Пра во
Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2022, № 3, с. 71-77
71
УДК 343
DOI 10.52452/19931778 2022 3 71
© 2022 г.
ГЕНЕЗИС РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ТОРГОВЛЕ ЛЮДЬМИ
Я.Л. Алиев, Н.А. Корсикова, А.Ю. Сагайдак
Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел России, Санкт-Петербург
yakub_aliyev@bk.ru
Поитунира зреЧакцию 07.04.2022
Статья посвящена криминологическому анализу международных нормативно-правовых актов, регламентирующих противодействие торговле людьми на современном этапе развития общества.
Проведен правовой анализ законодательства в области борьбы с торговлей людьми, внимание акцентируется на основных правовых документах. Обобщен научный опыт изучения генезиса законодательства по противодействию торговле людьми.
Ключевые слова: торговля людьми, организованная
Торговля людьми, являясь разновидностью бизнеса криминального типа, оказалась одной из острых проблем, вышедшей за пределы различных государств, занявшей ведущее место в структуре организованной транснациональной преступности. В этой связи одной из основных угроз национальной безопасности является данный вид преступности организованного типа.
На современном этапе развития общества сформирована интегральная правовая база комплексного характера по противодействию торговле людьми, которая включила в себя огромное количество нормативно-правовых актов, содержание которых в настоящее время видится прогрессивным и достаточным.
Говоря о международно-правовом механизме противодействия торговле людьми, необходимо провести комплексно-сравнительный анализ основных нормативно-правовых документов, которые создают фундамент противодействия данному виду организованной преступности транснационального характера на национальном уровне.
Рассматриваемый механизм направлен:
- на укрепление и расширение правовой базы международного характера со стороны всех стран-участников;
- на рационализацию и гармонизацию законодательства национального типа;
- на проведение взаимосвязанных, скоординированных процессуально-правовых действий, превентивных и оперативно-разыскных мероприятий;
- на поэтапное осуществление позиций фундаментальных нормативно-правовых актов ООН в данной сфере;
- на реализацию сотрудничества в системе подбора кадров и повышения квалификации специалистов в данной области [1].
преступность, противодействие торговле людьми.
Европейский союз является одним из основных субъектов, направленных на борьбу с торговлей людьми в настоящее время. За последние 25 лет Европейский союз реализует ряд документов, направленных на борьбу с торговлей «живым товаром».
Авторы определяют, что имеющийся в настоящее время международно-правовой механизм противодействия торговле людьми в рамках Европейского союза можно условно разделить на две категории:
1) звено источников первичного права (к ним можно отнести: международные договоры, которые заключаются между государствами-участниками Европейского союза, с другими государствами и общественными объединениями и организациями международного типа);
2) звено источников вторичного права (регламенты, директивы и иные источники права).
Рассмотрим данную структуру международно-правового механизма противодействия торговле людьми в рамках Европейского союза подробнее.
I. Звено источников первичного права образует Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности, поскольку Европейский союз является одной из сторон договора данного Протокола.
Протокол ратифицирован практически всеми государствами Европейского союза (исключение составили Греция, Чехия, Ирландия). Участие Европейского сообщества в данном Протоколе началось с сентября 2006 года.
Следующим нормативно-правовым документом, который образует правовой механизм противодействия торговле людьми, является
Конвенция о борьбе с торговлей совершеннолетними женщинами от 11.10.1933 [2]. Данный документ сведен к принудительному склонению совершеннолетних женщин к осуществлению проституции за пределами своих стран. Ответственность виновных в Конвенции не предусмотрена, т.е государствам-участникам давалась возможность выбора по своему усмотрению. Конвенция предполагала формирование национальных систем борьбы с торговлей людьми, в том числе и по настоящее время в рамках Европейского союза, посредством регулирования механизма взаимодействия государств-участников Европейского союза. Данная Конвенция направлена на координированное взаимодействие государств-участников с целью защиты и реабилитации жертв торговли людьми. К таким документам также относятся:
- Конвенция МОТ об упразднении принудительного труда от 17 января 1959 г. [3];
- Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством, от 7 сентября 1956 г. [4];
- Европейская конвенция об осуществлении прав детей от 25.01.1996;
- Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, от 25.05.2000 [5] и др.
Следующим важным элементом в системе международно-правового механизма Европейского союза в данной области стала Гаагская Министерская Декларация европейских рекомендаций относительно эффективных средств предупреждения и борьбы с торговлей женщинами в целях сексуальной эксплуатации [6]. Данный документ реализован по предложению Нидерландов 26.04.1997. Впервые на европейском уровне данная инициатива реализовалась в законодательном аспекте (за исключением решения по торговле людьми Европейского парламента в 1996 году). Государства-участники Европейского союза приняли решение о дальнейшем сотрудничестве по борьбе с торговлей людьми, женщинами и детьми. В ратификации данной Декларации присутствовали Болгария, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Кипр и др.
Рассматривая генезис законодательства по противодействию торговле людьми, необходимо акцентировать внимание на международном документе, закладывающем основу системы противодействия рассматриваемой категории преступлений, а именно Конвенции Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуального насилия. Необходимо акцентировать внимание на основных целях дан-
ной Конвенции, поскольку она является основой международно-правового механизма противодействия торговле людьми в рамках Европейского союза.
Основными целями Конвенции являются:
- борьба с сексуальной эксплуатацией и с сексуальным насилием детей;
- защита и реабилитация детей, которые пострадали от сексуального насилия/эксплуатации;
- сотрудничество по противодействию торговле людьми.
Данный документ возлагает на страны -участницы Конвенции обязанности процессуального типа в обеспечении безопасности детей и подростков на всех этапах расследования, а также предлагает установить методику многодисциплинарного превентивного плана с целью координации сотрудничества с заинтересованными странами-участниками [7].
Конвенция открыта для ратификации всеми государствами Совета Европы, а также государствами, которые не являются членами Европейского сообщества, но участвовали в ее разработке. Данный документ является одним из фундаментальных документов, который образует международно-правовой механизм противодействия торговле людьми как в рамках Европейского союза, так и во всем мире.
Развитие законодательства Европейского союза в области борьбы с торговлей людьми находит свое отражение в Конвенции Совета Европы о противодействии торговле людьми [8]. Представленный документ вступил в силу с февраля 2008 года. Конвенция подписана всеми странами, входящими в Европейский союз (исключение составили Эстония и Чехия; Российская Федерация Конвенцию не подписала). Документ направлен:
- на недопущение торговли человеческими органами, предотвращение торговли людьми посредством ужесточения наказаний и усиления мер борьбы;
- на охрану интересов потерпевших от торговли людьми;
- на упрощение механизма сотрудничества на международно-национальном уровне в области борьбы с продажей человеческих органов.
В ходе анализа основных документов, определяющих механизм реализации противодействия торговле людьми, авторы выделяют Конвенцию Совета Европы по борьбе с торговлей человеческими органами от 9 июля 2014 года, которая выделяет основной целью:
- предотвращение торговли человеческими органами и борьба с ней посредством признания уголовно наказуемыми определенных деяний;
Генезис развития законодательства по противодействию торговле людьми
73
- защита прав потерпевших от преступлений, признанных таковыми в соответствии с настоящей Конвенцией;
- облегчение сотрудничества на национальном и международном уровнях в области противодействия торговле человеческими органами [9].
Таким образом, можно констатировать, что звено внешних юридических документов Европейского союза в рамках противодействия торговле людьми, уголовно-правовой механизм и европейская практика противодействию торговле людьми имеют массив правовых норм, который позволяет говорить о совершенствовании международных основополагающих документов. В этой связи Российская Федерация заинтересована в сотрудничестве с Европейским союзом по противодействию торговле людьми в рамках нормо-творческого опыта.
II. Звено источников вторичного права. Данную группу источников составляет Договор о функционировании Европейского союза 1957 г. Документ включил в себя важнейшие положения, связанные с торговлей людьми. Данный договор «...включает в себя новые важные положения, повышающие способность Европейского Союза бороться с международной преступностью, незаконной миграцией и торговлей людьми, оружием и наркотиками» [10]. Упрощенный механизм превенции дает возможность максимальной прозрачности в этих вопросах, а также усиливает роль Европейского парламента и Суда Европейского союза с целью ускорения принятий решений по данному вопросу. Основными целями данного договора являются:
- обеспечение существования зоны свободы, безопасности и справедливости без внутренних границ;
- обеспечение защиты основных прав человека, в особенности прав детей, а также строгое соблюдение и развитие международного законодательства [10].
Исполнение вышеуказанных целей реализуется посредством:
- тесного взаимодействия между правоохранительными органами государств - участников Договора 2007 года;
- тесного взаимодействия органов судебной власти Европейского союза;
- обеспечения координации уголовно-правовых механизмов государств-участников Европейского союза, в результате чего Евро-парламент и Совет Европы наделяются компетенцией принятия нормы, касающейся вопросов противодействия торговле людьми.
Таким образом, настоящий документ является первым учредительным документом, кото-
рый затронул вопрос противодействия торговле людьми.
Авторы считают, что противодействие торговле людьми можно определить как некое воздействие всех субъектов профилактики на явления и процессы, которые детерминируют торговлю людьми и способствуют преступлениям данной категории. Данное воздействие направленно в первую очередь на устранение и уменьшение их негативного влияния, а также на их нейтрализацию.
В Российской Федерации криминализация «торговли людьми» появилась сравнительно недавно [11]. Основаниями для выделения уголовной ответственности данного преступления стали:
- признание Российской Федерацией Конвенции против транснациональной организованной преступности [12];
- увеличение миграционных процессов как внутри страны, так и между государствами, в связи с открытостью границ РФ [13].
Учитывая широкую распространенность торговли людьми, Российская Федерация, наряду с другими странами, является эпицентром событий, который связан:
- с принудительным трудом;
- с рабским трудом;
- с экспортом «живого товара» через государственные и административные границы.
Современный период формирования законодательных основ по противодействию торговле людьми характеризуется признанием Российской Федерацией изучаемого негативно-социального явления на территории России, а также применением норм международного законодательства в формировании системы внутригосударственного правового фундамента по противодействию торговле людьми.
Одним из приоритетных направлений современного российского государства является обязательное соблюдение прав и свобод человека, а также их защита. Согласно ст. 22 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность [14]. Таким образом, ограничение свободы человека допускается только в соответствии с судебным решением, а также в случаях, которые прямо указаны в законе. Данное обстоятельство можно рассмотреть в качестве необходимой предпосылки успешного противодействия Российской Федерации торговле людьми в различных ее проявлениях и фундамента законодательных решений в этой части. Реализация деятельности Российской Федерации в области международного сотрудничества по обеспечению прав и свобод граждан, их защиты от преступных посягательств, в том числе связан-
ных с лишением или ограничением личной свободы человека, дает возможность рассмотрения участия Российской Федерации в деятельности по предупреждению и противодействию торговле людьми.
Так, согласно данным Главного информационно-аналитического центра МВД России, анализ состояния торговли людьми за последние несколько лет, в период с 2013 г. по 2020 г., показывает, что тенденции развития криминогенной ситуации в стране изменились в худшую сторону, поэтому оперативная обстановка в рассматриваемой сфере продолжает оставаться достаточно сложной и напряженной [15].
Так, в 2017 году на территории Российской Федерации зарегистрировано 222 преступления по ст. 127.1 УК РФ. В 2018 году эта цифра составила 216 преступлений, которые связаны с торговлей людьми и нелегальной миграцией. 47 уголовных дел были переданы в суд [15].
Таким образом, авторский мониторинг зарубежного и отечественного законодательства позволяет констатировать, что в целом Уголовный кодекс Российской Федерации соответствует мировой практике установления ответственности за торговлю людьми, однако до настоящего времени в Российской Федерации еще отсутствует четкая законодательная основа противодействия торговле людьми и обобщенная система ее оценки.
Подводя итог развития законодательства Российской Федерации о противодействии торговле людьми, необходимо отметить, что в зависимости от исторического этапа развития общества изменяются и развиваются теоретико-эмпирические предпосылки правовых норм, которые криминализируют торговлю людьми. Изменения государственного устройства Российской Федерации, которые происходили в конце 90-х годов XX века, привели к изменениям уголовного законодательства нашей страны. На сегодняшний день в Уголовном кодексе РФ отражены основные аспекты охраны личной свободы человека, что полностью отвечает требованиям, которые вытекают из международно-правовых норм. В течение довольно длительного времени общественная опасность такого явления, как торговля людьми, недооценивалась в России. Она не признавалась законодательством как самостоятельное преступление. В настоящее время в соответствии с Указом Президента РФ от 02.0.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» торговля людьми является одной из главных угроз национальной безопасности России [16].
Система законодательного обеспечения противодействия торговле людьми дает возмож-
ность авторам предпринять попытку конструктивно определить основные ключевые моменты противодействия торговле людьми.
1. Для более эффективного противодействия торговле людьми и преступлениям, связанным с ней, необходимо принятие мер различного характера (правового, организационного и др.), начиная с создания системы социально-правового обеспечения правоохранительной направленности и заканчивая целенаправленной политикой в области противодействия торговле людьми. А именно: есть необходимость законодательной разработки и закрепления правового документа, который бы регламентировал систему противодействия торговле людьми, - «Стратегии противодействия торговле людьми». Данный документ поможет реализовать алгоритм действий, который обеспечит непрерывность и последовательность мер противодействия торговле людьми. Авторы отмечают, что «Стратегия противодействия торговле людьми» должна быть разработана в соответствии с модельным законодательством, которое разработано Парламентской ассамблеей Совета Европы, и опытом стран Европы и Евразии по противодействию торговле людьми.
«Стратегия» должна предусматривать:
- регулирование основных принципов оказания помощи жертвам торговли людьми;
- регулирование деятельности по предупреждению и противодействию торговле людьми;
- регулирование деятельности по оказанию различных видов помощи лицам, которые оказались в ситуации торговли людьми на территории России. К таким видам помощи относятся: реабилитация жертв сексуальной эксплуатации и других форм торговли людьми, реинтегриро-вание помощи лицам, которые стали жертвами торговли людьми на территории России (специальные процессуальные гарантии, социальная и психологическая адаптация, механизм возмещения вреда, медицинская помощь);
- регулирование проведения социально-правового мониторинга нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность субъектов профилактики торговли людьми, как на социально-правовом, так и на индивидуальном уровне;
- регулирование системы оценки деятельности субъектов противодействия торговле людьми и установление исчерпывающего перечня таких субъектов, с целью недопущения «размытости» сегмента противодействия торговле людьми с четкой регламентацией основных обязанностей и мер. Система оценки эффективности деятельности субъектов противодействия торговле людьми дает возможность говорить о
Гевезииразвития заковоЧатерситза но нротизоЧевитзию торговле рюЧсми
75
том, какой уровень качества деятельности субъектов противодействия торговле людьми существует в настоящее время. Поэтому не определив исчерпывающий перечень субъектов противодействия торговле людьми невозможно говорить о системе оценки такой деятельности.
2. Необходимость дальнейшей корректировки критериев компетенций, функций/задач субъектов профилактики торговли людьми и связанных с ней преступлений. К таким критериям относятся:
- организация ведомственного, межведомственного взаимодействия по противодействию торговле людьми;
- повышение эффективности правоохранительной деятельности;
- повышение уровня результативности.
3. В целях дальнейшей активизации деятельности по противодействию торговле людьми необходимо создание единой государственно-правовой стратегии противодействия торговле людьми, которая направлена:
- на развитие опыта международного сотрудничества в области противодействия торговле людьми и оказания помощи жертвам данного вида преступлений;
- на совершенствование законодательства в области организации внутреннего взаимодействия и сотрудничества.
4. В связи с тем, что в Российской Федерации существует многоуровневая система субъектов профилактики преступности [17], а также многосубъектность в деятельности по противодействию торговле людьми, авторы считают целесообразным создание главной координационной единицы - Центра по противодействию торговле людьми и рабству. В деятельность данного органа включить вопросы контроля и организации взаимодействия в рассматриваемой сфере.
5. Проведенное исследование подтвердило значимость проблемы организации и разработки научно-методических материалов (инструкций, программ, планов) с целью определения секторов направлений работы соответствующих субъектов профилактики рассматриваемого вида преступлений и их структурных подразделений.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что отмеченные обстоятельства, по мнению авторов, предопределяют проблему предупреждения и противодействия торговле людьми в условиях современной социально-экономической ситуации. Она способствует множеству практических аспектов правового, этнического и иного характера.
Снииок литературы
1. Городинец Ф.М., Корсикова Н.А., Сагайдак А.Ю. Криминологический анализ противодействия торговле людьми: особенности деятельности органов внутренних дел России: Монография. СПб.: ООО «Р-КОПИ», 2016. 146 с.
2. Конвенция о борьбе с торговлей совершеннолетними женщинами от 11.10.1933 г. [Электронный ресурс] // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 04.02.2022).
3. Конвенция Международной организации труда № 105 об упразднении принудительного труда (Женева, 25 июня 1957 г.) [Электронный ресурс] // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 04.02.2022).
4. Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством (Заключена в г. Женеве 07.09.1956) [Электронный ресурс] // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». URL: http://www.consul tant.ru (дата обращения: 20.01.2022).
5. Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии (Нью-Йорк, 25 мая 2000 г.) [Электронный ресурс] // Доступ из спра-вочно-правовой системы «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 23.01.2022).
6. Гаагская Министерская Декларация европейских рекомендаций относительно эффективных средств предупреждения и борьбы с торговлей женщинами в целях сексуальной эксплуатации 1997 г. // Справочник по проблемам предотвращения торговли женщинами для консультантов «телефонов доверия». Киев, 1998. Вып. 2.
7. Конвенция Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуального насилия (Лансаротская конвенция) 25 октября 2007 года [Электронный ресурс] // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». URL: https://www.coe.int/t/ dg3/children/1 in5/PACE/About_en. asp?expandable=5 (дата обращения: 30.01.2021).
8. Конвенция Совета Европы о противодействии торговле людьми (CETS № 197) [рус., англ.] (Заключена в г. Варшаве 16.05.2005) [Электронный ресурс] // Доступ из справочно-правовой системы «Консуль-тантПлюс». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 03.02.2022).
9. Конвенция Совета Европы против торговли человеческими органами ETS № 216 (Сантьяго-де-Компостела, 25 марта 2015 г.) [Электронный ресурс] // Доступ из справочно-правовой системы «Консуль-тантПлюс». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 04.02.2022).
10. Договор о функционировании Европейского Союза (Рим, 25 марта 1957 г.) (в редакции Лиссабонского договора 2007 г.) (2016/С 202/01) [Электронный ресурс] // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 03.02.2022).
11. Федеральный закон РФ от 8.12.2003 № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 50.
Ст. 4848. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 27.01.2022).
12. Конвенция против транснациональной организованной преступности (принята в г. Нью-Йорке 15.11.2000 Резолюцией 55/25 на 62-ом пленарном заседании 55-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // Доступ из справочно-правовой системы «Консуль-тантПлюс». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 27.01.2022).
13. Коробицына Д. А. Торговля людьми в России: причины, формы, меры предупреждения и противодействия // Экономика, государство, общество. 2010. № 3. С. 21.
14. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // Доступ из справочно-правовой системы
«КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 04.02.2022).
15. Состояние преступности в России за январь-декабрь 2013-2020 гг. // Статистический сборник ФКУ «ГИАЦ» МВД России. М., 2021.
16. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 21.01.2022).
17. Федеральный закон РФ от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Доступ из справочно-правовой системы «Консуль-тантПлюс». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 14.10.2021).
GENESIS OF THE DEVELOPMENT OF LEGISLATION ON COMBATING HUMAN TRAFFICKING
Ya.L. Aliev, N.A. Korsikova, A.Y. Sagaidak
The article is devoted to the criminological analysis of international legal acts regulating combating human trafficking at the present stage of society development. The article provides a legal analysis of the legislation in the field of combating human trafficking, focusing on the main documents. The scientific experience of studying the genesis of the development of anti-trafficking legislation is summarized.
Keywords: human trafficking, organized crime, combating human trafficking.
References
1. Gorodinets F.M., Korsikova N.A., Sagaidak A.Yu. Criminological analysis of combating human trafficking: features of the activities of the internal affairs bodies of Russia: Monograph. St. Petersburg: LLC «R-KOPI», 2016. 146 p.
2. Convention on Combating Trafficking in 18-year-old Women of 11.10.1933 [Electronic resource] // Legal reference system «ConsultantPlus». URL: http://www. consultant.ru (Date of access: 02.04.2022).
3. International Labour Organization Convention № 105 on the Abolition of Forced Labour (Geneva, June 25, 1957) [Electronic resource] // Legal reference system «ConsultantPlus». URL: http://www.consultant.ru (Date of access: 04.02.2022).
4. Additional Convention on the Abolition of Slavery, the Slave Trade and Institutions and Customs Similar to Slavery (Concluded in Geneva on 07.09.1956) [Electronic resource] // Legal reference system «ConsultantPlus». URL: http://www.consultant.ru (Date of access: 20.01.2022).
5. Optional Protocol to the Convention on the Rights of the Child on the sale of children, child prostitution and child pornography (New York, May 25, 2000) [Electronic resource] // Legal reference system «ConsultantPlus». URL: http://www.consultant.ru (Date of access: 23.01.2022).
6. The Hague Ministerial Declaration of European Recommendations on Effective Means of Preventing and Combating Trafficking in Women for the Purpose of Sexual Exploitation, 1997 // Handbook on the Problems of preventing Trafficking in Women for Helpline consultants. Kiev, 1998. Issue 2.
7. Council of Europe Convention on the Protection of Children from Sexual Exploitation and Sexual Violence (Lanzarote Convention) on October 25, 2007 [Electronic resource] // Legal reference system «ConsultantPlus». URL : https ://www. coe. int/t/dg3/children/1 in5/PACE/Ab out_en.asp?expandable=5 (Date of access: 30.01.2021).
8. Council of Europe Convention on Combating Human Trafficking (CETS No. 197) [Rus., Eng.] (Signed in Warsaw on 16.05.2005) [Electronic resource] // Legal reference system «ConsultantPlus». URL: http://www. consultant.ru (Date of access: 03.02.2022).
9. Council of Europe Convention against Trafficking in Human Organs ETS No. 216 (Santiago de Composte-la, March 25, 2015) [Electronic resource] // Legal reference system «ConsultantPlus». URL: http://www.consul tant.ru (Date of access: 02.04.2022).
10. Treaty on the Functioning of the European Union (Rome, March 25, 1957) (as amended by the Lisbon Treaty of 2007) (2016/C 202/01) [Electronic resource] // Legal reference system «ConsultantPlus». URL: http:// www.consultant.ru (Date of access: 03.02.2022).
11. Federal Law of the Russian Federation № 162-FL of 8.12.2003 «On Amendments and Additions to the Criminal Code of the Russian Federation» // CL RF. 2003. № 50. Ar. 4848 // Legal reference system «ConsultantPlus». URL: http://www.consultant.ru (Date of access: 27.01.2022).
12. Convention against Transnational Organized Crime (adopted in New York on 15.11.2000 by Resolution 55/25 at the 62nd plenary meeting of the 55th session of the UN General Assembly) // Legal reference system «ConsultantPlus». URL: http://www.consultant.ru (Date of access: 27.01.2022).
reHe3ucpa3eumun 3aK0H0Ôamenbcmea no npomueoöeücmeurn тoргoenе nwàbMU
77
13. Korobitsyna D.A. Human trafficking in Russia: causes, forms, prevention and counteraction measures // Economy, state, society. 2010. № 3. P. 21.
14. Constitution of the Russian Federation of 12.12.1993 // Legal reference system «ConsultantPlus». URL: http://www.consultant.ru (Date of access: 02.04.2022).
15. The state of crime in Russia for January-December 2013-2020 // Statistical collection of the «GIAC» of the Ministry of Internal Affairs of Russia. M., 2021.
16. Decree of the President of the Russian Federation dated 02.07.2021 № 400 «On the National Security Strategy of the Russian Federation» // Legal reference system «ConsultantPlus». URL: http://www.consul tant.ru (Date of access: 21.01.2022).
17. Federal Law of the Russian Federation dated 23.06.2016 No. 182-FL «On the basics of the system of crime prevention in the Russian Federation» [Electronic resource] // Legal reference system «ConsultantPlus». URL: http://www.consultant.ru (Date of access: 14.10.2021).