Научная статья УДК 343.98
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТОРГОВЛЕ ДЕТЬМИ С ЦЕЛЬЮ РАБСКОГО ТРУДА
1 2
Морозова Наталия Владимировна , Чаплыгина Анна Дмитриевна
1 Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукьянова, Орёл,
Россия
Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя Москва, Россия
о
Аннотация: Общемировой проблемой в современных реалиях является нарушение прав человека, конкретно такой негативный феномен, как торговля детьми в целях рабского труда. Активная позиция международного сообщества в разработке нормативных правовых актов выступает гарантом на пути обеспечения спокойного существования детей в глобальном пространстве. Вместе с тем это лишь свидетельствует о том, что дети могут столкнуться с пренебрежительным и жестоким отношением со стороны взрослых. В связи с чем заинтересованными правозащитными органами признаётся неотложность решения возникшей проблемы путём создания всеобъемлющей правовой основы для борьбы с торговлей детьми с акцентуацией внимания на противодействии их эксплуатации в целях рабского труда. Авторами настоящей работы исследуются как универсальные международно-правовые аспекты противодействия торговле людьми, так и специализированные международные нормативные правовые акты, направленные на защиту детей от посягательств, связанных с их продажей в целях последующей эксплуатации.
Ключевые слова: дети, торговля, преступления, международное сотрудничество, нормативные правовые акты.
Для цитирования: Морозова Н. В., Чаплыгина А. Д. Международно-правовые аспекты противодействия торговле детьми с целью рабского труда // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2024. № 1(98). С. 159-166.
INTERNATIONAL LEGAL ASPECTS OF COUNTERING CHILD TRAFFICKING
FOR THE PURPOSE OF SLAVE LABOR
12
Natalia V. Morozova , Anna D. Chaplygina
1Orel Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanov, Orel, Russia
V.Ya. Kikot Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia Moscow, Russia
о
Abstract: A global problem in modern realities is the violation of human rights, specifically such a negative phenomenon as trafficking in children for the purpose of slave labor. The active position of the international community in the development of normative legal acts acts as a guarantor on the way to ensuring the peaceful existence of children in the global space, however, this only indicates that children may face neglect and abuse in their
own direction. In this regard, the concerned human rights bodies recognize the urgency of solving the problem by creating a comprehensive legal framework to combat trafficking in children, with an emphasis on countering their exploitation for slave labor. The author of this work examines both universal international legal aspects of combating human trafficking and specialized international normative legal acts aimed at protecting children from attacks related to their sale for subsequent exploitation.
Keywords: children, trafficking, crimes, international cooperation, regulatory legal acts.
For citation: Morozova N. V., Chaplygina A. D. International legal aspects of countering child trafficking for the purpose of slave labor // Scientific Bulletin of the Orel Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. V. Lukyanov. 2024. № 1 (98). Р. 159-166.
За возникающими угрозами мирового масштаба (военными конфликтами, катастрофами природного и техногенного характера и т. д.) для всех компетентных органов в глобальном смысле одной из важных обязанностей является предотвращение их вредных последствий, имеющих выражение в усугублении, ущемлении или пренебрежении правами и свободами человека, при этом особую значимость Организация Объединённых Наций (далее по тексту - ООН) придаёт торговле детьми в целях рабского труда, упрощённой в реализации при возникающей социальной дестабилизации1. Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ) приводит данные, в соответствии с которыми более чем один миллион двести тысяч детей по всему миру становятся жертвами «торговли детьми» ежегодно2.
В соответствии со ст. 3 Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми3, «торговля людьми» (в том числе детьми в возрасте до 18 лет) - это реализуемые в целях эксплуатации действия по вербовке, перевозке, передаче, укрывательству и получении людей посредством выражения угроз использования силовых методов и форм принуждения, похищения, мошеннических действий, обмана, злоупотребления властью и использования уязвимого положения или путём подкупа в виде платежей, предоставления каких-либо выгод, преследуя цель получения согласия лица, которому подконтрольно другое лицо.
Факультативным протоколом к Конвенции ООН о правах ребёнка закрепляется определение действий, связанных с торговлей детьми, под которыми понимается акт или сделка, в результате которых ребёнок передаётся любым лицом или рандомной группой лиц за вознаграждение или иной любой вид возмездного возмещения со стороны другого лица или группы лиц.
Торговля детьми, которые, безусловно, являются наименее защищённой категорией людей, может осуществляться с различными намерениями: в целях сексуальной эксплуатации (изготовление и распространение материалов порнографического характера, занятие проституцией); для подневольного труда, что предполагает владение, пользование и распоряжение результатами деятельности лица, находящегося в собственности работодателя; для занятия принудительным трудом; участия в военных конфликтах в статусе «детей-комбанантов/солдат» и для трансплантации их органов и тканей [1].
1 Правительство, молодежь и Агентства ООН запускают кампанию 100 дней против торговли людьми в Кыргызстане [Электронный ресурс]. URL: https://www.umcef.org/kyrgyzstan/ru/Пресс-релизы/Ш0-дней (дата обращения: 27.12.2023).
2 ЮНИСЕФ: права детей должны быть приоритетом в процессе достижения ЦУР [Электронный ресурс]. URL: https://news.un.org/ru/story/2023/09/1444852(дата обращения: 27.12.2023).
3 Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющий Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности. Резолюция 55/25 Генеральной Ассамблеи от 15.10.2000 [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/protocol1.shtml (дата обращения: 27.12.2023).
Данные деяния имеют большую общественную опасность, поскольку затрагивают общественное здравоохранение, уголовное правосудие, миграцию, экономическую и социальную сферы, а также наносят непоправимый вред нравственному и психологическому состоянию потерпевшего.
Проблема формирования и последующей реализации эффективных методов и способов противодействия торговле людьми и детьми в частности является краеугольным камнем в мировом пространстве, что обусловливает содержание некоторых международных нормативных правовых актов, предусматривающих обязанность государств пресекать подобные деяния [2, с. 17]. Последние нами были разделены на две условные группы: универсальные международные нормативные правовые акты, регламентирующие защиту прав человека, а также регулирующие вопрос торговли людьми в целом, и специализированные или же прямо нацеленные на недопущение торговли детьми и их последующего использования в различных незаконных манипуляциях.
Так, например, к универсальным международным нормативным правовым актам следует относить: Конвенцию о статусе беженцев 1951 года; Международную Конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1956 года; Протокол, касающийся статуса беженцев 1967 года; а также Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 года, в частности положение, регламентирующее равное право на получение дошкольного и общешкольного образования; Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 года, Международную конвенцию о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 года; Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности 2000 года (иЫТОС) и в качестве дополнения к данной Конвенции - Палермский протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми1, ратифицированный 164 странами и одновременно закрепляющий впервые дефиницию «торговля людьми» в международно-правовом аспекте и объединяющий страны в международной борьбе с торговлей людьми в целях рабского труда, определяющие меры по предотвращению, защите и судебному преследованию2; Конвенцию Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и посягательств сексуального характера, направленная на обеспечение надёжной защиты несовершеннолетних; Директиву 2011/36/ЕС по предупреждению и борьбе с торговлей людьми и защите её жертв; Стратегию Европейского Союза по искоренению торговли людьми (2012-2016).
Необходимость в особой защите ребёнка предусматривает и принятие отдельных, узконаправленных нормативных правовых актов. К таковым, в частности, относится Женевская декларация прав ребёнка 1924 года; Декларация прав ребёнка 1959 года, принятая Генеральной Ассамблеей ООН , представляющая собой первый специальный документ, который закрепил правовое положение детей на международном уровне, подчёркивая при этом неотъемлемость предоставления специальной охраны и заботы ребёнку, включая надлежащую правовую помощь на всех этапах его жизни ввиду физической и нравственной незрелости [3, с. 15].
1 Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющий Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности. Резолюция 55/25 Генеральной Ассамблеи от 15.10.2000 [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl conv/conventions/protocolLshtml (дата обращения: 27.12.2023).
2 Факультативный протокол № 2 к Конвенции ООН о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии от 25 мая 2000 года [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3Декларация прав ребенка [Электронный ресурс]. URL:
http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/dedarations/childdec.shtml (дата обращения: 27.11.2023).
Конец 80-х годов ознаменовался принятием Конвенции о правах ребёнка 1989 года, имплементирующей в себе положения предшествующих нормативных правовых актов и одновременно с этим транслирующей усовершенствование представления о защите прав детей. В этой связи ребёнок уже воспринимается не в качестве объекта, нуждающегося в особой защите, а выступал субъектом права, которому предоставлен спектр прав человека [4, с. 208]. При этом государству в соответствии с данной Конвенцией надлежит принимать все возможные меры по предотвращению торговли детьми вне зависимости от цели её осуществления, а также предпринимать действия по недопущению получения неоправданных доходов от деятельности по незаконному усыновлению детей за рубежом.
Факультативный протокол ООН к Конвенции о правах ребёнка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии (ОРБС), признаёт необходимость усиленной защиты детей и вместе с этим налагает определённые обязательства государств-участников по квалификации преступных действий и последующее привлечение к ответственности лиц, причастных к торговле детьми в целях эксплуатации и рабского труда.
Временные правила процедуры Комитета по правам ребёнка, утверждённые в 1991 году в рамках ООН, в состав которого входят 10 избираемых незаинтересованных экспертов, каждый из которых докладывал о положении детей в стране, а Комитет в целом рекомендовал Генеральной Ассамблее проводить дополнительные исследования вопросов, затрагивающих права ребёнка с вовлечением ЮНИСЕФ и других компетентных органов ООН.
Конвенция № 182 Международной организации труда (МОТ) о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда 1999 года определяет опасную работу в качестве той, что может нанести вред здоровью, негативным образом сказаться на безопасности и нравственном развитии детей» и в то же время закрепляет положения, направленные на искоренение наихудших форм детского труда, включающего подневольный, принудительный труд и долговую кабалу [5, с. 143]. Конвенция № 182 о наихудших формах детского труда и Конвенция № 29 от 1930 года о принудительном труде составляют тандем ключевых документов, подчёркивающих недопущение и нивелирование детского труда, акцентируя внимание на искоренении рабского труда как наиболее эксплуататорской формы пользования детьми.
Наряду с обозначенными международными актами необходимо упомянуть о значимости гражданского общества и неправительственных организаций (далее по тексту - НПО). Они являются дополнением к реализуемым действиям и усилиям государств в рамках международного поля в борьбе с торговлей детьми посредством правового информирования, оказания необходимой помощи лицам, пострадавшим от упомянутых преступных посягательств и пропаганды ужесточения правовых мер реагирования на них. Неоспоримым является организация партнёрства между гражданским обществом, НПО и международными организациями, что скажется на качественном показателе и эффективности инициатив в рамках противодействия торговли детьми.
Поскольку торговля детьми является экстерриториальной юрисдикцией, вопрос трансграничного сотрудничества также имеет жизненно важное значение в целях обмена имеющейся информацией, координации процесса расследования и оказания содействия при экстрадиции преступников-иностранцев.
Торговля детьми является одним из опаснейших преступлений, посягающих на общественные отношения, обеспечивающие личную свободу человека, нормальное морально-нравственное, психическое и физическое развитие несовершеннолетнего. В связи с чем актуальным является его превенция как ключевой компонент международной правовой базы. Государствам-участникам, ратифицирующим различные международные правовые акты, рекомендуется реализовывать
образовательные программы и информационные компании, направленные на экспансию прав и возможностей определённых социальных групп, семей и потенциальных жертв преступного посягательства.
Эффективность проводимой политики по предупреждению торговли детьми будет зависеть и от устранения коренных причин и условий, порождающих желание наживы, в качестве которых выступают такие, как бедность, низкий уровень развития, отсутствие образования и т. д. Искоренив эти явления или же значительно снизив их уровень, страны смогут снизить риск допущения становления детей в статус жертв торговцев людьми.
При отсутствии надлежащей правовой регламентации, внутренних законов, соответствующих международным стандартам, некачественном разрешении процессуальных проблем, возникающих в ходе квалификации преступлений, связанных с торговлей детьми, и неурегулированности в части способов защиты и поддержки пострадавших на национальном уровне международные правовые инструменты не смогут должным образом обеспечить основу в борьбе с торговлей детьми в целях рабского труда [6, с. 72].
Иными словами, в решении всемирной и актуальной проблемы торговли детьми в целях рабского труда требуются кооперации в усилиях, тем более имеющаяся правовая основа выступает платформой, в рамках которой поощряется международное сотрудничество, направленное на превенцию таких преступлений, их расследование и преследование с последующей экстрадицией лиц, причастных к торговле детьми. При этом эффективная борьба с торговлей детьми имеет место даже в случаях международного сотрудничества с государствами-неучастниками различных деклараций, конвенций, инструкций и положений, так как дипломатические усилия таких стран, инициативы по наращиванию потенциала в любом случае могут оказать содействующее значение в рамках глобального ответа на преступность транснационального характера.
Зачастую развитие способов совершения преступления провоцирует развитие нормативных правовых актов. Так, например, использование онлайн-эксплуатации посредством веб-камер, мобильных телефонов, их вербовка, потоковые видеотрансляции сексуального насилия над детьми требуют адаптации законодательной базы к подобным угрозам путём принятия мер по борьбе с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет и новейших технологий в противоправных целях, тем самым предупреждая их совершение, а также защищая потенциальных жертв1.
Постоянная оценка качества и действенности правовых мер имеет решающее значение, в связи с чем государствам и международным организациям надлежит выявлять проблемные аспекты, области, подлежащие улучшению. Иными словами, эффективное существование и реализация положений международных правовых актов требуют надёжного механизма мониторинга или же систем отчётности, нацеленных на отслеживание прогресса в рамках предупреждения и борьбы с преступлениями, посягающими на жизнь, здоровье и нормальное функционирование детей, обмена передовым опытом.
Такие международные организации, как МОТ, Всемирная организация здравоохранения, ЮНЕСКО (Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры), ЮНИСЕФ (Международный Детский Фонд), Комитет по правам ребенка, являются связующим звеном в организации содействия в рамках международного сотрудничества в борьбе с торговлей детьми, способствуют обмену
1 Сексуальная эксплуатация детей в интернете [Электронный ресурс]. URL: https://2017-2021-translations.state.gov/wp-content/uploads/sites/2/2017/09/7Online-SexualExploitation_Russian.pdf (дата
обращения: 08.01.2024)
информацией и предоставлению рекомендаций для государств для решения вопросов на национальном уровне.
Вместе с тем, невзирая на прогресс в рассматриваемой сфере, проблемы в борьбе с торговлей детьми в целях эксплуатации и рабского труда сохраняются, что подтверждается статистиками различных стран. Так, например, по данным ООН, 46 % жертв торговли людьми в 2018 году в Восточной Европе, к которой относится и Россия, - взрослые женщины, 38 % - мужчины, 11 % - девочки, 5 % - мальчики. В подавляющем большинстве случаев (97 %) это жертвы торговли людьми внутри страны. На сексуальную эксплуатацию в регионе приходится 29 % случаев, на принудительный труд - 66 %1.
Неразрешённость в этой части обусловлена как минимум непоследовательностью в квалификации преступлений, связанных с торговлей людьми, так как даже при наличии в Уголовном кодексе РФ (далее по тексту - УК РФ) специальных статей (127.1. «Торговля людьми», 127.2. «Использование рабского труда») на практике подозреваемым вменяются другие статьи, в связи с чем повышается латентность подобного явления, и как максимум нечёткой формулировкой в существующих законах, если Палермским протоколом базовым для признания вины является оказание давления на человека и его эксплуатация в дальнейшем3, то в соответствии с УК РФ рабский труд - использование труда человека, в отношении которого осуществляются полномочия, присущие праву собственности.
Пробелы в правоприменении, нехватка ресурсов, неумелое использование компетентными органами тактических и методических приёмов расследования преступлений, направленных на торговлю людьми и использование их рабского труда [7, с. 101], а также отличие в юридических определениях оказывают препятствующее воздействие эффективному преследованию лиц, совершающих преступные действия, связанные с торговлей людьми и детьми в частности.
Таким образом, нами были рассмотрены основополагающие конвенции, протоколы, инструкции, направленные на превенцию, преследование и нивелирование торговли детьми в целях рабского труда, положениям которых следует соответствовать, не пренебрегая ими для решения обозначенной актуальной проблемы современности. При этом должным образом должна реализовываться работа по совершенствованию законодательства в этой области, улучшению социальных и экономических условий, вынуждающих совершать действия преступного характера, так как количество не показатель качества, а формирование атмосферы нетерпимости к проявлениям жестокости в отношении детей, выявление и пресечение всех подобных случаев является общественным долгом каждого отдельно взятого человека.
1. Черемных М. П. Торговля детьми как направление деятельности организованной преступности // Экономика. Государство. Общество. Электронный журнал научных публикаций студентов и молодых ученых, 2010-2014.
2. Фомичев А. А. К вопросу о международных стандартах защиты нравственности органами внутренних дел // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2020. № 1(82). С. 15-22.
1 Россия - в списке стран, которые не борются с торговле людьми [Электронный ресурс]. URL: https://tochno.s^materials/rossiya-v-spiske-stran-kotorye-ne-boryutsya-s-torgovley-lyudmi-v-rabstve-zdes-ozhet-nakhoditsya-neskolko-millionov-chelovek (дата обращения: 30.12.2023).
2 Уголовный кодекс Рос. Федерации [Электронный ресурс]: от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ. Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».
3 Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющий Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности. Резолюция 55/25 енеральной Ассамблеи от 15.10.2000 [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl conv/conventions/protocolLshtml (дата обращения: 27.12.2023).
3. ущина Т. И. проблемы защиты прав ребенка // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: уманитарные науки. 2014. № 3. С. 14-16.
4. Чаплыгина В. Н. Конституция РФ как гарант противодействия посягательствам на свободу личности // Уголовно-процессуальные и криминалистические проблемы борьбы с преступностью. Сборник материалов. 2018. С. 207-211.
5. Плахотнюк Н. В. Международно-правовые аспекты борьбы с торговлей детьми // Конституционные права и свободы: проблемы интерпретации и реализации в национальных правовых системах: Сборник статей международной научно-практической конференции: В трех томах, Новополоцк, 28-29 октября 2016 года / И.В. Вегера (отв. редактор). Том 2. Новополоцк: Учреждение образования «Полоцкий государственный университет»=Установа адукацьп "Полацю дзяржауны ушверстт", 2016. С. 140-147.
6. Калюжный А. Н., Чаплыгина В. Н. Посягательства на свободу личности: структура и типологические особенности // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2016. № 3 (38). С. 70-74.
7. Чаплыгина В. Н. Типичные ситуации предварительного этапа расследования преступлений, направленных на торговлю людьми, использование рабского труда, и алгоритмы их разрешения // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В В. Лукьянова. 2021. № 1(86). С. 100-108.
1. Cheremny'x M. P. Torgovlya det'mi kak napravlenie deyatel'nosti organizovannoj prestupnosti // E'konomika. Gosudarstvo. Obshhestvo. E'lektronny'j zhurnal nauchny'x publikacij studentov i molody'x ucheny'x, 2010-2014.
2. Fomichev A. A. K voprosu o mezhdunarodny'x standartax zashhity' nravstvennosti organami vnutrennix del // Nauchny'j vestnik Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni V.V. Luk'yanova. 2020. № 1(82). S. 15-22.
3. Gushhina T. I. problemy' zashhity' prav rebenka // Vestnik obrazovatel'nogo konsorciuma Srednerusskij universitet. Seriya: Gumanitarny'e nauki. 2014. № 3. S. 14-16.
4. Chaply'gina V. N. Konstituciya RF kak garant protivodejstviya posyagatel'stvam na svobodu lichnosti // Ugolovno-processual'ny'e i kriminalisticheskie problemy' bor'by' s prestupnost'yu. Sbornik materialov. 2018. S. 207-211.
5. Plaxotnyuk N. V. Mezhdunarodno-pravovy'e aspekty' bor'by' s torgovlej det'mi // Konstitucionny'e prava i svobody': problemy' interpretacii i realizacii v nacional'ny'x pravovy'x sistemax: Sbornik statej mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: V trex tomax, Novopoloczk, 28-29 oktyabrya 2016 goda / I.V. Vegera (otv. redaktor). Tom 2. Novopoloczk: Uchrezhdenie obrazovaniya «Poloczkij gosudarstvenny'j universitet»=Ustanova adukacyi "Polaczki dzyarzhayny' universite't", 2016. S. 140-147.
6. Kalyuzhny'j A. N., Chaply'gina V. N. Posyagatel'stva na svobodu lichnosti: struktura i tipologicheskie osobennosti // Vestnik Volgogradskoj akademii MVD Rossii. 2016. № 3 (38). S. 70-74.
7. Chaply'gina V. N. Tipichny'e situacii predvaritel'nogo e'tapa rassledovaniya prestuplenij, napravlenny'x na torgovlyu lyud'mi, ispol'zovanie rabskogo truda, i algoritmy' ix razresheniya // Nauchny'j vestnik Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni V.V. Luk'yanova. 2021. № 1(86). S. 100-108.
Информация об авторах
Наталия Владимировна Морозова. Доцент кафедры криминалистики и предварительного расследования в ОВД.
Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукьянова. 302027, Россия, г. Орёл, ул. Игнатова, д. 2.
Анна Дмитриевна Чаплыгина. Слушатель международно-правового факультета. Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя. 117437, Россия, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12.
Information about the authors
Natalia V. Morozova. Associate Professor of the Department of Criminology and Preliminary Investigation at the Department of Internal Affairs.
Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V Lukyanov.
302027, Russia, Orel, Ignatov str., 2.
Anna D. Chaplygina. He is a student of the International Law Faculty. Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot. 117437, Russia, Moscow, Akademika Volgina str., 12.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflicts of interests.
Авторами внесён равный вклад в написание статьи. The authors have made an equal contribution.
Статья поступила в редакцию 15.01.2024; одобрена после рецензирования 13.02.2024; принята к публикации 27.02.2024.
The article was submitted January 15, 2024; approved after reviewing February 13, 2023; accepted to the writing of the article for publication February 27, 2024.