МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН И ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ АФГАНИСТАН Ерниязов И.Р. Email: [email protected]
Ерниязов Ислам Русланович - магистр права, соискатель-исследователь, кафедра международного частного права, Ташкентский государственный юридический университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: данная статья посвящена международно-правовым вопросам экономического сотрудничества Республики Узбекистан и Исламской Республики Афганистан. В ней рассматриваются различные направления экономического сотрудничества Республики Узбекистан и Исламской Республики Афганистан, в таких сферах как транспортное сообщение, рост товарооборота, транзит грузов, создание специальных зон торговли между двумя государствами, реализация инфраструктурных проектов, сельское хозяйство, медицина, экспортные контракты и соглашения, проанализирована Дорожная карта экономического сотрудничества между двумя государствами. Сформулированы предложения и рекомендации, имеющие практическое значение для дальнейшего совершенствования экономического сотрудничества между Республикой Узбекистан и Исламской Республикой Афганистан.
Ключевые слова: экономическое сотрудничество, двустороннее сотрудничество, региональная безопасность, международные экономические договоры, специальный представитель по Афганистану, товарооборот, транзит грузов, трансрегиональные связи, специальные зоны торговли, инфраструктурные проекты.
INTERNATIONAL LEGAL ISSUES OF ECONOMIC COOPERATION OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN AND THE ISLAMIC REPUBLIC OF AFGHANISTAN Yerniyazov I.R.
Yerniyazov Islam Ruslanovich - Master of Law, Applicant-Researcher, DEPARTMENT OF PRIVATE INTERNATIONAL LAW, TASHKENT STATE LAW UNIVERSITY, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: this article is devoted to international legal issues of economic cooperation between the Republic of Uzbekistan and the Islamic Republic of Afghanistan. It examines various areas of economic cooperation between the Republic of Uzbekistan and the Islamic Republic of Afghanistan, in such areas as transport, growth in trade, transit of goods, creation of special zones of trade between the two countries, implementation of infrastructure projects, agriculture, medicine, export contracts and agreements, analyzed Roadmap for economic cooperation between the two states. Formulated proposals and recommendations of practical importance for the further improvement of economic cooperation between the Republic of Uzbekistan and the Islamic Republic of Afghanistan. Keywords: economic cooperation, bilateral cooperation, regional security, international economic treaties, special representative for Afghanistan, trade, transit of goods, transregional ties, special trade zones, infrastructure projects.
УДК 341.1/.8
Узбекистан сегодня придаёт важное значение развитию Афганистана и считает эту страну неотъемлемым членом семьи центрально-азиатских народов. Устойчивое развитие Афганистана - это залог стабильности и процветания всего региона. Поэтому Узбекистан рассматривает эту страну, как одного из ключевых партнёров в регионе и искренне заинтересован в дальнейшем развитии отношений в торгово-экономической, инвестиционной и транспортно-коммуникационной сферах.
Двустороннее сотрудничество начало динамично развиваться с 2016 года. В январе 2017 года в Ташкенте состоялся первый раунд политических консультаций между министерствами иностранных дел двух стран. В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан № УП-5053 от 24 мая 2017 года и в целях обеспечения своевременной и полноценной реализации внешнеполитического курса Президента Республики Узбекистан, решений Правительства и текущих установок руководства Министерства иностранных дел по вопросам сотрудничества с Исламской Республикой Афганистан, а также координации деятельности министерств и ведомств, задействованных в реализации международных политических, экономических и гуманитарных инициатив Республики Узбекистан в структуру центрального аппарата Министерства иностранных дел Республики Узбекистан введена должность Специального представителя Президента Республики Узбекистан по Афганистану [1].
Назначение специального представителя Президента Республики Узбекистан по Афганистану стало воплощением уделяемого нашей страной особого внимания двусторонним отношениям. Именно с 2017 года, на фоне новой внешнеполитической стратегии Узбекистана, как и с остальными странами-соседями, изменилась и динамика узбекско-афганских отношений.
Экономическая сфера является широкомасштабно и динамично развивающимся направлением сотрудничества между Узбекистаном и Афганистаном.
Весной 2017 года была разработана и утверждена Дорожная карта экономического сотрудничества, предусматривающая реализацию целого ряда проектов между Узбекистаном и Афганистаном.
Политика Узбекистана заключалась в утверждении такого принципа, что в «афганской» проблеме военного решения нет и нужно развивать экономику для того, чтобы хоть как-то остановить процесс дальнейшего скатывания страны в конфронтацию, углублению гражданской войны, межэтнических и межфракционных конфликтов. Такая политика прослеживалась не только в устных заявлениях, но и в реальных действиях.
Узбекистан строит свои отношения с Афганистаном на двухсторонней основе, на основе принципов взаимного уважения, невмешательства во внутренние дела. Наша страна оказывала, и будет оказывать помощь в качестве доброго соседа в восстановлении экономики, социальной инфраструктуры Афганистана. По мосту «Хайратон» на узбекско-афганской границе вот уже много лет бесперебойно поступает гуманитарная помощь, со стороны узбекских специалистов было сооружено 11 мостов на участке Мазари - Шариф - Кабул, которые обеспечили транспортное сообщение между севером и югом страны. Вот уже несколько лет функционирует железная дорога Термез - Хайратон - Мазари-Шариф, построенная также узбекскими специалистами. С начала 2002 года осуществляется подача электричества в Афганистан, объем которой увеличился в более чем раз 6 раз. Если в 2002 году объем поставок составлял всего 62 миллиона кВт/ч, в 2017 году увеличился до 200 миллионов кВт/ч, в 2018 году примерно 2 миллиарда кВт/ч электроэнергии. За последние 1,5 года наблюдается не только активизация динамики двусторонней торговли, но и значительное расширение ее структуры, за счет включения совершенно новой номенклатуры товаров. По итогам 2017 г. объем товарооборота вырос на 15%, составив около 600 млн. долл. В начале текущего года данная тенденция была продолжена. В январе 2018 г. товарооборот в годовом выражении
увеличился почти на 30%, а за 2019 год до 40%. Достигнуты важные договоренности по формированию трансафганского транспортного коридора по маршруту «Мазари-Шариф-Герат». Новая магистраль является продолжением ранее построенной Узбекистаном первой железнодорожной линии «Хайратон - Мазари-Шариф», имеющей ключевое значение для экономики Афганистана. По данной дороге завозится значительная часть афганского импорта, а также гуманитарных грузов. Прогнозируемый объем транзита грузов по завершению строительства железнодорожной линии в первый год эксплуатации составит около 5,3 млн. тонн, в дальнейшем увеличится до 15 млн. тонн в год. Если данная магистраль будет построена, то в результате появится единая центрально-азиатская, афганская и иранская сеть железных дорог с выходом на Турцию и порты Ирана на побережье Персидского и Оманского заливов. Узбекские провайдеры обеспечивают бесперебойную работу сети Интернет на севере страны. Вместе с тем, Узбекистан не намерен останавливаться на достигнутом. Реализуя транспортные проекты общерегионального значения, внося вклад в будущее развитие молодого поколения афганцев, а также поддерживая процесс политического урегулирования конфликта в ИРА, Ташкент продолжит усилия по содействию мирному развитию Афганистана, что в конечном итоге является залогом безопасности и процветания всего центрально-азиатского региона [2]. В декабре 2018 года Узбекистан и Афганистан заключили 20 соглашений о сотрудничестве по вопросам безопасности, энергетики и транспорта, и 40 экспортных контрактов. Соглашения направлены, среди прочего, на дальнейшее укрепление связей в сферах экономики, транзита, безопасности, электроэнергии, сельского хозяйства, здравоохранения [3]. Экспортные контракты оцениваются в 500 с лишним млн долларов США. 23 мая состоялся Узбекско-Афганский бизнес-форум, в рамках которого было открытие приграничной торговой зоны «Узбекистан-Афганистан», созданной в логистическом центре «TermezCargoCentre».
Афганистан является частью Центральной Азии, а мирный Афганистан способен обеспечить центрально-азиатским странам наикратчайший выход к портам Индийского океана и Персидского залива, соединить Южную Азию с рынками Европы и Китая. Качественным изменением во внешней политике стало изменение взгляда на эту страну не как на источник региональных проблем, угроз и вызовов, а как стратегическую возможность развить широкие трансрегиональные связи на всем евразийском пространстве.
Узбекистан рассматривает Афганистан как страну, с которой можно вести широкую и разностороннюю торговлю. Для Узбекистана Афганистан очень интересный и перспективный рынок. Узбекская продукция на этом рынке уже начинает появляться. Начиная с автомобилей и электробытовой техники, заканчивая фармацевтикой и медицинскими препаратами узбекского производства. Кроме того, достигнуты договоренности об увеличении поставок продовольственных товаров.
Очередным шагом к укреплению экономических отношений между Узбекистаном и Афганистаном стало открытие приграничной торговой зоны в экспортном центре «Тет^ ка^о», расположенной на границе двух государств.
По мнению директора института стратегического анализа компании ФБК Игоря Николаева, создание подобной инфраструктуры обеспечит дополнительный импульс к развитию взаимной торговли: «Многолетний конфликт в Афганистане имеет перспективы к урегулированию. Если так, то Узбекистан как ближайшая соседняя страна заинтересован застолбить за собой направления выгодного экономического сотрудничества. Создание такой специальной зоны торговли упрощает и облегчает жизнь предпринимателям в плане администрирования внешних торговых операций и снижения финансовых издержек. Это правильно и хорошо, если все задуманное удастся реализовать. В случаях слаборазвитых стран, каковым является Афганистан, то в первую очередь будут востребованы продовольствие и потребительские товары. Продукция производственного назначения - в меньшей степени, но за ними будущее.
Пока трудно сказать, насколько вырастет торговый оборот, но вполне ясно, что создаваемая зона приграничной торговли простимулирует внешнеторговый оборот. Именно ради этого создаются подобные инфраструктурные объекты.
Там, где приоритетом становится экономика во внешних взаимоотношениях, в конце концов, это ведет к политическим положительным сдвигам» - сказал эксперт.
Старший научный сотрудник Центра экономических исследований Руслан Наилев считает крайне важным расширения присутствия на афганском рынке: «Расширение товарной номенклатуры двусторонней торговли, торговых связей, увеличение присутствия узбекской продукции на афганском рынке в настоящее время стало очень актуальным. В условиях реализации крупных инфраструктурных проектов на территории Афганистана, потенциального наступления мира в этой стране, приобретенные сегодня позиции на афганском рынке позволят в будущем узбекской продукции более успешно на нем конкурировать» - отметил он в интервью журналу «Экономическое обозрение».
В приграничной торговой зоне «Узбекистан-Афганистан» разместились таможенный терминал, гостиница, пункты сервиса, режим «одного окна» для оформления необходимых документов. Экспортный центр Termez Cargo способен одновременно принимать до 300 грузовых машин, а также имеет подъездные железнодорожные пути и склады для хранения контейнеров. Планируется, что центр также будет оснащен новыми сортировочными и упаковочными линиями для переработки и экспорта плодоовощной афганской продукции в третьи страны.
В узбекско-афганском бизнес-форуме приняли участие более 60 компаний из Афганистана. Были подписаны экспортные контракты и соглашения на общую сумму $82,2 млн, по которым Узбекистан поставит южному соседу нефтехимическую, текстильную, продовольственную продукцию и строительные материалы.
Афганистан входит в Топ-10 торговых партнеров во внешней торговле Узбекистана. За 2018 год взаимный товарооборот составил $600,7 млн, из них $598,6 млн (99,7%) приходится на экспорт из Узбекистана в Афганистан.
Политика Узбекистана по отношению к своему ближайшему соседу всегда исходила из принципов сохранения территориальной целостности Афганистана и установления мира в этой стране политическими методами. При этом, основной акцент делается на реализацию экономических и инфраструктурных проектов, создающих основу для модернизации экономики Афганистана. Такая политика прослеживалась не только в устных заявлениях, но и в реальных действиях. Примерами реализованных проектов являются строительство линий электропередач, по которым поставляется электроэнергия вплоть до Кабула, сети автодорог и мостов, соединяющих северную часть с центром Афганистана, а также железной дороги протяженностью 100 км, обслуживаемой по сей день узбекскими специалистами.
По итогам переговоров в ходе официального визита президента Афганистана в Ташкент в декабре 2017 года, стороны подписали 20 совместных документов по вопросам безопасности, энергетики и транспорта, а также 40 коммерческих контрактов на сумму 500 млн. долларов США по поставкам в Афганистан стройматериалов, продовольственных товаров, пшеницы, бытовой техники, автотранспортных средств и т.д.
Достигнуты договоренности об организации долгосрочных поставок из Узбекистана в Афганистан ежегодно до 300 тысяч тонн минеральных удобрений, 2 тысяч единиц сельскохозяйственной техники, до 250 тысяч тонн продовольственной пшеницы и другой востребованной на афганском рынке продукции.
Достигнуты договоренности по закладке трансафганского транспортного коридора по маршруту «Мазари-Шариф-Герат». Новая магистраль является продолжением железнодорожной линии «Хайратон - Мазари-Шариф».
Мы также снизили тарифы на ж/д перевозки грузов на 50%, открыли с ноября 2017г. прямое авиасообщение между Ташкентом и Кабулом. Также нами ведется
работа по запуску стыковочного авиарейса по маршруту «Лондон-Ташкент-Кабул» и «Франкфурт-Ташкент-Кабул».
В афганских городах Мазари-Шариф и Кабул были открыты узбекские Торговые дома, которые будут способствовать дальнейшему развитию торговых отношений между Узбекистаном и Афганистаном.
В заключение следует отметить, что практическая помощь и усилия Республики Узбекистан в процессе восстановления Афганистана отличается своим положительным характером. В частности, Узбекистан имеет огромный опыт в таких сферах как сельское хозяйство, транспорт, электроэнергетика, использование ирригационных систем, также по проведению геологической разведки в сфере нефти и газа, и дальнейшем участии нашей страны в проектах вышеуказанных сфер в Афганистане станет обоснованным и взаимовыгодным для обеих стран.
На сегодняшний день, создана солидная правовая база двусторонних отношений между Узбекистаном и Афганистаном содержащая документы о сотрудничестве в различных сферах. В настоящее время между двумя государствами подписано 51 документов двустороннего характера.
Сегодня узбекско-афганские отношения успешно диверсифицированы по широкому комплексу направлений и охватывают практически все важные сферы сотрудничества -торгово-экономическую, инвестиционную, политическую и т.д. В Узбекистане действует 70 предприятий с участием афганской стороны, в том числе 20 предприятий со стопроцентным иностранным капиталом. Аккредитованы представительства 12 фирм и компаний Афганистана в сфере услуг, торговых операций, производства строительных материалов. На территории Афганистана создано шесть совместных узбекско-афганских предприятий. Также не остается без внимания и культурно-гуманитарное сотрудничество между Узбекистаном и Афганистаном.
Следует дальше развивать и расширять межведомственные соглашения между Узбекистаном и Афганистаном по различным сферам вкупе с разработкой и реализацией перспективных совместных проектов в торгово-экономической, инвестиционной, транспортно-коммуникационной сферах которые будут способствовать не только устойчивому экономическому процветанию Узбекистана и Афганистана, но и укреплению безопасности в регионе.
Другим направлением совместного сотрудничества Узбекистана и других стран Центральной Азии, которое могло бы поспособствовать ускорению экономического развития Афганистана и укреплению его связей со странами Центральной Азии могли бы стать совместные проекты в горнорудной промышленности: в частности, добыча редкоземельных металлов и урана. Афганистан богат на соответствующие месторождения. Казахстан и Узбекистан, в свою очередь, обладают хорошим опытом, кадрами, производственной базой по разведке, освоению, добыче урана и редкоземельных металлов. Сотрудничество в этой сфере могло бы быть выгодным и полезным всем без исключения участникам проекта.
Список литературы /References
1. Указ Президента Республики Узбекистан № УП-5053 от 24 мая 2017 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.norma.uz/raznoe/ob_organizacii_deyatelnosti_specialnogo_predstavitelya_ prezidenta_respubliki_uzbekistan_po_afganistanu/ (дата обращения: 08.11.2019).
2. Арипов Э. Узбекско-афганские отношения: новый этап динамичного развития. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://muslim.uz/index.php/rus/novosti-2018/ (дата обращения: 08.11.2019).
3. Декларация Ташкентской конференции по Афганистану «Мирный процесс, сотрудничество в сфере безопасности и региональное взаимодействие» 27 марта 2018 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.uza.uz/ru/politics/deklaratsiya-tashkentskoy-konferentsii-po-afganistanu-т1туу -28-03-2018/ (дата обращения: 08.11.2019).
ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
АРБИТРАЖНОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО Хорошилова О.А. Email: [email protected]
Хорошилова Ольга Александровна - студент магистратуры, юридический факультет, Курский государственный университет, г. Курск
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы ответственности арбитражного управляющего в делах о банкротстве. Проанализировано понятие арбитражного управляющего, формы его ответственности и проблемы правоприменительной практики по вопросам ответственности. Предлагается законодательно установить конкретный перечень оснований для подачи жалоб на действия (бездействие) арбитражного управляющего, чтобы сократить количество необоснованных жалоб, а привлечение к ответственности сделать возможным лишь в случае наличия вреда, исключив использование института ответственности как средства давления на арбитражного управляющего.
Ключевые слова: арбитражный управляющий, ответственность, банкротство.
PROBLEMS OF REGULATION OF LIABILITY OF THE ARBITRATION MANAGER Khoroshilova O.A.
Khoroshilova Olga Aleksandrovna - Graduate Student, FACULTY OF LAW, KURSK STATE UNIVERSITY, KURSK
Abstract: the article discusses the issues of liability of an arbitration manager in bankruptcy cases. The concept of the arbitration manager, the forms of his responsibility and the problems of law enforcement practice on liability issues are analyzed. It seems legislatively to establish a specific list of grounds for filing complaints about the actions (inaction) of the arbitration manager in order to reduce the number of unjustified complaints, and to make accountability possible only in the event of harm, excluding the use of the institution of liability as a means of pressure on the arbitration manager. Keywords: arbitration manager, liability, bankruptcy.
УДК 346.93
Согласно легальному определению, данному в ст. 20 Федерального закона от 26.10.2002 № 127- ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» [2], арбитражный управляющий - это гражданин Российской Федерации, являющийся членом саморегулируемой организации арбитражных управляющих, осуществляющий профессиональную деятельность в сфере банкротства.
Законодатель наделил арбитражного управляющего широким кругом полномочий, что и является причиной повышенного внимания к вопросам его ответственности, так как именно механизм ответственности помогает избежать злоупотребления своими правами.