Научная статья на тему 'Международно-правовые и уголовно-правовые аспекты противодействия торговле детьми: история и тенденции развития'

Международно-правовые и уголовно-правовые аспекты противодействия торговле детьми: история и тенденции развития Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
936
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / ТОРГОВЛЯ ЛЮДЬМИ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТОРГОВЛЕ ДЕТЬМИ / ООН / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / CHILDREN / HUMAN TRAFFICKING / COUNTER-TRAFFICKING IN CHILDREN / THE UN / NATIONAL PROGRAMS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нигматуллин Ришат Вахидович, Букалерова Людмила Александровна, Бисярина Алина Нарисовна

В статье исследуется развитие международноправовых основ противодействия торговле детьми как одной из разновидностей торговли людьми. Подчеркнуто, что важнейшие международные акты по борьбе с торговлей детьми созданы под эгидой ООН и региональными международными организациями. Отмечена необходимость комплексного подхода к решению проблем, в частности, путем принятия национальных программ. Рассмотрено влияние международно-правовых актов на российское уголовное законодательство, необходимость его совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper reviews the development of the international legal framework for counter-trafficking in children as a form of human trafficking. It is stressed that the most important international acts to combat trafficking in children have been created under the auspices of the UN and regional international organizations. The authors note the need for an integrated approach to solving problems, in particular, through adopting national programs. The authors examine the influence of international legal acts on Russian criminal legislation and the need for its improvement.

Текст научной работы на тему «Международно-правовые и уголовно-правовые аспекты противодействия торговле детьми: история и тенденции развития»

УДК 341.48:343.431-053.2(091)

Нигматуллин Ришат Вахидович Richat V. Nigmatullin

доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой международного права и международных отношений

Институт права Башкирского государственного университета (450005, Республика Башкортостан, Уфа, ул. Достоевского, 131)

doctor of sciences (law), professor, head of the chair of international law and international relations Institute of law of the Bashkir state university (131 Dostoevsky st., Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia, 450005)

E-mail: [email protected]

Букалерова Людмила Александровна Liudmila A. Bukalerova

доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой уголовного права, уголовного процесса и криминалистики

Российский университет дружбы народов (117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6) doctor of sciences (law), professor, head of the department of criminal law, criminal procedure and criminalistics

Peoples' friendship university of Russia (6 Miklukho-Maklay st., Moscow, Russia, 117198) E-mail: [email protected]

Бисярина Алина Нарисовна Alina N. Bisyarina

начальник редакционно-издательского отдела

Уфимский юридический институт МВД России (450103, Республика Башкортостан, Уфа, ул. Муксинова, 2)

head of the editorial department

Ufa law institute of the MIA of Russia (2 Muksinova st., Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia, 450103) E-mail: а[email protected]

Международно-правовые и уголовно-правовые аспекты противодействия торговле детьми: история и тенденции развития

International legal and criminal legal aspects of counter-trafficking in children:

history and development trends

В статье исследуется развитие международно- The paper reviews the development of the interna-

правовых основ противодействия торговле детьми как tional legal framework for counter-trafficking in children

одной из разновидностей торговли людьми. Подчер- as a form of human trafficking. It is stressed that the

кнуто, что важнейшие международные акты по борьбе most important international acts to combat trafficking in

с торговлей детьми созданы под эгидой ООН и регио- children have been created under the auspices of the

нальными международными организациями. Отмече- UN and regional international organizations. The authors

на необходимость комплексного подхода к решению note the need for an integrated approach to solving prob-

проблем, в частности, путем принятия национальных lems, in particular, through adopting national programs.

программ. Рассмотрено влияние международно-пра- The authors examine the influence of international legal

вовых актов на российское уголовное законодатель- acts on Russian criminal legislation and the need for its

ство, необходимость его совершенствования. improvement.

© Нигматуллин Р.В., Букалерова Л.А., Бисярина А.Н., 2017

Ключевые слова: дети, торговля людьми, противодействие торговле детьми, ООН, национальные программы.

Keywords: children, human trafficking, counter-trafficking in children, the UN, national programs.

В современную эпоху торговля людьми и, в частности, детьми стала глобальной проблемой для многих государств, независимо от уровня их развития. Как отметила специальный докладчик ООН по проблеме торговли людьми Мария Грация Джаммаринаро на сессии Совета ООН по правам человека, «в настоящее время нет ни одной страны или региона, которые можно было бы назвать свободными от торговли людьми всех возрастов» [1].

О торговле людьми известно со времен античности. Однако наибольшую распространенность это преступление получило в середине XV века, когда в Европу были привезены первые рабы-африканцы. Реальные меры по искоренению этого преступления были приняты лишь в Х!Х веке [2, с. 11]. Следующий этап развития международно-правовых основ противодействия торговле людьми, в том числе детьми, связан с массовым упразднением рабства. В это время особое внимание международного сообщества привлекает проблема противодействия торговле женщинами и детьми. Первый Международный конгресс по борьбе с торговлей женщинами и девочками в целях разврата был проведен в 1899 году в Лондоне [3]. Положительная тенденция восприятия мировым сообществом рассматриваемой проблемы проявилась в том, что в 1921 году была принята Международная конвенция о борьбе с торговлей женщинами и детьми, обязавшая государства привлекать к ответственности лиц, вовлекающих в занятие проституцией или занимающихся куплей-продажей женщин и детей.

Важной вехой в решении рассматриваемой проблемы стало принятие в 1926 году под эгидой Лиги Наций Конвенции о рабстве. Ее подписали 38 государств, в том числе СССР. Принятие данного документа стало серьезной попыткой систематизации ранее принятых международных документов. К сожалению, меры, направленные на развитие национального законодательства в сфере противодействия торговле людьми, в том числе несовершеннолетними, не были реализованы.

Продолжателем деятельности Лиги Наций в сфере борьбы с торговлей детьми стала ООН. Она заложила фундаментальные основы отношения человечества к проблеме личной свободы. Во Всеобщей декларации прав человека 1948

года в статье 4 зафиксировано: «Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах». Данная норма была также продублирована в п. 1 ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года.

Новый этап в обеспечении прав детей открыла принятая в 1959 году Декларация прав ребенка. Она провозгласила, что ребенок не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме. К концу 1970-х годов мировое сообщество вынуждено было признать, что декларативная констатация прав ребенка малоэффективна. Конвенция о правах ребенка 1989 года стала документом, императивно закрепляющим права детей.

Несмотря на сформированную международно-правовую базу по борьбе с торговлей людьми, особенно женщинами и детьми, правоохранительными органами стран мира в конце ХХ века фиксировался рост соответствующих преступлений. В качестве одной из причин мировое сообщество рассматривало отсутствие универсального документа, затрагивающего все аспекты борьбы с этим преступлением. Им стал Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности 2000 года Россия ратифицировала данный документ в 2013 году.

В Протоколе к Конвенции торговля детьми понимается как любой акт или сделка, посредством которых ребенок передается любым лицом или любой группой лиц другому лицу или группе лиц за вознаграждение или любое иное возмещение. Статья 3 Протокола к Конвенции предусматривает, что каждое государство-участник обеспечивает, чтобы, как минимум, следующие деяния и виды деятельности были в полной мере охвачены его криминальным или уголовным правом, независимо от того, были ли эти преступления совершены на национальном или транснациональном уровне или в индивидуальном или организованном порядке: a) в контексте торговли детьми, определяемой в статье 2: 0 предложение, передача или получение какими бы то ни было средствами ребенка с целью: a. сексуальной эксплуатации ребенка; Ь. передачи органов ребенка за вознаграждение; а использования

ребенка на принудительных работах; и) неправомерное склонение, в качестве посредничества, к согласию на усыновление ребенка в нарушение применимых международно-правовых актов, касающихся усыновления; Ь) предложение, получение, передача или предоставление ребенка для целей детской проституции ф производство, распределение, распространение, импорт, экспорт, предложение, продажа или хранение в вышеупомянутых целях детской порнографии [4]. В связи с этим недостатком действующей редакции ст. 127.1 УК РФ «Торговля людьми» считаем отсутствие ответственности за предложение лицом ребенка с указанными целями. Данное деяние имеет, на наш взгляд, большую общественную опасность, чем предусмотренное частью 5 статьи 291.1 «Обещание или предложение посредничества во взяточничестве». Считаем целесообразным внести в статью 127.1 УК РФ часть 1.1, признающую преступлением «Обещание или предложение купли-продажи человека или иных сделок в отношении человека, а равно совершенные в целях его эксплуатации вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение».

В части 4 статьи 3 Протокола к Конвенции предусмотрено, что каждое государство-участник в соответствующих случаях принимает меры по установлению ответственности юридических лиц за преступления, предусмотренные в пункте 1 статьи [5]. В научных кругах широко обсуждается проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с введением института уголовной ответственности юридических лиц», разработанный Следственным комитетом России. Считаем необходимым установление таковой для юридических лиц и за такие общественно опасные деяния, как торговля людьми.

В целом принятие в 2000 году двух протоколов к Конвенции о правах ребенка — Факультативного протокола, касающегося участия детей в вооруженных конфликтах, и Факультативного протокола, касающегося торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, позволяет сегодня говорить о нормативно-правовом охвате всего спектра прав ребенка — гражданских, политических, экономических, социальных и культурных [6, с. 38].

Наряду с координацией борьбы с торговлей людьми всех возрастов и выработкой общей методологии противодействия, формированием международных стандартов, ООН также разрабатывает конкретные практические рекомендации.

Так, Управление ООН по наркотикам и преступлениям (ЮНОДК) подготовило несколько сборников методических пособий по борьбе с торговлей людьми, содержащих оценку проблем и разработку стратегий; рекомендации по международному сотрудничеству в сфере уголовного правосудия; анализ международно-правовой и национальной законодательной основы правоохранительной деятельности; рекомендации по выявлению жертв и мерам их поддержки [7, с. 69—75].

Документом, координирующим мировые усилия, стал Глобальный план действий ООН по борьбе с торговлей людьми, принятый в 2010 году [8]. Проблема регулярно рассматривается на Конгрессах ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию. XIII Конгресс ООН, состоявшийся в г. Доха в 2015 году, пришел к неутешительным выводам. Наиболее угрожающая тенденция — это рост числа детей-жертв, на которых приходится около одной трети всех выявленных жертв торговли людьми [9]. В последние годы ситуация усугубилась преступлениями международного терроризма, развязавшего войну в Сирии и Ираке. По словам представителя ЮНИСЕФ Сары Кроу, с января по сентябрь 2015 года общее число детей — искателей убежища в Европе превысило 214 тысяч человек [10].

Торговля детьми — это множественное нарушение прав человека и глобальная проблема, затрагивающая общественное здравоохранение, уголовное правосудие, миграцию, экономическую и социальную сферы [11, с. 682—699]. Несмотря на то, что, рассматриваемая проблема на протяжении длительного времени находится в поле зрения ООН и других международных организаций, мы не можем констатировать наличие эффективного правового механизма в сфере противодействия торговле детьми. Как отмечают эксперты, многие страны еще далеки от воплощения стандартов и норм ООН в национальном законодательстве и на практике [12].

Серьезное внимание проблеме уделяется в рамках Совета Европы. Необходимо указать на Рекомендацию 1065 (1987) Парламентской ассамблеи Совета Европы по торговле детьми и другим формам детской эксплуатации; Резолюцию № 3 по сексуальной эксплуатации, порнографии и проституции и торговле детьми и несовершеннолетними 16-й Конференции министров юстиции Европы (Лиссабон, 1988 г.).

Комитет министров Совета Европы в 1991 г. принял Рекомендацию № R (91)11 «Относительно эксплуатации секса в целях наживы, порнографии, торговли детьми и несовершеннолетними» [13, с. 192—196].

К числу основных документов ЕС в сфере противодействия торговле людьми можно отнести Хартию по правам человека [14], Рамочное решение Совета ЕС по борьбе с торговлей людьми в ЕС [15], директивы «О предупреждении и противодействии торговле людьми и о защите пострадавших» [16], «О борьбе с сексуальным насилием и сексуальной эксплуатацией детей и детской порнографии»; «Стратегию внутренней безопасности ЕС» [17], «Стратегию ЕС по ликвидации торговли людьми», принятой на период 2012—2016 годов [18], «Стратегию по борьбе с торговлей людьми: роль сектора безопасности» [19], документ «Глобальный подход к миграции и мобильности» [20]. В рамках борьбы с торговлей людьми в ЕС реализуется также «Европейский политический цикл».

В 2014 году в средствах массовой информации Великобритании получили освещение факты официального расследования торговли людьми и сексуальной эксплуатации детей в регионах Соединенного Королевства. Как видим, вопрос о торговле детьми был вытеснен за рамки научных исследований, ориентированных на политику, и стал предметом общественной озабоченности [21]. Всплеск незаконной миграции в Европу привел к тому, что в мае 2015 года Евросоюзом было принято решение о реализации военной операции EUNAVFOR Med, в задачи которой входит борьба с перевозчиками и торговцами людьми в Средиземном море [22].

Проблема торговли детьми актуальна и для стран СНГ. Так, согласно исследованию Международной организации по миграции «Масштабы торговли людьми в Центральной Азии», средний показатель числа жертв торговли людьми на 1 тысячу семей в Кыргызстане составляет 35,4. Зафиксированы факты продажи детей молодыми матерями за сумму от 2,7 тыс. до 13 тыс. рублей [23]. Государствами — членами СНГ принят ряд документов, направленных на противодействие торговле людьми, в том числе детьми [24]. Эти нормативные правовые акты вносят серьезную лепту в развитие международно-правовых основ противодействия торговлей детьми.

Значительную помощь в решении данной проблемы на национальном уровне призваны оказать национальные планы, программы и стратегии действий по борьбе с торговлей людьми, в том числе детьми, благодаря интегрированному подходу с учетом национальных особенностей и консолидации усилий различных организаций и ведомств. Во многих странах, в том числе СНГ, такие национальные планы, программы и стратегии уже приняты. В Россий-

ской Федерации Национальный план действий в интересах детей был принят в 1995 году.

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ определил торговлю детьми как «куплю-продажу несовершеннолетнего, иные сделки в отношении несовершеннолетнего, а равно совершенные в целях его эксплуатации вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение» [25].

В июне 2012 года был подписан Указ Президента Российской Федерации № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы», в котором, в частности, сказано, что развитие высоких технологий, открытость страны мировому сообществу привели к незащищенности детей от противоправного контента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», усугубили проблемы, связанные с торговлей детьми, детской порнографией и проституцией [26]. В ходе реализации стратегии был принят ряд важнейших законодательных актов в интересах детей; созданы новые государственные и общественные институты.

Таким образом, положительное влияние национальных планов, программ и стратегий на решение проблемы противодействия торговле детьми очевидно. Вместе с тем, считаем определенным пробелом, что Россия не участвует в Конвенции Совета Европы о противодействии торговле людьми (CETS N 197) от 16 мая 2005 года (г. Варшава). Конвенция применяется ко всем формам торговли людьми, независимо от того, является ли она внутригосударственной или транснациональной, связана ли она с организованной преступностью или нет. Присоединение России к указанной Конвенции способствовало бы сотрудничеству с другими странами в противодействии торговли людьми, улучшило меры по защите и обеспечению прав потерпевших.

Также Россия пока не ратифицировала Статут Международного уголовного суда (Римский статут), вступивший в силу 1 июля 2002 года. Он предусматривает, что «порабощение», согласно подпункту «с» пункта 1 статьи 7 Римского статута, означает осуществление любого или всех правомочий, связанных с правом собственности в отношении личности, и включает в себя осуществление таких правомочий в ходе торговли людьми, и в частности женщинами и детьми [27].

Большое значение в этой связи имеют мероприятия, проводимые на международном, региональном и внутригосударственных уровнях с учетом складывающейся международной обстановки. Так, очевидно, что в зоне воору-

женных столкновений значительно возрастает вероятность попадания детей в трудовую и сексуальную эксплуатацию, продажи их органов. Необходимы мероприятия, позволяющие предотвратить угрозу ребенку стать потенциальной жертвой и предметом торговли.

В настоящее время проблема противодействия торговле детьми продолжает оставаться в поле зрения международных организаций, в том числе, ООН. Так, в сентябре 2017 года на 72-й очередной сессии Генеральной Ассамблеи ООН было проведено совещание высокого уровня по оценке Глобального плана действий ООН по борьбе с торговлей людьми и принята политическая декларация о его осуществлении. Также в рамках интерактивных дискуссионных форумов рассмотрены две злободневные темы: «Глобальный план действий и налаживание эффективных партнерских связей в целях предотвращения и преследования торговли людьми: достижения, недостатки и проблемы, в том числе с учетом осуществления целей в области устойчивого развития»; «Глобальный план действий и налаживание эффективных партнерских связей в целях защиты жертв торговли людьми и оказания им помощи, в том числе, по линии Целевого фонда добровольных взносов ООН для жертв торговли людьми, особенно женщинами и детьми, а также с учетом осуществления целей в области устойчивого развития» [28].

Таким образом, в рамках деятельности международных организаций разработаны и продолжают разрабатываться важнейшие документы в сфере противодействия торговле людьми, в том числе, детьми. Сегодня необходима не только имплементация международно-правовых норм в национальные законодательства, но создание эффективных уголовно-правовых норм и организационного механизма противодействия торговле детьми с учетом национальных особенностей.

Примечания

1. Центр новостей ООН. URL: http://www.un.org/ russian/news/ (дата обращения: 07.07.2015).

2. Иногамова-Хегай Л.В. Международное уголовное право. СПб., 2003.

3. Собрание узаконений за 1912 год. № 226, ст. 2037.

4. Док. ООН / A/RES/55/25.

5. Собрание законодательства РФ. 2014. № 7, ст. 633.

6. Кабанов В.Л. Вклад Межамериканского суда по правам человека в защиту прав детей // Евразийский юридический журнал. 2015. № 8 (87).

7. Нигматуллин Р.В. Организация Объединенных Наций как координатор усилий мирового сообщества в борьбе с торговлей людьми // Перспективные разработки науки и техники — 2011: materiafy VII Miedzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji / red. S. Gorniak. Przemysl, 7—15 ноября 2011 г.

8. Док. ООН / A/RES/64/293.

9. Док. ООН / A/CONF.222/11.

10. Сайт ООН. URL: http://www.un.org/content/news/ dh/ru/2015/20151120 (дата обращения: 01.10.2017).

11. Warria A. International and African Regional Instruments to Protect Rights of Child Victims of Transnational Trafficking // Victims and Offenders. № 12 (5).

12. Док. ООН / A/CONF/213/4.

13. Сборник документов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью. М., 1998.

14. Charter of Fundamental Rights of EU (2000/C 364/01). URL: http://www.europarl.europa.eu/charter/ pdf/text (дата обращения: 25.11.2016).

15. Рамочное решение Совета Европейского Союза от 19 июля 2002 г. о борьбе с торговлей людьми (2002/629/JAI) // Journal officiel des Communautés européennes. L 203 du 1.8.2002. P 1.

16. Directive 2011/36/EU on preventing and combating trafficking in human beings and protecting its victims, OJ 15.04.2011. L 101.

17. The EU Internal Security Strategy in Action: Five steps towards a more secure Europe, C0M(2010) 673 final, Brussels, 2010. URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/ (дата обращения: 25.11.2016).

18. EU Strategy towards the Eradication of Trafficking in Human Beings 2012—2016. Brussels, 19.6.2012. COM (2012) 286 final. URL: http://ec.europa.eu/home-affairs/doc_centre/crime/docs/trafficking_in_human_ beings_eradication-2012_2016 (дата обращения:

25.11.2016).

19. Strategies Against Human Trafficking: The Role of the Security Sector, 2009. URL: https://ec.europa. eu/anti-trafficking/sites/antitrafficking/files/strategies_ against_human_trafficking_the_role_of_the_security_ sector (дата обращения: 11.11.2016).

20. The Global Approach to Migration and Mobility. Brussels, 18.11.2011. C0M(2011) 743 final. URL: http://ec.europa.eu/dgs/home-affairs/what-we-do/ policies/pdf/1_en_act_part1_v9_ com2011-743 (дата обращения: 25.11.2016).

21. Harvey J.H., Hornsby R.A., Sattar Z. Disjointed Service: An English Case Study of Multi-agency Provision in Tackling Child Trafficking // The British Journal of Criminology. Vol. 55. Issue 3. 1 May 2015. P. 494—513. Published: 28 January 2015. URL: https://doi.org/10.1093/bjc/azu115 (дата обращения:

01.10.2017).

22. ЕС начинает EUNAVFOR Med против перевозчиков мигрантов. URL: https://euroua.com/ europe/eu/4280-es-nachinaet-eunavfor-med-protiv-perevozchikov-migrantov (дата обращения: 25.04.2017).

23. URL: www.rg.ru/2014/08/04/kirgizia-site-anons. html (дата обращения: 02.10.2017).

24. Соглашение о сотрудничестве в борьбе с преступностью от 25 ноября 1998 г.; Соглашение о сотрудничестве государств — участников СНГ в вопросах возвращения несовершеннолетних в государства их постоянного пребывания от 7 октября 2002 г; Соглашение о сотрудничестве в борьбе с торговлей людьми, органами и тканями человека от 25 ноября 2005 г. и др.

25. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (ред. от 28.11.2015) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31, ст. 3802.

26. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы: указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 // Собрание законодательства РФ. 2012. № 23, ст. 2994.

27. Док. ООН / А/CONF. 183/9.

28. Сайт ООН. URL: http://www.un.org/ru/ga/72/ agenda/index.shtml (дата обращения: 02.10.2017).

Notes

1. The UN news center. URL: http://www.un.org/rus-sian/news/ (accessed: 07.07.2015).

2. Inogamova-Khegai L.V. International criminal law. St. Petersburg, 2003.

3. Collection of laws 1912. № 226, art. 2037.

4. UN Doc. / A/RES/55/25.

5. Collection of legislative acts of the RF. 2014. № 7, art. 633.

6. Kabanov V.L. The contribution of the Inter-American court of human rights in protecting the rights of children // Eurasian law journal. 2015. № 8 (87).

7. Nigmatullin R.V. The United Nations as coordinator of the efforts of the international community combating human trafficking // The perspective development of science and technology — 2011: materials of VII international scientific practical conference / ed. by S. Gorniak. 2011. Pshemysl, November 7—15 2011.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. UN Doc. / A/RES/64/293.

9. UN Doc. / A/CONF.222/11.

10. The website of the United Nations. URL: http:// www.un.org/content/news/dh/ru/2015/20151120 (date accessed: 01.10.2017).

11. Warria A. International and African Regional Instruments to Protect Rights of Child Victims of Transnational Trafficking // Victims and Offenders. № 12 (5).

12. UN Doc. / A/CONF/213/4.

13. Collection of documents of the Council of Europe in the field of human rights protection and fighting crime. Moscow, 1998.

14. Charter of Fundamental Rights of EU (2000/C 364/01). URL: http://www.europarl.europa.eu/charter/ pdf/text (date accessed: 25.11.2016).

15. The framework decision of the Council of the European Union of July, 19 2002 on combating trafficking in human beings (2002/629/JAI) // Journal officiel des Communautés européennes du L 203 of 1.8.2002. P. 1.

16. Directive 2011/36/EU on preventing and combating trafficking in human beings and protecting its victims, OJ 15.04.2011. L. 101.

17. The EU Internal Security Strategy in Action: Five steps towards a more secure Europe, C0M(2010) 673 final, Brussels, 2010. URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/ (date accessed: 25.11.2016).

18. EU Strategy towards the Eradication of Trafficking in Human Beings 2012-2016. Brussels, 19.6.2012. COM (2012) 286 final. URL: http://ec.europa.eu/home-affairs/ doc_centre/crime/docs/ trafficking_in_human_beings_ eradication-2012_2016 (date accessed: 25.11.2016).

19. Strategies Against Human Trafficking: The Role of The Security Sector, 2009. URL: https://ec.europa. eu/anti-trafficking/sites/antitrafficking/files/strategies_ against_human_trafficking_the_role_of_the_security_ sector (date accessed: 11.11.2016).

20. The Global Approach to Migration and Mobility. Brussels, 18.11.2011. COM (2011) 743 final. URL: http:// ec.europa.eu/dgs/home-affairs/what-we-do/policies/ pdf/1_en_act_part1_v9_ com2011-743 (date accessed: 25.11.2016).

21. Harvey J.H., Hornsby R.A., Sattar Z. Disjointed Service: An English Case Study of Multi-agency Provision in Tackling Child Trafficking // The British Journal of Criminology. Vol. 55. Issue 3. 1 May 2015. P. 494— 513. Published: January, 28 2015. URL: https://doi. org/10.1093/bjc/azu115 (date accessed: 01.10.2017).

22. EU starts EUNAVFOR: Med starts against the traffickers. URL: https://euroua.com/europe/eu/4280-es-nachinaet-eunavfor-med-protiv-perevozchikov-migrant-ov (date accessed: 25.04.2017).

23. URL: www.rg.ru/2014/08/04/kirgizia-site-anons. html (date accessed: 02.10.2017).

24. The agreement on cooperation on fighting crime on November 25, 1998; Agreement on cooperation of States — participants of the CIS in the field of return of minors to their state of permanent residence of October, 7 2002; Agreement on cooperation in combating trafficking in persons, organs and tissues of 25 November 2005.

25. About the basic guarantees of the rights of the child in the Russian Federation: federal law from 24.07.1998 № 124-FZ (as amended on 28.11.2015) // Collection of legislative acts of the RF.1998. № 31, art. 3802.

26. About National strategy of actions in interests of children for 2012-2017: decree of the President of the Russian Federation from 01.06.2012 № 761 // Collection of legislative acts of the RF. 2012. № 23, art. 2994.

27. UN Doc. / A/CONF. 183/9.

28. The website of the United Nations. URL: http:// www.un.org/ru/ga/72/agenda/index.shtml (date accessed: 02.10.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.