Научная статья на тему 'Международно-правовые основы противодействия коррупции'

Международно-правовые основы противодействия коррупции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
468
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международно-правовые основы противодействия коррупции»

ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

Шевелевич А.А., соискатель МГЮА

Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Согласно российскому законодательству, под коррупцией понимается не предусмотренное законом принятие имущественных и неимущественных благ и преимуществ лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, или лицами, приравненными к ним, с использованием своего статуса и связанных с ним возможностей (продажность), а также подкуп указанных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами этих благ и преимуществ.

Государственная Дума Российской Федерации за последние годы рассмотрела ряд законопроектов, посвященных противодействию коррупции. В их числе - Федеральный закон “О борьбе с коррупцией”, который не был подписан Президентом РФ, а также проект федерального закона “Основы антикоррупционной политики”. В настоящее время работа ведется над законопроектом “О поправках к статье 101 Конституции Российской Федерации” (о парламентском контроле)”.

В последние годы противодействие коррупции получило весьма активное продолжение, в рамках законотворческой деятельности Российской Федерации. Так, в течение 2006 года федеральными законами от 08 марта 2006 года № 40-ФЗ, от 25 июля 2006 года №125-ФЗ Россией была ратифицирована Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года, а также Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию.

В этой связи особый интерес представляет дальнейшее исследование международно-

правовых основ феномена коррупции.

Сотрудники Международного валютного фонда предлагают рассматривать коррупцию в широком аспекте — не только ее экономические, но и социальные последствия. Они определяют коррупцию как использование государственными чиновниками своего положения для извлечения личной выгоды в ходе разработки и осуществления государственной политики. Коррупция ведет к обогащению чиновников и частных лиц-взяткодателей, которые получают незаслуженно большую часть государственных благ или значительно меньше

участвуют в общественно необходимых расходах. Коррупция искажает роль государства в распределении ресурсов. Она фактически увеличивает государственные инвестиции в непроизводительные проекты и замораживает финансовые потоки для реальных операций; ведет к снижению производительности общественного капитала; уменьшает государственные поступления в форме налогов, что, в свою очередь, ограничивает способность государства предоставлять товары и услуги, крайне необходимые для населения.

Одновременно возникает ситуация, когда выгоды от коррупции сосредоточиваются в руках лиц, имеющих лучшие связи в обществе и принадлежащих к группам с высокими доходами. Таким образом, коррупция затрагивает не только макроэкономические переменные типа инвестиций и экономического роста, но также и распределение доходов, увеличивая бедность, так как создаются условия для роста инвестиций в капиталоемкие проекты и сокращения в трудоемкие производства1.

Суммарный объем взяток, выплачиваемых в мире за год, достигает 80 млрд. долл., такой вывод содержится в опубликованном в декабре 1997 г. в Лондоне исследовании, проведенном независимыми экспертами. Согласно исследованию, в последние годы размеры взяток значительно возросли. Абсолютное большинство среди мировых взяткодателей составляют западные компании, продвигающие свои проекты в развивающихся странах. Если раньше чиновники в основном брали 10% стоимости от сделки, то сейчас они чаще всего настаивают на 30%2. Очевидно, что международная коррупция с учетом суммарного объема взяток, выплачиваемых ежегодно, наносит не только моральный, но и ощутимый экономический ущерб мировому экономическому сообществу.

Список наиболее коррумпированных стран, согласно Аналитическому отчету «Индекс восприятия коррупции - 2006», изданному по результатам исследований в 2006 году международным Центром антикоррупционных инициатив и исследований «Транспаренси Интернешнл»,3 возглавляют Нигерия (142-ый рейтинг), Боливия (105-ый рейтинг), Индонезия (130-ый рейтинг), Российская Федерация (121-ый рейтинг), Венесуэла (138-ый рейтинг), Замбия (111-ый рейтинг). Сразу же за ними

1 Гупта С, Давуди Х., Алонсо-Термер Р. О влиянии коррупции

на неравенство доходов и бедность. GUPTA S., Davoodih., Alonso-Termer. Does corruption affect income inequality and poverty? - Wash.: IMF, 1998.- 41 p Батушенко А. Годовой баланс мировой коррупции // Эксперт. - М, 1997. - 15 дек. - № 48. - С. 88

3

http://www.transparency.org.ru/doc/CPI_2006_rus_01000_194.pd

f

идут некоторые страны СНГ и Бангладеш (156-ый рейтинг). Особенно высоки взятки при заключении контрактов на поставку вооружения.

И. Мени, профессор политических наук в Институте политических исследований (Париж), определяет коррупцию как параллельную, закрытую систему обмена ценностями, которая заменяет или дополняет собой механизмы рынка или процедуры распределения общественных ресурсов либо прав на их использование. Соответственно коррупция начинает расцветать там, где нормальная ситуация открытости и законности уступает место неформальным договоренностям о предоставлении тому или иному физическому или юридическому лицу льгот, которых он не мог бы добиться в конкурентной борьбе или при строгом соблюдении существующих норм. Именно такая ситуация имеет место в сфере международных коммерческих и финансовых операций4.

Способы и пути получения взяток от иностранных компаний весьма многочисленны: протекционистские меры, которые экспортер стремится обойти, и каждое разрешение, лицензия, изъятие из правила дают возможность представителям власти — политической или административной -что-то положить себе в карман; требования оформлять документы через определенные брокерские фирмы, которые получают завышенные комиссионные; связанные займы, которые обязывают государство-получателя размещать заказы только в стране-кредиторе; вмешательство государственных инстанций в переговоры, предшествующие заключению контрактов, особенно когда речь идет о принадлежности и заказчика, и поставщика к государственному сектору.

Анализируя причины коррупции в международных торговых отношениях, С.Роуз-Аккерман, профессор права и политических наук в Йельской школе права (Нью-Хейвен, США) отмечает, что все государства, авторитарные или демократические, обладают монополией власти, и государственные чиновники могут использовать эту власть для получения личной выгоды. Поэтому любая многонациональная фирма уязвима для коррупционных требований со стороны чиновников страны, в которой она действует, если она получает доход, который превосходит прибыли в любом другом месте. Другими словами, компания может понести существенные потери в доходах, прекратив вести дела в коррумпированной стране. Если страна не обладает какими-то особыми условиями для деятельности иностранной фирмы, то незаконные выплаты могут быть либо невелики, либо вообще не производиться. В самом худшем случае, чиновники принимающей страны могут попросту экспроприиро-

4 Мени И. Коррупция на рубеже веков: эволюция, кризис и сдвиг в ценностных представлениях // Междунар. журнал соц. наук. - Париж; М., 1997. - № 16. - С. 14

вать все специфические для данной страны доходы в обмен на разрешение иностранной компании вести экономическую деятельность. На практике это случается крайне редко5.

Как правило, складываются два типа взаимоотношений между иностранной компанией и государственными чиновниками, когда правительственные чиновники получают стимул вымогать взятки. В первом случае иностранная компания уже действует на территории страны и становятся возможны следующие варианты:

1) иностранная компания в процессе своей деятельности нарушает местные законы и идет на подкуп, чтобы нарушения остались незамеченными;

2) компания дает взятку за то, чтобы местные чиновники заметили нарушения у ее конкурентов;

3) компания не нарушает законов, но чиновники вымогают у нее взятки в обмен на обещания не тревожить фирму какими-либо придуманными придирками.

В первых двух случаях фирма платит взятки, заставляя чиновников нарушать законы своей страны. В последнем случае чиновники сами нарушают закон, провоцируя компанию на взятки, обещая то, что фирме положено по закону.

Другой тип ситуации возникает тогда, когда фирма лишь собирается начать свою деятельность за рубежом. Торговые операции могут потребовать соответствующих инспекций и лицензии, новое строительство — утверждения проектов региональными властями. Фирма может оказаться одной из многих предлагающих проекты строительства общественных зданий или поставки материально -технического оборудования. Бывает, что несколько иностранных компаний соревнуются за право участвовать в приватизации государственных промышленных предприятий.

Взятки в подобной ситуации могут служить цели убедить местных чиновников принять решение в пользу соответствующей фирмы. Взятки могут не только помогать получать определенные льготы иностранным компаниям, но и влиять на инвестиционный климат в стране в целом. Например, чиновники могут затянуть утверждение проекта или договора с целью получить более крупные взятки. Они могут приватизировать государственные предприятия своей монопольной властью для того, чтобы увеличить их ценность.

Если иностранная фирма, действуя в какой-либо стране, получает доход, превышающий доход, который фирма могла бы получать в любой другой стране, то специфическая разница между доходом в конкретной стране и обычным доходом, можно назвать рентой.

5 Роуз-Аккерман С. Демократия и "великая коррупция" // Междунар. журнал соц. наук. - Париж; М., 1997. — № 16. - С. 79.

Специфика ренты зависит от правительственной политики и от базовых характеристик страны: наличия природных ресурсов, расположения страны относительно мировых рынков, свойств ее рабочей силы, уровня развития транспортной системы. Страны, лежащие ближе к мировым рынкам, испытывают больший инвестиционный спрос, чем те которые от них удалены.

Если специфическая местная рента невысока, иностранная компания стремится включать стоимость выплачиваемых властям взяток в цену производимых товаров или услуг с тем, чтобы сохранить размеры прибыли. Таким образом, коррупция чиновников ложится на плечи граждан принимающей страны и ведет к снижению их жизненного уровня. Другой еще более негативный результат взяточничества может проявиться в том, что в коррумпированной стране реализуются не самые эффективные инвестиционные проекты, а проекты компаний, согласившихся заплатить наибольшую взятку.

Солидные и уважаемые компании, как правило, не участвуют в сомнительных конкурсах и выходит, что в коррумпированную страну оказываются допущенными неэффективные инвесторы и в ней складывается неэффективная экономика.

Иностранные компании, желающие принять участие в приватизации государственных компаний, попадают в те же ситуации, что и компании, желающие открыть собственное дело в стране. Государство при продаже иностранным фирмам принадлежащих ему компаний, стремится увеличить их стоимость зачастую в ущерб эффективности их дальнейшего функционирования. Так, в Аргентине государственная телефонная компания при приватизации была поделена пополам и каждая половина получила статус региональной монополии. При продаже государственных компаний иностранному покупателю за взятку может быть предложено особое право на что-то, связанное с их эксплуатацией. Например, при продаже авиационной компании покупатель может получить эксклюзивное право эксплуатировать некоторые особенно выгодные маршруты. Взятки могут подорвать процесс принятия заявок на участие в торгах по государственным предприятиям, что может привести к продаже этих предприятий некомпетентным и коррумпированным инвесторам.

Чем сильнее государственная власть, тем выше может быть коррупция. Если государство достаточно сильное, то чиновники могут требовать взятки за то, что они "не заметят" нарушений закона. Когда государство слабо, чиновники не могут достаточно убедительно запугивать фирмы применением закона. Тогда взятки чиновникам будут заменены взяткам организованной преступности, например, за "охрану". В этом случае уровень коррупции невысок, поскольку государство не может

ни действенно угрожать, ни обеспечивать достаточную защиту иностранным предпринимателям.

Если в стране специфические источники сырья расположены неудобно, либо рынок достаточно насыщен производимыми компанией товарами, то дополнительная прибыль или рента иностранного производителя невелика и он, не боясь ее потерять, может успешно противостоять вымогательству взятки со стороны местных чиновников, угрожая перенести производственные мощности в другое место.

В ином положении находятся иностранные компании с большой специфической рентой в какой-либо стране. К таким относятся фирмы, добывающие минеральное сырье, в особенности нефть, и производящие топливо и его составляющие. Компании с течением времени могут переходить из одной категории в другую. Однако ко второй категории относятся чаще всего достаточно мощные компании, основной капитал которых размещен где-то еще. Очевидно, что такие компании не спешат осуществлять инвестирование в страны с плохой, в смысле коррупции, репутацией без соответствующих предварительных переговоров. Однако и после оговаривания всех условий своей деятельности в стране с представителями ее правительства иностранная компания не может иметь твердых гарантий, что в дальнейшем она будет ограждена от вымогательства.

Коррупция, делает вывод С.Роуз-Аккерман, при прочих равных условиях выше в странах, где преобладают ресурсоемкие отрасли. Альтернативой коррупции в этих случаях является налогообложение на прибыль фирм, на добавленную стоимость или с оборота капитала.

С точки зрения иностранной компании, не-сложившаяся налоговая система сходна с постоянной угрозой вымогательства взяток, поскольку компания не гарантирована от повышения налогов в будущем6.

Все же некоторые фирмы со специфической местной рентой могут противостоять взяткам. Это такие фирмы, которые обладают монополией на товары или услуги, необходимые принимающей стране. Примером может служить какая-либо специализированная строительная фирма, являющаяся единственно надежной в деле, скажем, проектирования мостов особого типа. Кроме того какая-либо компания может производить потребительский товар, который (подобно Макдональдсу или Кока-Коле) пользуется у граждан страны такой популярностью или является символом столь успешного развития, что местные чиновники не смеют требовать взяток и восстанавливать эти фирмы против страны.

6 Роуз-Аккерман С. Демократия и "великая коррупция" // Междунар. журнал соц. наук. - Париж; М., 1997. — № 16. - С. 82.

(Продолжение в журнале «Бизнес в законе» №4 2007г.)

Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.