Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ «МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ»'

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ «МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Миграция / международная миграция / мигрант / международная трудовая миграция / трудящийся-мигрант / Международная организация по миграции (МОМ) / международные конвенции / тенденции международной миграции / Migration / international migration / migrant / international labor migration / migrant worker / International Organization for Migration (IOM) / international conventions / trends in international migration

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рахманов Шухрат Наимович

Данная статья исследует международно-правовые аспекты, связанные с определением понятия "международная миграция". Автор освещает сложности и сущность данного явления, а также его влияние на современное мировое сообщество. В статье рассматриваются основные международные правовые документы, регулирующие вопросы миграции. Автор также проводит анализ современных вызовов и проблем, связанных с международной миграцией. На основе тщательного анализа существующей научной литературы, автор акцентирует внимание на уникальности вопросов, связанных с международной миграцией, которые, несмотря на значимость, остаются научно недостаточно исследованными. Отмечается, что законодательные нормы, регулирующие данную сферу, еще не обладают достаточной полнотой. Анализ международно-правовых аспектов международной миграции позволяет более глубоко понять сложность этого явления и разработать более эффективные механизмы для защиты прав мигрантов и поддержания мировой стабильности. В заключении представлена авторская интерпретация понятия международной миграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL LEGAL ASPECTS OF THE DEFINITION OF THE CONCEPT OF “INTERNATIONAL MIGRATION”

This article examines the international legal aspects related to the definition of "international migration." The author sheds light on the complexities and essence of this phenomenon, as well as its impact on the contemporary global community. The article discusses the fundamental international legal documents regulating migration issues. The author also conducts an analysis of current challenges and problems associated with international migration. Based on a thorough analysis of existing scholarly literature, the author emphasizes the uniqueness of issues pertaining to international migration, which, despite their significance, remain insufficiently researched. It is noted that legislative norms governing this sphere are yet to achieve comprehensive completeness. The analysis of the international legal aspects of international migration allows for a deeper understanding of the complexities of this phenomenon and facilitates the development of more effective mechanisms to protect the rights of migrants and maintain global stability. The conclusion presents the author's interpretation of the concept of international migration.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ «МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ»»

УДК 34

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ «МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ»

Рахманов Шухрат Наимович

Доцент кафедры Международного права и прав человека

Ташкентского государственного юридического университета,

кандидат юридических наук, доцент

Данная статья исследует международно-правовые аспекты, связанные с определением понятия "международная миграция". Автор освещает сложности и сущность данного явления, а также его влияние на современное мировое сообщество. В статье рассматриваются основные международные правовые документы, регулирующие вопросы миграции. Автор также проводит анализ современных вызовов и проблем, связанных с международной миграцией. На основе тщательного анализа существующей научной литературы, автор акцентирует внимание на уникальности вопросов, связанных с международной миграцией, которые, несмотря на значимость, остаются научно недостаточно исследованными. Отмечается, что законодательные нормы, регулирующие данную сферу, еще не обладают достаточной полнотой. Анализ международно-правовых аспектов международной миграции позволяет более глубоко понять сложность этого явления и разработать более эффективные механизмы для защиты прав мигрантов и поддержания мировой стабильности. В заключении представлена авторская интерпретация понятия международной миграции.

Ключевые слова: Миграция, международная миграция, мигрант, международная трудовая миграция, трудящийся-мигрант, Международная организация по миграции (МОМ], международные конвенции, тенденции международной миграции.

Современные международные отношения характеризуются глобальными процессами транснациональной интеграции, которая открывает новые возможности познания социального пространства и общественного прогресса. По мере увеличения общей численности населения Земли возрастают объемы миграционных потоков, приобретающих новые количественные и качественные характеристики.

Стремительный научно-технический прогресс, вызвавший рост информационного обмена, радикальные изменения геополитической структуры, произошедшие вследствие ликвидации биполярного мира и формирования новых интересов и ценностей международной значимости, не прекращающиеся на внутригосударственном, региональном и межрегиональном уровнях. Экономические, этнические и религиозные противоречия, все чаще сопровождаемые прямым военным насилием, многочисленные природные и техногенные катаклизмы - все это диктует необходимость поиска путей решения возникающих проблем и эффективных форм дальнейшего существования международного сообщества [1].

Работа с внешними трудовыми мигрантами - это неотъемлемая часть гуманитарной политики государства. За последние годы в Узбекистане осуществляется последовательная работа по упорядочению процессов внешней трудовой миграции, обеспечению защиты прав и интересов граждан, выезжающих за рубеж для осуществления временной трудовой деятельности оказанию им необходимой правовой, социальной, информационно-консультативной помощи и материальной и культурной поддержки.

Так, в видеоселекторном совещании, посвященном созданию достойных условий для трудящихся за рубежом граждан, и системной работе с ними от 17 августа 2020 года президентом Ш.Мирзиевым была подчеркнута важность расширения взаимодействия с крупными работодателями, с целью создания достойных условий труда для

узбекистанцев. Для этого, прежде всего, необходимо подготовить квалифицированных и владеющих языком специалистов в соответствии с требованиями этих предприятий [2].

В современных условиях Республика Узбекистан все более вовлекается в международные миграционные процессы, что стало неизбежным следствием глобализации. В ноябре 2018 г. Узбекистан стал полноправным членом Международной организации по миграции (МОМ] и ратифицировала Конституцию МОМ, в соответствии с чем была принята «Концепция государственной политики по сотрудничеству с соотечественниками, проживающими и работающими за рубежом» и Программа первоочередных мер по развитию сотрудничества Республики Узбекистан с соотечественниками, проживающими за рубежом.

Наиболее эффективным способом упорядочения внешней миграции является ее международно-правовое регулирование, осуществляемое как на универсальном, так и на региональном уровнях межгосударственного сотрудничества. В связи с этим особое значение приобретает разработка оптимальных принципов регулирования процессов миграции. Как справедливо отмечает А.В. Похлебаева, «универсальных норм, защищающих интересы мигрантов, до XX в. не существовало. Регулирование проблем миграции осуществлялось на двустороннем уровне» [3]. Причем преимущественно соглашения заключались между соседними государствами или странами со сходной политикой [4]. Соглашения были ограниченными по своему функциональному применению и направленными на решение конкретных вопросов, например, таких, как: экстрадиция, пребывание мигрантов, интеграция мигрантов и т.д. В дальнейшем такие соглашения стали приниматься уже на субрегиональном и региональном уровнях, однако это доказывало, что миграционные вопросы еще не стали проблемами, волнующими все мировое сообщество, и имели лишь локальный характер. Мировое сообщество, до ХХ в. не ощущавшее непосредственно негативных последствий миграционных процессов на международном уровне, столкнулось с необходимостью координации усилий многих стран по разрешению острых ситуаций, связанных с миграцией, и осознало важность создания механизма, который мог бы урегулировать миграционные проблемы.

Следует подчеркнуть, что хотя период после Второй мировой войны характеризовался активизацией миграционных процессов и разнообразием видов мигрантов, в международном праве не было унифицированного понятия миграции, оно только вобрало в себя некоторые положения относительно конкретных ее видов. Понятие «миграция» даже не упоминается ни в Уставе ООН, ни во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., хотя последняя юридически закрепила в качестве одного из основных прав человека «право свободно передвигаться и менять место жительства» (ст. 13]. Однако это право не уточнялось и определение «миграции» не давалось. В связи с этим можно говорить о том, что международное право не содержало общей концепции миграции, хотя имелись определения конкретных категорий мигрантов.

Подробное определение миграции дано в «Глоссарий по миграции», опубликованный МОМ. Согласно ей, «миграция - перемещение людей из их обычному месту жительства либо через международной границе или внутри государства». Миграция охватывает любой тип перемещения, независимо от продолжительности, состав и причины миграции, также включает в себя миграцию беженцев, перемещенных лиц и экономических мигрантов. С другой стороны, международная миграция оценивается как «перемещение людей с места их обычное место жительства и через международную границу в страны, гражданами которой они не являются» [18, с.113].

В современном международном праве до сих пор нет универсального договора, который кодифицирует нормы и принципы, регулирующие различные формы миграции. Следует отметить, что регулирование миграции неразрывно связано с международным правом прав человека и международными экономическими нормативно-правовыми актами. Международное право прав человека представляет собой совокупность прав, обязанностей и гарантий, которые регулируют международно-правовой статус мигрантов. Также, международное право прав человека регулирует режим пребывания в стране лиц, которые просят убежища, беженцев и трудовых мигрантов. Международное экономическое право регулирует отношения, связанные с формами интеграции в рамках

международной экономической организации, которая включает в себя взаимный обмен рабочей силой и ресурсами. [19, с.113].

Вопросы трудовой миграции, несомненно, входят в сферу компетенции МОТ, относящуюся к социальной справедливости. В рамках Международной организации труда (МОТ] еще на Международной конференции по труду 1922 г. было признана необходимость разработки единой характеристики термина «международная миграция», но на тот момент было разработано только определение «эмигрант», так как это было важно для сбора статистической информации по международной миграции [5]. Конференция по миграционной статистике 1932 г. и рекомендации ООН по улучшению миграционной статистики 1953 г. провели разграничения между временной и постоянной миграцией. Однако они также не смогли дать единого понятия международной миграции. Только в 1976 г. ООН предложила новый пакет рекомендаций, который содержал положения, касающиеся тесной взаимосвязи понятий миграции и постоянного места жительства в стране, и поэтому формулировки мигрантов были сфокусированы только на терминах долгосрочных и краткосрочных иммигрантов [6].

Несмотря на это, МОТ содействует уважению прав работников-мигрантов, а также справедливому управлению трудовой миграцией посредством свода норм, включающих в себя восемь основополагающих конвенций: Конвенцию 1949 года о работниках-мигрантах (пересмотренную] (№ 97], Конвенцию 1975 года о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении работникам-мигрантам равенства возможностей и обращения (№ 143], а также Рекомендации к ним —1949 года (№ 86] и 1975 года (№ 151] — а также Конвенцию 2011 года о достойном труде домашних работников (№ 189]. Другие актуальные документы включают в себя Многосторонние основы по вопросам трудовой миграции (2006] и Общие принципы и практические рекомендации по справедливому найму (2016] [7].

На 45-й сессии Комиссии международного права ООН Специальный докладчик по вопросу о правовых нормах, касающихся международной миграции, Г. Памбу-Чивунда, признавал необходимость разработки концепции международной миграции [8]. Однако он не сформулировал понятия «миграция», а предложил заменить его термином «передвижение населения». По его мнению, такая замена позволила бы, с одной стороны, рассмотреть явление миграции во всем ее разнообразии, а с другой - разработать конвенцию, которая отражала бы динамику миграции. Однако его доклад не содержал аргументов, обосновывающих необходимость использования термина «международное передвижение населения».

Подчеркивал отсутствие в международном праве согласованного понятия, «миграция» и швейцарский юрист-международник Р. Перручоуд. Но и он не дал конкретного определения, а лишь обратил внимание на субъектный состав миграции: беженцы, перемещенные лица и экономические мигранты. В одной из своих последних работ он попытался дать следующее понятие международной миграции: это переселение людей, покидающих страну своего происхождения или постоянного места жительства, в другую страну временно или постоянно [9]. Данная формулировка является наиболее удачной, так как она не только содержит факт перемещения, но и расширяет понятие международной миграции путем включения в него временно и постоянно прибывающих мигрантов. Однако это определение не содержит положения о правовом статусе мигрантов.

Учеными стран СНГ также предпринималась попытка сформулировать определение миграции. Так, по мнению юриста Н.Н. Тоцкого (Россия], «миграция - это перемещение по различным причинам людей через границу тех или иных территориальных образований в целях постоянного или временного места жительства» [10]. Данное понятие включает в себя ряд элементов, свойственных миграции, но упускает наиболее существенные вопросы правового регулирования миграции и правового статуса мигрантов.

Е. Ю. Садовская (Казахстан] считает, что «миграция - это передвижение населения через государственные границы, связанное с переменой места жительства и требующее национального и межгосударственного регулирования» [11]. Несмотря на четкую формулировку миграции, предложенное определение не отражает мотивы и

сроки миграции, что делает его узко направленным, акцентированным только на определенные типы мигрантов.

О. Пискун (Украина] утверждает, что «миграция нередко связана с резкой сменой не только географического, территориального места жительства, но и соответствующего социума, социального и политико-правового окружения». Специфика данного явления, по его мнению, состоит в его межтерриториальном характере [12].

Как отмечает Морозова Л.А. миграция, имея сложную природу и многоаспектную зависимость от всего комплекса условий, существующих в окружающей человека среде, может быть квалифицирована как наиболее многоплановый и многосторонний социальный процесс. К отличительным особенностям миграционного процесса относятся: массовый характер (в данном случае он означает, что единичные действия людей по смене места жительства не могут называться миграционном процессом]; социальное содержание источников и результатов миграционных процессов [13].

В науке и учебном процессе миграция исследуется и изучается в разных аспектах, но в любом случае самый главный признак этого явления заключается в наличии передвижения людей между какими-либо территориальными единицами. В узком смысле миграция представляет собой законченный вид территориального перемещения, осуществляемого с определенной целью и по определенным мотивам, что позволяет классифицировать виды миграции [14].

Однако все приведенные определения не отражают международно-правовой характер данного явления. Разработкой концепции миграции занималась и Международная организация миграции (МОМ]. В 1989 г. на 59-й сессии Совета МОМ были даны определения понятий «миграция» и «мигрант». Миграция - часть процесса развития государств: тех, из которых лица уезжают, и тех, в которые пытаются попасть, а также государств, которые принадлежат к обеим категориям, независимо от причин перемещения. Иными словами, это понятие включает все формы миграции. Мигрант -это лицо, перемещающееся из одного государства в другое и нуждающееся в международных миграционных услугах, которые предоставляются международными организациями [15].

Глоссарий по миграции для СМИ указывает, что «Хотя официального юридического определения международного мигранта не существует, большинство экспертов сходятся во мнении, что международный мигрант - это человек, который меняет страну своего обычного проживания, независимо от причины миграции или правового статуса. Как правило, различают краткосрочную или временную миграцию, охватывающую перемещения продолжительностью от трех до 12 месяцев, и долгосрочную или постоянную миграцию, относящуюся к смене страны проживания на срок от одного года и более» [16].

В 1996 г. Экономический суд СНГ рассматривал вопрос о толковании понятия «мигрант». Было указано на отсутствие его договорно-правовой регламентации и предложено следующее определение: «мигрант - это понятие, включающее в себя все категории лиц, осуществляющие пространственные перемещения, независимо от причин перемещения, их длительности и пространственных границ» [17]. Понятие миграции, данное Экономическим судом СНГ и МОМ, наиболее точно отражает основные признаки, свойственные миграции.

Вместе с тем, приведенные выше определения миграции позволяют выделить характерные ее признаки, на которых акцентируют внимание все исследователи. К ним можно отнести:

во-первых, факт перемещения,

во-вторых, смену места жительства.

Однако ни одно из определений не отражает специфики международно-правового характера данного явления и упускает существенные моменты, касающиеся его правового регулирования и правового статуса мигранта. Именно поэтому к данным признакам необходимо добавить следующие: изменение правового статуса мигранта и его правовое регулирование принимающим государством.

Суммируя вышеизложенное, предлагается следующее понятие международной миграции: «международной миграцией является перемещение лиц независимо от его

формы, мотивов и сроков с территории одного государства на территорию другого государства, влекущее изменение их правового статуса, регулирование которого с момента пересечения данными лицами границы осуществляется законодательством принимающего государства, а также международно-правовыми документами, разрабатываемыми международными организациями, занимающимися проблемами миграции».

Список использованных источников

1. Зинченко Н.Н. Миграционное право в международно-правовой доктрине и практике: становление и перспективы развития. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук, Москва, Дипломатическая академия МИД РФ, 2012. 48 с. [Электронный ресурс]: https://www.dissercat.com/content/migratsionnoe-pravo-v-mezhdunarodno-pravovoi-doktrine-i-praktike-stanovlenie-i-perspektivy-r - Дата обращения 20.06.2023;

2. Обсуждены вопросы поддержки граждан, трудящихся за рубежом. [Электронный ресурс]: https://president.uz/ru/lists/view/3780 - Дата обращения 20.06.2023;

3. Похлебаева А.В. Понятие миграции и ее классификация // Журнал международного права и международных отношений. - М., 2005. - № 3. - С. 32;

4. Appleyard R. International migration policies: 1950-2000 // International migration. - New York, 2001. - Vol. 39. - № 6. - P. 9;

5. Problems of migration statistics. Population studies. № 5. - New York: United Nations, 1950;

6. Recommendations on statistics of international migration: statistical papers. Series M. № 58. - New York: United Nations, 1980. - P. 4;

7. Трудовая миграция. [Электронный ресурс]: https://www.ilo.org/moscow/dw4sd/themes/migration/lang--ru/index.htm - Дата обращения 20.06.2023;

8. Recommendations on statistics of international migration: statistical papers. Series M. № 58. - New York: United Nations, 1980. - P. 257;

9. Док. ООН A/CN.4/SER.A/1993/Add.1 // Ежегодник комиссии международного права. Т. 2. - Нью-Йорк; Женева: ООН, 1993. - С. 32;

10. Тоцкий Н.Н. Введение в миграционное право. Миграционное право, как подотрасль конституционного права Российской Федерации. Нормативные акты, регулирующие правоотношения с участием мигрантов. - М.: Диалог МГУ, 1999;

11. Садовская Е.Ю. Миграция в Казахстане на рубеже XXI века: основные тенденции и перспективы. - Алма-Ата, 2001;

12. Пискун О. Основы м^рацшного права. - Киев: Леся, 1998. - С. 40;

13. Морозова Л.А. Миграция и право в современной России (к методологии общетеоретического анализа] // Миграция, права человека и экономическая безопасность современной России. Н-Новгород, 2004, С.67;

14. Журабек Чориевич Гойибов К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ МИГРАЦИИ И МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН // Academic research in educational sciences. 2021. №2. [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-ponyatii-migratsii-i-migratsionnyh-protsessov-v-respublike-uzbekistan - Дата обращения 27.06.2023];

15. Continued effectiveness of the Organization in view of the new challenges: Doc. MC/1631 /. - Geneva: Intergovernmental Committee for Migration, 1989. - P. 12-14;

16. Глоссарий по миграции для СМИ Справедливый набор персонала и принудительный труд Узбекистанское издание. Авторское право © Международная организация труда, 2022 г. Впервые опубликовано в 2022 г.;

17. О толковании понятий «беженец», «мигрант», «вынужденный переселенец» применительно к Соглашению о помощи беженцам и вынужденным переселенцам, заключенному 24 сентября 1993 года : решение Экономического суда СНГ № С-1/14-96: принято в г. Минске 11 сент. 1996 г. [Электронный ресурс]:

http://sudsng.org/download_files/rh/1996/rh_s-1_14-96_110996.pdf - Дата обращения 05.06.2023;

18. Glossary on Migration. IOM, 2019;

19. Jurabek Rasulov, (2022). INTERNATIONAL LABOR MIGRATION: ANALYSIS OF INTERNATIONAL UNIVERSAL AND REGIONAL TREATIES. The American Journal of Political Science Law and Criminology, 4(08), 84-89.

INTERNATIONAL LEGAL ASPECTS OF THE DEFINITION OF THE CONCEPT OF "INTERNATIONAL MIGRATION"

Rakhmanov Shukhrat

This article examines the international legal aspects related to the definition of "international migration." The author sheds light on the complexities and essence of this phenomenon, as well as its impact on the contemporary global community. The article discusses the fundamental international legal documents regulating migration issues. The author also conducts an analysis of current challenges and problems associated with international migration. Based on a thorough analysis of existing scholarly literature, the author emphasizes the uniqueness of issues pertaining to international migration, which, despite their significance, remain insufficiently researched. It is noted that legislative norms governing this sphere are yet to achieve comprehensive completeness. The analysis of the international legal aspects of international migration allows for a deeper understanding of the complexities of this phenomenon and facilitates the development of more effective mechanisms to protect the rights of migrants and maintain global stability. The conclusion presents the author's interpretation of the concept of international migration.

Keywords: Migration, international migration, migrant, international labor migration, migrant worker, International Organization for Migration (IOM), international conventions, trends in international migration.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.