Научная статья на тему 'Международное гуманитарное право (право Вооруженных конфликтов): теория и практика применения в деятельности Вооруженных сил и других войск Российской Федерации'

Международное гуманитарное право (право Вооруженных конфликтов): теория и практика применения в деятельности Вооруженных сил и других войск Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
465
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Соколов С. А.

Работа посвящена проблемам правового регулирования применения норм и принципов международного гуманитарного права в ситуациях вооруженных конфликтов международного и немеждународного характера. Примечательно, что автор на стороне тех ученых и юристов-практиков, которые считают, что в результате проникновения положений международного гуманитарного права в национальное законодательство, на стыке права и военного искусства в Вооруженных силах Российской Федерации формируется новое самостоятельное и специфическое направление юридической деятельности - правовое обеспечение боевых действий, а также новая самостоятельная подотрасль военно-юридической науки - оперативное право.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTERNATIONAL HUMANITARIAN LAW (THE LAW OF CONFRONTATIONS): THE THEORY AND PRACTICE OF APPLICATION IN ACTIVITY OF ARMED FORCES AND OTHER ARMIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

Work is devoted to problems of legal regulation of application of standards and principles of the international humanitarian law in situations of confrontations of the international and not international character. It is remarkable, that the author on the party of those scientists and the practising lawyers which consider, that as a result of entry of provisions of the international humanitarian law into the national legislation, on a joint of the right and military art in Armed forces of the Russian Federation the new independent and particular direction of legal activity - legal ensuring of operations, and also new independent subdividing a military - legal science - the operative right is formed.

Текст научной работы на тему «Международное гуманитарное право (право Вооруженных конфликтов): теория и практика применения в деятельности Вооруженных сил и других войск Российской Федерации»

Следует отметить, что в целом, рассмотренные Положения соответствуют Конвенции МОТ №180 и Трудовому кодексу РФ.

FEATURES OF THE REGIME OF WORK HOURS AND REST PERIODS OF WATER TRANSPORT VESSEL'S WORKERS.

M. I. Novoselov, S. V. Krepak

This article is about features of the regime of work hours and rest periods of water transport vessel's workers according to modern labor law of Russia

УДК 34

С. А. Соколов, к. ю. н., доцент ВГАВТ. 603600, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5.

Начальник, допускающий грабеж, насилие над жителями и пленными, кладет самые пагубные основы нравственного разложения войск и залог их верного поражения неприятелем.

М.Д. Скобелев (1813-1882 гг.) - генерал от инфантерии (из приказа).

МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО (ПРАВО ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ): ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ И ДРУГИХ ВОЙСК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Работа посвящена проблемам правового регулирования применения норм и принципов международного гуманитарного права в ситуациях вооруженных конфликтов международного и немеждународного характера. Примечательно, что автор на стороне тех ученых и юристов-практиков, которые считают, что в результате проникновения положений международного гуманитарного права в национальное законодательство, на стыке права и военного искусства в Вооруженных силах Российской Федерации формируется новое самостоятельное и специфическое направление юридической деятельности - правовое обеспечение боевых действий, а также новая самостоятельная подотрасль военно-юридической науки - оперативное право

Современный мир во всех его многогранных проявлениях, к сожалению, далеко еще не совершенен, и одной из самых главных его проблем на современном этапе являются, конечно же, войны и вооруженные конфликты. Мир и война, добрососедство и агрессия, злодеяния и гуманность продолжают соседствовать друг с другом и в наши дни. При этом существующая реальность такова, что вооруженные конфликты международного и немеждународного характера по-прежнему широко распространены и количество жертв в них увеличивается. Так, по данным германских исследователей, за период с 1945 по 1985 годы в мире произошло 160 вооруженных конфликтов, в которых погибло до 35 миллионов человек. За указанный период только 26 дней мир был свободен от какого-либо конфликта'. С 1989 по 1992 годы произошло 82 вооруженных конфликта, причем 90 процентов погибших в них являлись граждан-

1 Cm.: Ferdowsi M. Regional Conflicts in the Third World Dimensieas Gauses, Perspectives // Law and State. 1998. P. 28-43.

скими лицами1. В XX веке общее число погибших в вооруженных конфликтах составило 150 миллионов человек, или 7 процентов населения мира2. Было бы наивным предполагать, что в будущем вооруженные конфликты исчезнут.

Политическим и правовым феноменом прошедшего века и века нынешнего является большое количество гражданских войн (вооруженных конфликтов немеждународного характера). В 1997-1998 г.г. в соответствии со статистикой Stockholm International Peace Research Institute из 25 вооруженных конфликтов только один носил международный характер (Индия - Пакистан)3. По данным ООН, из 82 вооруженных конфликтов, имевших место с 1989 по 1992 гг., 79 были немеждународными, а носили исключительно вооруженный характер4. Естественно, возникает вопрос: как разорвать эту цепь насилия, возможно ли ограничить поведение воюющих. На место основной идеи может с полным основанием претендовать тезис о защите жертв войны и выработке правовых основ применения вооруженных сил в XXI веке.

Россия всегда являлась и продолжает оставаться активной участницей международных договоров (соглашений, конвенций, протоколов), нормы которых образуют современное международное гуманитарное право (далее - МГП) и регулируют деятельность государств в период вооруженных конфликтов и, в основном, адресованы вооруженным силам государств.

Конституция Российской Федерации (ч. 4 ст. 15) объявила общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации составной частью российской правовой системы.

В Вооруженных силах и других войсках Российской Федерации выполнение норм МГП является важнейшей задачей. Следует заметить, что применение норм МГП, представлявшее для нашей страны в недалеком прошлом (80-90 г.г. XX в.) сугубо теоретический интерес, приобрела сегодня (в начале XXI в.) сугубо практическое значение, особенно в связи с перманентным участием воинских частей и подразделений Вооруженных сил и других войск Российской Федерации в вооруженном противостоянии при защите национальной безопасности России от угроз ее конституционному строю, территориальной целостности, в борьбе с проявлениями национального, и религиозного экстремизма и международным терроризмом. Именно поэтому не только имплементация в законодательство России, распространение и углубление знаний о МГП приобретает особую значимость, а первостепенную роль и значение сегодня играет реализация и применение МГП в повседневной служебно-боевой деятельности Вооруженных сил Российской Федерации.

Следует заметить, что с 1989 г. (4 августа Верховный Совет СССР ратифицировал Дополнительные протоколы I и II к Женевским конвенциям 1949 г., а 16 февраля 1990 г. вышел приказ Министра обороны СССР № 75 «Об объявлении Женевских конвенций о защите жертв войны от 12 августа 1949 г. и Дополнительных протоколов к ним», который ввел в действие Руководство по применению Вооруженными силами СССР норм международного гуманитарного права) наша страна и ее Вооруженные силы являются самыми последовательными приверженцами выполнения норм и принципов МГП.

В связи с ратификацией Дополнительных протоколов постановлением Верховного Совета СССР от 4 августа 1989 г. № 330-1 Совета Министров СССР было предложено подготовить и в шестимесячный срок представить в Верховный Совет предложение о внесении в советское законодательство изменений, отражающих участие Советского Союза в Женевских конвенциях Дополнительных протоколов к ним. В этом

' См.: Панов В.Г1 Международное уголовное право. М., 1997. С. 3.

2 См.: Капица С П., Курдюмов С П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. М., 1997. С. 258

3 См.: Толстых В.Л. Проблемы применения международного гуманитарного права // Российский ежегодник международного права Специальный выпуск. СПб.: «Россия-Нева», 2000. С. 159-160.

4 Каяамкарян P.A. Армия и общество, права военнослужащих и их реализация // Государство и право. 1997 № U.C. 108.

1 «ггановлении Исполнительному комитету Союза обществ Красного Креста и Крас-а -: Полумесяца СССР и Министерству обороны СССР было рекомендовано принять

■ --т г к изданию текстов Женевских конвенций 1949 г. и Дополнительных протоколов « - - ч а распространению знаний об этих документах среди гражданского населения и

го состава Вооруженных сил СССР. Следовательно, предварительно можно

■ -:татировать, что издание приказа Министра обороны СССР № 75 от 16 февраля

- - - г. стало первым шагом на пути выполнения международных обязательств в об-шсти МГП. Органам военного управления было предписано распространять знания о ^ "Г.. изучать его в системе правовой подготовки личного состава, обеспечить подчи-к-.чхых текстами документов по МГП, учитывать требования МГП при проведении гнггий, учений, а также при разработке проектов приказов, директив и других вещественных нормативных актов.

При решении вопросов, касающихся норм МГП, командирам (начальникам) было -гслписано прибегать к помощи юридических советников (реализована ст. 82 ДП I), ; :-:кции которых были возложены на офицеров юридической службы Министерства ■"ороны СССР. Важно отметить, что данный приказ был разослан в войска до отельного батальона.

В декабре 1990 г. Министерством обороны СССР и Исполнительным комитетом Гоюза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР в Военной академии гнерального Штаба были проведены занятия с руководящим составом Вооруженных :ил СССР, а также с военными юристами по вопросам изучения и реализации норм МГП в практической деятельности войск и сил флота.

Таким образом, произошло коренное переосмысление взглядов не только полити--еского, но и военного руководства страны на важность и необходимость соблюдения норм и принципов МГП.

Следующим шагом стала имплементация1 (нормативное закрепление) МГП в воен-

- о-законодательных и подзаконнных актах 90-х годов. После распада СССР в декабре 991 года и с образованием Российской Федерации работа по изучению и внедрению в

-рактику войск (сил) норм и принципов НГП получила свое дальнейшее продолжение. Так, в последние 7 лет благодаря усилиям Главного управления международного военного сотрудничества Министерства обороны Российской Федерации, Главного управления кадров и военного образования Министерства обороны Российской Федерации, юридической службы Вооруженных сил Российской Федерации была активизирована работа по распространению знаний о МГП в Вооруженных силах Российской Федерации. Так, в 1997 г. директивой Министра обороны Российской Федерации № 335/1/24 «О дальнейшем распространении знаний о международном гуманитарном праве в частях и подразделениях Вооруженных сил и военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации» в учебные программы высших и средних военно-учебных заведений были введены темы по международному гуманитарному праву. Во исполнение решения Министра обороны Российской Федерации была издана директива начальника Главного управления кадров и военного образования Министерства обороны Российской Федерации № 173/5/3/20045 от 12 февраля 1997 г., которой предусмотрено проведение дифференцированной подготовки в области международного гуманитарного права в зависимости от будущих функциональных обязанностей офицеров. Кроме того, в на-

1 Современные исследователи выделяют 4 формы имплементации. соблюдение, исполнение, использование и применение. См.; напр.: Батырь В.А. Имплементация норм международного гуманитарного права в военном законодательстве Российской Федерации: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1999. С. 17. Более подробно о сложившихся подходах к самому понятию имплементации международного гуманитарного права см.: Капустин А.Я. Проблема имплементации норм международного гуманитарного права в немеждународных вооруженных конфликтах // Российский ежегодник международного права. 2001. Спец. выпуск. СПб.: «Россия-Нева», 2001. С. 20-25, Имплементация международного гуманитарного права. Статьи и документы: Сборник. М.: МККК, 1998. 368 с.

званной директиве акцентируется внимание на необходимость при проведении практических видов занятий (отработке задач) по оперативно-тактическим, тактическим, тактико-специальным и другим военно-профессиональным дисциплинам предусматривать изучение слушателями и курсантами военно-учебных заведений вопросов практического применения норм международного гуманитарного права в конкретных условиях боевой обстановки. Также международное гуманитарное право изучается ежемесячно всеми категориями военнослужащих в рамках общественно-государственной подготовки. В ежегодных директивах Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации планируются мероприятия по распространению знаний по праву вооруженных конфликтов и предусматривается возможность привлечения МККК (отдел по связям с вооруженными силами и силами безопасности) к распространению знаний и обучению в области международного гуманитарного права в высших военно-учебных заведениях.

Заметным событием в жизни войск стала международная научно-практическая конференция, посвященная столетию первой Гаагской конференции мира 1899 г., которая состоялась в Военном университете Министерства обороны Российской Федерации в мае 1999 г.'

Наконец, 14-15 мая 2002 г. в целях выработки единых подходов к оптимизации содержания и организации изучения норм международного гуманитарного права в военно-учебных заведениях на базе учебного центра Общевойсковой академии Вооруженных сил Российской Федерации был проведен учебно-методический сбор с руководящий! и преподавательским составом высших военно-учебных заведений страны.

Говоря о прикладном значении правил ведения войны для вооруженных сил, следует отметить, что в целях дальнейшего совершенствования подготовки офицерского состава Вооруженных сил Российской Федерации по соблюдению норм международного гуманитарного права и реализации международно-правовых обязательств России в деятельности ее Вооруженных сил приказом Министра обороны Российской Федерации от 7 февраля 2000 г. № 69 на базе учебного центра Общевойсковой академии Вооруженных сил Российской Федерации созданы военные курсы по праву вооруженных конфликтов «Сенеж». Уникальность их деятельности заключается в том, что они готовят дипломированных специалистов-инструкторов по международному гуманитарному праву (праву вооруженных конфликтов) из числа офицеров оперативно-тактического звена. Начальнику Общевойсковой академии Вооруженных сил Российской Федерации предписано ежегодно осуществлять до шести наборов слушателей численностью по 30-40 человек, таким образом, чтобы организационный состав обучаемых на этих курсах в целом отражал общий состав Вооруженных сил и других войск Российской Федерации: от центральных органов военного управления и объединений - офицерский состав управлений, отделов главных штабов видов Вооруженных сил Российской Федерации, штабов военных округов (флотов), штабов родов войск, штабов армий, армейских корпусов, главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации; от соединений и воинских частей - командиры дивизий, бригад, полков и их заместители, командиры батальонов; от организаций Вооруженных сил Российской Федерации - заместители начальников и профессорско-преподавательский состав кафедр оперативно-тактических дисциплин военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации. На курсах при поддержке Московской региональной организации МККК слушатели имеют возможность подробно знакомиться с проблемными вопросами теории и практики права вооруженных конфликтов. Занятия на курсах проводятся по специальной 2-х недельной программе обучения делегатами и специалистами МККК, профессорско-преподавательским составом ведущих военных академий и военных университетов Министерства обороны Российской Федерации, практическими работниками Главной военной прокуратуры и учеными столицы.

' См.: Правовые основы применения вооруженных сил в XXI веке: Сборник малериалов международной научно-практической конференции (Москва, Военный университет МО РФ, 18~19мая 1999г.). М.: МККК, 1999. 146 с.

Рассматривая проблему имплементации международного гуманитарного права в национальное законодательство страны и анализируя практику его применения в деятельности Вооруженных сил России, следует также отметить, что в последние годы ряд военных юристов (A.A. Гурвич, Ю.Ю. Соковых, Н.В. Курило, O.A. Овчаров) активно высказывают тезис о становлении и развитии новой самостоятельной подотрасли военного права - оперативного права (права боевых действий)1. Кроме того, анализ ведомственных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации позволяет заключить, что в последние годы активно нарабатывается и внедряется в практику войск (и, в первую очередь, с помощью военно-юридической службы) новое направление юридической деятельности и новый самостоятельный специфический вид обеспечения боевых действий - правовое обеспечение действий войск (сил) в вооруженных конфликтах и при выполнении задач по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности2.

При дальнейшем изучении научных публикаций, вышедших в последние годы, вызывает легкое недоумение стремление некоторых авторов представить дело таким образом, что современная российское законодательство не в полной мере обеспечивает действенность норм международного гуманитарного права3, утверждение о том, что документы боевого применения войск (Боевые уставы, Наставления и т.д.) составлены без учета положений международного гуманитарного права4.

Наши исследования и практический опыт службы в войсках позволяют авторитетно заявить, что это не так. В настоящее время в практику войск внедряется Наставление по международному гуманитарному праву Вооруженных сил Российской Федерации5 (далее - Наставление), которое разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», Общевоинскими Уставами Вооруженных сил Российской Федерации, а также с учетом международных договоров, относящихся к международному гуманитарному праву, участницей которых является Российская Федерация. Данный нормативный акт ставит своей целью изучение и соблюдение командирами, штабами тактического звена, а также всеми военнослужащими Российской Федерации норм международного гуманитарного права при подготовке и проведении боевых действий. Положение Наставления предписано использовать, сообразуясь с обстановкой, решительно добиваясь выполнения боевых задач при соблюдении норм международного гуманитарного права.

Наставление являет собой достаточно объемный, но четко кодифицированный ведомственный правовой акт, который требует от командиров тактического звена (отделение,

1 См.: Гурвич А А., Соковых Ю.Ю. Право и военное искусство: необходимость и пределы правового регулирования боевых действий // Военная мысль. 1997 № 6. С. 65-72; Гурвич A.A., Соковых Ю.Ю Правовое регулирование ведения боевых действий в зарубежных армиях // Зарубежное военное обозрение. 1997. № 9. С. 2-6; Соковых Ю.Ю. Реализация международного гуманитарного права в законодательстве Российской Федерации: состояние и перспективы // Гос. и право 1997. № 9. С. 76-86; Соковых Ю.Ю Ан&1из зарубежного правового регулирования боевых действий // Человеколюбие как элемент военного искусства: сборник научных статей.

М: МККК, 2000. С. 93-97; Курило Н.В., Овчаров O A. Оперативное право по законодательству США и России (сравнительный анализ и вопросы применения) // Право в Вооруженных силах. 1999. № 10. С. 53-56. 1 См.: Раздел 17 Наставления по правовой работе в Вооруженных силах Российской Федерации: утв. приказом Министра обороны Российской Федерации от 31 января 2001 г. № 10; Солодченко B.C. Между народное гуманитарное право и правовое обеспечение боевых действий // Российский ежегодник международного права 2001 г. Спец вып. СПб.: «Россия - Нева», 2001. С. 121-123; Права человека и вооруженные конфликты: Учебник для высших военных учебных заведений / Огв. ред. проф. В.А. Карташкин. М.: НОРМА, 2С01. С. 20-104; Правовые основы применения вооруженных сил в XXI веке: Сборник материалов международной научно-практической конференции (Москва, Военный университет МО РФ, 18-19 мая 1999 г.). М.: МККК, 1999. 146 с.

3 Климович AT. Проблемы преподавания международного гуманитарного права в высших заведениях России // Указ. соч. С. 204-208.

4 Смыслов Б.А. Имплементация норм международного гуманитарного права в военное законодательство Российской Федерации и в систему военного образования // Указ. соч. С. 198-204.

5 Утверждено приказом Министра обороны Российской Федерации от 8 августа 2001г. № 360 «О мерах по соблюдению норм международного гуманитарного права в Вооруженных силах Российской Федерации» // М„ 2002. 88 с.

взвод, танк-рота, батальон-полк, дивизия) при организации и в ходе боевых действий при любых обстоятельствах учитывать нормы международного гуманитарного права

В содержательном плане Наставление включает в себя 6 разделов, которые содержат 182 статьи, и Приложение (их также 6). В Наставлении достаточно детально излагаются особенности организации и ведения и различных видов обеспечения боевых действий с учетом норм международного гуманитарного права, общие обязанности командиров (начальников) по соблюдению норм международного гуманитарного права, ответственность военнослужащих за его нарушения.

Приложения содержат: правила применения международного гуманитарного права, касающихся опознавания; перечень основных международных договоров, относящихся и (или) касающихся международного гуманитарного права, участницей которых является Российская Федерация (по состоянию на 1 апреля 2001 г.); перечень статей международных правовых актов, определяющих содержание настоящего Наставления; Кодекс поведения военнослужащего Вооруженных сил Российской Федерации - участника боевых действий; нормы УК РФ, предусматривающие ответственность за преступления, связанные с нарушением норм международного гуманитарного права; особенности применения противопехотных мин в соответствии с требованиями Протокола «О запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек и других устройств (Протокол II) с поправками, внесенными 3 мая 1996 г.» Женевской Конвенции 1980 г.

Наставление написано лаконичным языком, доступно и просто для восприятия не только для младших офицеров, прапорщиков (мичманов), но и для солдат, сержантов и старшин.

Важно отметить, что в Наставлении учтены наиболее ценные положения и нормы, содержащиеся в аналогичных документах Белоруссии, Великобритании, Казахстана, Канады, США, Швейцарии, Украины. Этот документ также определяет конкретные объекты прокурорского надзора за исполнением норм и принципов международного гуманитарного права как в мирное время, так и в ходе вооруженных конфликтов. Наставление регулирует деятельность командиров воинских частей, являющихся органами дознания, при выявлении ими нарушений подчиненными военнослужащими норм международного гуманитарного права, их обязанность по информированию военных прокуроров, пресечению и предупреждению преступлений. Наставление позволяет более полно учитывать требования норм международного гуманитарного права при боевом применении войск, определяет принципы и порядок подготовки, проведения и обеспечения различных видов общевойсковой, воздушной и военно-морской операций (наступления, обороны, встречного боя, боевых действий в горах, в населенных пунктах и др.).

Можно констатировать, что Наставление значительно активизирует деятельность органов военного управления, командиров (начальников), направленную на соблюдение норм и принципов международного гуманитарного права как в практике повседневной жизнедеятельности войск (сил), так и в условиях боевого применения частей и подразделений различных видов и родов войск Вооруженных сил согласно штатного предназначения.

Во исполнение директивы Главнокомандующего Сухопутными войсками - заместителя Министра обороны Российской Федерации от 14 октября 2002 г. № ДСВ-2 «О мерах по выполнению в Сухопутных войсках требований приказа Министра обороны Российской Федерации от 8 августа 2001 г. № 360 и Наставления по международному гуманитарному праву для Вооруженных сил Российской Федерации» уточнены требования к уровням обученности выпускников высших военно-учебных заведений при изучении общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин по вопросам применения норм международного гуманитарного права в Вооруженных силах Российской Федерации. Исходя их этого, будущие офицеры должны:

- знать и уметь применять нормы международного гуманитарного права при подготовке и в ходе ведения боевых действий подразделений;

- уметь обучать отдельных военнослужащих применению норм международного гуманитарного права в боевой обстановке.

В соответствии с п. 25 Руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации1 в тематические планы учебных дисциплин указанных групп внесены необходимые дополнения (изменения), обеспечивающие достижение указанного уровня обученности курсантов по вопросам применения норм и принципов международного гуманитарного права в Вооруженных силах Российской Федерации.

Изложенное позволяет констатировать следующее:

1. Сегодня высшее политическое и военное руководство страны и Вооруженных сил Российской Федерации уделяет особо пристальное внимание необходимости соблюдения международно-правовых обязательств Российского государства войсковыми группировками, принимающими участие в различных вооруженных конфликтах на территории России и за ее пределами как в качестве воющей стороны так и в качестве стороны, призванной обеспечить либо поддержать мир.

2. В настоящее время в Российской Федерации сформировано достаточно цельная нормативная правовая база, которая позволяет полностью реализовать нормы и принципы международного гуманитарного права в деятельности Вооруженных сил и других войск Российской Федерации.

3. Имплементация норм и принципов международного гуманитарного права в национальное законодательство России и ведомственные нормативные правовые акты военного законодательства, их интеграция в практику войск полностью отвечает национальным интересам в сфере обеспечения военной безопасности страны, целям и задачам военной реформы и военного строительства и позволяет Вооруженным силам и другим войскам Российской Федерации выполнять боевые задачи в строгом соответствии с требованиями «права Гааги - Женевы - Нью-Йорка».

4. В Вооруженных силах и других войсках Российской Федерации проводится значительная работа по изучению международного гуманитарного права в военно-учебных заведениях, в системе командирской подготовки, правового обучения и воспитания личного состава.

В результате проникновения положений международного гуманитарного права в национальное законодательство, на стыке права и военного искусства в вооруженных силах Российской Федерации формируется новое самостоятельное и специфическое направление юридической деятельности - правовое обеспечение боевых действий, а также новая самостоятельная подотрасль военно-юридической науки - оперативное право.

Правовое обеспечение боевых действий частей и подразделений Вооруженных сил и других войск Российской Федерации опирается на накопленный собственный отечественный, а также зарубежный опыт военного строительства. Оно пронизывает все этапы разработки и проведения боевых операций, учитывает их особенности в различных видах и родах войск, затрагивает деятельность различных служб (инженерной, медицинской, тыла, разведки, воинских перевозок и др.). Иными словами, правовое обеспечение боевых действий дает ответ на конкретные вопросы: кто, когда, что и как должен делать для того, чтобы планируемая и осуществляемая военная операция была бь: безупречна не только с юридической, но и гуманитарной точки зрения.

Эффективность применения норм и принципов международного гуманитарного права напрямую зависит от степени их знания каждым военнослужащим. Обязанность «человека в погонах» знать и умело применять указанные международные нормы предусмотрена Российским законодательством. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. в числе общих обязанностей для каждого военнослужащего

1 Утверждено приказом Министра обороны Российской Федерации от 4 января 2000 г. № 10.

называет соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации (ст. 26), а в ст. 19 Устава внутренней службы Вооруженных сил Российской Федерации содержит прямое предписание каждому военнослужащему знать и неукоснительно соблюдать правила ведения военных действий, обращения с ранеными, больными, лицами, потерпевшими кораблекрушение, гражданским населением в районе боевых действий, а также военнопленными.

8. В начале XXI столетия трудности в соблюдении норм и принципов международного гуманитарного обострились. Существует насущная необходимость в анализе достижений и неудач как при имплементации международного гуманитарного права в национальное законодательство, так и сложившейся практики его применения в войсках с целью выявления основных нерешенных вопросов. Следовательно, крайне важно и необходимо не только более широко и активно распространять знания о международном гуманитарном праве в мирное время, но крайне важно и необходимо предпринимать конкретные шаги по повышению эффективности применения международного гуманитарного права в ситуациях вооруженных конфликтов и, особенно, немеждународного характера.

В завершении полезно вспомнить слова нашего соотечественника, выдающегося русского юриста и дипломата, основоположника отечественной науки международного гуманитарного права Федора Федоровича Мартенса, произнесенные им более века назад: «Когда сознание права войны сделается достоянием каждого защитника Отечества, когда нарушение его предписаний будет исключительным фактом, когда сами армии убедятся, что исполнение общепризнанных обычаев войны нисколько не в состоянии парализовать успешный ход военных операций, тогда чувство солидарности между народами укрепится надежным образом и силою самих вешей число войн международных должно уменьшиться»'. Глубоко созвучно им утверждение патриарха современной науки международного права Н.И. Арцибасова: «Если война перестает подчиняться праву, она становится простым насилием, злоупотреблением силою»2.

THE INTERNATIONAL HUMANITARIAN LAW (THE LAW OF

CONFRONTATIONS): THE THEORY AND PRACTICE OF APPLICATION IN ACTIVITY OF ARMED FORCES AND OTHER ARMIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

S. A. Sokolov

IVork is devoted to problems of legal regulation of application of standards and principles of the international humanitarian law in situations of confrontations of the international and not international character. It is remarkable, that the author on the party of those scientists and the practising lawyers which consider, that as a result of entry ofprovisions of the international humanitarian law into the national legislation, on a joint of the right and military art in Armed forces of the Russian Federation the new independent and particular direction of legal activity - legal ensuring of operations, and also new independent subdividing a military - legal science - the operative right is formed.

1 Мартене Ф.Ф. Восточная война и Брюссельская конференция 1874-1878 гг. С.-Пб., 1879. С. 44.

3 Арцибасов И.Н Санкт-Петербургская декларация 1868 года и становление и развитие права войны // Международный симпозиум по праву войны: Краткий отчет. - Женева: МККК, 1994. С. 49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.