Научная статья на тему 'Международное молодежное сотрудничество как направление деятельности стран СНГ в сфере реализации молодежной политики'

Международное молодежное сотрудничество как направление деятельности стран СНГ в сфере реализации молодежной политики Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1082
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / МЕЖДУНАРОДНОЕ МОЛОДЕЖНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ковров В.Ф.

В статье анализируется одно из важнейших направлений молодежной политики в каждой из стран СНГ вовлечение молодежи в международные экономические, культурные, образовательные и научные процессы посредством дальнейшего развития программ международного молодежного сотрудничества, международных обменов в области работы с молодежью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ковров В.Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международное молодежное сотрудничество как направление деятельности стран СНГ в сфере реализации молодежной политики»

Международное молодежное сотрудничество как направление деятельности стран СНГ в сфере реализации молодежной политики

Ковров В.Ф.

В статье анализируется одно из важнейших направлений молодежной политики в каждой из стран СНГ - вовлечение молодежи в международные экономические, культурные, образовательные и научные процессы посредством дальнейшего развития программ международного молодежного сотрудничества, международных обменов в области работы с молодежью.

Ключевые слова: молодежь, молодежная политика, международное молодежное сотрудничество

Kovrov V.F.

International youth cooperation as a direction of CIS activities in the sphere of implementation of youth policy The article analyzes one of the most important areas of youth policy in each of the CIS countries - the involvement of young people in international economic, cultural, educational and scientific processes through the further development of programs of international youth cooperation, international exchanges in the field of working with young people. Keywords: youth, youth policy, international youth cooperation

Под государственной молодежной политикой в Содружестве Независимых Государств понимают совокупность мер законодательного и исполнительного характера, направленных на реализацию потребностей молодежи, ее адаптацию в современном обществе. Выразить и защитить интересы молодых людей, не противопоставляя, а соотнося их с общим публичным интересом, - важнейшая задача и функция государственной молодежной политики [7] (далее - ГМП).

В государствах - членах СНГ молодежная политика относительно недавно обособилась в самостоятельную сферу государственной деятельности. Термин «молодежная политика» появился в юридической системе постсоветских государств в связи с принятием в 1991 г. Закона Советского Союза «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» [4, с.6]. Следует отметить, что отсутствие термина не означало, что государством такая деятельность не осуществлялась ранее. Напротив, в общественной системе советского периода было присуще пристальное внимание к проблемам молодежи. Основными направлениями деятельности государства и общественных организаций в сфере молодежи было развитие образования, а также идейно-политическое, военно-патриотическое, трудовое и физическое воспитание молодого поколения.

Для создания наиболее благоприятных условий развития молодежного сотрудничества как фактора сохранения и углубления дружественных отношений 25.11.2005 г. Советом глав правительств было принято Соглашение государств - членов СНГ о сотрудничестве в сфере работы с молодежью, которое было подписано представителям Российской Федерации и представителями следующих республик: Беларуси,

Армении, Азербайджана, Таджикистана, Казахстана, Киргизии.

В Соглашении подписавшие его стороны обязались укреплять и развивать сотрудничество в сфере работы с молодежью по линии государственных органов и общественных молодежных организаций (объединений) государств Содружества, осуществляющих реализацию ГМП, поддерживать их инициативы, которые направлены на активизацию молодежного сотрудничества, создавать в данных целях все необходимые условия.

В Соглашении государств - членов СНГ о сотрудничестве в сфере работы с молодежью были предусмотрены:

- разработка и реализация межгосударственных программ и отдельных проектов, которые представляют взаимный интерес;

- взаимодействие в подготовке профессиональных кадров в сфере работы с молодежью;

- обмен научными, справочно-информаци-онными и методическими изданиями, статистической и иной информацией, опытом работы государственных органов, молодежных общественных организаций и иных организаций и объединений, принимающих участие в реализации государственной молодежной политики и поддержке молодежных инициатив;

- проведение совместных мероприятий и научных исследований по проблемам молодежной политики и молодежного сотрудничества [8].

Государства - члены Соглашения взяли на себя обязательства по оказанию взаимного содействия в вопросах международного сотрудничества, в том числе, в деятельности международных молодежных организаций.

Согласно решению Совета глав стран СНГ от 10.11.2008 г. (г. Бишкек), 2009 год был объявлен Годом молодежи. Совет обсудил предложенные по проведению Года молодежи мероприятия, многие из которых были одобрены и включены в План приоритетных мероприятий в сфере гуманитарного сотрудничества государств - членов СНГ на 2010 год. В частности, были утверждены следующие мероприятия: ежегодное проведение в странах СНГ Дня молодежи; а также организация и проведение научно-творческих и международных тематических фестивалей; проведение форумов и конференций, посвященных вопросам социально-экономичес-

кой политики государств - членов СНГ в сфере поддержки молодежи, конкурсов совместных проектов молодежи государств - членов СНГ, акции патриотизма «Во славу Великой Победы».

Была выявлена тенденция к существенному обострению в период мирового финансового и экономического кризиса проблемы трудоустройства и занятости, особенно, трудоустройства и занятости молодежи. К примеру, в России работу потеряли более 2,5 млн. человек, а если учитывать отсроченную безработицу (неполную неделю, неоплачиваемые отпуска), то эта цифра будет гораздо выше [1, с.70].

Не осталась без внимания и проблема организации временной трудовой занятости учащейся молодежи, по решению которой Советом по делам молодежи были разработаны меры, направленные на нивелирование отрицательных последствий мирового финансового и экономического и кризиса, касающиеся трудоустройства выпускников ВУЗов и противодействия массовым увольнениям молодых специалистов. Особое внимание было обращено на развитие и поддержку волонтерского движения, повышение престижа и качества профессионально-технического обучения молодежи (техническое обновление материальной базы учебных заведений, внедрение современных образовательных технологий с опорой на мировой опыт подготовки высококвалифицированных рабочих).

Члены Совета по делам молодежи единодушно считают молодежь не источником проблем, а значимым ресурсом общественного и государственного развития, поэтому ими единогласно была поддержана инициатива, выдвинутая Республикой Беларусь, о разработке Стратегии международного молодежного сотрудничества государств - членов СНГ (29-30 января 2009 г.). Было также подчеркнуто, что степень освоения странами СНГ социально-экономический преобразований будет в значительной мере зависеть от того, какую позицию займет молодежь в общественно-политической жизни, а также от уверенности молодых людей в завтрашнем дне и их политической активности.

Вместе с тем, не вызывает сомнений факт, что из всех социальных групп именно молодежь более всех восприимчива к отрицательным явлениям [2, с.273], возникшим вследствие про-

исходящих практически во всех сферах жизни обновлений. В подавляющем большинстве стран СНГ отмечается заметное снижение интереса молодежи к образованию и производительному труду. Уровень безработицы среди молодежи, особенно среди выпускников высших и средний профессиональных учебных заведений, неуклонно держит высокую планку.

Начиная с 90-х гг. ХХ века практически во всех государствах СНГ значительно возросло количество молодых пар, которые проживают без юридического оформления брака, что привело к реальному росту числа внебрачных и брошенных детей, увеличению числа неполных семей. Одной из наиважнейших актуальных проблем продолжает оставаться жилищное обеспечение молодых людей и их семей. Жилье для большинства молодых людей становится недоступным благодаря росту цен на жилье, сокращению жилищного строительства, свертыванию практики предоставления бесплатного жилья государством [3, с.48], повышению стоимости аренды жилья и высоких процентных ставок в сфере жилищного кредитования.

Стратегия международного молодежного сотрудничества стран СНГ на период до 2020 г. (далее - Стратегия от 10.12.2010 г.) была утверждена в декабре 2010 г. главами государств - членов СНГ.

В разделе I принятого документа изложены общие положения стратегии. Отмечается, что Стратегия определяется как совокупность согласованных подходов государств - членов СНГ к основным целям, задачам, принципам, направлениям, формам и механизмам развития молодежных связей на пространстве СНГ.

В Стратегии от 10.12.2010 г. закреплены ключевые направления развития международного молодежного сотрудничества в странах СНГ. Фундаментом данной Стратегии от 10.12.2010 г. послужили основные международные нормативно-правовые акты, а также нормативно-правовые акты стран СНГ, регулирующие вопросы молодежной политики. Стержневыми из них можно назвать: Всемирную программу действий, касающуюся молодежи, до 2000 года и на последующий период (1995 г.); Лиссабонскую декларацию по молодежной политике и программам (1998 г.), Соглашение государств - членов СНГ о сотрудничестве в сфере работы с молодежью (2005 г.); Соглашение

о гуманитарном сотрудничестве государств -членов СНГ (2005 г.), Концепцию дальнейшего развития СНГ (2007 г.) [9].

В основе Стратегии от 10.12.2010 г. - представление о молодежном сотрудничестве как о наиважнейшем факторе, позволяющем обеспечить устойчивое, эффективное социально-экономическое развитие и научно-технический прогресс стран СНГ и Содружества в целом, способствующем сохранению и углублению дружбы между странами СНГ, увеличению их конкурентоспособности в условиях глобализации, представляющей собой одну из перспективней-ших форм интеграционного партнерства. При этом учитываются необходимость обеспечения доступа молодежи к культурному наследию народов стран СНГ, а также специфические потребности, интересы и проблемы молодежи, возникающие, в частности, в связи с проявлением у части молодежи нравственного нигилизма и экстремистских настроений, масштабными миграционными потоками, молодежной мобильностью, вследствие недостаточного знания молодежью культуры, истории, традиций и современных достижений народов стран СНГ.

В ходе разработки Стратегия от 10.12.2010 г. были учтены:

-национальное законодательство в сферах, затрагивающих вопросы молодежи;

- рекомендации различных общественных форумов, включая форумы творческой и научной интеллигенции стран СНГ;

- опыт проведения Года молодежи в Содружестве в 2009 году, а также аналогичных тематических акций в ряде стран СНГ;

- интересы различных молодежных групп - студенчества, рабочей и сельской молодежи, молодых специалистов и ученых, педагогов и спортсменов; молодежных общественных объединений и организаций.

В разделе II определены цели международного молодежного сотрудничества в Содружестве - раскрытие творческого, образовательного, социального и духовно-нравственного потенциала молодого поколения, укрепление дружеских взаимоотношений, взаимопонимания и взаимодействия народов стран СНГ, а также содействие интеграции в Содружестве и консолидации общего гуманитарного, экономического и социокультурного

пространства на основе опыта сотрудничества стран СНГ в различных гуманитарных сферах.

В сфере международного молодежного сотрудничества обозначены следующие главные задачи:

- воспитание молодежи в духе общечеловеческих гуманистических ценностей, культуры мира, толерантности, межнационального и межконфессионального согласия, дружбы и добрососедства, уважения к культуре, языкам, истории и традициям иных народов;

- формирование у молодежи активной жизненной позиции, вовлечение молодежи в политическую, общественную, экономическую и социальную жизнь своих стран, а также в межгосударственное сотрудничество [5];

- поощрение молодежных созидательных инноваций во всех сферах и участия молодежи в разработке современных технологий;

- создание эффективной модели взаимодействия детских и молодежных общественных объединений и организаций стран Содружества;

- формирование у молодежи экологического сознания и позитивных социальных мотивов, навыков здорового образа жизни;

- формирование основ правовой, ресурсной, организационной, информационной и другой поддержки молодежи для ее участия в межгосударственных культурных, образовательных, научных, интеллектуальных и спортивных программах;

- вовлечение молодежи в деятельность, направленную на сохранение и приумножение культурного наследия народов Содружества;

- обеспечение мобильности молодежи и вовлеченности ее в международное сотрудничество.

Раздел III Стратегии от 10.12.2010 г. посвящен ее реализации. Среди основных принципов международного молодежного сотрудничества стран СНГ перечислены:

- демократичность, соблюдение прав и свобод молодых граждан;

- обеспечение равных возможностей для молодежи стран СНГ независимо от национальности, пола, социального положения, языка и религиозной принадлежности;

- уважение традиционных ценностей и культуры народов СНГ;

- развитие межкультурного и межрелигиозного диалога;

- в формировании и развитии механизмов международного молодежного сотрудничества использование прогрессивных инновационных подходов [9].

К основным направлениям международного молодежного сотрудничества стран СНГ относятся следующие:

- обеспечение равного доступа к качественному образованию; внедрение новых форм обучения, в том числе, создание сетевых учебных заведений и использование дистанционного и неформального обучения;

- помощь в трудоустройстве и карьерном росте, профессиональная подготовка и повышение квалификации;

-поддержка социально слабозащищенной части молодежи, в том числе, сирот, беженцев и вынужденных переселенцев, инвалидов, детей из многодетных и неблагополучных семей;

- выявление и поддержка талантливой молодежи во всех сферах научной, творческой и общественной деятельности; поощрение состязательности, являющейся неотъемлемой частью инновационного процесса;

-расширение контактов и поощрение укрепления сотрудничества между молодыми лидерами и общественными молодежными объединениями;

- помощь в развитии молодежной предпринимательской деятельности и создание необходимых условий в целях вовлечения молодежи в данную деятельность;

-пропаганда в молодежной среде здорового образа жизни;

- создание общего информационного пространства в области международного молодежного сотрудничества;

- профилактика среди молодежи стран СНГ политического, религиозного и этнического экстремизма, пресечение распространения ксенофобии и нетерпимости;

- расширение взаимодействия молодых представителей этнических диаспор стран СНГ, поднятие уровня межэтнической толерантности и расширение межкультурного диалога;

-дальнейшее развитие научного и инновационного сотрудничества между студентами ВУЗов стран СНГ;

- обмен опытом работы с молодежью, научными, справочно-аналитическими и методическими материалами с участием научных и об-

разовательных учреждений и организаций, средств массовой информации;

- поддержка волонтерского движения и студенческих отрядов;

- содействие развитию молодежного культурно-познавательного туризма;

- поддержка создания сетевых сообществ и организация профессиональных молодежных обменов;

-улучшение межгосударственной нормативной правовой базы международного молодежного сотрудничества;

-другое международное молодежное сотрудничество, которое соответствует целям и задачам Стратегии от 10.12.2010 г.

Эффективное осуществление Стратегии от 10.12.2010 г. предполагает следующие формы и механизмы [6, с.94]:

- реализацию проектов и мероприятий, направленных на молодежь стран СНГ, в частности, проектов, публичных кампаний, межгосударственных молодежных акций, круглых столов, дискуссионных клубов, молодежных форумов и конференций, посвященных актуальным вопросам стран СНГ, проведение среди молодежи других массовых мероприятий;

-разработка единой базы данных проектов стран СНГ в сфере молодежи;

- развитие инфраструктуры, способствующей объединению молодежи и реализации молодежных инициатив;

-проведение среди молодежи конкурсов на лучшие проекты, решения, научно-технические разработки, статьи молодых интеллектуалов, с освещением данных событий в средствах массовой информации;

- проведение симпозиумов и конференций, летних школ и совместных исследовательских проектов, в центре изучения которых - актуальные научные проблемы;

- создание базы данных о социальных технологиях и самообразовании молодежи молодежных научных исследованиях;

-подготовка и помощь в реализации межгосударственных комплексных мер, направленных на социальную защиту и адаптацию молодых людей к современным условиям жизни, интеграции в общество;

-посредством поощрения и проведения совместных научных исследований, посвященных проблемам молодежи, анализ и регуляр-

ный мониторинг процессов, протекающих в молодежной среде;

-применение широкого спектра современных информационных технологий в целях усиления молодежных связей, а также приобщения молодежи к культуре, традициям и истории народов стран Содружества;

- осуществление молодежных акций, направленных на противодействие проявлениям ксенофобии и нетерпимости среди молодежи;

- интеграция в образовательный процесс принципов межкультурного диалога и популяризация здорового образа жизни;

- расширения молодежного творчества посредством поддержки разработки совместной теле- и кинопродукции, театральных постановок, проведения художественных и музыкальных мероприятий;

-разработка и исполнение ежегодных конкурсов молодых музыкантов, исполнителей, художников при поддержке конкурсов для талантливой и творческой молодежи по линии Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества стран Содружества;

-усовершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров национальных органов по делам молодежи, молодежных и детских общественных объединений;

-с целью реализации трудовых и социальных инициатив создание совместных студенческих отрядов;

- нахождение и расширение контактов между молодежными организациями и объединениями стран СНГ, создание общей базы данных организаций;

-регулярное и широкое освещение в СМИ положительного опыта реализации молодежной политики стран Содружества;

-расширение и укрепление сотрудничества с международными региональными организациями в области работы с молодежью;

- организация молодежных лагерей, обменов, спортивных акций, стажировок [6, с.96].

В целях эффективной реализации международного молодежного сотрудничества необходимо выполнять следующее:

-ежегодное формирование консолидированного плана мероприятий (проектов) в области международного молодежного сотрудничества;

- организация конкурсов и предоставления грантов;

-оказание молодежным объединениям и организациям в реализации ими межгосударственных программ и проектов информационной, организационной и иной поддержки;

- создание межгосударственной программы поддержки лидеров детских и молодежных объединений и организаций;

-дальнейшее развитие практики проведения в СНГ годов, предназначенных для углубления тематики гуманитарного сотрудничества [9].

В странах СНГ выработана определенная нормативно-правовая база, в которой обозначены основные направления, формы и механизмы развития молодежных связей на пространстве Содружества. С учетом изменяющихся реалий общественно-экономической и социально-политической жизни, предстоит дальнейшая работа по поиску оптимальных вариантов молодежного сотрудничества и путей их реализации.

Литература

1. Вахитов, Д.Р. Анализ причин кризиса 2008 года и направления развития экономической ситуации. // Вестник ТИСБИ. - Казань: Университет управления «ТИСБИ», 2014. - С. 70.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Власова, Э.Д. Роль институтов гражданского общества в реализации социальной политики. / Э.Д. Власова. // Гуманитарные и социальные науки. - Ростов-на/Д: СКЦ ВШ ЮФУ, 2014. - С. 273.

3. Ивазова, Л.Э Молодая семья как фактор риска в современном обществе. / Л.Э. Ивазова, Х.Х. Мазлоев, А.Р. Макаева. // Экономика, социология и право. - М.: Научно-информационный центр «Институт стратегических исследований», 2016. - С. 48.

4. Кочетков, А.В. Молодежная политика в странах СНГ: опыт правового регулирования. // Закон и право. - 2010. - № 12. - С. 6.

5. Максимова, Н.С. Международные проекты, как инструмент молодежного сотрудничества [Электронный ресурс]. / Н.С. Максименко. // Студенческий научный форум. - 2012. Режим доступа: URL: http://www.rae.ru/forum2012/ 14/1450 - Дата обращения 23.11.2016.

6. Максименко, А.А. Сотрудничество субъектов молодежной политики на постсоветском пространстве: организационные формы и технологии. / А.А. Максименко, Л.Н. Шмигирило-ва. // Научные ведомости. - 2012. - № 14 (133). - Вып. 21. - С. 94.

7. Об основах государственной молодежной политики в государствах - участниках СНГ (2009 г.) [Электронный ресурс]. // Официальный сайт Исполнительного комитета СНГ. -Режим доступа: URL: http://cis.minsk.by/ page.php?id=13786 - Дата обращения 14.11.2016.

8. Соглашение государств - участников Содружества Независимых Государств о сотрудничестве в сфере работы с молодежью [Электронный ресурс]. // Сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации. - Режим доступа: URL: http://www.mid.ru/ru/maps/tj/-/ asset_publisher/VfByAd5UOwu3/content/id/ 411896 - Дата обращения 15.11.2016.

9. Стратегия международного молодежного сотрудничества государств - участников Содружества Независимых государств на период до 2020 года (утв. 10.12.2010 г. главами государств - членов СНГ) [Электронный ресурс]. // Режим доступа: URL: http://kremlin.ru/ supplement/812 - Дата обращения 15.11.2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.