Научная статья на тему '99. 01. 054. Лесняк И. Европа США: шок взяток. Leaniak I. Europe Etats-Unis: le choc des pots-de-vin // expansion. P. , 1997. № 553. P. 44-45'

99. 01. 054. Лесняк И. Европа США: шок взяток. Leaniak I. Europe Etats-Unis: le choc des pots-de-vin // expansion. P. , 1997. № 553. P. 44-45 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
57
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «99. 01. 054. Лесняк И. Европа США: шок взяток. Leaniak I. Europe Etats-Unis: le choc des pots-de-vin // expansion. P. , 1997. № 553. P. 44-45»

РОССИИОКАЯ АНГАЛЕМИЯ ПАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

СЕРИЯ 2

ЭКОНОМИКА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ

1999-1

издается с 1972 г. выходит 4 раза в год индекс серии 2.2

МОСКВА 1999

торговли финансовыми услугами тесно связана с денежно-кредитной и валютной политикой. Отражение этой связи в торговых договорах является очень сложной задачей, поскольку при этом необходимо сочетать гарантию автономии денежно-кредитной и валютной политики с обеспечением безопасности торговой политики.

В заключение автор отмечает, что главной проблемой процесса либерализации 70-80-х годов было обеспечение с помощью сотрудничества в различных международных организациях укрепления позиции государства перед "лицом игры рыночных сил". Сегодня, подчеркивает автор, либерализация торговли финансовыми услугами происходит в особых, почти уникальных, условиях. В торговле финансовыми услугами политика принятия односторонних мер привела к таким значительным результатам, что процесс либерализации в этом секторе в обозримом будущем не может быть значительно ускорен. Задачей ВТО является объединение успехов либерализации, достигнутых странами в одностороннем порядке.

H.H. Иванова

99.01.054. ЛЕСНЯКИ. ЕВРОПА-США: ШОК ВЗЯТОК. LEANIAK I. Europe - Etats-Unis: Le choc des pots-de-vin // Expansion. - P., 1997. - № 553. - P. 44-45.

В статье французского обозревателя рассматриваются попытки американских властей использовать проблему взяток, даваемых чиновникам при заключении крупных международных контрактов, в качестве средства конкурентной борьбы.

В последнее время США оказывают на европейские страны в рамках ОЭСР и НАТО все большее давление, чтобы заставить их отказаться от практики выплаты иностранным чиновникам так называемых комиссионных при заключении торговых контрактов. "Подобное изменение правил игры, - подчеркивает автор, - вызвало настоящее землетрясение под ногами промышленников стран континентальной. Европы, особенно Германии и Франции" (с.44). Дело в том, что в этих двух странах закон позволяет экспортерам вычитать из подлежащих налогообложению доходов суммы, уплаченные ими иностранным чиновникам, чтобы получить возможность подписать или продлить торговый контракт. Если в Германии подобный вычет разрешен законом открыто, то во Франции законодательство в этом отношении более расплывчато:

165

99.01.054

здесь разрешается включать выплаты иностранным чиновникам в общие экспортные издержки.

Предложенный США текст соглашения между странами ОЭСР по поводу запрещения взяток иностранным чиновникам предусматривает введение определенных уголовных санкций в отношении виновных в коррупции при заключении торговых контрактов. С этой целью судебные следователи должны иметь право проверять счета предприятий. Это, подчеркивает автор, весьма на руку американским деловым кругам, которые с 1977 г. вынуждены подчиняться антикоррупционному закону США и постоянно жалуются на своих европейских конкурентов, использующих незаконную практику выплат комиссионных. Под давлением деловых кругов США администрация Клинтона в последние два года ведет активную лоббистскую деятельность в различных международных организациях (ОЭСР, МВФ и др.) в пользу принятия международного закона о борьбе с коррупцией.

Под давлением США в мае 1997 г. 29 стран - членов ОЭСР подписали рекомендации, направленные на ограничение практики подкупа иностранных чиновников. В отличие от рекомендаций, предлагавшихся в 1994 и 1996 гг., новая является более жесткой, так как предусматривает, что до апреля 1998 г. на рассмотрение парламентов стран - членов ОЭСР должны быть представлены тексты новых законов, которые, в свою очередь, должны быть приняты до конца 1998 г. До начала 1999 г. в каждой из указанных стран должны быть назначены "национальные контролеры счетов предприятий", призванные обнаруживать факты коррупции. Одновременно ОЭСР рекомендует своим членам создать механизмы, побуждающие банки подчиняться контролю и самим осуществлять контроль, ограничивать допуск к государственным заказам предприятий, уличенным в даче взяток иностранным чиновникам. Короче говоря, заключает автор, через полтора года все страны - члены ОЭСР должны будут иметь закон, являющийся точной калькой американского закона о борьбе с коррупцией (с.44).

Американский закон о борьбе с коррупцией был принят в 1977 г. после нашумевшего дела компании "Локхид", которая была уличена в выдаче огромных сумм взяток японским и латиноамериканским чиновникам. В этом нашумевшем скандале были замешаны также нидерландский принц Бернард, видные

политики Японии, Германии и Италии. Американский закон предусматривает наказание до пяти лет тюрьмы или наложение больших сумм штрафов. За время его действия наибольший штраф (в 22 млн. долл.) был взыскан в 1995 г. с компании "Локхид".

Принятые ОЭСР рекомендации, подчеркивает автор, выглядят морально безупречными. Они направлены на то, чтобы затормозить процесс распространения в международной торговле практики выплаты комиссионных. По данным налоговой службы Франции, при заключении крупных контрактов их доля достигает 10% стоимости сделки, а при продаже вооружений - еще больше (с.45). Если учесть, что в мире ежегодно заключаются крупные контракты на общую сумму в 150 млрд. долл., то размер связанных с ними взяток составляет не менее 15 млрд. долл. Таким образом, международные взятки наносят не только моральный, но и ощутимый экономический ущерб, так как удорожают стоимость проектов.

Вместе с тем за "респектабельным фасадом" рекомендаций ОЭСР, продолжает автор, скрываются весьма сомнительные цели, преследуемые США и направленные на подавление европейских конкурентов. Демарш США можно было бы понять, если бы американские компании действительно не платили взяток своим иностранным партнерам. В таких чувствительных отраслях, как телекоммуникации, энергетика, производство вооружений и авиационной техники, американские фирмы, несмотря на закон, платят взятки иностранным чиновникам. Так, недавно аргентинский филиал американской компании ИБМ уличен в выплате 37 млн. долл. чиновникам из Буэнос Айреса, чтобы заполучить контракт на информатизацию центрального банка Аргентины (с.45). При этом американские фирмы вынуждены при подкупе иностранных чиновников проявлять больше осторожности и воображения, чем их европейские конкуренты. По имеющимся данным, за все время действия американского закона о борьбе с коррупцией было возбуждено всего 17 дел, а реальное наказание понесла только одна компания. С этой точки зрения, отмечает автор, весьма странно звучат слова из Вашингтона о том, что в 1994-1995 гг. американские фирмы потеряли международные контракты на сумму в 45 млрд. долл. из-за того, что они не могли использовать практику выплаты комиссионных.

167

99.01.055

Многие обозреватели выражают опасение, что рекомендации ОЭСР в среднесрочном плане могут оказаться "контрпродуктивными", поскольку европейские фирмы, вынужденные подчиняться новому закону, со временем начнут заимствовать у американцев скрытые методы подкупа иностранных чиновников. Однако в этой области американские компании будут пользоваться преимуществами, поскольку обладают большим опытом выплаты скрытых взяток.

Л.А.Зубченко

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

99.01.055. ТЕББЕ Г. ПОЛИТИКА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В ОТНОШЕНИИ ИНТЕГРАЦИИ ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН.

ТЕВВЕ G. Die Politik der Europaischen Union zur Assoziierung und Integration der mittel - und osteuropaischen Lander // Osterweiterung der Europaischen Union: Sind die mittel- und osteurop. Lander u.die EU reif fur eine Erweiterung? /Mayer O.G., Scharrer H.-E. (Hrsg.).; Mit Beitr. von Csaba L„ Härtel H.-H., Hrbek R. et al. - Baden-Baden, 1997. - S.63-78.

В докладе члена Европейской комиссии (ЕК) на третьей конференции Института мировой экономики в Гамбурге, посвященной различным аспектам расширения ЕС на Восток, рассматривается политика ЕС в области интеграции стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ). По мнению автора, процесс европейского объединения является реализацией не только экономической концепции для Западной Европы, но и политической концепции для всей Европы, и не с 1989 г., а с 1951 г. Уже тогда углубление европейской интеграции мыслилось как средство обеспечения мира и недопущения противостояния между странами-участницами. Эта концепция должна быть нацелена на всю Европу. В то же время для каждой страны вступление в Сообщество является не столько выражением "европейского политического идеализма", сколько результатом трезвой оценки собственных политических и экономических интересов. Успех интеграционного процесса зависит от понимания того, что можно наилучшим образом защитить совместными усилиями на европейском уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.