Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 1 (356).
Управление. Вып. 10. С. 12-14.
А. А. Еремушкин
МЕРЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ТОВАРОВ, ЗАКУПАЕМЫХ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА
Рассматривается проблема защиты государственных заказчиков от поставок некачественных товаров, анализируются возможные причины закупок некачественных товаров и их последствия. Анализируются меры повышения качества товаров, предусмотренные законом о контрактной системе (№ 44-ФЗ), предлагаются меры дальнейшего повышения качества товаров.
Ключевые слова: государственный заказ, качество товаров, федеральная контрактная система, повышение качества.
Проблема качества товаров, работ и услуг, закупаемых в рамках государственного заказа, всегда остается актуальной. Это вызвано следующими причинами:
1. На госзаказ выделяются значительные суммы из бюджетов всех уровней. Например, в 2013 г. объем рынка госзакупок достиг в денежном выражении 6 трлн р. [1], что составляет почти 50 % годового федерального бюджета [2].
2. Особая роль государственных закупок — стратегическая, социальная, общественная. Товары, закупаемые в рамках государственного заказа, предназначены для удовлетворения самых важных потребностей общества — в здоровье, в качестве жизни, в безопасности. Следовательно, от того, насколько качественным будет закупленный товар, зависит благополучие граждан.
3. Несовершенство законодательных и организационных механизмов привлекает в сферу государственных закупок недобросовестные фирмы, для которых торги — шанс избавиться от неликвидной продукции. Только с начала 2014 г. в реестр недобросовестных поставщиков (в том числе и по причине поставок низкокачественных товаров) попали 1335 организаций [3]. А реестр недобросовестных поставщиков, созданный еще в рамках действия Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», насчитывает более 13 тыс. организаций [4].
Закон № 94-ФЗ был изначально направлен на развитие конкуренции, и защите прав заказчика уделялось не особо пристальное внимание [5]. Рассмотрим, как проблема качества товаров решается новым Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг
для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Согласно положениям ГОСТ Р ИСО 9000-2001 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь», качество — это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности [6]. Исходя из этого определения, можно сформулировать главный признак некачественного товара — невозможность с помощью этого товара удовлетворить потребности отдельного лица, группы лиц или организации.
Прежде всего необходимо ответить на вопрос: «Каковы причины поставки некачественных товаров?» В данной статье мы не будем анализировать коррупционные схемы, должностные преступления и другие действия, которые относятся скорее к умышленному деянию конкретного лица или группы лиц. Гораздо больший интерес представляют ситуации, в которых некачественные товары попадают к заказчикам без злого умысла со стороны последних.
Если исключить недобросовестность заказчика или его отдельных сотрудников, то причин поставки некачественного товара может быть несколько [7].
Первая причина — разработка некорректного технического задания. Данная проблема часто встречается при разработке заданий на технически сложные товары. Сотрудники, работающие в контрактных службах, сталкиваются с огромным разнообразием закупаемой продукции. Невозможно быть экспертом во всем, а закупка мебели и закупка томографов абсолютно несоизмеримы по сложности. Данную проблему можно решить разработкой типовых технических заданий для различных товарных групп, которые будут ориентиром для сотрудников за-
Меры повышения качества товаров, закупаемых в рамках федеральной контрактной системы.
13
казчика и облегчат процесс подбора сложных товаров. Задача разработки типовых технических заданий и библиотеки типовых контрактов поставлена перед Минэкономразвития и должна быть решена к 2016 г.
Второй причиной поставки некачественной продукции могут являться ошибки при приемке товара. По своей сути приемка — последний барьер, не позволяющий некачественному товару попасть к заказчику. Любые вопросы по качеству, количеству, ассортименту поставляемого товара могут быть урегулированы в процессе приемки значительно быстрее. После того как акт приемки подписан, взаимодействовать с поставщиком значительно труднее, и доказывать свою правоту заказчику, в случае чего, придется в суде.
В отличие от старого закона Закон № 44-ФЗ говорит о том, что осуществление приемки товаров, работ, услуг — не право, а обязанность заказчика. Также в законе содержатся требования к процедуре приемки, созданию приемочной комиссии. Сформулировано положение об организации экспертизы товаров [8].
Третья причина, на наш взгляд, самая серьезная — это вмешательство в закупочный процесс контролирующих органов. Очень распространена ситуация, когда недобросовестные поставщики подают жалобу в Федеральную антимонопольную службу (ФАС), выигрывают дело и получают право на заключение контракта. Схема выглядит следующим образом: поставщик, видя, что его товар по качеству не отвечает требованиям технического задания, обжалует это техническое задание в ФАС. Основанием для жалоб чаще всего называются «завышенные требования к объекту закупки». ФАС проводит расследование и выносит предписание заказчику снизить требования. Заказчик снижает требования либо использует требования, выставленные ФАС. Закупка производится. Последствия могут быть самые разнообразные: от просто бесполезной траты денег до прямого ущерба здоровью людей.
Подобная ситуация произошла в Челябинской области: через конкурс и по предписанию ФАС были закуплены диализаторы по цене в четыре раза ниже, чем аналогичные устройства. Результатом стало ухудшение самочувствия пациентов и срыв процедур гемодиализа [9].
Нами была проанализирована ситуация с вмешательством контролирующих органов в закупочные процессы Министерства социаль-
ных отношений Челябинской области в 2013 г. Выявлено следующее: всего в Реестр недобросовестных поставщиков был внесен один поставщик — ООО «Мир детства» (Екатеринбург). Причина — уклонение победителя от заключения государственного контракта.
В 2013 г. поступило 15 жалоб от поставщиков на действия Министерства социальных отношений РФ. По результатам рассмотрения жалоб Управлением ФАС были вынесены решения:
1) признать обоснованными шесть жалоб (40 %);
2) признать обоснованными частично три жалобы (20 %);
3) признать необоснованными шесть жалоб (40 %).
По девяти жалобам (60 %) было выдано предписание к устранению нарушений, по шести жалобам было решено отказать в выдаче предписаний [9].
Анализ содержания жалоб показал, что основная причина их подачи — несоответствие товара, который предлагает поставщик, требованиям технического задания, разработанного министерством. Крупных нарушений в технических заданиях не выявлено. Большинство жалоб связано с конкурсными процедурами по закупке остросоциальных товаров — технических средств реабилитации инвалидов. Учитывая тот факт, что технические задания на ряд товарных групп (в частности технические средства реабилитации) разрабатываются при участии специалистов профильных отделов министерства, а также основываются на индивидуальных программах реабилитации инвалидов и рекомендациях врачей, можно сделать вывод о корыстных намерениях некоторых поставщиков.
Первые две проблемы, указанные в статье, уже частично решаются.
В Законе № 44-ФЗ оговорены также некоторые дополнительные меры по защите прав заказчика: предусмотрены расширенный механизм обеспечения исполнения контракта, возможность расторжения контракта в одностороннем порядке при наступлении определенных условий, а также защита от недействительных банковских гарантий. Все эти меры должны помочь отсеять недобросовестных поставщиков и создать мотивацию к качественному выполнению обязательств поставщиков-победителей.
Разрешить проблему взаимодействия заказчиков, поставщиков и контролирующих органов
14
А. А. Еремушкин
гораздо труднее. Самая сложная задача — поиск баланса между необходимым контролем и вмешательством, которое наносит вред заказчику. Среди потенциальных мер, направленных на установление этого баланса, могут быть:
- разработка процедур обоснования технического задания (если заказчик может грамотно обосновать прописанные требования, задание не должно урезаться в угоду недобросовестным поставщикам);
- внесение изменений в законодательство, установление приоритета максимального качества, а не минимальной цены (пока основным инструментом закупок являются аукционы, где во главе угла стоит минимальная цена, качество будет оставаться на втором месте; доля аукционов в 2014 г. составила 55,88 % от всех закупочных процедур [10]);
- разработка механизма экспертной оценки в рамках рассмотрения дел в ФАС (при оценке адекватности спорного технического задания для вынесения практически обоснованных решений необходимо привлекать экспертов из соответствующих профильных организаций).
Указанные меры не только помогут защитить права заказчика и сэкономить бюджетные средства и трудовые ресурсы, но и повысят прозрачность процедуры системы госзаказа и позволят поднять ее на новый уровень профессионализма, выведя за границу непрофессионалов, мошенников, недобросовестных поставщиков.
Список литературы
1. Госзаказ. Цифры года [Электронный ресурс] // Новости госзакупок: Госзаказ. Банки. Аналитика : сайт. URL: http://news.my-tender.ru/goszakaz-2013-tsifryi-goda/
2. Федеральный закон от 03.12.2012 г. № 216-ФЗ (ред. от 02.12.2013) «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : сайт. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_155324/
3. Реестр недобросовестных поставщиков [Электронный ресурс] // Портал закупок : сайт. URL: http://zakupki.gov.ru/epz/dishonestsupplier/ dishonestSuppliersQuickSearch/search.html
4. Реестр недобросовестных поставщиков до 01.01.2014 г. [Электронный ресурс]. URL: http:// rnp.fas.gov.ru/
5. Новации законодательства в сфере государственных закупок: ключевые аспекты Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [Электронный ресурс] // Молодой ученый : сайт. URL: http://www.moluch.ru/archive/53/7009/
6. ГОСТ Р ИСО 9000-2001 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/gost-r-iso-9000-2001
7. Как быть с поставщиками, которые предлагают некачественный товар? [Электронный ресурс] // Сайт госзакупок Пермского края. URL: http://goszakaz.perm.ru/public.cms/?eid=4983700
8. Федеральный закон от 03.05.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : сайт. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_172184/
9. Следователи заинтересовались использованием дешевых диализаторов в челябинской больнице [Электронный ресурс] // МедНовости : ин-форм. портал. URL: http://medportal.ru/mednovosti/ news/2012/03/12/chelyalisis/
10. Реестр жалоб на действия заказчика до 01.01.2014 г. [Электронный ресурс] // Портал закупок : сайт. URL: http://zakupki.gov.ru/pgz/public/ action/search/complaint/run
11. Распределение заказов по способам определения поставщика [Электронный ресурс] // Портал закупок : сайт. URL: http://zakupki.gov.ru/epz/ main/public/home.html