Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО И ОПЕРАТИВНОЕ ПРАВО: УСПЕХИ И ПРОБЛЕМЫ ИМПЛЕМЕНТАЦИИ'

МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО И ОПЕРАТИВНОЕ ПРАВО: УСПЕХИ И ПРОБЛЕМЫ ИМПЛЕМЕНТАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
408
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО / INTERNATIONAL HUMANITARIAN LAW / ПРАВО ВОЙНЫ / LAW OF WAR / ПРАВО ВООРУЖЁННЫХ КОНФЛИКТОВ / LAW OF ARMED CONFLICT / ЗАКОНЫ И ОБЫЧАИ ВОЙНЫ / LAWS AND CUSTOMS OF WAR / ОПЕРАТИВНОЕ ПРАВО / OPERATIONAL LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Соколов С. А.

Работа посвящена проблеме применения международного гуманитарного права в ситуациях вооружённых конфликтов международного и немеждународного характера. В результате проникновения положений международного гуманитарного права в национальное законодательство, на стыке права и военного искусства формируется новое самостоятельное и специфическое направление юридической деятельности в Вооруженных силах Российской Федерации - правовое обеспечение боевых действий, а также новый самостоятельный правовой институт в системе военного права - оперативное право (право боевых действий).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Соколов С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL HUMANITARIAN LAW AND OPERATIONAL LAW: SUCCESSES AND CHALLENGES OF IMPLEMENTING

The work is devoted to the problem of the application of international humanitarian law in situations of armed conflict, international and non-international character. As a result of the provisions of international humanitarian law in national legislation, at the intersection of law and military art a new autonomous and specific direction of legal activities in the armed forces of the Russian Federation-legal maintenance of fighting, as well as a new independent legal institution in the system of military law and operational law (the law of warfare).

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО И ОПЕРАТИВНОЕ ПРАВО: УСПЕХИ И ПРОБЛЕМЫ ИМПЛЕМЕНТАЦИИ»

Despite the long history of development rights, the need in his interpretation of, existed since time immemorial and has its roots in ancient Judaism, Alec-sandresky method of interpretation. However, speaking about the methods of interpretation of law, the author believes that the methodological basis of modern interpretation interpretation is the practice of Ancient Rome.

The author believes that the analysis of the historical and legal literature, devoted to the issues of interpretation in the law will allow a different perspective on the problem of the essence and purposes of law.

УДК 341 (075,8)

С.А. Соколов, к.ю.н., доцент, ФГБОУ ВО «ВГУВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО

И ОПЕРАТИВНОЕ ПРАВО: УСПЕХИ И ПРОБЛЕМЫ ИМПЛЕМЕНТАЦИИ

Ключевые слова: международное гуманитарное право; право войны; право вооруженных конфликтов; законы и обычаи войны; оперативное право.

Работа посвящена проблеме применения международного гуманитарного права в ситуациях вооруженных конфликтов международного и немеждународного характера. В результате проникновения положений международного гуманитарного права в национальное законодательство, на стыке права и военного искусства формируется новое самостоятельное и специфическое направление юридической деятельности в Вооруженных силах Российской Федерации - правовое обеспечение боевых действий, а также новый самостоятельный правовой институт в системе военного права -оперативное право (право боевых действий).

«Начальник, допускающий грабеж, насилие над жителями и пленными, кладет самые пагубные основы нравственного разложения войск и залог их верного поражения неприятелем».

М.Д. Скобелев (1813-1882 гг.), генерал от инфантерии.

Современный мир во всех его многогранных проявлениях, к сожалению, далеко еще не совершенен, и одной из самых главных его проблем на современном этапе являются, конечно же, войны и вооружённые конфликты. Мир и война, добрососедство и агрессия, злодеяния и гуманность продолжают соседствовать друг с другом и в наши дни. При этом существующая реальность такова, что войны и вооружённые конфликты международного и немеждународного характера по-прежнему широко распространены и количество жертв в них увеличивается. Так, по данным германских исследователей, за период с 1945 по 1985 гг. в мире произошло 160 вооруженных конфликтов, в которых погибло до 35 млн. человек. За указанный период только 26 дней мир был свободен от какого-либо конфликта [1]. С 1989 по 1992 гг. произошло 82 вооруженных конфликта, причём 90 процентов погибших в них являлись гражданскими лицами [2]. В целом в ХХ веке общее число погибших в войнах и вооружённых конфликтах составило 150 млн. человек, или 7 процентов населения мира [3].

Следует также заметить, что политическим и правовым феноменом прошедшего века и века нынешнего является большое количество гражданских войн (вооружён-

ных конфликтов немеждународного характера) [4]. В 1997-1998 гг. в соответствии со статистикой Stockholm International Peace Research Institute из 25 вооружённых конфликтов только один носил международный характер (Индия - Пакистан) [5]. По данным ООН, из 82 вооружённых конфликтов, имевших место с 1989 по1992гг., 79 были немеждународными, а носили исключительно вооружённый характер [6]. В 1993 г. было уже 33 вооружённых конфликта в 28 различных районах, в 1994 г. происходил 31 вооружённый конфликт в 27 точках земного шара, и среди них не было ни одного конфликта, имевшего международный характер. Все они были внутренними [7]. В 1998 г. в мире произошло 28 крупных вооружённых конфликтов. Все они были также внутренними, т.е. вооружёнными конфликтами немеждународного характера [8]. В настоящее время ведутся не менее 35 внутренних войн и ещё больше конфликтов меньшей интенсивности [9]. Достаточно упомянуть известные события сегодняшнего дня в Ираке и Сирии (ИГИЛ) или на юго-востоке Украины (Новороссия). Было бы наивным предполагать, что и в будущем вооружённые конфликты исчезнут. Естественно, возникает вопрос: «Как разорвать эту цепь насилия? Возможно ли ограничить поведение воюющих?». Полагаем, что на место основной идеи может с полным основанием претендовать тезис о защите жертв войны и выработке правовых основ применения вооруженных сил в XXI веке. Сама жизнь подтверждает справедливость и правоту высказываний голландского мыслителя Г. Гроция о том, что для войны, как и для мирного времени, существуют свои законы [10]. Уменьшить бессмысленные страдания, смягчить жестокости, не вызываемые военной необходимостью, защитить в войне права человека, обуздать стремление сражающихся любыми повергнуть неприятеля - такова цель международного гуманитарного права (далее - МГП) [11]. «Основное начало международного права, отмечал Ш. Монтескьё, - естественно состоит в том, что народы должны делать во время мира как можно больше добра, а во время войны как можно меньше зла» [12]. МГП в обобщённом виде как раз и выражает эту идею великого французского философа и правоведа.

Россия всегда являлась и продолжает оставаться активной участницей международных договоров (соглашений, конвенций, протоколов), нормы которых образуют современное международное гуманитарное право и регулируют деятельность государств в период вооруженных конфликтов и, в основном, адресованы вооружённым силам государств.

Конституция Российской Федерации (ч. 4 ст. 15) объявила общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации составной частью российской правовой системы.

В Вооруженных силах и других войсках Российской Федерации выполнение норм МГП является важнейшей задачей. Следует заметить, что применение норм МГП, представлявшее для нас в недалеком прошлом (80-90 гг. XX в.) сугубо теоретический интерес, приобрело сегодня (в начале XXI в.) сугубо практическое значение и профессиональный интерес, особенно в связи с перманентным участием воинских частей и подразделений Вооруженных сил Российской Федерации в вооруженном противостоянии при защите национальной безопасности России от угроз её конституционному строю, территориальной целостности и государственному суверенитету, в борьбе с проявлениями национального экстремизма и международным терроризмом. Именно поэтому не только имплементация в законодательство России, распространение и углубление знаний о МГП приобретает особую значимость, а первостепенную роль и значение сегодня играет реализация и применение МГП в деятельности Вооруженных сил Российской Федерации [13].

Полагаем, что с полным основанием можно утверждать, что наша страна и её Вооруженные силы являются самыми последовательными приверженцами выполнения норм и принципов МГП.

4 августа 1989 г. Верховный Совет СССР ратифицировал Дополнительные протоколы I и II к Женевским конвенциям 1949 г., а 16 февраля 1990 г. вышел приказ Ми-

нистра обороны СССР № 75 «Об объявлении Женевских конвенций о защите жертв войны от 12 августа 1949 г. и Дополнительных протоколов к ним», который ввел в действие Руководство по применению Вооруженными силами СССР норм международного гуманитарного права.

В связи с ратификацией Дополнительных протоколов постановлением Верховного Совета СССР от 4 августа 1989 г. № 330-1 Совету Министров СССР было предложено подготовить и в шестимесячный срок представить в Верховный Совет предложение о внесении в советское законодательство изменений, отражающих участие Советского Союза в Женевских конвенциях и Дополнительных протоколов к ним. В этом постановлении Исполнительному комитету Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР и Министерству обороны СССР было рекомендовано принять меры к изданию текстов Женевских конвенций 1949 г. и Дополнительных протоколов к ним и распространению знаний об этих документах среди гражданского населения и личного состава Вооруженных сил СССР. Следовательно, предварительно можно констатировать, что издание приказа Министра обороны СССР № 75 от 16 февраля 1990 г. стало первым шагом на пути выполнения международных обязательств в области МГП. Органам военного управления было предписано распространять знания о МГП, изучать его в системе правовой подготовке личного состава, обеспечить подчиненных текстами документов по МГП, учитывать требования МГП при проведении занятий, учений, а также при разработке проектов приказов, директив и других ведомственных нормативных актов.

При решении вопросов, касающихся норм МГП, командирам (начальникам) было предписано прибегать к помощи юридических советников (ст. 82 ДП I), функции которых были возложены на офицеров юридической службы Министерства обороны СССР. Важно отметить, что данный приказ был разослан в войска до отдельного батальона.

В декабре 1990 г. Министерством обороны СССР и Исполнительным комитетом Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца в Военной академии Генерального Штаба были проведены занятия с руководящим составом Вооруженных сил СССР, а также с военными юристами по вопросам изучения и реализации норм МГП в практической деятельности войск и сил флота.

Таким образом, произошло коренное переосмысление взглядов не только политического, но и военного руководства страны на важность и необходимость соблюдения норм и принципов МГП.

Следующим шагом стало имплементация [14] (нормативное закрепление) МГП в военно-законодательных и подзаконнных актах 90-х годов. После распада СССР в декабре 1991 года и с образованием Российской Федерации работа по изучению и внедрению в практику войск (сил) норм и принципов МГП получило свое дальнейшее продолжение. Так, в последние годы благодаря усилиям Главного управления международного военного сотрудничества Министерства обороны Российской Федерации, Главного управления кадров и военного образования Министерства обороны Российской Федерации, юридической службы Вооруженных сил Российской Федерации была активизирована работа по распространению знаний о МГП в Вооруженных силах Российской Федерации. К примеру, ещё в 1997 г. Директивой Министра обороны №335/1/24 «О дальнейшем распространении знаний о международном гуманитарном праве в частях и подразделениях Вооруженных сил и военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации» в учебные программы высших и средних военно-учебных заведений были введены темы по международному гуманитарному праву. Во исполнении решения Министра обороны была издана директива начальника Главного управления кадров и военного образования Министерства обороны Российской Федерации № 173/5/3/20045 от 12 февраля 1997 г., которой было предусмотрено проведение дифференцированной подготовки в области международного гуманитарного права в зависимости от будущих функциональных обязанностей

офицеров. Кроме того, в названной директиве акцентируется внимание на необходимость при проведении практических видов занятий (отработке задач) по оперативно-тактическим, тактическим, тактико-специальным и другим военно-профессиональным дисциплинам предусматривать изучение слушателями и курсантами военно-учебных заведений вопросов практического применения норм международного гуманитарного права в конкретных условиях боевой обстановки. Также международное гуманитарное право изучается ежемесячно всеми категориями военнослужащих в рамках общественно-государственной подготовки. В ежегодных директивах Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации планируются мероприятия по распространению знаний по праву вооруженных конфликтов и предусматривается возможность привлечения МККК (отдел по связям с вооруженными силами и силами безопасности) к распространению знаний и обучению в области международного гуманитарного права в высших военно-учебных заведениях.

Заметным событием в жизни войск стала международная научно-практическая конференция, посвященная столетию первой Гаагской конференции мира 1899 г., которая состоялась в Военном университете Министерства обороны Российской Федерации в мае 1999 г. [15].

Наконец, 14-15 мая 2002 г. в целях выработки единых подходов к оптимизации содержания и организации изучения норм международного гуманитарного права в военно-учебных заведениях на базе учебного центра Общевойсковой академии Вооруженных сил Российской Федерации был проведен учебно-методический сбор с руководящим и преподавательским составом высших военно-учебных заведений страны.

Говоря о прикладном значении правил ведения войны для вооруженных сил следует отметить, что в целях дальнейшего совершенствования подготовки офицерского состава Вооруженных сил Российской Федерации по соблюдению норм международного гуманитарного права и реализации международно-правовых обязательств России в деятельности её Вооруженных сил приказом Министра обороны Российской Федерации от 7 февраля 2000 г. №69 на базе учебного центра Общевойсковой академии Вооруженных сил Российской Федерации были созданы военные курсы по праву вооруженных конфликтов «Сенеж». Уникальность их деятельности заключается в том, что они готовят дипломированных специалистов-инструкторов по международному гуманитарному праву (праву вооруженных конфликтов) из числа офицеров оперативно-тактического звена. Начальнику Общевойсковой академии Вооруженных сил Российской Федерации предписано ежегодно осуществлять до шести наборов слушателей численностью по 30-40 человек, таким образом, чтобы организационный состав обучаемых на этих курсах в целом отражал общий состав Вооруженных сил и других войск Российской Федерации: от центральных органов военного управления и объединений - офицерский состав управлений, отделов главных штабов видов Вооруженных сил Российской Федерации, штабов военных округов (флотов), штабов родов войск, штабов армий, армейских корпусов, главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации; от соединений и воинских частей - командиры дивизий, бригад, полков и их заместители, командиры батальонов; от организаций Вооруженных сил Российской Федерации - заместители начальников и профессорско-преподавательский состав кафедр оперативно-тактических дисциплин военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации. На курсах при поддержке Московской региональной организации МККК слушатели имеют возможность подробно знакомиться с проблемными вопросами теории и практики права вооруженных конфликтов. Занятия на курсах проводятся по специальной 2-х недельной программе обучения делегатами и специалистами МККК, профессорско-преподавательским составом ведущих военных академий и военных университетов Министерства обороны Российской Федерации, практическими работниками Главной военной прокуратуры и учеными столицы.

Рассматривая проблему имплементации международного гуманитарного права в

национальное законодательство страны и анализируя практику его применения в деятельности Вооруженных сил России следует также отметить, что в последние годы ряд военных юристов (А.А. Гурвич, Ю.Ю. Соковых, Н.В. Курило, О.А. Овчаров и др.) активно высказывают тезис о становлении и развитии новой самостоятельного правового института в системе военного права - оперативного права (права боевых действий). [16]. Кроме того, анализ ведомственных правовых актов Министерства Обороны Российской Федерации позволяет заключить, что в последние годы активно нарабатывается и внедряется в практику войск (и, в первую очередь, с помощью военно-юридической службы) новое направление юридической деятельности и новый самостоятельный специфический вид обеспечения боевых действий - правовое обеспечение действий войск (сил) в вооруженных конфликтах и при выполнении задач по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности. [17].

В практику войск внедрено Наставление по международному гуманитарному праву Вооруженных сил Российской Федерации [18] (далее - Наставление), которое разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», Общевоинскими Уставами Вооруженных сил Российской Федерации, а также с учетом международных договоров, относящихся к международному гуманитарному праву, участницей которых является Российская Федерация. Данный нормативный акт ставит своей целью изучение и соблюдение командирами, штабами тактического звена, а также всеми военнослужащими Российской Федерации норм международного гуманитарного права при подготовке и проведении боевых действий. Положение Наставления предписано использовать, сообразуясь с обстановкой, решительно добиваясь выполнения боевых задач при соблюдении норм международного гуманитарного права.

Во исполнении директивы Главнокомандующего Сухопутными войсками - заместителя Министра обороны Российской Федерации от 14 октября 2002г. №ДСВ - 2 «О мерах по выполнению в Сухопутных войсках требований приказа Министра обороны Российской Федерации от 8 августа 2001г. № 360 и Наставления по международному гуманитарному праву для Вооруженных сил Российской Федерации» уточнены требования к уровням обученности выпускников высших военно-учебных заведений при изучении общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин по вопросам применения норм международного гуманитарного права в Вооруженных сил Российской Федерации. Исходя их этого, курсанты должны:

- знать и уметь применять нормы международного гуманитарного права при подготовке и в ходе ведения боевых действий подразделений;

- уметь обучать отдельных военнослужащих применению норм международного гуманитарного права в боевой обстановке.

В соответствии с п. 25 Руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации [19] в тематические планы учебных дисциплин указанных групп внесены необходимые дополнения (изменения), обеспечивающие достижение указанного уровня обученности курсантов по вопросам применения норм и принципов международного гуманитарного права в Вооруженных силах Российской Федерации.

Изложенное позволяет констатировать следующее:

1. Сегодня высшее военное руководство Вооруженных сил Российской Федерации уделяет особо пристальное внимание необходимости соблюдения международно-правовых обязательств Российского государства войсковыми группировками, принимающими участие в различных вооруженных конфликтах на территории России и за её пределами, как в качестве воющей стороны, так и в качестве стороны, призванной обеспечить мир.

2. В настоящее время в Российской Федерации сформировано достаточно цельная нормативная правовая база, которая позволяет полностью реализовать нормы и принципы МГП в деятельности Вооруженных сил и других войск Российской Федерации.

3. Имплементация норм и принципов МГП в национальное законодательство России и ведомственные нормативные правовые акты военного законодательства, их интеграция в практику войск полностью отвечает национальным интересам в сфере обеспечения военной безопасности страны, целям и задачам военной реформы и военного строительства и позволяет Вооруженным силам и другим войскам Российской Федерации выполнять боевые задачи в строгом соответствии с требованиями «права Гааги - Женевы - Нью-Йорка».

4. В Вооруженных силах и других войсках Российской Федерации проводится значительная работа по изучению МГП в военно-учебных заведениях, в системе командирской подготовки, правового обучения и воспитания личного состава.

5. В результате проникновения положений МГП в национальное законодательство, на стыке права и военного искусства в Вооруженных силах Российской Федерации формируется новое самостоятельное и специфическое направление юридической деятельности - правовое обеспечение боевых действий, а также новый самостоятельный правовой институт в системе военного права - оперативное право (право боевых действий).

6. Правовое обеспечение боевых действий частей и подразделений Вооруженных сил и других войск Российской Федерации опирается на накопленный собственный отечественный, а также зарубежный опыт военного строительства. Оно пронизывает все этапы разработки и проведения боевых операций, учитывает их особенности в различных видах и родах войск, затрагивает деятельность различных служб (инженерной, медицинской, тыла, разведки, воинских перевозок и др.). Иными словами, правовое обеспечение боевых действий дает ответ на конкретные вопросы: кто, когда, что и как должен делать для того, чтобы планируемая и осуществляемая военная операция была бы безупречна не только с юридической, но и гуманитарной точки зрения.

7. Эффективность применения норм и принципов МГП напрямую зависит от степени их знания каждым военнослужащим. Обязанность «человека в погонах» знать и умело применять указанные международные нормы предусмотрена Российским законодательством. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. в числе общих обязанностей для каждого военнослужащего называет соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации (ст. 26), а в ст. 22 Устава внутренней службы Вооруженных сил Российской Федерации содержит прямое предписание каждому военнослужащему знать и соблюдать нормы МГП, правила обращения с ранеными, больными, лицами, потерпевшими кораблекрушение, медицинским персоналом, духовными лицами, гражданским населением в районе боевых действий, а также с военнопленными.

8. В начале XXI столетия трудности в соблюдении норм и принципов МГП обострились. Существует насущная необходимость в анализе достижений и неудач как при имплементации МГП в национальное законодательство, так и сложившейся практики его применения в войсках с целью выявления основных нерешённых вопросов. Следовательно, крайне важно и необходимо не только более широко и активно распространять знания о МГП в мирное время, но крайне важно и необходимо предпринимать конкретные шаги по повышению эффективности применения МГП в ситуациях вооружённых конфликтов и, особенно, немеждународного характера.

В завершение полезно, на наш взгляд, вспомнить слова нашего соотечественника, выдающегося русского юриста и дипломата, основоположника отечественной науки МГП Федора Федоровича Мартенса, произнесённые им более века назад: «Когда сознание права войны сделается достоянием каждого защитника Отечества, когда нарушение его предписаний будет исключительным фактом, когда сами армии убедятся, что исполнение общепризнанных обычаев войны нисколько не в состоянии парализовать успешный ход военных операций, тогда чувство солидарности между народами укрепится надежным образом и силою самих вещей число войн междуна-

родных должно уменьшиться» [20]. Глубоко созвучно им утверждение одного из «патриархов» современной науки международного права Н.И. Арцибасова: «Если война перестаёт подчинятся праву, она становится простым насилием, злоупотреблением силою» [21].

Список литературы:

[1] См.: Ferdowsi M. Regional Conflicts in the Third World Dimensieas Gauses, Perspectives // Law and State. - 1998. - P. 28-43.

[2] См.: Панов В.П. Международное уголовное право. М., 1997. - С. 3.

[3] Cм.: Димитров Н.Н. Международно-правовая природа и сущность современного миротворчества // Гос. и право. - 2008. - №8. - С. 47; Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. М., 1997. - С. 258; Орлов А., Спирин Д. Грядущие рубежи ООН // Международная жизнь. - 1997. - №6. - С. 54.

[4] См. напр.: Алёшин В.В. Особенности вооружённого конфликта немеждународного характера (теоретико-правовой анализ) // Государство и право. - 2006. - №2. - С. 100-104; Русинова

B.Н. Классификация лиц в немеждународных вооружённых конфликтах: в поисках сбалансированного подхода // Гос. и право. - 2012. - №3. - С. 61-69; Смирнов М.Г. Вооруженный конфликт немеждународного характера: международно-правовой аспект. - М.: Норма, Инфра-М, 2014.

[5] См.: Толстых В.Л. Проблемы применения международного гуманитарного права// Российский ежегодник международного права. Специальный выпуск. - С.-Пб.: Россия - Нева, 2000. -

C. 159-160.

[6] Каламкарян Р.А. Армия и общество, права военнослужащих и их реализация // Государство и право. - 1997. - №11. - С.108.

[7] См.: Егоров С.А. Вооружённые конфликты и международное право // Дисс. ... д-ра юрид. наук. М., 1999. - С. 147-148.

[8] См.: Северинчик Ю.В. Международно-правовые проблемы вооружённых конфликтов немеждународного характера // Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2000. - С. 4.

[9] См.: Алёшин В.В. Указ. соч. // - С. 100.

[10] См.: Гуго Гроций. О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняется естественное право и право народов, а также принципы публичного права / Пер. с латинск. А.А. Сакетти; под общ. ред. С.Б. Крылова. М.: 1956.

[11] См. напр.: Батырь В.А. Международное гуманитарное право: учеб. для вузов. 2-е изд. пе-рераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2011. - 688с.; Жуков Г.П. Важное исследование проблем международного гуманитарного права // Гос. и право. - 2010. - № 2. - С. 124-126; Ледях И.А. Международное гуманитарное право и защита прав человека // М.: Институт государства и права РАН, 2008; Права человека и вооружённые конфликты: учеб. для высших военных учебных заведений / отв. ред. проф. В.А. Карташкин. - М.: Норма, 2001. - 384 с.; Ханс-Петер Гассер. Международное гуманитарное право. Введение. - М.: МККК, 1995. - 125 с.

[12] Монтескьё Ш. О духе законов. - Кн.1. С-Пб., 1862. - С. 9.

[13] См. напр.: Котляров И.И. Международное гуманитарное право и его применение в Вооружённых силах России // Военная мысль. - 1998. - №5. - С. 38-45; Соколов С.А. Международное гуманитарное право и его применение в деятельности Вооружённых Сил Российской Федерации // Международная научно-практическая конференция «Международное гуманитарное право в современном мире», 14-15 ноября 2002 г., Н. Новгород: [материалы]. - Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2003. - С. 33-42; Он же. Международное гуманитарное право (право вооружённых конфликтов): теория и практика применения в деятельности Вооружённых сил и других войск Российской Федерации // Вестник ВГАВТ. Выпуск 15. Актуальные проблемы российского права, философии, экономики и финансов. - Н.Новгород: Изд-во ФГОУ ВПО «ВГАВТ», 2005. - С. 51-58.

[14] Современные исследователи выделяют четыре формы имплементации: соблюдение, исполнение, использование и применение. См.; напр.: Батырь В.А. Имплементация норм международного гуманитарного права в военном законодательстве Российской Федерации: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1999. - С. 17. Более подробно о сложившихся подходах к самому понятию имплементации международного гуманитарного права см.: Капустин А.Я. Проблема имплементации норм международного гуманитарного права в немеждународных вооруженных конфликтах // Российский ежегодник международного права . 2001. Спец. Выпуск. - С.-Пб.: Россия-Нева, 2001. - С. 20-25.

[15] См.: Правовые основы применения вооруженных сил в XXI веке: Сборник материалов международной научно-практической конференции (Москва, Военный университет МО РФ, 1819 мая 1999г.). М.: МККК, 1999. - 146с.

[16] См.: Гурвич А.А., Соковых Ю.Ю. Право и военное искусство: необходимость и пределы правового регулирования боевых действий // Военная мысль. - 1997. - №6. - С. 65-72; Гурвич А.А., Соковых Ю.Ю. Правовое регулирование ведения боевых действий в зарубежных армиях // Зарубежное военное обозрение. - 1997. - №9. - С. 2-6; Соковых Ю.Ю. Реализация международного гуманитарного права в законодательстве Российской Федерации: состояние и перспективы // Гос. и право. - 1997. - №9. - С. 76-86; Соковых Ю.Ю. Анализ зарубежного правового регулирования боевых действий // Человеколюбие как элемент военного искусства: сборник научных статей. - М.: МККК, 2000. - С. 93-97; Курило Н.В., Овчаров О.А. Оперативное право по законодательству США и России (сравнительный анализ и вопросы применения) // Право в Вооруженных силах. - 1999. - №10. - С. 53-56; Соколов С.А. Международное гуманитарное право и оперативное право как самостоятельные правовые институты военного права // Научно-технический сборник Нижегородского высшего военно-инженерного командного училища (Военного института). - Вып.10. - Кстово: ННВИКУ (ВИ), 2009. - С. 42-50.

[17] См.: Раздел 17 Наставления по правовой работе в Вооруженных силах Российской Федерации (утв. приказом Министра обороны Российской Федерации от 31 января 2001г. №10) // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»; Солодченко В.С. Международное гуманитарное право и правовое обеспечение боевых действий // Российский ежегодник международного права. 2001г. Спец. Вып. - С.-Пб.: Россия - Нева, 2001. - С. 121-123.

[18] Утверждено приказом Министра обороны Российской Федерации «О мерах по соблюдению норм международного гуманитарного права в Вооруженных силах Российской Федерации» от 8 августа 2001г. №360 // Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

[19] Утверждено приказом Министра обороны Российской Федерации от 4 января 2000г. №10 // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

[20] Мартенс Ф.Ф. Восточная война и Брюссельская конференция 1874-1878 гг. - С.-Пб, 1879.

- С. 44.

[21] Арцибасов Н.И. Санкт-Петербургская декларация 1868 года и становление и развитие права войны// Международный симпозиум по праву войны: Краткий отчёт. - Женева: МККК, 1994.

- С. 49.

INTERNATIONAL HUMANITARIAN LAW AND OPERATIONAL LAW: SUCCESSES AND CHALLENGES OF IMPLEMENTING

S.A. Sokolov

Keywords: international humanitarian law; the law of war; law of armed conflict; the laws and customs of war; operational law.

The work is devoted to the problem of the application of international humanitarian law in situations of armed conflict, international and non-international character. As a result of the provisions of international humanitarian law in national legislation, at the intersection of law and military art a new autonomous and specific direction of legal activities in the armed forces of the Russian Federation-legal maintenance offighting, as well as a new independent legal institution in the system of military law and operational law (the law of warfare).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.