Научная статья на тему 'Международно-правовые и национальные регуляторы роста конкурентоспособности экономик государств Большой Евразии, роль «Мягкой силы» и «Мягкого права» в интеграционных процессах'

Международно-правовые и национальные регуляторы роста конкурентоспособности экономик государств Большой Евразии, роль «Мягкой силы» и «Мягкого права» в интеграционных процессах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
75
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конкурентоспособность экономик евразийских государств / мягкое право / мягкая сила / экономическое пространство Большой Евразии / интеграция евразийских государств. / competitiveness of the economies of Eurasian states / soft law / soft power / economic space of Greater Eura- sia / integration of Eurasian states.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Петрова Г. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международно-правовые и национальные регуляторы роста конкурентоспособности экономик государств Большой Евразии, роль «Мягкой силы» и «Мягкого права» в интеграционных процессах»

Петрова Г.В}

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕГУЛЯТОРЫ РОСТА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЭКОНОМИК ГОСУДАРСТВ БОЛЬШОЙ ЕВРАЗИИ, РОЛЬ «МЯГКОЙ СИЛЫ» И «МЯГКОГО ПРАВА» В ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ

Ключевые слова: конкурентоспособность экономик евразийских государств, мягкое право, мягкая сила, экономическое пространство Большой Евразии, интеграция евразийских государств.

Keywords: competitiveness of the economies of Eurasian states, soft law, soft power, economic space of Greater Eurasia, integration of Eurasian states.

«Мягкая сила» и «мягкое право» в современном мире выполняют как позитивную функцию координации на уровне ООН и интеграционных сообществ экономического и политического развития государств, так и «опасную» функцию «подмены» собой суверенной воли народов и государств в общественном управлении процессами и индивидами. Поэтому когда мы говорим о международно-правовых и национальных регуляторах роста конкурентоспособности экономик государств Большой Евразии, то должны учитывать с какими трудностями столкнется процесс трансконтинентального евразийского экономического объединения, находящийся под воздействием «мягкого права» и «мягкой силы».

Как позитивный фактор влияния «мягкого права» и «мягкой силы» можно рассматривать повышение роли Планов действий и Резолюций ГА ООН как международно-правовых, экономико-политических, социально-культурных механизмов стимулирования и финансирования развития в защиту интересов развивающихся стран, их рынков как факторов повышения благосостояния их народов. Роль этих инструментов «мягкого права» недостаточна, поскольку не может заменить международные конвенции, принятые суверенным волеизъявлением государств-членов ООН путем консенсуса. Однако, они все же создают предпосылки для настоящей и будущей архитектуры международного правопорядка, формируя созидательные межгосударственные правоотношения в пространстве Большой Евразии. Эти тенденции отражены в Резолюциях ГА ООН об устойчивом экономическом развитии мирового сообщества.

В 2015 году была принята Резолюция ГА ООН «Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», которая сейчас реализуется вместе с Аддис-Абебской Программой действий, принятой на Третьей Международной конференции ЮНКТАД по финансированию развития 2015 г., Сендайской Рамочной программой по снижению риска бедствий на 2015-2030 годы, Парижским Соглашением по климату 2015 г.

Прогрессивные идеи международного сотрудничества, его формы и цели отражены в ряде других Резолюций ГА ООН2. Так в Резолюции ГА ООН от 11 сентября 2017 года (A/71/L.90) 71/327 «Роль Организации Объединенных Наций в глобальном экономическом регулировании» подчеркнуто исключительное значение принципа многосторонности глобальных торговых систем, ориентированных на формирование универсальной, недискриминационной и справедливой многосторонней торговой системы в рамках ВТО. Это отвечает идеям развития торговли и повышения конкурентоспособности экономик государств на пространстве Большой Евразии.

Региональные экономические системы, включая такие евразийские и иные интеграционные союзы, объединения, партнерства, сообщества как СНГ, ЕАЭС, ШОС, АСЕАН, Новый экономический проект Шелкового пути, БРИКС, способствуют целям устойчивого развития, провозглашенным ООН за период 2000-2018 годов. Они касаются занятости населения, технологического прорыва, совершенствования производственных мощностей, цифровой экономики, инноваций, продовольственной и экономической безопасности и других сфер, в которых двусторонние и региональные торговые и инвестиционные соглашения должны способствовать достижению целей многосторонней торгово-экономической системы и дополнять ее.

В процессе формирования экономического пространства Большой Евразии происходит повышение слаженности и согласованности международной валютно-финансовой и торговой систем для подкрепления национальных действий в области обеспечения справедливого экономического роста. Однако экономическое сотрудничество в рамках развития глобального евразийского партнерства должно принимать во внимание позитивные и опасные факторы влияния «мягкого права и мягкой силы» на эти процессы.

1 Петрова Галина Владиславовна - д.ю.н., профессор кафедры финансового и административного права международно-правового факультета МГИМО (Университет) МИД России, заместитель директора Института проблем безопасности СНГ по научной работе. E-mail: [email protected]

2 Например, одни из последних документов ООН: Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 11 сентября 2017 года (A/71/L.90)] 71/327. Роль Организации Объединенных Наций в глобальном экономическом регулировании. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 8 сентября 2017 года (A/71/L.70/Rev.1)] 71/320. Новое партнерство в интересах развития Африки: прогресс в осуществлении и международная поддержка и др.

Необходимо повышение действенности международного и национального права, политической экономии, социальной философии и политики как глобальных регуляторов стимулирующего роста общества и конкурентоспособных экономик евразийских государств. Это является своего рода «противовесом» «опасному» воздействию «мягкой силы» и «мягкого права» в международных политических и экономических отношениях с западными странами, в случаях, когда они через «санкционное давление» явно противодействуют интеграционным процессам формирования Большой Евразии.

В XXI веке «мягкая сила» становится не только средством культурного обмена духовными ценностями народов, но и методом социально-политического воздействия элит и созданных ими общественных движений развитых стран Запада на формирование массовых мировоззренческих позиций граждан развивающихся стран относительно «низкого качества» политической, правовой, экономической, финансовой культуры их собственных государств, что создает у них «низкую оценку» перспектив развития.

За кулисами западных теорий «мягкой силы» (Джозефа Ная, Джорджа Сороса и др.) о «добровольности поведения индивидов», «свободе их выбора страны заработков и проживания», «открытом обществе без наций и государств» скрываются старые «колониальные» приемы переманивания дешевой и молодой рабочей силы из развивающихся стран в развитые (где в ней есть всегда острая потребность) при полном отсутствии гарантий со стороны развитых стран перспектив стабильности и профессионального роста «иностранной молодежи» в зрелом возрасте.

При этом процесс «заторможенного» развития мировой и национальной политической, философской, правовой, социологической наук привел к деформации понимания молодым поколением «общечеловеческих и общекультурных ценностей», которые западное общество потребления свело к «оголтелому соревнованию в добыче денег и иных доходов».

Отсталость развития социальной философии, культурологии, истории, теории права, других общественных и социально-гуманитарных наук в большинстве стран мира привела к опасным тенденциям подмены «мягкой силой» и «мягким правом» таких традиционных регуляторов общественных отношений как национальное право, национальная экономика, самосознание, достоинство, правосознание индивида и его гражданская зрелость, социальная общность и гарантии суверенных прав на достойную жизнь, международный правопорядок и др.

Повышение конкурентоспособности экономик государств Большой Евразии связано с усилением сотрудничества евразийских государств по противодействию вооруженным и иным конфликтам, навязываемым США их союзникам по НАТО, для усиления экономического влияния на рынках в условиях глобальных транснационализирован-ных экономик.

Особенно актуальным для стабильности сотрудничества и конкурентоспособности экономик стран Большой Евразии становится защита своих интересов в условиях «продвижения мягкой силой» западными странами экономических конфликтов в виде финансовых и торговых санкций, целью которых является их стремление к контролю над энергоресурсами и критически важными объектами мировой инфраструктуры.

Учитывая угрозы и опасности конкурентоспособности экономикам государств Большой Евразии, необходимо развитие широкого внутреннего и трансграничного сотрудничества между правительственными органами, коммерческими партнерами по интеграции, операторами объектов системно значимой экономической и технологической инфраструктуры и др.

В большинстве евразийских государств доля внешней торговли в национальном доходе выросла, а финансовая либерализация расширила доступ к международным рынкам капитала, что способствовало росту экономик евразийских стран. Перспективы общего экономического пространства Большой Евразии обеспечат более высокую устойчивость и конкурентоспособность экономик. Известно, что участие евразийских государств в мирохозяйственных связях вызвало рост «неопределенности» из-за повышения открытости рынков, что привело, с одной стороны, к ускорению экономического роста и созданию новых рабочих мест, но, с другой стороны, возникла опасность неустойчивых трансграничных потоков товаров, услуг и рабочей силы мало конкурентоспособные сектора экономики.

Евразийские государства, решая задачу сочетания «глобальной взаимозависимости», «открытости» с сохранением уникальной идентичности каждого народа, государства, региона при сохранении экономического и политического суверенитета государств, должны будут выработать региональные планы действий по устойчивому развитию в условиях формирования Большой Евразии и стратегии долгосрочного планирования и кооперационного сотрудничества евразийских государств, с учетом своих суверенных интересов. Планы ООН относительно «Повестки дня на период до 2030 год» ознаменовали возвращение международного сообщества к признанию важности планирования развития и необходимости повышения потенциала стран в плане понимания и регулирования взаимосвязей между различными компонентами устойчивого развития в более долгосрочной перспективе и с полным учетом роли различных субъектов.

Разработка и внедрение евразийскими государствами стимулирующих международно-правовых способов и механизмов, нацеленных на новую стратегическую линию создания Большой Евразии в условиях многополярного мира и глобальной конкуренции, отражают новый этап осмысления евразийскими государствами конкурентоспособности своих экономик, когда большинство из них приступают к осуществлению масштабных программ экономического и социального преобразования общества ради достижения целей мира и благосостояния народов, их безопасности, стабильности, и устойчивого развития.

Безопасность Большой Евразии является одним из приоритетных направлений сотрудничества государств в повышении конкурентоспособности их экономик. Евразийские государства-участники СНГ, ЕАЭС, ОДКБ, ШОС имеют серьезный потенциал для формирования международно-правового режима межгосударственного военно-технического сотрудничества в рамках евразийских интеграционных объединений.

Международные негативные действия и факторы внешнеторговой политики, в частности, США и их партнеров относительно развивающихся рынков евразийских государств, имеют признаки «транснационального торгово-экономического конфликта». Это не обосновано теоретически с точки зрения отнесения к той или иной «торговой санкции» к области международного права и международных отношений. Либо это национальное торговое право США, либо право ВТО о «запрещении» международных торговых конфликтов, либо что-то другое. Поэтому проблемы выявления ответственности национальных и транснациональных субъектов торгово-экономических конфликтов, применения норм права в таких конфликтах носят, с одной стороны, комплексный характер, с другой стороны ограниченный характер.

В Пункте 24 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации от 31 декабря 2015 года в числе угроз национальной безопасности России называется «возрастающее влияние политических факторов на экономические процессы, а также попытки применения отдельными государствами экономических методов, инструментов финансовой, торговой, инвестиционной и технологической политики для решения своих геополитических задач, что ослабляет устойчивость системы международных экономических отношений»1.

Большая Евразия может стать трансконтинентальным экономическим партнерством нового типа для устранения в едином экономическом пространстве таких типичных мировых проблем как структурные дисбалансы экономик и финансовых систем, рост суверенной задолженности, несбалансированность рынка энергоресурсов, высокий риск повторения масштабных финансово-экономических кризисов и др.

Объединению государств в рамках Большой Евразии способствует то, что ЕАЭС, СНГ, ШОС, АСЕАН в своих стратегиях и программах развития экономик принимают нормы по развитию цифровой экономики и противодействию киберпреступлениям. Особенно важна согласованная политика государств-членов в цифровой сфере, содействующая получению синергетических эффектов в развитии цифровой экономики.

Для поддержки конкурентоспособности, роста и устойчивого развития необходимы новые эффективные и представительные глобальные экономические и финансовые институты, формирующие международную финансовую архитектуру Большой Евразии, обеспечивающую международные потоки капитала для высоколиквидных и устойчивых финансовых операций, усиливая глобальную и евразийскую системы финансового контроля и финансовой безопасности (например, Совет финансовой стабильности Трансконтинентального евразийского партнерства).

Рекомендации, обычаи и стандарты, составляющие международное «мягкое» право, «рекомендательное» международное финансовое право используются евразийскими государствами на национальном и интеграционном уровне. Для Большой Евразии особенно важно принимать международно-правовые нормы в сфере сотрудничества по противодействию мировым финансовым кризисам, обеспечению устойчивого финансирования развития2.

Унифицированные финансовые нормы и стандарты государств Большой Евразии должны включать меры по противодействию мировым финансовым кризисам, обеспечению устойчивого финансирования развития, формированию и распределению евразийских фондов международных валютных резервов в рамках ЕАЭС, ШОС, БРИКС, АСЕАН, меры по противодействию нелегального международного оборота денежных средств, обеспечению условий равноправного доступа государств к мировым валютным резервам, обеспечению мировой валютно-финансовой стабильности, содействию устойчивого развития национальных и международных финансовых рынков.

1 Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». - https://rg.ru/

2

Астанинская декларация глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества, принятая по итогам Саммита ШОС 9 июня 2017 г. в г. Астане (Республика Казахстан). - http://www.kremlin.ru/supplement/5206

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.