10.10. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ ПО БОРЬБЕ С НАСИЛИЕМ В ОТНОШЕНИИ ДЕТЕЙ: ОПЫТ ГЕРМАНИИ
Банис Павел Андреевич, магистрант. Место учебы: Российский университет дружбы народов. Подразделение: кафедра международного права. E-mail: bpavel24@gmail. com
Ильяшевич Марианна Викторовна, канд. юрид. наук. Должность: доцент. Место работы: Российский университет дружбы народов. Подразделение: кафедра международного права. E-mail: [email protected] Аннотация
Цель. Статья подготовлена в рамках реализации проекта РГНФ №16-03-00467/16. Настоящее исследование направлено на анализ международно-правовых основ сотрудничества государств в борьбе с насилием в отношении детей на современном этапе развития международного права. В статье изучаются подходы к решению проблемы, выработанные с целью реализации положений основополагающих международно-правовых документов в рассматриваемой области, принятых на универсальном и региональном уровне. Речь идет, в первую очередь, о Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г., а также о Конвенции Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуального насилия 2007 г. Помимо положений конвенций целью анализа выступает деятельность механизмов, созданных для обеспечения реализации государствами своих обязательств. Для оценки деятельности вышеуказанных механизмов и установления степени их влияния на эффективность реализации государствами обязательств используется опыт Германии. В статье исследуется такие аспекты проблемы, как домашнее и сексуальное насилие в отношении детей.
Вопросы, связанные с противодействием насилию в отношении детей, находят отражение в трудах зарубежных ученых1. Среди них, такие, как Ж. ван Бюрен, Х. Каллин, В. Кидд, У. Килкелли, Т. Линдхорст и Дж. Эдлесон, Б. Мейерсфельд, А.Г. Моуер, Т. Хайдер и Дж. МакВэй. Отдельные аспекты проблемы насилия в отношении детей являлись объектом исследо-
1 van Bueren G. The International Law on the Rights of the Child. -Dordrecht/Boston/London, Martinus Nijhoff Publishers, 1998; Cullen H. The Role of International Law in the Elimination of Child Labor. -BRILL, 2007; Kydd W. Preventing Child Maltreatment: An Integrated, Multisectoral Approach. // Health and Human Rights, Vol. 6, No. 2, Violence, Health, and Human Rights, 2003; Kilkelly U. The Best of Both Worlds for Children's Rights? Interpreting the European Convention on Human Rights in the Light of the UN Convention on the Rights of the Child. // Human Rights Quarterly 311, 2001; Lindhorst T. , Edleson J.L. Battered Women, Their Children, and International Law: The Unintended Consequences of The Hague Child Abduction Convention. - UPNE, 2012; Meyersfeld B. Domestic Violence and International Law. - Bloomsbury Publishing, 2010; Mower A.G. The Convention on the Rights of the Child: International Law Support for Children. - Greenwood Publishing Group, 1997; Mower A.G. The Convention on the Rights of the Child: International Law Support for Children. -Greenwood Publishing Group, 1997; Hyder T., MacVeigh J. Gender-Based Violence against Children in Emergencies: Save the Children UK's Response. // Gender and Development, Vol. 15, No. 1, 2007
вания и в трудах отечественных ученых2: Л.С. Алексеева, О.В. Сафуанова, Р.М. Гирфанов, М.Ю. Калин-кина и иные. Вместе с тем, международно-правовые аспекты борьбы с насилием в отношении детей предметом отдельного глубокого исследования не являлись.
Методология. В рамках настоящего исследования использовались как общие (в частности, диалектический), так и специальные методы научного познания. Сравнительно-правовой метод (специальный) позволяет выявить элементы, объединяющие и отдельно характеризующие деятельность механизмов в области борьбы с насилием в отношении детей универсального и регионального характера с целью установления их эффективности; системный метод (частный) использовался в целях анализа и исследования проблемы в совокупности и во взаимосвязи всех ее аспектов; помимо указанных применялись также такие общелогические методы, как анализ и синтез, дедукция, функциональный и метод историзма.
Выводы. В настоящее время важное место в сфере межгосударственного взаимодействия занимает борьба с насилием в отношении детей во всех его проявлениях; на международно-правовом уровне принято значительное число документов, направленных прямо или косвенно на противодействие формам домашнего, школьного, сексуального и иных форм насилия в отношении детей; на универсальном уровне центральное место занимает Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г., а также созданный на ее основе контрольный механизм - Комитет ООН по правам ребенка; деятельность Комитета вносит весомый вклад в выявление и решение проблем, существующих в отдельно взятом государстве; опыт деятельности Комитета позволяет сформулировать рекомендации, направленные на закрепление «лучших практик» в области борьбы с насилием в отношении детей; при вынесении заключительных замечаний по итогам рассмотрения национального доклада Комитет в значительной степени ориентируется на информацию, получаемую от неправительственных правозащитных организаций, что помогает составить более объективную картину относительно полноты реализации государствами своих международно-правовых обязательств; существенные трудности в связи с искоренением всех форм насилия в отношении детей испытывают не только развивающиеся, но и развитые европейские государства, что подтверждает опыт Германии; принятие государством законодательства, полностью запрещающего любые формы насилия в отношении детей, является позитивной мерой, однако наряду с этим необходимо принимать комплексные меры, направленные на создание неприятия насилия в отношении детей в обществе, а также мер, направленных на последовательное выполнение положений национального права в этой области; на региональном уровне также действуют многосторонние договоры, направленные как в целом на борьбу с насилием в отношении детей, так и на борьбу с от-
2 Алексеева Л.С. О Насилии над детьми в семье. 2002; Сафуанова О.В. Правовые аспекты проблемы «сексуального злоупотребления» в отношении детей // Групповая психотерапевтическая работа с детьми , пережившими сексуальное насилие / Пер. с англ. Байгузова А.В. М.: «Генезис» , 1998; Гирфанов Р. М. , Калин-кина М. Ю. Российский и зарубежный опыт борьбы с насилием в отношении детей. // Вопросы ювенальной юстиции" , 2008, N 1.
дельными его формами, в частности, Конвенция Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуального насилия 2007; Комитет Лансароте является контрольным органом, деятельность которого способствует искоренению сексуального насилия в отношении детей. Несмотря на усилия государств (на примере Германии), принимаемые в целях борьбы с насилием в отношении детей, проблема стоит настолько остро, что для ее решения требуется принятие дополнительных мер и выработка новых подходов на международно-правовой основе всеми государствами.
Возможность последующего использования результатов научной работы. Выводы настоящего исследования могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях в рассматриваемой области, а также при разработке научных курсов, программ и пособий в образовательных учреждениях.
Практическое значение. Выводы, полученные в результате настоящего исследования, могут учитываться при разработке актов национального законодательства, актов иных органов государственной власти с целью повышения эффективности реализации обязательств Российской Федерации в области борьбы с насилием в отношении детей.
Ценность. Результаты и выводы настоящего исследования могут быть полезны при осуществлении деятельности государственными органами власти в рассматриваемой области, а также в работе неправительственных правозащитных организаций Российской Федерации и иных заинтересованных субъектов.
Ключевые слова: международное право прав человека, права ребенка, домашнее насилие, сексуальное насилие, Конвенция о правах ребенка 1989 г., Комитет ООН по правам ребенка, Конвенция Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуального насилия 2007, Комитет Лансароте.
INTERNATIONAL LEGAL ASPECTS OF COOPERATION BETWEEN STATES ON COMBATING ANY FORMS OF VIOLENCE AGAINST CHILDREN: GERMANY
Banis Pavel Andreevich, magister student. Place of study: Peoples' Friendship University of Russia. Department: International law chair. E-mail: [email protected] Ilyashevich Marianna Victorovna, PhD at law. Position: associate professor. Place of employment: Peoples' Friendship University of Russia. Department: International law chair. Email: [email protected]
Annotation
Aim. The article was prepared within the project of the Russian State Science Foundation No.16-03-00467/16. The present research has its aim to analyze international legal framework for cooperation of States in combating child abuse in the contemporary international law. Approaches, designed to fulfill provisions of the basic international legal documents adopted on universal and regional levels in the distinguished area, are examined in the article. First of all, it touches the UN Convention on the rights of the child 1989 and the Council of Europe Convention on the Protection of children against sexual exploitation and sexual abuse 2007. Mechanisms developed to implement States' obligations under these documents are also a subject of analysis, besides from the conventions themselves. The practice of the Federal Republic of Germany is used in order to evaluate the activity of the distinguished mechanisms and ascertain their effect on the fulfillment of
States' obligations. This article examines the problem from the point of domestic violence and sexual abuse against children.
Questions of combating violence against children have been raised by foreign scholars, such as van Bueren, Cul-len H., Kydd W, Kilkelly U, Lindhorst T. and Edleson J.L., Meyersfeld B., Mower A.G., Hyder T. and MacVeigh J. Certain aspects of the problem of violence against children were a subject for research by Russian scholars: Alexeeva L.S., Safuanova O.V., Girfanov R.M., Kalinkina M.U. and others. With that the international legal aspects of campaigns against child abuse have not been a subject of a separate and comprehensive research.
Methodology. In the frames of the present research general (in particular, dialectical) and special methods of scientific knowledge were used. Rather-legal analysis (special method) allows to determine elements uniting and separately characterizing the functioning of mechanisms in the sphere of violence against children on the universal and regional levels with the aim of determining their effectiveness; the systematic approach (particular method) was used with the aim of analysis and research of the problem in correlation and accumulation of all its aspects; apart from those distinguished, the general-logical methods, such as analysis, synthesis, deduction, functional and his-toricism methods were applied.
Results. Cooperation against child abuse in all its forms today occupy a very prominent part of the inter-State relationship; a considerable amount of documents with the aim of combating domestic, scholastic, sexual and other forms of violence against children are currently adopted on international legal level; the UN Convention on the rights of the Child 1989 and the Committee on the rights of the child, established under it, hold the first place on the universal level; the Committee's experience allows to formulate recommendations with the goal of fastening "the best practices" in fighting violence against children; concluding observations, the Committee issues after examining a State's report, are based on information , provided by nongovernmental organizations, which helps building a more objective picture of how States fulfill their international legal obligations; not only developing, but the developed European States experience substantial difficulties in eradication of all forms of violence against children, which the example of Germany confirms; adoption of legislation entirely prohibiting any forms of violence against children is indeed a positive step, but complex measures aimed at rejection by the society of child abuse and measures that ensure a consequent fulfillment of the norms of national legislation in these sphere need to be taken; certain regional treaties are also aimed at combating violence against children generally, just as with its specific forms, such as, for instance, Council of Europe Convention on the Protection of children against sexual exploitation and sexual abuse 2007; the Committee of the Parties, established under this treaty, is a monitoring body which activity is helps eradicating sexual violence against children. Despite States' (e.g. Germany) efforts combating child abuse, this problem is still acute and requires the international community to take additional measures and elaborate new approaches.
Possibility of future use of the results of scientific work. Results elaborated by the present study may be used by the further scientific researches in the distinguished sphere, drafting of scientific courses, programs, textbooks in educational institutions.
The practical significance. Results developed by this research may be taken into account for elaboration of acts of national legislation, acts of other State's organs in the examined sphere with the purpose of raising the effectiveness of fulfillment of the obligations of the Russian Federation to combat violence against children.
Value. Results and conclusions made in the current study may be useful for States' organs and nongovernmental human rights organizations of the Russian Federation engaged in the activities in the distinguished sphere, just as other interested subjects. Keywords: international law of human rights, rights of the child, domestic violence, sexual abuse, United Nations Convention on the Rights of the Child 1989, United Nations Committee on the Rights of the Child, Council of Europe Convention on the Protection of Children against Sexual Exploitation and Sexual Abuse 2007, the Lanzarote Committee.
Подписание Устава Организации Объединенных Наций (ООН) 26 июня 1945 г. ознаменовало наступление новой эры во взаимодействии между государствами с целью построения более справедливого мира , и чтобы «вновь утвердить веру в основные права человека , в достоинство и ценность человеческой личности...» [6 , преамбула]. Создание ООН придало важнейший импульс развитию новых отраслей международного права одной их которых является международное право прав человека; также ООН явилась площадкой для выработки и принятия текстов основополагающих международно-правовых документов [1, 4 , 5] в рассматриваемой области. Без сомнения , одним из важнейших институтов современного международного права прав человека является защита прав ребенка.
Права ребенка на международно-правовом уровне защищаются на основе многосторонних международных договоров как универсального , так и регионального характера. Помимо международных договоров общего характера , посвященных защите прав человека в целом , под эгидой различных международных межправительственных организаций выработан ряд договоров которые специально регламентируют защиту прав ребенка в качестве отдельной категории а также посвящены отдельным аспектам ее осуществления. В частности с точки зрения международного права ребенок обладает в целом теми же основополагающими правами , что и взрослый: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах..» [1, ст. 1]. Тем не менее , бесспорно , дети , являясь уязвимой группой , нуждаются в специальной опеке и дополнительной защите со стороны государства , что предопределило необходимость тесного сотрудничества между государствами в целях обеспечения наиболее эффективной защиты их прав.
Несмотря на усилия международного сообщества , проблема защиты прав ребенка без преувеличения во всех государствах стоит очень остро что обусловливает потребность в поиске новых путей к решению проблемы в частности путем выявления и поощрения «лучших практик». Одним из ключевых аспектов сотрудничества государств в области защиты прав ребенка является борьба с насилием в отношении детей. К этой области относятся проблемы домашнего и школьного насилия а также отдельно проблема сексуального насилия и сексуальной эксплуатации. Государства принимают на себя международно-правовые обязательства в целях предупреждения выявления и наказания подобных преступлений в отношении детей. Помимо принятия международных договоров на уни-
версальном и региональном уровне государства сотрудничают в создании механизмов , чья деятельность направлена на повышение эффективности реализации государствами своих обязательств , а также защиту прав конкретных лиц пострадавших в результате нарушений. В качестве примера деятельности таких механизмов в свете борьбы с насилием в отношении детей наиболее целесообразно обратиться к практике ООН и Совета Европы. В качестве иллюстрации практики государств перспективно обратиться к опыту Германии , в частности , исходя из того , что , являясь высокоразвитым демократическим государством , подходы к решению проблемы , выработанные в этом государстве , могут быть рекомендованы иным государствам в качестве примера «наилучшей практики».
Основным универсальным международным договором в области защиты прав ребенка является Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г.3. Согласно ст. 1 «.ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста , если по закону , применимому к данному ребенку он не достигает совершеннолетия ранее» [2 , ст. 1]. Указанная Конвенция среди прочих также содержит ряд статей посвященных проблеме искоренения насилия в отношении детей. В частности , ст. 19 содержит для государств-участников обязательство принимать все необходимые меры «с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия , оскорбления или злоупотребления отсутствия заботы или небрежного обращения , грубого обращения или эксплуатации , включая сексуальное злоупотребление , со стороны родителей законных опекунов или любого другого лица , заботящегося о ребенке» [2 , ст. 19]. Статья 34 Конвенции содержит положение согласно которому государства обязаны оградить ребенка от любых форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения [2 ст. 34]. Также отдельные имеющие отношение к данной проблематике положения [2 ст. 32 36 37] содержатся и в последующих статьях Конвенции. С целью осуществления наблюдения за реализацией государствами положений данного документа на основе ст. 43 был учрежден Комитет ООН по правам ребенка , одной из основных функций которого является рассмотрение докладов государств-участников Конвенции об исполнении ими своих обязательств [2 ст. 43 44]. Помимо этого Комитет вправе рассматривать индивидуальные жалобы , поступающие непосредственно от пострадавших [7]. Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка касающийся процедуры сообщений , был принят 19 декабря 2011 г. и вступил в силу в апреле 2014 г. К сожалению на сегодняшний день его ратифицировали весьма незначительное ко-
4
личество государств .
Германия ратифицировала Конвенцию о правах ребенка в 1992 г.. Последний доклад и ответы на вопросы Германия представила в Комитет ООН по правам ребенка в 2013 году. В части , касающейся мер , направленных на борьбу с насилием в отношении детей Германия указала [13 , Question 8 , P. 8] на действующий в государстве Закон об осуждении применения насилия при воспитании детей принятый 2 ноября 2000 г. посредством которого были внесены измене-
3 Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. вступила в силу 2 сентября 1990 г. в соответствии со ст. 49.
4 По данным на 20 июня 2016 г. Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка , касающийся процедуры сообщений от 19 декабря 2011 г. ратифицировали 27 государств , подписали 28 государств.
ния в действующее законодательство (в частности , в Гражданское уложение 1896 г.) , и который запрещает применение в отношении детей физических форм наказания , нанесение психологических травм и иных унижающих достоинство мер [10]. Закон предполагает серьезное наказание в случае нарушения вышеуказанных положений - вплоть до полного лишения права общаться и видеться с детьми. Помимо этого , Закон указывает что родителям следует искать возможности разрешения конфликтных ситуаций без применения насилия [10]. Принятие указанного закона явилось отражением тяжелой ситуации в стране , связанной с применением насилия в отношении детей. По данным Федерального министерства по делам семьи , пожилых людей , женщин и молодежи в Германии свыше 80% детей подвергаются легким формам насилия (пощечины) в семье , и свыше 1, 3 млн детей страдают от серьезных форм физического насилия [15]. По данным полиции в 2015 году было зафиксировано 130 случаев убийства детей 80% которых были в возрасте менее 6 лет; 52 случая попытки убийства; 3900 детей стали жертвой различных форм насилия , а также 14000 жертвами сексуального насилия [11]. В этом контексте важно принимать законодательство направленное в частности на изменение отношения общества к данной проблеме и выработке неприятия применения любых форм физического насилия при воспитании детей. Как отмечают эксперты [12] , к сожалению , домашнее насилие в отношении детей и в настоящее время является для Германии обыденной повседневностью. Тем не менее , необходимо отметить, что Германия прошла длинный путь с того момента когда в Гражданском уложении 1896 г. содержалась статья , которая разрешала отцам семейства применять к детям необходимые воспитательные меры [15]. Также Германия указала на то что на государственном уровне предпринимаются конкретные меры направленные на борьбу с насилием в школах и иных образовательных учреждениях [13 , Question 8 , P. 8].
В области борьбы с сексуальным насилием в отношении детей в Германии в рамках Федерального правительства 24 марта 2010 г. была учреждена должность независимого Комиссара по расследованию актов сексуального насилия в отношении детей [13 , p. 25]. Также государство проводит конференции круглые столы посвященные проблеме противодействия сексуальному насилию в отношении детей а также финансирует научные исследования в рассматриваемой области. В частности , на это направление было выделено 32 млн евро [13 , p. 26].
Общественная организация «Немецкая национальная коалиция по имплементации Конвенции ООН о правах ребенка в Германии» (Germany_National Coalition for the Implementation of the UNCRC in Germany) представила справку, что по данным уголовной полиции в Германии в 2011 г. имело место сексуальное насилие в отношении 12 444 детей. Более того многие случаи насилия не получили должного расследования [9]. В связи с информацией предоставленной неправительственными правозащитными организациями , по итогам рассмотрения доклада Комитет ООН по правам ребенка выразил озабоченность в связи с недостаточностью мер направленных на борьбу с сексуальным насилием и реабилитацию жертв сексуального насилия и эксплуатации. В частности , Комитет отдельно отметил: 1) недостаточность мер принимаемых на уровне школ и иных
учреждений , посещаемых детьми; 2) недостаточная помощь со стороны психологов и специалистов по работе с жертвами насилия; 3) недостаточное финансирование специальных учреждений в рассматриваемой области; 4) неравный доступ к помощи и специалистам , особенно у мальчиков , детей-инвалидов и детей-мигрантов со слабым знанием немецкого языка; 5) непостоянный статус должности независимого Комиссара по расследованию актов сексуального насилия в отношении детей [8 , р. 6]. В этой связи , Комитет принял ряд «зеркальных» рекомендаций , направленных на повышение эффективности мер по борьбе с сексуальным насилием в отношении детей. В качестве «лучшей практики» можно отметить закрепление на законодательном уровне положения запрещающего применять любые формы насилия в отношении детей. Также учреждение должностей специальных представителей по работе с жертвами насилия является положительной мерой способствующей выявлению соответствующих инцидентов а также направленной на реабилитацию пострадавших детей.
На региональном уровне одним из ключевых документов является Конвенция Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуального насилия , которая была принята 25 октября 2007 г. в Лансароте [3] (Конвенция Лансароте). Указанное соглашение регулирует такие аспекты , как защита детей от сексуальной эксплуатации и насилия; защита жертв , подвергшихся таким действиям; развитие сотрудничества на национальном [3 , ст. 10] и международном уровнях в указанной сфере [3 , ст. 1]; принятие мер по просвещению детей их родителей лиц работающих с детьми и иных лиц в области защиты детей от сексуальной эксплуатации и насилия; меры противодействия и предупреждения [3 , ст. 5-9]; учреждение программ помощи жертвам сексуального насилия и эксплуатации [3 , ст. 11-14] , программ предотвращения повторного совершения деяний запрещенных Конвенцией [3 , ст. 15-17]; установление ответственности за отдельные деяния; проведение расследования нарушений и иных вопросов.
В соответствии с п. 2 Ст. 1 «для обеспечения эффективного осуществления» положений Конвенции создается механизм мониторинга - Комитет сторон [3 , ст. 1, п.2] который принимает свои правила и процедуры и состоит из представителей государств-участников [3 ст. 39], а также представителей Парламентской ассамблеи Совета Европы (СЕ) Комиссара по правам человека Европейского комитета по проблемам преступности , других межправительственных комитетов СЕ [3 ст. 40].
Конвенция содержит ряд важнейших положений касающихся запрещения сексуального насилия понятие которого определяют статьи с 18 по 23 Конвенции. Государства-участники обязуются принять меры по установлению уголовной ответственности (Ст. 18-24) за совершение следующих деяний: 1) сексуальное насилие в форме действий сексуального характера направленных против ребенка не достигшего в соответствии с национальным законодательством возраста , допускающего совершения таких действий , с использованием силы или угрозы , злоупотреблением уязвимым положением зависимого положения злоупотреблением доверием властью влиянием на ребенка [3 ст. 18]; 2) детская проституция в форме вовлечения , принуждения склонения к деятельности сексуального характера использования таких услуг а также извле-
чения из них выгоды при выплате денежного или иного вознаграждения или таком обещании независимо от фактического его выполнения или наличия обещания ребенку или третьему лицу [3 , ст. 19]; 3) представление склонение принуждение к участию или эксплуатация ребенка с целью приятия участия в порнографических представлениях извлечение из них выгоды а также сознательное их посещение (применение последнего может быть ограничено государством) [3 , ст. 21]; 4) совращение детей в виде умышленного склонения ребенка к деятельности сексуального характера , наблюдению за ней , даже в случае неучастия в ней ребенка в сексуальных целях в случае если в соответствии с национальным правом ребенок не достиг возраста позволяющего совершать такие действия [3 ст. 22]; 5) домогательство с сексуальными целями -предложение о встрече , обращенное к ребенку посредством информационно-коммуникационных технологий не достигшему возраста позволяющего совершать сексуальные действия с целью совершения против него действий сексуального характера или производства детской порнографии при условии совершения практических действий для реализации такой встречи [3 ст. 23].
Также Конвенция запрещает производство предложение или предоставление , распространение или передачу приобретение хранение получение доступа к детской порнографии при использовании информационно-коммуникационных технологий [3 ст. 20] и; пособничество или подстрекательство к совершению указанных выше деяний [3 , ст. 24]. Исходя из текста документа , следует, что субъектами преступления могут являться женщины , мужчины , а также юридические лица.
Германия подписала Конвенцию Лансароте 25 октября 2007 года , ратифицировала 18 ноября 2015 года , а датой вступления для ФРГ указанного соглашения в силу является 1 марта 2016 года. Необходимо отметить что по праву Германии ребенком признается лицо не достигшее возраста 14 лет что соответствует положениям Конвенции а сексуальные действия в отношении таких лиц наказуемы даже в случае взаимного согласия [14 , Question 1 (c) , p. 4].
В рамках выполнения своих обязательств по Конвенции в Германии в 2010 году был проведен Круглый Стол по проблеме сексуального насилия в отношении детей в частных, публичных институтах и внутри семьи , целью которого являлось усиление осведомленности и подготовки экспертов различных сфер по выявлению предупреждению и предотвращению актов сексуального насилия, направленных против детей [14 , Question 3 (a) , p. 6]. Федеральный закон о защите детей вступил в силу 1 января 2012 года и в целом содержит положения выработанные в рамках деятельности Круглого Стола такие как в частности: возможность сообщения уполномоченным лицом Офиса благополучия ребенка о подозрениях в том , что против ребенка могут быть совершены действия запрещенные Конвенцией; запрещение лицам , судимым за сексуальное насилие работать с детьми; назначение независимого Комиссара по расследованию актов сексуального насилия в отношении детей [14 , Question 3 (a) , p. 6]. Реабилитация детей , подвергшихся сексуальному насилию страдающих физически и психологически проводится с учетом необходимости в особом подходе следуя рекомендациям принятым специально для таких случаев [14 Question 3 (c) p. 7]. Помимо этого регулярно проводятся программы по участию детей в
решении вопросов различного характера , затрагивающих их непосредственно [14 , Question 4 (a) , p. 9] , выраженные мнения должным образом учитываются [14, Question 4 (b) , p. 9]. Федеральное министерство по делам семьи , пожилых людей , женщин и молодежи представляет интересы детей в федеральном правительстве в том что касается сферы затрагивающей интересы детей [14 , Question 5 (a) , p. 11]. Комиссия по защите интересов детей представляет интересы детей в Бундестаге , «открывая путь политическим мерам , адаптированным для детей» [14 , Question 5 (a) , p. 11]. На уровне субъектов в области лучшего обеспечения интересов ребенка также функционируют многочисленные институты [14, Question 5 (a), p. 11].
Статьи Конвенции с 18 по 24 криминализованы немецким законодательством , за исключением пп. c п. 1 ст. 21 предусматривающей уголовное наказание за «сознательное посещение порнографических представлений с участием детей [3 , ст. 21, п. 1(с)]»[14 , Question 16 (a) , p. 37]. Также законодательство Германии предусматривает наказание в дополнение к ст. 20 Конвенции криминализирующей производство предложение или предоставление, распространение или передачу, приобретение порнографических материалов с участием детей не только содержащие визуальное изображение, но и их словесное описание [14 , Question 1б (c) , p. 37]. В целом Германия должным образом выполняет свои обязательства по Конвенции Лансароте.
Несмотря на усилия предпринимаемые государством ежегодное зафиксированное число случаев применения насилия в отношении детей в Германии практически не снижается [11] , что свидетельствует о том , что государству необходимо продумать новые комплексные подходы к решению вопросов в этой области , а также предпринимать усиленные меры с целью повышения эффективности реализации своих международно-правовых обязательств , а также выполнения соответствующих положений национального законодательства. Принятие международно-правовых документов , а также деятельность контрольных международно-правовых механизмов призвана способствовать улучшению ситуации в сфере противодействия насилию в отношении детей и служить эффективной площадкой для сотрудничества государств в этой области.
Список литературы:
1. Всеобщая декларация прав человека 10 декабря 1948 г. Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН. URL: http://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/declarations/declhr.shtml (дата обращения 01.10.2016).
2. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_ conv/conventions/childcon.shtml (дата обращения 01.10.2016).
3. Конвенция Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуального насилия от 20 октября 2007. URL: https://rm.coe.int/CoERMPublicCom-monSearchServices/DisplayDCTMContent?docuiTientId=0 90000168046e1da (дата обращения 01.10.2016).
4. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 19бб года. Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pa ctpol.shtml shtml (дата обращения 01.10.2016).
5. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года. Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl _conv/conventions/pactecon.shtml (дата обращения 01.10.2016).
6. Устав Организации Объединенных Наций от 24 октября 1945 г. URL: http://www.un.org/ru/sections/un-charter/preamble/index.html (дата обращения 01.10.16).
7. Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка , касающийся процедуры сообщений от 19 декабря 2011 г. Принят резолюцией 66/138 Генеральной Ассамблеи ООН. URL: http://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/conventions/child_optprot.shtml (дата обращения 01.10.2016).
8. Concluding observations on the combined third and fourth periodic reports of Germany. Committee on the Rights of the Child. UN Doc: CRC/C/DEU/CO/3-4, 25 February 2014. URL: http://tbinternet.ohchr.org/_layouts/ treatybodyexternal/Download.aspx?symbolno=CRC%2fC %2fDEU%2fCO%2f3-4&Lang=en (accessed date 01.10.2016).
9. Germany National Coalition for the Implementation of the UNCRC in Germany. Report 2013. URL: http://tbinternet.ohchr.org/_layouts/treatybodyexternal/Dow nload.aspx?symbolno=INT%2fCRC%2fNGO%2fDEU%2f1 5804&Lang=en (accessed date 01.10.2016).
10. Gesetz zur Ächtung der Gewalt in der Erziehung und zur Änderung des Kindesunterhaltsrechts 2 November 2000. Bundesgesetzblatt Jahrgang 2000 Teil I Nr. 48, ausgegeben zu Bonn am 7. November 2000. URL: http://www.bgbl.de/xaver/bgbl/start.xav?startbk=Bundesan
zeiger_BGBl&jumpTo=bgbl100s1479.pdf#_bgbl_%2F%
2F*%5B%40attr_id%3D%27bgbl100s1479.pdf%27%5D_
1475330276290 (accessed date 01.10.2016).
11. Gewalt gegen Kinder ist Alltag. Polizeiliche Kriminalstatistik 2015. Artikel, 02.06.2016. URL: https://www.tagesschau.de/inland/kindstoetungen-103.html (accessed date 08.10.2016).
12. Gewalt gegen Kinder ist Alltag in Deutschland. Fast drei Tötungsdelikte pro Woche. Artikel , 01.06.2016. URL: http://www.n-tv.de/panorama/Gewalt-gegen-Kinder-ist-Alltag-in-Deutschland-article17828706.html ((accessed date 08.10.2016).
13. List of issues in relation to the third and fourth periodic reports of Germany. Addendum. Replies of Germany to the list of issues. Committee on the Rights of the Child. UN Doc: CRC/C/DEU/Q/3-4/Add.1, 23 December 2013. URL: http://tbinternet.ohchr.org/_layouts/ treatybodyexternal/Download.aspx?symbolno=CRC%2fC %2fDEU%2fQ%2f3-4%2fAdd.1 &Lang=en (accessed date 01.10.2016).
14. Replies to the general overview questionnaire. Germany. URL: https://rm.coe.int/CoERMPublicCommon SearchServices/DisplayDCTMContent?documentId=0900 001680470918 (accessed date 01.10.2016).
15. Schleicher H. Recht auf gewaltfreie Erziehung. Artikel in: Fachzentrum für Pflegekinderwesen SachsenAnhalt. URL: http://www.fzpsa.de/Recht/Fachartikel/famili-enrecht/gewaltfrei/gewaltfreischleicher (01.10.2016).
Рецензия
на статью «Международно-правовые аспекты сотрудничества государств по борьбе с насилием в отношении детей: опыт Германии» , авторы: к.ю.н. доц. кафедры международного права РУДН - Ильяшевич М.В.; магистрант кафедры международного права РУДН - Банис П.А.
Статья посвящена чрезвычайно актуальной теме в контексте международной защиты прав человека -проблеме борьбы с насилием в отношении детей. Дети представляют собой уязвимую группу что предопределяет необходимость выработки отдельного подхода к решению проблемы защиты их прав. Более того , безусловно , сотрудничество государств в рассматриваемой области способствует повышению эффективности мер , принимаемых государствами на внутригосударственном уровне. Также на основе фундаментальных договоров универсального характера функционируют контрольные механизмы анализирующие и предлагающие в качестве положительного опыта т.н. «наилучшие практики». Одним из таких механизмов является Комитет ООН по правам ребенка , значение деятельности которого анализируется в настоящем труде на примере Германии.
Авторы статьи предприняли анализ положений международных договоров универсального и регионального характера , установили основы и значение деятельности контрольных механизмов на примере конкретного государства с целью установления и оценки уровня межгосударственного сотрудничества на современном этапе. Статья представляет собой самостоятельный научный труд предлагает выводы практического характера на основе исследования широкого круга материалов как на русском , так и иностранных языках.
Научная статья М.В. Ильяшевич и П.А. Баниса «Международно-правовые аспекты сотрудничества государств по борьбе с насилием в отношении детей: опыт Германии» соответствует всем требованиям , предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к публикации.
Кандидат юридических наук доцент доцент кафедры международного права юридического института РУДН А.М.Солнцев