Научная статья УДК 34
https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-5-96-101 NIION: 2015-0066-5/22-470 MOSURED: 77/27-011-2022-05-669
Международно-правовые основы противодействия сексуальной эксплуатации человека и торговле людьми
Федор Николаевич Кадников
Адвокатская палата Московской области, Москва, Россия, [email protected]
Рецензент: доктор юридических наук, профессор А. П. Дмитренко
Аннотация. Проводится анализ международно-правовых основ противодействия торговле людьми и различным формам сексуальной эксплуатации. Указаны Конвенции, международные договоры, иные нормативные акты международного характера, принятые на уровне ООН, ОБСЕ, Совета Европы, а также в рамках СНГ, в соответствии с которыми осуществляется координация деятельности правоохранительных органов различных государств, приводится в соответствие национальное законодательство, и выполняются меры, направленные на предупреждение различных форм сексуальной эксплуатации человека и смежных с ней преступлений, особенно торговли людьми.
Ключевые слова: международно-правовые основы, преступления против личной свободы, сексуальная эксплуатация в форме проституции третьих лиц, Конвенции, документы ООН и ОБСЕ, противодействие транснациональной организованной преступности, проблема противодействия торговле людьми, реабилитация жертв
Для цитирования: Кадников Ф. Н. Международно-правовые основы противодействия сексуальной эксплуатации человека и торговле людьми // Вестник экономической безопасности. 2022. № 5. С. 96-101. https://doi. org/10.24412/2414-3995-2022-5-96-101.
Original article
International legal framework for counteringsexual exploitation of human beings and human trafficking
Fedor N. Kadnikov
Chamber of Advocates of the Moscow region, Moscow, Russia, [email protected]
Reviewer: Doctor of Legal Sciences, Professor A. P. Dmitrenko
Abstract. The international legal framework for combating human trafficking and various forms of sexual exploitation is analyzed. Conventions, international treaties, other normative acts of an international nature adopted at the level of the UN, OSCE, Council of Europe, as well as within the CIS, are indicated, in accordance with which the coordination of the activities of law enforcement agencies of various states is carried out, the national legislation and measures aimed at preventing various forms of human sexual exploitation and related crimes, especially human trafficking, are being implemented.
Keywords: international legal framework, crimes against personal freedom, sexual exploitation in the form of prostitution of third parties, Conventions, UN and OSCE documents, countering transnational organized crime, problem of combating human trafficking, rehabilitation of the victims
For citation: Kadnikov F. N. International legal framework for countering sexual exploitation of human beings and human trafficking. Bulletin of economic security. 2022;(5):96-101. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-5-96-101.
Свобода человека является одной из главных ценностей современного цивилизованного общества, а обеспечение неприкосновенности свободы личности - одной из главных функций государства [1; 2]. Однако, хотя рабство и крепостное право были фактически отменены в ХУШ-Х1Х веках, проблемы противодействия торговле людьми и связанных с ней преступлений, в том числе и сексуальной эксплуатацией до конца не исчезли. Подоб-
© Кадников Ф. Н., 2022
ная преступная деятельность стала более организованной, закрытой от правоохранительных органов, использует передовые технологии для модернизации способов преступных действий и вербовки жертв. Все это связано, в первую очередь, с огромными доходами, которые получают преступники, с тем, что данный вид преступности в большей степени приобрел транснациональный характер. Как, в частности, следует из сообщения спе-
циального представителя ОБСЕ по борьбе с торговлей людьми, в 71 % случаев жертвами торговцев людьми становятся женщины и девочки. Особо отмечено, что еще в 2014 году ООН получила данные, что торговля людьми приносит ежегодную прибыль приблизительно в $ 150 млрд. Из сообщения Международной организации труда (МОТ) следует, что еще в 2014 г. в современном мире насчитывалось около 21 млн «рабов», то есть людей, вынужденных заниматься каким-то трудом не доброй воле, но по принуждению. Из них около 4,5 млн человек или 22 % - это «жертвы сексуальной эксплуатации», не по своей воле вовлеченные в секс-индустрию [3].
На 2018 г. известно, что жертвами современного рабства являются около 40 млн человек, при этом 25 млн людей во всем мире занимаются принудительным трудом. Примерно 64 % из них подвергаются трудовой эксплуатации, 19 % - сексуальной, остальное - иные формы рабства. По данным ООН, 71 % идентифицированных жертв - лица женского пола, а 29 % - мужчины и мальчики. При этом растет число пострадавших детей - оно оценивается примерно в 5,5 млн [4].
На сегодня международными организациями принят ряд документов, направленных на борьбу с торговлей людьми в мировом масштабе. Тем не менее, проблема внедрения международных правовых конструкций в национальные законодательные системы в настоящее время весьма актуальна.
Следует отметить, что особое значение для противодействия указанным негативным явлениям имеет признание естественного права человека на свободу и равные права основополагающим правом, формирующим весь остальной статус человека и гражданина. Это отчетливо было провозглашено 4 июля 1776 года в Декларации независимости США и принятой чуть позже Декларации прав человека и гражданина, во Франции (26 августа 1789 года). Конституция Франции 1795 года гарантировала свободу личности, а Конституция Франции 1848 года - также и свободу труда [5, с. 95]. Жизнь и свобода определялись в указанных документах как неотъемлемые права, которыми наделены все люди. По Конституции США 1787 года провозглашалось прекращение ввоза рабов на территорию США с 1 января 1808 года. По этому же пути пошла Англия, где в 1807 году был принят закон о запрете работорговли. С 1 января 1863 года в США вступила в действие Декларация об отмене рабства. О недопустимости существования рабства и подневольного труда говорит XIII поправка к Конституции США, принятая 6 декабря 1865 года [6, с. 135-136].
Следует согласиться с утверждением специалистов о том, что принятие подобных документов дало толчок к появлению более важных международных документов, направленных на защиту прав человека и противодействие работорговле и эксплуатации человека. Важно при этом подчеркнуть, что эти негативные явления не исчезли, формы их трансформировались в соответствии
с изменениями мирового порядка и общественных институтов. Тем не менее, тренд большинства государств на охрану этих сфер жизни продолжался, принимались все новые, более значимые международно-правовые документы, позволяющие вырабатывать более эффективные методы противодействия. Как полагают специалисты, начало борьбе с работорговлей на международном уровне было положено уже в первой четверти XIX века. Одним из итогов Венского конгресса 1815 года стало подписание его участниками Декларации о прекращении торга неграми (приложение № 15 к генеральному акту конгресса) [7, с. 497-500]. Участники конгресса -Россия, Австрия, Пруссия, Великобритания и др. принципиально осудили торговлю чернокожими рабами. Документ, однако, носил декларативный характер, осуждал работорговлю, но не определял точных сроков окончательного ее прекращения [8, с. 225]. Можно вспомнить и ряд других нормативных актов по данной проблеме, но которые касались в большей степени отмены рабства и работорговли: Лондонский договор от 20 декабря 1841 года, Сен-Жерменский договор от 10 сентября 1919 года и др. [9, с. 7; 10, с. 9; 11, с. 316].
В конце XIX - начале XX веков в большом объеме получила распространение такая опаснейшая форма эксплуатации людей, как сексуальная эксплуатация. Мировое сообщество все больше внимания уделяет проблеме торговли женщинами и детьми с целью их дальнейшей сексуальной эксплуатации, в том числе и в форме занятия проституцией. В июне 1899 года в Лондоне состоялся первый «Международный конгресс по вопросу о торговле женщинами для целей разврата». Участие в конгрессе приняли представители Англии, Австрии, Бельгии, Германии, Голландии, Дании, Норвегии, России, США, Швейцарии и Швеции, а также многие общественные деятели разных стран в качестве делегатов от благотворительных обществ и от особых комитетов [12]. Участники подчеркнули, что торговля женщинами в разных странах имеет широкое распространение. Они констатировали тот факт, что судебное преследование виновных затруднительно, а зачастую и невозможно в связи с несовершенством законодательства. Следует упомянуть и другие конференции, на которых были предложены конкретные меры по борьбе с торговлей женщинами в целях их сексуальной эксплуатации: Парижская международная конференция 1902 года, Международный договор «О действительном предупреждении преступной торговли» (известный, как торговля белыми рабынями), который был подписан в 1904 году, Международная конвенция по борьбе с торговлей белыми рабынями от 4 мая 1910 года, согласно которой государства -участники конвенции обязались установить уголовную ответственность за торговлю женщинами и детьми, в том числе, если отдельные деяния, охватываемые составом преступления, были совершены на территории различных стран, и ряд других [13, с. 77-79].
Событием эпохального значения следует признать принятие 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей
ООН Всеобщей декларации прав и свобод человека. Положения Декларации закрепляют право каждого человека на жизнь, свободу и личную неприкосновенность. Положения Декларации нашли свое отражение в таких важнейших документах, как Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. [14, с. 21-23].
Одним из важнейших международно-правовых документов следует признать Конвенцию по борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами, которая принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 2 декабря 1949 года [14, с. 24-31]. Принятие этого документа позволило вести речь о сплочении практически всех государств в деле борьбы с торговлей людьми, особенно, в целях сексуальной эксплуатации жертв. Документ содержит основные понятия, более точно дифференцируется ответственность за действия, связанные с торговлей людьми и эксплуатацией проституции других лиц. Конвенция предусматривает комплекс мер по пресечению торговли людьми в целях проституции, в том числе выделяя сферы иммиграции и эмиграции, признавая тем самым, что мигранты, находясь в другом государстве, являются потенциальными жертвами данного преступления. Важно отметить, что в Конвенции подняты вопросы не только ответственности за указанные преступления, но и проблемы реабилитации жертв.
Вместе с тем работа по выработке более совершенных правовых основ продолжается непрерывно. Серьезное внимание уделено борьбе с дискриминацией женщин, торговлей ими и принуждением их к проституции. Например, ст.6 Декларации ООН об искоренении насилия в отношении женщин от 20 декабря 1993 года гласит: «Государства-участники принимают все соответствующие меры, включая законодательные, для пресечения всех видов торговли женщинами и эксплуатации проституции женщин». Меры борьбы с сексуальной эксплуатацией и сексуальными извращениями закреплены в Конвенции ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. В 1995 году на 4-ой Всемирной конференции по положению женщин была принята Пекинская платформа действий. В документе особо подчеркивается необходимость устранения основополагающих факторов, способствующих торговле женщинами и девочками в целях проституции и другим коммерческим видам деятельности, связанным с сексом, браками по принуждению и принудительным трудом [14, с. 37-46, 64-69].
После указанных конференций международная общественность стала все чаще говорить не просто о действиях, дискриминирующих женщин, а об их сексуальной эксплуатации в разных формах. Это отражено в Министерской Декларации европейских рекомендаций относительно эффективных средств предупреждения
и борьбы с торговлей женщинами в целях сексуальной эксплуатации 1997 г. [15, с. 26-35].
15 ноября 2000 года резолюцией 55/25 Генеральной Ассамблеи ООН была принята Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, а также дополнения к ней - Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее и Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху [13, с. 103-146]. Подписание указанного пакета документов стало важным этапом на пути борьбы с организованной международной преступностью, и, в частности, с таким ее проявлением, как торговля людьми. Наряду с этим, нормы Конвенции направлены на такие сопутствующие преступления, как противодействие участию в организованной преступной группе, борьбу с отмыванием доходов от преступлений, взяточничество и др. Специалисты высоко оценивают значение этой Конвенции, особо отмечая то обстоятельство, что именно нормы Конвенции определяют и современные направления борьбы с указанными преступлениями. При этом в документе особо подчеркивается, что согласие жертвы торговли людьми на запланированную эксплуатацию не принимается во внимание, если было использовано любое из указанных средств воздействия. В качестве предупредительной рассматривается деятельность государств, направленная на противодействие спросу, порождающему эксплуатацию людей во всех ее формах. Таким образом, страны участники уже более четко отграничивают проблему торговли людьми от их сексуальной эксплуатации, особенно путем использования проституции третьих лиц.
Ряд шагов по созданию системы эффективных мер противодействия торговле предпринят Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе. Особо следует выделить Рамочное решение о борьбе с торговлей людьми, принятое 19 июля 2002 г. Советом Европейского Союза, в котором рассматриваются вопросы организации уголовного преследования преступников. Документ содержит весьма значимые и прогрессивные положения. Предусмотрен перечень отягчающих обстоятельств, при наличии которых верхний предел наказания, связанного с лишением свободы, должен составлять не менее 8 лет. Установлены основания привлечения к ответственности юридических лиц [13, с. 201-206].
Важное значение имеют Решение № 557 о Плане действий ОБСЕ по борьбе с торговлей людьми 2003 г. и рамочное решение 2004/68/ПВД Совета от 22 декабря 2003 г. «О борьбе с сексуальной эксплуатацией детей и детской порнографией» [18]. Данное Рамочное решение «О борьбе с сексуальной эксплуатацией детей и детской порнографией» - последний из актов уголовного законодательства Европейского Союза, изданных в 2003 г. Принятие этого документа завершает реализацию «пакета» из двух законопроектов, внесенных Европейской комиссией еще в 2001 г. (второй документ - Рамочное решение «О борьбе с торговлей людьми» - был утверж-
ден Советом Европейского Союза 19 июля 2002 г.). Цель настоящего акта - посредством мер уголовной ответственности усилить защиту детей и общества в целом от преступных деяний, которые связаны с «сексуальной эксплуатацией» ребенка (ст. 2) или «детской порнографией» (ст. 3). Рамочное решение закрепляет в указанных статьях признаки соответствующих преступлений и далее предусматривает санкции, которые должны служить минимальным стандартом уголовной ответственности на всей территории Европейского Союза. Оно конкретизирует более общие документы: Общая акция 97/154/ ПВД Совета от 24 февраля 1997 г. «О борьбе с торговлей людьми и сексуальной эксплуатацией детей» и Решение 2000/357/ПВД Совета от 29 мая 2000 г. «О борьбе с детской порнографией в сети Интернет». Кроме того, Резолюция европейского парламента от 30 мая 2000 г. «По поводу сообщения Комиссии о реализации мер, направленных на борьбу с сексуальным туризмом детей» подтвердила, что данная форма сексуального туризма является преступным деянием, которое тесно связано с деяниями, относящимися к сексуальной эксплуатации детей и детской порнографии. Противодействие сексуальной эксплуатации также осуществляется в рамках Конвенции Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений, которая была заключена в г. Лансароте 25.10.2007 г. [17].
На сегодняшний день, по нашему мнению, мировым сообществом выработана законодательная база, достаточная для организации эффективного противодействия сексуальной эксплуатации людей во всех практически формах, включая и занятие проституцией в пользу третьих лиц. Особая роль принадлежит Глобальному плану действий Организации Объединенных Наций по борьбе с торговлей людьми, принятом на Генеральной Ассамблеей ООН 12 июня 2010 г., в соответствии с которым было вновь заявлено о решительном осуждении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, которая представляет серьезную угрозу для достоинства человека, прав человека и развития, признавая, что нищета, безработица, отсутствие социально-экономических возможностей, насилие по признаку пола, дискриминация и маргинализация являются некоторыми из факторов, делающих людей более уязвимыми в плане торговли людьми. План предусматривал наряду с другими разделы, посвященные предупреждению торговле людьми и защите жертв подобных преступлений, в том числе и жертв сексуальной эксплуатации. Одним из важнейших мероприятий признано устранение социальных, экономических, культурных, политических и других факторов, которые делают людей уязвимыми к торговле людьми, таких как нищета, безработица, неравенство, чрезвычайные гуманитарные ситуации, включая вооруженные конфликты и стихийные бедствия, сексуальное насилие, дискриминация по признаку пола и социальная изоляция и маргинализация, а также обстановка терпимости к насилию в отношении женщин, молодежи и детей. Тем не менее до настоящего времени
план не осуществлен в полной мере, что показывает некоторую романтичность предложенных мероприятий. Не были учтены появляющиеся новые формы сексуальной эксплуатации и торговли людьми, совершаемые с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Нельзя не сказать о самых современных международно-правовых документах, которые позволяют говорить о постоянном внимании мировой общественности к проблеме противодействия торговле людьми и различным формам эксплуатации. Можно выделить такие документы ООН: Резолюцию, принятую Генеральной Ассамблеей ООН 18 декабря 2019 года [по докладу Третьего комитета (А/74/400)] 74/176. «Улучшение координации усилий по борьбе с торговлей людьми», в которой вновь заявлено о решительном осуждении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, которая представляет собой преступление и серьезную угрозу для достоинства и физической неприкосновенности человека, прав человека и устойчивого развития, вновь выражается озабоченность тем, что, несмотря на меры, постоянно принимаемые на международном, региональном и национальном уровнях, торговля людьми остается для международного сообщества одной из серьезнейших проблем, которая также препятствует осуществлению прав человека и требует более согласованных коллективных и комплексных ответных действий на международном уровне, а также ряд других резолюций, принятых комитетами и комиссиями; Резолюцию 32/3 Совета по правам человека от 30 июня 2016 года, озаглавленную «Торговля людьми, особенно женщинами и детьми: защита лиц, ставших жертвами торговли людьми или находящихся в соответствующей группе риска, особенно женщин и детей, в конфликтных и постконфликтных ситуациях»; Резолюцию 27/2 Комиссии по предупреждению преступности и уголовному правосудию от 18 мая 2018 года, «Предупреждение торговли людьми, облегчаемой преступным использованием информационно-коммуникационных технологий, и борьба с ней», в которой более четко выдвинуты положения о предупреждении торговли людьми, осуществляемой с использованием высоких технологий и др. [18].
Необходимо отметить, что страны СНГ, опираясь на международно-правовые акты, также усиливают нормативную работу по уточнению отдельных положений Конвенций и международных договоров в данной сфере. Руководствуясь общепризнанными принципами и нормами международного права, 25 ноября 2005 г. в Москве страны СНГ подписали Соглашение о сотрудничестве стран -участников Содружества Независимых Государств в борьбе с торговлей людьми, органами и тканями человека [19].
Идеология противодействия сексуальной эксплуатации, торговле людьми и сопряженными с ними преступлениями действительно распространилась на практически все страны. Это подтверждается и тем, что в целях повышения осведомленности о проблеме торговли
людьми и привлечения внимания к бедственному положению жертв 30 июля было провозглашено Всемирным днем борьбы с торговлей людьми, 23 сентября названо Международным днем борьбы с сексуальной эксплуатацией и торговлей женщинами и детьми, а 18 октября Днем борьбы с торговлей людьми в Европейском союзе. Такие мероприятия проводились и проводятся в партнерстве с международными организациями и организациями гражданского общества [20].
Ратификация Российской Федерацией различных международных правовых актов по противодействию различным преступлениям, связанным с сексуальной эксплуатацией людей в форме занятия ими проституцией, потребовали от российского законодателя действий по формированию правовой основы для борьбы с указанными криминальными проявлениями. В соответствии с ратификацией основных Конвенций осуществлена реформа отечественного уголовного законодательства в конце 2003 г., в ходе которой в УК РФ были включены статьи об ответственности за торговлю людьми в целях эксплуатации и за использование рабского труда (ст.1271 и 1272 УК РФ). В этом же ключе в ст. 1271, 1272 УК были внесены существенные изменения Федеральными законами РФ от 25 ноября 2008 г. № 218-ФЗ, от 27.12.2009 № 377-ФЗ, от 07.12.2011 № 420-ФЗ, от 29.02.2012 № 14-ФЗ. Наряду с этим, УК РФ содержит ст.240 «Вовлечение в занятие проституцией» и 241 «Организация занятия проституцией», позволяющие осуществлять противодействие сексуальной эксплуатации и проституции. В 2013 г. законодатель сделал еще один важный шаг для противодействия сексуальной эксплуатации: Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 380-ФЗ в УК РФ введена ст. 2401 «Получение сексуальных услуг несовершеннолетнего».
Необходимо отметить, что в целом борьба с указанными преступлениями ведется в целом удовлетворительно, но есть проблемы с квалификацией подобных действий, связанных с торговлей людьми и сексуальной эксплуатацией. В этом смысле важное значение имеет Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 декабря 2019 г. № 58 «О судебной практике по делам о похищении человека, незаконном лишении свободы и торговле людьми» [21].
Но предстоит еще большая работа, связанная с точным исполнением международных обязательств, улучшением национального законодательства и координацией деятельности правоохранительных органов.
Список источников
1. Гордеева А. О., Чернова О. А. Международно-правовые основы борьбы с торговлей людьми. Электронное научное издание «Ученые заметки ТОГУ» 2014, Том 5, № 4, С. 214-220.
2. Национальное и международно-правовое регулирование противодействия торговле людьми и рабству в их современных формах : монография / Т. Я. Хабриева, А. С. Автономов, В. Ю. Артемов [и др.] ; отв. ред. д-р
юрид. наук, проф. А. С. Автономов. М. : Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: ИНФРА-М, 2019.
3. https://www.rup.ee/rus/novosti/obshchestvo/ sovremennoe-rabstvo-prinosit-150-mlrd-dollarov-dokhoda-v-god.
4. https://iz.ru/746825/aleksei-zabrodin/zhertvy-sovremennogo-rabstva-25-mln-chelovek.
5. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / Сост. Н. А. Крашенинникова. М., 2000.
6. Абрамова С. Ю. Африка : четыре столетия работорговли. М., 1992.
7. Мартенс Ф. Собрание трактатов и конвенций, заключенных Россией с иностранными державами. Т. 3.
8. Мартенс Ф. Современное международное право цивилизованных народов / Под ред. Л. Н. Шестакова. Т. 1. М., 1996.
9. Дипломатический словарь / Под ред. А. А. Громыко, А. Г. Ковалева, П. П. Севостьянова, С. Л. Тихвинского. Т. 1. М. : «Наука», 1985.
10. Егорьев В. Рабство в наши дни. М., 1928.
11. Тункин Г. И. Международное право. М. : Юридическая литература, 1994.
12. Аболиционизм, его развитие и сущность. / Де-рюжинский В. Ф. Полицейское право. Пособие для студентов. СПБ. 1903 // Allpravo.Ru - 2004: http://www. allpravo.ru/library/doc76p0/instrum3732/print3909.html.
13. Международно-правовые основы борьбы с незаконной миграцией и торговлей людьми : сб. док. / Сост. В. С. Овчинский. М. : ИНФРА-М, 2004.
14. Противодействие торговле людьми. Сборник нормативных документов / Под. ред. Н. И. Абубикиро-вой. М. : Издательство «ЭКСлит», 2004.
15. Гаагская Министерская Декларация европейских рекомендаций относительно эффективных средств предупреждения и борьбы с торговлей женщинами в целях сексуальной эксплуатации 1997 г. // Справочник по проблемам предотвращения торговли женщинами для консультантов «телефонов доверия». Киев, 1998. Вып. 2.
16. Journal officiel de l'Union européenne L 13 du 20.1.2004, Р. 44. Перевод и предисловие Четверикова А. О.
17. www.eulaw.edu.ru/documents/legislation/law_ defence/se_exp.htm.
18. Материалы на веб-сайте ООН//un.org>ru/ documents/decl_conv/conv...
19. Соглашение о сотрудничестве государств -участников Содружества Независимых Государств в борьбе с торговлей людьми, органами и тканями человека. Москва, 25 ноября 2005 года [Электронный ресурс]. URL: http://legislationline.org/ru/documents/ action/popup/ id/14216.
20. Доклад Генерального секретаря ООН на Генеральной ассамблее «Улучшение координации усилий по борьбе с торговлей людьми» 28 июня 2021 г. / Материалы на веб-сайте ООШ/uno^ru/documents/decl.
21. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 декабря 2019 г. № 58 «О судебной практике по делам о похищении человека, незаконном лишении свободы и торговле людьми» // СПС «Консультант-Плюс».
References
1. Gordeeva A. O., Chernova O. A. International legal foundations of the fight against human trafficking. Electronic scientific publication «Scientific Notes of TOGU» 2014, Volume 5, № 4, Р. 214-220.
2. National and international legal regulation of combating human trafficking and slavery in their modern forms: monograph / T. Ya. Khabrieva, A. S. Avtonomov, V Yu. Artemov [et al.] ; ed. Dr. jurid. A. S. Avtonomov, M. : Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation: INFRA-M, 2019.
3. https://www.rup.ee/rus/novosti/obshchestvo/ sovremennoe-rabstvo-prinosit-150-mlrd-dollarov-dokhoda-v-god.
4. https://iz.ru/746825/aleksei-zabrodin/zhertvy-sovremennogo-rabstva-25-mln-chelovek.
5. Anthology on the history of state and law of foreign countries / Comp. N. A. Krasheninnikova. M., 2000.
6. Abramova S. Yu. Africa: four centuries of the slave trade. M., 1992.
7. Martens F. Collection of treatises and conventions concluded by Russia with foreign powers. Vol. 3.
8. Martens F. Modern international law of civilized peoples / Edited by L. N. Shestakov. Vol. 1. M., 1996.
9. Diplomatic Dictionary / Edited by A. A. Gromyko, A. G. Kovalev, P. P. Sevostyanov, S. L. Tikhvinsky. T. 1. M. : «Science», 1985.
10. Egoryev V. Slavery in our days. M., 1928.
11. Tunkin G. I. International law. M. : Legal Literature, 1994.
12. Abolitionism, its development and essence. / Deryuzhinsky V. F. Police law. Handbook for students. St. Petersburg. 1903 // Allpravo.Ru - 2004: http://www. allpravo.ru/library/doc76p0/instrum3732/print3909.html.
13. International legal framework for combating illegal migration and human trafficking : sat. doc. / Comp. V S. Ovchinsky. M. : INFRA-M, 2004.
14. Countering human trafficking. Collection of normative documents / Edited by N. I. Abubikirova. M. : Publishing House «EXLite», 2004.
15. The Hague Ministerial Declaration of European Recommendations on Effective Means of Preventing and Combating Trafficking in Women for the Purpose of Sexual Exploitation, 1997 // Handbook on the Problems of preventing Trafficking in Women for consultants of helplines. Kiev, 1998. Issue 2.
16. Journal officiel de l'Union européenne L 13 du 20.1.2004, p. 44. Translation and foreword by A. O. Chetverikov.
17. www.eulaw.edu.ru/documents/legislation/law_ defence/se_exp.htm.
18. Materials on the UN website//un.org.ru/documents/ decl_conv/conv...
19. Agreement on Cooperation of the member States of the Commonwealth of Independent States in Combating Trafficking in Human Beings, Human Organs and Tissues. Moscow, November 25, 2005 [Electronic resource]. URL: http://legislationline.org/ru/documents / action/popup/ id/14216.
20. Report of the UN Secretary-General at the General Assembly «Improving coordination of efforts to combat human trafficking» on June 28, 2021 / Materials on the UN website//un.org.ru/documents/decl.
21. Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation № 58 dated December 24, 2019 «On judicial practice in cases of kidnapping, illegal deprivation of liberty and human trafficking» // SPS «ConsultantPlus».
Информация об авторе
Ф. Н. Кадников - адвокат Адвокатской палаты Московской области, кандидат юридических наук.
Information about the author F. N. Kadnikov - Lawyer of the Chamber of Advocates of the Moscow region, Candidate of Legal Sciences.
Статья поступила в редакцию 28.10.2022; одобрена после рецензирования 29.11.2022; принята к публикации 12.12.2022.
The article was submitted 28.10.2022; approved after reviewing 29.11.2022; accepted for publication 12.12.2022.