УДК: 329.78(470)
ООТРУДНИЧЕСТВО СУБЪЕКТОВ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ: ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И ТЕХНОЛОГИИ1
А.А. МАКСИМЕНКО 11 Л.Н. ШМИГИРИЛОВА 21
1) Костромской государственный университет имени НА. Некрасова
e-mail: [email protected]
2) Белгородский государственный национальный исследовательский университет
e-mail: [email protected]
В статье рассматривается сотрудничество в сфере молодежной политики постсоветских республик, ставших членами Содружества Независимых Государств. Раскрываются и анализируются основные организационные формы и технологии, применяемые для укрепления молодежных связей на пространстве СНГ, формирование у молодежи активной жизненной позиции, вовлечение молодежи в общественную, политическую, социальную и экономическую жизнь своих стран и межгосударственное сотрудничество.
Ключевые слова: молодежная политика, приграничное сотрудничество, постсоветское пространство,
организационные формы и технологии.
Практика последних десятилетий убедительно доказывает, что в быстро изменяющемся мире стратегические преимущества будут у тех обществ, которые смогут эффективно накапливать и продуктивно использовать человеческий капитал, а также инновационный потенциал развития, основным носителем которого является молодежь.
Возможности для развития потенциала молодежи, степень заинтересованности государства в решении проблем молодежной сферы становятся центральными в современных условиях социально-экономического развития. Эффективная молодежная политика, направленная на преодоление существующих препятствий развития, обеспечение необходимыми ресурсами и инфраструктурой для творческой самореализации и активного социального участия молодежи являются важными составляющими конкурентоспособности страны в долгосрочной перспективе.
Международный опыт свидетельствует о том, что молодежное сотрудничество вносит свой вклад во взаимопонимание и мирный диалог между народами, воспитывая молодежь в духе толерантности и интереса к другим культурам, развивая патриотическое сознание и возвышенное чувство верности своему Отечеству, способствует формированию позитивного имиджа государств-участников молодежного сотрудничества. Взаимодействие в молодежной сфере способствует становлению конструктивных и дружественных взаимоотношений между представителями будущих элит своих стран - молодыми политиками, учеными, предпринимателями, журналистами. Значимость такого сотрудничества обуславливается тем, что именно от их позиции спустя некоторое время будут зависеть векторы внешней политики государств.
Поэтому одним из важных направлений в молодежной политике становится вовлечение молодежи в международные культурные, экономические, научные и образовательные процессы посредством дальнейшего развития программ международного молодежного сотрудничества, обменов в сфере работы с молодежью; создание благоприятных условий для развития молодежного сотрудничества как фактора сохранения и углубления дружественных отношений; расширение и совершенствование международного молодежного сотрудничества на принципах равноправия и налаживание в этих целях широкого взаимодействия между
1 Статья подготовлена в рамках Федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы». Проект «Управление развитием приграничных регионов в хронотопе постсоветского пространства». № 14.A18.21.0090 (рук. В.П. Бабинцев).
государственными органами, молодежными общественными объединениями и иными организациями (объединениями), участвующими в реализации государственной молодежной политики.
В настоящей статье в фокусе интересов находятся процессы, происходящие в сфере молодежной политики двенадцати из пятнадцати постсоветских республик, ставших членами Содружества Независимых Государств. В проблемное поле данного исследования не входят страны Прибалтики, которые по исторической логике также следовало бы отнести к постсоветскому пространству. Важно отметить, что до сих пор у прибалтийских стран и стран-участниц СНГ фактически не существует совместных законодательных актов и нормативно-правовых документов (в первую очередь, в силу политических причин), позволяющих развивать приграничное сотрудничество по реализации различных проектов и программ в молодежной сфере.
Работа с молодежью для государств-участников Содружества Независимых Государств имеет приоритетный характер. Она направлена на развитие и реализацию интеллектуального потенциала современной молодежи, поощрение ее активности в общественной жизни, готовности к взаимно полезному деловому общению и плодотворному сотрудничеству, обменов в сфере работы с молодежью.
Сотрудничество субъектов молодежной политики - государственных органов власти, молодежи как активной составляющей ГМП, органов местного самоуправления, СМИ, социальных служб для молодежи, молодежных и детских общественных объединений приграничных территорий представляет собой их согласованное взаимодействие, включающее в себя не только укрепление и поощрение добрососедских отношений между приграничными территориями, но и взаимную поддержку, взаимопомощь, взаимную ответственность в молодежной сфере, сопровождающиеся взаимными услугами и положительными эмоциями.
Однако, как показывает практика, острейшими проблемами сотрудничества субъектов молодежной политики на постсоветском пространстве являются недостаточный объем нормативно-правового и финансового обеспечения на всех направлениях и уровнях реализации взаимодействия; дефицит кадров, обладающих необходимым уровнем профессиональной квалификации для работы с молодежью и оптимальными для этого возрастными характеристиками; ограниченный объем и глубина теоретического и эмпирического научного знания о молодежной среде и процессах реализации государственной молодежной политики (ГМП) государств-участников СНГ, недостаточность прикладных научных исследований, проводимых в данной сфере; неразработанность научных основ и ограниченность применения в сфере ГМП организационных форм и технологий сотрудничества и социального партнерства в молодежной сфере; неразработанность механизмов координации и интеграции действий субъектов молодежной политики на постсоветском пространстве. Более того, анализ интеграционного процесса в рамках СНГ в течение практически двух десятилетий свидетельствует о том, что в дальнейшем развитии интеграции в рамках Содружества, в том числе и в молодежной сфере, а также в поддержании и укреплении партнерских связей заинтересованы не все государства СНГ.
Между тем, в настоящее время крайне важно понять, каким образом и насколько эффективно развивается и расширяется взаимодействие субъектов молодежной политики стран на постсоветском пространстве. В этой связи поиск новых путей региональной интеграции постсоветских государств по вопросам молодежной политики приобретает особую значимость.
Изучение вопросов сотрудничества в сфере молодежной политики между странами постсоветского пространства в отечественной и зарубежной научной литературе включает несколько важных направлений: международные и межрегиональные аспекты молодежного сотрудничества; организация академической мобильности молодежи приграничных территорий; деятельность молодежных движений и организаций государств-участников СНГ и европейских стран.
Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 14 (133). Выпуск 21
Так, изучение молодежного сотрудничества на международном и межрегиональном уровнях представлено в трудах О.В. Перфильевой, В.В. Харченко2, которые анализируют каналы двухстороннего и многостороннего молодежного сотрудничества не только в Европе, регионах Балтийского моря, Баренцева моря, но также в странах СНГ.
В частности, В.В. Харченко исследует современное состояние международного сотрудничества России в молодежной сфере, существующие проблемы и пути их преодоления на основе системного подхода. Актуальность затрагиваемых вопросов объясняется тем, что международное молодежное сотрудничество является колоссальным ресурсом деятельности как государственных органов, так и общественных объединений в развитии долгосрочного сотрудничества и взаимопонимания между странами. Автор выявляет проблемы, с которыми сталкиваются сегодня государственные органы и молодежные организации при реализации международного молодежного сотрудничества, дает системное описание и анализ современного состояния и перспектив развития международного молодежного сотрудничества на государственном уровне и региональном уровне. Важно отметить, что в работах В.В. Харченко впервые представлена попытка целостного описания международного молодежного сотрудничества России, комплексного определения проблем в этой сфере деятельности на основе анализа доступных отечественных и зарубежных источников, официальных публикаций, документов и отчетов межправительственных и международных организаций.
Анализ международного сотрудничества в сфере молодежной политики, накопленный опыт реализованных программ и необходимость совершенствования политики ЕС в сфере обучения в течение всей жизни и информального образования молодежи раскрыты в работах О.В. Перфильевой. Сотрудничество в сфере молодежной политики как на национальном, так и на международном уровне автор предлагает рассматривать как многоуровневую систему, учитывающую потребности городов, регионов, страны в целом и создающую необходимые условия для взаимодействия городов, городов и регионов, регионов между собой, регионов со странами-партнерами (например, стран СНГ и странами Восточной и Юго-Восточной Европы), а также со странами-членами Европейского союза.
Теория и практика организации академической мобильности и молодежных обменов, как одной из форм сотрудничества неоднократно становились объектом исследования отечественных и зарубежных ученых. Непосредственно изучению академической мобильности студенческой молодежи как инструмента интеграции российских вузов в международное образовательное пространство в контексте интернационализации и глобализации посвящены работы таких авторов, как В.А. Галичин, Е.А. Карпухина, В.В. Матвеев, С.А. Писарева, Л.Г. Сокурянская, А.П. Сугакова, А.П. Тряпицына, А.И. Чумаченко и др.3
Организация академической мобильности студентов анализируется в работах Е.И. Артамоновой, А.Л. Демчук, Е.В. Караваева, М.А. Ставрук4.
Имеется достаточно большое число работ, посвященных анализу нормативно-методического обеспечения академической мобильности.
2 Харченко В.В. Состояние и перспективы международного сотрудничества в молодежной сфере в России // Вестник международных организаций. 2009. № 1 (23); Перфильева О.В. Программа европейского сообщества «Молодежь» как инструмент реализации политики социальной сплоченности регионов // Вестник международных организаций. 2007. № 15 (13).
3 Академическая мобильность в условиях интернационализации образования / В.А. Галичин, Е.А. Карпухина, В.В. Матвеев, А.П. Сугакова. М., 2009; Чумаченко А.И. Академическая мобильность -важнейшая составляющая интернационализации и модернизации высшего образования. URL: http:// e-magazine.meli.ru/vipuski7.htm (дата обращения: 05.08.2012).
4 Артамонова Ю.Д., Демчук А.Л., Караваева Е.В. Совместные образовательные программы вузов: состояние, проблемы, перспективы. М., 2011; Ставрук М.А., Артамонова Е.И. Академическая мобильность как средство интеграции российских вузов в мировую систему высшего образования // Педагогическое образование и наука. 2010. № 1; Ставрук М.А. Содержание и организация академической мобильности студентов Финляндии: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2011.
Особое внимание исследователи уделяют технологиям управления академической мобильностью (Т.В. Буробина, Н.В. Жукова, О.О. Мартыненко)5. Но, тем не менее, анализ научных трудов, посвященных вопросам организации академической мобильности, свидетельствует о том, что в последние годы активизировались исследования и не прекращаются дискуссии ученых о развитии данного феномена как приоритетного направления формировании международного образовательного пространства. Однако даже в совокупности все имеющиеся научные работы не дают целостного представления об академической мобильности студентов; кроме того, нет специальных исследований по развитию академической мобильности студенческой молодежи.
Если обратиться к проблематике международного молодежного движения, то она является также объектом пристального внимания со стороны многих исследователей. Начальный этап изучения данного направления в отечественной науке связан с работами В. Мирошевского, Л. Леонтьева, Ю.С. Овсеенко6. Среди зарубежных исследователей следует выделить В. Мюнценберга7, в трудах которого освещаются вопросы революционного движения молодежи. Хронологически эти исследования охватывают период первого десятилетия существования Коммунистического интернационала молодежи (1920-30-е гг.). Большая часть работ имеет пропагандистский характер и ограничивается сжатым изложением основных фактов истории Коммунистического интернационала молодежи. Международное молодежное движение трактуется как серьезная политическая сила, неотъемлемая часть мирового революционного процесса.
Серьезным событием для советской школы исследования международного молодежного движения стали научные результаты, подготовленные специальным отделом Научно-исследовательского центра Высшей комсомольской школы при ЦК ВЛКСМ и рядом других специалистов, которые стали, по сути, первыми обобщающими данными по этой тематике8.
В конце 1980-х - начале 1990-х гг. происходит трансформация всемирного молодежного движения, характеризующаяся ослаблением роли крупнейших молодежных организаций на международной арене. Попытку объяснить причину таких изменений предпринимают в своем исследовании американские социологии Р. и М. Браунгарт9. В работе «Молодежное движение в 1980-х гг. Глобальные перспективы» проводится сравнительный анализ международного молодежного движения 1980-х и 1960-х гг., рассматриваются региональные особенности его развития. Исследователи подчеркивают, что изменения в международном молодежном движении во второй половине 1980-х гг. обусловлены глобальным процессом, характеризующимся снижением уровня противостояния двух «сверхдержав», увеличением количества международных неправительственных организаций и усилением их роли на международной арене, а также ростом культурного плюрализма и политической активности молодежи в каждом регионе планеты.
В 90-х гг. в отечественной науке значительно снижается заинтересованность в исследовании международного молодежного движения. Исчезновение комсомола актуализирует задачу теоретического осмысления новых форм молодежной активности и направлений развития, прежде всего, национального молодежного движения.
5 Буробина Т.В. Проблемы обеспечения академической мобильности студентов // Вектор науки ТГУ. 2010. № 4; Мартыненко О.О., Жукова Н.В. Управление академической мобильностью в вузах // Университетское управление: практика и анализ. 2008. № 4.
6 Мирошевского В., Леонтьева Л., Овсеенко Ю.С. К вопросу о молодежных организациях в Центральной Азии. URL: http://www.ia-centr.ru (дата обращения: 05.08.2012).
7 Мюнценберг В. Социалистические организации молодежи до и во время Первой мировой войны М., 2012.
8 Актуальные проблемы деятельности международных организаций: теория и практика / под. ред. Г.И. Морозова. М., 1982.
9 Braungart R., Braungart M. Youth movement in 1980 years. Global perspectives. // International Sociology. 1990. Vol. 5, No. 2.
Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 14 (133). Выпуск 21
Разработкой данной проблемы продолжили заниматься исследователи комсомола В. Криворученко, В. Родионов, О. Татаринов, В. Луков и др.10
В настоящее время в России активной разработкой проблемы международного молодежного движения занимается В.В. Харченко, которая исследует международную деятельность Национального совета молодежных и детских объединений России, Европейского молодежного форума, анализирует каналы двухстороннего и многостороннего молодежного сотрудничества не только в Европе, регионе Балтийского моря, Баренцева моря, но также в СНГ11.
Анализ отечественной и зарубежной литературы позволяет сделать вывод, что в настоящее время, несмотря на определенное внимание к данной проблематике со стороны исследователей, остается целый ряд вопросов, требующих дальнейшей научной разработки. На данный момент можно говорить о недостаточной степени разработки набора ключевых понятий, отражающих феномен приграничного сотрудничества в сфере молодежной политики. В частности, не в полной мере отражены и проанализированы организационные формы и технологии взаимодействия в данном сфере, а также то, насколько эффективно они «работают» в укреплении и развитии отношений между государствами на постсоветском пространстве.
Основополагающим документом, определяющим формат сотрудничества в молодежной политике, является Соглашение государств-участников СНГ о сотрудничестве в сфере работы с молодежью на период до 2020 года, принятое в декабре 2010 года решением Совета глав государств СНГ и учитывающее совокупность согласованных подходов государств-участников СНГ к основным целям, задачам, принципам и направлениям развития молодежных связей на постсоветском пространстве.
Стратегия базируется на основных международных документах и документах СНГ о молодежной тематике. В их числе: Всемирная программа действий, касающаяся молодежи, до 2000 года и на последующий период (1995 г.), Лиссабонская декларация по молодежной политике и программам (1998 г.), Соглашение государств-участников Содружества Независимых Государств о сотрудничестве в сфере работы с молодежью (2005 г.), Соглашение о гуманитарном сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств (2005 г.), Концепция дальнейшего развития Содружества Независимых Государств (2007 г.).
В основе Стратегии заложено понимание того, что молодежное сотрудничество является важнейшим фактором обеспечения устойчивого, эффективного социально-экономического развития и научно-технического прогресса государств-участников СНГ и Содружества в целом, сохранения и углубления дружественных отношений между государствами-участниками СНГ, повышения их конкурентоспособности в условиях глобализации, одной из наиболее перспективных форм интеграционного партнерства.
Эффективной реализации целей и задач настоящей Стратегии будет способствовать использование следующих организационнъа форм и технологий международного молодежного сотрудничества:
- реализация проектов и мероприятий, ориентированных на молодежь государств-участников СНГ, в том числе публичных кампаний, проектов, межгосударственных молодежных акций, организация дискуссионных клубов, круглых столов, молодежных форумов и конференций по актуальным вопросам на пространстве СНГ, проведение иных массовых молодежных мероприятий;
- создание общей базы данных молодежных проектов государств-участников СНГ;
- развитие инфраструктуры, способствующей объединению молодежи и реализации молодежных инициатив;
- организация с освещением в средствах массовой информации конкурсов на лучшие научно-технические разработки, решения, проекты, статьи молодых
10 Криворученко В.К., Родионов В.А., Татаринов О.В. Молодежное движение в России и Советском Союзе: уроки истории / Под ред. А.А. Данилова. М., 1997-
11 Харченко В.В. Международное молодежное движение сегодня // Российская молодежь: проблемы и решения. М., 2005.
интеллектуалов; проведение совместных исследовательских проектов, летних школ, симпозиумов и конференций по актуальным научным проблемам; создание базы данных о молодежных научных исследованиях, социальных технологиях и самообразовании молодежи;
- разработка и содействие реализации межгосударственных комплексных мер социальной защиты и адаптации молодежи к современным условиям жизни, интеграции в общество;
- мониторинг и анализ процессов, происходящих в молодежной среде, путем проведения и поощрения совместных научных исследований по проблемам молодежи;
- использование возможностей новых информационных технологий для активизации молодежных связей и ознакомления молодежи с культурой, традициями и историей народов государств-участников СНГ;
- проведение молодежных акций по противодействию проявлениям ксенофобии и нетерпимости в молодежной среде;
- пропаганда здорового образа жизни и интеграции принципов межкультурного диалога в образовательный процесс;
- активизация молодежного творчества путем поддержки создания совместной кино- и телепродукции, театральных постановок, музыкальных и художественных мероприятий;
- организация проведения ежегодных конкурсов молодых исполнителей, художников, музыкантов и т. д.;
- поддержка проведения конкурсов для талантливой и творческой молодежи по линии Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ;
- совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров национальных органов по делам молодежи, детских и молодежных общественных объединений;
- создание совместных студенческих отрядов, способствующих реализации социальных и трудовых инициатив;
- установление и развитие контактов между молодежными организациями и объединениями государств-участников СНГ, создание общей базы этих организаций;
- широкое и системное освещение положительного опыта реализации государственной молодежной политики государств-участников СНГ в средствах массовой информации;
- развитие сотрудничества с международными региональными организациями в сфере работы с молодежью;
- проведение молодежных лагерей, стажировок, обменов, патриотических и спортивных акций.
Организационные формы и технологии, представленные выше, позволяют решить ряд задач в сфере молодежного сотрудничества, в частности:
- воспитание молодежи в духе общих гуманистических ценностей народов государств-участников СНГ, толерантности, дружбы и добрососедства, культуры мира, межнационального и межконфессионального согласия, уважения к культуре, языкам, истории и традициям других народов;
- формирование у молодежи активной жизненной позиции, вовлечение молодежи в общественную, политическую, социальную и экономическую жизнь своих стран и межгосударственное сотрудничество;
- поощрение созидательной инновационной активности молодежи в различных сферах, ее участия в создании современных технологий;
- создание эффективной модели взаимодействия детских и молодежных общественных объединений и организаций государств-участников СНГ;
- формирование у молодежи навыков здорового образа жизни, экологического сознания и позитивных социальных мотивов;
- формирование основ правовой, организационной, ресурсной, информационной и иной поддержки молодежи для участия в межгосударственных культурных, научных, образовательных, интеллектуальных и спортивных программах;
Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 14 (133). Выпуск 21
- вовлечение молодежи в деятельность по сохранению и преумножению культурного наследия народов государств-участников СНГ;
- обеспечение мобильности молодежи и вовлеченности ее в международное сотрудничество.
Анализируя информационно-статистический материал о работе Совета по делам молодежи государств-участников СНГ, законодательные акты, нормативно-правовые документы стран-участниц, научные труды и публикации по проблемам международного и межрегионального молодежного сотрудничества российских и зарубежных ученых, материалы научно-практических конференций, а также результаты экспертного опроса, проведенного в рамках проекта «Управление развитием приграничных регионов в хронотопе постсоветского пространства» в августе 2012 года (N=20), было выявлено:
- из двенадцати государств-участников СНГ восемь имеют более тесное взаимодействие в молодежной сфере. Исключение составляют Республика Узбекистан, Туркменистан, Украина12, поскольку ими не определены четкие позиции относительно возможности присоединения к Соглашению государств-участников СНГ о сотрудничестве в сфере работы с молодежью от 25.11.2005 г.;
- популярными формами и технологиями молодежного сотрудничества по различным направлениям (наука, образование, культура, спорт и др.) являются молодежные форумы, фестивали, акции, конкурсы, конференции, проектные школы, молодежные лагеря, круглые столы, дебаты.
По мнению экспертов, наиболее перспективными формами сотрудничества приграничных регионов в реализации молодежной политики являются молодежные лагеря (57%) и осуществление совместных молодежных бизнес-проектов (42%). При этом большая часть экспертов (61%) считает, что эффективное взаимодействие органов молодежной политики государств-участников СНГ зависит от конкретного региона, который имеет определенную специфику процесса институционализации и основных приоритетных направлений развития молодежной политики.
В последние годы благодаря целенаправленным усилиям Совета по делам молодежи государств-участников СНГ молодежные проекты, реализуемые при их содействии, направлены не только на укрепление традиций и исторических связей, но и адресованы в будущее Содружества. Такими мероприятиями в 2011 году стали: Международная смена «Мы - будущее СНГ!» в рамках Всероссийского молодежного форума «Селигер-2011», Гуманитарный форум «Молодежное поколение - мир без границ» в рамках Межгосударственной выставки, посвященной 20-летию СНГ, Международный спортивно-образовательный лагерь «Дни молодежи СНГ» в Калужской области, Международный молодежный форум «Дружба без границ» в Беларуси, Молодежная историко-культурная сессия - 2011 и ряд других. Совет по делам молодежи и МТРК «Мир» провели совместную акцию, посвященную 70-летию начала Великой Отечественной войны. 22 июня 2011 года в 4.00 по московскому времени в столицах государств - участников СНГ состоялась «Вахта памяти столиц СНГ», которая транслировалась в прямом эфире в странах Содружества.
На заседании Совета в Душанбе рассмотрены новые перспективные направления молодежного сотрудничества: создание при Совете по делам молодежи Совета молодых ученых государств-участников СНГ и Молодежной межпарламентской ассамблеи СНГ при Межпарламентской Ассамблее государств-участников Содружества Независимых Государств.
Одной из основных тем, обсуждающихся на заседаниях Совета, являются вопросы, связанные с проектом Плана мероприятий на 2012-2013 годы по реализации Стратегии международного молодежного сотрудничества государств-участников СНГ на период до 2020 года - масштабным документом, составленным на основе предложений восьми государств-участников СНГ, восьми отраслевых советов, а также Совета по
12 Отметим, что в рамках еврорегиона «Слобожанщина» успешно практикуются Стратегические дебаты среди вузовской молодежи.
гуманитарному сотрудничеству, МФГС и МТРК «Мир». Согласованный проект направлен в государства-участники СНГ для внутригосударственного согласования.
В июле 2011 года в Культурно-образовательном туристическом центре «Этномир» (Калужская область РФ) состоялся Международный молодежный спортивно-образовательный лагерь «Дни молодежи СНГ», направленный на развитие сотрудничества молодежи стран СНГ и приобщение ее к здоровому образу жизни. В работе лагеря приняли участие 130 человек - актив молодежных общественных объединений, творческая и спортивная молодежь Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Украины.
На территории Белгородской области в 2010 году впервые был проведен I Областной молодежный образовательный форум «Нежеголь-2010». В нем участвовали молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет - студенты высших и средних учебных заведений, аспиранты, учащиеся общеобразовательный учреждений, молодые предприниматели. В 2011 году молодежный форум приобретает статус международного и с 27 июня по 9 июля впервые в области проводится I Международный молодежный образовательный форум «Нежеголь-2011», который становится системной площадкой по отбору, развитию и поддержке талантливых молодых людей. Основными направлениями Форума определены:
I. «Лидерство» (политика, поддержка молодежных инициатив, проектная деятельность).
II. «Зворыкинский проект» (инновации, научно-техническое творчество, предпринимательство).
III. «Технологии добра» (социальные проекты, волонтерство, тренинг «Беги за мной»).
IV. «Арт-парад» (творчество).
V. «Школа православного молодежного служения».
В рамках Форума прошли научные и образовательные конференции, круглые столы, выставки, презентации, акции, ярмарки, соревнования, встречи с известными людьми, руководителями органов власти и управления, предприятий и организаций различных форм собственности. По результатам проведенного Форума участники получили именные сертификаты. По результатам представленных на Форум проектов 14 проектов получили грантовую поддержку. Необходимо подчеркнуть, что данный Форум дает возможность проявить свои таланты и способности не только студентам, но и инициативным и талантливым детям, обучающимся в школе.
Участники форума - молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет, представившие инновационные идеи и разработки в различных областях знаний и социально-значимые проекты. Общее количество участников составило 120 человек, из них 3 участника -представители Абхазии и 6 участников - представители Украины. В 2012 году Форум насчитывает более 150 человек.
Наряду с этим, в последнее время в Белгородской области предпринят ряд мер по совершенствованию договорно-правовой базы взаимодействия с зарубежными странами. Разработано и подписано 20 международных соглашений о сотрудничестве в области науки и образования, как на многосторонней, так и на двусторонней основе.
В частности, в мае 2010 г. с целью развития сотрудничества приграничных территорий был подписан Договор о реализации Соглашения между Белгородской областью РФ и Харьковской областью Украины «О создании Еврорегиона «Слобожанщина» в области науки, образования, культуры, спорта, туризма и молодежной политики».
В рамках проблемы исследования в 2012 г. был проведен опрос среди студентов вузов еврорегиона «Слобожанщина» (N=60). Академическая мобильность и молодежный обмен как одна из распространенных форм сотрудничества способствует повышению качества высшего образования, повышению эффективности научных исследований, совершенствованию системы управления, установлению внешних и внутренних интеграционных связей, а также имеет важное значение для развития личности студента
и его конкурентоспособности на рынке труда, формирует уважение к многообразию, способность понимать другие культуры, побуждает к языковому плюрализму, расширяет сотрудничество и конкуренцию между вузами. В ходе исследования было установлено, что уровень академической мобильности студенческой молодежи еврорегиона «Слобожанщина» невысок. Фактически в программах академической мобильности участвовали только 26,67% опрошенных, причем 20,00% из них это студенты Харьковской области, и только 6,67% белгородских студентов принимали участие в подобных программах. При этом подавляющее большинство опрошенных студентов (81,25%) принимали участие в школе «Межрегионального приграничного сотрудничества», 25,00% студентов участвовали в городских, всероссийских и международных конференциях и 6,25% - в школе историков.
Осведомленность о конкретных программах академической мобильности, реализуемых в еврорегионе «Слобожанщина» у респондентов крайне низка. В полной мере о школе «Межрегионального приграничного сотрудничества» информированы, по самооценке, 35,00% молодых людей, из них 21,67% - студенты вузов Харьковской области, 13,33% - Белгородской области. О программах стажировок знают 13,33% респондентов, о конференциях различного уровня (городские, всероссийские, международные) и трансграничных стратегических дебатах - 31,67% соответственно. Меньше всего студенты информированы о школе историков (6,67%). Следует отметить, что подавляющее большинство респондентов при ответе на вопрос «Знаете ли Вы о программах академической мобильности еврорегиона «Слобожанщина»?» ответили отрицательно или утверждали, что только слышали об их существовании (см. таблицу).
Таблица
Распределение ответов на вопрос «Знаете ли Вы о программах академической мобильности еврорегиона «Слобожанщина»?», %
Харьковская область Белгородская область Всего
Программы академической мобильности Да, в полной мере Нет, я только знаю, что она существует Нет, я даже не знаю, что она существует Да, в полной мере Нет, я только знаю, что она существует Нет, я даже не знаю, что она существует Да, в полной мере Нет, я только знаю, что она существует Нет, я даже не знаю, что она существует
Школа «Межрегионального приграничного сотрудничества» 21,67 15,00 13,33 13,33 16,67 20,00 35,00 31,67 33,33
Программы стажировки 5,00 23,33 21,67 8,33 25,00 16,67 13,33 48,33 38,33
Школа историков 3,33 23,33 23,33 3,33 16,67 30,00 6,67 40,00 53,33
Конференции различного уровня 15,00 25,00 10,00 16,67 16,67 16,67 31,67 41,67 26,67
Трансграничные стратегические дебаты 15,00 20,00 15,00 16,67 16,67 16,67 31,67 36,67 31,67
Оценка информированности студенческой молодежи о программах академической мобильности варьирует по регионам незначительно. В Белгородской области 38,30% респондентов в совокупности дали ответы в диапазоне от «я только знаю, что они (программы) существуют» до «я даже не знаю, что они существуют». В Харьковской области респонденты такого уровня информированности составляют 38,00%.
Для приграничных регионов молодежные обмены означают существенный прирост образовательного потенциала учебных заведений, их превращение в научно-
образовательные центры, важный шаг на пути развития инновационного потенциала молодежного сотрудничества. Как нам видится, необходимо сосредоточиться не только на совершенствовании существующих форм молодежного сотрудничества, но и на создании молодежных объединений нового типа, учитывая специфические интересы различных групп молодежи: студенчества, сельской и рабочей молодежи; молодых специалистов и ученых; органов государственного и муниципального управления как субъектов сотрудничества в молодежной политике. Для этого необходимо ориентировать молодежные структуры, созданные по линии международных организаций на постсоветском пространстве (Молодежный совет ШОС, Содружество студенческих и молодежных организаций СНГ), на разработку и реализацию, прежде всего, инновационных проектов.
Следует более активно сосредоточиться на создании структур, ориентированных на развитие активного взаимодействия молодых ученых гуманитарного и технического профиля, осуществления ими совместных научных проектов. Это может стать серьезным шагом на пути восстановления связей между научными центрами бывших союзных республик. Представляется целесообразным разработать комплексную систему грантов и квот для предоставления образовательных услуг, потенциально формируя группы поддержки России в среде научной и политической элиты соответствующих стран. Кроме того, необходимо совершенствовать действующие и разрабатывать новые механизмы международных молодежных обменов, стажировок, программ. Важную роль в деятельности международных молодежных объединений занимают национальные молодежные лидеры. Они являются частью будущей элиты, которая спустя некоторое время будет определять векторы внутреннего развития и внешней политики своих государств. Поэтому налаживание конструктивных, дружественных взаимоотношений является важнейшим показателем эффективности молодежных структур и залогом успешного развития сотрудничества между странами. На данный момент на постсоветском пространстве сотрудничество молодежных лидеров, как правило, ограничивается рамками международных встреч, форумов, конференций, фестивалей, либо редкими съездами или заседаниями молодежных объединений. В этой ситуации становится актуальной задача развития молодежных структур, способных обеспечить постоянный диалог и взаимодействие молодежных лидеров на постсоветском пространстве.
1. Харченко, В.В. Состояние и перспективы международного сотрудничества в молодежной сфере в России / В.В. Харченко // Вестник международных организаций. - 2009. -№ 1 (23). - С. 100-112.
2. Перфильева, О.В. Программа европейского сообщества «Молодежь» как инструмент реализации политики социальной сплоченности регионов / Перфилова О.В. // Вестник международных организаций. - 2007. - № 15 (13). - С. 17-33.
3. Академическая мобильность в условиях интернационализации образования [Текст] / В.А. Галичин, Е.А. Карпухина, В.В. Матвеев, А.П. Сугакова. - М.: Университетская книга, 2009. - 460 с.
4. Чумаченко, А.И. Академическая мобильность - важнейшая составляющая интернационализации и модернизации высшего образования [Электронный ресурс] / А.И. Чумаченко // Режим доступа к изд.: http://e-magazine.meli.ru/vipusk17.htm - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
5. Артамонова, Ю.Д. Совместные образовательные программы вузов: состояние, проблемы, перспективы [Текст] / Ю.Д. Артамонова, А.Л. Демчук, Е.В. Караваева. - М.: КДУ, 2011. - 56 с.
6. Ставрук, М.А. Академическая мобильность как средство интеграции российских вузов в мировую систему высшего образования [Текст] / М.А. Ставрук, Е.И. Артамонова // Педагогическое образование и наука. - 2010. - № 1. - С. 11-20.
7. Ставрук, М.А. Содержание и организация академической мобильности студентов Финляндии [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / М. А. Ставрук. - М.: Б.и., 2011. - 24 с.
8. Буробина, Т.В. Проблемы обеспечения академической мобильности студентов [Текст] / Т.В. Буробина // Вектор науки ТГУ. - 2010. - № 4. - С. 311-314.
Список литературы
Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 14 (133). Выпуск 21
9. Мартыненко, О.О. Управление академической мобильностью в вузах [Текст] / О.О. Мартыненко, Н.В. Жукова // Университетское управление: практика и анализ. - 2008. - № 1.
10. Мирошевского В., Леонтьева Л., Овсеенко Ю.С. К вопросу о молодежных организациях в Центральной Азии [Электронный ресурс] / В. Мирошевского, Л. Леонтьева, Ю.С. Овсеенко // Режим доступа к изд.: http://www.ia-centr.ru - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
11. Мюнценберг, В. Социалистические организации молодежи до и во время Первой мировой войны / В. Мюнценберг. - М.: Либроком, 2012. - 280 с.
12. Актуальные проблемы деятельности международных организаций: теория и практика / под. ред. Г.И. Морозова. - М.: Международные отношения, 1982. - 351 с.
13. Braungart, R. Youth movement in 1980 years. Global perspectives / R. Braungart, M. Braungart // International Sociology. 1990. Vol. 5, No. 2. p. 157-181.
14. Криворученко, В.К. Молодежное движение в России и Советском Союзе: уроки истории/ В.К. Криворученко, В.А. Родионов, О.В. Татаринов / под ред. A.A. Данилова. - М.: Социум, 1997. - 191 с.
15. Харченко, В.В. Международное молодежное движение сегодня / В.В. Харченко // Российская молодежь: проблемы и решения. - М.: Центр социального прогнозирования, 2005. - 147 с.
С. 65-75.
COOPERATION OF SUBJECTS OF YOUTH POLICY IN POST-SOVIET SPACE: ORGANIZATIONAL FORMS AND TECHNOLOGIES
1) Sharinsky branch Kostroma State University
A.A. MAXIMENKO" L.N. SHMIGIRILOVA 2)
The article deals with cooperation in youth policy of postSoviet republics, which became members of the Commonwealth of Independent States. It reveals and analyzes the main organizational forms and technologies used to enhance youth ties in the CIS, the formation of young people active life position, involving young people in the social, political, social and economic life of their country and interstate cooperation.
e-mail: [email protected]
2) Belgorod National Research University
Keywords: youth policy, cross-border cooperation, postSoviet space, organizational forms and technologies.
e-mail: [email protected]