DOI 10.47643/1815-1337_2023_4_252 УДК 347.779
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ БЕЖЕНЦЕВ INTERNATIONAL LEGAL STATUS OF REFUGEES
ФАДЕЕВА Антонина Викторовна,
кандидат юридических наук, доцент кафедры общих и специальных юридических дисциплин, Тихоокеанский государственный университет.
680035, Россия, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 136. E-mail: [email protected];
ШЕРЕМЕТЬЕВА Анна Константиновна,
кандидат юридических наук, доцент кафедры общих и специальных юридических дисциплин, Тихоокеанский государственный университет.
680035, Россия, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 136. E-mail: [email protected];
Fadeeva Antonina Viktorovna,
candidate of Law, Associate Professor of departments of general and special legal 136 Pacific Street, Khabarovsk, Khabarovsk Territory, 680035, Russia. E-mail: [email protected];
Sheremetyeva Anna Konstantinovna,
candidate of Law, Associate Professor of departments of general and special legal 136 Pacific Street, Khabarovsk, Khabarovsk Territory, 680035, Russia. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: данная статья посвящена современному международно-правовому положению беженцев, проблемным вопросам обеспечения и защиты как на международном, так и на национальном уровне прав и интересов лиц при вынужденной миграции.
Abstract: this article is devoted to the current international legal situation of refugees, problematic issues of ensuring and protecting both at the international and national levels the rights and interests of persons in forced migration.
Ключевые слова: беженцы, мигрант, миграция, правовой статус, свобода передвижения, международное право.
Keywords: refugees, migrants, migration, legal status, freedom of movement, international law.
Для цитирования: Фадеева А.В., Шереметьева А.К. Международно-правовое положение беженцев //Право и государство: теория и практика. 2023. № 4(220). С. 252-254. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_4_252.
For citation: Fadeeva A. V., Sheremetyeva A.K. International legal status of refugees // Law and state: theory and practice. 2023. No. 4(220). pp. 252-254. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_4_252.
Статья поступила в редакцию: 01.03.2023
Современная мировая обстановка иллюстрирует, насколько остро встал вопрос регулирования правового статуса беженцев, их защиты, предоставления убежища как на международном уровне, так и на национальном. На сегодняшний день наблюдается самый высокий показатель вынужденной миграции в истории - около 82,4 миллиона человек по всему миру были вынуждены покинуть свои дома, кроме того, миллионы не имеют гражданства и, соответственно, доступа к основным правам, таким как образование, здравоохранение, свобода передвижения.
Система международно-правовой защиты прав беженцев была создана в 1951 г., ее появление ознаменовалось принятием Конвенции Организации Объединенных Наций «О статусе беженцев» и созданием Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев, представительства которого имеются во многих странах мира, а также точках военных конфликтов. В Конвенции определены основные стандарты защиты беженцев, содержатся базовые положения, устанавливающие статус беженца. Однако документ не содержит требований относительно процедуры принятия решений о статусе беженца и регулирует не полный перечень вопросов, связанных с приемом данной категории лиц. В 1967 г. Конвенция была дополнена Протоколом, касающегося статуса беженцев [2]. Так, «Беженец» определяется как «лицо, изгнанное из своего дома и вынужденное искать убежища, в частности в другой стране, от войны, религиозных преследований, политических волнений, стихийного бедствия». При этом «Убежище» трактуется как «укрытие от опасности, или и бед» [3].
Так, международно-правовое понятие «беженец» включает такие критерии, как:
а) лицо находится вне страны своего происхождения;
б) лицо испытывает обоснованные опасения преследования;
в) лицо не имеет возможности или желания пользоваться защитой страны происхождения.
Опасения лица должны основываться на следующих признаках преследования: раса, вероисповедание, гражданство (национальность), принадлежность к определенной социальной группе и политические убеждения. И только при наличии всей совокупности данных критериев можно определить то или иное лицо в качестве беженца.
Также основы современного отношения к миграции программно сформулированы Конференцией 1994 года по народонаселению и развитию. В самом общем виде они сводятся к следующему:
- миграция для индивидов часто представляет собой рациональные и динамичные усилия по поиску новых возможностей в жизни, что в основном характерно для трудовой миграции [4];
- к миграции побуждают подталкивающие факторы, такие как: несправедливое распределение ресурсов в области развития, выбор
disciplines Pacific State University.
disciplines Pacific State University.
Частно-правовые (цивилистические) науки
несоответствующих технологий и отсутствие доступа к имеющимся земельным ресурсам;
- международная миграция означает для многих стран происхождения потерю людских ресурсов и может привести к возникновению политической, экономической или социальной напряженности в принимающих странах;
- решение проблемы международной миграции в долгосрочном плане зависит от обеспечения всему населению возможности оставаться в своей стране [5].
Примечательно, однако, что многие категории мигрантов, признанные ООН фактическими беженцами в наши дни остаются за рамками данных соглашений, в частности палестинские беженцы, люди, покинувшие зоны военных конфликтов.
В российском законодательстве понятие «беженца» закреплено в статье 1 Федерального Закона «О беженцах», из смысла которой беженцем является лицо желающее прибыть или уже прибывшее на территорию нашего государства, которое не имеет гражданства Российской Федерации и намерено либо вынуждено покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства по причине преследования этого лица либо совершенного в отношении него насилия, а также - реальной опасности подвергнуться такому преследованию или насилию по признаку языка, вероисповедания, национальной либо расовой принадлежности, а также причастности к определенной социальной группе [6].
Анализ нормативно-правовой базы позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время сложилась весьма эффективная система помощи и защиты лиц, которые вынуждены были оставить свое привычное место пребывания. Однако на практике, при возникновении необходимости реализации норм, возникают многочисленные трудности.
Высокий вклад в оказании помощи людям, потерявшим свои дома и Родину, оказывает вышеупомянутая УВКБ ООН, помимо поддержки беженцев она защищает права возвратившихся беженцев, лиц, ищущих убежище, внутренне перемещенным лицам, а также некоторым другим категориям лиц. Кроме того, правовой базой предоставления защиты данным категориям лиц являются резолюции органов ООН, носящие рекомендательный характер. Все вышеуказанные категории юридически не включены в понятие «беженец» и существуют независимо от него, что означает следующее: пользование международной защитой и помощью в полном объеме предоставлено только беженцам по определению Устава УВКБ ООН [5].
Несмотря на, казалось бы, достаточно полную регламентацию правового статуса беженцев в международном праве, и в наши дни остаются вопросы, которые требуют конкретизации. Примерами могут послужить вопросы, касающиеся воссоединения семей беженцев, положение лиц с двойным гражданством, правовым обеспечением сложного и плохо поддающегося прямому регулированию процесса их интеграции в общественную жизнь в новой стране, отсутствие в международном праве такой категории как «насильственная» или «недобровольная» миграция и многое другое, а также осуществление беженцами своих трудовых прав [6]. Существующая и обязательная для всех государств-членов ООН антидискриминационная норма международного права, утверждает необходимость уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии, но как возможна ее реализация в полной мере если на практике происходит ограничения прав и свобод человека, не являющегося гражданином той или иной страны. Так, при имеющихся общепризнанных нормах о защите прав и свобод человека, некоторые государства отказываются выполнять взятые на себя международные обязательства. К примеру, страны Европейского союза стали отказывать в предоставлении убежища, объясняя свои действия стремлением избежать распространения коронавирусной инфекции.
Основополагающей задачей видится определение согласованных на межгосударственном уровне пределов внутренней компетенции государства в организации миграционного процесса. Реализация права каждого человека покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну в соответствии со статьей 13, п. 2Всеобщей декларации прав человека, стоит в зависимости от характера восприятия национальных интересов государственной властью. Политики государств в данной сфере формируется под влиянием множества факторов, среди которых доминирующими являются интересы обеспечения национальной безопасности, охватывающие самые различные сферы общественной жизнедеятельности, в том числе и миграцию.
События 2015 года, вошедшие в историю как беспрецедентный миграционный кризис на южных и юго-восточных границах Европы, явно показали, что масштабная миграция стала нормой сегодняшнего дня. Миграция имеет как позитивные, так и негативные экономические, социальные и экологические последствия для стран происхождения мигрантов и принимающих стран. По данным Департамента ООН по экономическим и социальным вопросам (ДЭСВ) число международных мигрантов в мире с 2000 года выросло на 49 % и на сегодняшний день составляет 258 миллионов человек, или 3,4 % населения Земли. Подавляющее число этих людей, по мнению Верховного комиссара ООН по делам беженцев, составляет «лица, нуждающиеся в защите и помощи». И для государств, и для мигрантов существенно, чтобы во всех ситуациях территориального перемещения соблюдались права человека. Этот общий контекст задает необходимость международно-правовой регламентации миграционных процессов и определения правового статуса различных категорий мигрантов.
К сожалению, понятие «мигрант», с точки зрения современного международного права не является строгим и конкретным, его правовое содержание четко не определяется. Считается, что данный термин применим ко всем людям, которые находятся за пределами страны своего происхождения и (или) национальности, вне зависимости от мотивов миграции. При этом выделяют общий и специальный правовой статус мигрантов. Общий статус имеет следующие особенности: во-первых, мигранты осуществляют пространственные перемещения через государственные или административные границы; во-вторых, миграционное перемещение всегда влечет изменение правового статуса, изменение объема прав и обязанностей; в-третьих, статус мигранта является временным, переходным. Он возникает после соответствующего обращения в государственные органы, в том числе дипломатические и консульские учреждения, либо вследствие фактического пересечения государственных
или административных границ, и утрачивается после выезда из государства пребывания или после получения его гражданства. Общий правовой статус мигрантов не определен в законодательствах зарубежных стран, возможно по причине слишком широкого предмета регулирования данного нормативного правового акта. При определении статуса мигрантов следует согласиться с В.И. Лайтманом и учитывать при этом три основных правовых критерия: место рождения, гражданство и место проживания.
Поскольку миграционная политика не может быть одинаковой для всех, следует определить в международном праве не только общее понятие «мигрант», но и отдельные категории мигрантов, для которых необходимо установить специальный правовой статус. В качестве оснований нормативно закрепленных классификаций возможно использовать: территориальный признак (перемещающиеся через государственную границу и внутри государства), признак добровольности перемещения (выделять категорию вынужденных мигрантов), признак соблюдения установленного порядка перемещения (легальные и нелегальные мигранты). Кроме того, логично, если правовой статус мигранта будет зависеть от срока проживания на территории определенного государства.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что вопросы правового регулирования миграции требуют дополнительной регламентации в международном праве. Во-первых, в целях единообразного применения представляется целесообразным закрепить понятие «мигрант» и его категории на конвенционном уровне. В качестве критерия отнесения лица к категории мигрантов возможно применять не только признак пространственного перемещения лица, но и ряд дополнительных критериев, таких как гражданство, место рождения, место проживания. Во-вторых, необходимо закрепить в международном праве классификацию мигрантов, что позволит осуществлять специальное правовое регулирование их различных категории. В-третьих, в связи с появлением новых форм миграции требуется корректировка понятия «беженец», чтобы у всех фактических беженцев было юридическое основание для получения международной защиты и помощи.
Библиогра фия:
1. Конвенция о статусе беженцев от 28 июля 1951 г. // Бюллетень международных договоров. - 1993. - № 9.
2. О беженцах : федеральный закон от 19.02.1993 № 4528-1 (ред. от 14.07.2022) // Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1993. - № 12. - Ст. 425.
3. Волох В. А. Трактовка понятия «беженец»в международном праве // Образование и право. - 2016. - №11. - С. 136-140.
4. Карасёва Л. В. Значение норм международного частного права в регулировании трудовых отношений мигрантов из стран СНГ в Российской Федерации: автореф. дис. на соиск. ученой степени канд. юрид. наук. - М., 2007. - 30 с.
5. Лайтман В. И. Разграничение понятий «беженец» и «мигрант» в международном праве // Политика, экономика и социальная сфера: проблемы взаимодействия. - 2016. - №5. - С.27.
6. Магомедкеримов З. М. К вопросу о статусе беженцев в международном праве // Материалы международной научно-практической конференции
«Конституционно-правовое регулирование общественных отношений: теория, методология, практика». - Воронеж, 2018. - С. 293-303. References:
1. Convention on the Status of Refugees of July 28, 1951 // Bulletin of International Treaties. - 1993. - No. 9.
2. On refugees: Federal Law No. 4528-1 of 19.02.1993 (as amended on 14.07.2022) // Bulletin of the Congress of People's Deputies of the Russian Federation and the Supreme Council of the Russian Federation. - 1993. - No. 12. - Article 425.
3. Volokh V. A. Interpretation of the concept of "refugee" in international law // Education and Law. - 2016. - No. 11. - pp. 136-140.
4. Karaseva L. V. The significance of the norms of private international law in the regulation of labor relations of migrants from the CIS countries in the Russian Federation: abstract. dis. on the job. academic degree of cand. jurid. sciences. - M., 2007. - 30 p.
5. Laitman V. I. Differentiation of the concepts of "refugee" and "migrant"' in international law // Politics, economics and social sphere: problems of interaction. - 2016. -
No. 5. - p.27.
6. Magomedkerimov Z. M. On the issue of the status of refugees in international law // Materials of the international scientific and practical conference "Constitutional and legal regulation of public relations: theory, methodology, practice". - Voronezh, 2018. - pp. 293-303.