Научная статья на тему 'Международное и межгосударственное сотрудничество в сфере оперативно-розыскной деятельности по борьбе с незаконным оборотом огнестрельного оружия'

Международное и межгосударственное сотрудничество в сфере оперативно-розыскной деятельности по борьбе с незаконным оборотом огнестрельного оружия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
475
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международное и межгосударственное сотрудничество в сфере оперативно-розыскной деятельности по борьбе с незаконным оборотом огнестрельного оружия»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ

^-

международное и межгосударственное сотрудничество в сфере оперативно-розыскной деятельности по борьбе с незаконным оборотом огнестрельного

оружия

УДК 343.102:342.64(100)

г л

М.В. ЛУКАШИН,

преподаватель кафедры организации оперативно-розыскной деятельности Академии управления МВД России, кандидат юридических наук

Входя в определенную группу наиболее ликвидных товаров после энергоносителей, огнестрельное оружие занимает значительный удельный вес на мировом рынке, т.к. объем его продаж ежегодно превышает 50 млн. долларов США. В связи с чем ситуация в сфере криминализации незаконного оборота огнестрельного оружия, носящая интернациональный характер, ставит правоохранительные органы в невыгодные условия, при которых борьба с этим видом преступлений силами лишь одного государства малоэффективна, что и отмечают многие авторы на протяжении последнего десятилетия [1-6].

Ни одна страна мира не является застрахованной от незаконного оборота огнестрельного оружия и последствий его применения при совершении тяжких и особо тяжких преступлений. Само его «накопление» вызывает конфликты и поощряет насилие как способ урегулирования споров, углубляет, усиливает и придает им смертоносный характер. Мир переполнен огнестрельным оружием: на

сегодняшний день в обращении находится не менее 639 млн. единиц такого оружия - по одной единице на каждого двенадцатого человека на Земле. Примерно 50-60% мирового объема торговли огнестрельным оружием является законным, но законно экспортированное огнестрельное оружие нередко попадает на «черный» рынок, что создает условия для развития незаконного бизнеса. Здесь не платятся никакие налоги или пошлины, а валовая прибыль является колоссальной. Только в Афганистане его насчитывается до 10 млн. единиц, в Западной Африке - примерно 7 млн. единиц, а в Центральной Америке - около 2 млн. Его распространение обусловливает и то, что растущие предложения вызывают постоянное снижение цен на него. В некоторых районах мира автомат Калашникова (АК) или американскую автоматическую винтовку (MP/ZX-M16) любой модификации можно приобрести за 20-30 долларов США, а то и за мешок муки. Огнестрельное оружие стало одной из главных проблем для международного сообщества в связи с тем, что оно пользуется наибольшим спросом. Причина этой популярности заключается в следующем: огнестрельное оружие имеет относительно низкую цену; оно удобно в перевозке, его легко спрятать; может использоваться в течение длительного срока; простое в использовании.

Затягивание вооруженных конфликтов ведет за собой все большую необходимость в дополнительных объемах огнестрельного оружия и боеприпасов, что порождает бесконечный порочный круг (незаконный оборот). В отчете, который был подготовлен Лондонской правозащитной организацией International Action Network on Small Arms [7] в 2008 году, были приведены неутешительные результаты - огнестрельное оружие по-прежнему широко применяется на фронтах гражданских войн в Африке и

Азии. Только в 60 странах мира из 193 были собраны значительные арсеналы незаконного огнестрельного оружия и с целью его уничтожения применялись различные методы: сжигание на кострах «Пламени мира» в Бурунди, Камбодже, Конго, Республике Гана, Руанде, Сенегале. Его деформация осуществлялась с помощью бульдозеров и танков в Бразилии, Македонии, Парагвае, Шри-Ланка и затопление на больших глубинах в океане у берегов Республики Сенегал. В отчете также отмечалось, что число людей, гибнущих в результате его применения в вооруженных конфликтах в разных регионах мира, варьируется от 80 000 до 108 000 в год, а за последние 10 лет в них погибло 2 млн. детей. Также ежегодно в мире не менее 200 000 человек гибнут в результате совершения преступлений с применением огнестрельного оружия.

Как ранее было отмечено, его поставки с «черного» рынка не проходят через легальный (лицензированный) процесс экспорта. Более того, контрабандисты полагаются исключительно на сокрытие такого рода экспорта от официальных властей. Организованные преступные группы принимают все большее участие в незаконном обороте огнестрельного оружия, по-прежнему извлекая выгоду из доступности огромного его количества в государствах-участниках СНГ. При этом развитию криминального оружейного «бизнеса» способствуют «зоны» межэтнических и межнациональных конфликтов. Во время конфликтов в бывшей Югославии русские и итальянские организованные преступные сообщества покупали огнестрельное оружие на «черном» рынке в Украине. По оценкам зарубежных правоохранительных органов, их участие в незаконном обороте огнестрельного оружия вышло за рамки одного государства. Учитывая, что огнестрельное оружие, находящееся в незаконном обороте, является товаром, то лица, его приобретающие, используют его для «отмывания» преступных доходов. Его незаконные поставки как представителям криминальных группировок, так и этническим сепаратистским или террористическим организациям оказывают существенное влияние не только на общую криминальную обстановку в той или иной стране, провоцируют насилие и жестокость с его применением, но и на местные и региональные конфликты. Примеры тому отдельные субъекты Российской Федерации - Дагестан, Ингушетия, Чечня и т.д., а также государства Закавказья - Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах.

Возникшая ситуация вызывает необходимость расширения международного и межгосударственного сотрудничества между правоохранительными органами различных государств, особенно в сфере оперативно-розыскной деятельности. Попытки установления общеобязательных международных норм в этой области правоохранительной деятельности предпринимались еще в 1950-х годах XX века. Уже в то время правительства многих европейских государств официально признавали опасность, связанную с ростом применения огнестрельного оружия при совершении преступлений. Положения Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 года [8] предопределили в дальнейшем подписание в 1998 году Соглашения [9] о сотрудничестве в сфере специального сопровождения оперативно-розыскной деятельности. Оно включает в себя проведение оперативно-розыскных мероприятий при решении вопроса о возбуждении уголовного дела или в связи с уже расследуемым уголовным делом, в целях обнаружения доказательств, отыскания похищенного имущества или предметов, находящихся на территории другого государства. Основанием для оказания такого рода правовой помощи является и наличие дела оперативного учета [10], включающего в себя: предоставление оперативной информации; проведение оперативно-розыскных мероприятий (контролируемая поставка огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств); установление места нахождения свидетелей, подозреваемых, обвиняемых; проведение совместных специальных (комплексных оперативно-профилактических) операций.

Однако при этом возникает определенная сложность, которая кроется в самой сути такого рода правоохранительной деятельности. Как известно, оперативно-розыскная деятельность объективно не имеет такого уровня публичности, как сфера уголовного процесса, а имеет место особый порядок обращения с информацией, получаемой с использованием оперативно-розыскных сил, средств и методов. В частности, статья 12 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» устанавливает, что организация и тактика их использования и результаты оперативно-розыскной деятельности относятся к государственной тайне [11] и обращение с ними имеет особый порядок. Следующая особенность вытекает из сущности оперативно-розыскной де-

ятельности, где особый характер этого вида правоохранительной деятельности повышает ограничение доступа к информации, полученной оперативно-розыскными методами, тем более, если это связано с ее передачей в другое государство. Поэтому Постановлением Правительства Российской Федерации

[12] был определен порядок, по которому запрос в компетентный орган другого государства об оказании правовой помощи в сфере оперативно-розыскной деятельности, а равно ответ на запрос должен содержать просьбу об обеспечении конфиденциальности информации и факта обращения за правовой помощью.

Существенным прогрессом в правовом регулировании международного сотрудничества в оперативно-розыскной деятельности является подписание рядом стран, в том числе в 2000 году Российской Федерацией, Конвенции против транснациональной организованной преступности

[13]. Ее прогрессивность состоит в том, что государства-подписанты не только принимают на себя обязательства в сфере оперативно-розыскной деятельности, но в ней приводится общее понятие такого оперативно-розыскного мероприятия как «контролируемая поставка», проведение которого допустимо на территории всех государств, подписавших Конвенцию. Под ним следует понимать «метод, при котором допускается вывоз, провоз или ввоз на территорию одного или нескольких государств незаконных или вызывающих подозрение партий груза с ведома и под надзором их компетентных органов в целях расследования какого-либо преступления и выявления лиц, участвующих в совершении этого преступления». При осуществлении «контролируемой поставки», по взаимному согласию заинтересованных государств, может осуществляться перехват груза, оставление его нетронутым, а равно его полное или частичное изъятие или замена. Это способствует выявлению лиц, совершающих преступления в сфере рассматриваемого вида преступлений и каналов поступления огнестрельного оружия в незаконный оборот.

Взаимодействие правоохранительных органов на международном и межгосударственном уровнях в сфере оперативно-розыскной деятельности подразумевает использование сил и средств Интерпола, являющегося по своему статусу ведущей международной организацией, способной эффективно и рационально координировать

сотрудничество полицейских (милицейских) органов 188 государств мира. В 1996 году в нашей стране на основании Указа Президента Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации [14] была создана новая структура в МВД России, призванная осуществлять борьбу с преступностью на международном и межгосударственном уровне - НЦБ Интерпола в России. Используя его возможности, оперативные подразделения органов внутренних дел Российской Федерации осуществляют выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений в рассматриваемой сфере, в том числе и по находящимся в их производстве делам оперативного учета. При этом запросы на проведение оперативно-розыскных мероприятий силами правоохранительных органов иностранных государств, а также совместное проведение тех или иных операций направляются через НЦБ Интерпола в России в Департаменты МВД России по направлениям их деятельности [15].

Одним из основных направлений деятельности НЦБ Интерпола в России является борьба с лицами, совершившими преступления на территории Российской Федерации, а также на территории других государств, связанных с незаконным оборотом огнестрельного оружия (SW) и оказанием правовой помощи ^Н)1. Формами взаимодействия являются:

- общее обязательство сотрудничества между государствами;

- определение направлений сотрудничества;

- содержание и порядок направления запросов об оказании содействия сторонам по вопросам, входящим в предмет договора;

- основания и порядок отказа в содействии;

- определение подразделений, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность на территории государств-участников договора или создание специальных органов по организации такой деятельности.

Информационный обмен НЦБ Интерпола в России с иностранными государствами осуществляется по каналам телекоммуникационной сети 1-24/7 Интерпола для обмена документами на рабочих языках. По ним также передаются сведения конфиденциального характера (документы). Обмен информацией также возможен и по

1 Кодификация документов в системе Интерпола по рассматриваемой тематике.

каналам единой сети электросвязи Российской Федерации, международной почтовой связи, дипломатическим каналам связи и по сети Интернет. Основанием для обращения является возбуждение уголовного дела по фактам незаконного оборота огнестрельного оружия иностранного производства, наличие дел оперативного учета в отношении лиц, подозреваемых в причастности к данному виду преступлений, носящих международный характер, либо проведение процессуальной проверки по факту добровольной выдачи лицом огнестрельного оружия иностранного производства. В нем должна содержаться следующая информация:

- о государстве-производителе огнестрельного оружия;

- об основных технических характеристиках огнестрельного оружия;

- о возможности его приобретения физическими и юридическими лицами;

- о методах сокрытия, способах связи и каналах транспортировки огнестрельного оружия;

- о времени и месте реализации огнестрельного оружия торговыми предприятиями или заводом-производителем;

- о нахождении огнестрельного оружия в международном розыске;

- о наличии сведений компрометирующего характера в отношении лиц, во владении которых оно находилось;

- о лицах, участвующих в деятельности международных преступных сообществ и незаконных вооруженных формированиях;

- об огнестрельном оружии, взрывчатых веществах или взрывных устройствах, используемых в деятельности террористических организаций, произведенных на территории иностранного государства;

- о совершении аналогичных преступлений в других государствах1 .

В немалой степени информационному обеспечению в борьбе с незаконным оборотом огнестрельного оружия способствуют сведения о способе перевозки, маршрутах, курьерах и наименовании террористической организации или преступного сообщества, которые необходимо указывать при направлении сообщений (запросов) в «IWETS». Также в них необходимо указывать и вид преступной деятельности: контрабанда, незаконное производство или кража огне-

1 Необходимо иметь в виду, что не осуществляется проверка и постановка на учет огнестрельного оружия, произведенного до 1945 года включительно.

стрельного оружия, в том числе вид огнестрельного оружия: револьвер, пистолет, пулемет, автомат, винтовка и т.д. Пока лишь 22% стран - членов Интерпола, в том числе и Россия, участвуют в наполнении этой базы данных. Из них только 5% используют для этого специально разработанные Интерполом формы, в их число входит и Россия.

Также в соответствии с приложением № 1 к Соглашению о сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейской полицейской организацией (Европол), подписанным 6 ноября 2003 года в г. Риме, НЦБ Интерпола в России осуществляет сотрудничество с этой организацией в целях реализации борьбы с транснациональной преступностью. Европейские правоохранительные органы настойчиво, разными путями стремятся получить информацию компрометирующего характера в отношении российских преступников, выезжающих за границу или проживающих там. Ими разработаны соответствующие программы по сбору информации в отношении этих лиц, одна из которых «INTERFORM» - по борьбе с организованной преступностью, рассматривается через призму Восточной Европы и государств-участников СНГ. Она предусматривает возможность включения в электронное сообщение значительного количества фактографических данных. В том числе фотографические изображения проверяемого огнестрельного оружия, дактилоскопические карты и фотографии преступников. Однако следует учитывать, что информация, полученная на основании Соглашения с Ев-рополом, в отличие от правил Интерпола, не может быть передана третьим сторонам, кроме государств-членов Европейского Союза. Обмен информации осуществляется по следующим направлениям:

- о формах, методах и средствах совершения преступлений;

- о состоянии и развитии различных видов преступлений, оценках угроз их распространения;

- о методах обработки и анализа информации;

- о мерах организационно-правового характера и методах проведения криминалистических экспертиз.

Следует иметь в виду, что межгосударственное взаимодействие в сфере оперативно-розыскной деятельности по борьбе с незаконным оборотом огнестрельного оружия осуществляется на основе положений Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и

уголовным делам [16]. Конвенция урегулировала содержание и форму поручений об оказании правовой помощи, порядок их исполнения, касающихся проведения оперативно-розыскных мероприятий на территории государств-участников СНГ. В ней определены основные направления сотрудничества в сфере борьбы с преступностью, в том числе и с незаконным оборотом огнестрельного оружия, определены и его формы: исполнение запросов по делам оперативного учета; обмен оперативно-розыскной, оперативно-справочной и криминалистической информацией; оказание содействия в проведении оперативно-розыскных мероприятиях. Выполнение такого рода обязательств является прямой прерогативой субъектов оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел «выполнять на основе и в порядке, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, запросы соответствующих международных правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств», что закреплено в пункте 3 статьи 14 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».

С целью осуществления взаимодействия на международном и межгосударственном уровнях по обеспечению оперативно-розыскных мероприятий, направленных на борьбу с преступлениями в рассматриваемой сфере, сотрудники оперативных подразделений органов внутренних дел могут выезжать за пределы Российской Федерации. В соответствии с положениями Инструкции [17] порядок посещения того или иного государства определяется руководителями правоохранительных органов принимающей стороны, и решение по данному вопросу принимается ими в пятидневный срок. Нужно отметить, что направляемая сторона должна отразить

сведения о цели и сроках командировки, перечне оперативно-розыскных мероприятий и требуемый уровень взаимодействия, а также сведения о табельном оружии, специальных средствах и средствах индивидуальной защиты. Однако необходимо учитывать, что проведение оперативно-розыскных мероприятий осуществляется в соответствии с действующим законодательством принимаемой стороны. Несомненно, что принятие данного нормативного правового акта о пребывании сотрудников оперативных подразделений органов внутренних дел на территории другого государства для проведения оперативно-розыскных мероприятий окажет существенное положительное влияние на эффективность борьбы с незаконным оборотом огнестрельного оружия. Вместе с тем позволит принять дополнительные меры оперативно-розыскного характера в отношении преступных групп, имеющих международные и межгосударственные криминальные связи.

Таким образом, организация международного и межгосударственного сотрудничества в сфере оперативно-розыскной деятельности по борьбе с незаконным оборотом огнестрельного оружия является определяющим фактором и требует дальнейшего совершенствования, как в нормотворческом, так и практическом плане. Сам процесс сотрудничества не может носить пассивного, статичного характера. Он должен быть подчинен общей цели - раскрытию и расследованию преступлений, выявлению и изобличению лиц, их совершивших, в противном случае он теряет наступательный характер, а несогласованность действий между субъектами может затормозить проведение оперативно-розыскных мероприятий или завести их в тупик.

Литература —

1. ВолченковВ.В. Правовые и организационно-тактические основы борьбы органов внутренних дел с незаконным оборотом огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств: монография. - М.: ВНИИ МВД России, 1999. С. 35-48.

2. Гордиенко В.В. Комплексное использование возможностей НЦБ Интерпола в борьбе с преступностью // Бюллетень МВД России «Оперативно-розыскная работа». - М., 2000. № 3. С. 46.

3. Корецкий да. Оружие как социально-культурная категория // Профессионал. - М., 2003. № 6. С. 35.

4. Иващюк В.К. Некоторые вопросы международного сотрудничества в сфере оперативно-розыскной деятельности // Бюллетень МВД России «Оперативно-розыскная работа». - М., 2007. № 4. С. 58.

5. Мальцева А. Остановит преступника мягкий металл // Щит и Меч. 2008. № 17. 8 мая.

6. Степанов С.Ю., ЛукашинМ.В. Исторический опыт деятельности органов внутренних дел по борьбе с незаконным оборотом огнестрельного оружия // Труды Академии управления МВД России. - М., 2009. № 1. С. 107.

7. Международная сеть действий против стрелкового оружия.

8. О ратификации Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам и дополнительного протокола к ней : Федеральный закон от 25 октября 1999 г. № 193-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 43. Ст. 5132.

9. Соглашение о сотрудничестве в сфере специального сопровождения оперативно-розыскной деятельности:

подписано на заседании Совета Министров внутренних дел государств-участников СНГ в г. Москве 16-18 декабря 1998 г.

10. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ. Ст. 10 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 33. Ст. 3349.

11. О государственной тайне: Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 41. Ст. 4673.

12. Об утверждении Положения о подготовке к передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам: Постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 1997 г. № 973 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 32. Ст. 3786.

13. Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности. Резолюция Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 15 ноября 2000 г., № 55/25.

14. Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации полиции - Интерпола: Указ Президента Российской Федерации от 30 июля 1996 г. № 1113; Об утверждении Положения о Национальном центральном бюро Интерпола: Постановление Правительства Российской Федерации от 14 октября 1996 г. № 1190.

15. Об утверждении Инструкции по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола: Приказ МВД России, Минюста России, ФСБ России, ФСО России, ФСНП России и ФТС России от 6 октября 2006 г. № 786/310/470/454/333/971.

16. О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам: Конвенция. Подписана 22 января 1993 года Главами государств-участников СНГ в г. Минске. Ратифицирована 4 августа 1994 года Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

17. Об утверждении Инструкции о порядке выезда сотрудников и работников органов внутренних дел Российской Федерации, военнослужащих и лиц гражданского персонала внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации в служебные командировки за пределы территории Российской Федерации: Приказ МВД России от 19 марта 2007 г. № 268.

ПЕРСПЕКТИВЫ ПСИХОЛОГО-ПРАВОВОГО

регулирования законотворческой деятельности в республике Беларусь

УДК 340.130.53:159.9(476)

Г)

^ г> в

И.А. КИБАК,

доцент кафедры психологии и педагогики

Академии МВД Республики Беларусь, кандидат психологических наук, доцент

Проблемы психологического обеспечения законотворческой деятельности, отвечающие требованиям современности, могут и должны быть решены путем всемерного развития психолого-юридической науки, совершенствования законотворческой практики, интенсивной подготовки кадров высшей квалификации в области право- и законотворчества. Вопрос о психолого-правовом регулировании законотворческого

процесса не теряет своей актуальности много лет. Подготовлено несколько законопроектов, направленных на закрепление процедурных правил право- и законотворческой деятельности - «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», «О порядке реализации права законодательной инициативы» и др. Таким образом, очевидно желание законодателя закрепить различные стадии законотворчества в самостоятельных законах, и подобная модель комплексного регулирования законотворчества различными актами существует у некоторых зарубежных государств [2, с.77]. Очевидно, что без надлежащего научного и психологического обеспечения законотворческого процесса невозможно достичь высокого уровня в этой сфере. Поэтому совместное активное участие в законотворческом процессе высококвалифицированных юристов-психологов и практиков, ученых и специалистов отраслей экономики является одним из важнейших факторов, обеспечивающих наиболее высокий качественный уровень подготовки законопроектов.

Результаты проведенного исследования [6], основанные на анализе национального и зарубежного законодательства, практического опыта в сфере психологии законотворчества, изучения научной литературы по

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.