Научная статья на тему 'Стратегии усиления молодежной политики в Российской Федерации в контексте использования опыта институционального взаимодействия российских и панъевропейских организаций'

Стратегии усиления молодежной политики в Российской Федерации в контексте использования опыта институционального взаимодействия российских и панъевропейских организаций Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
83
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИИ / STRATEGIES / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / YOUTH POLICY / МОЛОДЕЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ. / YOUTH ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Соколов А. В.

Статья посвящена стратегии молодежной политики в Российской Федерации в рамках использования опыта взаимодействия российских и панъевропейских организаций. В ней рассматривается опыт сотрудничества Российской Федерации и Совета Европы, Европейского Союза и Европейского молодежного форума в сфере молодежной политики и намечаются пути усиления работы с молодежью в наших странах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is dedicated to the strategy of youth policy in Russian Federation within the frameworks of experience in cooperation between Russian and pan-European organizations. It examines the cooperation experience of Russian Federation and the Council of Europe, the European Union and European Youth Forum in the field of youth policy and outlines ways of improving work with young people in our countries.

Текст научной работы на тему «Стратегии усиления молодежной политики в Российской Федерации в контексте использования опыта институционального взаимодействия российских и панъевропейских организаций»

Соколов А.В. аспирант Северо-Кавказской академии государственной службы

Стратегии усиления молодежной политики в Российской Федерации в контексте использования опыта

институционального взаимодействия российских и панъевропейских организаций

В первую очередь институциональное взаимодействие российских и панъевропейских молодежных организаций определяется межгосударственным сотрудничеством в рамках членства Российской Федерации в Совете Европы, институты которого являются по сути крупнейшими методическими и учебными центрами для всех стран -членов. Через участие в разнообразных молодежных программах по развитию партнерских взаимоотношений между молодежными организациями и молодежными сетями, Совет Европы вовлекает молодежь в процесс обсуждения и создания молодежной политики, для того чтобы гарантировать мультипликационный социально-политический эффект от проводимых молодежными организациями мероприятий.

Сотрудничество в сфере взаимодействия молодежных организаций между Советом Европы и государственными органами, ответственными за реализацию молодежной политики в Российской Федерации, начало осуществляться с 1992 года, то есть еще до вступления России в члены Совета Европы.

Основные цели этого сотрудничества заключаются в поддержке развития молодежных организаций в России на федеральном и региональном уровнях и особенно оказании помощи неправительственным молодежным организациям, в привлечении внимания к институциональному взаимодействию между государственными структурами и общественными организациями. Кроме того, молодежное сотрудничество российских и европейских

организаций способствует укреплению и усилению европейской идентичности на основе общих ценностей, включая свободу выражения, демократическое функционирование СМИ, соблюдение прав человека, включая права лиц, принадлежащих к меньшинствам, и продвижение культурного и языкового многообразия как основы жизнеспособности европейского гражданского общества без разделительных линий.Партнерами российских молодежных организаций в сфере молодежной политики на европейском уровне являются Совет Европы, Европейский Союз и Европейский молодежный форум. Сотрудничество в рамках российско-европейского пространства с этими структурами развивается разными методами, с разными скоростями и политическими задачами.

Главная цель Совета Европы в области развития молодежных организаций заключается в разработке Единой европейской политики, направленной на участие молодежи в общественной жизни, привитие ей чувства гражданственности, предоставление возможностей получения образования и рабочего места. Совет Европы способствует укреплению межгосударственного сотрудничества с целью стимуляции развития молодежных структур и организаций во всех государствах - членах Совета Европы, выдвижение ими инициатив, а также стимулирует международное сотрудничество между молодежными организациями. Совет Европы через Директорат по делам молодежи и спорта проводит политику значимости активного участия молодежи в построении ее собственного будущего и в строительстве будущей Европы, как стабильного дома демократии и мира. Через проведение общеевропейских пропагандистских кампаний Совет Европы привлекает внимание молодежи и общественности в целом к вопросам основных прав человека, а также способствует осуществлению принципов и практики социальной сплоченности среди молодежи.

Свои цели в сфере молодежной работы Совет Европы реализует посредством межправительственного сотрудничества, за которое отвечают специально созданные институциональные подразделения. Речь идет, в первую очередь, о деятельности Европейского руководящего комитета по делам молодежи, который состоит из представителей руководства стран-членов Совета Европы и представителей государств, подписавших Европейскую Конвенцию по Культуре. Целью деятельности этого комитета является реализация молодежной политики, сформулированной Советом Европы. Европейский руководящий комитет по делам молодежи собирается два раза в год из представителей министерств и государственных структур, занимающихся молодежью из всех государств-членов Европейской Конвенции по Культуре.

Европейский руководящий комитет совместно с Объединенным Советом по вопросам молодежи, который является соуправляющим органом Директората по делам молодежи и спорту ЕС, стремится развивать сотрудничество между правительствами в молодежном секторе и обеспечивать проведение рамочной молодежной политики. Европейский руководящий комитет по делам молодежи также готовит и проводит различные конференции для европейских министров по делам молодежи. Создаются специальные рабочие группы из специалистов в области молодежи, которые разрабатывают тагетированные программы в области участия молодежи, развития молодежных организаций, демократической гражданственности, неформального образования и социальной сплоченности.

С середины 1990-х годов российские государственные органы по работе с молодежью развивают системное сотрудничество с методическими и учебными центрами Совета Европы в соответствии с "Рамочной программой сотрудничества Российской Федерации и Совета Европы в сфере молодежной политики в 2006 - 2008 гг."При этом, до

2003 года сотрудничество между молодежными организациями осуществлялось в рамках реализации отдельных мероприятий. До 2005 года практически не было контактов молодежных структур России и ЕС. Это связано с тем, что, во-первых, российские государственные органы не воспринимали ЕС как самостоятельного партнера, отдавая предпочтения двусторонним связям с Германией, Францией, Финляндией и т.п., в молодежной сфере а, во-вторых, и в ЕС внешнеполитическая деятельность находится в стадии развития и постепенного формирования.

С начала 2000-х годов увеличивается число контактов российских и панъевропейских молодежных организаций. "Рамочная программа сотрудничества Российской Федерации и Совета Европы в сфере молодежной политики на период 2006 - 2008 годов" подразумевает необходимость ежегодного согласования плана действий, а также совместные обзорные встречи для обсуждения хода реализации Рамочной программы и согласование финансирования мероприятий. Расширенная рабочая встреча планируется на завершающем этапе реализации Рамочной программы.

В сентябре 2007 года было опубликовано Коммюнике Европейской комиссии к Совету, Европейскому парламенту, Европейскому комитету по экономической и социальной политике и комитету регионов "Поддержка полноценного участия молодых людей в сфере образования занятости и обществе". В нем сформулированы основные принципы и перспективы развития молодежной политики и развития молодежных организаций в рамках Европейского Сообщества.

Системные контакты в молодежной сфере Российской Федерации с Европейским Союзом актуализировались с мая 2005 года, когда на саммите ЕС - Россия Президентом Российской Федерации В. Путиным, премьер-министром Люксембурга Ж. К. Юнкером, Председателем Комиссии Европейских сообществ Ж. М. Дурау-Барразу и Верховным

представителем ЕС по внешней политике и безопасности Х. Соланой.Были утверждены "дорожные карты" создания четырех общеевропейских пространств: 1) экономика; 2) свобода, безопасность и правосудие; 3) внешняя безопасность; 4) образование, наука и культура.

Участие молодежных организаций России в подпрограммах "Европейской волонтерской службы" и "Молодежь в мире" может быть только косвенное, т.е. российские организации не могут быть получателями финансовых ресурсов. Но они могут участвовать, к примеру, в работе созданной Европейской комиссией "Ресурсного центра для Восточной Европы и Кавказа" (SALTO) с целью вовлечения молодых людей и молодежных организаций в сферу активного неформального обучения.Сеть Ресурсных центров SALTO была создана Европейской комиссией в 2000 году. Эта сеть состоит из 8 Ресурсных Центров SALTO, которые поддерживает качественное развитие европейских молодежных проектов, организует тренинги и представляет ресурсы в сфере культурного многообразия и активного участия в жизни гражданского общества. С 1979 года тренинг-курсы стали важным элементом программы действий Европейских молодежных центров, которые направлены на вовлечение молодых людей в активную общественную жизнь, развитие различных форм работы с молодежью, повышение европейской гражданской активности, межкультурного обучения и диалога.

Директорат по делам молодежи и спорту Совета Европы предлагает ряд тренинг - курсов, полезных для российских молодежных лидеров, работников и активистовна национальном и европейском уровнях и предназначены для молодежных работников, молодых людей, волонтеров, включенных в процесс создания коллективных проектов или организации молодежной сети.

Исследовательский и Документационный Союз работает через сети национальных исследовательских центров в области молодежи, через

административные правительственные органы, публикует информацию о проводимых мероприятиях Директората по делам молодежи и спорта, проводит анализ программ. Союз ежегодно проводит обучающие курсы специалистов в области молодежных исследований. Создаются специальные учебные пособия.

Новая Рамочная программа должна внести большой вклад в развитие европейско-российского молодежного сотрудничества, в особенности в отношении развития мобильности молодежи, участия молодежи в политической жизни общества, признания культурного, этнического и религиозного разнообразия, борьбы со всеми формами дискриминации, а также продвижения идеи создания общей Европы без разделительных линий. Цели программы в целом согласуются с приоритетами Российской Федерации в области развития молодежных организаций и приоритетами Совета Европы, выдвинутыми в других ключевых сферах деятельности, в частности, в области образования - в контексте развития непрерывного обучения и подготовки российских тренеров по образовательным программам, а также в области культуры и спорта.

Рамочная программа должна определить приоритетные направления сотрудничества российских и панъевропейских молодежных организаций, в частности, повышение уровня мобильности российской молодежи. В молодежной работе мобильность является основополагающим условием обеспечения выгоды от равных возможностей для молодых людей, поэтому программы молодежной мобильности имеют важное значение для эффективного преодоления национальных границ и барьеров мышления в Совете Европы, а также продвижения общих европейских ценностей.

Еще в июле 2001 года Совет министров и Европейский парламент утвердили рекомендацию о мобильности студентов, лиц, проходящих

профессиональную подготовку, молодых волонтеров, учителей и мастеров. Совет Европы сделал также акцент на разработке "молодежной карточки" как служебной карточки, цель которой состоит в улучшении положения молодых участников проектов по мобильности

Программы партнерства российских и панъевропейских организаций в сфере молодежной мобильности также включают в себя общественные мероприятия по развитию межкультурного диалога и его межрелигиозного измерения, в том числе и для преодоления последствий политических конфликтов, развития регионального сотрудничества в молодежной сфере, развития программ неформального образования, исследования в сфере молодежной политики и т.д.

Рамочная программа молодежного сотрудничества стимулирует изучение и распространение среди молодежи русского языка в Евросоюзе и европейских иностранных языков в Российской Федерации в виде ежегодных языковых курсов русского языка для молодежи Евросоюза для создания благоприятной атмосферы и усиления международного сотрудничества российской молодежи.Рамочная программа сотрудничества предусматривает обязательное участие представителей Российской Федерации в общеевропейских семинарах и языковых курсах Совета Европы.

Источники финансирования для многоуровневой модели молодежного сотрудничества могут определяться в зависимости от уровня взаимодействия (бюджет города, региона, федеральный бюджет, их объединение с учетом целей и задач проектов, а также при участии зарубежных источников финансирования и грантовой поддержки в случае реализации международных проектов).

Особую роль должно играть сотрудничество российских молодежных организаций с Европейским молодежным форумом. Благодаря участию в деятельности Европейского молодежного форума

Национальный Совет России получает доступ к комплексной информации, касающейся европейской молодежной политики и возможностей развития проектов. Представители членских организаций Национального Совета могут участвовать в различных мероприятиях, конференциях, тренингах, семинарах, курсах, посвященных определенной проблематике или направленных на повышение квалификации молодежных работников и на планирование совместных международных проектов. Однако языковой и финансовый барьер и непонимание сущности международного сотрудничества в такой форме отчасти препятствует полноценному использованию социально-политических возможностей, открытых для членских национальных организаций.

Важнейшую роль в реализации образовательных программ играют Европейские молодежные центры Совета Европы. Первый Европейский молодежный центр был открыт Советом Европы в Страсбурге в 1972 год. Будапештский молодежный центр был представлен в 1995 году. Эти центры представляют собой площадку для членов молодежных организаций, где встречаются специалисты в области молодежи, где они могут совместно работать на международном уровне.

Институциональными механизмами достижения сотрудничества между молодежными общественными организациями России и ЕС являются социально-политические программы усиления участия молодежи в демократических процессах для повышения вклада молодых людей в распространение демократических ценностей в Европе; усиления молодежного измерения в программах и мероприятиях Совета Европы; проведение Общеевропейской молодежной кампании для социальной интеграции молодежи, повышения разнообразия и уровня участия молодых людей в жизни общества по примеру предыдущей "Общеевропейской молодежной кампании 1995 г. против расизма, ксенофобии, антисемитизма и

нетерпимости"; развитие молодежных обменов и молодежной (особенно студенческой) мобильности в Европе.

Важным методом взаимодействия российских и панъевропейских молодежных организаций является реализация принципа совместного управления молодежной сферой. Принцип совместного управления означает, что Европейские молодежные центры и Европейский молодежный фонд Совета Европы официально признают европейские и национальные молодежные организации и молодежные сети (в т.ч. и российские) как партнеров, которые могут участвовать в формировании и реализации европейской молодежной политики. При этом Европейский молодежный фонд обеспечивает финансовую поддержку мероприятий, проводимых негосударственными молодежными организациями и сетями, таких как: образовательные, социальные, культурные и гуманитарные программы; мероприятия, направленные на развитие мира и сотрудничества в Европе; программы, усиливающие сотрудничество и взаимопонимание между молодыми людьми Европы через обмен информацией; образовательные, социальные и культурные программы, разработанные для обеспечения взаимопомощи в Европе и развивающихся странах.

Европейский молодежный фонд обеспечивает финансовое сопровождение обучающим программам и выпуску информации для молодежи, включающим видео-, аудио-продукцию, выставки, веб -сайты и другие материалы, а также предоставляет ежегодные гранты для покрытия основных административных расходов по управлению и содержанию международной негосударственной молодежной организации.

Целесообразным является также создание в России международного молодежного центра, работающего на тех же принципах, что и Европейские молодежные центры. Данный центр будет находиться в ведении российской стороны, но будет использоваться для

проведения совместных программ, тренинг - курсов и мероприятий для участников из России и стран - членов Совета Европы.

Для улучшения международной деятельности российских молодежных организаций необходимо в первую очередь укреплять кадровый потенциал молодежных организаций, а также обучать молодежных лидеров и активистов стратегиям и методам общественной дипломатии.

Молодые граждане России, обладающие опытом проведения молодежных мероприятий и участия в них, приобретают важный жизненный опыт. Они осознают, какие возможности дает гражданская и политическая инициативность, как эффективно общаться, как распознавать культурные и этнические различия и как они влияют на общение, как работать в команде, руководить проектом или конструктивно защищать свои права и многое другое. Знания, умения и установки, которые получают лидеры и активисты российских молодежных организаций, участвуя в европейских программах будут способствовать укреплению международного сотрудничества России и государств Евросоюза. Кроме того, взаимодействие российских и европейских молодежных организаций стимулирует изучение и распространение среди молодежи Европы русского языка и европейских языков в Российской Федерации.

Международное молодежное сотрудничество, которое на сегодняшний момент находится на стадии становления, сталкивается с рядом проблем, в частности, организационных. Другими важными проблемами формирования устойчивых молодежных организаций являются финансовые сложности. Здесь следует особенно отметить незнание российской молодежи и российских молодежных организаций о возможностях финансовой поддержки культурных обменов от зарубежных молодежных организаций и фондов, и ограниченность

государственных ресурсов Российской Федерации на цели развития молодежного движения.

Кроме того, если молодежные организации на Западе ориентированы на решение конкретных социально-экономических вопросов и защиту интересов отдельных категорий молодых людей, то российские молодежные организации определяют свою социально-политическую миссию более глобально.

Приоритетными обычно являются принципы социального служения и самореализации личности. Наблюдается явным недостаток профессиональных российских молодежных организаций в политической сфере. В этом смысле заимствование политического опыта Евросоюза является особенно полезным для развития российских молодежных общественных организаций, для совершенствования государственной и гражданской молодежной политики.

Потенциально российские молодежные организации, которые включены в широкую сеть межгосударственных молодежных контактов, могут стать движущей политической силой и институциональной основой нового этапа евроинтеграции и системного партнерства между Российской Федерацией и Европейским Союзом, актуальность которого в посткризисных условиях осознается как политической элитой, так и гражданским обществом России.

Соколов А.В. Стратегии усиления молодежной политики в Российской Федерации в контексте использования опыта институционального взаимодействия российских и панъевропейских организаций. Статья посвящена стратегии молодежной политики в Российской Федерации в рамках использования опыта взаимодействия российских и панъевропейских организаций. В ней рассматривается опыт сотрудничества Российской Федерации и Совета Европы, Европейского Союза и Европейского молодежного форума в сфере молодежной политики и намечаются пути усиления работы с молодежью в наших странах.

Ключевые слова: стратегии, молодежная политика, молодежные организации.

Sokolov. A.V. Strategies of youth policy's strengthening in Russian Federation in the context of institutional cooperation experience between Russian and pan-European organizations. The article is dedicated to the strategy of youth policy in Russian Federation within the frameworks of experience in cooperation between Russian and pan-European organizations. It examines the cooperation experience of Russian Federation and the Council of Europe, the European Union and European Youth Forum in the field of youth policy and outlines ways of improving work with young people in our countries.

Key words: strategies, youth policy, youth organizations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.