Научная статья на тему 'Современные проблемы организации государственных и муниципальных закупок'

Современные проблемы организации государственных и муниципальных закупок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1031
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственные закупки / государственные нужды / единая информационная система / централизации госзакупок / национальный режим / повышение эффективности закупок.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Я. А. Зубков

В статье анализируются основные проблемы процесса проведения госзакупок, как аспекта особого значения для обеспечения экономической безопасности Российской Федерации, исследуются работы различных авторов свидетельствующих о необходимости серьезного реформирования законодательства. Также определены способы ликвидации указанных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы организации государственных и муниципальных закупок»

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И

МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК

Я.А. Зубков, студент

Научный руководитель: П.А. Паулов, канд. юр. наук, доцент Самарский государственный экономический университет (Россия, г. Самара)

DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10892

Аннотация. В статье анализируются основные проблемы процесса проведения госзакупок, как аспекта особого значения для обеспечения экономической безопасности Российской Федерации, исследуются работы различных авторов свидетельствующих о необходимости серьезного реформирования законодательства. Также определены способы ликвидации указанных проблем.

Ключевые слова: государственные закупки, государственные нужды, единая информационная система, централизации госзакупок, национальный режим, повышение эффективности закупок.

В последнее время уделяется повышенное внимание системе государственных и муниципальных закупок. Это вызвано необходимостью более экономно расходовать средства бюджетов всех уровней, извлекая при этом максимальную пользу. Напряженная международная обстановка привели к тому, что в экономике России спад - в такие периоды государство старается увеличить для отечественных предприятий количество заказов, чтобы поддержать их и оживить экономику.

В национальной контрактной системе используется множество способов организации закупок, из которых самые популярные - запрос котировок, электронный аукцион и закупка у единственного поставщика. Такими способами закупается половина товаров и услуг, в том числе, самими органами власти, которые должны поддерживать конкуренцию.

Исследования работ различных авторов свидетельствуют о необходимости серьезного реформирования законодательства [1, с. 57]: эта сфера связана с большим числом коррупционных рисков [2, с. 15]. Необходимо опираться на зарубежный опыт [3, с. 63], поскольку российская практика определения поставщика нередко противоречит требованиям развития конкуренции. Повышение эффективности закупок является их актуальной проблемой [5, с. 55].

Закупочная деятельность имеет ряд особенностей, которые влияют на выбор поставщика. Схемы распределения крупных заказов меняются в зависимости от изменений законодательства. В данной сфере действуют законы, согласно которым, каждое преступление (в данном случае, сговор между заказчиком и поставщиком, подрядчиком, исполнителем) имеет цену.

Административная ответственность в виде, применяемая к должностным лицам, низкие суммы штрафов не способны кардинально повлиять на ход дела. Также, мало эффективна и уголовная ответственность по статьям 178 УК РФ «Ограничение конкуренции» и 285 УК РФ «Злоупотребления служебными полномочиями». Прецедентов в этой области очень мало, их недостаточно, чтобы решить проблему и создать благоприятные условия для нормальной рыночной конкуренции.

В сфере госзаказа фигурируют очень крупные суммы, некоторые из которых сопоставимы с бюджетами небольших городов. Часть таких заказов относится к «государственной тайне» и проводится закрытыми способами. При том, что расходы на оборону и безопасность в нашей стране постоянно растут, суммы сделок постоянно повышаются, такие сферы закрыты от общественного контроля. Ущерб от нарушений в этой сфере очень трудно

выявить при действующей системе противодействия коррупции.

Для повышения эффективности закупок многие авторы предлагают увеличить доли закупок у малого и среднего бизнеса; повысить точность планирования закупок. Однако эти, в целом, верные подходы являются «полумерами», и не способы устранить противоречий между 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Во многих странах также существует проблема нецелевого использования бюджетных средств. Не каждое государство или муниципальное образование является образцом законности. Однако есть множество положительных примеров, которым необходимо следовать, чтобы наша контрактная система соответствовала задачам, которые она перед собой ставит.

Когда речь идет о совершенствовании закупочной системы, следует обратить внимание на ответственность, которую несут стороны за ненадлежащее исполнение контракта. Занижая цены, чтобы получить контракт, а затем, нарушая сроки, поставляя ненадлежащего качества товар, недобросовестные поставщики наносят огромный вред бюджету нашей страны. Даже при внесении такого поставщика в реестр недобросовестных поставщиков, поставщик может отрыть новую фирму и снова участвовать в закупке. Из-за длительных процедур и низких штрафов даже возмещение убытков через суд не решает этой проблемы. Много случаев предоставления поддельных или необеспеченных банковских гарантий.

Не менее популярным вопросом является отсутствие законодательно оформленного ответа, единообразной судебной практики в отношении правомерности требования заказчиков о предоставлении

выданной поставщику, банком, с отозванной Банком России лицензией. Так как при наличии противоречий в нормах законодательства (ст. 378, 379 ГК, Закон 395-ФЗ «О банках и банковской деятельности», ст. 23, п. 1) есть риск денежных потерь, неисполнения государственного контракта. Поэтому заказчику нужно заранее внести определенность в отношении необходимости замены гарантии поставщиком при выполнении государственного заказа, прописав это в контракте.

Очень важным шагом вперед стало использование единой информационной системы - портала, на котором официально производятся все государственные и муниципальные закупки в РФ. Однако, этого недостаточно. Решение проблемы - в создании единого электронного реестра банковских гарантий и повышении информационной прозрачности всего процесса закупок.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что без устранения основы коррупции развитие рынка госзаказа в России невозможно. Отношения между поставщиком и заказчиком необходимо встроить таким образом, чтобы не было «привилегированных» сегментов, скрывающих сговор заказчика с поставщиком.

Необходимо пристальное внимание правоохранительных органов к самой Федеральной антимонопольной службе, отвечающей за соблюдение правил конкурентной борьбы на рынке.

Совершенствование системы государственных и муниципальных заказов тесно связано с развитием информационных технологий, внедрением их в практику всех бюджетных организаций. При этом целевое использование бюджетных средств остается ведущим приоритетом.

новой банковской гарантии взамен старой,

Библиографический список

1. Яковлев А.А. Система госзакупок в России: на пороге третьей реформы // Общественные науки и современность. - 2012. - № 5. - С. 54-70.

2. Доронин С.Н. Госзакупки: законодательная основа, механизмы реализации, риск-ориентированная технология управления / С.Н. Доронин, Н.А. Рыхтикова, А.О. Васильев. - М.: Инфра-М. - 2013. - 232 с.

3. Галанов В.А. Зарубежный опыт закупочной деятельности государства / В.А. Галанов, О.А. Гришина, СР. Шибаев. - М.: ИНФРА-М. - 2014. - С. 63.

4. ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» № 44-ФЗ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/b85f5b020ef7d215d96e758f87b19 85b7eae516a/

5. Бесманов М. Как повысить эффективность госзакупок? // Финансовый директор. -2015. - №11 (83). - С. 55-57.

MODERN PROBLEMS OF THE ORGANIZATION OF STATE AND MUNICIPAL

PURCHASES

Ya.A. Zubkov, student

Supervisor: P.A. Paulov, candidate of legal sciences, associate professor Samara state university of economics (Russia, Samara)

Abstract. The article analyzes the main problems of the public procurement process, as an aspect of particular importance for ensuring the economic security of the Russian Federation, examines the work of various authors that demonstrate the need for serious legislation reform. Also identified ways to eliminate these problems.

Keywords: government procurement, government needs, a single information system, centralization of public procurement, national treatment, improving the efficiency of procurement.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.