УДК 341.1/8
Р.Р. Каримов Г.Ю. Каримова
СТАНОВЛЕНИЕ НОРМАТИВНЫХ ОСНОВ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТОРГОВЛЕ ЛЮДЬМИ: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
В статье рассматриваются документы, принятые с конца XIX века до настоящего времени. Освещаются этапы развития международной правовой базы противодействия торговле людьми. Проводится анализ ключевых документов и их влияние на борьбу с торговлей людьми. Рассматриваются основные договорные подходы по этой проблеме. В статье анализируются нормативные акты Лиги Наций, Организации Объединенных Наций, Совета Европы и др., освещается деятельность первых конференций, направленных на противодействие торговле людьми. Особое внимание уделено становлению нормативной правовой базы после окончания Второй мировой войны, когда деятельность по борьбе с торговлей людьми переходит к вновь созданной Организации Объединенных Наций и начинает активно развиваться. Автором отмечается, что в XX веке осуществлялась планомерная работа по изучению и последующему изменению ранее принятых международных соглашений.
Ключевые слова: борьба с торговлей людьми, Лига наций, упразднение рабства, работорговля, подневольное состояние.
R.R. Karimov G.Yu. Karimova
DEVELOPMENT OF THE LEGISLATIVE FRAMEWORK OF COMBATING HUMAN TRAFFICKING: HISTORICAL AND LEGAL ASPECTS
The article deals with the documents adopted since the end of the XIX century to the present. It highlights the stages of development of the international legal framework of combating human trafficking. The analysis of key documents and their impact on the fight against human trafficking is carried out. The basic contractual approaches to combat human trafficking are reviewed. The article analyses the normative acts of the League of Nations, the United Nations, the Council of Europe and others. The activity of the first conferences aimed at combating human trafficking. Particular attention is given to the establishment of the legal and regulatory framework after the Second World War, when the efforts to combat trafficking of persons transferred to the newly formed United Nations and began to develop rapidly. The author notes that in the XX century was carried out systematic work on the study and the subsequent changes in previously adopted international agreements.
Key words: fight against human trafficking, the League of Nations, the abolition of slavery, the slave trade, servitude.
Торговля людьми, ранее работорговля, известна человечеству с давних времен, которая является беспринципным, нарушающим основные права человека преступлением международного характера [1, с. 27-31], особенно когда касается женщин и детей, она может проявляться в разных аспектах, таких как рабство, принуждение к проституции, детская порнография и др. На сегодняшний день, несмотря на всеобщее осуждение и неприятие, торговлей людьми активно занимаются различные преступные синдикаты, как правило, транснационального уровня. В силу этого борьба с ними невозможна только лишь на национальном уровне и требует консолидации усилий многих государств. Проблема противодействия торговле людьми давно перешла на мировой уровень. Начиная с конца XIX века государства проводят конференции, разрабатывают и принимают соглашения в сфере противодействия данному явлению. Первый международный документ был подготовлен в 1815 г. - это была Декларация, касающаяся всеобщего упразднения работорговли. В 1890 г. был подготовлен Брюссельский акт, в котором были намечены меры по борьбе с работорговлей и ее предупреждению. Этот акт предусматривал создание
Бюро по проблеме рабства по осуществлению наблюдения за этим процессом и для организации патрулирования морских маршрутов, наиболее часто используемых работорговцами [2, с. 17]. Следующим этапом сотрудничества стало проведение в
1899 г. Международной конференции по борьбе с торговлей женщинами, которая прошла в столице Великобритании. Участники конференции отметили возрастающие размеры данного явления и выступили с призывом заключить многосторонний договор и создать национальные комитеты по борьбе с проституцией. Вскоре на основе этих договоренностей в
1900 г. в России было создано Российское общество защиты женщин [3, с. 231].
Последующие соглашения были также посвящены защите женщин и детей от незаконной продажи. Так, 18 мая 1904 г. был подписан Международный договор о борьбе с торговлей белыми рабынями. 4 мая 1910 г. была принята Конвенция о борьбе с торговлей белыми рабынями. 30 сентября 1921 г. принимается международная конвенция о борьбе с торговлей женщинами и детьми, 11 октября 1933 г. -международная конвенция о борьбе с торговлей совершеннолетними женщинами. Как справедливо от-
мечается в материалах Управления Верховного комиссара ООН по правам человека данные конвенции были ориентированы на практику перевозки женщин и девушек через международные границы как с их согласия, так и без такового для целей проституции [2, с. 17]. Следует отметить, что в первой половине XX в. сотрудничество по противодействию торговле людьми развивалось, главным образом, под эгидой Лиги Наций, Устав которой призывал добиться ликвидации торговли женщинами и детьми. В рамках Лиги Наций осуществляются первые шаги по определению таких понятий как рабство и работорговля, осуществляется классификация форм рабства. Так, была создана Временная комиссия, занимавшаяся вопросами рабства, которая в 1924 г. подготовила специальный доклад, содержащий перечень различных форм рабства.
Первым документом, в котором было предложено определение рабства, стала Конвенция о рабстве, подневольном состоянии, принудительном труде сходных с рабством институтах и обычаях, подписанная в 1926 г. под эгидой Лиги Наций [4]. Данное соглашение определяет рабство как «положение или состояние лица, в отношении которого осуществляются некоторые или все полномочия, присущие праву собственности», также конвенция выработала понятие работорговли, под которым понимались «все действия связанные с захватом, приобретением какого-либо лица или с распоряжением им с целью обращения его в рабство; все действия, связанные с приобретением раба с целью его продажи или обмена; все действия по продаже или обмену лица, приобретенного с этой целью, и вообще всякое действие по торговле или перевозке рабов» [5, р. 253]. Как видно из определения работорговли, разработчики конвенции попытались охватить различные формы торговли людьми для наиболее полной характеристики данного явления. Следует также отметить своевременный характер данного документа, необходимость принятия которого назрела достаточно давно. Но, к сожалению, данная конвенция не принесла ощутимых результатов, так как государства не спешили применять ее на практике, а также не создавали предпосылок для развития национального законодательства по борьбе с торговлей людьми, прежде всего в силу своей экспансионной политики. Начавшаяся Вторая мировая война положила конец деятельности Лиги Наций как международной организации и на некоторое время прервала сотрудничество государств по предотвращению торговли людьми.
После окончания Второй мировой войны деятельность по борьбе с торговлей людьми переходит к вновь созданной Организации Объединенных Наций и начинает активно развиваться. Осуществляется планомерная работа по изучению и последующему изменению ранее принятых международных соглашений. Так, 12 ноября 1947 г. принимается
Протокол «Об изменении Конвенции о борьбе с торговлей женщинами и детьми, заключенной в Женеве 30 сентября 1921 г., и Конвенции о борьбе с торговлей совершеннолетними женщинами, заключенной в Женеве 11 октября 1933 г.». 4 мая 1949 г. Генеральная Ассамблея ООН принимает Протокол об изменении международного договора, подписанного в Париже 18 мая 1904 года, о действительном предупреждении преступной торговли, известной как торговля белыми рабынями, и международной конвенции о борьбе с торговлей белыми рабынями, подписанной в Париже 4 мая 1910 г. Также во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., в ст. 4 закрепляется важный принцип: «Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах» [6].
ООН проделана большая работа по анализу, систематизации и упорядочиванию международных нормативных документов в сфере торговли людьми. Результатом данной работы стало принятие 2 декабря 1949 г. Конвенции о борьбе с торговлей людьми и эксплуатации проституции третьими лицами. Данная конвенция вобрала в себя положения многих документов, касающихся работорговли, а также поставила своей целью борьбу с проституцией, сопровождающуюся торговлей людьми. В положениях конвенции закреплено, что государства обязуются подвергать наказанию каждого, кто сводит, склоняет или совращает в целях проституции другое лицо, эксплуатирует проституцию другого лица, даже с согласия этого лица [7, с. 41-44]. Согласно конвенции государства обязуются далее подвергать наказанию каждого, кто содержит дом терпимости или управляет им, или сознательно финансирует или принимает участие в финансировании дома терпимости; сдает в аренду или снимает здание или другое место, или часть такового, зная, что они будут использованы в целях проституции третьими лицами [7, с. 41-44]. Следует отметить тесную связь понятий торговли людьми и проституции, в связи с чем определение торговли людьми представляется в Конвенции слишком узким, так как сама по себе торговля осуществляется во многих других целях, а не только для эксплуатации проституции.
Через семь лет, в 1956 г. принимается Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством, которая вступила в силу 30 апреля 1957 г. Важным аспектом Дополнительной конвенции стало закрепление в ней институтов и обычаев, сходных с рабством, что явилось своеобразным новаторством в данной сфере. Так, ст. 1 закрепляет и дает определения следующим институтам:
1) долговая кабала;
2) крепостное состояние;
3) любой институт или обычай, в силу которого:
а) женщину обещают выдать или выдают замуж без права отказа с ее стороны ее родители, опекун, семья или любое другое лицо или группа лиц, за вознаграждение деньгами или натурой;
б) муж женщины, его семья или его клан имеет право передать ее другому лицу за вознаграждение или иным образом;
в) женщина по смерти мужа передается по наследству другому лицу;
4) любой институт или обычай, в силу которого ребенок или подросток моложе восемнадцати лет передается одним или обоими своими родителями или своим опекуном другому лицу, за вознаграждение или без такового, с целью эксплуатации этого ребенка или подростка или его труда [8].
Ст. 3 данной Конвенции предлагает определение работорговли, под которой понимается перевозка или попытка перевозки рабов из одной страны в другую какими бы то ни было транспортными средствами или соучастие в таковых считается уголовным преступлением по законам участвующих в настоящей Конвенции Государств, и лица, признанные виновными в этих преступлениях, подлежат суровым наказаниям [8]. Следует отметить, что данное определение и определение, предложенное в Конвенции о рабстве 1926 г. имеют в некотором плане схожий смысл и взаимно дополняют друг друга. В последующие годы под эгидой ООН принимаются документы, косвенно касающиеся вопросов противодействия торговле людьми - это Международный Пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г. Конвенция о правах ребенка 1989 г., Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г. и др.
Начало нового тысячелетия знаменуется принятием в 2000 г. Факультативного протокола к Конвенции о правах ребенка, касающегося торговли детьми, детской проституции и детской порнографии. Положения Протокола запрещают торговлю детьми, детскую проституцию и детскую порнографию. Протокол определяет такие понятия как «торговля детьми», «детская проституция» и «детская порнография», а также закрепляет необходимость учитывать данные преступления в национальном законодательстве. К сожалению, данный протокол до сих пор не ратифицирован Россией. Также в 2000 г. принимается Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности, который вступил в силу 25 декабря 2003 г. Целями настоящего Протокола являются: предупреждение торговли людьми и борьба с ней при уделении особого внимания женщинам и
детям; защита и помощь жертвам такой торговли и развитие сотрудничества между Государствами-участниками. В ст. 3 Протокола предлагается определение торговли людьми, которая означает осуществляемые в целях эксплуатации вербовку, перевозку, передачу, укрывательство или получение людей путем угрозы силой или ее применения или других форм принуждения, похищения, мошенничества, обмана, злоупотребления властью или уязвимостью положения, либо путем подкупа, в виде платежей или выгод, для получения согласия лица, контролирующего другое лицо. Эксплуатация включает, как минимум, эксплуатацию проституции других лиц и или другие формы сексуальной эксплуатации, принудительный труд или услуги, рабство или обычаи, сходные с рабством, подневольное состояние или извлечение органов [9, с. 46-55]. Важным аспектом данного документа является то, что в нем предусматривается защита и оказание помощи жертвам торговли людьми. Так, в частности каждое Государство - участник в рамках своего законодательства, обеспечивает защиту личной жизни и личности жертв торговли людьми, в том числе путем обеспечения конфиденциального характера производства, относящегося к такой торговле [9, с. 46-55].
Европейское сообщество, обеспокоенное деятельностью транснациональных преступных синдикатов связанной с торговлей людьми принимает в 2005 г. Варшавскую Конвенцию по мерам против торговли людьми, но данный документ нашей страной пока еще не ратифицирован. Данная Конвенция, как сказано в ее тексте, применяется ко всем формам торговли людьми на национальном или транснациональном уровне как связанным, так и не связанным с организованной преступностью. Конвенция применяется ко всем лицам независимо от того, кто является жертвой торговли: женщины, мужчины или дети, а также независимо от форм эксплуатации: сексуальной эксплуатации, насильственного труда или услуг и т.д.
Подводя итог изложенному, мы видим, что государствами проделана масштабная работа по созданию нормативно-правовых основ противодействия торговле людьми, но, несмотря на это данный вид преступности продолжает существовать. Причины этого коренятся в различных факторах, среди которых отсутствие должного контроля со стороны правоохранительных органов, общая социальная пассивность, безответственная гражданская позиция, высокая доходность данных преступлений и, как следствие, коррупция и т.д. Для преодоления данных негативных факторов необходимы консолидированные усилия всех государств, планомерная ратификация принятых международных правовых документов и имплементация их норм в национальное законодательство.
Пристатейный библиографический список
1. Нигматуллин Р.В. Преступления международного характера как одна из современных угроз правам человека // Международное публичное и частное право. 2009. № 2.
2. Упразднение рабства и его современных форм / Давид Вайсбродт и Международная организация по борьбе с рабством (материалы Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека) / HR/PUB/02/4. Нью-Йорк и Женева, 2002.
3. Панов В.П. Торговля женщинами и детьми. Российская юридическая энциклопедия / Под ред. А.Я. Сухарева. М., 2007.
4. Каримов Р.Р., Каримова Г.Ю. «Торговля людьми»: научно-теоретическое осмысление понятия // Правовое государство: теория и практика. 2014. № 2.
5. Конвенция о рабстве, подневольном состоянии, принудительном труде и сходных с рабством институтах и обычаях / Legue of Nations Treaty Series, vol. 60.
6. Всеобщая декларация прав человека 10 декабря 1948 г. / Док. ООН. A/RES/217(III).
7. Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи Четвертая сессия. Резолюции. (20 сентября-10 декабря 1949 года). - Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций.
8. Дополнительная конвенция ООН об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством от 7 сентября 1956 года [Электронный ресурс] // www.un.org.ru (дата обращения: 29.09.2014).
9. Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности, 15 ноября 2000 года // Бюллетень международных договоров. 2005. № 2.
УДК 340
Р.Х. Мухаметдинов ПРОБЛЕМА КОНФЛИКТА В ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ СФЕРЕ В ПОСТСОВЕТСКОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКЕ
Статья посвящена осмыслению понятия «конфликт в государственно-правовой сфере». Автор анализирует точки зрения зарубежных и отечественных исследователей на проблему существования конфликта в государственно-правовой сфере. Обосновывается мнение о нецелесообразности применения термина «го-ударственно-правовой конфликт». В то же время автор обосновывает необходимость введения в научный оборот понятия «конфликт в государственно-правовой сфере».
Ключевые слова: конфликт, коллизия, подходы к конфликтам, конфликт в государственно-правовой сфере, государственно-правовой конфликт, юридическая конфликтология, теория государства и права.
R.Kh. Mukhametdinov PROBLEM OF CONFLICT IN THE STATE LAW FIELD IN THE POST-SOVIET LAW SCIENCE
Article is dedicated to apprehension of the concept of "conflict in the state-legal sphere." The author analyses the perspectives of various foreign and domestic researchers on the problem of the existence of the conflict in the state-legal sphere. At the same time the author justifies the opinion of inappropriate use of the term "state-legal conflict" and the urgent need to introduce the notion of "the conflict in the state-legal sphere" into the scientific use.
Key words: conflict, collision, approach to the conflict, the conflict in the state-legal sphere, state-legal conflict, legal conflictology, theory of state and law.
Отечественная правовая наука до сих пор оперирует лишь понятием «юридический конфликт». Понятие «конфликт в государственно-правовой сфере» здесь получает лишь свое начальное развитие. Причин такому положению, возможно, несколько. Но по нашему мнению, здесь есть основная, на которую мы хотим обратить особое внимание. Она сводится к тому, что для юридической науки советского периода понятие «конфликт в государственно-правовой сфере» было явлением неприемлемым по принципиальным идеологическим соображениям. Советское социалистическое государство рассматривалось как государство трудового народа, а его законы (в системе содержащихся в них норм, как раз и образовала понятие советского права), якобы, выражали волю всего советского народа. На деле же советское государство, выражая «волю» народа и от его имени, само же и формировало право. Такое гос-
ударство и формируемое им право, конечно же, не могли иметь никакого отношения к любым между ними конфликтам.
Кстати сказать, именно такой подход к формированию права в развитых странах как раз и принято называть юридическим позитивизмом. Так, Жан -Луи Бержель, имея в виду как раз советское государство и право, писал: «Позитивизм правовой (юридический) состоит в том, чтобы признавать в качестве ценностей только нормы позитивного права и сводить любое право к нормам, действующим в данную эпоху и в данном государстве, не обращая внимания на то, справедливо это право или нет. Тогда право предстает некоей автономной дисциплиной, отождествляемой с волей государства, выражением которого такое право и является. В такой ситуации не должно возникать конфликтов между правом и государством, которое выступает его един-