УДК 332.135
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНЫХ ПРОЕКТОВ
ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
В.А. С апрыка, И.Н. Гукова, А.В. Пастюк
Аннотация. В статье рассмотрены ключевые особенности реализации проектов приграничного сотрудничества в молодежной среде. Раскрыты наиболее перспективные формы молодежного приграничного сотрудничества. Представлены результаты собственного социологического исследования, касающегося готовности участия населения в различных проектах приграничного сотрудничества. Исследованы наиболее важные проблемы развития молодежного приграничного сотрудничества, такие как: недостаток
государственной поддержки молодежных приграничных проектов, низкий уровень знаний молодежи об особенностях проектного управления, замкнутость региональных и муниципальных молодежных сообществ, а также предложены возможные пути их решения. Презентованы наиболее эффективные практики реализации проектов молодежного приграничного сотрудничества, накопленные в Белгородской области.
Ключевые слова: молодежное взаимодействие, приграничное сотрудничество, проектное управление
THE ISSUES OF THE IMPLEMENTATION OF YOUTH PROJECTS
OF CROSS-BORDER COOPERATION
V. Sapryka, I. Gukova, A. Pastyuk
Abstract. The article deals with the key issues of the implementation of projects of cross-border cooperation among the youngsters. The authors reveal the most promising forms of youth cross-border cooperation. The authors present the results of their own sociological study on the readiness of people to participate in various projects of cross-border cooperation. The authors studied the most important issues of youth cross-border cooperation, such as: the lack of state support of youth cross-border projects, low level of youngsters’ awareness of the aspects of project management, restraint of regional and local youth communities; the authors suggest possible ways of solving them. The best practices of projects of youth cross-border cooperation accumulated in the Belgorod region are presented.
Keywords: youth cooperation, cross-border cooperation, project management.
На протяжении всей истории молодежь оставалось одной из самых мобильных групп населения, которая в наибольшей степени открыта к социальным изменениям и переменам. Именно приближенность молодежи к реальным проблемам и способность смотреть на вещи под новым углом, свободно от накопленных обществом стереотипов, предопределяют уникальность и успешность многих молодежных проектов в международной сфере.
Отечественные и зарубежные ученые отмечают, что реализация молодежных интеграционных проектов является одним из приоритетных направлений развития приграничного сотрудничества, как на межрегиональном, так и на
межмуниципальном уровне [1, 2, 3, 4, 5, 6]. Молодежь, как одна из самых коммуникативных групп, способна более эффективно использовать контактную функцию границы в процессе взаимодействия с населением соседних регионов и территорий. Особенности данной социально-возрастной группы предопределяют направления, в рамках которых наиболее перспективна
реализация проектов приграничного сотрудничества:
1. Академические обмены и научнообразовательное сотрудничество.
2. Туристические и рекреационные проекты.
3. Волонтерство.
4. Сотрудничество в сфере культуры.
5. Создание и проведение коммуникационных площадок (форумы, круглые столы и т.д.).
6. Сотрудничество в информационном пространстве.
Безусловно, вышеуказанные направления пересекаются при реализации тех или иных интеграционных проектов, однако именно в этих сферах молодежное приграничное сотрудничество, по нашему мнению, является наиболее перспективным. Сложно представить себе, что молодежные проекты приграничного сотрудничества, например, в экономической сфере, могут дать ощутимый результат без поддержки государственной власти и инвесторов.
Согласно результатам собственного социологического исследования проведенного
в апреле — мае 2015 года в приграничном Белгороде (N=334, использовалась половозрастная выборка) - большинство опрошенных не знает о существующих приграничных проектах. Этот вариант выбрало 70% респондентов и только 20% ответили положительно на данный вопрос. Тем не менее, почти половина населения города готова принимать участие в подобных проектах (40,2%).
Участникам исследования было предложено выбрать те сферы сотрудничества, в которых они готовы принимать участие. 32% опрошенных готовы принимать участие в социальных проектах, 21,6% в фестивалях, ярмарках, спортивных мероприятиях и т.д., 18,5% в бизнес проектах, 15,3% в научных и образовательных проектах и только 11,7% в туристических проектах.
Таким образом, можно отметить тот факт, что, несмотря на низкий уровень осведомленности о проектах приграничного и межрегионального сотрудничества, население готово принимать участие в социальных, культурных и спортивных проектах. Следует отметить, что молодежь находящаяся преимущественно в процессе получения образования в большей степени заинтересована в реализации научных и образовательных проектов, чем населения в целом.
Вместе с тем реализация молодежных проектов в области приграничного сотрудничества имеет ряд характерных проблем. К числу первых из них следует отнести отсутствие источников
финансирования. В России пока только создаются инструменты поддержки
молодежных инициатив в целом, и вообще не существует механизмов поддержки проектов именно в области приграничного сотрудничества. В настоящее время поддержку молодежным интеграционным инициативам оказывают Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ, Фонд поддержки публичной дипломатии им. А.М. Горчакова, Фонд «Русский мир», Россотрудничество и другие.
Однако существуют достаточно серьезные барьеры для получения поддержки, которые заключаются, прежде всего, в низком уровне знаний молодежи касательно проектного управления и подачи грантовых заявок. Необходимо не только разрабатывать интересные идеи и инициативы, но грамотно их формулировать; производить их оценку; составлять и оптимизировать четко
структурированный календарный план и бюджет проекта; организовывать и проводить убедительную презентацию, формировать критерии и систему мониторинга. В этой связи одной из ключевых задач стимулирования молодежного приграничного сотрудничества в настоящих условиях является обучение молодежи навыкам проектного управления, формирование устойчивых механизмов консультационной и экспертной поддержки, создание новых площадок обмена опытом и идеями.
Также одной из основных проблем остается замкнутость молодежных
общественных движений внутри собственного города и региона. Сегодня в России всё еще наблюдается дефицит площадок, где молодежь могла бы обменяться опытом и сконцентрировать свои усилия, а барьерная функция границы накладывает заметный отпечаток на возможностях реализации интеграционных проектов. Особенно это характерно для приграничных регионов России и Украины, где в связи с ограничениями пересечения границы значительно снижается уровень коммуникации между населением.
Вместе с тем использование информационно-коммуникационного пространства сети Интернет является одним из наиболее перспективных направлений преодоления данной проблемы. Текущая эпоха информационных технологий диктует
необходимость не наполнения
информационного пространства, но создания возможностей для субъектов приграничного сотрудничества. При формировании
информационно-коммуникационного пространства приграничных регионов следует опираться в первую очередь не на прямое воздействие, а на создание возможностей для социокультурной интеграции населения приграничных регионов.
Практика реализации проектов
молодежного приграничного сотрудничества ярко представлена, например, в Белгородской области. Несмотря на тяжелую социальнополитическую ситуацию на границе России и Украины, молодежные интеграционные проекты успешно реализуются в данном регионе, во многом благодаря опыту, накопленному за долгий период развития приграничного сотрудничества и интеграции.
В 2003 году был официально создан еврорегион «Слобожанщина», объединивший Белгородскую и Харьковскую области России и Украины. В 2004 году еврорегион
«Слобожанщина» был принят в Ассоциацию европейских приграничных регионов в качестве наблюдателя, а в 2009 году - в качестве полноправного члена. В рамках развития приграничного сотрудничества в регионе был реализован ряд полномасштабных проектов, которые были направлены на развитие молодежного сотрудничества и взаимодействия. Наиболее эффективными среди них на наш взгляд являются:
- Школа международной интеграции и
приграничного сотрудничества.
Первоначально данный проект
позиционировался как научно-образовательное мероприятие в области приграничного сотрудничества Белгородской и Харьковской областей. Однако по мере своего развития география проекта расширилась и на остальные страны СНГ. В настоящее время цель проекта звучит как содействие установлению международного
сотрудничества молодежи, ученых и экспертов в области приграничного взаимодействия государств участников СНГ. Проект включает в себя проведение Интернет-конференции, включающей в себя видеоконференцию и сеть вебинаров, пленарное заседание, экспертные панели, мастер-классы и тренинги.
- Трансграничные стратегические
дебаты. Данный проект, так же как и Школа международной интеграции и приграничного сотрудничества, ежегодно реализуется на базе Белгородского государственного
национального исследовательского
университета. В рамках данного мероприятия молодежь из приграничных регионов стран СНГ, объединившись в смешанные проектные группы, осуществляет разработку инициатив по развитию приграничного сотрудничества. Далее в форме дебатов проходит защита и оценка интеграционных проектов, на основании которой отбираются лучшие
инициативы для последующей
консультационной, аналитической и
информационной поддержки экспертными группами. Обсуждение актуальных проблем развития приграничья и поиск их решения в интерактивной форме позволяет по-новому
взглянуть развитие интеграционных процессов.
- Форум молодых лидеров
«Межмуниципальное сотрудничество: новые горизонты». Цель Форума: привлечение
молодых лидеров к процессу
межмуниципального сотрудничества на
территории государств-участников СНГ. В рамках Форума участники (лидеры
молодежных общественных организаций, главы молодежных советов территорий, члены молодежных парламентов и др.) высказали свои точки зрения по актуальным вопросам межмуниципального сотрудничества в рамках СНГ, обсудили подходы и методики его применения, выразили собственное видение по вопросам участия муниципалитетов в приграничном сотрудничестве и роли местного самоуправления в международных отношениях.
- Школа управления и территориального развития. Проект нацелен на создание условия для развития приграничных территорий, привлечение молодых людей,
государственных и муниципальных служащих, представителей бизнеса, науки и других заинтересованных лиц в интеграционные проекты, а также обучение навыкам проектного управления. Кроме того, учитывая ситуацию в приграничных регионах России и Украины, одним из направлений реализации проекта выступило обучение
территориальному планированию в условиях нестабильной социально-политической
ситуации и повышения барьерной функции границы.
Все вышеперечисленные проекты были реализованы в Белгородской области в период 2014 — 2015 гг., несмотря на сложную социально-политическую ситуацию в российско-украинском приграничье. Данные практики могут выступить примером налаживания эффективного молодежного взаимодействия и в других приграничных регионах РФ. Как уже отмечалось выше, передача позитивного опыта и тиражирование эффективных инструментов молодежного сотрудничества является одним из ключевых направлений развития приграничного
взаимодействия.
Молодые люди должны развивать своё проектное мышление, стимулировать
созидательную проектную деятельность, развивать внутреннюю мотивацию и личную включенность в решение государственных задач посредством проектного подхода. Возможно, именно повышение уровня включенности молодежи в процессы приграничного сотрудничества позволит ему выйти на новый качественный уровень и содействовать достижению главной цели -повышению качества жизни населения приграничных регионов и укреплению двусторонних отношений между
государствами.
Литература:
1. Pollak A. Cross-border cooperation as part of the Irish peace process: opportunities, impacts and challenges // International public administration review. - 2011. - № 2. - C. 135-144.
2. Portoles J.B. Cross-border cooperation and cultural communities in Europe. - Brussels: CMC papers. - 2015. - 60 c.
3. Гелла Т.Н. Российские регионы в контексте «политики соседства» России со странами Европейского союза и СНГ // Мировые проблемы и внешняя политика. - 2008. - № 4. - C. 131-139.
4. Раньжина И.В. Особенности
государственной молодежной политики России и Китая: определяющие направления взаимодействия
и сотрудничества / И.В. Раньжина // Россия и Китай: проблемы стратегического взаимодействия: Сборник Восточного центра. - 2015. - № 16. - С. 79-86.
5. Румянцева Т.Я., Мацевич С.Ф.
Породнённые связи Пскова как основа
общественной дипломатии в Псковском регионе // Научно -практический, историко -краеведческий
журнал. - Псков. - 2015. - № 43. - С. 81-89.
6. Шиловский А.В. Приграничное
сотрудничество в Мурманской области: местный уровень // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. -2008. - № 76. - С. 398-401.
Сведения об авторах:
Сапрыка Виктор Александрович (г. Белгород, Россия), кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры социальных технологий Белгородского государственного национального исследовательского университета, e-mail: [email protected]
Гукова Ирина Николаевна (г. Белгород, Россия), старший преподаватель кафедры культурологии и политологии Белгородского государственного национального исследовательского университета, email: [email protected]
Пастюк Александр Владимирович (г. Белгород, Россия), аспирант кафедры социальных технологий Белгородского государственного национального исследовательского университета, email: [email protected]
Data about the authors:
V. Sapryka (Belgorod, Russia), candidate of sociological sciences, docent, assistant professor at the Department of Social Technologies, Belgorod State University, e-mail: [email protected]
I. Gukova (Belgorod, Russia), senior lecturer at the Department of History of Culture and Political Science, Belgorod State University, e-mail: [email protected]
A. Pastyuk (Belgorod, Russia), postgraduate student at the Department of Social Technologies of Belgorod State University, e-mail: [email protected]