МЕЖДУНАРОДНОЕ _СОТРУДНИЧЕСТВО
М.В. ЛУКАШИН,
преподаватель кафедры организации оперативно-разыскной деятельности,
кандидат юридических наук (Академия управления МВД России)
Р.Р. АЛАБЕРДЕЕВ,
доцент кафедры организации оперативно-разыскной деятельности,
кандидат экономических наук (Академия управления МВД России)
Некоторые вопросы международного полицейского сотрудничества
В статье рассматривается ряд признаков международного и межгосударственного сотрудничества полиции, позволяющих характеризовать данные направления ее деятельности как самостоятельные и специфичные, анализируются понятия «международное сотрудничество» и «межгосударственное сотрудничество».
Международное сотрудничество, полиция, государства, преступность, Интерпол, Европол.
Следствием ускоряющихся процессов глобализации являются разделение труда, миграция, стандартизация законодательства и технологических процессов, сближение и слияние культур разных государств. Это явление носит объективный системный характер, охватывает все сферы жизни мирового сообщества, но неизбежно сопровождается трансформацией преступности одного или нескольких государств в международную и, в частности, межгосударственную.
Сотрудничество на международном уровне по противодействию преступности не является новой тенденцией, оно возникло еще в 1296 г. до н. э., о чем свидетельствует договор между египетским фараоном Рамсесом II и хеттским князем Хаттушилем III. Данное направление сотрудничества формировалось и дополнялось такой его формой, как борьба с отдельными видами преступлений, благодаря чему различные государства достигали определенных успехов, что способствовало заключению новых международных договоров.
В настоящее время практика заключения международных договоров обусловлена следующими обстоятельствами; во-первых, незаконный оборот огнестрельного оружия представляет серьезную угрозу жизни людей и безопасности любого государства, во-вторых, существует необходимость взаимодействия в научных исследованиях, проводимых в данной сфере в целях обеспечения полиции рекомендациями по противодействию транснациональной преступности.
В большинстве источников, посвященных международному и межгосударственному сотрудничеству, его объектом называют преступность. Вместе с тем это понятие абстрактное, вызванное различиями правовых систем государств и состоянием международных отношений между ними. Видный ученый и практик в оперативно-разыскной деятельности И.И. Карпец определил международную преступность как деяния, предусмотренные международными соглашениями, не относящиеся к преступлениям против человечества, но посягающие на нормальные отношения между государствами, а также деяния организаций и граждан, наказуемые согласно нормам, установленным в международных соглашениях (конвенциях), ратифицированных в установленном порядке [7, с. 149]
Понятие «международная преступность» используется в следующих значениях:
— как социальное явление, затрагивающее все государства мира;
— как уровень распространенности тех или иных видов преступлений во всех государствах мира;
ISSN 2072-9391
Труды Академии управления МВД России. 2012. № 3 (23)
— как объект для оказания противодействия на межгосударственном уровне.
Возникнув на стыке правовых систем (международного и внутригосударственного права) и нескольких научных дисциплин (международного, уголовного, уголовно-процессуального права, оперативно-разыскной деятельности), международное сотрудничество по противодействию преступности сохраняет свой статус. Это приводит к тому, что каждая из «родительских» систем и дисциплин довольно охотно включает в себя отдельные элементы указанного направления деятельности полиции в качестве основной части, не признавая вместе с тем за ним самостоятельности, не рассматривая и не исследуя это правовое явление системно и в полном объеме.
В целях проведения системного исследования представляется необходимым описать признаки данного явления.
Первый признак. Предметом воздействия международного сотрудничества является преступность. Принцип nullum crimen sine lege, nullum poema sine lege (лат.) — нет преступления, если оно не предусмотрено законом, равно как нет наказания, если оно не предусмотрено законом, является одним из основных в концепции международного и межгосударственного сотрудничества по противодействию преступности. Поскольку в законодательствах большинства государств в отношении того или иного вида преступлений установлен принцип действия юрисдикции государства, на территории которого они совершены, международное сотрудничество до недавнего времени распространялось преимущественно на противодействие лишь некоторым видам преступлений, круг которых определен в источниках международного права.
Международными преступлениями признаются особо опасные для человеческой цивилизации нарушения принципов и норм международного права, имеющих основополагающее значение для обеспечения мира, защиты личности и жизненно важных интересов международного сообщества. Международная преступность уголовного характера определяется как преступления, планирующиеся, совершенные, влекущие прямые или косвенные последствия более чем в одной стране.
Второй признак. Международное сотрудничество по противодействию преступности является одним из направлений деятельности полиции, которое является подотраслью международного права и, в частности, межгосударственного сотрудничества. Противодей-
ствие преступности есть совокупность особой государственно-правовой деятельности полиции по обеспечению правовой защиты интересов человека и гражданина, общества и государства, направленная на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а равно принятие мер по устранению причин и условий, способствующих их совершению. Исходя из данного определения, полиция противодействует преступности прежде всего на государственном уровне, и в случае необходимости именно она становится субъектом международного сотрудничества.
Третий признак. Международное сотрудничество по противодействию преступности осуществляется в определенных, установленных нормами международного и государственного права формах.
Четвертый признак. Правовое регулирование международного сотрудничества по противодействию преступности носит полисистемный характер и связано с нормами как международного, так и государственного права, т. к. опирается на нормы этих двух самостоятельных правовых систем. Применительно к криминогенной обстановке, складывающейся в Российской Федерации, можно выделить две составляющие международной преступности: собственно преступления, совершаемые гражданами РФ за ее пределами и противоправные деяния, совершаемые гражданами зарубежных государств на ее территории. Правовая основа международного сотрудничества по противодействию преступности представлена двумя блоками. Первый включает в себя международные и межгосударственные акты, второй — национальные документы (нормативные правовые акты), принятые во исполнение международных обязательств. Например, Кишиневской конвенцией [4] предусмотрен порядок оказания содействия при проведении следственных (производство осмотров, обысков и выемок, проведение экспертиз) и оперативно-разыскных мероприятий (розыск лиц).
Сотрудничество полиции различных государств было вызвано сложившейся в мире на рубеже Х1Х—ХХ вв. критической ситуацией в правоохранительной сфере, когда преступления совершались не только отдельными лицами, но и организованными преступными группами, носящими международный характер, что потребовало изыскания новых форм и методов. Необходимо было создать организацию международного уровня, которая координировала бы повседневную деятельность полиции всех государств. Одним из таких органов выступила международная организация уголовной полиции Интерпол, которая бла-
ISSN 20772-9391
Труды Академии управления МВД России. 2012. № 3 (23)
годаря своей уникальной структуре, правовой базе, техническому оснащению способна эффективно и рационально координировать международное сотрудничество полицейских органов 191 государства.
Согласно п. «в» ст. 32 Устава Интерпола [5] в его функции входит методическое и организационное обеспечение международного розыска лиц, совершивших преступления, связанные с незаконным оборотом огнестрельного оружия, в частности, розыск похищенного огнестрельного оружия. Это стало возможным после принятия в 1959 г. Конвенции по взаимной помощи по уголовным делам [1, ст. 15] и в 1979 г. Конвенции по контролю за приобретением и хранением огнестрельного оружия частными лицами [2, ст. 9]. Интерполом также осуществляется сбор и обобщение статистических данных о криминальной обстановке в государствах, при этом особое внимание уделяется информации о преступности, носящей международный характер. В частности, IV отдел Интерпола занимается так называемой практической полицейской работой, осуществляет подготовку информации непосредственно для национальных центральных бюро Интерпола государств-членов (НЦБ Интерпола), формирует банки данных по различным направлениям деятельности полиции, в том числе по похищенному огнестрельному оружию, обеспечивает оперативное реагирование на запросы НЦБ Интерпола, основанием для которых является как наличие возбужденного уголовного дела, так и наличие дела оперативного учета либо проверочного материала о противоправной деятельности лица (что соответствует действующему законодательству Российской Федерации в сфере оперативно-разыскной деятельности полиции) [6].
Если Интерпол как международная полицейская организация имеет давнюю историю, то создание единой полицейской службы Европейского Союза (ЕС) Европола было предусмотрено Маастрихтским договором 1992 г. [3], согласно которому на эту организацию возлагается координация деятельности полиции всех стран—членов ЕС. Компетенция Европола охватывает противодействие организованной преступности, терроризму и другим тяжким формам преступности (включая незаконный оборот огнестрельного оружия),
затрагивающим интересы двух или более стран—членов ЕС.
Ввиду масштабов, тяжести и последствий соответствующих видов преступлений возникает настоятельная необходимость в совместных действиях государств, направленных на их предупреждение и пресечение. Несомненно, принимаемые меры позволяют эффективно организовывать международное сотрудничество полицейских структур в деле борьбы с международной преступностью и закладывают основы правового регулирования этой сферы.
Список литературы
1. Европейская конвенция о взаимной помощи по уголовным делам ETS № 030 (Страсбург, 20 апреля 1959 г.). URL: http://www.edu.ru/ norm/norm.asp?normID= 1296770 (дата обращения: 28.08.2012).
2. Европейская конвенция о контроле за приобретением и хранением огнестрельного оружия частными лицами. (Страстбург, 28 июня 1978 г.). URL: http: // www.onventions.coe.int/ Treaty/ RUS/ Treaties/ Html/101.htm (дата обращения: 28.08.2012). 2
3. Договор о Европейском союзе от 7 февра- ^ ля 1992 г. с изменениями, внесенными Ам- 3S стердамским договором от 2 октября 1997 г. 3 и Ниццким договором от 26 февраля 2001 г. ^ URL: http://www.eulaw.edu.ru/documents/ и legislation/uchred_docs/evr_soiuz_nice.htm (дата обращения: 28.08.2012). <
4. Конвенция о правовой помощи и правовых ^ отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (г. Кишинев, 7 октября 2002 г.) Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. № 2 (41).
5. Устав международной организации уголовной полиции (Интерпол) (вступил в силу 13 июня 1956 г., с изм. от 1 января 1986 г.) URL: http: // www.docs.cntd.ru/document/1901939 (дата обращения: 28.08.2012).
6. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон РФ от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.
7. Карпец И.И. Преступления международного характера. М., 1979.
E-mail: [email protected] Тел.: 8 (499) 745-81-25