Научная статья на тему 'Международно-правовые стандарты регулирования правового статуса неправительственных организаций и конституционно-правовые проблемы их реализации в Российской Федерации'

Международно-правовые стандарты регулирования правового статуса неправительственных организаций и конституционно-правовые проблемы их реализации в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
751
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
международное право / конституционное право России / международно-правовые стандарты / правовой статус / неправительственные организации / международные обязательства государств / права человека. / international law / international legal standards / legal status / non-governmental organizations / international obligations of states / human rights

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хижняк Вероника Сергеевна

Введение: неправительственные организации (далее — НПО) являются институтами гражданского общества, деятельность которых необходима для реализации демократических принципов, создания условий для полноценного развития личности. Вопрос о правовом статусе этих образований является актуальным для науки как международного, так и для науки конституционного права. При этом международноправовое регулирование этого статуса оказывает влияние и на его конституционноправовое регулирование. Цель: на основе анализа международных документов выявить существующие в настоящее время международные стандарты регулирования правового статуса международных организаций, их содержание и особенности их применения в Российской Федерации. Методологическая основа: диалектический метод научного познания, системный, формально-юридический, сравнительно-правовой методы исследования. Результаты: на основе анализа международно-правовых документов было выявлено содержание международно-правовых стандартов в рассматриваемой сфере, а на основе анализа российского законодательства и правоприменительной практики освещены проблемы реализации международно-правовых стандартов в рассматриваемой сфере и предложены пути их решения. Выводы: в современном международном праве существуют довольно четкие международно-правовые стандарты правового статуса неправительственных организаций. В Российской Федерации существует ряд проблем, связанных с реализацией этих стандартов на ее территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL LEGAL STANDARDS FOR REGULATING THE LEGAL STATUS OF NON-GOVERNMENTAL ORGANIZATIONS AND CONSTITUTIONAL AND LEGAL PROBLEMS OF THEIR IMPLEMENTATION IN THE RUSSIAN

Background: non-governmental organizations (hereinafter — NGOs) are civil society institutions whose activities are necessary for the implementation of democratic principles, creating conditions for the full development of an individual. The question of the legal status of these entities is relevant both for the science of international and for the science of constitutional law. At the same time, the international legal regulation of this status has impacts on its constitutional and legal regulation. Objective: based on the analysis of international documents, to identify the currently existing international standards for regulating the legal status of international organizations, their content and features of their application in the Russian Federation. Methodology: the dialectical method of scientific knowledge, systemic, formal legal, comparative legal research methods. Results: based on the analysis of international legal documents, the content of international legal standards in the area under consideration was revealed, and based on the analysis of Russian legislation and law enforcement practice, the problems of implementing international legal standards in the field under consideration were highlighted and ways to solve them were proposed. Conclusions: in modern international law, there exist clear international legal standards for the legal status of non-governmental organizations. In the Russian Federation, there are a number of problems associated with the implementation of these standards on its territory.

Текст научной работы на тему «Международно-правовые стандарты регулирования правового статуса неправительственных организаций и конституционно-правовые проблемы их реализации в Российской Федерации»

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

DOI 10/24411/2227-7315-2020-1007

УДК 342.7

В.С. Хижняк

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ СТАНДАРТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО СТАТУСА НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Введение: неправительственные организации (далее — НПО) являются институтами гражданского общества, деятельность которых необходима для реализации демократических принципов, создания условий для полноценного развития личности. Вопрос о правовом статусе этих образований является актуальным для науки как международного, так и для науки конституционного права. При этом международно-правовое регулирование этого статуса оказывает влияние и на его конституционно-правовое регулирование. Цель: на основе анализа международных документов выявить существующие в настоящее время международные стандарты регулирования правового статуса международных организаций, их содержание и особенности их применения в Российской Федерации. Методологическая основа: диалектический метод научного познания, системный, формально-юридический, сравнительно-правовой методы исследования. Результаты: на основе анализа международно-правовых документов было выявлено содержание международно-правовых стандартов в рассматриваемой сфере, а на основе анализа российского законодательства и правоприменительной практики освещены проблемы реализации международно-правовых стандартов в рассматриваемой сфере и предложены пути их решения. Выводы: в современном международном праве существуют довольно четкие международно-правовые стандарты правового статуса неправительственных организаций. В Российской Федерации существует ряд проблем, связанных с реализацией этих стандартов на ее территории.

Ключевые слова: международное право, конституционное право России, международно-правовые стандарты, правовой статус, неправительственные организации, международные обязательства государств, права человека.

© Хижняк Вероника Сергеевна, 2020

Доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected] © Khizhnyak Veronika Sergeevna, 2020 58 Doctor of law, Professor, Constitutional law department (Saratov State Law Academy)

V.S. Khizhnyak

INTERNATIONAL LEGAL STANDARDS FOR REGULATING THE LEGAL STATUS OF NON-GOVERNMENTAL ORGANIZATIONS AND CONSTITUTIONAL AND LEGAL PROBLEMS OF THEIR IMPLEMENTATION IN THE RUSSIAN

Background: non-governmental organizations (hereinafter — NGOs) are civil society institutions whose activities are necessary for the implementation of democratic principles, creating conditions for the full development of an individual. The question of the legal status of these entities is relevant both for the science of international and for the science of constitutional law. At the same time, the international legal regulation of this status has impacts on its constitutional and legal regulation. Objective: based on the analysis of international documents, to identify the currently existing international standards for regulating the legal status of international organizations, their content and features of their application in the Russian Federation. Methodology: the dialectical method of scientific knowledge, systemic, formal legal, comparative legal research methods. Results: based on the analysis of international legal documents, the content of international legal standards in the area under consideration was revealed, and based on the analysis of Russian legislation and law enforcement practice, the problems of implementing international legal standards in the field under consideration were highlighted and ways to solve them were proposed. Conclusions: in modern international law, there exist clear international legal standards for the legal status of non-governmental organizations. In the Russian Federation, there are a number of problems associated with the implementation of these standards on its territory.

Key-words: international law, international legal standards, legal status, non-governmental organizations, international obligations of states, human rights.

Неправительственные организации (далее — НПО) — неотъемлемый институт о

гражданского общества, т.к. они являются выразителями общественного мне- |

ния, мнения различных категорий населения страны. В настоящее время они О

существуют во многих государствах, в т.ч. и в Российской Федерации. При этом в |

российском законодательстве нет термина «неправительственная организация», в

но в нем есть такие понятия, как «общественное объединение» и «некоммерческая о

организация». В то же время следует согласиться с В.В. Овсепяном в отношении Ю

р

того, что в международных документах под НПО понимают частные организа- |

ции, которые осуществляют свою деятельность, направленную на поддержку К

интересов бедных, защиту окружающей среды, предоставление элементарных а

социальных услуг и т.д. Поэтому некоммерческие организации и общественные |

объединения, правовой статус которых определен в российском законодатель- ||

стве, по сути относятся к неправительственным организациям [1, с. 86]. №

Совершенствование конституционно-правового регулирования деятельно- 1 сти НПО в Российской Федерации необходимо для целей развития демократии

и гражданского общества. При этом необходимо учитывать международно- й

о

правовые стандарты в этой области, которые являются обязательными для России в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ.

Международно-правовые стандарты обычно определяются как минимальная совокупность прав и обязанностей, предусмотренных международными документами. Государства-участники таких документов должны воплощать

эти стандарты в своем законодательстве в силу одного из основных принципов 59

международного права — принципа добросовестного соблюдения международных обязательств. При этом они могут расширить перечень прав или правомочий субъектов по сравнению с тем, который предусмотрен в международных соглашениях, но не могут закрепить их меньшее количество [2, с. 164].

В международном праве так же, как и в национальном праве Российской Федерации, закрепляется свобода общественных объединений. Она предусмотрена в ст. 20 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., в качестве права на свободу мирных собраний и ассоциаций. Здесь же содержится запрет на принуждение к вступлению в какую-либо ассоциацию1. Содержится это право и в Международном пакте о гражданских и политических правах, в него включается и право создавать профсоюзы. В то же время согласно ч. 2 т. 22 этого документа государство может ограничить данное право «в интересах государственной или общественной безопасности»2.

В ст. 11 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод это право сформулировано практически так же, как и в Международном пакте о гражданских и политических правах. В данной статье указывается, что Конвенция не препятствует законным ограничениям этого права, осуществляемым полицией, вооруженными силами или административными органами государства3.

В ст. 12 Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека данное право также установлено и также говориться, что ограничения могут быть обусловлены только законом в интересах общественной безопасности, порядка, охраны здоровья и нравственности, защиты прав и свобод других лиц4.

В Конвенции № 87 Международной организации труда «О свободе объединений и защите права объединяться в профсоюзы» предусмотрено право на объединение в профсоюзы. Согласно этой Конвенции, работники и работодатели могут создавать профсоюзы без предварительного разрешения, а государство должно им это право гарантировать (ст. 2 и ст. 11)5.

В Конвенции Международной организации труда № 98 «О применении принципов права на объединение в профсоюзы» запрещается дискриминация, направленная на ущемление свободы профсоюзного движения при приеме на работу (ст. 1). Государства должны осуществлять меры, направленные на поощрение

ч: 1 См.: Всеобщая Декларация прав человека 1948 г. // Права человека: сборник междуна-

8 родных договоров. ООН. Нью-Йорк; Женева, 2002 г. Т. 1 С. 4. С. 330.

>g 2 См.: Международный пакт о гражданских и политических правах. // Права человека.

б Сборник международных договоров. ООН. Нью-Йорк; Женева, 2002 г. Т. 1. С. 23 ° 3 См.: Европейская Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950. // Сборник

§ международных правовых актов, законодательных актов и нормативных правовых актов " Российской Федерации в области регулирования и защиты прав коренных малочисленных

! народов Российской Федерации / сост. М.А. Тодышев, Н.М. Печенина. Новокузнецк: ООО J «СибЛогоТранс», 2009. С. 50. 276 с.

4 См.: Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека. 26 мая 1996 г. Официальный сайт исполнительного комитета СНГ. URL: http://cis.minsk.by/page.php?id=11326 (дата обращения: 18.09.2019).

5 См.: Конвенция № 87 Международной организации труда «О свободе объединений и защите права объединяться в профсоюзы». URL: http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---ed_norm/---normes/documents/normativeinstrument/wcms_c087_ru.htm; Конвенция МОТ 98 о применении принципов права на объединение в профсоюзы. URL: http://www.ilo.org/wcmsp5/ groups/public/---ed_norm/---normes/documents/normativeinstrument/wcms_c098_ru.htm (дата

60 обращения: 18.09.2019).

проведения переговоров между организациями работодателей и организациями работников (ст. 4)6.

В рамках ОБСЕ есть несколько документов, в которых говорится о свободе общественных объединений. Так, в Заключительном Акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г.7 и Мадридском итоговом документе 1983 г. говорится о правах религиозных объединений, профсоюзов и их участников8! В Венском Итоговом документе 1989 г. установлены обязанности государства уважать право своих граждан «самостоятельно или совместно с другими вносить активный вклад в развитие и защиту прав человека и основных свобод», а также уважать права религиозных объединений9! В документе Копенгагенского совещания 1990 г. гарантируется право на ассоциацию10. Все эти документы устанавливают в международном праве стандарт свободы общественных объединений. В то же время, если документ не имеет обязательной юридической силы для государства, оно может ориентироваться на его положения как на принятый в международном праве стандарт.

В международном праве на универсальном уровне урегулирован статус международных НПО, но документы, касающиеся правового статуса как национальных, так и международных общественных объединений, существуют только на региональном уровне; в то же время из анализа международных документов следует, что НПО являются некоммерческими организациями.

Наиболее полно правовой статус неправительственных организаций раскрыт в таких региональных документах, как «Основополагающие принципы статуса неправительственных организаций в Европе»11 и «Основные руководящие принципы свободы объединения в отношении неправительственных организаций» Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ12.

Анализируя эти документы, можно прийти к выводу, что, во-первых, в международном праве существует стандарт права человека на объединение, в который входит:

1) добровольность создания объединений, участия в них и прекращения членства;

2) запрет принуждения к участию в каких-либо объединениях;

6 См.: Конвенция Международной организации труда № 98 «О применении принципов права ч на объединение в профсоюзы». URL: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---ed_norm/- К --normes/documents/normativeinstrument/wcms_c098_ru.htm (дата обращения: 18.09.2019). й

7 См.: Заключительный Акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. | Официальный сайт ОБСЕ. URL: https://www.osce.org/ru/mc/39505?download=true (дата об- е ращения: 18.09.2019). И

8 См.: Мадридский итоговый документ (1983). URL: https://www.legislationline.org/ru/docu- • ments/id/14543 (дата обращения: 18.09.2019). 1

9 См.: Итоговый документ Венской встречи 1986 года представителей государств-участников 1 Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшийся на основе положений ) Заключительного Акта, относящихся к дальнейшим шагам после Совещания. URL: http:// 2 www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=INT&n=16045#041300273019479 (дата 3 обращения: 18.09.2019).

10 См.: Документ Копенгагенского Совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ. Копенгаген, 29 июня 1990 года. URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1016861 (дата обращения: 18.09.2019).

11 См.: Основополагающие принципы статуса неправительственных организаций в Европе. URL: https://www.osce.org/ru/odihr/37859?download=true (дата обращения: 18.09.2019).

12 См.: Основные руководящие принципы свободы объединения в отношении неправительственных организаций. URL: https://www.lawtrend.org/wp-content/uploads/2014/03/Osnovnye-rukovodyashhie-printsipy-OBSE1.pdf (дата обращения: 18.09.2019). 61

3) возможность ограничения этого права в целях безопасности общества и государства и защиты иных прав и свобод человека;

4) возможность установления законодательного ограничения на участие в объединениях для некоторых категорий лиц, если это несовместимо с занимаемой ими должностью13.

Во-вторых, в международном праве существует стандарт правового регулирования правового статуса НПО. В первую очередь этот стандарт оказывает влияние на конституционно-правовое регулирование данного вопроса, поэтому можно говорить о его влиянии именно на конституционно-правовой статус НПО.

Этот стандарт существует на региональном (европейском) уровне, и в него входят нормы, устанавливающие права НПО:

а) право на государственную регистрацию в установленном законом порядке;

б) право на получение решения о регистрации или отказа в ней в письменном виде;

в) право обжаловать решение об отказе в регистрации в суде;

г) право быть зарегистрированными независимыми органами (например судом);

д) право создавать свои филиалы как в своей стране, так и за рубежом;

е) право получать финансирование от государства, юридических и физических лиц, в том числе из-за рубежа;

ж) право самостоятельно определять срок своей деятельности и принимать решение о ликвидации НПО;

з) право участвовать в конструктивном диалоге с государством по вопросам, относящимся к их сфере деятельности;

и) право получать от государства информацию, необходимую для их деятельности;

к) право обжаловать действия государства в их отношении в предусмотренном законом порядке;

л) презумпция законности деятельности НПО до тех пор, пока не будет доказано иное14.

В международном стандарте нашли свое отражение и обязанности неправительственных организаций:

а) предоставлять государству необходимую для регистрации информацию, в форме, не противоречащей законодательству.

б) предоставлять государству достоверную информацию о своей деятельности;

в) обязанность раскрывать свои источники финансирования и предоставлять отчет об использовании полученных средств;

г) соблюдать законодательство государств, на территории которых они действуют, воздерживаться от каких-либо действий, направленных против безопасности этого государства, его населения, общественного порядка, демократических принципов;

д) способствовать установлению диалога между институтами гражданского общества и органами государства15.

13 См.: Основные руководящие принципы свободы объединения в отношении неправительственных организаций. URL: https://www.lawtrend.org/wp-content/uploads/2014/03/Osnovnye-rukovodyashhie-printsipy-OBSE1.pdf (дата обращения: 18.09.2019).

14 См.: Там же.

62 15 См.: Там же.

Кроме того, международное право закрепляет равенство всех неправительственных организаций и юридическую ответственность должностных лиц и сотрудников НПО за ненадлежащее выполнение своих обязанностей.

В международный стандарт правового регулирования правового статуса НПО следует включать также права и обязанности самих государств. К правам государства можно отнести:

а) право требовать от НПО достоверную и полную информацию, необходимую для их регистрации;

б) право требовать соблюдения своего законодательства и общественного порядка;

в) право требовать информацию об источниках финансирования и о расходах денежных средств, предоставленных государством;

г) право применять к неправительственным организациям санкции за нарушение своего законодательства вплоть до их ликвидации;

д) право предоставлять им финансовую помощь или гранты16.

Обязанности государства в этой сфере таковы:

а) регистрировать неправительственные организации, предоставившие необходимые сведения о себе в соответствии с национальным законодательством;

б) сообщать в письменной форме об отказе в регистрации;

в) предоставить возможность защищать свои права в судебном и внесудебном порядке, в том числе обжаловать решение об отказе в регистрации;

г) не препятствовать в получении помощи из-за рубежа, если порядок ее предоставления не противоречит законодательству государства, на территории которого действует неправительственная организация;

д) предусмотреть возможность регистрации данных организаций независимыми органами (например, судебными);

е) не заставлять проходить перерегистрацию;

ж) предусмотреть в законодательстве разные санкции в отношении НПО и применять к ним такую меру, как ликвидация, только в исключительных случаях17.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следует отметить, что по большей части эти стандарты учтены в российском законодательстве за исключением возможности регистрации данных организаций независимыми органами.

Международной гарантией защиты прав НПО является возможность их обращения в международные судебные органы. Основным подобным органом, в который физические лица могут самостоятельно обратиться за защитой своих прав, является Европейский Суд по правам человека при Совете Европы. Следует отметить, что за время своей деятельности этот орган рассмотрел несколько дел, касающихся нарушения ст. 11 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, однако все они касаются скорее права на свободу выражения мнения, обязанности государств защищать права человека, чем самой свободы деятельности НПО.

16 См.: Основные руководящие принципы свободы объединения в отношении неправительственных организаций. URL: https://www.lawtrend.org/wp-content/uploads/2014/03/Osnovnye-rukovodyashhie-printsipy-OBSE1.pdf (дата обращения: 18.09.2019).

17 См.: Основополагающие принципы статуса неправительственных организаций в Европе. URL: http://www.mid.ru/mezdunarodnye-akty-o-pravovom-statuse-npo/-/asset_publisher/ aLRfN6MT9msV/content/id/408002 (дата обращения: 18 сентября 2019 г.); Документ Московского Совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ. URL: http://docs.cntd.ru/ document/901739140 (дата обращения: 18.09.2019). 63

К таким делам относятся: «Пьермон против Франции» (27 апреля 1995 г.), «Лоизиду против Турции» (18 декабря 1996 г.), «Тараненко против России» (15 мая 2014 г.), «Навальный против России» (2 февраля 2017 г.). Во всех этих делах речь идет о задержании граждан во время или после демонстрации, которая была разрешена властями. В деле «Пьермон против Франции» гражданка Германии была выдворена из французской Полинезии и ей запретили въезжать в Новую Каледонию18. Однако ни в одном из этих дел речь не идет о неправомерном запрете деятельности каких-либо общественных объединений или некоммерческих организаций.

Что касается применения международных стандартов в сфере правового регулирования правового статуса НПО, то следует указать на право Конституционного Суда Российской Федерации признавать неконституционными решения международных органов и организаций. В свете рассмотрения проблем конституционно-правового регулирования правового статуса НПО в России и влияния на него международно-правовых стандартов необходимо отметить, что соответствующие решения принимаются международными судебными органами, исходя из норм международного права, регулирующих правовой статус рассматриваемых субъектов, и признание этих решений неконституционными ставит под вопрос конституционность соответствующих международно-правовых норм. Подобное решение может быть истолковано и как отказ России от ее международных обязательств. В то же время решения, принимаемые международными органами и организациями, часто основываются на субъективном понимании этих стандартов судьями соответствующих органов и могут преследовать политические цели. Защита конституционного строя России, с одной стороны, и защита прав граждан на объединение — с другой, а также необходимость соблюдения Россией международных стандартов требуют от судей Конституционного Суда принятия взвешенных решений при признании неконституционными решений международных органов и организаций, затрагивающих вопросы деятельности неправительственных организаций.

Наибольшее значение при рассмотрении проблемы конституционно-правового регулирования правового статуса неправительственных организаций в России имеет постановление Конституционного Суда РФ от 8 апреля 2014 г.19 В этом деле Конституционный Суд РФ признал непротиворечащими Конституции РФ п. 6 ст. 2, абз. 2 п. 7 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и части шестой статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях», т.к. они направлены на «установление прозрачности деятельности некоммерческих организаций, получающих денежные средства от иностранных источников и участвующих в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации», «не препятствуют некоммерческим организациям свободно изыскивать и получать денежные средства как от иностранных, так и от российских источников», «исходят из презумпции законности и

18 См.: Решения ЕСПЧ. URL: https://roseurosud.org (дата обращения: 18.09.2019).

19 См.: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 8 апреля 2014 г. по делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 2 и пункта 7 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», части шестой статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» и части 1 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, фонда «Костромской центр поддержки общественных инициатив»,

64 граждан Л.Г. Кузьминой, С.М. Смиренского и В. П. Юкечева // Российская газета. 2014 г. 18 апр.

добросовестности деятельности некоммерческих организаций и не лишают их права на судебную защиту от необоснованных требований органов юстиции или п рокуратуры »20.

Следует отметить, что в этом постановлении Конституционный Суд Российской Федерации указал, что если иностранная некоммерческая организация не ставит целью своей деятельности на территории Российской Федерации «воздействие на государственную политику или на формирование общественного мнения, то ее деятельность не должна считаться политической»21! То есть Конституционный Суд указывает на то, что принятие решения о запрете деятельности иностранной НПО не должно приниматься лишь на основании того, что она зарегистрирована в другом государстве, и не должно быть политизированным. Это свидетельствует об осознании судьями данного судебного органа необходимости принятия взвешенных решений по данному вопросу. При этом Конституционный Суд РФ сослался на постановление Европейского Суда по правам человека по делу «Жечев против Болгарии» от 21 июня 2007 г., в котором указывается, что понятие политической деятельности может соответствовать принципам законности, если его содержание достаточно ясно раскрыто в законодательстве. В то же время следует признать справедливым мнение, что в российском законодательстве четкое понятие политической деятельности отсутствует [3, с. 23].

Примечательно, что в обоснование указанного выше решения Конституционный Суд Российской Федерации ссылался не только на решения международного судебного органа, но и на международные стандарты в сфере конституционно-правового регулирования правового статуса неправительственных организаций. Таким образом, в данном постановлении не решается проблема определения | в законодательстве некоторых терминов, неоднозначное толкование которых и может негативно сказаться на конституционно-правовом регулировании право- а вого статуса НПО в России. В тексте указывается на четкость содержания норм о российского законодательства, при этом из него же следует, что в российском О праве есть серьезные проблемы в определении содержания понятий и правовых О

п

категорий, связанных с конституционно-правовым регулированием в данной а

сфере. Следовательно, отсутствие четкого понятийного аппарата и пробелов в в

|

праве в рассматриваемой области представляет собой наиважнейшую проблему О

и для конституционно-правового регулирования правового статуса НПО, и для р

реализации международно-правовых стандартов в данной сфере на территории |

Российской Федерации. К

Одной из основных проблем, касающихся применения международно- а

правовых стандартов регулирования правового статуса НПО, в России является |

отсутствие в российском национальном законодательстве термина «неправи- |

тельственная организация». В международном праве этот термин закрепляется №

в Уставе ООН — документе, имеющем обязательную юридическую силу для 11 Российской Федерации22. Кроме того, рассматриваемое понятие охватывает

уже существующие в отечественном законодательстве термины «общественные 0 объединения и организации» и «неправительственные организации». Учитывая

20 См.: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 8 апреля 2014 г. // Российская газета. 2014 г. 18 апр.

21 См.: Там же.

22 См.: Устав ООН. Официальный сайт Организации Объединенных Наций. URL: https:// www.un.org/ru/charter-united-nations/index.html (дата обращения: 18.09.2019). 65

то, что деятельность подобных субъектов может осуществляться в нескольких странах, следует признать, что введение в российское законодательство термина «неправительственная организация» будет способствовать совершенствованию конституционно-правового механизма регулирования деятельности неправительственных организаций. «Терминологическая унификация поможет более четко структурировать законодательство, регламентирующее деятельность соответствующих организаций и их взаимоотношения с другими субъектами конституционных правоотношений» [4, с. 44].

Кроме того, в понятии, установленном в Федеральном законе РФ «Об общественных объединениях»23, не делается различия между международной и иностранной некоммерческой организацией. Международная НПО объединяет субъектов из различных государств (разной национальности), иностранная НПО — юридическое лицо, зарегистрированное в иностранном государстве, других иностранных субъектов не объединяющие. Установление в российском законодательстве более точных понятий будет способствовать совершенствованию конституционно-правового регулирования правового статуса неправительственных организаций в России, поэтому для реализации международных стандартов правового регулирования в российском законодательстве следует закрепить понятие «неправительственная организация» и разграничить такие понятия, как «международная неправительственная организация» и «иностранная неправительственная организация», дать четкое определение понятия «политическая деятельность».

Еще одной проблемой является разбросанность норм, регулирующих правовой статус подобных организаций, по разным нормативно-правовым актам. В современной юридической литературе отмечается, что искусственность объединения различных форм некоммерческих организаций в едином специальном законе, «фрагментированность и несистемность профильного законодательства субъектов Российской Федерации свидетельствуют о потребности внутренне согласовать систему законодательства об НКО» [5, с. 234]. В силу этого можно предложить, разработать и принять в Российской Федерации единый закон о правовом статусе НПО, но, с учетом указанных различий, между существующими в настоящий момент организациями. Кроме того, следует закрепить возможность регистрации данных организаций независимыми органами (например, судебными), для приведения в российского законодательства в полное соответствие с международными стандартами.

Библиографический список

1. Овсепян В.В. Проблема классификации НПО // Вестник РУДН. Сер. Политология. 2016. № 2. С. 77-86.

2. МовчанА.П. Принципы всеобщего уважения прав человека и основных свобод // Курс международного права: в 7 т. / В.Н. Кудрявцев (гл. ред.). М.: Наука, 1989 г. Т. 2. Основные принципы международного права. 239 с.

3. Михайлов В.К. Критический взгляд на позицию Конституционного Суда по условиям признания некоммерческой организации иностранным агентом // Право и современные государства. 2015. № 1. С. 17-29.

23 См.: Федеральный закон РФ «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ 66 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 21, ст. 1930.

4. Хижняк В.С. Понятие «неправительственная организация» в Конституционном праве Российской Федерации и Республики Казахстан // Юристъ-Правовед. 2019. № 2. С. 38-44.

5. Некоммерческие организации в международном и национальном праве / Нарышкин С.Е., Хабриева Т.Я., Капустин А.Я. и др.; под ред. Хабриевой Т.Я., Чиркина С.В. М.: ИЗиСП при Правительстве РФ: Норма: ИНФРА-М, 2017. 304 с.

References

1. Ovsepyan V.V. The Problem of Classification of NGOs // Bulletin of RUDN University. Political Science Series. 2016. № 2. P. 77-86.

2. Movchan A.P. Principles of Universal Respect for Human Rights and Fundamental Freedoms // Course of international law: in 7 vols. V. 2. Basic principles of international law / V.N. Kudryavtsev (ed.). Moscow: Nauka, 1989. 239 p.

3. Mikhailov V.K. Critical View on the Position of the Constitutional Court on the Conditions of Recognition of a Non-profit Organization as a Foreign Agent // Law and modern States. 2015. № 1. P. 17-29.

4. Khizhnyak V.S. The Concept of "Non-governmental Organization" in the Constitutional Law of the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan. 2019. №. 2. P. 38-44.

5. Non-profit Organizations in International and National Law / Naryshkin S.E., Khab-rieva T.Ya., Kapustin A.Ya., etc.; ed. by Khabrieva T.Ya., Chirkina S.V. M.: IZiSP under the government of the Russian Federation: Norm: INFRA-M, 2017. 304 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.