Научная статья на тему 'Международно-правовое регулирование помощи развивающимся странам в системе международных экономических отношений'

Международно-правовое регулирование помощи развивающимся странам в системе международных экономических отношений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC-ND
2206
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
международное экономическое право / развивающиеся страны / внешняя задолженность / благое управление / устойчивое экономическое развитие / Группа Всемирного банка / Всемирная торговая организация / право на развитие. / developing countries / international trade / external debt / official development assistance / good governance / sustainable economic development / The World Bank Group / World Trade Organization / International Monetary Fund / the right to development

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.С. Помазан

В настоящей работе объектом исследования является процесс образования, а также современное состояние правовых и политических норм, направленных на оказание международной помощи странам, испытывающим особые потребности в области развития. Целью работы является получение нового научного знания о формировании совокупности обычных международно-правовых норм, а также политических обязательств, принятых на международном уровне в интересах развивающихся и наименее развитых стран. Автор использует исторический и логический методы научного познания, проводит анализ развития международных экономических отношений, складывающихся в процессе оказания помощи развивающимся странам. Статья содержит исторический анализ исследуемой проблемы с учетом положений таких важных документов, как Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Декларация о праве на развитие 1986 г., Декларация об окружающей среде и развитии 1992 г., Декларация тысячелетия 2000 г., Йоханнесбургская декларация об устойчивом развитии 2002 г., Стамбульская декларация о наименее развитых странах 2011 г., Декларация РИО+20, Аддис-Абебская программа финансирования развития 2015 г. и др. Автор исследует оказание международной помощи развивающимся странам в таких областях, как торговля, внешняя задолженность, техническая помощь, увеличение объемов финансирования и прямых иностранных инвестиций, международное содействие внутренним реформам, оказание официальной помощи в целях развития и др. В статье также проводится исследование институциональной основы международных экономических отношений в интересах развивающихся стран — дано описание основных направлений деятельности в области развития Группы Всемирного Банка, Международного валютного фонда, Всемирной торговой организации, иных специализированных учреждений ООН. Автор приходит к выводам о формировании комплекса международноправовых, а также политических обязательств, принятых большинством государств и направленных на построение устойчивых экономических отношений в целях всеохватного экономического роста в интересах нуждающихся стран. Автор резюмирует наличие тесной взаимосвязи международных норм в области содействия социально-экономическому развитию нуждающимся странам с реализацией одного из важнейших международных прав — права на развитие, закрепленного в Декларации 1986 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International Legal Regulation of Assistance to Developing Countries in International Economic Relations

In this paper, the object of study is the process of formation and current state of the legal and political norms, aimed at provision of international assistance to countries with special development needs. The aim is to gain new scientific knowledge about the formation of the customary rules of international law and the political commitments at international level in the interests of developing and least developed countries. The author uses historical and logical methods of scientific knowledge, analyzes the development of international economic relations in the process of providing assistance to developing countries. This article contains historical analysis of the investigated problem subject to the provisions of these important documents in this sphere as the Universal Declaration of Human Rights of 1948, Declaration on the Right to Development of 1986, Declaration on Environment and Development of 1992, United Nations Millennium Declaration of 2000, Johannesburg Declaration on Sustainable Development of 2002, Istanbul Declaration on the Least Developed Countries of 2011, Declaration of RIO+20, Addis Ababa Action Programme of 2015 on Financing for Development etc. The author investigates the provision of international assistance to developing countries in such areas as trade, reducing the burden of external debt, technical assistance, increased funding and foreign direct investment, international support domestic reforms, the provision of official development assistance, and others. The article also provides an institutional framework for the study of international economic relations in the interests of developing countries — a description of the main activities in the field of the development of the World Bank Group, International Monetary Fund, the World Trade Organization, the UN specialized agencies. The author concludes the study of the formation of the historical period at the international level of the complex international legal and political commitments made by the majority of states and aimed at building a stable economic relations with a view to inclusive economic growth for countries in need. Also, the author sums up the close relationship of international standards in the field of promoting socio-economic development of countries in need with the implementation of one of the most important international human rights — the right to development, as established in the Declaration of 1986.

Текст научной работы на тему «Международно-правовое регулирование помощи развивающимся странам в системе международных экономических отношений»

Международно-правовое регулирование помощи развивающимся странам в системе международных экономических отношений

=1 А.С. Помазан

заместитель начальника департамента судебно-претензионной работы юридической фирмы «Вымпел-партнер». Адрес: 115280, Российская Федерация, Москва, Автозаводская ул., 23/15. E-mail: aspomazan@gmail.com

Н=1"1 Аннотация

В настоящей работе объектом исследования является процесс образования, а также современное состояние правовых и политических норм, направленных на оказание международной помощи странам, испытывающим особые потребности в области развития. Целью работы является получение нового научного знания о формировании совокупности обычных международно-правовых норм, а также политических обязательств, принятых на международном уровне в интересах развивающихся и наименее развитых стран. Автор использует исторический и логический методы научного познания, проводит анализ развития международных экономических отношений, складывающихся в процессе оказания помощи развивающимся странам. Статья содержит исторический анализ исследуемой проблемы с учетом положений таких важных документов, как Всеобщая декларация прав человека 1948 г, Декларация о праве на развитие 1986 г, Декларация об окружающей среде и развитии 1992 г., Декларация тысячелетия 2000 г., Йоханнесбургская декларация об устойчивом развитии 2002 г., Стамбульская декларация о наименее развитых странах 2011 г., Декларация РИО+20, Аддис-Абебская программа финансирования развития 2015 г. и др. Автор исследует оказание международной помощи развивающимся странам в таких областях, как торговля, внешняя задолженность, техническая помощь, увеличение объемов финансирования и прямых иностранных инвестиций, международное содействие внутренним реформам, оказание официальной помощи в целях развития и др. В статье также проводится исследование институциональной основы международных экономических отношений в интересах развивающихся стран — дано описание основных направлений деятельности в области развития Группы Всемирного Банка, Международного валютного фонда, Всемирной торговой организации, иных специализированных учреждений ООН. Автор приходит к выводам о формировании комплекса международно-правовых, а также политических обязательств, принятых большинством государств и направленных на построение устойчивых экономических отношений в целях всеохватного экономического роста в интересах нуждающихся стран. Автор резюмирует наличие тесной взаимосвязи международных норм в области содействия социально-экономическому развитию нуждающимся странам с реализацией одного из важнейших международных прав — права на развитие, закрепленного в Декларации 1986 г.

Ключевые слова

международное экономическое право, развивающиеся страны, внешняя задолженность, благое управление, устойчивое экономическое развитие, Группа Всемирного банка, Всемирная торговая организация, право на развитие.

27

Правовая мысль: история и современность

Библиографическое описание: Помазан А.С. Международно-правовое регулирование оказания помощи развивающимся странам в системе международных экономических отношений // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2015. № 3. С. 27-41.

JEL: К 33; УДК: 341

Согласно подпункту d) п. 58 Итогового документа «Будущее, которого мы хотим» Конференции ООН по устойчивому развитию (далее — Конференция РИО+20)1 международная экономическая система должна способствовать поступательному и всеохватывающему экономическому росту, предоставлять возможности и приносить блага для всех. В настоящее время этот провозглашенный на международном уровне принцип очень далек от полной реализации, особенно в ряде стран, которые принято называть развивающимися. По данным Департамента экономического и социального развития ООН на сегодняшний день на 8% богатого населения мира приходится половина всего мирового дохода. Остальную часть делят между собой 92% населения2. Согласно совместному докладу Продовольственной и сельскохозяйственной организации (далее — ФАО), Международного фонда сельскохозяйственного развития (далее — ИФАД) и Всемирной продовольственной программы (далее — ВПП) в 2011-2013 гг. примерно каждый восьмой в мире (842 млн. чел.) страдал от хронического недоедания. Большинство таких людей проживает в развивающихся странах3. По данным Всемирной организации здравоохранения (далее — ВОЗ) в развивающихся странах около 20 млн. детей в возрасте до пяти лет страдают от крайнего истощения4.

В развивающихся странах наблюдается высокий уровень внешней задолженности, низкий уровень индустриализации и развития инфраструктуры. Большинство развивающихся стран сталкивается с несправедливыми ограничениями в области внешней торговли, нестабильностью на рынках сырьевых товаров, постоянным изменением процентных ставок на мировых финансовых рынках, слабым притоком иностранных инвестиций и технической помощи.

Особой категорией являются наименее развитые страны (далее — НРС), к которым относятся 48 стран с общей численностью населения 880 млн. чел.5 Они составляют самую бедную и самую слабую часть международного сообщества. Наименее развитые страны дополнительно сталкиваются с серьезными проблемами в области социального развития — крайней нищетой, гендерным неравенством, высокой материнской и дет-

1 Конференция ООН по устойчивому развитию РИО+20. Итоговый документ «Будущее, которое мы хотим» от 19 июня 2012 г. A/CONF.216/L.1 // URL: https://rio20.un.org/sites/rio20.un.org/files/a-conf.216-l-1_russian.pdf.pdf (дата обращения: 16.02.2015)

2 Данные 52-й сессии Комиссии социального развития от 11.02.2014 / Центр новостей ООН // URL: http://www.un.org/ru/development/desa/news/social/commission-on-social-development.html (дата обращения: 16.02.2015)

3 ФАО, МФРСХ и ВПП. Положение дел в связи с отсутствием продовольственной безопасности в мире 2013. Множественные проявления продовольственной безопасности. Рим, ФАО. 2013 г. // URL:http://www.fao.org/publications/sofi/2013/ru/ (дата обращения: 16.02.2015)

4 Руководящие принципы ВОЗ по лечению детей, страдающих от крайнего истощения 2013 г. // URL: http://www.un.org/russian/news/story.asp?NewsID=20679#.VWwI6M-8PGc (дата обращения: 27.11.2013)

5 Стамбульская декларация. Программа действий для наименее развитых стран на десятилетие 2011-2020 годов. Принята на заключительном пленарном заседании 13 мая 2011 года / A/CONF.219/7 // URL: http://www.un.org/ru/conf/ldc/declaraion.pdf (дата обращения: 04.11.2014)

28

А С. Помазан. Международно-правовое регулирование помощи развивающимся странам в системе... С. 27-41

ской смертностью, отсутствием необходимого количества безопасной питьевой воды и услуг в области санитарии.

Уязвимость развивающихся стран подчеркнуло распространение лихорадки «Эбола», затронувшей в 2014 г. ряд стран Западной Африки. Болезнь, вызываемая вирусом «Эбола», унесшая жизни 8 000 чел. в 2014-2015 гг., появилась четыре десятилетия назад. При этом, по мнению директора ВОЗ М.Чань, отсутствие вакцины и лекарств связано с тем, что лихорадка не выходила за пределы беднейших стран Африки, где фармацевтические компании не видели перспектив прибыли6.

Архитектура современных международных экономических отношений складывалась в то время, когда большинства стран, которые принято теперь называть «развивающимися», на политической карте мира не существовало. При этом закрепление идей социальной справедливости и инклюзивного экономического роста в международноправовых актах на универсальном уровне произошло еще в середине ХХ века. Впервые положения в области социально-экономического развития были закреплены во Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г.7 Согласно Декларации каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи.

В дальнейшем положения, связанные с необходимостью обеспечить всеобщий экономический рост, способствующий развитию бедных стран, нашли отражение во многих международно-правовых документах — конвенциях и декларациях, итоговых документах международных конференций, актах международных организаций.

11 декабря 1969 г. резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 2542 была принята Декларация социального прогресса и развития8, в которой закреплено всеобщее право жить в достойных условиях и пользоваться плодами социального прогресса. Декларация закрепила взаимные международные обязательства, направленные на ликвидацию голода и недоедания; ликвидацию нищеты; повышение уровня жизни; достижение высокого уровня здравоохранения; искоренение неграмотности; обеспечение всех удовлетворительными жилищами и коммунальным обслуживанием.

1 мая 1974 г. Генеральная Ассамблея ООН на пленарном заседании приняла Программу действий по установлению нового международного экономического порядка9. В названном документе страны признали наличие серьезного экономического неравенства в отношениях между развитыми и развивающимися странами. В рамках Программы международное сообщество приняло обязательства осуществлять срочные и эффективные меры помощи развивающимся странам. В Программе нового экономического порядка была закреплена необходимость решения проблем поставок сырья и

6 Заседание Регионального комитета ВОЗ по Африке, источник / Центр новостей ООН // URL: http://www.un.org/russian/news/story.asp?NewsID=22617#.VGWwPCosiXo (дата обращения: 04.11.2014)

7 Всеобщая декларация прав человека, принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г. // URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtm (дата обращения: 4.11.2014)

8 Декларация социального прогресса и развития, принята резолюцией 2542 (XXIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 11 декабря 1969 г. // URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/ socdev.shtml (дата обращения: 4.11.2014)

9 Программа действий по установлению нового международного экономического порядка, принята резолюцией 3201 (S-VI) Генеральной Ассамблеи ООН от 1 мая 1974 г. // URL:http://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/declarations/econ_order.shtml (дата обращения: 16.02.2015)

29

Правовая мысль: история и современность

сырьевых товаров в связи с торговлей и развитием, проблем финансирования развития, индустриализации и передачи технологий, регулирования деятельности транснациональных корпораций, а также вопросов сотрудничества между развивающимися странами.

12 декабря 1974 г. на международном уровне принята Хартия экономических прав и обязанностей государств10 — документ, закрепивший обязательства развитых государств сотрудничать с развивающимися странами, способствовать их деятельности, направленной на ускорение экономического и социального развития. Развитые государства обязались обеспечивать благоприятные внешние условия для развивающихся стран, оказывая им активную помощь.

4 декабря 1986 г. была принята Декларация о праве на развитие11, положившая начало процессу рассмотрения вопросов устойчивого социально-экономического развития через призму реализации прав человека.

В 1988 г. лидеры ряда развивающихся государств заключили Соглашение о глобальной системе торговых преференций между развивающимися странами12. В этом документе экономическое сотрудничество между развивающимися странами было провозглашено ключевым элементом стратегии коллективной самостоятельности и важнейшим инструментом установления нового международного экономического порядка. Названным соглашением была заложена основа взаимодействия по линии «Юг-Юг».

1 мая 1990 г. была принята Декларация о международном экономическом сотрудничестве13. Государства признали факт роста экономического и социального неравенства между развитыми и развивающимися странами, а также необходимость осуществления дальнейших активных совместных действий в целях развития.

3-14 июня 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Саммит Земли), на которой были приняты «Декларация Рио по окружающей среде и развитию»14, а также «Повестка дня на XXI век»15 — важный обязывающий документ. В Декларации на уровне принципов были закреплены ключевые положения экономического сотрудничества в интересах развивающихся стран — принцип заботы о людях; принцип сотрудничества всех государств в искоренении бедно-

10 Хартия экономических прав и обязанностей государств, принята резолюцией 3281 (XXIX) Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1974 г. // URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/rights_and_duties.shtml (дата обращения: 16.02.2015)

11 Декларация о праве на развитие, принята резолюцией 41/128 Генеральной Ассамблеи от 4 декабря 1986 г. // URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/right_to_development.shtml (дата обращения: 16.02.2015)

12 Соглашение о Глобальной системе торговых преференций между развивающимися странами. Принято 13 апреля 1988 г. в Белграде, вступило в силу 19 апреля 1989 г. // Сборник договоров Организации Объединенных Наций. Т. 1534, 1989. С. 120.

13 Декларация о международном экономическом сотрудничестве, в частности оживлении экономического роста и развития в развивающихся странах, принята резолюцией S-18/3 Генеральной Ассамблеи от 1 мая 1990 г. // URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/int_economic_coop. shtml (дата обращения: 16.02.2015)

14 Декларация по окружающей среде и развитию, принятая Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, 3-14 июня 1992 г. // URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/ riodecl.shtml (дата обращения: 16.02.2015)

15 Повестка дня на XXI век, принятая Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 3-14 июня 1992 г. // URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/agenda21. shtm (дата обращения: 16.02.2015)

30

А С. Помазан. Международно-правовое регулирование помощи развивающимся странам в системе... С. 27-41

сти; принцип ограничения и ликвидации нежизнеспособных моделей производства и потребления и поощрения соответствующей демографической политики и др. В «Повестке дня на XXI век» закреплены взаимные обязательства в следующих ключевых областях: борьба с нищетой; изменение структур потребления; динамика населения и устойчивое развитие; охрана и укрепление здоровья человека; содействие устойчивому развитию населенных пунктов; содействие устойчивому сельскому хозяйству и развитию сельских районов и др.

В целях ликвидации нищеты Генеральная Ассамблея ООН 20 декабря 1995 г. на пленарном заседании приняла резолюцию16, объявлявшую 1996 год Международным годом борьбы за ликвидацию нищеты, а десятилетие 1997-2006 гг. — Первым десятилетием ООН по борьбе за ликвидацию нищеты. Резолюция призвала все правительства, международное сообщество, включая систему ООН, и все другие силы, действующие в обществе, активно добиваться ликвидации нищеты.

С 14 по 20 мая 2001 г. в Брюсселе прошла Конференция ООН по наименее развитым странам. В ее Итоговом документе17 закреплено положение, что устойчивое развитие НРС может быть достигнуто на основе разработанных на национальном и международном уровнях стратегий. Возлагая основную ответственность за развитие НРС на сами эти страны, участники Конференции также отметили, что необходимо содействие всего мирового сообщества, в частности, в сфере международной торговли, прямых иностранных инвестиций, сокращения внешней задолженности и оказания официальной помощи в целях развития.

На Международной конференции по финансированию развития 18-22 марта 2002 г. в Монтеррее (Мексика) был принят Монтеррейский консенсус финансирования развития18. В документе закреплены совместные обязательства государств по мобилизации финансовых ресурсов на цели развития. Было решено увеличить объем прямых иностранных инвестиций и других частных ресурсов в интересах развивающихся стран. Развитые страны провозгласили необходимость активизации международного финансового и технического сотрудничества в целях развития, содействия развитию международной торговли и сокращению внешней задолженности. Обсуждались вопросы повышения согласованности функционирования международной валютной, финансовой и торговой систем в интересах развития.

Необходимо особо отметить принятие 18 сентября 2000 г. Декларации тысячелетия ООН19, в которой мировое сообщество приняло обязательство избавить мир от «унижающей человеческое достоинство крайней нищеты и превратить право на развитие во всеобщую реальность, избавив весь род человеческий от нужды». В Декларации тысячелетия мировое сообщество впервые поставило перед собой конкретные цели в

16 Комиссия РФ по делам ЮНЕСКО. Международные годы и десятилетия, отмечаемые ООН // URL: http://www.unesco.ru/ru/?module=pages&action=view&id=73 (дата обращения: 27.05.2015).

17 Доклад третьей конференции Организации Объединенных Наций по наименее развитым странам в Брюсселе, 14-20 мая 2001 г., Distr. GENERAL A/CONF.191/13 20 September 2001 RUSSIAN Original: ENGLISH // URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/G01/528/35/PDF/G0152835. pdf?OpenElement (дата обращения: 16.02.2015)

18 Монтеррейский консенсус Международной конференции по финансированию развития, 1822 марта 2002 г. A/CONF.198/11 // URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/monterrey. shtml (дата обращения: 16.02.2015)

19 Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН (A/55/L.2) 55/2 «Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций». Distr.: General 18 September 2000 // URL: http://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/declarations/summitdecl.shtml (дата обращения: 16.02.2015)

31

Правовая мысль: история и современность

области развития с указанием сроков их достижения. В Декларации закреплены следующие взаимные обязательства: сократить вдвое к 2015 г. долю населения земного шара, имеющего доход менее одного доллара США в день, и долю населения, страдающего от голода; сократить вдвое долю населения земного шара, не имеющего доступа к безопасной питьевой воде, в том числе из-за нехватки средств. Государства приняли обязательства обеспечить условия, чтобы у детей во всем мире была возможность получать в полном объеме начальное школьное образование и чтобы девочки и мальчики имели равный доступ ко всем уровням образования. Закреплены обязательства добиться снижения материнской смертности на 3/4 и смертности среди детей в возрасте до 5 лет на 2/3, остановить распространение ВИЧ/СПИДа, малярии и других основных болезней, оказывать особую помощь детям, лишившимся родителей из-за ВИЧ/СПИДа. Государства закрепили обязательства к 2020 г. обеспечить «существенное улучшение жизни» как минимум 100 млн. обитателей трущоб.

В 2002 г. в Йоханнесбурге (ЮАР) состоялся саммит, посвященный проблемам устойчивого развития, в котором приняли участие представители 164 государств. На саммите прозвучало много критики в связи с тем, что мировое сообщество прилагает недостаточные усилия в целях решения глобальных проблем развития, озвученных на конференции РИО-92. Со стороны развивающихся стран звучала критика развитых стран о невыполнении ими принятых ранее обязательств по финансированию развития. На саммите было принято два основных документа: Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию20 и Йоханнесбургский план выполнения решений21, в которых страны вновь обратили внимание на проблемы искоренения нищеты, изменения неустойчивых моделей производства и потребления, а также охраны и рационального использования природно-ресурсной базы в интересах социально-экономического развития. На саммите была также озвучена необходимость придерживаться многостороннего подхода, который должен выражаться в создании эффективных, демократических и подотчетных международных и многосторонних учреждений, задачами которых являются цели развития. В связи с этим в феврале 2003 г. была принята Римская декларация по вопросам согласования22, в которой страны — участницы установили необходимость согласования оперативной политики, процедур и практики международных учреждений с политикой, процедурами и практикой работы систем в странах — партнерах в интересах содействия достижению целей в области развития.

В 2004 г. на Конференции ООН по торговле и развитию был принят Сан- Паулский консенсус23 — международный документ, который закрепил обязательства о содей-

20 Резолюция, принятая на Всемирной встрече на высшем уровне по устойчивому развитию 26 августа — 4 сентября 2002 г. в Йоханнесбурге. Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию / A/CONF.199/20 // URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/decl_wssd.shtml (дата обращения: 16.02.2015)

21 Резолюция, принятая на Всемирной встрече на высшем уровне по устойчивому развитию в Йоханнесбурге. План выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию / A/CONF.199/20 // URL: http://www.un.org/ru/events/pastevents/pdf/plan_wssd.pdf (дата обращения: 16.02.2015)

22 Римская декларация по вопросам согласования 25 февраля 2003г. Distr.: General 19 March 2003 Russian Original: English / A/57/763 // URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/ro-medecl_on_harmonization.shtml (дата обращения: 16.02.2015)

23 Сан-Паул^ий консенсус. Принят на XI сессии ЮНКТАД 13-18 июня 2004 г. / Distr. GENERAL TD/410 25 June 2004 Russian Original: English // URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declara-tions/sao_paulo_consensus_annex.shtml (дата обращения: 16.02.2015)

32

А С. Помазан. Международно-правовое регулирование помощи развивающимся странам в системе... С. 27-41

ствии притоку капитала в развивающиеся страны, продолжении официальной помощи в целях развития (особенно для НРС), сокращения внешней задолженности. На Конференции было решено приложить дополнительные усилия в целях улучшения согласованности и совместимости международной валютной, финансовой и торговой системы, глобального экономического управления. Приняты обязательства обеспечить решение проблем, связанных с неустойчивостью международных рынков капитала и краткосрочного инвестиций в развивающиеся страны, обеспечить оказание надлежащей технической и финансовой помощи и принятие мер для достижения целевых показателей официальной помощи в целях развития.

2 марта 2005 г. в целях согласования и гармонизации действий доноров с национальными стратегиями стран — партнеров в области развития была принята Парижская декларация о повышении эффективности внешней помощи24, закрепившая необходимость совершенствования управления ресурсами и принятия решений и обеспечения взаимной отчетности партнеров по развитию.

4 сентября 2008 г. на Третьем форуме высокого уровня по вопросам повышения эффективности внешней помощи была принята Аккрская программа действий25. В ней закреплены взаимные обязательства государств в области расширения возможностей в управлении развитием, повышения эффективности и уровня включения в партнерства различных структур и заинтересованных сторон, повышения уровня подотчетности и прозрачности официальной помощи развитию, снижения уровня «обусловленности» помощи развитию и повышения ее прогнозируемо сти.

Также в 2008 г. была принята Дохинская декларация о финансировании развития26. В этом документе развитые страны, подтвердив приверженность целям, изложенным в Монтеррейском консенсусе о финансировании развития, вновь подтвердили обязательства активных действий, направленных на мобилизацию международных ресурсов в целях развития. В рамках Дохинской декларации государствами приняты взаимные обязательства, направленные на расширение международного финансового и технического сотрудничества в целях развития, повышение согласованности и последовательности функционирования международных валютной, финансовой и торговой систем в интересах развития, решение проблем международной торговли и внешней задолженности.

Резолюцией27 Генеральной Ассамблеи ООН, принятой 19 декабря 2007 г., объявлено Второе десятилетие ООН по борьбе за ликвидацию нищеты (2008-2017 гг.). Международное сообщество вновь заявило, что ликвидация нищеты является величайшей глобальной задачей современности и необходимой предпосылкой устойчивого развития, особенно в развивающихся странах; настоятельно призвало правительства, междуна-

24 Парижская Декларация по повышению эффективности внешней помощи, Форум высокого уровня 28 февраля-2 марта 2005 г. // URL: http://www.oecd.org/dac/effectiveness/35023545.pdf (дата обращения: 16.02.2015)

25 Конференция ООН по торговле и развитию ЮНКТАД XII, Аккрское соглашение и Аккрская декларация, GE.08-51379 (R) 180808 190808 // URL: http://unctad.org/ru/docs/iaos20082_ru.pdf (дата обращения: 16.02.2015)

26 Дохинская декларация о финансировании развития: итоговый документ Международной конференции по последующей деятельности в области финансирования развития для обзора осуществления Монтеррейского консенсуса / Distr.: General 19 March 2009, A/RES/63/239 // URL: http://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/declarations/doha_findev.shtml (дата обращения: 16.02.2015)

27 Резолюция Генеральной Ассамблеи 19 декабря 2007 г. 62/205 «Второе Десятилетие Организации Объединенных Наций по борьбе за ликвидацию нищеты (2008-2017 годы)» / Distr.: General 10 March 2008, A/RES/62/205 // URL: http://www.refworld.org.ru/pdfid/47e236a82.pdf (дата обращения: 16.02.2015)

33

Правовая мысль: история и современность

родное сообщество, включая ООН, иных действующих лиц продолжать решительно добиваться ликвидации нищеты.

В 2011 г. принята Стамбульская декларация28, которая установила на международном уровне новые и более прочные партнерские отношения в интересах развития нуждающихся стран. 13 мая 2011 г. Генеральная Ассамблея ООН в дополнение к Стамбульской декларации приняла Программу действий для наименее развитых стран на десятилетие 2011-2020 гг.29.

Программа предусматривает комплексный подход к развитию основных областей, таких как: производственный потенциал наименее развитых стран; сельское хозяйство, продовольственная безопасность и развитие сельских районов; торговля; сырьевые товары; развитие человеческого потенциала и социальное развитие; мобилизация финансовых ресурсов в целях развития; ответственное управление на всех уровнях.

В качестве важного заявления стоит отметить принятую 18 июня 2008 г. резолюцию Генеральной Ассамблеи «Права человека и крайняя нищета»30, в которой крайняя нищета и социальное отчуждение признаны оскорблением человеческого достоинства. Искоренение крайней нищеты обозначено в качестве одной из важнейших задач в рамках процесса глобализации. Международное сообщество подтвердило, что распространение крайней нищеты препятствует полному осуществлению прав человека и может, в некоторых ситуациях, представлять угрозу праву на жизнь.

Следует отметить состоявшуюся в июне 2012 г. в Рио-де-Жанейро Конференцию ООН по устойчивому развитию (РИО+20), на которой был принят Итоговый документ «Будущее, которого мы хотим». Повестка дня Конференции Рио+2031, в которой приняли участие мировые лидеры наряду с многочисленными деятелями частного сектора, включала вопросы, связанные с построением мировой системы, способствующей сокращению бедности, развитию социальной справедливости и обеспечению надлежащих мер охраны окружающей среды. На Конференции Рио+20 была предпринята попытка покончить со стандартными подходами к решению проблем и по-новому подойти к ликвидации нищеты, предотвращению разрушения окружающей среды и к строительству дороги в будущее.

Современный этап устойчивого экономического развития прежде всего отмечен принятием 16 июля 2015 г. Итогового документа третьей Международной конференции по финансированию развития — Аддис-Абебской программы действий32, а также подготовкой новой повестки дня в области развития на период после 2015 г.

28 Стамбульская декларация. Установление новых и более прочных партнерских отношений в интересах развития наименее развитых стран, принята на заключительном пленарном заседании 13 мая 2011 г. / A/CONF.219/7 // URL: http://www.un.org/ru/conf/ldc/declaraion.pdf (дата обращения: 16.02.2015)

29 Стамбульская декларация. Программа действий для наименее развитых стран на десятилетие 2011-2020 годов, Принята на заключительном пленарном заседании 13 мая 2011 г. / A/CONF.219/7 // URL: http://www.un.org/ru/conf/ldc/programm_action.pdf?m=A/CONF.219/3 (дата обращения: 16.02.2015)

30 Совет по правам человека. 18 июня 2008 г. 28-е заседание / Права человека и крайняя нищета 8/11 // URL: https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd (дата обращения: 28.05.2015).

31 Конференция ООН по устойчивому развитию РИО+20. Итоговый документ «Будущее, которого мы хотим» / Distr.: Limited 19 June, 2012 Russian Original: English / A/CONF.216/L.1 // URL: https://rio20. un.org/sites/rio20.un.org/files/a-conf.216-l-1_russian.pdf.pdf (дата обращения: 16.02.2015)

32 Итоговый документ третьей Международной конференции по финансированию развития: «Аддис-Абебская программа действий» / Distr.: Limited; 15 July 2015; Russian; Original: English // URL: http: // www.chemicogroup.com/ru/images/stories/16.07.15/Outcome_document_of_the%20Third_International_ Conference_on_Financing_for_Development_rus.pdf (дата обращения: 16.02.2015)

34

А С. Помазан. Международно-правовое регулирование помощи развивающимся странам в системе... С. 27-41

С принятия Всеобщей Декларации прав человека 1948 г. и до настоящего времени на основе рассмотренных выше международно-правовых актов сложился обширный комплекс международных обязательств, направленных на содействие в области социально-экономического развития нуждающимся странам, утвердилось понимание необходимости развития механизмов экономических взаимодействий, учитывающих потребности развивающихся стран. Официальная помощь в целях развития и всеохватывающие механизмы взаимодействия по линии «Север-Юг» становятся неотъемлемыми элементами системы современных международных экономических отношений. В настоящее время большинство развитых стран рассматривает помощь развивающимся странам как насущную необходимость и устойчивую практику в рамках международных обязательств.

На международном уровне с целью создания открытой и справедливой торговой и финансовой системы реализуются взаимные обязательства государств, направленные на стимулирование внешней торговли с развивающимися странами, снижение их внешней задолженности и укрепление устойчивости развивающихся стран к экономическим кризисам. Наименее развитым странам оказывается техническая помощь и помощь в укреплении потенциала в области торговли — потенциала в сфере предложения, создания инфраструктуры торговли и содействия развитию торговли. Присоединение наименее развитых стран к Всемирной торговой организации поощряется и поддерживается. Развитые страны приняли обязательства обеспечивать беспошлинный и неквотируемый доступ товаров из НРС на свои внутренние рынки, при этом развитые страны стараются использовать простые и прозрачные правила происхождения продукции, применимые к импорту из развивающихся стран. Международное сообщество способствует расширению экономической базы наименее развитых стран в целях сокращения их зависимости от сырьевого сектора.

Учитывая существенное значение инфраструктурного базиса для развития национальных экономик, на международном уровне приняты соответствующие обязательства, направленные на укрепление производственного потенциала развивающихся стран. В связи с этим развитые страны принимают меры, направленные на оказание инфраструктурных услуг развивающимся странам в таких областях, как электро-, водо- и энергоснабжение, транспорт, информационно-коммуникационные технологии, а также институциональный потенциал.

В целях создания и укрепления инфраструктурного базиса экономической системы развивающихся стран на международном уровне приняты обязательства, направленные на привлечение финансовых ресурсов. Международное сообщество создает благоприятные внутренние и международные условия, при которых частный сектор может инвестировать в экономический рост и устойчивое развитие развивающихся государств. Как развитые, так и развивающиеся страны приняли обязательства предпринимать активные действия, стимулирующие приток иностранного частного капитала, особенно прямых иностранных инвестиций, ускоряющих рост экспорта, передачу технологий и навыков и создание новых рабочих мест. Группа Всемирного банка осуществляет активную деятельность, направленную на привлечение и удержание дополнительных прямых иностранных инвестиций в наименее развитые страны, особенно в целях диверсификации производственной базы и укрепления производственного потенциала.

Бремя внешней задолженности сказывается на кредитоспособности развивающихся стран, усиливает их уязвимость при экономических потрясениях. В связи с этим на международном уровне принимаются меры в области решения проблемы высокой внешней

35

Правовая мысль: история и современность

задолженности развивающихся стран. Совместные международные обязательства, направленные на оптимизацию управления долгом, ответственный подход к кредитованию и заимствованию и, в отношении беднейших стран, существенное списание долгов облегчают финансовое бремя стран развивающегося мира.

Важным инструментом поддержки наименее развитых стран является официальная помощь в целях развития. Помощь в развитии выражается в гуманитарной помощи, многосторонней помощи, реализации двусторонних программ и проектов развития. На международном уровне прилагаются усилия к искоренению связанной (обусловленной)33 международной помощи, которая ограничивает возможности стран-реципиентов в области получения оптимального сочетания цены и качества в процессе приобретения товаров и услуг.

На международном уровне приняты обязательства в целях повышения согласованности и последовательности функционирования международных валютной, финансовой и торговой систем в интересах развития. В связи с этим осуществляется укрепление связи между организациями системы ООН и всеми другими многосторонними финансовыми и торговыми учреждениями, а также учреждениями, занимающимися вопросами развития. Расширяется сотрудничество между ООН, Бреттон-Вудскими учреждениями и ВТО. Государства приняли взаимные обязательства проводить взвешенную макроэкономическую и финансовую политику на международном уровне, расширять представительство развивающихся стран в международных финансовых организациях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предпосылкой устойчивого экономического роста в развивающихся странах является наличие у заинтересованных сторон профессиональной информации и обеспечение процессов развития информационно-коммуникационными технологиями. Международное сообщество в связи с этим приняло обязательства содействовать обеспечению наименее развитым странам доступа к знаниям, информации, технологиям и «ноу-хау», поддерживать НРС в укреплении их научного и инновационного потенциала. На международном уровне проводится работа по созданию банка данных для развивающихся стран по вопросам науки, техники и инноваций.

В связи с возрастающим значением роли сотрудничества «Юг-Юг» для роста наименее развитых стран международное сообщество приняло обязательства способствовать такому сотрудничеству в качестве дополнения к сотрудничеству по линии «Север-Юг». В системе ООН создана специальная структура — Комитет высокого уровня по сотрудничеству «Юг-Юг».

Необходимо отметить, что любая помощь в интересах развития бесполезна, если получатели помощи не обеспечивают на национальном уровне прозрачности деятельности учреждений и эффективности функционирующих механизмов («благое управление», или «good governance»). На международном уровне приняты соответствующие обязательства самими развивающимися странами.

Деятельность, направленная на построение устойчивых экономических отношений, осуществляется в рамках большого количества международных организаций и учреждений, которые на различных уровнях реализуют собственную повестку дня в области развития. В целях оказания международной помощи различные международные институты и учреждения самостоятельно определяют критерии отнесения стран к категории развивающихся. МВФ использует такие показатели, как доход на душу населения, диверсифи-

33 По определению ОЭСР связанной международной помощью является выделение грантов и кредитов на условиях формальных и неформальных соглашений, предполагающих приобретение товаров и услуг в стране-доноре или ограниченном круге стран.

36

А С. Помазан. Международно-правовое регулирование помощи развивающимся странам в системе... С. 27-41

кация экспорта, уровень интеграции в глобальную финансовую систему. Всемирный банк использует метод расчета валового национального дохода на душу населения.

Наиболее удачным инструментом измерения прогресса в области развития, отражающим комплексный характер социально-экономических процессов, представляется Индекс человеческого развития (далее — ИЧР), который использует Программа развития ООН (далее — ПРООН). ИЧР определяется как среднее геометрическое индекса ожидаемой продолжительности жизни, индекса образования и индекса дохода. ИЧР позволяет выявить в том числе уровень распространения гендерного неравенства, а также «многомерной бедности», которая представляет собой существенную ограниченность не только в материальных средствах, но и включает ограничения в доступе к образованию и к элементарным услугам в области здравоохранения и санитарии.

Основными учреждениями в области международного содействия нуждающимся странам являются: Группа Всемирного банка, ВТО и МВФ. Через эти организации аккумулируются основные потоки денежных средств и технической помощи в интересах развивающихся стран. Важный вклад в устойчивое экономическое развитие вносят также Программа развития ООН ПРООН, Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (далее — ЮНКТАД), Организации экономического сотрудничества и развития (далее — ОЭСР), ООН по промышленному развитию (далее — ЮНИДО), ФАО и др.

Всемирный банк в составе Международного банка реконструкции и развития (далее — МБРР) и Международной ассоциации развития (далее — МАР) действует более чем в 100 развивающихся странах, поставляя денежные средства и технические экспертные знания для помощи в борьбе с бедностью34.

У МБРР — крупнейшего банка развития в мире, входящего в состав Группы Всемирного банка, — две основные цели: положить конец крайней бедности и ускорить обеспечение всеобщего благосостояния. Средствами достижения этих целей являются, прежде всего, выделение займов, гарантий, продуктов управления рисками, экспертные рекомендации в областях, имеющих отношение к развитию, а также координация мер по решению региональных и глобальных задач35.

МАР является крупнейшим многосторонним источником льготного финансирования беднейших стран мира и основным инструментом достижения в этих странах двух взаимосвязанных целей Всемирного банка — устойчивой ликвидации крайней бедности и ускоренного обеспечения общего благосостояния. Выделяемое МАР финансирование поддерживает усилия стран в области повышения темпов экономического роста, сокращения масштабов бедности и улучшения условий жизни беднейших слоев населения36. Ассоциация оказывает помощь беднейшим странам мира, обеспечивая им безвозмездное финансирование и кредиты. Эти кредиты являются фактически беспроцентными и предусматривают 10-летний льготный период и сроки погашения от 35 до 40 лет.

Всемирный Банк не занимается кредитованием частного сектора, однако его ассоциированное учреждение — Международная финансовая корпорация (далее — МФК)37 — содействует инвестициям в частный сектор, оказывая поддержку отраслям и странам

34 Сайт Группы Всемирного банка // URL: http://www.worldbank.org/en/country (дата обращения: 10.06.2014)

35 Сайт Группы Всемирного банка // URL: worldbank.org/ibrd (дата обращения: 10.06.2014)

36 Сайт Международной ассоциации развития // URL: worldbank.org/ida (дата обращения: 10.03.2015)

37 Сайт Международной финансовой корпорации // URL: http:// www.ifc.org/wps/wcm/connect/corp_ ext_content/ifc_external_corporate_site/about+ifc (дата обращения: 10.03.2015)

37

Правовая мысль: история и современность

повышенного риска. МФК предлагает своим клиентам займы, гарантии, долевое финансирование и продукты по управлению риском. Корпорация финансирует торговлю и промышленность, агропромышленный комплекс и лесное хозяйство, телекоммуникации и информационное производство, проекты в области инфраструктуры, способствует стабильности на локальных и региональных финансовых рынках38. Другое ассоциированное учреждение — Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (далее — МИГА)39 — предлагает страхование (гарантии) политических рисков тем, кто инвестирует средства или кредитует развивающиеся страны.

Всемирный банк не ограничивается кредитованием. В финансируемых им проектах он, как правило, предусматривает также оказание технической помощи. Она может включать консультации по таким вопросам, как общий объем бюджета страны и распределение ассигнований. Ежегодно Банк финансирует несколько проектов, посвященных исключительно экспертным консультациям и обучению. Он также обеспечивает подготовку населения стран-заемщиков по вопросам разработки и выполнения программ развития40.

Соглашения в рамках ВТО, основанные на принципе либерализации, охватывают торговлю товарами, услугами и интеллектуальной собственностью41. Названные соглашения включают обязательства, направленные на снижение таможенных тарифов и других торговых барьеров, на создание открытых рынков торговли товарами и услугами.

Для развивающихся стран и стран с переходной экономикой, которые составляют три четверти стран-членов ВТО, предусмотрены привилегии. Для таких государств в рамках организации вводятся переходные периоды для адаптации к незнакомым и сложным положениям норм ВТО. ВТО способствует усилению торгового потенциала развивающихся стран, оказывает помощь в разработке технических стандартов, организует консультационные миссии, ежегодно проводит в Женеве курсы для государственных служащих.

ЮНКТАД оказывает помощь развивающимся странам и странам с переходной экономикой в привлечении прямых иностранных инвестиций (далее — ПИИ) и в улучшении инвестиционного климата с тем, чтобы увеличить получаемую в интересах развития выгоду. ЮНКТАД также помогает государственным органам в углублении общего понимания сопряженных с ПИИ политических последствий и в разработке и осуществлении соответствующей политики. ЮНКТАД содействует пониманию взаимосвязей инвестиций, торговли, развития предприятий и создания технологического потенциала, а также проводит исследования глобальных тенденций в области ПИИ.

Если под воздействием внутренних или внешних факторов нарушаются платежный баланс государства, финансовая стабильность или способность выполнять долговые обязательства, большинство развивающихся стран обращается к специализированному учреждению ООН — Международному валютному фонду (МВФ). МВФ дает консультации и рекомендации по преодолению трудностей и во многих случаях выделяет финансовые средства для поддержки программ экономических реформ42. МВФ оказывает

38 Группа Всемирного банка. Отчет за 2014 г. // URL: http: // www.worldbank.org/en/about/annual-re-port (дата обращения: 16.02.2015)

39 Сайт Международного агентства по страхованию инвестиций // URL: (дата обращения: 12.03.2015)

40 Сайт Группы Всемирного банка // URL: http://www.worldbank.org/projects?lang=en (дата обращения: 12.03.2015)

41 Всемирная торговая организация, Годовой отчет за 2014 г. URL: https://www.wto.org/english/res_e/ booksp_e/anrep_e/anrep14_e.pdf (дата обращения: 10.04.2015)

42 Сайт Организации Объединенных Наций, раздел «Развитие» // URL: http://www.un.org/ru/devel-opment/progareas/global/lending.shtml (дата обращения: 08.04.2015)

38

А С. Помазан. Международно-правовое регулирование помощи развивающимся странам в системе... С. 27-41

развивающимся странам техническую помощь в нескольких обширных областях. Это разработка и осуществление бюджетно-финансовой и валютной политики; институциональное строительство, например, создание центральных банков или казначейств; сбор и обработка статистических данных. Международный валютный фонд содействует эффективному управлению в развивающихся странах в рамках программ кредитования и технической помощи. Его подход к борьбе с коррупцией акцентирует внимание на профилактике путем принятия мер усиления управленческого потенциала. МВФ рекомендует странам-членам для улучшения подотчетности повышать прозрачность в политике в соответствии с международными стандартами и нормами. В своей работе с бедными странами МВФ подчеркивает необходимость адекватной системы отслеживания общественных расходов.

К настоящему времени в целях построения устойчивой экономической системы международное сообщество приняло взаимные обязательства, направленные на укрепление производственного потенциала развивающихся стран, предоставление таким странам соответствующей информации, развитие сельского хозяйства и международной торговли, укрепление устойчивости к экономическим кризисам. Развитые государства способствуют решению проблемы внешней задолженности, привлекают финансовые ресурсы в интересах развивающихся стран, увеличивают официальную помощь в целях развития. На международном уровне осуществляется укрепление экономического сотрудничества и интеграции развитых и развивающихся стран, гармонизация международных валютной, финансовой и торговой систем в интересах развития. Реализация принятых обязательств в рассматриваемой области осуществляется через широкую сеть международных институтов — специализированные учреждения ООН, Бреттон-Вудские институты, региональные механизмы, а также на двусторонней основе.

Многие положения международных документов, принятых в целях создания устойчивой международной экономической системы, носят рекомендательный характер. Это декларации, принятые по итогам международных совещаний, политические заявления глав отдельных государств, программы международных и неправительственных организаций. Можно с определенной долей уверенности заявить, что в настоящее время ряд положений международных конвенций, деклараций, итоговых документов международных конференций в рассматриваемой сфере выступает источником норм обычного международного права. Содействие развивающимся странам в рамках соответствующих международных обязательств в настоящее время характеризуется продолжительностью и постоянством существования практики, единообразием, продолжительностью во времени, а также убежденностью в правомерности и необходимости подобных действий и признании этого государствами — основными субъектами международного права. Следует помнить, что международно-правовые обязательства в области содействия социально-экономическому росту и развитию являются также основой реализации одного из универсальных прав человека, признанного на международном уровне — права на развитие, в реализации которого заинтересованы миллионы жителей развивающихся стран, страдающих от крайней нищеты и связанных с ней многочисленных ограничений.

В связи с этим остается надеяться на дальнейшее укрепление и углубление сотрудничества развитых и развивающихся стран, принятие новых взаимных обязательств в области социально-экономического развития, увеличение способов и механизмов финансирования развития, а также увеличение объемов финансирования и повышение эффективности использования ресурсов. Дальнейшее принятие взаимных обяза-

39

Legal Thought: History and Modernity

тельств может быть мотивировано уже достигнутыми успехами. Так, по состоянию на 27 мая 2015 г., учитывая рост численности населения мира на 1,9 млрд. человек, 72 страны выполнили одну из задач в рамках Целей развития тысячелетия — сократили число голодающих в мире на 216 млн. человек по сравнению с 1990 годом43.

1^1=1 Библиография

Бирюков П.Н. Международное право: Учебник. М.: Юрайт, 2012. 793 с.

Вельяминов Г.М. Международное экономическое право и процесс. М.: Волтерс Клувер, 2004. 496 с.

Витцтум В. и др. Международное право /пер с нем. М.: Инфотропик Медиа, 2015. 1072 с. Вылегжанин А.Н. (ред.) Международное право: Учебник. М.: Юрайт, 2012. 904 с.

Ковалев А.А. Международное экономическое право и правовое регулирование международной экономической деятельности. М.: Научная книга, 2007. 424 с.

Лукашук И.И. (ред.). Международное право. Особенная часть. Учебник. М.: Волтерс Клувер,

2005. 544 с.

Тодаро М. Экономическое развитие. М.: ЮНИТИ, 1997. 666 с.

Торкунов А.В., Мальгин А.В. (ред.). Современные международные отношения. М.: Аспект Пресс,

2012. 688 с.

Bigg T Survival for a Small Planet. The Development Agenda. Boston, 2004. 359 p.

Chowdhury S. et al. Right to Development in International Law. Boston, 1992. 415 p.

French D. International Law and Policy of Sustainable Development. Manchester, 2005. 218 p. Schriver N. The Evolution of Sustainable Development in International Law: Inception, Meaning and Status. Boston, 2008. 265 p.

Schriver N. et al. International Law and Sustainable Development: Principles and Practice. Boston,

2004. 711 p.

Weiss F. et al. The International Economic Law with a Human Face. The Hague, 1998. 566 p.

International Legal Regulation of Assistance to Developing Countries in International Economic Relations

m

Anton S. Pomazan

Deputy Head, Department of Dispute Resolution, Vympel Partner law firm. Address: 23/15 Avtozavod-skaya Str., Moscow 115280, Russian Federation. E-mail: aspomazan@gmail.com

Abstract

In this paper, the object of study is the process of formation and current state of the legal and political norms, aimed at provision of international assistance to countries with special development needs. The aim is to gain new scientific knowledge about the formation of the customary rules of international law and the political commitments at international level in the interests of developing and least developed countries. The author uses historical and logical methods of scientific knowledge, analyzes the development of international economic relations in the process of providing assistance to developing countries. This article contains historical analysis of the investigated problem subject to the provisions of these important documents in this sphere as the Universal Declaration of Human Rights of 1948, Dec-

43 Ежегодный доклад ООН о мировой ситуации с голодом 2015г., подготовленный ФАО, ИФАД, ВПП // URL: http://www.un.org/russian/news/story.asp?Newsro=23803#.VY0Byvntmko (дата обращения: 27.05.2015)

40

Anton S. Pomazan. International Legal Regulation of Assistance to Developing Countries in International... С. 27-41

laration on the Right to Development of 1986, Declaration on Environment and Development of 1992, United Nations Millennium Declaration of 2000, Johannesburg Declaration on Sustainable Development of 2002, Istanbul Declaration on the Least Developed Countries of 2011, Declaration of RIO+20, Addis Ababa Action Programme of 2015 on Financing for Development etc. The author investigates the provision of international assistance to developing countries in such areas as trade, reducing the burden of external debt, technical assistance, increased funding and foreign direct investment, international support domestic reforms, the provision of official development assistance, and others. The article also provides an institutional framework for the study of international economic relations in the interests of developing countries — a description of the main activities in the field of the development of the World Bank Group, International Monetary Fund, the World Trade Organization, the UN specialized agencies. The author concludes the study of the formation of the historical period at the international level of the complex international legal and political commitments made by the majority of states and aimed at building a stable economic relations with a view to inclusive economic growth for countries in need. Also, the author sums up the close relationship of international standards in the field of promoting socio-economic development of countries in need with the implementation of one of the most important international human rights — the right to development, as established in the Declaration of 1986.

Keywords

developing countries; international trade; external debt; official development assistance; good governance; sustainable economic development; The World Bank Group; World Trade Organization; International Monetary Fund; the right to development.

station: Pomazan A.S. (2015) International Legal Regulation of Assistance to Developing Countries in International Economic Relations. Pravo. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki, no 3, pp. 27-41 (in Russian).

I*'!—I References

Bigg F. (2004) Survival for a Small Planet. The Sustainable Development Agenda. Vancouver: Earthcan Publications, 359 p.

Biriukov P.N. (2012) Miezhdunarodnoye pravo: uchebnik[International Law. Textbook]. Moscow: Yurait, 793 p. (in Russian)

Choudhury S. et al. (1992) Right for Development in International Law. Boston: Nijhoff, 566 p.

French D. (2005) International Law and Policy of Development. Manchester: Manchester University Press, 218 p.

Kovalyov A.A. (2007) Miezhdunarodnoye ekonomicheskoye pravo i pravovoye regulirovanie miezhdunarodnoy ekonomicheskoy deyatelnosti [International Economic Law and Legal Regulation of International Economic Activities]. Moscow: Nauchnaya Kniga Publishing, 424 p. (in Russian) Lukashuk I.I. (ed.) (2005) Miezhdunarodnoye pravo: uchebnik [International Law. Textbook]. Moscow: Volters Kluver, 544 p. (in Russian)

Schriver N. (2008) The Evolution of Sustainable Development. Inception, Meaning and Status. Boston: Nijhoff, 265 p.

Schriver N. et al. (2004) International Law and Sustainable Development. Boston: Nijhoff, 771 p. Todaro M. (1997) Ekonomicheskoye razvitye [Economic Development]. Moscow: Unity, 666 p. (in Russian)

Torkunov A.V., Malgin A.B. (eds.) (2012) Sovremennye miezhdunarodny eotnoshenya [Modern International Relations]. Moscow: Aspect Press, 688 p. (in Russian)

Velyaminov G.M. (2004) Miezhdunarodnoye ekonomicheskoye pravo e process [International Economic Law and Process]. Moscow: Volters Kluver, 496 p. (in Russian)

Vitztum W. et al. (2015) Miezhdunarodnoye pravo [International Law]. Moscow: Infotropic Media, 1071 p. (in Russian)

Vyleghanin A.N. (ed.) (2012) Miezhdunarodnoye pravo [International Law]. Moscow: Yurait, 904 p. (in Russian)

Weiss F. et al. (1998) International Economic Law with Human Face. Boston: Nijhoff, 566 p.

41

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.