Научная статья на тему 'Международно-правовые основы противодействия коррупции'

Международно-правовые основы противодействия коррупции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1337
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международно-правовые основы противодействия коррупции»

2.14. МЕЖДУНАРОДНОПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

Шевелевич А. А., аспирант кафедры административного права

МГЮА

(продолжение)

Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Коррупция на международной арене, в отличие от внутригосударственной, развивается если не совсем в правовом вакууме, то в условиях очень близких к нему. Международного законодательства по борьбе с коррупцией фактически нет. Соответствующие расследования международных скандалов подлежат национальной юрисдикции.

Методики анализа коррупции, связанной с деятельностью западных компаний за рубежом впервые появились в США. Базой этих методик стали некоторые юридические приемы борьбы с международной коррупцией, начало разработки которых положил Акт о международных операциях коррупционного характера (Foreign Corruption Practices Act - FCPA), принятый американским конгрессом в 1977 г. под влиянием Уотергейтского скандала и разоблачения фактов использования американскими компаниями подкупов для получения контрактов в зарубежных странах.

Более пятисот компаний были уличены в том, что производили крупные выплаты высокопоставленным иностранным политикам и чиновникам, чтобы те оказывали им предпочтение по сравнению с конкурентами при проведении тендеров. Особенно печальную известность приобрела в этом смысле компания "Лок-хид", которая была уличена в выдаче огромных сумм взяток японским и латиноамериканским чиновникам1. Принятый США закон (FCPA) предусматривает наказание до 5 лет тюрьмы или взыскание больших сумм штрафов. За время действия этого закона наибольший штраф (22 млн.долл.) был наложен в 1995 г. на уже упомянутую компанию "Локхид"2.

Существовавшее в большинстве стран законодательство позволяло возбуждать дела по поводу подобных случаев, когда они совершались на территории, подпадающей под ее национальную юрисдикцию. Однако легальных оснований для судебного преследования компаний или отдельных лиц, занимающихся взяточничеством за пределами национальных границ, не предусматривалось ни одним кодексом, ни одной державы. Американский закон явился,

1 Хайденхаймер А. Дж. Топография коррупции: исследования в сравнительной перспективе // Междунар. журнал соц. наук. - Париж; М., 1997.-№16. -С. 50

2 Lesniak I. Europe - Etats-Unis: Le choc des pots-de-vin // Ex-

pansion. - P., 1997. - № 553. - P. 44.

таким образом, первым шагом и прецедентом в создании модели государственного контроля над деятельностью транснациональных корпораций как раз в то время, когда процесс глобализации торгового обмена стал развиваться с нарастающей скоростью.

Однако в 80-е годы американское правительство применяло этот закон в весьма ограниченных масштабах. Было заведено немалое количество дел, но до стадии судебного разбирательства было доведено не более дюжины. Действовал аргумент, что излишне активные расследования деятельности американских компаний поставят их на зарубежных рынках в невыгодное положение по сравнению с европейскими и японскими компаниями. В некоторых европейских странах закон позволяет национальным компаниям-экспортерам вычитать из подлежащих налогообложению доходов суммы, уплаченные иностранным чиновникам, чтобы получить возможность подписать или продлить торговый контракт. В Германии подобный вычет разрешен законом открыто, во Франции законодательство в этом отношении более расплывчато: там разрешается включать выплаты иностранным чиновникам в общие экспортные издержки. Таким образом, в этих странах по существу стимулировалась коррупция.

Параллельно с усилением активности на правительственном уровне начали развиваться и полуобщест-венные организации типа «Международная транспарентность» (Transparency International - TI). Эта организация была создана в 1993 г. бывшим чиновником Всемирного банка, немцем по национальности, Петером Ойгеном. Организация получила поддержку со стороны ряда фирм, частных лиц и правительственных агентств в различных странах и начала широкую программу предания гласности фактов и проблем, касающихся коррупции в различных частях света, особое внимание уделяя ситуации в развивающихся странах.

Некоторый прогресс был достигнут в рамках ОЭСР, совет которой принял в мае 1994 г. «Рекомендации по поводу практики подкупов в международном бизнесе». Это было фактически первое межправительственное соглашение, имеющее целью борьбу против подкупа должностных лиц другой страны. Государствам-членам рекомендовалось, в частности принять конкретные и действенные меры, предупреждающие и запрещающие подкуп зарубежных должностных лиц путем внесения соответствующих изменений в уголовное, коммерческое и налоговое законодательство. Правительствам этих стран было адресовано пожелание, чтобы их соответствующие организации занимались проверкой банковской деятельности и денежных взаиморасчетов компаний заключающих крупные контракты за границей, а также обращали особое внимание на конкретные условия, предоставляемых этими компаниями субсидий при заключении международных контрактов.

США в дальнейшем всячески побуждали страны ОЭСР принимать практические шаги по исполнению

Шевелевич А.А.

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

этих рекомендаций, выражая недовольство медлительностью европейских стран в принятии конкретных решении и предлагая им результаты своих экспертиз по фактам взяточничества компаний соответствующих стран за рубежом.

А.Дж.Хайденхаймер, суммируя результаты ранних инициатив ОЭСР и Транспаренси Интернешнл, отметил, что:

1) несколько наименее коррумпированных по данным этих организаций стран предприняли инициативы на правительственном уровне во исполнение рекомендаций ОЭСР. Так, правительство Великобритании пришло к выводу, что действующее издавна законодательство, направленное против коррупции внутри страны, может в равной степени быть применено для возбуждения судебных исков по поводу подобных действий, совершаемых за рубежом. В Великобритании также действует одно из самых активных национальных отделений организации Транспаренси Интернешнл.

2) Среди крупных довольно значительно коррумпированных стран отношение к указанных инициативам очень различно. Германия, как уже отмечалось выше, предоставила свою территорию для штаб-квартиры ТИ и продемонстрировала значительную, хотя и малоэффективную активность на государственном уровне. Правительство Франции практически не рассматривало эти инициативы. Секция Транспа-ренси Интернешнл там была образована в 1995 г., то есть позднее, чем в Германии. В Японии вообще не наблюдалось каких либо действий на правительственном уровне по данному поводу. Секция ТИ на территории Японии пока не образована. То же самое можно сказать и о Российской Федерации и Италии3.

В апреле 1996 г. ОЭСР в развитие прежних рекомендаций приняла новые, обратившись к странам-членам с формальной просьбой изменить правила налогообложения, налоговыми скидками, стимулирующие подкуп зарубежных чиновников. Сопротивление принятию таких рекомендаций со стороны Франции и Германии было в какой-то мере нейтрализовано обещанием со стороны ОЭСР строго следить за их выполнением членами организации и активно воздействовать на правительства государств, не входящих в ОЭСР, в плане присоединения к этим инициативам.

После многолетних проволочек и ожесточенных споров, ведущие индустриальные державы договорились подписать конвенцию, условия которой запрещают предпринимателям подкупать должностных лиц за границей. Из документа следует, что компании, которые дают взятки иностранным чиновникам, ответственным за заключение контракта, могут быть подвергнуты в своей стране уголовному преследованию.

3 Хайденхаймер А. Дж. Топография коррупции: исследования в сравнительной перспективе // Междунар. журнал соц. наук. - Париж; М., 1997.-№16. -С. 42.

Текст соглашения между странами ОЭСР был предложен США. 29 мая 1997 г. В результате острых дебатов страны-члены ОЭСР подписали Конвенцию, направленную на ограничение практики подкупа иностранных чиновников. В отличие от рекомендаций по аналогичной проблеме, предлагавшихся в 1994 г. и 1996 г., новая конвенция является более жесткой. По условиям конвенции, до апреля 1998 г. на рассмотрение парламентов стран-членов ОЭСР должны были быть представлены тексты новых законов, которые, в свою очередь, должны быть приняты до конца 1998 г. До начала 1999 г. в каждой из указанных стран должны быть назначены «национальные контролеры счетов предприятий», призванные обнаружить факты коррупции. Одновременно ОЭСР рекомендует своим членам создать механизмы, побуждающие банки подчиняться контролю и самим осуществлять контроль, ограничивать допуск к государственным заказам предприятий, уличенных в даче взяток иностранным чиновникам. По существу к 1999 г. все страны-члены ОЭСР должны были иметь закон, являющийся точной копией американского закона о борьбе с коррупцией (Foreign Corrupt Practices Act), оставшимся во многих государствах, в частности, и в Российской Федерации, только законопроектом.

Большинство политических деятелей и представителей деловых кругов положительно оценили достигнутые договоренности. Некоторым ученым эффективность таких мер представляется сомнительной. Очень трудно доказать факт нарушения закона. Кроме того, можно очень просто обойти закон, создав в стране, куда осуществляется экспорт, подставную компанию или оплатить услуги «брокера»4.

Многие обозреватели выражают опасение, что рекомендации ОЭСР в среднесрочном плане могут оказать негативное влияние на международную торговую практику, поскольку европейские фирмы, вынужденные подчиняться новому закону, со временем начнут заимствовать у американцев скрытые методы подкупа иностранных чиновников. Однако в этой области американские компании будут пользоваться преимуществами, поскольку обладают большим опытом выплаты скрытых взяток5.

Важным фактором борьбы со злоупотреблениями государственной властью могут стать общественные объединения при условии, что они смогут располагать информацией о реальном положении дел. Правительства также должны проявлять большую открытость: публиковать сведения о бюджете, данные о собранных доходах, о правилах и установлениях, а также о доходах законодателей.

Перейти на Главное МЕНЮ

4 Мени И. Коррупция на рубеже веков: эволюция, кризис и сдвиг в ценностных представлениях // Междунар. журнал соц. наук. -Париж; М., 1997. - № 16. - С. 12.

5 Lesniak I. Europe - Etats-Unis: Le choc des pots-de-vin // Expansion. - P., 1997. - № 553. - P. 45

Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.