Научная статья на тему 'Международно-правовые и исторические аспекты создания ООН'

Международно-правовые и исторические аспекты создания ООН Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1103
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Ключевые слова
международное право / международные организации / ООН / история международного права / дипломатия. / international law / international organizations / UN / history of international law / diplomacy

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Анна Викторовна Кукушкина, Владимир Николаевич Шишкин, Наталья Ильинична Чернышева

Создание ООН как инструмента сохранения и укрепления мира стало результатом победы народов антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне. На конференции в Сан-Франциско был разработан, а затем 26 июня 1945 года подписан текст Устава ООН. Особое значение Устава ООН объясняется рядом обстоятельств: в первую очередь тем, что он является основой международного правопорядка, международного права и справедливости. В своем Послании Президент России отметил, что «серьезный и прямой разговор об основных принципах стабильного миропорядка, о тех острейших проблемах, с которыми сталкивается человечество, безусловно, назрел».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The international law and historical aspects of the United Nations Establishment

The creation of the UN as a tool for preserving and strengthening peace was the result of the victory of the peoples of the anti-Hitler coalition in world war II. At a conference in San Francisco, the text of the UN Charter was developed and then signed on June 26, 1945. The special significance of the UN Charter is explained by a number of circumstances: first of all, it is the basis of international law and order, international law and justice. In his Message, the Russian President noted that “ a serious and direct conversation about the basic principles of a stable world order, about the acute problems that humanity faces, is certainly overdue

Текст научной работы на тему «Международно-правовые и исторические аспекты создания ООН»

УДК 341 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2020-10103

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ ООН

Анна Викторовна КУКУШКИНА, доцент Владимир Николаевич ШИШКИН,

кафедры международного права МГИМО (У) доцент кафедры ИПСЕА

МИД России, кандидат юридических наук,

заместитель председателя Совета движения

за укрепление демократического Мирового

правопорядка и в поддержку ООН

Наталья Ильинична ЧЕРНЫШЕВА, профессор кафедры журналистики МГИМО (У) МИД России, кандидат исторических наук, почетный профессор МГИМО (У) МИД России E-mail: rajmagazine@yandex.ru

Научная специальность: 12.00.10 — международное право; европейское право

Аннотация. Создание ООН как инструмента сохранения и укрепления мира стало результатом победы народов антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне.

На конференции в Сан-Франциско был разработан, а затем 26 июня 1945 года подписан текст Устава ООН.

Особое значение Устава ООН объясняется рядом обстоятельств: в первую очередь тем, что он является основой международного правопорядка, международного права и справедливости.

В своем Послании Президент России отметил, что «серьезный и прямой разговор об основных принципах стабильного миропорядка, о тех острейших проблемах, с которыми сталкивается человечество, безусловно, назрел».

Ключевые слова: международное право, международные организации, ООН, история международного права, дипломатия.

Annotation. The creation of the UN as a tool for preserving and strengthening peace was the result of the victory of the peoples of the anti-Hitler coalition in world war II.

At a conference in San Francisco, the text of the UN Charter was developed and then signed on June 26, 1945.

The special significance of the UN Charter is explained by a number of circumstances: first of all, it is the basis of international law and order, international law and justice.

In his Message, the Russian President noted that " a serious and direct conversation about the basic principles of a stable world order, about the acute problems that humanity faces, is certainly overdue.

Keywords: international law, international organizations, UN, history of international law, diplomacy.

Создание ООН как инструмента сохранения и укрепления мира стало результатом победы народов антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне.

Устав ООН1 был разработан в условиях огромного роста авторитета Советского Союза, использовавшего свое политическое влияние для

того, чтобы направить деятельность ООН на развертывание всестороннего сотрудничества всех государств независимо от их политических и социальных систем, и на волне широчайшего антивоенного демократического движения.

Начало обсуждения и разработки проблемы организации всеобщей безопасности положили

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2020

Атлантическая хартия, подписанная президентом США Ф.Д. Рузвельтом и премьер-министром Великобритании У. Черчиллем 14 августа 1941 г., и Декларация правительства СССР на Межсоюзной конференции в Лондоне 24 сентября 1941 г., в которой была сформулирована чрезвычайно важная задача, а именно: «определить пути и средства для организации международных отношений и послевоенного устройства мира». Здесь весьма наглядно была продемонстрирована убежденность, что «эта задача будет успешно решена и что в результате полной и окончательной победы над гитлеризмом будут заложены основы правильных и отвечающих желаниям и идеалам свободолюбивых народов отношений международного сотрудничества и дружбы»2.

В своем Послании Президент России отметил, что «серьезный и прямой разговор об основных принципах стабильного миропорядка, о тех острейших проблемах, с которыми сталкивается человечество, безусловно, назрел. Надо проявить политическую волю, мудрость, мужество. Время требует осознания нашей общей ответственности и реальных действий»3.

Первым международно-правовым документом, принятым в годы Второй мировой войны, в котором выдвигалась идея создания новой международной организации безопасности, была Декларация правительств СССР и Польской Республики о дружбе и взаимной помощи, подписанная в Москве 4 декабря 1941 г. В ней отмечалось, что обеспечение прочного и справедливого мира «может быть достигнуто только новой организацией международных отношений, основанной на объединении демократических стран в прочный союз. При создании такой организации решающим моментом должно быть уважение к международному праву, поддержанному коллективной вооруженной силой всех Союзных Государств»4.

Первым практическим шагом на пути создания всеобщей организации безопасности стала Декларация четырех государств — СССР, США, Великобритании и Китая — по вопросу о всеобщей безопасности, принятая 30 октября 1943 г. В ней была отмечена «необходимость учреждения в возможно короткий срок всеобщей международной организации для поддержания международного мира и безопасности»5.

В документе были провозглашены такие ныне общепризнанные принципы международного права, как принцип суверенного равенства всех миролюбивых государств, принцип особой ответственности пяти великих держав за сохра-

нение и поддержание мира, необходимость согласования их действий и сотрудничества в борьбе с агрессией не только в период войны, но и в послевоенное время.

В.В. Путин отметил, что «Подать пример должны страны — основательницы Организации Объединенных наций. Именно пять ядерных держав несут особую ответственность за сохранение и устойчивое развитие человечества. Пять наций должны прежде всего начать с мер по устранению предпосылок для глобальной войны, выработать обновленные подходы к обеспечению стабильности на планете, которые бы в полной мере учитывали политические, экономические, военные аспекты»6.

В своем выступлении 23 января 2020 г. на международном форуме памяти жертв Холоко-ста в Иерусалиме Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил, что «разобщенность перед лицом угроз может обернуться страшными последствиями. У нас должно быть мужество не только прямо сказать об этом, но и сделать все, чтобы защитить и отстоять мир. Пример, на мой взгляд, могут и должны подать страны — основательницы Организации Объединенных Наций. Пять держав, которые несут особую ответственность за сохранение цивилизации. Мы обсуждали с некоторыми коллегами, и, насколько я понимаю, в целом увидели положительную реакцию — провести встречу глав-государств постоянных членов Совета Безопасности ООН — России, Китая, США, Франции и Великобритании в любой стране, в любой точке мира, где это будет удобно коллегам. Россия готова к такому серьезному разговору»7.

По предложению советской делегации на Московской конференции была образована комиссия в составе представителей СССР, США и Великобритании для предварительной совместной разработки вопросов, связанных с учреждением Всеобщей международной организации. Решения Московской конференции были подтверждены на Тегеранской конференции в ноябре — декабре 1943 г.

По предложению правительства США в августе — октябре 1944 г. в Думбартон-Оксе была проведена конференция четырех держав, где был согласован текст итогового документа: «Предложения относительно создания Всеобщей международной организации безопасности». Они и стали основой для Устава ООН.

На конференции в Думбартон-Оксе не был решен вопрос о процедуре голосования в Совете Безопасности ООН. Решение было найдено

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2020

только в ходе Ялтинской конференции в феврале 1945 г. на основе предложенного Ф.Д. Рузвельтом принципа единства действий великих держав при решении всех вопросов, рассматриваемых в Совете Безопасности. Этот принцип впоследствии был закреплен в ст. 27 Устава. В Ялте также было решено, что учредительная конференция Объединенных Наций по созданию международной организации откроется в Сан-Франциско 25 апреля 1945 г.

На конференции в Сан-Франциско был разработан, а затем 26 июня 1945 г. подписан текст Устава ООН. Вступил в силу 24 октября 1945 г., и от этой даты официально отсчитывается образование ООН. Устав ООН был подписан 153 делегатами от 51 государства8.

Цели ООН — поддержание международного мира и безопасности и принятие с этой целью коллективных мер для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира, развитие дружественных отношений между государствами и народами; осуществление сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении уважения к правам человека, быть форумом для согласования действий государств в достижении общих целей.

Особое значение Устава ООН объясняется рядом обстоятельств: в первую очередь тем, что он является основой международного правопорядка, международного права и справедливости. Будучи важнейшим многосторонним международным соглашением, он также закрепляет общепризнанные принципы международного пра-ва9 и нормы поведения10 государств на международной арене, регламентирует взаимоотношения государств друг с другом и с ООН. Помимо этого, он закрепляет нормы, регулирующие деятельность ООН и ее органов, и также все увеличивающегося числа международных организаций, входящих в систему ООН.

Устав ООН является учредительным актом, регулирующим деятельность международной организации универсальной безопасности, основная цель которой состоит в том, чтобы, как отмечено в преамбуле, «избавить грядущие поколения от бедствий войны».

Опыт показывает, что предусмотренные Уставом функции и полномочия главных органов ООН, соотношение их компетенции, основные принципы и методы их деятельности вполне удовлетворительно обеспечивают ее нормальное функционирование.

Устав ООН — это не обычное международное соглашение, изменение положений которого может затронуть интересы какого-либо одного государства или группы государств, а уникальный международный договор, ревизия основных норм которого может повлечь за собой самые серьезные отрицательные последствия для всех членов мирового сообщества и нанести непоправимый ущерб вопросам международного мира и безопасности11.

Данный документ является динамичным инструментом поддержания устойчивого мира, главным источником международного права, а также он служит основой совершенствования структуры и деятельности ООН.

Разработчики Устава предусмотрели, что одним из средств обеспечения международной безопасности должна быть система коллективной безопасности, центральным звеном которой является Совет Безопасности.

Одной из характерных черт Устава является то, что он не сводит обеспечение международной безопасности только к военно-политическим факторам, но и обусловливает его комплексом факторов экономического, правового, гуманитарного и других аспектов всеобъемлющей системы международной безопасности, концепции, предложенной в 1986 г. СССР и закрепленной в резолюциях ГА ООН, принятых 5 декабря 1986 г. и 7 декабря 1987 г., «О создании всеобъемлющей системы международного мира и безопасности» и резолюции, принятой 7 декабря 1988 г., «Всеобъемлющий подход к укреплению международного мира и безопасности в соответствии с Уставом ООН».

В 1945 г. отсутствовало понятие «экологическая безопасность», и вопросы охраны окружающей среды не стояли так остро в повестке дня.

В настоящее время вызовами для всего мира являются изменение климата, опустынивание, обезлесивание (исчезновение лесов), загрязнение воздуха, загрязнение космического пространства (космический мусор), катастрофическое загрязнение морской среды и образование плавающих «мусорных» островов в океане, недостаток или отсутствие доступа к питьевой воде, утрата биоразнообразия, уничтожение флоры и фауны и контрабанда исчезающими видами, масса других проблем, касающихся окружающей среды.

В 1968 г. ЮНЕСКО провела конференцию неправительственных экспертов по проблемам биосферы в связи с резким увеличением экологических проблем. Было принято решение со-

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2020

здать отрасль международного права окружающей среды (МПОС), тогда как ранее нормативно-правовые акты принимались только по отдельным видам живых ресурсов.

В 1972 г. в Стокгольме была проведена конференция по окружающей человека среде, где была принята Стокгольмская декларация принципов и было принято решение о создании ЮНЕП, которая координирует эту деятельность на общесистемном уровне в ООН.

Основная задача настоящего времени состоит в том, чтобы в максимально возможной степени повысить действенность и эффективность ООН и ее главных органов.

Хотелось бы внести следующее предложение.

Совет по опеке мог бы заняться насущными вопросами борьбы со стихийными бедствиями, изменением климата и другими, возникшими перед нами в XXI в. экологическими проблемами. При этом необходимо ориентироваться на полное и комплексное осуществление положений Устава ООН, наращивание эффективности созданных на его основе механизмов и процедур с учетом всех существующих современных вызовов и угроз.

1 Устав Организации Объединенных Наций (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945 г.) // Действующее международное право: В 3-х т. Т. 1. / Сост.: Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. Т. 1. М.: Изд-во Моск. независимого ин-та междунар. права, 1996. С. 7—33.

2 Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны. М.: Госполитиздат, 1957. Т. 1. С. 145.

3 Послание Президента РФ Федеральному собранию Российской Федерации 15.01.2020 г. // www.kremlin.ru/ events/president/news/62387

4 Там же. С. 169.

5 Советский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. Т. 1 / Гл. ред.: A.A. Громыко. М.: Политиздат, 1978. С. 347.

6 Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации 15.01.2020 г. // www.kremlin.ru/ events/president/news/62387

7 URL: https://www.1tv.ru/news/2020-01-23/379332-vladimir_putin_vystupil_na_mezhdunarodnom_forume_pamyati_ zhertv_holokosta_v_ierusalime

8 Международное право: Учебник. 2-е изд., перераб. и

доп. / Под ред. Ю.М. Колосова, Э.С. Кривчиковой. М.: Междунар. отн., 2005. С. 263.

См. также: Энциклопедия международных организаций: В 3-х т. Т. 1: Междунар. межправительственные организации. СПб.: ИД СПбГУ, 2003. С. 293.

9 Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, от 24.10.1970 г. // Действующее международное право: В 3-х т.. Т. 1 / Сост.: Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. М.: Изд-во Моск. независимого ин-та междунар. права, 1996. С. 65—72.

10 Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 01.08.1975 г. // Действующее международное право: В 3-х т. Т. 1 / Сост.: Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. М.: Изд-во Моск. независимого ин-та междунар. права, 1996. С. 73—76.

11 Курс международного права: В 7 т. Т. 6. Отрасли международного права / Гл. ред. В.Н. Кудрявцев М.: Наука, 1992. С. 52.

Библиографический список

1. Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны. М.: Госполитиздат, 1957. Т. 1. 691 с.

2. Действующее международное право: В 3-х т. Т. 1. / Сост.: Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. М.: Изд-во Моск. независимого ин-та междунар. права, 1996. 860 с.

3. Курс международного права: В 7 т. Т. 6. Отрасли международного права / Гл. ред. В.Н. Кудрявцев М.: Наука, 1992. 312 с.

4. Международное право: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Ю.М. Колосова, Э.С. Кривчиковой. М: Междунар. отн., 2005. 815 с.

5. Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации 15.01.2020 г. // www.kremlin.ru/events/president/news/62387

6. Советский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. Т. 1 / Гл. ред.: А.А. Громыко. М.: Политиздат, 1978. 422 с.

7. Энциклопедия международных организаций: В 3-х т. Т. 1: Междунар. межправительственные организации. СПб.: ИД СПбГУ, 2003. 523 с.

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.