Научная статья на тему 'Меры повышения качества товаров, закупаемых в рамках Федеральной контрактной системы государственного заказа'

Меры повышения качества товаров, закупаемых в рамках Федеральной контрактной системы государственного заказа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2284
414
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ / КАЧЕСТВО ТОВАРОВ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА / ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА / PUBLIC PROCUREMENT / THE QUALITY OF THE GOODS / THE FEDERAL CONTRACT SYSTEM / IMPROVING QUALITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Еремушкин Антон Александрович

Рассматривается проблема защиты государственных заказчиков от поставок некачественных товаров, анализируются возможные причины закупок некачественных товаров и их последствия. Анализируются меры повышения качества товаров, предусмотренные законом о контрактной системе (№ 44-ФЗ), предлагаются меры дальнейшего повышения качества товаров.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article analyzed the problem of protection public customers from supplying substandard goods, analyzed the possible causes of procurement of substandard goods and their consequences. Analyzed to improve the quality of the goods provided by the law of the contract system (44-FL), as well as propose measures to further improve the quality of goods.

Текст научной работы на тему «Меры повышения качества товаров, закупаемых в рамках Федеральной контрактной системы государственного заказа»

Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 1 (356).

Управление. Вып. 10. С. 12-14.

А. А. Еремушкин

МЕРЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ТОВАРОВ, ЗАКУПАЕМЫХ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ

ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА

Рассматривается проблема защиты государственных заказчиков от поставок некачественных товаров, анализируются возможные причины закупок некачественных товаров и их последствия. Анализируются меры повышения качества товаров, предусмотренные законом о контрактной системе (№ 44-ФЗ), предлагаются меры дальнейшего повышения качества товаров.

Ключевые слова: государственный заказ, качество товаров, федеральная контрактная система, повышение качества.

Проблема качества товаров, работ и услуг, закупаемых в рамках государственного заказа, всегда остается актуальной. Это вызвано следующими причинами:

1. На госзаказ выделяются значительные суммы из бюджетов всех уровней. Например, в 2013 г. объем рынка госзакупок достиг в денежном выражении 6 трлн р. [1], что составляет почти 50 % годового федерального бюджета [2].

2. Особая роль государственных закупок — стратегическая, социальная, общественная. Товары, закупаемые в рамках государственного заказа, предназначены для удовлетворения самых важных потребностей общества — в здоровье, в качестве жизни, в безопасности. Следовательно, от того, насколько качественным будет закупленный товар, зависит благополучие граждан.

3. Несовершенство законодательных и организационных механизмов привлекает в сферу государственных закупок недобросовестные фирмы, для которых торги — шанс избавиться от неликвидной продукции. Только с начала 2014 г. в реестр недобросовестных поставщиков (в том числе и по причине поставок низкокачественных товаров) попали 1335 организаций [3]. А реестр недобросовестных поставщиков, созданный еще в рамках действия Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», насчитывает более 13 тыс. организаций [4].

Закон № 94-ФЗ был изначально направлен на развитие конкуренции, и защите прав заказчика уделялось не особо пристальное внимание [5]. Рассмотрим, как проблема качества товаров решается новым Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг

для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Согласно положениям ГОСТ Р ИСО 9000-2001 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь», качество — это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности [6]. Исходя из этого определения, можно сформулировать главный признак некачественного товара — невозможность с помощью этого товара удовлетворить потребности отдельного лица, группы лиц или организации.

Прежде всего необходимо ответить на вопрос: «Каковы причины поставки некачественных товаров?» В данной статье мы не будем анализировать коррупционные схемы, должностные преступления и другие действия, которые относятся скорее к умышленному деянию конкретного лица или группы лиц. Гораздо больший интерес представляют ситуации, в которых некачественные товары попадают к заказчикам без злого умысла со стороны последних.

Если исключить недобросовестность заказчика или его отдельных сотрудников, то причин поставки некачественного товара может быть несколько [7].

Первая причина — разработка некорректного технического задания. Данная проблема часто встречается при разработке заданий на технически сложные товары. Сотрудники, работающие в контрактных службах, сталкиваются с огромным разнообразием закупаемой продукции. Невозможно быть экспертом во всем, а закупка мебели и закупка томографов абсолютно несоизмеримы по сложности. Данную проблему можно решить разработкой типовых технических заданий для различных товарных групп, которые будут ориентиром для сотрудников за-

Меры повышения качества товаров, закупаемых в рамках федеральной контрактной системы.

13

казчика и облегчат процесс подбора сложных товаров. Задача разработки типовых технических заданий и библиотеки типовых контрактов поставлена перед Минэкономразвития и должна быть решена к 2016 г.

Второй причиной поставки некачественной продукции могут являться ошибки при приемке товара. По своей сути приемка — последний барьер, не позволяющий некачественному товару попасть к заказчику. Любые вопросы по качеству, количеству, ассортименту поставляемого товара могут быть урегулированы в процессе приемки значительно быстрее. После того как акт приемки подписан, взаимодействовать с поставщиком значительно труднее, и доказывать свою правоту заказчику, в случае чего, придется в суде.

В отличие от старого закона Закон № 44-ФЗ говорит о том, что осуществление приемки товаров, работ, услуг — не право, а обязанность заказчика. Также в законе содержатся требования к процедуре приемки, созданию приемочной комиссии. Сформулировано положение об организации экспертизы товаров [8].

Третья причина, на наш взгляд, самая серьезная — это вмешательство в закупочный процесс контролирующих органов. Очень распространена ситуация, когда недобросовестные поставщики подают жалобу в Федеральную антимонопольную службу (ФАС), выигрывают дело и получают право на заключение контракта. Схема выглядит следующим образом: поставщик, видя, что его товар по качеству не отвечает требованиям технического задания, обжалует это техническое задание в ФАС. Основанием для жалоб чаще всего называются «завышенные требования к объекту закупки». ФАС проводит расследование и выносит предписание заказчику снизить требования. Заказчик снижает требования либо использует требования, выставленные ФАС. Закупка производится. Последствия могут быть самые разнообразные: от просто бесполезной траты денег до прямого ущерба здоровью людей.

Подобная ситуация произошла в Челябинской области: через конкурс и по предписанию ФАС были закуплены диализаторы по цене в четыре раза ниже, чем аналогичные устройства. Результатом стало ухудшение самочувствия пациентов и срыв процедур гемодиализа [9].

Нами была проанализирована ситуация с вмешательством контролирующих органов в закупочные процессы Министерства социаль-

ных отношений Челябинской области в 2013 г. Выявлено следующее: всего в Реестр недобросовестных поставщиков был внесен один поставщик — ООО «Мир детства» (Екатеринбург). Причина — уклонение победителя от заключения государственного контракта.

В 2013 г. поступило 15 жалоб от поставщиков на действия Министерства социальных отношений РФ. По результатам рассмотрения жалоб Управлением ФАС были вынесены решения:

1) признать обоснованными шесть жалоб (40 %);

2) признать обоснованными частично три жалобы (20 %);

3) признать необоснованными шесть жалоб (40 %).

По девяти жалобам (60 %) было выдано предписание к устранению нарушений, по шести жалобам было решено отказать в выдаче предписаний [9].

Анализ содержания жалоб показал, что основная причина их подачи — несоответствие товара, который предлагает поставщик, требованиям технического задания, разработанного министерством. Крупных нарушений в технических заданиях не выявлено. Большинство жалоб связано с конкурсными процедурами по закупке остросоциальных товаров — технических средств реабилитации инвалидов. Учитывая тот факт, что технические задания на ряд товарных групп (в частности технические средства реабилитации) разрабатываются при участии специалистов профильных отделов министерства, а также основываются на индивидуальных программах реабилитации инвалидов и рекомендациях врачей, можно сделать вывод о корыстных намерениях некоторых поставщиков.

Первые две проблемы, указанные в статье, уже частично решаются.

В Законе № 44-ФЗ оговорены также некоторые дополнительные меры по защите прав заказчика: предусмотрены расширенный механизм обеспечения исполнения контракта, возможность расторжения контракта в одностороннем порядке при наступлении определенных условий, а также защита от недействительных банковских гарантий. Все эти меры должны помочь отсеять недобросовестных поставщиков и создать мотивацию к качественному выполнению обязательств поставщиков-победителей.

Разрешить проблему взаимодействия заказчиков, поставщиков и контролирующих органов

14

А. А. Еремушкин

гораздо труднее. Самая сложная задача — поиск баланса между необходимым контролем и вмешательством, которое наносит вред заказчику. Среди потенциальных мер, направленных на установление этого баланса, могут быть:

- разработка процедур обоснования технического задания (если заказчик может грамотно обосновать прописанные требования, задание не должно урезаться в угоду недобросовестным поставщикам);

- внесение изменений в законодательство, установление приоритета максимального качества, а не минимальной цены (пока основным инструментом закупок являются аукционы, где во главе угла стоит минимальная цена, качество будет оставаться на втором месте; доля аукционов в 2014 г. составила 55,88 % от всех закупочных процедур [10]);

- разработка механизма экспертной оценки в рамках рассмотрения дел в ФАС (при оценке адекватности спорного технического задания для вынесения практически обоснованных решений необходимо привлекать экспертов из соответствующих профильных организаций).

Указанные меры не только помогут защитить права заказчика и сэкономить бюджетные средства и трудовые ресурсы, но и повысят прозрачность процедуры системы госзаказа и позволят поднять ее на новый уровень профессионализма, выведя за границу непрофессионалов, мошенников, недобросовестных поставщиков.

Список литературы

1. Госзаказ. Цифры года [Электронный ресурс] // Новости госзакупок: Госзаказ. Банки. Аналитика : сайт. URL: http://news.my-tender.ru/goszakaz-2013-tsifryi-goda/

2. Федеральный закон от 03.12.2012 г. № 216-ФЗ (ред. от 02.12.2013) «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : сайт. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_155324/

3. Реестр недобросовестных поставщиков [Электронный ресурс] // Портал закупок : сайт. URL: http://zakupki.gov.ru/epz/dishonestsupplier/ dishonestSuppliersQuickSearch/search.html

4. Реестр недобросовестных поставщиков до 01.01.2014 г. [Электронный ресурс]. URL: http:// rnp.fas.gov.ru/

5. Новации законодательства в сфере государственных закупок: ключевые аспекты Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [Электронный ресурс] // Молодой ученый : сайт. URL: http://www.moluch.ru/archive/53/7009/

6. ГОСТ Р ИСО 9000-2001 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/gost-r-iso-9000-2001

7. Как быть с поставщиками, которые предлагают некачественный товар? [Электронный ресурс] // Сайт госзакупок Пермского края. URL: http://goszakaz.perm.ru/public.cms/?eid=4983700

8. Федеральный закон от 03.05.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : сайт. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_172184/

9. Следователи заинтересовались использованием дешевых диализаторов в челябинской больнице [Электронный ресурс] // МедНовости : ин-форм. портал. URL: http://medportal.ru/mednovosti/ news/2012/03/12/chelyalisis/

10. Реестр жалоб на действия заказчика до 01.01.2014 г. [Электронный ресурс] // Портал закупок : сайт. URL: http://zakupki.gov.ru/pgz/public/ action/search/complaint/run

11. Распределение заказов по способам определения поставщика [Электронный ресурс] // Портал закупок : сайт. URL: http://zakupki.gov.ru/epz/ main/public/home.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.