Научная статья на тему 'Международное сотрудничество в сфере оперативно-розыскной деятельности по борьбе с этническими преступными структурами'

Международное сотрудничество в сфере оперативно-розыскной деятельности по борьбе с этническими преступными структурами Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1286
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / НАРКОБИЗНЕС

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Поздняков Александр Николаевич, Глазков Андрей Александрович

В статье рассматривается вопросы теории и практики организации международного сотрудничества в сфере оперативно-розыскной деятельности по борьбе с этнической преступностью. Проводится детальный анализ состояния организации международного сотрудничества в сфере оперативно-розыскной деятельности по борьбе с организованной этнической преступностью. Уделяется внимание наиболее эффективным путям решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Поздняков Александр Николаевич, Глазков Андрей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL COOPERATION IN THE SPHERE OF OPERATIVE-PERSONAL ACTIVITY TO COMBAT ETHNIC CRIMINAL STRUCTURES

The article deals with the theory and practice of organizing international cooperation in the field of operational and investigative activities to combat ethnic crime. A detailed analysis of the state of the organization of international cooperation in the field of operational and investigative activities to combat organized ethnic crime is being conducted. Attention is paid to the most effective solutions.

Текст научной работы на тему «Международное сотрудничество в сфере оперативно-розыскной деятельности по борьбе с этническими преступными структурами»

Социально-политические науки

2'2018

18. КРИМИНАЛИСТИКА; СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.12)

18.1. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БОРЬБЕ С ЭТНИЧЕСКИМИ ПРЕСТУПНЫМИ СТРУКТУРАМИ

Поздняков Александр Николаевич, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры организации оперативно-разыскной деятельности

Место работы: Академия управления МВД России

sonino51@mail.ru

Гпазков Андрей Александрович, адъюнкт кафедры организации оперативно-разыскной деятельности Место учебы: Академия управления МВД России

glazkov1177@gmail. com

Аннотация: в статье рассматривается вопросы теории и практики организации международного сотрудничества в сфере оперативно-розыскной деятельности по борьбе с этнической преступностью. Проводится детальный анализ состояния организации международного сотрудничества в сфере оперативно-розыскной деятельности по борьбе с организованной этнической преступностью. Уделяется внимание наиболее эффективным путям решения.

Ключевые слова: этническая преступность, оперативно-розыскная деятельность, международное сотрудничество, транснациональная преступность, наркобизнес.

INTERNATIONAL COOPERATION IN THE SPHERE OF OPERATIVE-PERSONAL ACTIVITY TO COMBAT ETHNIC CRIMINAL STRUCTURES

Pozdniakov Alexander N., PhD in law, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Operational Investigative Activities

Place of employment: Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia

sonino51@mail.ru

Glazkov Andrey A., Adjunct of the Department of Operational Investigative Activity Study place: Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia

glazkov1177@gmail.com

Abstract: the article deals with the theory and practice of organizing international cooperation in the field of operational and investigative activities to combat ethnic crime. A detailed analysis of the state of the organization of international cooperation in the field of operational and investigative activities to combat organized ethnic crime is being conducted. Attention is paid to the most effective solutions.

Keywords: ethnic criminality, operatively-search activity, international cooperation, transnational crime, drug business.

Одной из важных особенностей современной российской этнической организованной преступной деятельности является её транснационализация, выражающаяся в установлении контактов с международными криминальными структурами, активное совместное участие в отмывании незаконно добытых капиталов, наркобизнесе, торговле оружием и людьми.

Выстроенная такими криминальными объединениями организация преступной деятельности не ограничивается только страной пребывания и этнической родиной. Их члены активно участвуют в формировании и функционировании мирового рынка криминальных товаров и услуг. Это позволяет находящимся в России криминальным этническим группам оперативно реагировать на его конъюктурные изменения и быть его активными участниками [1]. Такого рода крими-

нальные структуры являются наиболее опасной категорией международных объединений так как вторгаются в сферу экономики и как в легальном, так и нелегальном бизнесе стремятся к получению наибольшей прибыли любыми, в том числе криминальными, средствами. Указанное негативно отражается на международном авторитете страны и приобретает особую актуальность в связи со складывающейся геополитической обстановкой.

Одновременно многие исследователи отмечают высокий уровень латентности организованной этнической преступности, формируемой, как уже отмечалось ранее, в большинстве случаев по клановым и родовым признакам - принадлежности к определенным кланам и родам [2].

Рассматривая «географию» преступной деятельности

этнических организованных криминальных структур, можно также выделить виды преступных групп в зависимости от выбора ими места совершения противоправных действий и различной степени организованности.

Очевидно, что упрочение контактов представителей российской организованной преступности с международными криминальными структурами благоприятствует распространению на территории России криминальной активности международных организованных преступных формирований (грузинских, армянских, азербайджанских, киргизских, узбекских, таджикских, китайских и др.).

В этой связи особую актуальность приобретают вопросы международного взаимодействия государств, подвергнутых влиянию транснациональной организованной преступности. Необходимо отметить, что российские органы внутренних дел являются важнейшим субъектом международного сотрудничества в сфере борьбы с преступностью.

Отечественная преступность, распространившаяся за пределы национальных границ и возрастание влияния преступности международной на криминальную ситуацию на территории России, вовлекли органы внутренних дел в эту сферу деятельности, и положило начало развитию правовой основы в развитии международному сотрудничеству в борьбе с преступностью[3].

С вхождением восточноевропейских государств, стран СНГ и России в рыночные отношения международное мошенничество, хищения и контрабанда цветных, редкоземельных металлов, незаконные банковские операции, в том числе с использованием фальшивых документов, приняли чрезвычайно широкие масштабы [4]. В этих условиях, с целью координации своих действий по борьбе с преступностью, Россия заключила ряд международных договоров о взаимопомощи в борьбе с отдельными видами преступных деяний и осуществлении совместных мер по пресечению преступлений и привлечению виновных к уголовной ответственности. В настоящее время Российская Федерация является участницей примерно двадцати тысяч действующих международных договоров. Объем и характер международно-правовой регламентации сотрудничества в этой сфере позволил сформировать в международных отношениях самостоятельную правовую отрасль - «международное уголовное право».

В рамках международного права требуется разработка системы взаимодействия с зарубежными правоохранительными органами в рамках имеющихся международных договоренностей по взаимному обмену оперативной информацией, проведению совместных согласованных мероприятий, включая мероприятия оперативно-розыскного и оперативно-профилактического характера. Сотрудники и руководители оперативных подразделений по борьбе с этнической организованной преступностью должны четко знать основные положения, понятия, относящиеся к организации деятельности этих и взаимодействующих подразделений в сфере раскрытия и расследования преступлений, совершаемых участниками этнических организованных преступных структур. Такое взаимодействие должно осуществляться на научной основе и с использованием передовой криминалистической, оперативно-розыскной, уголовно-правовой, уголовно-процессуальной, оперативно-технической практики, положений международного законодательства и международного опыта по раскрытию и расследованию преступлений такого рода[5].

Содержание взаимодействия определяется его целями. В одних случаях это может быть успешное проведение отдельного следственного или оперативно-розыскного действия, в других - получение необходимой информации, розыск подозреваемых или обвиняемых, комплекс мероприятий длительного характера при раскрытии и расследовании сложных дел и т. д.

Непременным условием эффективности взаимодействия является соблюдение принципа управления взаимодействием. Как правило, одна из сторон в ходе осуществления практической деятельности наделяется функцией координации[6] или управления. Так, в действующей до 2010 г. Концепции совершенствования деятельности органов внутренних дел Российской Федерации в сфере борьбы с организованной преступностью, объявленной приказом МВД России от 1 августа 2005 г. № 625, вопросам организации, координации и управления в указанной сфере деятельности уделялось значительное внимание[7]. В п. 2.3. Концепции в числе перечисленных задач органов внутренних дел по борьбе с организованной преступностью указано на необходимость организации и осуществления взаимодействия между подразделениями органов внутренних дел (ведомственное взаимодействие), а также иными правоохранительными органами Российской Федерации и зарубежными государствами (межведомственное взаимодействие). Полагаем, что методическая составляющая этого положения Концепции не утратила своего значения.

Помимо основных принципов взаимодействия в оперативно-розыскной деятельности по борьбе с этнической преступностью необходимо особо обозначить принцип предметности в планах участников взаимодействия. Этот принцип выражает идею о том, что сочетание различных видов деятельности участников взаимодействия должно возникать по конкретному поводу (в данном случае - при необходимости документирования криминальной деятельности членов этнических преступных структур и в участии в раскрытии, совершенных ими преступлений) и на конкретных основаниях (необходимость комплексного участия сил и средств в раскрытии указанных преступлений).

В 1990 году СССР вступает в Международную Организацию Уголовной Полиции (Интерпол) (Указ №11131996) и создаёт Национальное бюро Интерпола со следующими задекларированными задачами:

- обеспечение эффективного международного обмена информацией;

- оказание содействия в выполнении запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

- осуществление наблюдения за исполнением международных договоров по вопросам борьбы с преступностью, участником которых является СССР.

Суть международного ведомственного сотрудничества - это основанная на правовых нормативных актах деятельность, в пределах своей компетенции полицейских органов одного государства по оказанию помощи полицейским органам другого государства в вопросах борьбы с преступностью. В рамках международного ведомственного сотрудничества по конкретным уголовным делам осуществляется международная ведомственная правовая помощь. Целью международной ведомственной правовой помощи является проведение оперативно-розыскных мероприятий по делам оперативного учета для решения вопроса о

Социально-политические науки

2 '2018

возбуждении уголовного дела или в связи с уже расследуемым уголовным делом, для обнаружения доказательств, отыскания похищенного имущества, денежных средств, находящихся на территории других государств^]. В настоящее время в сфере оперативно-розыскной деятельности сложились следующие виды международного сотрудничества, закрепленные в соответствующих нормативно правовых актах:

- участие в разработке международных нормативных правовых актов в сфере оперативно-розыскной деятельности;

- участие в разработке планов, программ и иных документов в части проведения оперативно-розыскных мероприятий международного характера;

- обмен оперативно-розыскной информацией о событиях и фактах, регулируемых уголовным законодательством с целью получения дополнительных сведений для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

- участие сотрудников оперативно-розыскных подразделений других государств в проведении оперативно-розыскных мероприятий;

- согласованное или совместное проведение оперативно-розыскных мероприятий;

- проведение совместных операций.

В подписанных Россией международных актах задекларировано её сотрудничество по следующим видам преступлений, большинство из которых касается организованных форм преступности:

- преступления террористического характера;

- незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, а также радиоактивных материалов;

- незаконное производство и оборот наркотиков и психотропных веществ, а также сырья, используемого для их изготовления;

- преступления в сфере экономики;

- легализация доходов, полученных преступным путем и т.п.

В структуре центрального аппарата МВД России осуществление международного сотрудничества входит в компетенцию НЦБ Интерпола при МВД России и Управления организации международного сотрудничества. При этом координация международного сотрудничества в системе МВД возложена на Департамент делопроизводства и работы с обращениями граждан и организациями МВД России. Общую организацию, координацию и контроль за деятельностью по заключению, прекращению и приостановлению действия международных договоров Российской Федерации в установленной сфере деятельности осуществляет Договорно-правовой департамент МВД России. В качестве взаимодействующей стороны выступает также представительство МВД России в Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории государств-участниц СНГ[9].

В рамках Содружества Независимых Государств (СНГ) созданы и активно функционируют два координационных центра по борьбе с преступностью. Это Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств Содружества (24 сентября 1993 года) и Совет министров внутренних дел государств - участников Содружества (19 января 1996 года).

Основу координационных мер БКБОП СНГ составляет работа по реализации положений Минской Конвенции 1993года и межгосударственных программ по совместной борьбе с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории СНГ. Приоритетными направлениями деятельности являются:

- оказание правовой помощи по уголовным делам и оперативное сопровождение расследуемых уголовных дел;

- содействие установлению, задержанию и экстрадиции

преступников, разыскиваемых на межгосударственном уровне;

- организация обеспечения единовременных комплексных операций, оперативно-профилактических мероприятий по актуальным направлениям борьбы с преступностью. [10]

К числу международных правовых актов, регламентирующих наиболее важные отношения в сфере ОРД, следует отнести:

Всеобщую декларацию прав человека, принятую Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., которая в ст. 12 провозгласила право любого человека на защиту от произвольного вмешательства в его личную жизнь и от произвольного посягательства на неприкосновенность его жилища и тайну корреспонденции[11].

Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г., провозгласивший право любого человека на защиту не только от произвольного, но и незаконного вмешательства в его личную жизнь (ст. 17)[12];

Европейскую конвенцию о взаимной правовой помощи по уголовным делам, принятую Советом Европы 20 апреля 1959 г., которая закрепила обязанность государств

- участников этой международной организации выполнять любые судебные поручения по расследуемым делам и оказывать другую правовую помощь в вопросах уголовного преследования за преступления[13];

Источником правового регулирования оперативно-розыскной деятельности, в том числе и в сфере борьбы с организованной преступностью, являются и международные правовые акты, принятые государствами

- членами СНГ, в числе которых первостепенное значение имеет Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанная в г. Минске 22 января 1993 года, ратифицированная Федеральным законом 4 августа 1994 года, а также Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, принятая главами стран-участниц СНГ в Кишиневе 7 октября 2002 года.

В аспекте рассматриваемого вопроса важным фактором, оказывающим влияние на организацию оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел по борьбе с криминальной деятельностью членов преступных групп и преступных сообществ, сформировавшихся на этнической основе, является миграция. Малоконтролируемый и значительно возросший поток мигрантов в Российскую Федерацию явился фактором, существенно осложнивших оперативную обстановку в большинстве регионов страны.

Проблемы, связанные с декриминализацией миграционной массы формируют важное направление нормот-ворческой деятельности. В целях борьбы с незаконной миграцией между государствами-участниками Содружества Независимых Государств в 1998 году было подписано соглашение «О борьбе с незаконной миграцией», предусматривающее ряд мер, направленных на установление контроля за находящимися на территории России лицами данной категории, прописаны правила по их выдворению из страны пребывания[14].

Следует, однако отметить, что несмотря на закрепление приоритета норм международного права и общепризнанных международных принципов, которые «обязательны для исполнения всеми субъектами и обладают высшей юридической силой» [12], оказание ведомственной помощи осуществляется в порядке по правилам, установленным внутригосударственным законодательством запрашиваемой стороны. Это стандартная международная практика и она не проти-

воречит приоритету международного права, т. к. международные правовые нормы призваны обеспечивать сотрудничество государств в борьбе с преступностью в соответствии с принципом соблюдения национального суверенитета. Иными словами, при оказании ведомственной помощи в борьбе с преступностью государство самостоятельно решает, когда и в какой степени ей поступаться своим суверенитетом или не поступаться им вообще[16].

Особо следует подчеркнуть необходимость в ходе осуществления борьбы с организованными этническими преступными структурами выявление и анализ свойств личности лидеров, авторитетов, руководителей и организаторов их преступной деятельности, так называемых «воров в законе», в руках которых сосредоточены значительные материальные и денежные средства, а также властные полномочия над остальными членами криминального объединения.

Принимая во внимание организующую и криминализирующую роль в этнической среде так называемых воров в законе следует уточнить, что «воры в законе» - это лица, «коронованные» воровской сходкой, имеющие авторитет в преступной среде, поддерживающие традиции преступного мира, воровскую мораль и активно организующие преступную деятельность. Лица данной категории, находясь в разных странах, являются организаторами взаимодействия всех контролируемых им преступных структур на международном и межгосударственном уровне для объединения общности преступных интересов.

С учетом вышеуказанного и того, что большинство «воров в законе» имеют этническое происхождение, совершенно оправдано, что на уровне МВД России активно осуществляется международное сотрудничество и в этом направлении[17].

Этническая преступность, особенно в таких многонациональных и многоконфессиональных странах как Россия, требует от органов внутренних дел в ходе реализации практических действиях по борьбе с ней определенных специфических, неординарных подходов. Этот вид преступной деятельности, как отмечалось выше, является качественно новым видом (разновидностью) групповой профессиональной преступности и в то же время этническая преступность в своем эволюционном развитии, приобретает новые формы, новые свойства, изобретает новые способы совершения преступлений, расширяет сферы и направления своего влияния, включая международный уровень, что представляется особенно актуальным в складывающейся на современном этапе сложной международной геополитической обстановке.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 80,39 %.

Список литературы:

1. Поздняков А.Н. Организация раскрытия и расследования преступлений, совершенных членами преступных структур, сформировавшихся на этнической основе: монография. М., 2013. С. 19.

2. Глазков А.А. О некоторых особенностях организации противодействия организованной преступности, сформированной на этнической основе // Образование. Наука. Научные кадры. 2015. №3. С. 78.

3. Гуров А.И. «Организованная преступность - не миф, а реальность». М, 1990.

4. Гуров А.И. Организованная преступность - не миф, а реальность. М., 1990. С. 19.

5. Криминалистика: учебник для вузов / под ред. проф. Р.С. Белкина. М., 1999. С. 491-499; Основы оперативно-розыскной деятельности: учебник для вузов. 3-е изд. СПб., 2001. С. 192-223.

6. Координация (от латинского Со - совместно и Ordinatio - упорядочение) - взаимосвязь, согласование, приведение в соответствие. См.: Советский энциклопедический словарь. М., 1985. С. 382.

7. Отменен в связи с истечением срока действия приказом МВД России от 11 апреля 2011 г. № 186.

8. Иващук, В.К. Международное сотрудничество органов внутренних дел в борьбе с преступностью: учебник / В.К. Иващук, - М.: Академия управления МВД России, 2015. - 254 с.

9. Иващук В.К. Особенности правоприменения при расследовании преступлений, совершаемых иностранными гражданами или с их участием / Труды Академии управления МВД России, - М. -2009 - №1 - с. 36.

10. О координации международного сотрудничества в системе МВД России: приказ МВД России от 31 октября 2017 г. № 822.

11. «Всеобщая Декларация прав человека» Принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 года.

12. Международный пакт от 16 декабря 1966 года «О гражданских и политических правах».

13. Иващук, В.К. Организация международного сотрудничества органов внутренних дел в борьбе с преступностью: курс лекций / В.К. Иващук, под ред. В.М. Атмажитова - М.: Академия управления МВД России, 2011. - 56 с.

14. Совет Европы «Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам» (ETS N 30) (Страсбург, 20 апреля 1959 года).

15. Устав ООН и статут Международного суда // Департамент общественных связей и информации ООН. М., 1990. С. 112.

16. Формы полицейского взаимодействия с правоохранительными службами зарубежных государств: по линии НЦБ Интерпола МВД России; по линии БКБОП СНГ; через УМПС ДПД МВД России (полицейских офицеров связи, аккредитованных при посольствах иностранных государств в России (около 40 человек), и полицейских офицеров связи МВД РФ при посольствах РФ за рубежом (8 человек: США, Израиль, Палестина, Азербайджан, Армения, Швейцария / Австрия, Франция, Китай); проведение и участие в рабочих группах по противодействию трансграничным преступным группам (Российско-германская, Российско-австрийская, Российско-израильская и др.).

17. Об объявлении решения Объединенной коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации, полиции Армении «О принимаемых мерах по совершенствованию взаимодействия при проведении совместных мероприятий, направленных на пресечение преступной деятельности лидеров и организаторов международных преступных групп и сообществ: приказ МВД России и полиции Армении от 7 июля 2007 г. № 675/1452.

РЕЦЕНЗИЯ

На современном этапе развития государства представляется весьма актуальным исследование возможностей оперативно-розыскной деятельности. Борьба с этническими преступными структурами, не может быть эффективной без активного оперативно-розыскного противодействия. В этой связи представляется крайне важным, осуществленный в статье, анализ состояния организации международного сотрудничества в данной сфере по вопросам борьбы с организованной этнической преступностью, Указывая на важный признак исследуемого криминального явления - транснационализацию, выражающуюся в установлении контактов с международными криминальными структурами, активном совместном участии в отмывании незаконно добытых капиталов, наркобизнесе, торговле оружием и людьми, авторы работы обоснованно отмечают, что члены криминальных объединений активно формируют и обеспечивают функционирование мирового рынка криминальных товаров и услуг. В этом принимают активное участие «воры в законе», которые являются организаторами взаимодействия всех контролируемых ими преступных структур на международном и межгосударственном уровне для объединения общности преступных интересов.

В дальнейшем в тексте приводится некая хронология международного правового обеспечения в рамках взаимодействия государств, в том числе ведомственного, против деятельности этнических преступных структур. Важным фактором, оказывающим негативное влияние на данные процессы, обоснованно отмечается незаконная миграция.

С учетом всего изложенного, считаю возможным научную статью А.Н. Позднякова и А.А. Глазкова на тему: «Международное сотрудничество в сфере оперативно-розыскной деятельности по борьбе с этническими преступными структурами» рекомендовать для опубликования в одном из журналов, включенных в перечень ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации.

Главный научный сотрудник

ФКУ НИИ ФСИН России,

доктор юридических наук, профессор

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Г.Ю. Лесников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.