НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ И КОММУНИКАЦИИ
УДК316. 42:35
СОВМЕСТНЫЕ ПРОГРАММЫ И ПРОЕКТЫ В СФЕРЕ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ КАК СПОСОБ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРИГРАНИЧНЫХ РЕГИОНОВ
В статье представлен опыт сотрудничества университетов и научных учреждений в приграничных регионах. Выделены основные проблемы и пути их решения при реализации совместных программ и проектов в сфере науки и образования в развитии приграничных территорий.
Ключевые слова: программы, проекты, образование, наука, приграничный регион.
e-mail:
shmigirilova @bsu.edu.ru
О.В. БЫХТИН В.А. САПРЫКА Л.Н. ШМИГИРИЛОВА
Белгородский
государственный
университет
Интенсификация процессов приграничного сотрудничества и возрастание внимания к университетам, как к инновационным «точкам роста», требует от исследователей особых подходов при изучении процессов, влияющих на приграничный регион. Основной исторической задачей университетов является сохранение и развитие знаний, особенно путем обмена знаниями между преподавателями и студентами. Изменение содержания профессий, обусловленное глобальными процессами сближения, предоставляет огромное количество шансов и устанавливает огромное количество условий для успешного ведения дел на международном рынке сегодняшнего и завтрашнего дня1. В этой связи возникает необходимость участия университета и научных сообществ в развитии межрегионального приграничного сотрудничества, определения первоочередных мероприятий для активизации кооперации в сфере науки и образования, а также анализа наиболее эффективных университетских проектов и программ для инновационного развития приграничного региона.
Как отмечает немецкий ученый В. Шаль, взаимодействие в сфере образования в приграничных районах, как специфическая область сотрудничества, имея особую политическую, экономическую и культурную значимость, может помочь в достижении трех основных целей:
1Янке В. Международные сети университетов как способ продвижения межкультурного понимания // Режим доступа к изд.: http://www.hrk-qm.de/de/download/ - Системные требования: IBM PC; Internet Explorer (дата обращения: 15.03.2011).
- содействовать сохранению мира между соседними странами при помощи совместного обучения студентов и сотрудничества профессоров в области преподавания, активизируя при этом население приграничных районов к мирному и взаимовыгодному сотрудничеству «через границы»;
- делать университеты активными участниками и двигателями регионального экономического развития в приграничных областях, обычно страдающих от невыгодных последствий их географического положения;
- развивать стремление университетов к интернационализации в глобализирующейся экономике для осуществления специфических двуязычных программ, используя преимущества географического положения и двустороннего или даже трехстороннего межнационального культурного опыта, который легко приобрести студентам, обучающимся в приграничных областях2.
Таким образом, европейский опыт взаимодействия дает возможность выделить особую роль университета в развитии межрегионального приграничного сотрудничества в целом.
Важным фактором инновационного развития науки и образования на приграничных территориях является наличие не только межгосударственных, но и межрегиональных договоренностей в области науки и образования. Так, еврорегион «Слобожанщина» создавался с целью развития сотрудничества приграничных территорий Харьковской и Белгородской областей, одним из приоритетных направлений его развития является кооперация в сфере науки, новых технологий и образования. Подписание Договора о реализации Соглашения между Белгородской областью Российской Федерации и Харьковской областью Украины от 7 октября 2007 года «О создании Еврорегиона «Слобожанщина» в области науки, образования, культуры, спорта, туризма и молодежной политики» дало возможность активизировать процесс сотрудничества3. Важно отметить, что подписание данного Договора состоялось во время проведения весенней школы «Межрегионального приграничного сотрудничества» в мае 2010 года в БелГУ в присутствии представителей администрации Харьковской и Белгородской областей, ведущих делегаций университетов Харьковской и Белгородской областей таких, как Харьковский национальный университет имени В.Н. Каразина, Харьковская национальная академия городского хозяйства, Славянский университет, Белгородский университет потребительской кооперации, Белгородский государственный технологический университет имени В.Г. Шухова, Белгородская государственная сельскохозяйственная академия.
Отмечая общие направления при организации сотрудничества в сфере науки и образования, стоит выделить и конкретные инициативы, проекты и программы, реализующиеся на территории Харьковской и Белгородской областей.
На наш взгляд, значимым проектом в сфере приграничного взаимодействия является проведение школы «Межрегионального приграничного сотрудничества» и трансграничных стратегических дебатов, которые проводятся два раза в год в Белгородском государственном университете и Харьковском национальном университете им. В.Н. Ка-разина. Подобный проект сочетает научно-исследовательскую деятельность, образовательный процесс, а также форму привлечения молодежи к процессу внедрения евроре-гиональной модели сотрудничества на приграничных территориях Российской Федерации и Украины. Первая часть школы проводится в виде Интернет-конференции и дает возможность привлечь ведущих ученых к решению проблем развития приграничных регионов, выделению приоритетных направлений для межрегионального приграничного сотрудничества. Открытый доступ к материалам и возможность дистанционного обсуждения делает проект привлекательным для ученых, государственных и муниципальных
2 Шаль В. Сотрудничество в области высшего образования в приграничных регионах // Режим доступа к изд.: http: //www.hrk-am.de/de/download/dateien/ - Системные требования: IBM PC; Internet Explorer (дата обращения: 15.03.2011).
3Договор о реализации Соглашения между Белгородской областью Российской Федерации и Харьковской областью Украины от 7 октября 2007 года «О создании Еврорегиона «Слобожанщина» в области науки, образования, культуры, спорта, туризма и молодежной политики» // Режим доступа к изд.: http: //euroregion.ru/index.php - Системные требования: IBM PC; Internet Explorer (дата обращения: 16.03.2011).
2010. №2(97). Выпуск 15
служащих, бизнесменов и населения всего приграничья России и Украины, а также стран ЕС. Вторая часть школы включает проектные игры для молодежи, которые готовят свое видение развития межрегионального приграничного сотрудничества. За время проведения школы в ней приняли участие более 500 человек.
Одной из совместно проводимых образовательных программ является программа повышения квалификации по такому направлению, как «Управление проектами и программами межрегионального приграничного сотрудничества», разработанная сотрудниками научно-образовательного центра «Межрегионального приграничного сотрудничества» НИУ БелГУ. Программа состоит из трех модулей:
- основы межрегионального и приграничного сотрудничества;
- разработка и реализация проектов межрегионального приграничного сотрудничества;
- управление совместным инновационным проектом.
Программа сочетает классический лекционный материал, семинарские задания, использование интернет-технологий, решение кейс-заданий, а также проектные обучающие игры. Целью проведения программы является создание совместных команд для разработки и реализации совместных инновационных проектов.
Участниками программы «Управление проектами и программами межрегионального приграничного сотрудничества» НИУ БелГУ стали преподаватели и педагоги, ученые, государственные и муниципальные служащие, а также депутаты местных советов, лидеры общественных организаций, которые прошли очное и дистанционное обучение и получили диплом государственного образца. Данная программа может стать совместной магистерской программой «Межрегионального приграничного сотрудничества», которая соответствует европейским стандартам и эквивалентна магистерской программе «Trans-border issue».
Среди основных и значимых инициатив, на наш взгляд, является создание программ двойных дипломов, обсуждение которых проводятся в рамках Приграничного белорусско-российско-украинского университетского консорциума, а также при организации встреч ведущих высших учебных заведений г. Харькова и г. Белгорода.
При реализации программ двойных дипломов намечены следующие результаты:
- повышение конкурентоспособности российских университетов;
- «точки роста», эффективно трансформирующая деятельность университета в
целом;
- общеевропейское понимание качества образования;
- повышение качества учебной, методической и исследовательской работы;
- приведение инфраструктуры университета в соответствии с европейскими стандартами;
- обучение ППС и административного аппарата университета;
- модернизация процесса организации учебной и исследовательской работы;
- новые механизмы в структуре управления вузом, модернизация нормативноправовой базы;
- понимание сути преобразований в образовательной сфере (Болонский процесс)4.
В этой связи реализация программ двойных дипломов приобретает все большую актуальность, однако требует согласования программ высших учебных заведений, которое зачастую зависит от согласования государственных стандартов, что существенно тормозит данную инициативу.
Традиционными для БелГУ стали научные стажировки профессорско-преподавательского состава в Северо-Восточном научном центре Национальной академии наук и Министерства образования и науки Украины. В ходе прохождения стажировки изучаются инновационные структуры ведущих вузов г. Харькова; опыт реализации многоуровневой системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации и консультирования специалистов для инновационной деятельности в сфере образования и
4Карпухина Е.А., Мишин А.Б. «Исследование программ двойных дипломов между университетами стран ЕС и России» // Режим доступа к изд.: http://www.tempus-russia.ru/Meropri-101110/DD-final.pdf - Системные требования: IBM PC; Internet Explorer (дата обращения: 10.03.2011).
науки Украины; создания системы внебюджетных фондов органов исполнительной власти для поддержки научно-технической и инновационной деятельности; анализируются ключевые направления модернизации образования, предполагающие внедрение кредитно-модульной системы обучения, использование новых информационных технологий, компьютеризацию учебных заведений, инновационную деятельность профессорско-преподавательского состава вузов, изучаются документы системы менеджмента качества вузов, документооборот. Такие стажировки позволяют изучать опыт организации учебного процесса в рамках новых образовательных стандартов вузов еврорегиона и может быть полезным преподавателям, сотрудникам, аспирантам и студентам университета с целью развития многопрофильной инновационной инфраструктуры в системе производственно-финансового комплекса национального исследовательского университета «БелГУ».
Рассматривая межрегиональное приграничное сотрудничество на территории Белгородской и Харьковской областей, в рамках еврорегиона можно выделить следующие приоритеты в сфере науки и образования:
- выполнение совместных научных исследований по ведущим направлениям научно-технического прогресса;
- развитие академической мобильности преподавателей, студентов, аспирантов и создание условий для разработки магистерских программ совместного обучения с выдачей двойных дипломов;
- изучение процессов межрегионального и приграничного сотрудничества;
- совместная деятельность по коммерциализации научных разработок;
- исследования по проблемам истории Слобожанского региона, трансграничному сотрудничеству, развитию региональной экономики;
- заключение соглашений между вузами г. Харькова и г. Белгорода по выполнению совместных научных проектов в области нанофизики, наноэлектроники, материаловедения, химии, географии и др.;
- формирование вузами-партнёрами международных научных коллективов для участия в международных научных проектах;
- создание совместных малых предприятий, технопарков, авиационного, аграрного, фармацевтического, нанокластеров и других объектов инновационной направленности;
- совместная подготовка учебно-методической литературы, распространение передового педагогического опыта, систематический обмен информацией по вопросам методики преподавания, структуры и содержания высшего образования;
- модернизация учебных планов и программ, подготовка совместных учебных планов с целью облегчения академической мобильности студентов и обеспечения взаимного признания сроков обучения в вузах-партнёрах;
- проведение совместных исследований по актуальным вопросам российской и украинской истории, в частности, истории Слобожанского региона;
- постоянный обмен передовым опытом в сфере подготовки сотрудников органов внутренних дел;
- подготовка и проведение программ повышения квалификации и переподготовки для государственных служащих и служащих органов местного самоуправления;
- разработка концепции подготовки специалистов на базе двойных дипломов (украинского и российского), в том числе с использованием технологий дистанционного обучения;
- широкое вовлечение студенческой молодежи в академические обмены, совместные культурно-воспитательные и спортивные мероприятия, деятельность по сохранению исторической памяти, организация летних школ на базе ведущих вузов г. Харькова и г. Белгорода;
- организация научных стажировок и курсов повышения квалификации для преподавателей и сотрудников вузов с целью обновления и углубления на практике профессиональных знаний, умений, навыков и их последующего использования в своей деятельности;
- организация общего информационно-образовательного пространства
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ Серия Философия. Социология. Право. 2010. № 2 (97). Выпуск 15 ^§2
1 щЛ
еврорегиона, а также использование информационного портала www.euroregion.ru для активизации проектов и программ сотрудничества между вузами;
- проведение совместных семинаров учителей, подготовка учебников и методических материалов для общеобразовательных школ.
Таким образом, развитие межрегионального приграничного сотрудничества в данном направлении, на наш взгляд, является весьма перспективным. Поскольку целью инициатив, проектов и программ, которые реализуются на территории Харьковской и Белгородской областей, является содействие формированию единого научнообразовательного пространства, единых научно-исследовательской и образовательной программ и проектов приграничных регионов, имея в виду достижение и поддержание паритета за счет концентрации научных, образовательных и иных ресурсов, создания благоприятных условий для дальнейшего трансграничного сотрудничества в области науки и образования.
PROGRAMS AND PROJECTS OF SCIENCE AND EDUCATION COOPERATION AS A WAY OF INNOVATION DEVELOPMENT OF BORDER REGIONS
O.V. BYKHTIN VA. SAPRYKA L.N.SHMIGIRILOVA
Belgorod State University e-mail: shmigirilova @bsu.edu.ru
The paper represents the experience of cooperation between uni- versities and academic institution in the border regions. The problems and solutions in programs and projects of science and education coop- eration in the development of border areas have been observed in the paper.
Key words: programs, projects, education, science, border region.