Научная статья на тему 'Механизмы международно-правового сотрудничества государств-участников Совета Европы в противодействии торговли людьми'

Механизмы международно-правового сотрудничества государств-участников Совета Европы в противодействии торговли людьми Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
285
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / СОВЕТ ЕВРОПЫ / ТОРГОВЛЯ ЛЮДЬМИ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ / INTERNATIONAL JUDICIAL COOPERATION / COUNCIL OF EUROPE / HUMAN TRAFFICKING / NORMATIVE LEGAL DOCUMENTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нимировский Виталий Валерьевич

В статье проанализированы основные юридические соглашения, ориентированные на сотрудничество государств-членов Совета Европы в противодействии торговле людьми. В ходе анализа акцентируется внимание на необходимость совершенствования международно-правовой основы противодействия и предупреждения торговле людьми. Сделан вывод, что именно нормы нормативных правовых актов определенного государства будут оказывать наиболее конкретное и действенное влияние на данную проблематику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Нимировский Виталий Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International judicial cooperation mechanisms of member-states of Council of Europe in actions against human trafficking

The article provides an insight into main judicial agreements directed to the member-states of Council of Europe in actions against human trafficking. During the course of analysis the necessity of improvement of actions against human trafficking occurs. We come to conclusion that norms of normative legal documents of concrete government have impact on mentioned issues.

Текст научной работы на тему «Механизмы международно-правового сотрудничества государств-участников Совета Европы в противодействии торговли людьми»

УДК 341

РО! 10.23672/8ДЕ.2019.2019.43757

Нимировский Виталий Валерьевич

старший оперуполномоченный первого отдела ОРЧ (ЭБ и ПК) № 8 ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, капитан полиции,

соискатель кафедры международного и европейского права Юридического факультета, Казанский федеральный университет sktmk1@mail.ru

Vitalii V. Nimirovskii

Operative officer of the Operations and Search division № 8 of the Russian MIA, Candidate of the Department of international and European law, faculty of law, Kazan Federal University. sktmk1@mail.ru.

Механизмы

м еждународно-правового сотрудничества государств-участников совета европы в противодействии торговли людьми

International judicial

cooperation mechanisms of member-states of council of europe in actions against human trafficking

Аннотация. В статье проанализированы основные юридические соглашения, ориентированные на сотрудничество государств-членов Совета Европы в противодействии торговле людьми. В ходе анализа акцентируется внимание на необходимость совершенствования международно-правовой основы противодействия и предупреждения торговле людьми. Сделан вывод, что именно нормы нормативных правовых актов определенного государства будут оказывать наиболее конкретное и действенное влияние на данную проблематику.

Ключевые слова: Международно-правовое сотрудничество, Совет Европы, торговля людьми, нормативно-правовые документы.

Annotation. The article provides an insight into main judicial agreements directed to the member-states of Council of Europe in actions against human trafficking. During the course of analysis the necessity of improvement of actions against human trafficking occurs. We come to conclusion that norms of normative legal documents of concrete government have impact on mentioned issues.

Keywords: International judicial cooperation, Council of Europe, human trafficking, normative legal documents.

В последнее время актуальность проблемы противодействия торговли людьми обоснована проблемой межстрановой торговли людьми, которая наблюдаются во всем мире. Следует обратить внимание на повышенную активность стран Европы и Евразии по противодействию торговли людьми как внутри государств (внутренняя торговля людьми), так и в трансграничной форме. Однако, несмотря на уже действующие международно-правовые основы сотрудничества государств в сфере предупреждения и противодействия торговле людьми, серьезность проблемы в современном мире требует необходимость совершенствования международно-правовых механизмов противодействия и предупреждения торговле людьми.

В рамках исследуемой проблемы Т.И. Соловей отмечает, что вопросы предупреждения и противодействия торговле людьми инициировались

достаточно активно уже в XIX - начале XX века, но в условиях усиливающейся глобализации, кризисных процессов в мировой политической и экономической системе особо остро создаются условия для увеличения масштабов совершения преступлений [18, с. 33-36].

Заметное влияние на понимание проблемы международного сотрудничества в противодействии торговли людьми оказали работы таких ученых как: Бастрыкин А.И., [5], Олимпиев А.Ю. [17], Меркушин В.В., [16] Мельникова Э.Б., [15] Мансуров Т.Т. [13]. С их позиций становится понятным, что международное сотрудничество регулируется нормами международного и внутригосударственного права, им представляется необходимым создание международного инструментария в виде определенных стратегических планов, способствующего более тесному международно-паровому сотрудничеству государств.

Подтверждением данной позиции являются взгляды Глобова И.Н, который обращает внимание на важность использования международно-правовых стандартов в вопросе противодействию преступности [8, с. 17-21].

На международном уровне принято достаточно много нормативно-правовых актов по рассматриваемой теме, однако, правовая база нуждается в совершенствовании с учетом современных реалий. Рассматривая торговлю людьми как целостное явление, необходимо четко и конструктивно проанализировать систему противодействия данному виду преступлений. Усилия мирового сообщества были направлены на формирование правовой базы борьбы с торговлей людьми, противодействию современным видам этой социальной аномалии. Исследование данной проблемы должно носить комплексный, междисциплинарный характер. Например, С.И. Винокуров предлагает «по-новому воспринимать и оценивать понятие «торговля людьми как комплексное криминологическое явление..., полное отражение которого одной уголовно-правовой нормой практически невозможно» [6, с. 49-53].

Исследователи Дзялошинский И.М., Тюрюкано-ва Е.В. отметили, что «в мировом движении против торговли людьми можно выделить три действующих субъекта: государственные органы разных стран, неправительственные некоммерческие организации, международные организации» [9, с. 6]. Роль международных организаций Совета Европы, ОБСЕ в последовательном выполнении принятых документов в области противодействия торговле людьми рассмотрел Черный А.М. [19, с. 136].

Стоит отметить важную роль в эффективном международно-правовом сотрудничестве по предупреждению и противодействию торговле людьми международных организаций, в которых разрабатываются новые международно-правовые акты, нацеленные на углубление сотрудничества, в первую очередь, на принятие определенных механизмов на региональном уровне, в рамках Совета Европы.

Совет Европы является самостоятельной международной организацией с 1949 г., в составе которой насчитывается 47 государств. Совет Европы имеет постоянную штаб-квартиру в Страсбурге (Франция). 28 февраля 1996 года Российская Федерация стала полноправным участником Совета Европы. В структуру основных органов Совета Европы входят Комитет министров (КМСЕ), Парламентская ассамблея (ПАСЕ), Конгресс местных и региональных властей Совета Европы (КМРВСЕ, до мая 2007 года -КМРВЕ) и Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ).

Вместе с тем, необходимо отметить, что Совет Европы, в отличие от Евросоюза, не может издавать обязательные законы. В Уставе международной организации прописано, что «целью Совета Европы является достижение большего единства между его членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являю-

щихся их общим достоянием, и содействие их экономическому и социальному прогрессу» [3].

Мизулина Е.Б в работе «Торговля людьми и рабство в России: международно-правовой аспект», анализируя проблему торговли людьми, пришла к выводу, что «поскольку такие международные обязательства, содержащиеся в международно-правовом акте, едины для всех государств-участников, то можно сказать, что в процессе реализации они выполняют роль, своего рода, международных стандартов применительно к той или иной сфере общественных отноше-ний»[13, с. 167].

По мнению Лукач Н.М. [11, с. 81], Совет Европы обращается к проблеме торговли людьми непосредственно или опосредованно через ряд своих комитетов и программ. Одним из первых международных документов Совета Европы, который затронул вопрос, связанный с противодействием торговлей людьми, является Европейская конвенция о правах и основных свободах человека от 04 ноября 1950 годах [1].

В соответствии со ст. 4 рассматриваемой Конвенции, устанавливается запрет на рабство и принудительный труд. А именно:

- никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии;

- никто не должен привлекаться к принудительному или обязательному труду.

Европейская конвенция о правах и основных свободах человека от 4 ноября 1950 года ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ.

Основным документом, регламентирующим противодействие торговле людьми, в рамках Совета Европы является Конвенция Совета Европы о противодействии торговле людьми от 16 мая 2005 года [2].

Целями настоящего документа являются:

- предупреждение торговли людьми и борьба с ней при обеспечении равенства между женщинами и мужчинами;

- защита основных прав человека жертв торговли людьми и разработка всеобъемлющей основы для защиты жертв и свидетелей и оказания им содействия при обеспечении равенства между женщинами и мужчинами, а также обеспечение эффективного расследования и привлечения к ответственности виновных;

- содействие международному сотрудничеству в области борьбы с торговлей людьми.

Важнейшим положением, содержащимся в Конвенции Совета Европы о противодействии торговле людьми, является положение о международном сотрудничестве и взаимодействии с гражданским обществом, принятие мер по защите жертв.

Следующим нормативным правовым актов Совета Европы в сфере противодействия торговле людьми является Конвенция Совета Европы по борьбе с торговлей человеческими органами от 9 июля 2014 года.

В данном документе отмечается, что проблема торговли человеческими органами, носит очень острый и актуальный характер, ведь спрос на здоровые человеческие органы в мире очень высок. На сегодняшний день, ни одному высокоразвитому государству не удается достичь прозрачности в трансплантологии. Поэтому и стало необходимым приятия этого важного и главнейшего в мире документа. Эта сфера деятельности приносит большую прибыль, при этом остается латентной. Крайне редко сотрудникам правоохранительных органов удается разоблачить преступников, занимающихся торговлей человеческими органами, и привлечь к уголовной ответственности. Такая преступная деятельность, зачастую осуществляется не в одиночку, а в составе организованной преступной группы, что носит еще более высокую общественную опасность для общества.

Конвенция Совета Европы по борьбе с торговлей человеческими органами учреждает мониторинговый орган - Комитет сторон, состоящий из государств-участников (ст. 23).

Россия приняла участие в разработке международного документа о запрете продажи человеческих органов. Существенным недостатком российского уголовного законодательства является отсутствие отдельной нормы, устанавливающей запрет на незаконный оборот человеческих органов или тканей.

Учитывая глобальный характер рассматриваемой проблемы , Совет Европы призывает к под -писанию Конвенции и ее ратификацию. Однако, в настоящий момент Конвенция по борьбе с торговлей человеческими органами остается не вступившей в силу.

Использование незаконно изъятых органов, а также незаконный оборот человеческих органов в качестве преступлений отражение в УК РФ не нашли, что, по нашему мнению и мнению ряда российских ученых-юристов, является упущением. Стоит согласиться с позицией А.С. Якименко о необходимости включить в УК РФ норму, «...предусматривающую уголовную ответственность за незаконную куплю-продажу, а также совершения иных сделок в отношении органов, тканей или иных фрагментов тела человека, в целях трансплантации, проведения опытов, обрядов или в иных целях.» [20, с. 14] .

Точка зрения Е.В. Герасимова [7, с. 103], М.М. Зейналова, В.М. Гаммаева[10, с. 122] совпадает с позицией А.С. Якименко.

Таким образом, Конвенция Совета Европы по борьбе с торговлей человеческими органами, на наш взгляд, является прорывом в области развития международно-правовых отношений по противодействию с незаконным оборотом чело-

веческих органов на международном и региональном уровнях, призывая криминализировать преступную деятельность в данной области, а также - принятие системы мер по защите прав потерпевших.

Проблема сексуальной эксплуатации детей очень тесно связана с торговлей людьми, зачастую, именно для сексуальной эксплуатации происходят данные преступные деяния. Следующим международным правовым актом в области противодействия торговли людьми является Конвенция Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений, которая была заключена в г. Лансароте 25.10.2007.

В Главе VIII Конвенции Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений определены порядок сбора и хранения данных. Далее, в Конвенции раскрываются особенности международного сотрудничества, механизм мониторинга, связь с другими международными документами, поправки к Конвенции, и заключительные положения. Данная Конвенция ратифицирована Федеральным законом РФ от 07.05.2013 № 76-ФЗ. Анализируя данный международно-правовой документ, Алихаджиева И.С. отмечает, что в нем не определено общее понятие «сексуальной эксплуата-ции»[1, с. 55-56].

Лебединец И.Н. в статье «Международно-правовые основы сотрудничества государств в борьбе с торговлей женщинами и детьми» обращает внимание на положение Конвенции Совета Европы «О киберпреступности» 2003 г, обращает внимание на то, что в ней запрещено производство, распространение, потребление, хранение детской порнографии [9, с. 193].

Таким образом, проанализировав международно-правовой механизм противодействия торговли людьми в рамках Совета Европы, можно сделать вывод о том, что основными юридическими документами, где изложен механизм противодействия торговле людьми являются:

- Конвенция Совета Европы о противодействии торговле людьми от 16 мая 2005 года;

- Конвенция Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений от 25 октября 2007 года;

Конвенция Совета Европы по борьбе с торговлей человеческими органами от 9 июля 2014 года.

В вышеперечисленных Конвенциях Совета Европы особое внимание уделяется уголовно-правовым и уголовно-процессуальным аспектам, о необходимости приведения странами-участниками национального законодательства в соответствии с положениями, изложенными в данных международных документов.

Таким образом, проведенный анализ позволяет прийти к выводу о серьезности проблемы в современном мире и акцентирует необходимость

совершенствования международно-правовой основы противодействия и предупреждения торговле людьми. Приведение внутреннего законодательства в области торговле людьми является наиболее действенной мерой по противодей-

Литература:

1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с «Протоколом [№ 1]» (Подписан в г. Париже 20.03.1952).

2. Конвенция совета Европы о противодействии торговле людьми (CETS № 197) [рус., англ.] (Заключена в г. Варшаве 16.05.2005) // Доступ из справочно-правовой системы «Консультант-Плюс». URL : http://www.consultant.ru (дата обращения 03.06.2019).

3. Устав Совета Европы ETS N 001 (Лондон, 5 мая 1949 г.) // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». URL : http://www. consul tant.ru (дата обращения 02.06.2019).

4. Алихаджиева И.С. О понятии сексуальной эксплуатации в международном праве // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 10(83) октябрь. С. 55-56.

5. Бастрыкин А.И. Взаимодействие советского уголовно-процессуального и международного права. Л. : Ленингр. ун-т, 1986. 136 с.

6. Винокуров С.И. К вопросу о путях реформирования международного законодательства в сфере борьбы с торговлей людьми (основные тезисы) // Российский следователь. 2014. № 8. С. 49-53.

7. Герасимова Е.В. Принуждение к изъятию органов или тканей человека. Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). № 4(125). 2007. С. 102-104.

8. Глобов И.Н. Международное право. М. : Дрофа 2006. 368 с.

9. Дзялошинский И.М. Торговля людьми: СМИ как ресурс общественного противодействия современному рабству / И.М. Дзялошинский, Е.В. Тюрюканова. М., 2008. 368 с.

10. Зейналов М.М. Уголовно-правовой анализ квалифицирующих признаков торговли людьми/ М.М. Зейналов, В.М. Гаммаев // Современное право. 2011. № 4. С. 122.

11. Лукач Н.М. Международный опыт преодоления проблемы торговли людьми // Научный журнал «Век глобализации». 2016. № 4. С. 81-82.

12. Лебединец И.Н. Международно-правовые основы сотрудничества государств в борьбе с торговлей женщинами и детьми // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 11(72) ноябрь. С. 196-194.

ствию данной преступности в целом. Именно нормы нормативных правовых актах определенного государства будут оказывать наиболее конкретное и действенное влияние на данную проблематику.

Literature:

1. Convention for the Protection of Human Rights and Fundamental Freedoms (Signed in Rome on 04.11.1950) (dated 13.05.2004) (together with Protocol [№ 1] (Signed in Paris on 20.03.1952).

2. The convention of the Council of Europe on counteraction to human trafficking (CETS № 197) [Russian, English] (It is concluded in Warsaw 16.05.2005 // Access from a legal-reference system ConsultantPlus. URL : http://www.consultant.ru (date of appeal 03.06.2019).

3. The charter of the Council of Europe of ETS N 001 (London, on May 5, 1949) // Access from a legal-reference system ConsultantPlus. URL : http://www.consultant.ru (date of the address 02.06.2019).

4. Alihajieva I.S. On the Concept of Sexual Exploitation in International Law // Topical Problems of Russian Law. 2017. № 10(83). October. P. 55-56.

5. Bastrykin A.I. Interaction of Soviet Criminal Procedure and International Law/A.I. Bastrykin. L. : Leningr. Un-t, 1986. 136 p.

6. Vinokurov S.I. On the Question of Ways to Reform International Legislation in the Field of Combating Trafficking in Persons (Main Theses) // Russian Investigator. 2014. № 8. P. 49-53.

7. Gerasimov E.V. Forcing the removal of human organs or tissues. Journal of the University named after O.E. Kutafin (MGSA). № 4(125). 2007. P. 102104.

8. Globov I.N. International Law. M. : Drofa 2006. 368 c.

9. Dzyaloshinsky I.M. Human Trafficking: Mass Media as a Resource of Public Opposition to Modern Slavery / I.M. Dzyaloshinsky, E.V. Tyurukanova. M., 2008. 368 p.

10. Zeynalov M.M. Criminal Legal Analysis of Qualifying Signs of Trafficking in Persons / M.M. Zeynalov, V.M. Gammayev // Modern Law. 2011. № 4. P. 122.

11. Lukach N.M. International Experience of Overcoming the Problem of Human Trafficking // Scientific Journal «The Age of Globalization». № 4. 2016. P. 81-82.

12. Lebedinets I.N. International Legal Basis for Cooperation of States in Combating Trafficking in Women and Children // Topical Problems of Russian Law. 2016. № 11 (72) Nov. P. 196-194.

13. Мизулина Е.Б. Торговля людьми и рабство в России: международно-правовой аспект : монография. М. : Юристъ, 2006. 596 с.

14. Мансуров Т.Т. Правовые основы международного сотрудничества в борьбе с преступлениями международного характера. М. : Современная экономика и право, 2003. 104 с.

15. Мельникова Э.Б. Международное сотрудничество в сфере уголовной юстиции: учебное пособие. М. : Проспект, 2003. 112 с.

16. Меркушин В.В. Международное сотрудничество в борьбе с транснациональной организованной преступностью : дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.10 / В.В. Меркушин. Мн., 2005. 129 с.

17. Олимпиев А.Ю. Международное сотрудничество в противодействии торговле людьми. Москва: Изд-во Юнити-Дана, 2015. - 87с.

18. Соловей Т.И. Международное сотрудничество в борьбе с незаконным вывозом для сексуальной эксплуатации и растления несовершеннолетних.// Вопросы ювенальной юстиции. М. : Юрист, 2007. № 1. С. 31-36.

19. Черный А.М. Международно-правовые и национальные инструменты предупреждения торговли людьми // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2016. № 5 (112). С. 136-141.

20. Якименко А.С. Уголовная ответственность за преступления, связанные с незаконным изъятием и (или) тканей человека : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов-н/Д., 2007. С. 24.

13. Mizulina E.B. Human Trafficking and Slavery in Russia: International Legal Aspect : monograph. M. : Lawyer, 2006. 596 p.

14. Mansurov T.T. Legal Basis of International Cooperation in Combating Crimes of International Character. M. : Modern Economy and Law, 2003. 104 p.

15. Melnikov E.B. International Cooperation in Criminal Justice: A Tutorial. M. : Prospect, 2003. 112 p.

16. Merkushin V.V. International cooperation in the fight against transnational organized crime : dis. ... yew. edging. jurisprudence: 12.00.10. Mn., 2005. 129 p.

17. Olympiev A.Y. International cooperation in combating human trafficking. M. : Unity-Dana, 2015. 87 p.

18. Nightingale T.I. International cooperation in combating illegal export for sexual exploitation and molestation of minors // Issues of juvenile justice. M. : Lawyer. 2007. № 1. P. 31-36.

19. Black A.M. International Legal and National Instruments for the Prevention of Trafficking in Persons // Journal of the Saratov State Law Academy 2016. № 5(112). P. 136-141.

20. Yakimenko A.S. Criminal liability for crimes related to illegal seizure and (or) human tissues : au-toref. dis. ... cand. yurid. nauk. Rostov-on/D., 2007. P. 24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.