Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ЗАКУПОК КАК СПОСОБ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФАС РОССИИ'

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ЗАКУПОК КАК СПОСОБ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФАС РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
39
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ (МУНИЦИПАЛЬНЫЕ) ЗАКУПКИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ (МУНИЦИПАЛЬНЫЙ) КОНТРАКТ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ (МУНИЦИПАЛЬНЫЕ) НУЖДЫ / ФАС РОССИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Михайлов Филипп Николаевич, Соловьева Людмила Сергеевна

Статья посвящена международно-правовому анализу законодательства в сфере закупок, как способу совершенствования правоохранительной деятельности ФАС России.The article is devoted international legal analysis of procurement legislation as a way to improve the law enforcement of the Federal Antimonopoly Service.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ЗАКУПОК КАК СПОСОБ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФАС РОССИИ»

УДК 343.535.1

Юридические науки

Михайлов Филипп Николаевич, кандидат юридических наук, доцент, Государственный университет «Дубна», заведующий кафедрой гражданского права факультета социальных и гуманитарных наук Соловьева Людмила Сергеевна, магистрант кафедры уголовного процесса факультета социальных и гуманитарных наук, Государственный университет «Дубна»

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ЗАКУПОК КАК СПОСОБ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФАС РОССИИ

Аннотация: Статья посвящена международно-правовому анализу законодательства в сфере закупок, как способу совершенствования правоохранительной деятельности ФАС России.

Ключевые слова: государственные (муниципальные) закупки, государственный (муниципальный) контракт, государственные (муниципальные) нужды, ФАС России.

Abstract: The article is devoted international legal analysis of procurement legislation as a way to improve the law enforcement of the Federal Antimonopoly Service.

Keywords: international law, law enforcement, state (municipal) procurement, state (municipal) contract, state (municipal) needs, Federal Antimonopoly Service.

В настоящее время, в условиях постоянно развивающейся экономики, нужно учитывать, что построение четкой и эффективной системы регулирования государственных закупок зависит от выбранного метода экономического анализа. Одним из наиболее распространенных методов

является сравнения. В данном случае он является и наиболее востребованным, поскольку в контексте рассматриваемого вопроса речь идет о сравнении не только действующих в Российской федерации нормативных правовых актах, касающихся сферы закупок, но и международных. Изучение зарубежного законодательства в процессе сравнения позволяет выявить существующие пробелы и, как следствие, исправить их, таким образом совершенствуя действующую системы осуществления госзакупок.

Необходимо учитывать, что многие зарубежные страны на данный момент отличаются наличием успешного опыта осуществления закупочной деятельности, выражающегося в довольно-таки эффективном расходовании бюджетных средств.

На данный момент, по мнению ряда ученых, наиболее высоким уровнем организации деятельности по осуществлению госзакупок отличаются США и Германия.

К примеру, В.А. Галанов и О.А. Гришина [1], проведя анализ федеральной контрактной системы США, пришли к выводу, что в настоящее время данная система является одной из эффективнейших в мире. Свое мнения ученые подкрепляют рядом причин. Во-первых, в основе американской системы лежит, по их мнению, максимально упорядоченная процедура выполнения госзаказа. Во-вторых, деятельность федеральной контрактной службы США регулируется положением о федеральных закупках (FAR — Federal Acquisitions Regulations). Целью FAR является публикация единых политик и процедур, которым должны следовать федеральные агентства при прохождении процесса закупок. Эти правила обеспечивают последовательную процедуру закупок, чтобы госконтракты могли выполняться прозрачным, справедливым и беспристрастным способом. Стоит отметить, что, перед опубликованием, проекты новых правил в сфере закупок публикуются на официальном сайте Federal Register [2] с целью проведения общественной экспертизы.

И.Ю. Федорова [3], характеризуя ФКС США, считает, что в ней имеются

все элементы, необходимые для обеспечения эффективной закупочной деятельности, а именно:

- правовое регулирование осуществляется с помощью НПА, диктующих последовательные правила реализации госзаказа;

- существует детальная система планирования, а также широкий спектр способов закупок и видов заключаемых договоров;

- полномочия, ровно, как и ответственность, распределяются между федеральными органами и должностными лицами, участвующими в процессе закупок;

- развитая информационная система обеспечивает доступ к базам договоров, поставщиков и другим составляющим федерального заказа.

Учитывая необходимость применения метода сравнения, интересно отметить, что «закупка у единственного поставщика» не предусмотрена как отдельная процедура в правилах закупок США. Это исключительный случай неконкурентных переговоров, когда имеется необходимость в поставке и предоставлении «простых» товаров и услуг. Процедура предусматривает предварительную оценку, или «квалификационную процедуру принятия контрагентов». Это так называемый анализ сведений, содержащихся в реестре «квалифицированных контрагентов», о технических изготовителях, прошедших проверки, включающие в себя контрольные мероприятия путем оценки закупочной квалификации и повышения качества продукции.

В Российской Федерации такой способ предусмотрен нормами Федерального закона № 44-ФЗ [4], однако национальное законодательство не регламентирует схожую процедуру «принятия контрагентов».

Поэтому, представляется целесообразным создать реестр «квалифицированных поставщиков» для такого способа закупки, как закупка у единственного поставщика. Основное достоинство этого способа связано с простотой процедуры, которая подразумевает под собой меньшую длительность, снижение рисков нарушения процедуры, отсутствие

необходимости привлекать существенные организационные ресурсы. Кроме того, аргументом, свидетельствующем о необходимости введения подобного реестра, является статистика рассмотренных ФАС России жалоб на закупки в рамках 44-ФЗ за 2020 год. Так, было рассмотрено порядка 66 тысяч жалоб, из которых примерно 29 тысяч были признаны обоснованными. Согласно статистике прошлого года, данная цифра увеличилась на 3,5% [5]. По мнению А.В. Кнутова [6], поскольку в настоящее время ФАС России является основным органом по контролю в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, то основное внимание следует сосредотачивать на «инструментах» осуществления этого контроля.

Таким образом, создание вышеуказанного реестра будет способствовать повышению эффективности правоприменения в сфере закупок с использованием мировых тактик, что, в свою очередь, благоприятно скажется на правоохранительной деятельности ФАС России, в ведении которого будет находиться данный реестр.

По мнению М.В. Седовой [7], наибольший интерес представляет система организации закупок в Германии. Здесь стоит отметить, Германия является членом Европейского Союза, а это означает, что ее система госзакупок должна соответствовать требованиям европейского законодательства. Речь идет о требованиях к формированию конкурентной среды в целях предотвращения дискриминации. В связи с этим, система контроля за государственным закупками в Германии отличается некоторыми особенностями. Система контроля включает в себя два уровня:

1. Апелляционный суд (как самостоятельный орган);

2. Судебный орган (в форме традиционной ветви судебной власти).

В данном случае речь идет о стадии размещения госзаказа, а реализуя возможность судебного оспаривания, приходим к выводу, что таким образом обеспечивается беспристрастность системы, что, безусловно, является отличительной особенностью Германии.

В процессе осуществления госзакупок в ФРГ, в качестве метода,

используется «запрос предложений». Эта процедура присутствует и в законодательстве Российской Федерации. Но в Германии, при проведении торгов, устанавливаются «критерии оценки», по которым формируется база оценки, являющейся «почвой» для переговоров между заказчиками и потенциальными поставщиками. Таким образом обеспечивается здоровая конкуренция, то есть, реализуется принцип обеспечения конкуренции, законодательно закрепленный и в статье 6 Федерального закона № 44-ФЗ РФ.

Но при этом, по смыслу статьи 83 закона № 44-ФЗ, рассматриваемый способ предусматривает размещение извещения о его проведении в ЕИС, наряду с этим размещается конкурсная документация и в течение определенного законом времени потенциальные поставщики могут предоставить заявку с предложениями. Также заказчик может отправить приглашение к участию трем поставщикам, с которыми ранее (в течение 18 месяцев) заключались контракты на поставку этих же товаров, работ или услуг. А это, в свою очередь, приводит к неполноценной реализации принципа обеспечения конкуренции, что, по своей сути, является определенной правовой проблемой.

Поскольку правоохранительная деятельность ФАС России имеет своей целью обеспечение благоприятной конкурентной среды в сфере осуществления закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, решение вышеуказанной проблемы поспособствовало бы не только совершенствованию правоохранительной деятельности ФАС России, но и эффективной реализации государственной политики в рассматриваемой сфере.

Как уже было сказано ранее, анализ зарубежного опыта организации государственных закупок может способствовать изменениям в российском законодательстве в части рассматриваемых правоотношений. Таким образом, на основании вышеизложенного, предлагаю дополнить Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» статьей 93.1 в следующей редакции:

«Статья 93.1. Реестр квалифицированных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

1. Ведение реестра квалифицированных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр квалифицированных поставщиков) осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

2. В реестр квалифицированных поставщиков включается информация о поставщиках, ранее заключавших контракт по основаниям, предусмотренных статьей 93 настоящего Федерального закона и осуществивших проверку качества своей продукции.

3. В реестр квалифицированных поставщиков включается следующая информация:

1) наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии);

2) дата заключения надлежащим образом исполненного контракта;

3) объект закупки, результат проверки качества закупаемого товара;

4) цена контракта и срок его исполнения;

4) идентификационный код закупки;

5) дата внесения указанной информации в реестр квалифицированных поставщиков.

4. Информация, содержащаяся в реестре квалифицированных поставщиков, размещается в единой информационной системе в общем доступе.

Библиографический список:

1. Галанов В.А., Гришина О.А. Зарубежный опыт закупочной деятельности государства. Учебно-методическое пособие / Галанов В.А., Гришина О.А., - М.: ИНФРА-М, 2017. - 427 с.

2. The official journal of the federal government of the United States -URL: https://www.federalregister.gov/.

3. Федорова И.Ю. Финансовый механизм государственных и муниципальных закупок: учебное пособие / И. Ю. Федорова, — Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 269 с.

4. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ред. от 24.02.2021) // Российская газета, № 80, 12.04.2013

5. Официальный Сайт Госзакупок [Электронный ресурс] - URL: http: //zakupki. gov. ru.

6. Кнутов А.В. Управление государственными и муниципальными закупками и контрактами: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А. В. Кнутов. — М.: Издательство Юрайт, 2019. - 562 с.

7. Седова М.В. Развитие механизма финансирования государственных закупок в России: дис., канд. экон. наук // Седова Мария Владимировна. Москва, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.