с историческим наследием, культурой и обычаями других государств; поддержка участия российской молодежи и молодежных объединений в международных структурах, а также в работе международных форумов, конференций и фестивалей; содействие в реализации программ двусторонних молодежных обменов, а также развитие сотрудничества с молодежными организациями соотечественников, проживающих за рубежом»14.

Национальный Совет молодёжных и детских объединений России выполняет функции по координации взаимодействия молодежных общественных объединений с государственными органами и их представлению на международном уровне. Основной целью деятельности Национального Совета является объединение усилий молодёжных и детских объединений России для реализации их интересов, защиты прав молодежи и детей. С начала 2000-х гг. Национальный Совет выступает субъектом международного молодёжного сотрудничества, является членом Европейского молодежного форума, наблюдателем при Экономическом и Социальном Совете ООН, партнером Совета Европы в реализации молодежных программ в России, участником Балтийского и Баренцева Евроарктического молодежного сотрудничества, учредителем Российско-Германского молодежного форума и сети молодежных организаций Черноморского региона.

В рамках международного молодёжного сотрудничества Национальным советом ежегодно реализуется целый комплекс мероприятий: конкурсы молодежных проектов, международные молодежные лагеря, образовательные семинары и форумы, выставки, стажировки лидеров и активистов молодежных общественных объединений (например, конкурс молодежных проектов «Мы говорим на одном языке», международный молодёжный лагерь «Диалог», семинар по демократическому молодёжному участию и др.).

С 1972 г. Совет Европы в качестве одного из приоритетных направлений своей деятельности рассматривает молодёжную политику и работу с молодежью, которая

14 Международное сотрудничество: материалы с сайта Росмолодежь. Режим доступа: https://fadm. gov.rU/activity/scope/9.

реализуется институтом в рамках его миссии в области прав человека, демократии и верховенства права. Институтами реализация данной деятельности являются Европейские молодежные центры Совета Европы (г. Страсбург, г. Будапешт), целью которых выступает развитие партнерских отношений между молодежными организациями и молодёжными сетями Совета Европы, вовлечение молодежи в процесс обсуждения и выработки молодёжной политики. Помимо учебных сессий, Европейские молодёжные центры проводят симпозиумы и конференции один-два раза в год, приглашая представителей разных общественных организаций, государственных структур, специалистов и исследователей в области молодёжи со всей Европы, для которых создается возможность встретиться и обсудить основные темы и проблемы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Важную роль в процессе формирования и развития молодежной политики играет Европейская исследовательская сеть, которая включает национальные исследовательские центры, занимающиеся молодёжной проблематикой, различные научные организации, неправительственные молодёжные организации, органы государственной власти.

При анализе деятельности рассмотренных институтов можно говорить о том, что выстраивание международного сотрудничества в молодежной сфере с целью расширения участия молодежи в социальных практиках и управленческих процессах, а также формирования толерантности и межкультурного диалога, входит в число приоритетных направлений, что положительным образом влияет на развитие взаимоотношений России и Европы в сфере молодежной политики.

В настоящее время основными проектами сотрудничества Европейского союза и России в сфере молодежной политики выступают:

Международный молодежный форум «Евразия Global».

Данный проект реализуется с 2016 г. и входит в число шести форумных площадок, за которыми закреплен статус федеральных (по поручению Президента России). Основным координатором лагеря выступает Федеральное агентство по делам молодежи.

Мероприятие является ежегодной международной коммуникационной площадкой для диалога молодежных организаций. Участниками являются российские граждане в возрасте от 18 до 30 лет, иностранные граждане — от 18 до 35 лет, выступающими молодыми лидерами общественного мнения из России и зарубежных стран, молодыми специалистами и профессионалами, осуществляющими свою деятельность в сфере международного молодежного сотрудничества, представителями иностранной молодежи, заинтересованными в активном взаимодействии и сотрудничестве с российской молодежью.

Международный молодёжный лагерь «Диалог».

Данные проект с 2009 г. является ведущей образовательной площадкой по актуальным проблемам выстраивания и продвижения межкультурного диалога, а также для взаимодействия молодёжи из регионов России, государств — членов Европейской Культурной Конвенции и стран СНГ. Ежегодно лагерь собирает более 250 участников.

Лагерь был инициирован Национальным Советом молодёжных и детских объединений России, реализуется при поддержке органов государственной власти РФ, а с 2011 г. — является неотъемлемой частью плана действий по реализации Рамочной программы сотрудничества России и Совета Европы в сфере молодёжной политики.

«Цель международного молодёжного лагеря "Диалог" — создание образовательного пространства, объединяющего молодёжных лидеров и активистов с разной культурной идентичностью и опытом, с целью развития и применения их компетенций для продвижения межкультурного диалога и укрепления мира в современном обществе.

Задачи лагеря:

- сформировать понимание межкультурного диалога как базовой ценности миростроительства;

- создать условия для личного опыта проживания участниками межкультурного диалога в рамках программы лагеря;

- определить и рассмотреть актуальные проблемы и вызовы на пути построения межкультурного диалога и мира в реалиях участников и обществе в целом;

- способствовать осознанию участниками своей роли в межкультурном диалоге и содействовать разработке личных и совместных инициатив, направленных на продвижение межкультурного диалога и укрепление мира;

- рассмотреть существующие меры и технологии по предотвращению экстремизма в молодёжной среде, а также их применение в реалиях участников;

- изучить перспективы, возможности и ресурсы для применения полученного опыта в деятельности (в том числе через участие во Всемирном фестивале молодёжи и студентов и Общеевропейской кампании "Движение против языка вражды")»15.

В рамках лагеря проводится ряд обучающих мероприятий, на которых участники имеют возможность обменяться опытом работы и поделиться лучшими практиками в сфере межкультурного диалога, а также разработать новые локальные или федеральные проекты для дальнейшей совместной реализации.

Молодёжная кампания за права человека в сети Интернет «Движение против ненависти».

Кампания была запущена Генеральным секретарём Совета Европы 22 марта 2013 г. и в данный момент реализуется национальными комитетами в 42 странах.

В России организацией-координатором данной кампании является Национальный Совет молодёжных и детских объединений при поддержке Министерства образования и науки. 5 июля 2013 г. в рамках Международного молодёжного лагеря «Диалог» состоялся официальный запуск кампании в России.

«Движение против ненависти» является общеевропейской кампанией, разработанной молодёжью в Совете Европы для повышения информированности о языке ненависти в сети Интернет и для борьбы с этим явлением. Кампания не призывает к ограничению свободы слова в сети Интернет, она, скорее, направлена на борьбу с ненавистью во всех ее проявлениях (в том числе кибер-издевательство и кибер-ненависть), на образование в области прав человека и содействие развитию медиа- и интернет-грамотности. Данные мероприятия направлены на формирование Интернета как безопасного пространства, где соблюдаются права человека.

Каждое государство выбирает для себя наиболее удобный и эффективный формат участия в данной кампании: от повышения информированности молодёжи через презентацию кампании на молодёжных мероприятиях, через проведение

15 Международный молодежный лагерь «Диалог»: материалы с сайта Национального совета молодежных и детских объединений России. Режим доступа: http://youthrussia.ru/meropriyatiya-i-proekty/ proekty/mezhdunarodnyj-molodyozhnyj-lager-dialog.

офф-лайн акций и флешмобов, мониторинг интернет-пространства и предание огласке информационных ресурсов, распространяющих язык вражды, до развития образования в области прав человека. Такое многообразие форматов участия в программе подтверждает ее актуальность и значимость для молодежной среды.

Программа «Общественный дипломатический корпус».

Программа реализуется в России с 2009 г. и видит основной своей задачей повышение уровня вовлеченности социально-ориентированных неправительственных организаций России и государств СНГ, Балтии, Кавказа, соотечественников, проживающих за рубежом, стран — членов Совета Европы в международную деятельность путем создания команды представителей молодежных НПО, объединенных общими идеями и подходами к развитию общественной дипломатии и международного молодежного сотрудничества.

В целевую аудиторию программы входят представители и активисты молодежных общественных организаций разных стран и регионов, соотечественники, проживающие за рубежом, молодые журналисты, которые занимаются развитием международного молодежного сотрудничества и общественной дипломатии. Программа включает в себя проведение образовательных семинаров и экспертных встреч. За 10-летний период проведения «Общественного Дипломатического корпуса» обучение прошли более 300 молодых людей, которые сегодня входят в пул активистов общественных организаций и молодежных лидеров России, государств — участников СНГ, Балтии и Кавказа, обладают знаниями и навыками международной коммуникации и реализуют международные проекты.

Международный образовательный семинар «Практики молодёжной политики и молодёжной работы по вопросам доступа молодёжи к правам».

С 2013 г. в рамках реализации Рамочной программы сотрудничества Совет Европы один раз в два года реализует в России международный семинар, в рамках которого изучаются концепции, подходы и практики реализации молодёжной политики России и других государствах — подписантах Европейской культурной конвенции. Данные семинары стали площадками по обмену мнениями в вопросах молодёжной работы и молодёжной политики в России и за ее пределами, их соотношения с принципами молодёжной политики и молодёжной работы Совета Европы, а также их влияния на качество жизни и меняющиеся потребности молодёжи.

«Цель семинара — создание условий для построения диалога и взаимного обучения в сфере молодёжной политики и молодёжной работы в Российской Федерации и других странах-участницах Европейской культурной конвенции с учётом многообразия опыта и подходов, а также реалий современного общества.

Участниками семинара являются представители стран -участниц Европейской культурной конвенции — представители органов государственной власти, ответственные за реализацию молодёжной политики; специалисты по работе с молодёжью региональных органов власти и органов местного самоуправления; представители молодёжных общественных организаций и государственных учреждений, работающие с молодёжью на международном, национальном и региональном уровнях; представители академических и научно-исследовательских институтов, осуществляющих исследования молодёжи.

В течение рабочих дней семинара участники имеют возможность познакомиться с подходами и особенностями реализации молодёжной политики в Российской Федерации и других странах — участницах Европейской культурной конвенции,

рассмотреть позитивные практики молодёжной работы как инструмента реализации национальной молодёжной политики, актуализировать роль молодёжной политики и молодёжной работы в контексте новых реалий общества и потребностей современной молодёжи, а так же обсудить перспективы дальнейшего взаимодействия»16.

Рассмотрение основных проектов, реализуемых в рамках сотрудничества Европейского союза и России в сфере молодежной политики, демонстрирует соответствие их содержательной стороны провозглашаемым в нормативно-правовых документах приоритетам и направлениям. Проекты преимущественно направлены на развитие толерантности и межкультурного диалога в молодежной среде, снижение межэтнической напряженности, формирование молодежных лидеров с активной гражданской позицией, готовых участвовать в социально-экономических и общественно-политических преобразованиях, создание и тиражирование в международном пространстве наиболее эффективных моделей молодежной политики. В содержательном плане участие российской молодежи в подобных проектах способствует ее гражданскому становлению, социальной самостоятельности и ответственности, что чрезвычайно важно с точки зрения эффективного развития государства. При этом, как показывает исследование, усложнение международной ситуации в середине в 2010-х гг. не внесло кардинальных изменений в вопросы участия России в совместных мероприятиях с Европейским союзом, что еще раз позволяет рассматривать социокультурные контакты между

странами в качестве фактора снижения международной напряженности.

>;< >;< >;<

Исследование нормативно-правовых документов, проектов и мероприятий сотрудничества России и Европейского союза в сфере молодежной политики в 2010-е гг. демонстрирует сохранение интенсивности социокультурных контактов, несмотря на изменение международной ситуации. Можно говорить о сохранении положительной динамики отношений. Основными приоритетами сотрудничества остаются формирование толерантности и межкультурного диалога в молодежной среде, создание образования «без границ», совершенствование молодежной политики на основе лучших практик реализации, формирование активной гражданской позиции молодежи и вовлечение ее в социальные практики. Ключевыми институтами-координаторами молодежного сотрудничества выступают Совет Европы и Национальный совет молодежных и детских объединений России.

Основными факторами, определяющими развитие сотрудничества России и Европейского союза в молодежной среде на современном этапе, выступают нормативно-правовой (определяющийся политическим курсом государства) и финансовый (находящийся в прямой зависимости от фазы экономического цикла и международных экономических отношений). Содержание нормативно-правового фактора характеризуется расстановкой приоритетов российской государственной молодежной политики во второй половине 2010-х гг., которые по сути сводятся к патриотическому и духовно-нравственному воспитанию молодежи, что, однако, не должно мешать ее межкультурному диалогу, хотя и может существенно его затруднять. Финансовый фактор связан прежде всего с сохранением санкций Европейского союза в отношении

16 Семинар по молодежной политике и молодежной работе в Российской Федерации: материалы с сайта Национального Совета молодежных и детских объединений России. Режим доступа: http:// youthrussia.ru/meropriyatiya-i-proekty/proekty/seminar-po-molodyozhnoj-politike-i-molodyozhnoj-rabote-v-rossijskoj-federacii.

России, что, по мнению МИД РФ, создает некоторую неопределенность в вопросе продолжения финансирования программ взаимодействия России и Совета Европы. Анализ практики реализации программ сотрудничества показывает, что успех в плане достижения заявленных в проектах целей достигается при заинтересованности обеих сторон, а также готовности сторон принимать положительные решения по вопросам финансирования, что приобретает риски в ситуации экономической нестабильности.

Библиографический список

Асадов, Б. Р. (2013). Молодёжные организации в сфере международных отношений: гуманитарные аспекты деятельности. Гуманитарный вектор, 3(35), 115-124. Беляева, Н. М. (2016). «Новый» взгляд государства на молодежную политику в России в середине 2010-х гг. Вестник Пермского университета. Политология, 2, 5-18. Бобров, А., Казаринов, М., Исмаев, Ф. (2002). Молодежь России и Европа. Москва: Национальный совет молодежных и детских объединений России. Большова, Н. Н. (2014). Молодежная политика в ЕС: роль образования в противодействии проявлениям экстремизма (пример Германии). Режим доступа https://mgimo.ru/upload/docs_6/ Molodezhnaya-politika-v-EU-rol-obrazovaniya-v-protivodeystvii-proyavleniy-ekstremizma.pdf Грачев, Е. Н. (2016). Концептуальные основы и механизм реализации молодежной политики

ЕС. Вестник МГИМО университета, 5, 136-144. Грачев, Е. Н. (2016). Молодежная политика в Европейском союзе. Международные процессы, 14, 4(47), 133-145.

Грачев, Е. Н. (2019) Молодежная политика в Европейском союзе: национальный и наднациональный уровни. (Кандидатская диссертация). Москва. Режим доступа https://mgimo.ru/ upload/diss/2019/grachev-diss2.pdf Данилин, П. (2006). Новая молодежная политика 2003-2005. Москва: Европа. Ильинский, И. М. (2001). Молодежь и молодежная политика. Москва: Голос. Карпенко, О. М., Ламанов, И. А. (2006). Молодежь в современном политическом процессе

в России. Москва: Изд-во СГУ. Кибанов, А. Я., Ловчева, М. В., Лукьянова, Т. В. (2012). Реализация молодежной политики

в Российской Федерации. Москва: ИНФРА-М. Кибанов, А. Я., Ловчева, М. В., Лукьянова, Т. В. (2012). Молодежная политика в России и зарубежных странах. Москва: Издательский дом ФГБОУВПО ГУУ. Красникова, Н. М. (2008). Молодежь как социально-политический феномен: к обоснованию

концепции. Вестник Пермского университета. Серия Политология, 4, 72-80. Лисовский, В. Т. (2000). Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. Санкт-Петербург: СПбГУП.

Луков, В. А. (2007). Государственная молодежная политика: проблема социального проектирования будущего России. Знание. Понимание. Умение. Режим доступа http://www. zpu-journal.ru/gumtech/projection/articles/2007/Lukov/ Маннгейм, К. (1994). Диагноз нашего времени. Москва: Юристъ. Мид, М. (1988). Культура и мир детства. Москва: Наука.

Миленин, А. М. (2017). Стратегия ЕС в молодежной политике: предварительные итоги,

проблемы и перспективы. Современная Европа, 4, 50-56. Молодежная политика: европейский опыт (2005). Доклад Института Европы РАН, 163. М.: ИЕ РАН "Огни ТД".

Молодежная политика: зарубежный и отечественный опыт (2007). Аналитический вестник Совета Федерации, 4 (321). Москва.

Молодежь и власть в поисках взаимной опоры: Фрагменты аналитического отчета по результатам всероссийского опроса молодежи (2005-2006). Полития, 4, 34-47. Мухин, А. (2006). Поколение 2008: наши и не наши. Москва: Алгоритм.

Никитенко, А. И. (2014). Молодежная политика в Европейском союзе: современное состояние. PolitBook. Режим доступа http://cyberleninka.ru/article/n/molodezhnaya-politika-v-evropeyskom-soyuze-sovremennoe-sostoyanie Перфильева, О. В. (2008). Ключевые приоритеты будущей европейской молодежной политики и механизмы ее реализации: «Повестка-2020». Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика, 6(21), 4-8. Савельев, В. (2006) Горячая молодежь России. Лидеры. Организации и движения. Тактика уличных

боев. Контакты. Москва: Кванта. Смирнов, В. А. (2013). Особенности институционализации молодёжной политики в Европе.

Youth World Politic, 3, 7-13. Соколов, А. В. (2009). Современные институты молодежной политики в Европе: история

становления и развития. Вестник международных организаций, 1 (23), 11. Становая, Т. (2006). Молодежные организации в современной России. Политком, 6. Режим

доступа https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Article/stan_mol.php Федорова, Т. С. (2013). Молодежная политика в странах Евросоюза: образование и культура. Культура в современном мире. Режим доступа http://infoculture.rsl.ru/donArch/home/ KVM_archive/articles/2013/04/2013-04_r_kvm-s5.pdf Чупров, В. И. (1994). Социология молодежи на пороге своего тридцатилетия. Социологические

исследования, 4, 53-68. Эриксон, Э. Г. (2000). Детство и общество. Санкт-Петербург: Летний сад. Cooper, R. (2012). Models of Youth Work: A Framework for Positive Sceptical Reflection. Youth and Policy, 109, 98-117.

Denstad, F. Y. (2009). Youth Policy Manual How to Develop a National Youth Strategy. Strasbourg:

Council of Europe Publishing. Dibou, T. (2012). Towards a Better Understanding of the Model of EU Youth Policy. Studies of

Changing Societies: Youth Under Global Perspective, 1' (5), 15-36. Ouinn, W. (2011). Trends in Youth Development Topics. Journal of Youth Development, 6 (3), 20-40. Shelsky, H. (1963). Die Skeptische Generation. Dusseldorf.

Siurala, L. A (2007). European Framework for Youth Policy: What is Necessary and What has already

been done? Diskurs Kindheits — und Jugendforschung Heft, 4. Verschelden, G., Coussee, F., Van de Walle, T. & Williamson, H. (2008). The History of Youth Work in Europe and its Relevance for Youth Policy Today. Vol. I.

Статья поступила в редакцию 03.06.2019 Статья принята к публикации 06.08.2019

Для цитирования: Беляева Н. М. Взаимодействие России и Европейского союза в сфере молодежной политики в 2010-е гг. — Южно-российский журнал социальных наук. 2019. Т. 20. № 3. С. 41-61.

INTERACTION BETWEEN RUSSIA AND THE EUROPEAN UNION IN THE SPHERE OF YOUTH POLICY IN 2010S N. M. Belyaeva

Natalya M. Belyaeva, Perm State National Research University, Bukireva, 15, Perm, 614990, Russia. Е-mail: belnatalya@yandex.ru. ORCID 0000-0002-7649-8541

Abstract. The system of international relations that has developed is currently undergoing serious tests related to the aggravation of relations between Russia and the United States, into which a large number of other countries, including European countries, are drawn. For all the variety of international relations, depreciation in mitigating the current situation is possessed by relations developing in the sociocultural plane, which allow us to form a more adequate idea of the participants in the contradictions. Cooperation in the field of youth policy belongs to this type of international relations. This study examines the relationship between the European Union and Russia in the field of youth policy in the 2010s. in order to determine the dynamics of these relations and possible changes due to the sanctions policy of the mid-2010s, as well as to identify factors that determine the nature of these relations at the present stage. The empirical base of the study is the documents regulating youth policy in modern Russia and the European Union and the cooperation of these entities, as well as reports on the activities of the main political institutions of interaction. The study revealed that the cooperation between Russia and the European Union in the field of youth policy currently remains intense, has an institutional base and is organized on the basis of the Framework for Cooperation Program adopted in 2014. Cooperation projects are mainly aimed at developing tolerance and intercultural dialogue among young people, forming youth leaders with an active civic position, ready to participate in socio-economic and socio-political transformations, creating and replicating the most effective models of youth policy in the international space. The nature of relations between Russia and the European Union at the present stage is determined by regulatory and financial factors. The first is directly dependent on the political course pursued in Russia, the second on the nature of economic development and international economic relations, which generally creates some degree of uncertainty in maintaining and continuing effective cooperation between Russia and the European Union in the field of youth policy.

Keywords: international relations, youth, youth policy, Russia, European Union, Council of Europe, cooperation in the field of youth policy. DOI: 10.31429/26190567-20-3-41-61

References

Asadov, B. R. (2013). Molodezhnye organizatsii v sfere mezhdunarodnykh otnoshenii: guman-itarnye aspekty deiatel'nosti [Youth Organizations in the Sphere of International Relations: Humanitarian Aspects of Activities]. Gumanitarnyyi vector [Humanitarian Vector], 3(35), 115-124.

Belyayeva, N. M. (2016). "Novyi' vzgliad gosudarstva na molodezhnuiu politiku v Rossii v seredine 2010-kh gg. [The State's "Fresh" Approach to the Youth Policy in Russia in the mid-2010s]. Vest-nik Permskogo universiteta. Politologiia [Bulletin of Perm University. Political Science], 2, 5-18.

Bobrov, A., Kazarinov, M., Ismayev, F. (2002). Molodezh'Rossii iEvropa [Youth in Russia and in Europe]. M.: Natsional'nyi sovet molodezhnykh i detskikh ob"edinenii Rossii.

Bol'shova, N. N. (2014). Molodezhnaia politika v ES: rol' obrazovaniia v protivodeistvii proiavleni-iam ekstremizma (primer Germanii) [Youth Policy in the EU (The Case of Germany): The Role of Education in Countering Extremism]. Retrieved from http://mgimo.ru/files2/z11_2014/ Molodezhnaya-politika-v-EU-rolobrazovaniya-v-protivodeystvii-proyavleniy-ekstremizma.pdf.

Chuprov, V. I. (1994) Sotsiologiia molodezhi na poroge svoego tridtsatiletiia [Sociology of Youth on the Verge of its 30th Anniversary]. Sotsiologicheskie issledovaniia [Sociological Studies], 4, 53-68.

Cooper, R. (2012). Models of Youth Work: a Framework for Positive Sceptical Reflection. Youth and Policy, 109, 98-117.

Danilin, P. (2006). Novaia molodezhnaia politika 2003-2005 [The New Youth Policy 2003-2005]. M.: Yevropa.

Denstad, F. Y. (2009). Youth Policy Manual How to Develop a National Youth Strategy. Strasbourg: Council of Europe Publishing.

Dibou, T. (2012). Towards a Better Understanding of the Model of EU Youth Policy. Studies of Changing Societies: Youth Under Global Perspective, 1' (5), 15-36.

Erikson, E. G. (2000). Detstvo i obshchestvo [Childhood and Society]. Sankt-Peterburg: Letniy sad.

Fedorova, T. S. (2013). Molodezhnaia politika v stranakh Evrosoiuza: obrazovanie i kul'tura [Youth policy in the EU countries: Education and Culture]. Kul'tura v sovremennom mire [Culture in the Modern World]. Retrieved from http://infoculture.rsl.ru/donArch/home/KVM_archive/ articles/2013/04/2013-04_r_kvm-s5.pdf

Grachev, Ye. N. (2016). Kontseptual'nye osnovy i mekhanizm realizatsii molodezhnoi politiki ES [Conceptual Bases and Implementation of the EU Youth Policy]. Vestnik MGIMO universiteta [MGIMO Review of International Relations], 5, 136-144.

Grachev, Ye. N. (2016) Molodezhnaia politika v Evropeiskom soiuze [Comparative Youth Policies in the EU]. Mezhdunarodnyye protsessy [International Trends], 4 (47), 133-145.

Grachev, Ye. N. (2019) Molodezhnaia politika v Evropeiskom soiuze: natsional'nyi i nadnatsional'nyi urovni [Youth Policy in the European Union: National and Supranational Levels]. M.. (Cand. Dissertation). Retrieved from https://mgimo.ru/upload/diss/2019/grachev-diss2.pdf.

Il'inskiy, I. M. (2001). Molodezh' i molodezhnaia politika [Youth and Youth Policy]. M.: Golos.

Karpenko, O. M., Lamanov, I. A. (2006). Molodezh' v sovremennom politicheskom protsesse v Rossii [Youth in the Modern Political Process in Russia]. M.: Izd-vo SGU.

Kibanov, A. Ya., Lovcheva, M. V., Luk'yanova, T. V. (2012). Molodezhnaia politika v Rossii izarubezhnykh stranakh [Youth Policy in Russia and Foreign Countries]. M.: Izdatel'skiy dom FGBOUVPO GUU.

Kibanov, A. Ya., Lovcheva, M. V., Luk'yanova, T. V. (2012). Realizatsiia molodezhnoi politiki v Ros-siiskoi Federatsii [Implementation of Youth Policy in the Russian Federation]. M.: INFRA-M.

Krasnikova, N. M. (2008). Molodezh' kak sotsial'no-politicheskii fenomen: k obosnovaniiu kont-septsii [Youth as a Socio-Political Phenomenon: the Substantiation of the Concept]. Vestnik Permskogo universiteta. Seriya Politologiya [Perm University Herald. Political Science], 4, 72-80.

Lisovskiy, V. T. (2000). Dukhovnyi mir i tsennostnye orientatsii molodezhi Rossii [The Spiritual World and Value Orientations of the Youth of Russia]. Sankt-Peterburg: SPbGUP.

Lukov, V. A. (2007). Gosudarstvennaia molodezhnaia politika: problema sotsial'nogo proektiro-vaniia budushchego Rossii [The Youth Policy of the State: the Problem of Engineering the Future of Russia]. Znaniye. Ponimaniye. Umeniye [Knowledge. Understanding. Skill]. Retrieved from http://www.zpu-journal.ru/gumtech/projection/articles/2007/Lukov/

Mannheim, K. (1994). Diagnoz nashego vremeni [Diagnosis of Our Time]. M.: Yurist.

Mead, M. (1988). Kul'tura i mir detstva [Childhood in Contemporary Cultures]. M.: Nauka.

Milenin, A. M. (2017). Strategiia ES v molodezhnoi politike: predvaritel'nye itogi, problemy i per-spektivy [The EU Strategy in the Youth Policy: Preliminary Results, Problems and Prospects]. Sovremennaya Yevropa [Contemporary Europe], 4, 50-56.

Molodezh' i vlast' v poiskakh vzaimnoi opory: Fragmenty analiticheskogo otcheta po rezul'tatam vserossiiskogo oprosa molodezhi (2005-2006) [Youth and Power in Search of Mutual Support: Extracts from the Analytical Report on the Results of the All-Russian Youth Survey (2005-2006)]. Politiya [Politia], 4, 34-47.

Molodezhnaia politika: evropeiskii opyt (2005) [Youth Policy: European Experience]. Doklad Instituta Evropy RAN [Rep. of Institute of Europe of Russian Academy of Science], 163. M..

Molodezhnaia politika: zarubezhnyi i otechestvennyi opyt (2007). [Youth Policy: Foreign and Domestic Experience]. Analiticheskii vestnik Soveta Federatsii [Analytical Bulletin of the Federation Council], 4(321). M..

Mukhin, A. (2006). Pokolenie 2008: nashi i ne nashi [Generation 2008: pro and contra]. M.: Algoritm.

Nikitenko, A. I. (2014). Molodezhnaya politika v Yevropeyskom soyuze: sovremennoye sostoyaniye [Youth Policy in the European Union: Modern State]. PolitBook [Politbook]. Retrieved from http: //cyberleninka.ru/article/n/molodezhnaya-politika-v-evropeyskom-soyuze-sovremennoe-sostoyanie

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Perfil'yeva, O. V. (2008). Kliuchevye prioritety budushchei evropeiskoi molodezhnoi politiki i me-khanizmy ee realizatsii: "Povestka-2020' [Priorities of the Future European Youth Policy and

Mechanisms for its Implementation: "Agenda 2020"]. Vestnik mezhdunarodnykh organizatsii: obrazovanie, nauka, novaia ekonomika [International Organizations Research Journal: Education, Science, New Economy], 6(21), 4-8.

Ouinn, W. (2011). Trends in Youth Development Topics. Journal of Youth Development, 6(3), 20-40.

Savel'yev, V. (2006). Goriachaia molodezh'Rossii. Lidery. Organizatsii i dvizheniia. Taktika ulichnykh boev. Kontakty [Fiery Russian Youth. Leaders. Organizations and Movements. Tactics of Street Battles. Contacts]. M.: Kvanta.

Shelsky, H. (1963). Die Skeptische Generation. Dusseldorf.

Siurala, L. A (2007). European Framework for Youth Policy: What is Necessary and What has already been done? Diskurs Kindheits — und Jugendforschung Heft, 4.

Smirnov, V. A. (2013). Osobennosti institutsionalizatsii molodozhnoy politiki v Yevrope [Features of the Institutionalization of Youth Policy in Europe]. Youth World Politic [Youth World Politic], 3, 7-13.

Sokolov, A. V. (2009). Sovremennyye instituty molodezhnoy politiki v Yevrope: istoriya stanov-leniya i razvitiya [European Youth Policy Institutional Structure. Origin and Development]. Vestnik mezhdunarodnykh organizatsiy [International Organizations Research Journal], 1(23), 11.

Stanovaya, T. (2006) Molodezhnyye organizatsii v sovremennoy Rossii [Youth Organizations in Modern Russia]. Politkom [Politcom], 6. Retrieved from https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/ Polit/Article/stan_mol.php

Verschelden, G., Coussee, F., Van de Walle, T. & Williamson, H. (2008). The History of Youth Work in Europe and its Relevance for Youth Policy Today. Vol. I.

Received 03.06.2019 Accepted 06.08.2019

For citation: Belyaeva N. M. Interaction between Russia and the European Union in the Sphere of

Youth Policy in 2010s.- South-Russian Journal of Social Sciences. 2019. Vol. 20. No. 3. Pp. 41-61.

© 2019 by the author(s). This article is an open access article distributed under the terms and conditions of the Creative Commons Attribution (CC BY) license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.