Научная статья на тему 'К вопросу о перспективах сотрудничества России с контрольным механизмом Конвенции Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуального насилия 2007 г'

К вопросу о перспективах сотрудничества России с контрольным механизмом Конвенции Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуального насилия 2007 г Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
214
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВА ДЕТЕЙ / СЕКСУАЛЬНАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ / СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / КОНВЕНЦИЯ СОВЕТА ЕВРОПЫ О ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ ОТ СЕКСУАЛЬНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ И СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ 2007 Г. / КОМИТЕТ ЛАНСАРОТЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абашидзе Аслан Хусейнович, Гугунский Денис Андреевич, Конева Александра Евгеньевна, Солнцев Александр Михайлович

Цель. В качестве цели исследования выступает анализ правовых основ деятельности Комитета Лансароте контрольного механизма Конвенции Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуального насилия 2007 г. (Лансаротская Конвенция), что позволит определить наиболее эффективные пути сотрудничества России с данным Комитетом. Проблема насилия в отношении детей, включая сексуальное насилие, является предметом исследования зарубежных экспертов (Олвеус, 1993; Гебрадссон, 2014; Флодмарк, 2004; Битенски, 2010; Хантлей, 2013). Исследования российских ученых направлены на изучение данной тематики не в правовой плоскости, а преимущественно в области социологии (Храмченкова, Колпакова, 2011; Цымбал, 2007). Однако проблема присоединения России к Лансаротской Конвенции и ее взаимодействия с Комитетом Лансароте ни в зарубежной, ни в российский науке международного права подробно не изучалась. Методология. Для достижения указанной цели в рамках подготовки статьи был применен общенаучный методологический подход, позволяющий определить рамки исследования, уточнить основные понятия и категории, связанные с функционированием Комитета Лансароте, обозначить ключевые концептуальные аспекты темы исследования. В процессе исследования применялись общенаучные методы познания, такие как анализ и синтез, обобщение, диалектический. Широко использовались специальные научные методы: сравнительного правоведения, юридико-технический. Выводы. Основными функциями Комитета Лансароте являются: содействие использования и осуществления Конвенции; осуществление общих консультативных функций; обеспечение обмена информацией о значительных изменениях в области права, нормативного регулирования или технологий, касающихся применения положений Конвенции. В целях осуществления функций Комитет Лансароте проводит общий обзор по применению Конвенции сторонами, путем анализа анкет, предоставляемых государствам-членам, проводит тематический мониторинг, рассматривает специальные доклады, может посещать государства с их согласия. Безусловно, для того чтобы усилить практическое значение Конвенции и искоренить сексуальное насилие и сексуальную эксплуатацию по отношению к детям в России, необходимо приложить еще немало усилий. Огромные перспективы в этом отношении открывает сотрудничество России с Комитетом Лансароте. Возможность последующего использования результатов научной работы. Проведенный анализ может лечь в основу последующих исследований вопроса практического действия Конвенции на территории России, выявлению проблем в области имплементации данного договора и путей из решения. Практическое значение. Результаты исследования могут быть полезными в деятельности государственных органов и других заинтересованных субъектов, вовлеченных в процесс реализации Конвенции на территории России. Ценность. Результаты работы могут быть использованы в деятельности профильных российских государственных структур, включая Министерство образования и науки РФ и Министерство иностранных дел РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Абашидзе Аслан Хусейнович, Гугунский Денис Андреевич, Конева Александра Евгеньевна, Солнцев Александр Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Perspectives of the cooperation of Russia with control mechanism of the 2007 Council of Europe Convention on the Protection of Children against Sexual Exploitation and Sexual Abuse

Aim. The aim of the research is to make the analysis of the legal framework of the Committee of Lanzarote a monitoring mechanism of the Council of Europe Convention on the Protection of Children against Sexual Exploitation and Sexual Abuse 2007 (Lanzarote Convention), which would help to determine the most effective ways of Russia's cooperation with the Committee. The problem of violence against children, including sexual violence, is the subject of foreign experts' research (Olweus, 1993; Gebradsson 2014; Flodmark, 2004; Bitenski 2010; Huntley, 2013). Russian scholars focus conduct research on this issue not from the legal perspective, but mainly in the field of sociology (Hramchenkova, Kolpakova, 2011; Tsymbal, 2007). However, the issue of Russia's accession to the Lanzarote Convention and its cooperation with the Lanzarote Committee law has not been studied in detail in foreign or Russian science. Methodology. To achieve the aim of the research general scientific methodological approach that allows to determine the scope of the study, to clarify the basic concepts and categories related to the functioning of the Lanzarote Committee, identify key conceptual aspects of the research topic, has been applied. The study used scientific methods of cognition, such as analysis and synthesis, generalization, dialectical. Special methods of science were also widely used: comparative law, legal and technical. Results. The main functions of the Committee of Lanzarote are: to promote the use and implementation of the Convention; implementation of the general advisory functions; ensure exchange of information on significant changes in law, regulation or technology relating to the application of the Convention. In order to carry out its functions the Lanzarote Committee conducts an overview of the application of the Convention by the parties, through the analysis of questionnaires provided by Member States, performs thematic monitoring, considering the special reports, visits Member States upon receiving their consent. It is clear that in order to enhance the practical value of the Convention and to eradicate sexual abuse and sexual exploitation against children in Russia, there is a need to put significant efforts. A valuable perspective in this regard is provided by the Russia's cooperation with the Lanzarote Committee. Possibility of future use of the results of scientific work. The analysis can form the basis of further research of the issue of practical operation of the Convention on the territory of Russia, the identification of problems in the implementation of this treaty and ways of their solution. The practical significance. Results of the study may be useful in the work of state bodies and other stakeholders involved in the implementation of the Convention on the territory of Russia. Value. The results can be applied in the activities of relevant Russian government agencies, including the Ministry of Education and Science and the Ministry of Foreign Affairs.

Текст научной работы на тему «К вопросу о перспективах сотрудничества России с контрольным механизмом Конвенции Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуального насилия 2007 г»

КОНВЕНЦИЯ О ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ ОТ СЕКСУАЛЬНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ И СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ

1.3. К ВОПРОСУ О ПЕРСПЕКТИВАХ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ С КОНТРОЛЬНЫМ МЕХАНИЗМОМ КОНВЕНЦИИ СОВЕТА ЕВРОПЫ

О ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ ОТ СЕКСУАЛЬНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ И СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ 2007 Г.1

Абашидзе Аслан Хусейнович, д-р юрид. наук, профессор. Должность: заведующий кафедрой. Место работы: Российский университет дружбы народов. Подразделение: кафедра международного права. E-mail: abashidze_akh@pfur.ru

Гугунский Денис Андреевич. Должность: старший преподаватель. Место работы: Российский университет дружбы народов. Подразделение: кафедра международного права. E-mail: gugunskiy_da@pfur.ru Конева Александра Евгеньевна, канд. юрид. наук. Должность: ассистент. Место работы: Российский университет дружбы народов. Подразделение: кафедра международного права. E-mail: koneva_ae@pfur.ru Солнцев Александр Михайлович, канд. юрид. наук, доцент. Должность: заместитель заведующего кафедрой. Место работы: Российский университет дружбы народов. Подразделение: кафедра международного права. E-mail: solntsev_am@pfur.ru Аннотация

Цель. В качестве цели исследования выступает анализ правовых основ деятельности Комитета Лансароте - контрольного механизма Конвенции Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуального насилия 2007 г. (Ланса-ротская Конвенция), что позволит определить наиболее эффективные пути сотрудничества России с данным Комитетом.

Проблема насилия в отношении детей, включая сексуальное насилие, является предметом исследования зарубежных экспертов (Олвеус, 1993; Гебрадс-сон, 2014; Флодмарк, 2004; Битенски, 2010; Хантлей, 2013). Исследования российских ученых направлены на изучение данной тематики не в правовой плоскости, а преимущественно в области социологии (Храмченкова, Колпакова, 2011; Цымбал, 2007). Однако проблема присоединения России к Лансаротской Конвенции и ее взаимодействия с Комитетом Лан-сароте ни в зарубежной, ни в российский науке международного права подробно не изучалась.

Методология. Для достижения указанной цели в рамках подготовки статьи был применен общенаучный методологический подход, позволяющий определить рамки исследования, уточнить основные понятия и категории, связанные с функционированием Комитета Лансароте, обозначить ключевые концептуальные аспекты темы исследования. В процессе исследования применялись общенаучные ме-

1 Статья подготовлена в рамках реализации проекта РГНФ №16-03-00467/16

Абашидзе А.Х. Гугунский Д.В. Конева А.Е. Солнцев А.М.

тоды познания, такие как анализ и синтез, обобщение, диалектический. Широко использовались специальные научные методы: сравнительного правоведения, юридико-технический.

Выводы. Основными функциями Комитета Ланса-роте являются: содействие использования и осуществления Конвенции; осуществление общих консультативных функций; обеспечение обмена информацией о значительных изменениях в области права, нормативного регулирования или технологий, касающихся применения положений Конвенции. В целях осуществления функций Комитет Лансароте проводит общий обзор по применению Конвенции сторонами, путем анализа анкет, предоставляемых государствам-членам, проводит тематический мониторинг, рассматривает специальные доклады, может посещать государства с их согласия. Безусловно, для того чтобы усилить практическое значение Конвенции и искоренить сексуальное насилие и сексуальную эксплуатацию по отношению к детям в России, необходимо приложить еще немало усилий. Огромные перспективы в этом отношении открывает сотрудничество России с Комитетом Ланса-роте.

Возможность последующего использования результатов научной работы. Проведенный анализ может лечь в основу последующих исследований вопроса практического действия Конвенции на территории России, выявлению проблем в области импле-ментации данного договора и путей из решения.

Практическое значение. Результаты исследования могут быть полезными в деятельности государственных органов и других заинтересованных субъектов, вовлеченных в процесс реализации Конвенции на территории России.

Ценность. Результаты работы могут быть использованы в деятельности профильных российских государственных структур, включая Министерство образования и науки РФ и Министерство иностранных дел РФ.

Ключевые слова: права детей, сексуальная эксплуатация, сексуальное насилие, Российская Федерация, Конвенция Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуального насилия 2007 г., Комитет Лансароте.

PERSPECTIVES OF THE COOPERATION OF RUSSIA WITH CONTROL MECHANISM OF THE 2007 COUNCIL OF EUROPE CONVENTION ON THE PROTECTION OF CHILDREN

AGAINST SEXUAL EXPLOITATION AND SEXUAL ABUSE

Abashidze Aslan Huseinovich, Dr of law, professor. Position: Head of chair. Place of employment: Russian People's Friendship University. Department: International law chair. Email: abashidze_akh@pfur.ru

Gugunskiy Denis Andreevich. Position: senior lecturer. Place of employment: Russian People's Friendship University. Department: International law chair. E-mail: gugunskiy_da@pfur.ru

Koneva Alexandra Evgenievna, PhD at law. Position: assistant. Place of employment: Russian People's Friendship University. Department: International law chair. E-mail: koneva_ae@pfur.ru

Solntsev Alexander Mikhailovich, PhD at law, associate professor. Position: Deputy Head of chair. Place of employment: Russian People's Friendship University. Department: International law chair. E-mail: solntsev_am@pfur.ru

Annotation

Aim. The aim of the research is to make the analysis of the legal framework of the Committee of Lanzarote - a monitoring mechanism of the Council of Europe Convention on the Protection of Children against Sexual Exploitation and Sexual Abuse 2007 (Lanzarote Convention), which would help to determine the most effective ways of Russia's cooperation with the Committee.

The problem of violence against children, including sexual violence, is the subject of foreign experts' research (Olweus, 1993; Gebradsson 2014; Flodmark, 2004; Bitenski 2010; Huntley, 2013). Russian scholars focus conduct research on this issue not from the legal perspective, but mainly in the field of sociology (Hramchenkova, Kolpakova, 2011; Tsymbal, 2007). However, the issue of Russia's accession to the Lanzarote Convention and its cooperation with the Lanzarote Committee law has not been studied in detail in foreign or Russian science.

Methodology. To achieve the aim of the research general scientific methodological approach that allows to determine the scope of the study, to clarify the basic concepts and categories related to the functioning of the Lanzarote Committee, identify key conceptual aspects of the research topic, has been applied. The study used scientific methods of cognition, such as analysis and synthesis, generalization, dialectical. Special methods of science were also widely used: comparative law, legal and technical.

Results. The main functions of the Committee of Lanzarote are: to promote the use and implementation of the Convention; implementation of the general advisory functions; ensure exchange of information on significant changes in law, regulation or technology relating to the application of the Convention. In order to carry out its functions the Lanzarote Committee conducts an overview of the application of the Convention by the parties, through the analysis of questionnaires provided by Member States, performs thematic monitoring, considering the special reports, visits Member States upon receiving their consent. It is clear that in order to enhance the practical value of the Convention and to eradicate sexual abuse and sexual exploitation against children in Russia, there is a need to put significant efforts. A valuable perspective in this regard is provided by the Russia's cooperation with the Lanzarote Committee.

Possibility of future use of the results of scientific work. The analysis can form the basis of further research of the issue of practical operation of the Convention on the territory of Russia, the identification of problems in the implementation of this treaty and ways of their solution.

The practical significance. Results of the study may be useful in the work of state bodies and other stakeholders involved in the implementation of the Convention on the territory of Russia.

Value. The results can be applied in the activities of relevant Russian government agencies, including the Ministry of Education and Science and the Ministry of Foreign Affairs.

Keywords: children's rights, sexual exploitation, sexual abuse, Russian Federation, the 2007 Council of Europe Convention on the Protection of Children against Sexual Exploitation and Sexual Abuse, the Lanzarote Committee.

Под насилием в отношении детей в международном праве понимаются все формы физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексу-

альное злоупотребление. Это определение насилия вытекает из описания всех форм вреда детям, перечисленных в пун. 1 ст. 19 Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г.

Обычно термин «насилие» понимается только как физический вред и/или намеренный вред. Однако термин «насилие» не должен трактоваться для сведения к минимуму значения и необходимости рассмотрения нефизических и/или ненамеренных форм вреда (например, отсутствие заботы и плохое психологическое обращение).

Одной из наиболее опасных форм насилия в отношении детей является сексуальное насилие. В последнее время проблема сексуального насилия и эксплуатации в отношении детей становится все более распространенной. Если обратиться к статистическим данным, то практически каждый пятый ребенок становится жертвой сексуального насилия и эксплуатации, причем в большинстве случаев такие преступления совершаются лицами, которым дети могли доверять [4]. При этом не все дети могут рассказать о сексуальном насилии, которому они были подвергнуты, в силу различных причин. Поэтому преступники могут долгое время оставаться безнаказанными. Следовательно, борьба с подобным явлением, как сексуальное насилие и эксплуатация, должна вестись всеми государствами сообща.

В настоящее время создана широкая международно-правовая база в сфере защиты детей от сексуальной эксплуатации и сексуального насилия: Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г.; Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии; Европейская социальная хартия 1961 г. (пересмотренная в 1996 г.); Конвенция о преступности в киберпространстве (СЕД № 185, 23 ноября 2001 г.); Конвенция Совета Европы о противодействии торговле людьми 2005 г.; Рамочное решение Совета Европейского союза о статусе потерпевших в уголовном процессе 2002 г.; Рамочное решение Совета Европейского союза о борьбе с сексуальной эксплуатацией детей и детской порнографией 2003 г.; Стокгольмская декларация и План действий по борьбе с коммерческой сексуальной эксплуатацией детей 1996 г.; Иокогамские глобальные обязательства 2001 г.; Будапештские обязательства и План действий; Рекомендация Rec (2001) 16 о защите детей от сексуальной эксплуатации.

Сексуальное насилие является одной из худших форм насилия и нарушением основных прав и свобод, которые отстаиваются Советом Европы. Совет Европы внес существенный вклад в общую цель защиты детей и оказания помощи детям-жертвам сексуальных преступлений, разработав Конвенцию по защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуального насилия (Лансаротская Конвенция, СДСЕ №201), которая была открыта для подписания в июле 2007 г. и вступила в силу 1 июля 2010 г.

Лансаротская Конвенция является одним из важнейших международно-правовых инструментов, принятым с целью борьбы со всеми формами сексуального насилия в отношении детей.

Российская Федерация присоединилась к Конвенции Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуального насилия 1 октября 2012 г. Однако, на сегодняшний день большинство положений Конвенции Лансароте еще не нашли отражения в российском законодательстве. Данная ситуация говорит о

КОНВЕНЦИЯ О ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ ОТ СЕКСУАЛЬНОЙ Абашидзе А.Х.

ЭКСПЛУАТАЦИИ И СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ Гугунский Д.В.

Конева А.Е. Солнцев А.М.

том, что необходимо привести национальное законодательство в соответствие с положениями Конвенции Лансароте.

Значительный вклад в этом отношении может внести эффективное сотрудничество Российской Федерации с контрольным механизмом Конвенции - Комитетом Лансароте, который разрабатывает предложения по обеспечению и совершенствованию процесса применения и осуществления Конвенции в государствах-участниках.

Предусмотренный в Конвенции механизм мониторинга имеет целью эффективное ее применение Сторонами [10]. Комитет Лансароте состоит из представителей Сторон Конвенции, включая также представителей Сторон, которые могут присоединиться к Конвенции в соответствии со статьями 45 и 46.

Следует отметить, что участники переговоров стремились обратить особое внимание на вопрос, касающийся участия в мониторинговом механизме Конвенции других органов, а не только самих Сторон. Поэтому они упомянули, во-первых, три органа Совета Европы: Парламентскую ассамблею, Комиссара по правам человека и Европейский комитет по проблемам преступности (ЕКПп), которые указаны в статье, и, во-вторых, ряд комитетов, которые в силу своего круга ведения, безусловно, могут внести значимый вклад в деятельность по контролю за выполнением Конвенции. Это следующие комитеты: Европейский комитет по правовому сотрудничеству (ЕКПС), Европейский комитет по социальным правам (ЕКСП), Консультативный совет по делам молодежи (КСДМ) и Европейский комитет по социальной сплоченности (ЕКСС), особый упор при этом был сделан на Руководящем комитете по правам человека (РКПЧ) [3, indent 268].

Немаловажная роль отводится участию представителей гражданского общества в деятельности Комитета Лансароте, что несомненно является одним из основных достоинств мониторинговой системы, выработанной участниками переговоров. Возможность подключения представителей неправительственных организаций и иных органов, активно участвующих в деятельности по предотвращению сексуальной эксплуатации и сексуального насилия в отношении детей и противодействию им, получила активную поддержку и рассматривается как важное условие обеспечения подлинно действенного контроля за применением Конвенции [3, indent 269]. Согласно Правилам процедуры Комитета данные представители могут выступать в качестве наблюдателей, без права голоса [2, с. 10-11]. Также Комитет Лансароте может разрешить, на специальной основе, участие в качестве наблюдателей представителей дополнительных органов: организации частного сектора; туризм и туристические агентства; финансовые учреждения; другие соответствующие субъекты гражданского общества.

Участники переговоров стремились к созданию наиболее простого и гибкого механизма, центральное место в котором отводится Комитету Сторон при расширении его участия в правовой работе Совета Европы в вопросах борьбы с сексуальной эксплуатацией и сексуальным насилием в отношении детей. Таким образом, Комитет Лансароте занимает центральное место в работе по сбору, анализу и обмену информацией,

опытом и передовой практикой между государствами с целью совершенствования их мер политики в области предотвращения сексуальной эксплуатации и сексуального насилия в отношении детей и борьбы с этими явлениями.

В соответствии со статьей 41 Конвенции Лансароте Комитет выполняет традиционные контрольные функции, а также:

содействует эффективному использованию и осуществлению Конвенции, разрабатывая предложения по обеспечению и совершенствованию процесса применения и осуществления Конвенции, включая выявление любых проблем и последствий любых заявлений, сделанных в связи с Конвенцией;

осуществляет общие консультативные функции в отношении Конвенции, вырабатывая заключения по любым вопросам, касающимся применения Конвенции;

служит координационным центром и обеспечивает обмен информацией о значительных изменениях в области права, нормативного регулирования или технологий, касающихся применения положений Конвенции.

Участники переговоров стремились как можно быстрее обеспечить вступление Конвенции в силу, поэтому вопрос о введение в действие механизма мониторинга был отложен до того момента, как Конвенция Лансароте будет ратифицирована необходимым количеством государств в целях обеспечения нормальной работы Комитета в составе достаточного числа представителей государств-участников и повышения его авторитета.

Первое заседание Комитета Лансароте, состоявшееся 20 и 21 сентября 2011 года [5], было созвано Генеральным секретарем Совета Европы не позднее, чем через год после вступления Конвенции в силу после ее ратификации десятым государством-участником. Впоследствии заседания Комитета организуются по запросу по меньшей мере одной трети Сторон или Генерального секретаря Совета Европы.

На втором заседании Комитета, которое состоялось 30 марта 2012 года [6], Стороны приняли «Правила процедуры», регулирующие деятельность мониторинговой системы Конвенции. Данные правила процедуры должны были быть составлены так, чтобы обеспечивать эффективный мониторинг в отношении Сторон Конвенции, в том числе и всего Европейского сообщества.

Правила процедуры закрепляют структуру Комитета, который состоит из председателя, заместителя председателя (вице-председатель), бюро и секретариата. Председатель и вице-председатель избираются Комитетом из числа своих членов. Выборы проводятся тайным голосованием, если Комитет единогласно не примет иного решения. В ходе первого тура голосования решение принимается квалифицированным большинством в две трети голосов, в ходе второго тура голосования - простым большинством голосов. Сроки полномочий Председателя и заместителя председателя составляют один год с правом переизбрания на один срок.

Председатель проводит заседания и в случае, если это необходимо подводит итоги. Председатель вправе призвать спикеров к порядку, если те отклоняются от обсуждаемой темы или функций Комитета, изложен-

ных в Правиле 1 или статье 41 Конвенции Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуального насилия. Председатель имеет право выступать с докладом, а также обладает правом голоса в качестве члена Комитета Лансароте.

Вице-председатель замещает Председателя в случае, если последний отсутствует или по иным причинам не может председательствовать на заседании. Если вице-председатель отсутствует, то председатель должен быть заменен другим членом Бюро, назначенный последним.

Комитет Лансароте назначает Бюро, в состав которого входят: председатель, вице-председатель, три других члена Комитета Лансароте. Другие члены Бюро избираются в том же порядке, что и председатель, вице-председатель. Срок их полномочий также составляет один год с правом переизбрания на один срок.

Бюро оказывает содействие председателю в осуществлении деятельности Комитета Лансароте; контролирует подготовку заседаний по просьбе Комитета; обеспечивает преемственность (целостность) между заседаниями по мере необходимости; выполняет другие дополнительные специфические задачи, делегированные Комитетом Лансароте.

Еще один важным органов в структуре Комитета является Секретариат. Генеральный секретарь Совета Европы предоставляет Комитету Лансароте необходимых сотрудников, включая исполнительного секретаря, а также должностных лиц, отвечающих за административные и другие функции, которые могут потребоваться.

В соответствие со статьей 39 Конвенции Лансароте Комитет проводит заседания по просьбе по крайней мере одной трети Сторон Конвенции или Генерального секретаря. Заседания созываются Генеральным секретарем Совета Европы в соответствии с единой процедурой, изложенной в Резолюции Комитета Министров СЕ / Res (2011) 24 [7]. Время, место, дата и открытие заседания, а также его возможная продолжительность и темы, которые будут рассматриваться, должны быть доведены до сведения всех членов, участников и наблюдателей. Обычно заседания проходят в здании Совета Европы в Страсбурге. Однако, Генеральный секретарь может разрешить провести заседание, если нет возражений со стороны правительства государства, на территории которого оно будет проходить и если имеются необходимые технические средства, в соответствии с принципами рационального управления и в рамках имеющихся ресурсов [2, c. 14, rule 7]. Стороны должны быть уведомлены за 6 недель до начала заседания, за исключением случаев, не терпящих отлагательств, которые должны быть надлежащим образом объяснены. Члены, участники и наблюдатели, которые не могут присутствовать на заседании или его части, уведомляют секретариат, который в свое время информирует Председателя Комитета.

Секретариат совместно с Председателем Комитета должен составить проект повестки дня, который в дальнейшем утверждается Комитетом Лансароте в начале заседания. Секретариат также отвечает за распространение всех рабочих документов к заседаниям Комитета. Документы, которые требуют принятия решения должны быть направлены членам Комитета Лансароте за три недели до начала заседания, на котором должно быть принято решение. В исключительных случаях, они могут быть представлены и на более позднем этапе, если члены Комитета не будут иметь

возражений по этому поводу. Документы должны быть опубликованы после заседания Комитате Лансароте, на котором они были получены, если Комитет не примет иного решения. В конце каждого заседания исполнительный секретарь предоставляет Комитету для утверждения список решений, которые были приняты в процессе обсуждений. Данный список решений также должен быть опубликован. Не позднее чем через месяц с последнего дня заседания Секретариат должен предоставить Председателю Комитета Лансароте проект доклада (отчета) заседания для его утверждения. Проект доклада направляется всем членам, участникам и наблюдателям Конвенции Лансароте, которые в свою очередь могут внести поправки в течение 10 рабочих дней. После этого Секретариат, консультируясь с Представителем Комитета, дорабатывает доклад (отчет) заседания и оглашает его [2, c. 16, rule 10].

Комитет Лансароте может рассматривать предложения, которые должны быть представлены в письменной форме на одном из официальных языков. Поступившие предложения рассылаются всем членам Комитета. Предложение или поправка не ставится на обсуждение Комитета, если она не была распространена должным образом [2, c. 17, rule 13]. Правила процедуры также регламентируют порядок голосования по предложениям и поправкам. Итак, если число предложений относятся к одной и той же теме, то они должны быть поставлены на голосование в том порядке, в каком были внесены. Если к предложению вносится поправка, то она выносится на голосование в первую очередь. Если две или более поправок представлены к одному и тому же предложению, то Комитет Ланса-роте проводит голосование сначала той, которая значительно отличается от первоначального предложения. Однако там, где принятие одной из поправок неизбежно влечет за собой отказ от другой, последняя не может быть поставлена на голосование. Окончательное голосование должно быть принято по предложению с внесенными поправками или нет.

Во время обсуждения любого вопроса, член Комитета может в любое время поднять вопрос по порядку ведения заседания, данный вопрос немедленно решается Председателем в соответствии с настоящими правилами. Любой протест против решения Председателя немедленно ставится на голосование. Член Комитета, представляющий предложение, выступая по порядку ведения заседания, не может высказываться по существу обсуждаемого вопроса [2, c. 18, rule 19].

Следует отметить, что вопросы по процедуре имеют приоритет над всеми другими предложениями, таким образом, Правила устанавливают следующий порядок рассмотрения предложений: 1) приостановление заседания; 2) перерыв в прениях по обсуждаемому пункту; 3) отсрочка решения по существу предложения, до указанной даты; 4) прекращение обсуждения предложения [2, c. 19, rule 16].

В Правилах предусматривается возможность пересмотра предложения. Такое решение может быть принято в случае, если член Комитета Лансароте выступит с просьбой о пересмотре и этот запрос получит большинство в две трети голосов.

Каждый член Комитета Лансароте имеет один голос. В том случае, если делегация Стороны состоит более чем из одного представителя, то только один имеет право принимать участие в голосовании. Решения Комитета Лансароте принимаются большинством в две трети поданных голосов. Вопросы процедурного характера должны быть урегулированы большинством

КОНВЕНЦИЯ О ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ ОТ СЕКСУАЛЬНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ И СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ

голосов. Также Правила дают определение понятию «поданные голоса», которое означает голоса членов, проголосовавших «за» или «против» выдвинутого предложения. Члены Конвенции Лансароте, которые «воздержались» от принятия решения считаются как не проголосовавшие [2, с. 19-20, rule 18].

В целях улучшения работы Комитета могут создаваться специальные рабочие группы для решения более конкретных и узкопрофильных вопросов. Кроме того, Председатель или Бюро Комитета Лансароте могут принять решение организовать слушания с любым высококвалифицированным человеком с целью внести свой вклад в работу Комитета.

В целях обеспечения контроля по реализации Конвенции Лансароте Комитет проводит тематический мониторинг и общий обзор осуществления Конвенции Сторонами.

После ратификации Конвенции Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуального насилия каждая Сторона Конвенции обязана ответить на вопросы анкеты, которая направлена на обеспечение Комитета общим обзором законодательства, институциональной структуры и политики осуществления Сторонами Конвенции Лансароте на национальном, региональном и местном уровнях. Стороны представляют свои ответы на одном из официальных языков Совета Европы в Секретариат в течение срока, установленного Комитетом Лансароте. Стороны должны ответить на все вопросы анкеты, ответы должны быть подробно описаны и содержать все соответствующие справочные, законодательные тексты. Секретариат может запросить дополнительную информацию, если ему покажется что ответы Стороны являются неполными или неясными. Как только Стороны предоставят свои ответы, Секретариат должен подготовить по ним компиляцию.

Комитет Лансароте принимает содержание анкет, разработкой которых занимается Секретариат. Комитет Лансароте может попросить своего исполнительного секретаря воспользоваться услугами независимых экспертов для оказания помощи в выполнении своих задач мониторинга, а также в разработке анкет.

Кроме проведения опросов Сторон Комитет также осуществляет тематический мониторинг. Контроль за реализацией положений Конвенции должен быть основан на процедуре, разделенной по этапам, где каждый раунд касается определенной темы, которую принимает Комитет или любой другой подход признанный Комитетом Лансароте в рамках Конвенции. Комитет Лансароте определяет продолжительность каждого раунда мониторинга в свете выбранных тем и положениями Конвенции, которые будут контролироваться. Раунд мониторинга будет начат путем направления анкеты об осуществлении соответствующих положений Конвенции по отношению к выбранной теме.

Если Комитет Лансароте получает достоверную информацию о ситуации, на которую стоит обратить внимание, чтобы предотвратить или ограничить масштабы или число серьезных нарушений Конвенции, он может потребовать срочного представления специального доклада о мерах, принятых для предупреждения возможных серьезных или постоянных случаях сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений в отношении детей. Принимая во внимание ин-

Абашидзе А.Х. Гугунский Д.В. Конева А.Е. Солнцев А.М.

формацию, представленную Сторонами или заинтересованными лицами, Комитет может назначить одного или нескольких своих членов и/или независимых экспертов для оценки конкретной ситуации. По необходимости и с согласия Стороны или заинтересованных Сторон, оценка может включать в себя посещение данных государств. После изучения результатов оценки Комитет передает эти результаты и рекомендации Стороне или заинтересованным Сторонам, которые делают свои комментарии, и перенаправляются Комитету Министров Совета Европы для информации.

В этом контексте, Комитет Лансароте провел следующие мероприятия:

Ознакомительный визит в "Детский дом - Barnahus" Исландии (Рейкьявик), который прошел с 31 мая по 1 июня 2012 года, с целью обмена мнениями и практики со специалистами, работающими с детьми. В ходе своего визита они встретились, в частности, с судьями, прокурорами, членами полиции и служб защиты детей и медицинских работников [1].

Конференция о роли международного сотрудничества в решении сексуального насилия в отношении детей (Рим, Италия, 29-30 ноября 2012 года).

Конференция по предотвращению сексуального насилия в отношении детей (Мадрид, Испания, 10-11 декабря 2013). Конференция проведена с целью детального изучения конкретных аспектов предотвращения сексуального насилия в отношении детей и обмена передовым опытом в этой области, в частности, между представителями европейских государств и гражданского общества [9].

Таким образом, Конвенция Лансароте предусматривает механизм мониторинга, который осуществляет Комитет Лансароте. Основными функциями Комитета Лансароте является: содействие использования и осуществления Конвенции Лансароте; осуществление общих консультативных функций; обеспечение обмена информацией о значительных изменениях в области права, нормативного регулирования или технологий, касающихся применения положений Конвенции Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуального насилия.

В целях осуществления своих функций Комитет Лан-сароте проводит общий обзор по применению Конвенции Лансароте сторонами, путем анализа анкет, предоставляемых государствам-членам, проводит тематический мониторинг, рассматривает специальные доклады, может посещать государства с их согласия, где происходят нарушения Конвенции Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуального насилия.

Говоря о роли гражданского общества в развитии нашего государства, можно сказать, что по сути роль гражданского общества определяющая [11, с. 39]. Безусловно, для того чтобы усилить практическое значение Конвенции и искоренить сексуальное насилие и сексуальную эксплуатацию по отношению к детям в России, необходимо приложить еще немало усилий. Огромные перспективы в этом отношении открывает сотрудничество России с Комитетом Лансароте.

Список литературы:

1. Bragi GuSbrandsson Towards a child-friendly justice and support for child victims of sexual abuse, р. 87,

<http://www.coe.int/t/dg3/children/1in5/Source/Publication SexualViolence/Gudbrandsson.pdf> последнее посещение 20.04.2015.

2. Committee of the Parties. Rules of Procedure. Council of Europe, October 2012.

3. Council of Europe Convention on the Protection of Children against Sexual Exploitation and Sexual Abuse "Explanatory Report"

4. Manual para Parlamentarios El Convenio del Consejo de Europa Para la Protección de los N i ñ os contra la Explotación Sexual y el Abuso Sexual (Convenio de Lanzarote), enero de 2011, р. 10, <http://www.coe.int/t/dg3/children/1in5/Source/Assembly/ Handbook_es.pdf> последнее посещение 23.02.2016.

5. Report of the 1st meeting (Strasbourg, 20-21 September 2011), <http://www.coe.int/t/dghl/standardsetting/children/T-ES(2011)6Report1stMeeting_en.pdf> последнее посещение 02.04.2015.

6. Report. 2nd meeting, Strasbourg, 29-30 March 2012 // Prepared by the Children's Rights Division Justice and Human Dignity Directorate p. 2, <http://www.coe.int/t/dghl/standardsetting/children/T_ES/T -ES_2012_004_report_2nd_mtg_07082012.pdf> последнее посещение 02.04.2015.

7. Resolution CM/Res (2011) 24 on intergovernmental committees and subordinate bodies, their terms of reference and working methods, <www.coe.int/t/dghl/standardsetting/cdpc/cdpc%20docum ents/CM_Res_2011_24_e.pdf> последнее посещение 02.04.2015.

8. Rules of Procedure. Committee of the Parties. Council of Europe, October 2012. Printed at the Council of Europe, p. 10 - 11.

9. The 1st Activity report of the Lanzarote Committee (covering the period 20 September 2011 - 11 September 2014) // Adopted by the Lanzarote Committee on 11 September 2014, <http://www.coe.int/t/dghl/standardsetting/children/T-ES(2014)18_en_ActivityReportFinal.pdf> последнее посещение 20.04.2015.

10. Солнцев А.М., Конева А.Е. Международные обязательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей в свете деятельности международных универсальных и региональных контрольных органов по правам человека // Евразийский юридический журнал. 2013. N 10. С. 38-42.

11. Фролова Е.Е. К вопросу правового обеспечения формирования гражданского общества // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Юридические науки. 2016. N 1. С. 36-40

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рецензия

на статью А.Х. Абашидзе, Д.А. Гугунского, А.Е. Коневой, А.М. Солнцева «К вопросу о перспективах сотрудничества России с контрольным механизмом Конвенции Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуального насилия 2007 г.», Российский университет дружбы народов, 2016 г.

На наш взгляд авторы статьи выбрали одну из наиболее острых и интересных с точки зрения правового регулирования тем. В настоящее время создана широкая международно-правовая база в сфере защиты детей от сексуальной эксплуатации и сексуального насилия: Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г.; Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии 2000 г.; Европейская социальная хартия 1961 г. и многие другие. По мнению авторов, Совет Европы внес наиболее существенный вклад в общую цель защиты детей и оказания помощи детям-жертвам сексуальных преступлений, разработав Конвенцию по защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуального насилия (Лансаротская Конвенция, СДСЕ №201), которая была открыта для подписания в июле 2007 г. и вступила в силу 1 июля 2010 г.

Авторы подробно раскрывают суть Конвенции, работу ее органов и порядок взаимодействия государств-членов. Особое внимание уделяется Комитету, который занимает центральное место в работе по сбору, анализу и обмену информацией, опытом и передовой практикой между государствами с целью совершенствования их мер политики в области предотвращения сексуальной эксплуатации и сексуального насилия в отношении детей и борьбы с этими явлениями. Безусловно, для того чтобы усилить практическое значение Конвенции и искоренить сексуальное насилие и сексуальную эксплуатацию по отношению к детям в России, необходимо приложить еще немало усилий. Огромные перспективы в этом отношении открывает сотрудничество России с Комитетом Лансароте.

Юрисконсульт ООО «ЯМ Интернешнл (СНГ)», к.ю.н., Саенко Анна Владимировна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.