Научная статья на тему 'Эффективность миграционной политики в современной России'

Эффективность миграционной политики в современной России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1687
287
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
миграционная политика России / Индекс миграционной политики / права мигрантов / упорядоченность и безопасность миграции / региональное и международное сотрудничество / migration policy of Russia / the Migration Government Index / the orderliness and security of migration / the rights of migrants / regional and international cooperation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шмачкова Анна Николаевна

В статье рассматривается миграционная политика России на современном этапе. Автор приводит международные определения, связанные с миграцией, и описывает методологию Индекса миграционной политики. Данный метод ранее не использовался для анализа миграционной политики России, в оригинальном исследовании данные по стране также отсутствуют. Описаны пять измерений миграционной политики — институциональный потенциал государства, права мигрантов, безопасность и упорядоченность миграции, управление трудовой миграцией, региональное и международное сотрудничество. Приведена авторская методика расчета баллов для кодирования ответов на вопросы Индекса миграционной политики. Произведены расчеты по каждому из пяти измерений Индекса миграционной политики для России, сделаны краткие выводы. Дана комплексная оценка миграционной политики России, указаны направления ее дальнейшего развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

efficiency of Migration Policy in Modern Russia

The article deals with the migration policy of Russia at the present stage. The author provides international definitions related to migration and describes the methodology of the Migration Policy Index. This method has not previously been used to analyse the migration policy of Russia; in the original study, data on the country is also missing. The author described the method of calculating points for coding answers to questions of the Migration Policy Index. For each of the five dimensions of the Index, I made brief conclusions regarding the migration policy of Russia. Also, I made a comprehensive assessment of Russia’s migration policy and indicated directions for its further development.

Текст научной работы на тему «Эффективность миграционной политики в современной России»

УДК 325.1(045)

Эффективность миграционной политики в современной россии

Шмачкова Анна Николаевна,

студентка Института лингвистики и международных коммуникаций, Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, Россия anyasch97@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается миграционная политика России на современном этапе. Автор приводит международные определения, связанные с миграцией, и описывает методологию Индекса миграционной политики. Данный метод ранее не использовался для анализа миграционной политики России, в оригинальном исследовании данные по стране также отсутствуют. Описаны пять измерений миграционной политики - институциональный потенциал государства, права мигрантов, безопасность и упорядоченность миграции, управление трудовой миграцией, региональное и международное сотрудничество. Приведена авторская методика расчета баллов для кодирования ответов на вопросы Индекса миграционной политики. Произведены расчеты по каждому из пяти измерений Индекса миграционной политики для России, сделаны краткие выводы. Дана комплексная оценка миграционной политики России, указаны направления ее дальнейшего развития.

Ключевые слова: миграционная политика России; Индекс миграционной политики; права мигрантов; упорядоченность и безопасность миграции; региональное и международное сотрудничество

Efficiency of Migration Policy in Modern Russia

Shmachkova Anna Nikolaevna,

student, Institute of Linguistics and International Communications, South Ural State University, Chelyabinsk, Russia anyasch97@mail.ru

Abstract. The article deals with the migration policy of Russia at the present stage. The author provides international definitions related to migration and describes the methodology of the Migration Policy Index. This method has not previously been used to analyse the migration policy of Russia; in the original study, data on the country is also missing. The author described the method of calculating points for coding answers to questions of the Migration Policy Index. For each of the five dimensions of the Index, I made brief conclusions regarding the migration policy of Russia. Also, I made a comprehensive assessment of Russia's migration policy and indicated directions for its further development.

Keywords: migration policy of Russia; the Migration Government Index; the orderliness and security of migration; the rights of migrants; regional and international cooperation

Научный руководитель: Трегубое НА., канд. пол. наук, доцент, доцент кафедры «Международные отношения, политология и регионоведение», Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, Россия.

Теория миграционной политики

В отечественной научной литературе термин «миграционная политика» используется практически повсеместно, но не имеет четкого определения. Связано это с тем, что миграционная политика охватывает достаточно широкий круг участников, включая правительственные и неправительственные организации, отдельных лиц, миграционные потоки и т. д. По этой причине среди ученых и авторитетных исследовательских учреждений ведутся серьезные дебаты о том, как лучше всего представить понятие «миграционная политика».

В. В. Бобылев рассматривает понятие с институциональной точки зрения и понимает под ним определенные меры со стороны государства и иных организаций по регулированию уровня миграции [1, с. 61].

С юридической точки зрения феномен миграционной политики рассматривают Т. А. Прудникова, С.А Егорова, С. А. Акимова. Они определяют ее как основанную на принципах конституционного строя систему объективно обусловленных целей, задач, направлений развития общественных отношений в сфере миграции, норм миграционного законодательства, а также механизмов управления государством, реализуемых субъектами миграционного процесса и направленных на перемещение, переселение, размещение, обустройство и интеграцию физических лиц на территории государства и (или) в отдельных его регионах, обеспеченных стимулирующими и контрольными факторами [2, с. 10].

О. А. Нестерчук, А. М. Халбаева подчеркивают роль негосударственных объединений в реализации миграционной политики. По их мнению, необходимо взаимодействие между государствами приема и исхода мигрантов, негосударственными объединениями (наднациональными организациями, региональными объединениями, объединениями гражданского общества и диаспорами), непосредственно населением с мигрантами. Данное взаимодействие должно быть направлено на создание комфортных условий приема и пребывания мигрантов для обеспечения прав человека и достижения общественных и государственных целей [3, с. 33].

Наиболее систематизированную теорию миграционной политики предложил Л. Л. Рыбаков-

ский1. Под миграционной политикой он подразумевает инструмент воздействия на миграцию. Миграционная политика включает в себя три составные части.

Первая из них - концепция, т.е. система взглядов, определяющих границы правового, этического и идеологического пространства, в рамках которого должны формироваться основные документы по миграции. Концепция включает цель, задачи, приоритеты и механизмы осуществления миграционной политики. Цель миграционной политики является исходным пунктом концепции. Для ее постановки возможны различные подходы: с позиции потребностей рынка труда, компенсации естественной убыли населения, геополитических интересов государства, национальной безопасности. Задачи миграционной политики формируются в русле цели и ситуации, сложившейся в миграционной сфере. Расстановка приоритетов миграционной политики зависит от остроты миграционных проблем, очередности решения тех или иных задач. С приоритетами связаны механизмы осуществления миграционной политики, формирование миграционных программ.

Вторая часть миграционной политики - конкретные меры по регулированию миграции. Они могут быть как стимулирующими, так и сдерживающими миграционную активность.

Третья часть - повседневная деятельность тех государственных структур, в обязанности которых входит регулирование миграционных процессов.

Миграционная политика имеет внутреннюю и внешнюю стороны. Внутренняя связана с распределением миграционных потоков по регионам, созданием условий для приема беженцев, профилактикой массовых перемещений населения. К внешней сфере относятся привлечение иммигрантов, обеспечение безопасности государства, соблюдение прав мигрантов и развитие международного сотрудничества.

Международная организация по миграции (МОМ) во втором издании Глоссария о миграции дает следующее определение: «Миграционная политика - это система институтов, правовых норм, механизмов и практик в рамках националь-

1 Рыбаковский Л.Л. Демографический понятийный словарь. М.: Центр социального прогнозирования; 2003:170-173.

ной системы, направленных на регулирование уровня миграции и защиту мигрантов»2.

Л. Бьер, М. Хелблинг и соавторы определяют миграционную политику как заявления правительства о том, что оно намерено предпринимать (включая законы, постановления и распоряжения) в отношении отбора, приема, расселения и депортации иностранных граждан, проживающих в стране [4, с. 555-600].

В зарубежных источниках вместо понятия «миграционная политика» часто используется понятие «управление миграцией». Стоит сразу отметить, что понятие «управление миграцией» является более широким и включает термин «миграционная политика».

Генеральная Ассамблея ООН определяет управление миграцией как миграционную политику и программы отдельных стран, межгосударственные дискуссии и соглашения, деятельность международных организаций, а также соответствующие законы и нормы3.

Институт миграционной политики считает, что для управления миграцией необходимо создание набора норм и правил, регулирующих поведение государств в отношении перемещения людей через границы и начать принимать конкретные действия по реализации общей повестки дня безопасной, надежной, законной и упорядоченной миграции4.

индекс миграционной политики5

Индекс миграционной политики (Migration Government Index) был разработан в рамках Международной организации по миграции в 2016 г. [2, с. 10-29]. Пока что проект содержит данные об оценке миграционной политики в 15 странах - Бахрейн, Бангладеш, Канада, Коста Рика, Германия, Гана, Италия, Мексика, Молдова, Марокко, Филиппины, страны Южной Африки, Южная Корея, Швеция и Турция. Страны отобраны на основании разного уровня экономического развития, миграционной ситуации и географического расположения. Использовались 74 показателя для анализа миграционной политики, которые

2 Glossary on migration. International Organization for Migration. 2011, 2nd edition. Р. 63.

3 Measuring well-governed migration. The 2016 Migration Governance Index. The Economist Intelligence Unit. London; 2016. 74 p.

4 Там же.

5 Там же.

можно объединить в 5 больших разделов - институциональный потенциал государства, права мигрантов, безопасность и упорядоченность миграции, управление трудовой миграцией, а также региональное и международное сотрудничество (рис. 1). Авторы называют эти разделы пятью измерениями «хорошей» миграционной политики.

Для каждой из групп составлены вопросы, ответы на которые закодированы определенным образом. Каждое измерение оценивается по десятибалльной шкале. В соответствие с набранными баллами миграционную политику по каждому из критериев можно оценить, как «Зарождающуюся» (0-2,49), «Развивающуюся» (2,5-4,99), «Развитую» (5-7,49) и «Зрелую» (7,5-10) (рис. 2).

Стоит отметить, что исследование не включает оценку эффективности миграционной политики России. Также в нем не указаны варианты кодирования ответов на вопросы, но, зная количество категорий в каждом из измерений, максимальную оценку и количество вариантов ответа, можно рассчитать вес каждого из ответов.

В исследовании отмечается, что максимальная оценка каждой группы равняется десяти баллам. Для того чтобы определить вес подгруппы, необходимо разделить максимальную оценку на количество подгрупп в группе. Для определения веса каждого вопроса нужно разделить вес подгруппы на количество вопросов в ней. Для расчета баллов за ответы на вопрос можно использовать интервальную шкалу.

Предположим, что ответ «Нет» всегда равняется нулю, а «Да» или наилучший вариант всегда равняется одному, т.е. весу всего вопроса. Промежуточные ответы между «Да» и «Нет» можно расположить на шкале. Для того чтобы определить вес каждого из них, необходимо разделить вес вопроса на количество интервалов и умножить на деление, соответствующее искомому варианту ответа (рис. 3).

Был произведен расчет всех вариантов ответов на вопросы с использованием электронных таблиц Excel (табл. 1). В тексте статьи представлена лишь часть из них.

расчет первого измерения индекса миграционной политики

Первая группа Индекса оценивает институциональный потенциал государства. В исследовании сохранено буквенное обозначение по аналогии с оригинальным инструментарием.

1. Institutional capacity

1.1 Institutional framework 1.2 Migration strategy 1.3 Legal framework L( Institutional transparency and coherence 1.5 data gathering and information availability

5. Regional and international cooperation and other partnerships

5.1 Signature and ratification of international conventions

5.2 Regional cooperation

5.3 Bilateral agreements

5.4 Global cooperation

5.5 Other partnerships

4. Labour migration management

4.1 Labour migration management

4.2 Skills and qualification recognition schemes

4.3 Student migration regulation

4.4 Bilateral labour Agreements

4.5 Migrant Remittances

2. Migrant lights

2.1 Access to basic social services and social security

2.2 Family rights

2.3 Right to work

2.4 long term residency and path to citizenship

3. Safe and orderly migration

3.1 Border control and enforcement

3.2 Admission and eligibility criteria

3.3 Re-intergration policies

3.4 Measures to combat human trafficking and smuggling

Рис. 1. Показатели индекса миграционной политики

Источник: The 2016 Migration Governance Index.

Institutional capacity 4-J С Ln g ^ ГЦ) till S " Safe and orderly migration Labor migration management Regional and international cooperation

Bahrair Emerging Emerging Developed Emerging Developed

Bangladesh Emerging Emerging Emerging Developed Mature

Canada Mature Developed Developed Developed Mature

Costa Rica Developed Developed Developed Emerging Mature

Germany Mature Developed Mature Developed Mature

Ghana Developed Emerging Mature Nascent Mature

Italy Developed Developed Emerging Developed Mature

Mexico Developed Emerging Emerging Developed Developed

Moldova Developed Developed Mature Developed Mature

Morocco Developed Emerging Emerging Emerging Developed

Philippines Mature Mature Mature Developed Mature

South Africa Mature Developed Developed Developed Mature

South Korea Mature Developed Mature Developed Mature

Sweden Developed Mature Developed Developed Mature

Turkey Mature Developed Emerging Developed Developed

Рис. 2. Эффективность измерений миграционной политики по странам

Источник: The 2016 Migration Governance Index.

Для начала необходимо охарактеризовать институциональные структуры.

А.1. В России нет специального государственного органа, ответственного за разработку миграционной политики, ее основные черты определяются Президентом6.

6 Указ «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы». URL:

А.2. Статистические сведения о миграционной ситуации в РФ (количество прибывших, выдача паспортов, оформление виз и приглашений иностранным гражданам, постановка на миграционный учет, выдача разрешений на работу и временное проживание и т.д.) предоставляет

http://kremLin.ru/events/president/news/58986 (дата обращения: 30.04.2019).

Вес каждой группы = const = 10

Вес каждой подгруппы = 10/количество подгрупп

Вес вопроса в подгруппе = вес

подгруппы/количество вопросов в ней

Вес каждого ответа = вес вопроса/количество

интервал ов*соответствующее деление

Для расчета без использования шкалы: Вес каждого ответа = вес вопроса/(количество вариантов ответа -1) * | порядковый номер ответа -количество вариантов ответа!

Рис. 3. расчет веса для каждого варианта ответа

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник: составлено автором по данным The 2016 Migration Governance Index.

Таблица 1

расчет веса для каждого варианта ответа индекса миграционной политики

Группа Количество подгрупп Подгруппа Вес подгруппы Вес вопросов Вес каждого вопроса Вопрос Варианты ответа Порядковый № ответа Вес варианта ответа

1 5 1.1 2 4 0,5 А.1. Существует ли государственный орган, отвечающий за разработку миграционной политики? Да 1 0,25

В некоторой степени (например, внутри более крупного подразделения или ведомства) 2 0,125

Нет 3 0

А.2. Существует ли специальное государственное учреждение, ответственное за издание периодических отчетов о внутренней и внешней миграции? Да 1 0,25

В некоторой степени 2 0,125

Нет 3 0

В. Существует ли специальное государственное учреждение или агентство, ответственное за внутреннюю миграционную политику? Да 1 0,5

В некоторой степени (например, функции выполняются другим учреждением) 2 0,25

Нет 3 0

Источник: составлено автором по данным The 2016 Migration Governance Index.

Министерство внутренних дел РФ с периодичностью в два-три месяца7.

B. В России не существует специального органа, который ответственен за осуществление внутренней миграционной политики, т.е. за передвижение граждан внутри государства.

C. Существует Главное управление по вопросам миграции МВД России, которое занимается вопросами внутренней миграции8.

D.1. В случае массового потока мигрантов в Россию иностранные граждане могут получить статус беженца, политическое или временное убежище, что открывает им доступ на рынок труда9. Также можно продлить статус вынужденного переселенца. Но точной информации о специальных ведомствах на случай массового притока мигрантов нет.

Э.2. В России пока что не ведется работа по подготовке к прибытию мигрантов, вызванного климатическими изменениями, так как значительное время не наблюдалось притока иностранных граждан, пострадавших из-за изменения климата или стихийных бедствий.

Перейдем к описанию миграционной стратегии.

A. В России существует действующая миграционная стратегия, имеющая вид программного документа. Она закреплена в Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы.

B. Концепция в области миграционной политики согласована со следующими документами социально-экономического развития РФ: Стратегией социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Прогнозом долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года10.

7 Статистические сведения по миграционной ситуации. Министерство внутренних дел Российской Федерации. URL: https://мвд.рф/Deljatelnost/statistics/migradonnaya/ item/14852910/ (дата обращения: 01.05.2019).

8 Главное управление по вопросам миграции МВД России. URL: 1пи^://гувм.мвд.рф (дата обращения: 01.05.2019).

9 Государственные услуги в сфере миграции. МВД России. URL: https://мвд.рф/Deljatelnost/emvd/guvm/признание-беженцем (дата обращения: 01.05.2019).

10 Указ «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы». URL:

С. В России отсутствуют нормативные документы в области взаимодействия с диаспорой, однако существуют отдельные инициативы взаимодействия, преимущественно, в научной области (подготовка публикаций, совместные заявки на грант, совместная подготовка студентов и аспирантов, чтение лекций и т.д.11).

Теперь необходимо произвести расчеты, касающиеся юридической структуры.

A. Как уже отмечалось ранее, в России не существует законодательной базы, которая регулирует внутреннюю миграцию.

B. Выделяются группы мигрантов в зависимости от причин миграции - беженцы и переселенцы, на которых распространяются различные положения, но нет положений, регулирующих половозрастные характеристики мигрантов.

C. 1. В России отсутствуют законы, контролирующие уровень эмиграции.

С. 2. Россия имеет посольства и консульства в 147 странах мира12.

Переходим к рассмотрению институциональной транспарентности (прозрачности).

A. В России не существует единого свода законов о миграции, они разрабатываются различными органами - Правительством,Советом Федерации, Президентом, МВД и ФМС и имеют различные статусы - статус Федерального закона, Указа, постановления, приказа, соглашения и распоряжения13.

B. Страна прилагает усилия по согласованности миграционной политики между различными ведомствами. В пример можно привести передачу полномочий Федеральной миграционной службы Главному управлению по вопросам миграции МВД РФ в апреле 2016 г.14

Наконец, нужно охарактеризовать сбор данных о миграции и доступность данной информации.

http://kremlin.ru/events/president/news/58986 (дата обра-

щения: 01.05.2019).

11 Развитие сотрудничества с русскоязычной научной диаспорой: опыт, проблемы и перспективы. Доклад российского совета по международным делам. М.; 2015:35-37.

12 Список консульств и посольств РФ по странам. URL: https://goingrus.com/info/ru/get-russian-visa/konsulstva-rf (дата обращения: 01.05.2019).

13 Миграционное законодательство РФ. URL: https:// migrantmedia.ru/migracionnoe-zakonodatelstvo-rf/ (дата обращения: 01.05.2019).

14 Управление Федеральной миграционной службы РФ. URL: https://ufms-gov.ru (дата обращения: 01.05.2019).

Таблица 2

расчет первого измерения индекса миграционной политики

Подгруппа Вопрос ответ Баллы итог Тип МП

1 А.1 Нет 0 5,015 «Развитая»

А.2 Да 0,25

В Нет 0

С Да 0,5

D.1 Да, но их недостаточно 0,125

D.2 Нет 0

2 А Да 0,66

В Да 0,66

С В некоторой степени (например, отдельные инициативы) 0,33

3 А Нет 0

В Некоторые 0,66

С.1 Нет 0

С.2 В 100+ странах 0,33

4 А В некоторой степени (например, отдельные инициативы) 0,5

В Да 1

5 А Нет 0

В Нет 0

Источник: составлено автором по методологии The 2016 Migration Governance Index.

А. Правительство РФ не осуществляет сбор и публикацию данных о смертности прибывших в страну мигрантов. МВД РФ предоставляет информацию лишь о показателях своей деятельности в целом и по регионам, а также о миграционной ситуации за определенный период с распределением по странам, освещая вопросы выдачи приглашений, виз, постановки на миграционный учет, приобретения гражданства, но обходя стороной вопросы смертности15. Федеральная служба государственной статистики также предоставляет данные только о прибытии иностранных граждан16.

15 Статистические сведения по миграционной ситуации. Министерство внутренних дел РФ. URL: https://мвд.рф/ Deljatelnost/statistics/migracionnaya (дата обращения: 01.05.2019).

16 Демография. Федеральная служба государственной ста-

тистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_

В. Как отмечалось выше, в России не существует отчетов о смертности мигрантов любой категории.

Миграционная политика России по первому измерению Индекса миграционной политики может быть охарактеризована как «Развитая» (табл. 2).

расчет второго измерения индекса миграционной политики

Второе измерение «хорошей» миграционной политики отражает вопросы, затрагивающие права мигрантов в стране назначения.

Перейдем к характеристике доступа мигрантов к базовым услугам и социальной защите.

А. В плане доступа к здравоохранению все мигранты имеют право на оказание бесплатной

main/rosstat/ru/statistics/population/demography/# (дата обращения: 01.05.2019).

первой и скорой медицинской помощи. В остальных случаях для оказания медицинской помощи требуется наличие страхового полиса. Полис обязательного медицинского страхования (ОМС) могут оформить только мигранты, имеющие разрешение на временное проживание, вид на жительство или временное убежище. По данному типу полиса можно получить бесплатное медицинское обслуживание в государственных клиниках. Мигрантам, не относящимся к трем вышеуказанным категориям, для получения медицинской помощи необходимо приобрести полис добровольного медицинского страхования (ДМС), по которому можно получить минимум медицинских услуг. Его стоимость варьируется по регионам, срок действия составляет от трех месяцев до года17.

B. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» право на образование предоставляется человеку вне зависимости от пола, расы или происхождения и т.д. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, начального, основного и среднего общего образования, среднего профессионального образования, бесплатность высшего образования на конкурсной основе18.

C. 1. В исследовании указано, что доступ мигрантов к социальному обеспечению может быть измерен с помощью индекса интеграции мигрантов М1РЕХ. Данный индекс предоставляет данные по России, однако не содержит никаких показателей, касающихся доступа мигрантов к социальному обеспечению. Выделяются такие категории, как право на труд, образование, недискриминация, доступ к здравоохранению, политическому участию и получению гражданства. Если оценивать доступ к здравоохранению, то его имеют только трудовые мигранты и мигранты с видом на жительство, о семьях мигрантов информация не предоставляется19.

17 Медицинское обслуживание иностранцев в России. Вестник мигранта и путешественника. URL: https://migrant. lameroid.ru/2016/03/medicine.html (дата обращения: 02.05.2019).

18 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 06.03.2019). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 02.05.2019).

19 Migrant Integration Policy Index (MIPEX) - Data Analysis Tool. URL: http://www.mipex.eu/play/#/filter-countries (дата обращения: 02.05.2019).

С. 2. Согласно Федеральному закону «О страховых пенсиях» лица без гражданства и иностранные граждане, постоянно проживающие на территории РФ, имеют право на получение страховой пенсии при соблюдении ряда условий20. К условиям получения страховой пенсии можно отнести наличие у мигранта вида на жительство, страхового стажа не менее 15 лет, трудового контракта и «белой» зарплаты21.

Теперь нужно охарактеризовать семейные права мигрантов.

А. Воссоединение семей в России не зависит от вида мигрантов, уже проживающих в стране. В Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации» отмечается, что иностранные граждане могут переехать в страну, если имеют близких родственников, являющихся гражданами РФ22. К ним относят супругов, детей, признанных недееспособными родителей.

Право на труд мигрантов в стране назначения оценивается в соответствии с индексом М1РЕХ23.

A. Немедленный доступ к рынку труда имеют только мигранты, постоянно проживающие на территории РФ, и иностранные граждане, прибывшие по разрешению на воссоединение семей, но им недоступна муниципальная служба. Мигранты, получившие разрешение на работу в РФ в течение менее чем одного года, не имеют немедленного доступа к рынку труда.

B. Что касается доступа к частному сектору, то для мигрантов недоступны некоторые виды деятельности, они предназначены исключительно для граждан. Более того, здесь существуют ограничения, основанные на стране постоян-

20 Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (с изм. и дополн.). URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_156525/ (дата обращения: 02.05.2019).

21 Может ли мигрант получать пенсию в России? Форум переселенческих организаций. Международное общественное движение содействия мигрантам и их объединениям. URL: https://migrant.ru/mozhet-li-migrant-poluchit-pensiyu-v-rossii/ (дата обращения: 02.05.2019).

22 Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (ред. от 27.12.2018). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_36927/ (дата обращения: 02.05.2019).

23 Migrant Integration Policy Index (MIPEX) - Data Analysis

Tool. URL: http://www.mipex.eu/play/#/filter-countries (дата

обращения: 02.05.2019).

ного проживания, профессии и квалификации мигрантов.

C. Доступ мигрантов к работе в государственном секторе также ограничен, им не разрешается работать в правительстве (на муниципальном, а тем более, на федеральном уровне), но они могут занимать другие государственные должности.

D. Доступ к самозанятости имеют только мигранты, постоянно проживающие в стране, и иностранные граждане, прибывшие в РФ по разрешению на воссоединение семей. Мигранты, прибывшие по временному разрешению на работу, не имеют данного права.

E. Открывать собственное дело на территории РФ на тех же основаниях, что и граждане, вновь имеют только мигранты, постоянно проживающие в стране, и иностранцы, прибывшие по разрешению на воссоединение семей.

Перейдем к рассмотрению условий долгосрочного проживания и получения гражданства.

A. Мигранты, прибывающие в РФ, не имеют права получать бессрочный вид на жительство. Согласно Федеральному закону «О гражданстве Российской Федерации» иностранные граждане должны непрерывно прожить в стране 5 лет с момента получения вида на жительство, а затем подать заявление на получение гражданства24.

B. Мигранты могут стать гражданами РФ при определенных условиях: непрерывное проживание в стране в течение 5 лет, соблюдение Конституции и законов РФ, наличие законного источника средств к существованию, отказ от уже имеющегося у них гражданства другого государства, владение русским языком25.

В вопросах, касающихся прав мигрантов, миграционная политика может быть оценена как «Развивающаяся» (табл. 3).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

расчет третьего измерения индекса миграционной политики

Третья группа показателей оценивает безопасность и упорядоченность миграции.

Для начала необходимо сказать о пограничном контроле.

24 Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (ред. от 27.12.2018). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_36927/ (дата обращения: 02.05.2019).

25 Там же.

A. Целостной системы контроля за просроченными визами в РФ не существует. Как правило, истечение срока визы замечают соответствующие службы лишь по выезду иностранного гражданина из страны или в ходе запланированной проверки. Наказания за просроченную визу указаны в ст. 18.8 КоАП РФ, согласно которой в отношении лиц с истекшим сроком документа данного вида применяются различные штрафы (от 2 до 7 тыс. руб., в зависимости от региона пребывания) с последующим административным выдворением за пределы РФ26.

B. Что касается пограничного контроля, то в каждом субъекте РФ существует пограничное управление Федеральной службы безопасности, осуществляющее комплексный пограничный контроль и обеспечивающее безопасность в данной сфере27.

C. Сотрудники пограничных служб проходят профессиональную переподготовку не реже одного раза в пять лет. К ним в первую очередь можно отнести переподготовку в военном плане28.

Перейдем к описанию критериев приема мигрантов.

A. В России существует официальный сайт Visa-Russian.ru, где отображаются различные варианты получения визы для иностранцев. Информация на сайте представлена довольно понятно - четко указаны цены, типы виз и сроки, даны контакты, есть возможность заказать звонок или отправить сообщение29.

B. В России можно подать заявление на получение визы непосредственно до прибытия в страну. Например, для получения рабочей визы необходимо заполнить опИпе-форму, а также прислать заполненную анкету на адрес электронной почты, указанный на сайте30.

26 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 23.04.2019). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_34661/ (дата обращения: 03.05.2019).

27 Перечень пограничных управлений ФСБ России. URL: http://ps.fsb.ru/department.htm (дата обращения: 03.05.2019).

28 Пограничная академия ФСБ РФ. URL: https://studentsnews. ru/pogranichnaya-akademiya-federalnoj-sluzhby-bezopasnosti-rossijskoj-federacii.html. (дата обращения: 03.05.2019).

29 Виза в Россию для иностранцев. URL: https://visa-russian. ru (дата обращения: 03.05.2019).

30 Заявление на оформление рабочей визы в Россию. URL: https://visa-russian.ru/order_job.php (дата обращения: 03.05.2019).

Таблица 3

расчет второго измерения индекса миграционной политики

Подгруппа Вопрос ответ Баллы итог Тип МП

1 А Да, к некоторым услугам 0,2 3,7475 «Развивающаяся»

В Да, ко всем трем уровням образования 0,625

С.1 Мигранты, постоянно проживающие в стране и мигранты, прибывшие по разрешениям на воссоединение семьи и/или определенные категории мигрантов по временным разрешениям на работу 0,2

С.2 Да 0,3125

2 А Не регулируется типом мигрантов 0

3 А Мигранты, постоянно проживающие в стране, и мигранты, прибывшие по разрешениям на воссоединение семьи и/или определенные категории мигрантов по временным разрешениям на работу 0,33

В Нет, определенные сектора и виды деятельности предназначены исключительно для граждан 0

С Нет, есть другие ограничения 0,25

D Мигранты, постоянно проживающие в стране и мигранты, прибывшие по разрешениям на воссоединение семьи и/или определенные категории мигрантов по временным разрешениям на работу 0,33

Е Нет, другие ограничивающие условия применяются к иностранным гражданам 0,25

А Нет 0

В Да 1,25

Источник: составлено автором по методологии The 2016 Migration Governance Index.

Далее рассмотрим политику реинтеграции.

А. В России существует программа переселения соотечественников, проживающих за рубежом. Она закреплена в Указе Президента РФ «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом»31.

31 Указ Президента Российской Федерации от 22.06.2006 № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольно-

Она распространяется как на граждан РФ, проживающих в других странах, так и на граждан постсоветского пространства.

В. Как уже отмечалось выше, в РФ существует правительственная программа реинтеграции, закрепленная законодательно.

му переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом». URL: http://kremlin.ru/ acts/bank/23937 (дата обращения: 03.05.2019).

Таблица 4

расчет третьего измерения индекса миграционной политики

Подгруппа Вопрос ответ Баллы итог Тип МП

1 А Частично 0,416 6,7635 «Развитая»

В Да 0,83

С Да 0,83

2 А Да 1,25

В Да, смешанный - онлайн и бумажный процесс 0,9375

3 А Да 1,25

В Да 1,25

4 А.1 Нет 0

А.2 Нет 0

А.3 3 0

Источник: составлено автором по методологии The 2016 Migration Governance Index.

Наконец, нужно описать меры по борьбе с торговлей людьми и контрабандой.

А.1. В России не существует специального органа по борьбе с торговлей людьми. Однако ст. 127 УК РФ устанавливает меру ответственности за данное деяние32.

А.2. Россия не публикует отчеты различной периодичности о проведенных мерах по борьбе с торговлей людьми.

А.3. В докладе Госдепартамента США о торговле людьми Россия отнесена к третьему уровню. Это означает, что правительство России не отвечает минимальным требованиям по борьбе с торговлей людьми, усилия в этой сфере остаются незначительными33.

Миграционная политика России по критерию безопасности и упорядоченности миграции является «Развитой» (табл. 4).

расчет четвертого измерения индекса миграционной политики

Четвертая группа оценивает управление трудовой миграцией в стране.

32 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 23.04.2019). URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения: 03.05.2019).

33 Trafficking in Persons Report (2018). USA state department.

2018:362-364.

Начнем с политики в области трудовых мигрантов.

А.1. Оценкой мониторинга спроса на внутреннем рынке труда для мигрантов занимаются отдельные исследовательские центры, такие как Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук (ФНИСЦ РАН) [5, с. 69-79], Институт экономики и социальной политики34 в рамках отдельных проектов. Однако в рамках национальной системы единой системы оценки не существует.

A.2. Оценкой мониторинга воздействий внешних мигрантов на рынок труда занимаются отдельные исследовательские центры, единой национальной системы оценки не существует. Например, профессор МГУ А. А. Гребенюк в рамках проекта занимался исследованием влияния трудовой миграции на экономику стран-реципиентов [6, с. 9-17]. Также можно отметить работу М. Ю. Дикусаровой, А. А. Кирилловой и О. В. Непокупной, посвященную влиянию миграции на рынок труда РФ [7, с. 399-402].

B.1. В стране осуществляется выдача виз на основании спроса рынка труда, даже существует специальный сайт «Миграционные квоты»,

34 ИнЭСП - Занятость, рынок труда и миграция. URL: http:// www.inesp.ru/projects/realized/projects_detail.php? ID=515 (дата обращения: 07.05.2019).

на котором иностранные граждане могут зарегистрироваться, чтобы получать предложения о квотах от потенциальных работодателей35. На основании выбранной вакансии мигранты получают разрешение на работу и трудовую визу.

В.2. В России не существует различных типов рабочих виз для привлечения определенных трудовых навыков36.

Перейдем к описанию схем по распознанию навыков и квалификации мигрантов.

А.1. Учетом навыков мигрантов при решении о выдаче визы занимается не национальная система, а в первую очередь потенциальные работодатели. Через вышеупомянутый сайт мигранты могут указывать имеющиеся навыки, что служит основой для одобрения их кандидатуры на работу в стране назначения.

А.2. В России речь идет не об аккредитации мигрантов, а аккредитации юридических лиц, собирающихся привлечь иностранную рабочую силу37. Но и мигранты для получения патента, разрешения на работу, разрешения на временное проживание или вида на жительство в РФ должны пройти ряд испытаний - экзамен по русскому языку, законодательству и истории России38. Однако тестируются лишь навыки, необходимые для пребывания в стране, а не профессиональные компетенции.

А.3. Страна имеет собственные национальные квалификационные рамки, т.е. инструмент сопряжения сферы труда со сферой образования, выстроенные в соответствии с Европейской рамкой квалификации. Россия участвует в программах со странами, также имеющими квалификационные рамки. Прежде всего, это страны СНГ - Азербайджан, Армения, Казахстан и Кыргызстан [8, с. 4-11].

35 АИК Миграционные квоты. URL: http://www.migrakvota. gov.ru/index.php?mod=class_show (дата обращения: 07.05.2019).

36 Типы виз в Россию. URL: https://visarussie.fr/ru/type-visas/ (дата обращения: 07.05.2019).

37 Аккредитация юридических лиц в ГУВМ МВД (ФМС) в качестве работодателя мигрантов: постановка работодателя на учет в МВД для привлечения иностранных рабочих. URL: https://migrantmedia.ru/akkreditatsiya-yuridicheskikh-lits-v-mvd-fms-v-kachestve-rabotodatelya-migrantov-postanovka-rabotodatelya-na-uchet-v-mvd/ (дата обращения: 08.05.2019).

38 Комплексный экзамен по русскому языку как иностран-

ному, истории России и основам законодательства Россий-

ской Федерации. Единый миграционный центр. URL: http://

migrantcenter.ru/cont/testirovanie-cns-59/ (дата обращения:

08.05.2019).

Необходимо затронуть также регулирование студенческой миграции.

A. В России провозглашается всеобщность получения трех уровней образования, в том числе и для мигрантов39. Также в российских вузах можно встретить много студентов, прибывшим по программам обмена.

B.1. Иностранные студенты имеют доступ к высшему образованию и многим курсам наравне с гражданами, набор на эти программы осуществляется на конкурсной основе.

B.2. Страна устанавливает квоты для приема иностранных студентов - количество иностранных граждан, принимаемых в РФ на обучение за счет средств федерального бюджета, не может превышать 10 тыс. человек в год40. Однако связи этих квот с потребностями рынка труда не отмечается.

C. В России нет специальных программ, которые способствуют трудоустройству иностранных студентов после окончания учебного заведения. Они в той же степени, что и граждане РФ, сталкиваются с трудностями по поиску работы после выпуска.

D. Иностранные студенты очной формы обучения имеют право осуществлять трудовую деятельность на основании разрешения на работу41.

Теперь необходимо рассмотреть двусторонние трудовые соглашения.

А. В России имеются двусторонние соглашения в сфере трудовой деятельности. В пример можно привести Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о трудовой деятельности и социальной защите граждан Российской Федерации, работающих на территории Республики Беларусь, и граждан Республики Беларусь, работающих на территории

39 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 06.03.2019). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 07.05.2019).

40 Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 638 г. Москва «О сотрудничестве с зарубежными странами в области образования». URL: https:// rg.ru/2008/09/03/sotrudnichestvo-dok.html (дата обращения: 07.05.2019).

41 Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (ред. от 01.05.2019). URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_37868/ (дата обращения: 07.05.2019).

Российской Федерации от 24.09.1993 г., а также Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о временной трудовой деятельности граждан Российской Федерации в Китайской Народной Республике и граждан Китайской Народной Республики в Российской Федерации от 03.11.200042.

В. Нельзя сказать, что Россия разработала меры, способствующие этичному найму мигрантов. Мигранты зачастую соглашаются на более низкую заработную плату, экстремальные условия труда и рабочий день сверх установленной нормы, что выгодно многим работодателям.

Наконец, нужно сказать о денежных переводах мигрантов.

A. Россия принимает участие в Плане G20 по облегчению потоков денежных переводов, отмечая важность трансграничных переводов для развивающихся стран43.

B. Стоимость переводов из России в страны ближнего зарубежья составляет до 1,5% от суммы перевода. При банковских переводах в страны дальнего зарубежья комиссия будет составлять до 5%. Стоимость переводов зависит от банка и платежной системы. Сумма переводов ограничена до 5 тыс. долл. в день44.

Таким образом, миграционная политика России в плане управления трудовой миграции является «Развитой» (табл. 5).

расчет пятого измерения индекса миграционной политики

Последнее измерение оценивает региональное и международное сотрудничество стран по вопросам, связанным с миграцией.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Первая группа показателей связана с подписанием и ратификацией международных конвенций в области миграции.

42 Двусторонние договоры Российской Федерации. Министерство иностранных дел Российской Федерации. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/international_contracts/2_ contract (дата обращения: 08.05.2019).

43 Декларация лидеров «Группы двадцати» от 01.12.2018. URL: http://kremlin.ru/supplement/5373 (дата обращения: 08.05.2019).

44 Денежные переводы за границу: быстрые и выгодные варианты отправления средств физическим и юридическим лицам. KP.RU. URL: https://www.kp.ru/guide/perevod-deneg-za-granitsu.html (дата обращения: 08.05.2019).

А.1. Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г. фокусирует свое внимание на равенстве обращения с трудовыми мигрантами женского и мужского пола, с документированными и недокументированными работниками, а также на отношениях мигрантов с гражданами. Россия не является подписантом этой конвенции45.

A.2. Россия не ратифицировала данную конвенцию46.

B.1. Конвенция о статусе беженцев 1951 г.— это первое международное соглашение, охватывающее фундаментальные аспекты жизни беженца. В ней изложен ряд прав беженцев, которые должны быть эквивалентны тем, которыми, по крайней мере, пользуются мигранты, проживающие в стране на законных основаниях. Россия подписала конвенцию в 1993 г.47

B.2. Однако Россия не ратифицировала вышеупомянутую конвенцию48.

C. 1. Конвенция о правах ребенка 1989 г. ставит своей целью принятие государствами-участниками мер для обеспечения защиты детей, являющихся беженцами. Россия подписала конвенцию 26 января 1990 г.49

С. 2. Конвенция о правах ребенка ратифицирована в стране 16 августа 1990 г.50

Э. Конвенция Международной организации труда о трудящихся-мигрантах 1949 г. (№ 97) включает условия, регулирующие упорядоченный набор трудовых мигрантов. В нем сформулирован принцип равного обращения с иностранными работниками с точки зрения условий труда, их членство в профсоюзах, вопросы, связанные с проживанием, социальным обеспечением, судебным разбирательством. Данная конвенция не

45 Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов от 19.12.1990. Управление Верховного комиссара ООН по правам человека. 2005:19-59.

46 Там же.

47 States Parties to the 1951 Convention relating to the Status of Refugees and the 1967 Protocol. United Nations High Commissioner for Refugees. 2015. Р. 4.

48 Многосторонние договоры Российской Федерации. Минюст России. URL: https://minjust.ru/ru/perechen-mezhdunarodnyh-dogovorov-rossiyskoy-federacii-po-voprosam-pravovoy-pomoshchi-i-pravovyh-28 (дата обращения: 09.05.2019).

49 Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989. URL: https:// www.coe.int/ru/web/compass/convention-on-the-rights-of-the-child (дата обращения: 09.05.2019).

50 Там же.

Таблица 5

расчет четвертого измерения индекса миграционной политики

Подгруппа Вопрос ответ Баллы итог Тип МП

1 А.1 Частично 0,25 6,085 «Развитая»

А.2 Частично 0,25

В.1 Да 0,5

В.2 Нет 0

2 А.1 Частично 0,33

А.2 Другое 0,22

А.3 Да 0,66

3 А Да 0,5

В.1 Да 0,25

В.2 Есть квоты, но они не связаны с потребностями рынка труда 0,125

С Нет 0

D Да 0,5

4 А Да 1

В Нет 0

5 А Да 1

В Между 3 и 7% 0,5

Источник: составлено автором по методологии The 2016 Migration Governance Index.

была ратифицирована ни в СССР, ни в последующем времени в России51.

Е. Конвенция Международной организации труда о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения 1974 г (№ 143) дополняет предыдущую Конвенцию МОТ № 97. В ней затрагивается миграция в насильственных условиях (включая нелегальную миграцию), а также равенство возможностей и обращения с трудовыми мигрантами. Конвенция не ратифицирована Россией52.

Г Конвенции о безгражданстве - Конвенция о статусе апатридов 1954 г. и Конвенция о сокра-

51 Конвенция о трудящихся-мигрантах от 01.07.1949. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ migrant.shtml (дата обращения: 09.05.2019).

52 Многосторонние договоры Российской Федерации. Минюст России. URL: https://minjust.ru/ru/perechen-mezhdunarodnyh-dogovorov-rossiyskoy-federacii-po-voprosam-pravovoy-pomoshchi-i-pravovyh-28 (дата обращения: 09.05.2019).

щении безгражданства 1961 г. также являются ключевыми документами, защищающими права мигрантов. Россия не ратифицировала ни одну

из них53.

Перейдем к рассмотрению регионального сотрудничества.

А.1. Региональные консультативные процессы - это межправительственные форумы по содействию диалогу и сотрудничеству в области миграции на региональном уровне. К России наиболее близки два региональных процесса - Алматинский процесс по защите беженцев и международной миграции, а также группа Восточного партнерства по миграции, мобильности и интегрированному управлению границами. Однако страна не является участницей этих форумов54.

53 Там же.

54 Regional Consultative Processes on Migration. International

Organization for Migration. Available at: https://www.iom.int/ regional-consultative-processes-migration (дата обращения: 10.05.2019).

А.2. Раз Россия не является частью региональных консультативных процессов, говорить о практических успехах в данной области нецелесообразно.

Необходимо упомянуть и двусторонние соглашения по вопросам миграции.

A. Официальные двусторонние соглашения устанавливают обязательства каждой стороны, могут предусматривать квоты для мигрантов в соответствии с согласованными принципами и процедурами. Россия имеет двусторонние соглашения такого типа, к ним можно отнести Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о трудовой деятельности и защите прав трудящихся-мигрантов, являющихся гражданами Российской Федерации, в Республике Узбекистан и трудящихся-мигрантов, являющихся гражданами Республики Узбекистан, в Российской Федерации от 04.07.2009, а также упомянутые ранее Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о трудовой деятельности и социальной защите граждан Российской Федерации, работающих на территории Республики Беларусь, и граждан Республики Беларусь, работающих на территории Российской Федерации от 24.09.1993 г., а также Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о временной трудовой деятельности граждан Российской Федерации в Китайской Народной Республике и граждан Китайской Народной Республики в Российской Федерации от 03.11.2000. В основном двусторонние соглашения в области миграции заключены между Россией и странами постсоветского пространства55.

B. Полуформальные двусторонние соглашения - необязательные соглашения, более легкие в заключении и осуществлении (например, меморандумы о взаимопонимании). Россия имеет соглашения по вопросам миграции данного типа, например Меморандум о взаимопонимании по вопросам борьбы с незаконной миграцией между Правительством

55 Двусторонние договоры Российской Федерации. Министерство иностранных дел Российской Федерации. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/international_contracts/2_ contract (дата обращения: 10.05.2019).

Российской Федерации и Правительством Республики Индии от 21.12.2010 56, Меморандум о взаимопонимании между Федеральной миграционной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации и Государственной миграционной службой Республики Молдова по вопросам миграции от 17.03.200357.

С. Двусторонние консультации по миграции — открытые платформы для обзора, обсуждения и обмена передовым опытом и идеями между странами приема и исхода мигрантов. Россия участвует в подобных консультациях — 18.04.2018 г. в Туркменистане состоялись двусторонние консультации с участием представителей профильных ведомств Туркменистана и РФ, которые затронули вопросы международной повестки дня в области миграции58.

Теперь рассмотрим глобальное сотрудничество.

A. Участие в Глобальном форуме по миграции и развитию открыто для всех членов и наблюдателей ООН. Россия участвует в данном форуме нерегулярно. В 2016 г. в Глобальном форуме принял участие представитель МВД России Илья Маленко в роли сопредседателя59.

B. Что касается степени участия в работе международных организаций, Россия является наблюдателем в МОМ с 27.05.1992 г. и этот статус неизменен по сей день60. В Управлении Верховного комиссара ООН по делам беженцев

56 Меморандум о взаимопонимании по вопросам борьбы с незаконной миграцией между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индии от 21.12.2010. URL: http://docs.cntd.ru/document/902264187 (дата обращения: 10.05.2019).

57 Меморандум о взаимопонимании между Федеральной миграционной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации и Государственной миграционной службой Республики Молдова по вопросам миграции от 17.03.2003. URL: https://www.lawmix.ru/abrolaw/6510 (дата обращения: 10.05.2019).

58 Bilateral consultation on consular issues were held between Turkmenistan and Russia. URL: https://uzbekistan.tmembassy. gov.tm/en/news/12256 (дата обращения: 10.05.2019).

59 Russian MIA representative took part in UN Global Forum on Migration and Development. The Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. 2016. URL: https://en.mvd.ru/news/item/9099135/ (дата обращения: 10.05.2019).

60 Международная организация по миграции (справочная информация). Министерство иностранных дел РФ. URL: http://www.mid.ru/rossia-mezdunarodnoe-gumanitarnoe-sotrudnicestvo/-/asset_publisher/Z02t0D 8Nkusz/content/ id/404550 (дата обращения: 10.05.2019).

Россия также не представлена в руководящих органах61.

Наконец, осталось охарактеризовать договоренности в области миграции с гражданским обществом и частным сектором.

A. Россия вовлекает структуры гражданского общества в разработку инициатив, направленных на совершенствование миграционной политики. В 2006 г. образован Общественный совет при Федеральной миграционной службе, который подготавливает рекомендации по совершенствованию федерального и регионального миграционного законодательства, мер по регулированию миграционных процессов в РФ. Также члены Общественного совета могут участвовать в обсуждении проектов федеральных законов и иных НПА РФ, концепций и программ в области миграционной политики62.

B. В разработке миграционной политики принимает участие и бизнес. Например, Торгово-промышленная палата России в 2018 г. проводила конференцию, посвященную миграционной политике России. В ходе нее бизнесмены высказывали свои проекты по корректировке миграционного законодательства63.

C. Россия не является участницей региональных соглашений, направленных на повышение трудовой мобильности в том или ином регионе. Существует Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубе-жом64. Она направлена на переселение граждан из ближнего зарубежья в те регионы России, в которых отмечается нехватка рабочей силы. Однако программа не носит региональный характер.

Миграционная политика России в области международного и регионального сотрудничества может быть оценена как «Развитая» (табл. 6).

61 Governance and Oversight. UNHCR. URL: https://www.unhcr. org/governance.htmL (дата обращения: 10.05.2019).

62 Положение об Общественном совете при Федеральной миграционной службе. С. 1-3.

63 Бизнес выступил за либерализацию миграционной политики. Независимая газета. URL: http://publishing-vak.ru/ bibLiography-gost.htm (дата обращения: 10.05.2019).

64 Указ Президента РФ от 14.09.2012 № 1289 «О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» (ред. от 15.03.2018). URL: http://www.consuLtant.ru/document/cons_ doc_LAW_135348/ (дата обращения: 10.05.2019).

расчет эффективности миграционной политики россии в целом

Для оценки эффективности всей миграционной политики России необходимо суммировать все показатели, набранные по измерениям, и разделить на количество измерений (т.е. на 5). Миграционную политику России можно оценить как «Развитую» (табл. 7).

Заключение

Таким образом, опираясь на набранные баллы, наиболее развитым измерением современной миграционной политики в РФ являются вопросы, связанные с безопасной и упорядоченной миграцией. Однако, вопросы, связанные с безопасностью границ и контролем за нарушениями в миграционной сфере для страны наиболее важны, чем меры по борьбе с контрабандой и торговлей людьми.

Наименее развитое измерение миграционной политики - права мигрантов. Не всем категориям мигрантов доступно бесплатное медицинское обслуживание и социальная защита. Также мигрантам ограничен доступ к некоторым вакансиям (как в частном, так и в государственном секторах, а также к самозанятости). Это можно связать с тем, что Россия не подписала и не ратифицировала основные международные договора, касающиеся прав мигрантов, упомянутые в пятом измерении.

Для повышения эффективности миграционной политики РФ, согласно Индексу миграционной политики, необходимо совершенствование в следующих сферах:

1. Регулирование внутренней миграции наряду с внешней.

2. Контроль за уровнем эмиграции.

3. Создание государственной системы мониторинга дефицитных вакансий, подразумевающих трудоустройство мигрантов.

4. Введение обязательной национальной системы по распознанию навыков и квалификации мигрантов.

5.Законодательные меры в области этичного найма мигрантов.

6. Ратификация основных международных конвенций в области миграционной политики.

7. Расширение региональных консультативных процессов в рамках СНГ, создание программ, способствующих повышению трудовой мобильности в регионе.

Таблица 6

расчет пятого измерения индекса миграционной политики

Подгруппа Вопрос ответ Баллы итог Тип МП

1 А.1 Нет 0 5,298 «Развитая»

А.2 Нет 0

В.1 Да 0,166

В.2 Нет 0

С.1 Да 0,166

С.2 Да 0,166

D Нет 0

E Нет 0

F Нет 0

2 А.1 Нет 0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А.2 Нет 0

3 А Да 0,66

В Да 0,66

С Да 0,66

4 А Да 1

В Наблюдатель 0,5

5 А Да 0,66

В Да 0,66

С Нет 0

Источник: составлено автором по методологии The 2016 Migration Governance Index.

Таблица 7

расчет эффективности миграционной политики россии в целом

измерение МП набранные баллы сумма/5 Тип МП

1 5,015 5,3818 «Развитая»

2 3,7475

3 6,7635

4 6,085

5 5,298

Источник: составлено автором по методологии The 2016 Migration Governance Index.

Список источников

1. Бобылев В. В. Миграционная политика (сущность, структурное строение, основные типы). Власть. 2009;(6):61-84.

2. Прудникова Т. А., Егорова С. А., Акимова С. А. Правовые и организационные особенности миграционной политики в ряде зарубежных стран. Закон и право. 2013;(6):10-33.

3. Нестерчук О. А. Политическое управление миграционными процессами: субъектно-деятельностный подход. PolitBook. 2015;(1):33-52.

4. Бьер Л., Зобель М., Ремер Ф., Хелблинг М. Концептуализация и измерение иммиграционной политики: сравнительная перспектива. Международное миграционное обозрение. 2015;(3):555-600.

5. Мукомель И. В. Мигранты на российском рынке труда: занятость, мобильность, интенсивность и оплата труда. Статистика и экономика. 2017;(6):69-79.

6. Гребенюк А.А. Как трудовая миграция влияет на экономику стран - реципиентов рабочей силы? МОСТЫ Аналитика и новости о торговле и устойчивом развитии. 2018;(1):9-17.

7. Дикусарова М. Ю., Кириллова А. А., Непокупная О. В. Влияние миграции на рынок труда Российской Федерации. Молодой ученый. 2017;(2):399-402.

8. Лукичев Г. А., Скоробогатова Г. И. Методологические основы формирования Национальной рамки квалификации России. Статистика и экономика. 2014;(2):249-255.

References

1. Bobylev V. V. Migration policy (essence, structural composition, main types). Vlact. 2009;(6):61-84. (In Russ.).

2. Prudnikova T. A., Egorova S. A., Akimova S. A. Legal and organisational features of migration policy in some foreign countries. Zakon i pravo. 2013;(6):10-33. (In Russ.).

3. Nesterchuk O. A. Political management of migration processes: A subject-activity approach. PolitBook. 2015;(1):33-52. (In Russ.).

4. Bjerre L., Helbling М., Römer F., Zobel М. Conceptualizing and Measuring Immigration Policies: A Comparative. International Migration Review. 2015;(3):555-600. (In Russ.).

5. Mukomel I. V. Migrants in the Russian labour market: Employment, mobility, intensity and remuneration. Statistika i ekonomika. 2017;(6):69-79. (In Russ.).

6. Grebenyuk А. А. How does labour migration affect the economy of recipient countries? MOSTY. Analitika i novosti o torgovle i ustoichivom razvitii. 2018;(1):9-17. (In Russ.).

7. Dikusarova M. Y., Kirillova A. A., Nepokunaya O. V. The impact of migration on the labour market of the Russian Federation. Molodoi uchenyi. 2017;(2):399-402. (In Russ.).

8. Lukichev G. A., Skorobogatova G. I. The methodological basis for the formation of the Russian National Qualifications Framework. Statistika i ekonomika. 2014;(2):249-255. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.