Научная статья на тему 'Международно-правовое регулирование вопросов оказания иностранной помощи'

Международно-правовое регулирование вопросов оказания иностранной помощи Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
624
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННАЯ ПОМОЩЬ / ПРАВО НА РАЗВИТИЕ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО РАЗВИТИЯ / ПОДХОДЫ НАИМЕНЕЕ РАЗВИТЫХ СТРАН К МЕЖДУНАРОДНОМУ ПРАВУ / ФОРУМЫ ВЫСОКОГО УРОВНЯ ПО ВОПРОСАМ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОМОЩИ / ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ООН / FOREIGN ASSISTANCE (IDA) / THIRD WORLD APPROACHES TO INTERNATIONAL LAW (TWAIL) / RIGHT TO DEVELOPMENT / INTERNATIONAL DEVELOPMENT LAW / HIGH LEVEL FORUM ON AID EFFECTIVENESS / UN MILLENNIUM DEVELOPMENT GOALS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дегтерев Денис Андреевич

В статье раскрыты вопросы международно-правового регулирования оказания иностранной помощи. Проблематика иностранной помощи анализируется в контексте резолюций ГА ООН (формирование права на развитие и международного права развития), распределения иностранной помощи институтами Бреттон-Вудса (МВФ, Группа Всемирного банка) в соответствии с нормами внутреннего права данных международных организаций, а также усилий по гармонизации практик оказания иностранной помощи, предпринимаемых Комитетом содействия развитию Организации экономического сотрудничества и развития (КСР ОЭСР).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International legal regulation of foreign assistance

In this article the question of international legal regulation of foreign assistance is discussed. The issue of foreign assistance is analyzed in the context of the resolutions of the UN (the formation of the right to development and the international development law), of the distribution of foreign assistance within the Bretton Woods institutions (IMF, World Bank Group) in accordance with the internal law of these organizations, as well as of the efforts to harmonize practices of foreign assistance initiated by the Development Assistance Committee of the Organization for Economic Cooperation and development (OECD-DAC).

Текст научной работы на тему «Международно-правовое регулирование вопросов оказания иностранной помощи»

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОПРОСОВ ОКАЗАНИЯ ИНОСТРАННОЙ ПОМОЩИ

Д.А. Дегтерев

Кафедра мировой экономики МГИМО (У) МИД России пр. Вернадского, 76, Москва, Россия, 119454

В статье раскрыты вопросы международно-правового регулирования оказания иностранной помощи. Проблематика иностранной помощи анализируется в контексте резолюций ГА ООН (формирование права на развитие и международного права развития), распределения иностранной помощи институтами Бреттон-Вудса (МВФ, Группа Всемирного банка) в соответствии с нормами внутреннего права данных международных организаций, а также усилий по гармонизации практик оказания иностранной помощи, предпринимаемых Комитетом содействия развитию Организации экономического сотрудничества и развития (КСР ОЭСР).

Ключевые слова: иностранная помощь, право на развитие, международное право развития, подходы наименее развитых стран к международному праву, форумы высокого уровня по вопросам повышения эффективности помощи, цели развития тысячелетия ООН.

Проблематика международно-правового регулирования оказания иностранной помощи охватывает широкий спектр вопросов, связанных с проблемой иностранной помощи в рамках ООН (формирование права на развитие и международного права развития), распределением международной помощи институтами Бреттон-Вудса (МВФ, Группа Всемирного банка) в соответствии с нормами внутреннего права данных международных организаций, а также усилиями по гармонизации практик оказания помощи, предпринимаемых Комитетом содействия развитию Организации экономического сотрудничества и развития (КСР ОЭСР).

Под иностранной помощью подразумевается добровольная передача ресурсов на льготных условиях или в виде дара (пожертвования) субъектами одной страны субъектам другой [18. С 71]. При всей сложности и многообразии международно-правового регулирования вопросов оказания иностранной помощи можно выделить базовые тенденции и этапы в развитии международного права в данной области, на основе этого обозначить основные направления его эволюции.

В 1960-е — начале 1970- х гг. центральную роль в проблематике оказания иностранной помощи занимали вопросы промышленного развития как инструмента скорейшего достижения социального прогресса. С этой целью в 1962 г. была создана Организация объединенных наций по промышленному развитию (ЮНИДО) [28], а в 1975 г. на II Генеральной конференции ЮНИДО была при-

нята Декларация Лимы и План действий по промышленному развитию и сотрудничеству [7]. В 1965 г. в результате слияния Специального фонда ООН (создан в 1958 г.) и расширенной программы технической помощи (с 1949 г.) была создана Программа развития ООН (ПРООН) — ключевая организация в системе ООН по оказанию помощи странам-участницам в области развития. Именно ПРООН возглавляет созданную в 1997 г. для консолидации международных усилий в области СМР Группу ООН по вопросам развития (ГООНВР) — сообщество доноров, представляющих 32 фонда, программы, агентства.

Развивающиеся страны, составляющие большинство при голосовании в ГА ООН на базе принципа суверенного равенства членов, обращались с просьбой создать центральный институт, распределяющий основные потоки иностранной помощи, на базе ООН. Однако развитые страны, желающие сохранить «контрольный пакет» при распределении иностранной помощи, в 1960 г. сформировали Международную ассоциацию развития (МАР) в структуре Группы Всемирного банка, ставшую самым крупным многосторонним донором. Правила голосования в МАР соответствуют правилам Группы — квоты стран при голосовании пропорциональны их доле в капитале Всемирного банка [38], а крупнейшими акционерами с момента создания являются США, а также Япония, ФРГ, Франция и Великобритания. Для усиления сплоченности развитых стран по вопросам оказания иностранной помощи в 1961 г. также был создан Комитет содействия развитию [44], что закрепило асимметричный характер оказания иностранной помощи [4].

Важным альтернативным источником иностранной помощи в 1960-1980-е гг. являлись страны Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) во главе с СССР и Китаем. Так, к началу 1961 г. у СССР было подписано 14 международных соглашений об оказании экономического и технического сотрудничества, а к 1971 г. количество договоров возросло до 40 [14. С. 141]. Данная группа доноров выступала за укрепление институтов системы ООН, в том числе ЮНИДО, ЮНКТАД и ПРООН, в качестве центральных звеньев многосторонней системы СМР.

В 1970-е гг. продолжилось развитие международно-правовой базы в области иностранной помощи, при этом основной акцент сместился с вопросов ускоренного экономического роста на обеспечение более справедливых, преференциальных условий для развивающихся стран в международной торговле и других международных режимах. В 1970 г. в резолюции ГА ООН по второму Десятилетию развития ООН [24] впервые был зафиксирован целевой ориентир помощи для стран-доноров в размере 0,7% от их ВВП [43].

На 6-й специальной сессии ГА ООН в мае 1974 г. были приняты без голосования Декларация об установлении нового международного экономического порядка и Программа действий по установлению нового международного экономического порядка [10; 32]. Принципы Декларации были впоследствии развиты в Хартии экономических прав и обязанностей государств [40]. Значение данных резолюций ГА ООН в формировании международного режима СМР

достаточно высоко, основные их положения упоминаются в преамбуле Декларации о праве на развитие 1986 г. [9], а также повлияли на формат сотрудничества стран ЕС—АКТ (Африка, Карибы, Тихий океан) в рамках Второй Ломей-ской конвенции (1980-1984 гг.) [30; 31; 35; 36; 37]. По мнению ряда экспертов, они существенно повлияли на саму природу международного права, сформировав основу т.н. международного права развития [26; 41] и новые международно-правовые обычаи в области взаимодействия стран с разным уровнем развития [47].

Одновременно с усилиями развивающихся государств при поддержке социалистических стран по международному признанию права на развития как обязанности развитых стран помогать развивающимся, международно-правовые режимы оказания иностранной помощи под влиянием преимущественно развитых стран эволюционировали от коллективного права на развитие в сторону индивидуального, от вопросов экономического развития в сторону более комплексного учета социальных, экологических и других факторов (устойчивое развитие), а также от односторонних обязанностей развитых стран по оказанию помощи в сторону международного признания обязанностей стран-реципиентов по эффективному использованию помощи.

Переход в вопросах оказания иностранной помощи на уровень индивида впервые отражен в Кокойокской декларации ЮНЕП/ЮНКТАД 1974 г., согласно которой «развитие должно быть развитием человека, а не развитием вещей» [23. С. 33]. В юридической доктрине становление права на развитие как одного из прав человека связано с деятельностью председателя Комиссии ООН по правам человека Кеба М'Байе [45], а также генерального секретаря Международного института прав человека в Страсбурге К. Васака, сформулировавшего концепцию прав человека третьего поколения (прав солидарности) [49]. Стоит отметить, что отечественные правоведы, в том числе В.А. Карташкин, Р.А. Тузму-замедов, А.А. Ковалев, И.П. Блищенко и др., в целом скептически отнеслись к данной концепции [2; 19. С. 43; 39. С. 46; 42. С. 30]. В дальнейшем роль права на развитие как составной части прав человека была подтверждена в 1993 г. в ходе Всемирной конференции по правам человека и закреплена в Венской декларации (ст. 10) и Программе действий, принятых на конференции.

Важность социального развития была подчеркнута еще в Декларации социального прогресса и развития 1969 г. [12], где отмечалось, что социальный прогресс и развитие должны быть направлены на повышение материального и духовного уровня всех членов общества при условии уважения и осуществления прав человека и основных свобод. Увязыванию целей социального и экономического развития посвящена резолюция ГА ООН «Единый подход к экономическому и социальному планированию в области национального развития» 1970 г. [16].

В 1995 г. была проведена Копенгагенская Всемирная встреча на высшем уровне в интересах социального развития, принявшая Декларацию [21], которая содержит «Десять обязательств по отношению к социальному развитию» и со-

ответствующую программу действий. В 2000 г. прошла Вторая Всемирная встреча на высшем уровне в интересах социального развития в условиях глобализации, подтвердившая приоритет социальных аспектов оказания иностранной помощи [3].

С 1980-х гг. к экономическим и социальным аспектам оказания иностранной помощи добавилась и экологическая проблематика, в том числе привлечение развивающихся стран к охране так называемого всемирного наследия человечества (климата, озонового слоя, биологического разнообразия и др.).

В 1987 г. Международной комиссией ООН по окружающей среде и развитию под председательством Х. Брунтланна был сформирован принцип устойчивого развития, под которым понималось «развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои потребности». Данный принцип впоследствии был развит в ходе Конференции ООН по окружающей среде и развитию 1992 г., прошедшей в Рио-де-Жанейро, где была принята Декларация по окружающей среде и развитию, Рамочная конвенция ООН об изменении климата, а также Конвенция по биологическому разнообразию. Примечательно, что в п. 4 ст. 3 Рамочной Конвенции прямо указан принцип права на развитие.

В 1997 г. на 3-й Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата в Японии был принят Киотский протокол о сокращении выбросов парниковых газов. Наконец, в 2002 г. в ходе Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию была утверждена Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию [22]. Стоит отметить, что развивающиеся страны в целом проявляют сдержанность на переговорах по вопросам устойчивого развития, поскольку опасаются, что реализация положений концепции устойчивого развития явится препятствием на пути их ускоренного экономического развития. КНР, например, заявляет о необходимости комплексной оценки объемов загрязнения окружающей среды развитыми странами, в том числе в исторической перспективе, в ходе их индустриального развития [6].

В Декларации о международном экономическом сотрудничестве, в частности оживления экономического роста и развития в развивающихся странах, принятой на заключительном заседании 18-й специальной сессии ГА ООН [8], впервые отмечается, что право на получение международной помощи должно сопровождаться обязанностью ее эффективно использовать для подъема экономики и улучшения социальных показателей, что предполагает взаимоприемлемые формы контроля со стороны государств-доноров [27. С. 46]. В практическом плане наиболее полно формы данного контроля были разработаны во внутреннем праве таких международных организаций, как МВФ и Всемирный банк, и связаны со становлением концепции так называемого благого (хорошего) управления (good governance), подразумевающей надлежащее ведение дел правительством (1).

Помимо становления международно-правовой базы оказания иностранной помощи по линии «Север-Юг» (развитые страны — развивающиеся страны), с

1970-х гг. наблюдается активизация сотрудничества развивающихся стран между собой по линии «Юг-Юг». Хотя сотрудничество развивающихся государств между собой активно развивалось и в более ранние периоды в рамках Движения неприсоединения, Группы 77 и в ходе Конференций ЮНКТАД, лишь в 1978 г. в Буэнос-Айресе была проведена первая Конференция ООН по техническому сотрудничеству между развивающимися странами, принявшая соответствующий План действий. Дальнейшее развитие международных актов в данной сфере отражено в соответствующих резолюциях ГА ООН в 1994 г. и 1995 г. [20], где обозначены новые направления технического сотрудничества между развивающимися странами в условиях становления рыночной экономики в контексте глобализации [18]. Необходимость опоры развивающихся стран на собственные силы обозначена в Декларации ООН о Новом партнерстве в интересах развития Африки (НЕПАД) [11].

Примечательно, что с 1990-е гг. для детального изучения позиций стран-реципиентов международной помощи, а также концепций сотрудничества «Юг-Юг» американские правоведы активизировали анализ международно-правовых концепций развивающихся стран в рамках так называемых подходов третьего мира к международному праву (Third World Approaches to International Law, TWAIL). Первая конференция по данному вопросу (TWAIL-1) была проведена в Гарвардской школе права в 1997 г., вторая (TWAIL-II) — в Школе права Ос-гуд Холл Университета Йорк в Онтарио (Канада) в 2001 г., третья (TWAIL-III) — в Школе права Олбани в 2007 г. В октябре 2011 г. в Школе права Университета Орегон прошла очередная международная конференция по подходам третьего мира к международному праву (TWAIL-2011). В 2011 г. вышел специальный номер индийского журнала «Торговля, право и развитие», посвященный подходам третьего мира к международному праву [48].

Новый этап в развитии международно-правовых основ оказания иностранной помощи наступил в 2000-е гг., когда на смену четырем Стратегиям развития ООН пришли основанные на четких количественных параметрах Цели ООН в области развития на пороге тысячелетия, утвержденные соответствующей резолюцией ГА ООН [13]. Была создана платформа для формирования консенсуса как различных групп доноров, так и стран реципиентов помощи, с акцентом преимущественно на вопросы социального развития.

В 2002 г. на площадке ООН была проведена Международная конференция по финансированию развития [25], итоговым документом которой стал т.н. Монтеррейский консенсус [46]. В нем отмечены цели по содействию торговле и меры по списанию внешней задолженности для высвобождения ресурсов и их перенаправления на деятельность «в целях устойчивого развития и роста».

Для обзора хода осуществления Монтеррейского консенсуса в 2008 г. в г. Доха (Катар) была проведена международная конференция, по итогам которой принята Дохинская декларация о финансировании развития [15]. Под эгидой ООН также в 2005 г. проведен Всемирный саммит, в итоговом документе которого отмечается, что «каждая страна должна нести индивидуальную ответ-

ственность за собственное развитие», и делается акцент на принципы рационального природопользования и охраны окружающей среды при оказании иностранной помощи [17].

В 2003-2011 гг. при участии стран-доноров, их партнеров из числа стран-реципиентов, а также международных организаций, работающих в сфере оказания иностранной помощи, прошли так называемые Форумы высокого уровня по вопросам повышения эффективности помощи. При том, что первый, Римский форум в 2003 г. проводился под эгидой ООН, три остальных форума (Париж, 2005; Аккра, 2008; Пусан, 2011) были проведены по инициативе Комитета содействия развитию ОЭСР (объединяет страны-доноры), хотя и имели широкий международный состав участников, в том числе Российскую Федерацию. По итогам четырех форумов были приняты соответствующие итоговые документы, фактически затрагивающие большую часть потоков иностранной помощи [5. С. 46]:

Римская декларация по вопросам согласования 2003 г. [34], содержащая стандарты и принципы по надлежащей практике по гармонизации донорской помощи, а также признание необходимости тесной увязки целей помощи с приоритетами национального развития стран-реципиентов и целями оказания иностранной помощи;

Парижская декларация об эффективности помощи 2005 г. [29], содержащая принципы взаимоотчетности доноров и реципиентов, гармонизации процедур предоставления двусторонней помощи, выстраивания помощи в соответствии с национальными приоритетами развития, институтами и процедурами стран-реципиентов, ориентированного на результат управления и принцип собственности, подразумевающий передачу права решения относительно использования ресурсов помощи странам-реципиентам (оценка исполнения задач декларации осуществляется Сетью по оценке развития, являющейся структурным подразделением КСР ОЭСР);

Аккрская программа действий 2008 г. [1], содержащая положения по повышению уровня подотчетности и прозрачности помощи в целях развития, снижению уровня обусловленности и прогнозируемости в предоставлении ресурсов;

Пусанское партнерство по эффективности сотрудничества в целях развития 2011 г. [33], в ходе которого были озвучены призывы к созданию глобального партнерства в сфере оказания иностранной помощи и вовлечению и унификации практик оказания помощи развитию развивающимися странами по линии Юг-Юг.

ПРИМЕЧАНИЯ

(1) Определение понятия благого управления содержится, в частности, в абз. 3. ст. 9 Соглашения Котону между ЕС и странами АКТ 2000 г.: «В рамках политической и административной системы, основанной на соблюдении прав человека, демократических

принципов и принципов правового государства, ответственное государственное управление означает прозрачное и ответственное управление человеческими, природными, экономическими и финансовыми ресурсами и их использование для сбалансированного и устойчивого развития. В него входят однозначные правила для административных процедур, прозрачные и ответственные государственные органы, приоритет закона при управлении и распределении ресурсов и осуществление мер, особенно для предотвращения коррупции и борьбы с ней».

ЛИТЕРАТУРА

[1] Аккрская программа действий. 4 сентября 2008 г. Аккра (Гана). URL: http://www.oecd.org/dataoecd/58/16/41202012.pdf.

[2] Блищенко И.П. Права народов и права человека в контексте проблем развития // Бюллетень Комиссии СССР по делам ЮНЕСКО. —1985. — № 2 (60). —С. 24-32.

[3] Дальнейшие инициативы в интересах социального развития. Резолюция ГА ООН A/RES/S-24/2 от 01.07.2000.

[4] Дегтерев Д.А. Основные подходы к оказанию содействия международному развитию // Вестник МГИМО-Университета. — 2011. — № 4. — С. 99-104.

[5] Дегтерев Д.А. Содействие международному развитию: эволюция международно-правовых режимов и эффективность внешней помощи. — М.: Ленанд, 2011.

[6] Дегтерев Д.А. Содействие международному развитию как инструмент продвижения внешнеполитических и внешнеэкономических интересов // Вестник МГИМО. — 2012. — № 2. — С. 47-58.

[7] Декларация Лимы и План действий по промышленному развитию и сотрудничеству. Принята на II Генеральной Конференции ЮНИДО, созванной согласно резолюции ГА ООН 3087 (XXVIII) от 6 декабря 1973 г.

[8] Декларация о международном экономическом сотрудничестве, в частности оживлении экономического роста и развития в развивающихся странах. Резолюция ГА ООН A/RES/S-18/3 от 01.05.1990.

[9] Декларация о праве на развитие. Резолюция ГА ООН A/RES/41/128 от 04.12.1986.

[10] Декларация об установлении нового международного экономического порядка. Резолюция ГА ООН A/RES/3201(S-VI) от 01.05.1974.

[11] Декларация ООН о Новом партнерстве в интересах развития Африки. Резолюция ГА ООН A/RES/57/2 от 16.09.2002.

[12] Декларация социального прогресса и развития. Резолюция ГА ООН A/RES/2542(XXIV) от 11.12.1969.

[13] Декларация тысячелетия ООН. Резолюция ГА ООН A/RES/55/2 от 08.09.2000.

[14] Демина Г.Г. Построено при экономическом и техническом содействии Советского Союза. — М.: Международные отношения, 1982.

[15] Дохинская декларация о финансировании развития. Резолюция ГА ООН A/RES/63/239 от 24.12.2008.

[16] Единый подход к экономическому и социальному планированию в области национального развития. Резолюция ГА ООН A/RES/2681(XXV) от 11.12.1970.

[17] Итоговый документ Всемирного саммита 2005 г. Резолюция ГА ООН A/RES/60/1 от 16.09.2005.

[18] Капица Л.М. Международный институт иностранной помощи // Вестник МГИМО-Университета. — 2011. — № 4 (19). — С. 71-91.

[19] Карташкин В.А. Всеобщая декларация и права человека в современном мире (К 40-й годовщине принятия Всеобщей декларации прав человека) // Советский ежегодник международного права, 1988. — М., 1989. — С. 39-50.

[20] Конференция ООН по сотрудничеству Юг-Юг. Резолюция ГА ООН A/RES/49/96 от 19.12.1994.

[21] Копенгагенская декларация о социальном развитии. Принята на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах социального развития 12.03.1995 г. A/CONF.166/9. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/copdecl.shtml.

[22] Копылов М.Н. Право на развитие и экологическая безопасность развивающихся государств: международно-правовые вопросы: Дисс. ... докт. юрид. наук. — М., 2001.

[23] Маслова С.В. Принцип права на развитие в современном международном праве: Дисс. ... канд. юрид. наук. — СПб., 2003.

[24] Международная стратегия развития на второе Десятилетие развития ООН. Резолюция ГА ООН A/RES/2626(XXv) от 24.10.1970.

[25] Мишаков А.А. Монтеррейская международная конференция по финансированию развития // МЖМП. — 2002. — № 4. — С. 246-251.

[26] Низамиев А.Ш. Международное право развития (основные черты и тенденции) // МЖМП. — 2000. — № 2. — С. 28-36.

[27] Обминский Э.Е., Лавров С.В. Новый глобальный консенсус // Международная жизнь. — 1990. — № 7.

[28] Организация объединенных наций по промышленному развитию. Резолюция ГА ООН A/RES/2152(XXI) от 17.11.1966.

[29] Парижская Декларация по повышению эффективности внешней помощи 28 февраля — 2 марта 2005 г., Париж (Франция). URL: http://www.oecd.org/dataoecd/36/63/35023545.pdf.

[30] Пашковская И. Помощь Европейского Союза иностранным государствам // Мировая экономика и международные отношения. — 2006. — № 3. — С. 54-58.

[31] Пашковская И.Г. Институциональная основа внешней помощи Европейского Союза (в контексте ее политической составляющей) // Международное право — International Law. — 2006. — № 2 (26). — С. 140-162.

[32] Программа действий по установлению нового международного экономического порядка. Резолюция ГА ООН A/RES/3202(S-VI) от 01.05.1974.

[33] Пусанское партнерство по эффективности сотрудничества в целях развития. 4-й Форум высокого уровня по эффективности помощи. 29 ноября — 1 декабря 2011 г., Пусан (Южная Корея). URL: http://www.aideffectiveness.org/busanhlf4/images/stories/hlf4/ OUTCOME_DOCUMENT_-_FINAL_EN.pdf.

[34] Римская декларации по вопросам согласования. Форум высокого уровня по вопросам согласования, 24-25 февраля 2003 г., Рим (Италия). URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/romedecl_on_harmonization.shtml.

[35] Рыжов В.Б. Политика торговли и развития Европейского Союза // Международное право и международные организации. — 2011. — № 2. — С. 151-158.

[36] Рыжов В.Б. Принципы европейской политики содействия развитию // Международное право и международные организации. — 2011. — № 2 (6). — С. 140-147.

[37] Рыжов В.Б. Эволюция правовых основ внедоговорной политики ЕС в отношении стран и региональных организаций Азии и Латинской Америки в рамках политики содействия развитию развивающимся странам // Право и политика. — 2011. — № 3 (135). — С.404-414.

[38] Статьи соглашения Международной ассоциации развития, 1960 г. URL: http://siteresources.worldbank.org/IDA/Resources/ida-articlesofagreement.pdf.

[39] Тузмухамедов Р.А. «Третье поколение прав человека» и права народов // Советское государство и право. — 1986. — № 11. — С. 106-113.

[40] Хартия экономических прав и обязанностей государств. Резолюция ГА ООН A/RES/3281(XXIX) от 12.12.1974.

[41] Энтин М.Л. Международное право развития: проблемы формирования и реализации // Советское государство и право. — 1985. — № 2.

[42] Ясир Омар Абдалла Эль-Нур Соотношение прав народов и прав индивида в Африканской Хартии прав человека и народов: Дисс. ... канд. юрид. наук. — СПб, 2001.

[43] Clemens M., Moss T. Ghost of 0,7%: Origins and Relevance of the International Aid Target. Working Paper, Center for Global Development, № 68, September.

[44] Führer H. A History of the Development Assistance Committee and the Development Cooperation Directorate in Dates, Names and Figures. OECD/GD(94)67. — Paris, 1996.

[45] M'Baye K. Le droit au developpement comme un droit de l'homme // Revue des droit de l'homme. — 1972. — Vol. V.

[46] Monterrey Consensus of the International Conference on Financing for Development, 18-22 March 2002, Mexico. URL: http://www.un.org/esa/ffd/monterrey/MonterreyConsensus.pdf.

[47] Sohn L. The Shaping of International Law // Georgia Journal of International and Comparative Law. — 1978. — Vol. 8. — P. 1-25.

[48] Trade, Law and Development (Special Issue: Third World Approaches to International Law). — 2011. — Vol. 3. — No. 1. URL: http://www.tradelawdevelopment.com/index.php/tld/ issue/view/3%281%29%20TL%26D%202011.

[49] Vasak K. A 30-year Struggle: The Sustained Efforts to Give Force of Law to the Universal Declaration of Human Rights // UNESCO Courier. — 1977. — November.

INTERNATIONAL LEGAL REGULATION OF FOREIGN ASSISTANCE

D.A. Degterev

The Department of Word Economy MGIMO-University, MFA of Russia

76, prospect Vernadskogo, Moscow, Russia, 119454

In this article the question of international legal regulation of foreign assistance is discussed. The issue of foreign assistance is analyzed in the context of the resolutions of the UN (the formation of the right to development and the international development law), of the distribution of foreign assistance within the Bretton Woods institutions (IMF, World Bank Group) in accordance with the internal law of these organizations, as well as of the efforts to harmonize practices of foreign assistance initiated by the Development Assistance Committee of the Organization for Economic Cooperation and development (OECD-DAC).

Key words: foreign assistance (IDA), right to development, international development law, Third World Approaches to International Law (TWAIL), High Level Forum on aid effectiveness, UN Millennium Development Goals.

REFERENCES

[1] Akkrskaya programma deystviy. 4 sentyabrya 2008 g. Akkra (Gana). URL: http://www.oecd.org/dataoecd/58/16/41202012.pdf.

[2] Blischenko I.P. Prava narodov i prava cheloveka v kontekste problem razvitiya // Bulleten' Komissii SSSR po delam UNESKO. —1985. — № 2 (60). —S. 24-32.

[3] Dal'neyshie initsiativy v interesakh sotsial'nogo razvitiya. Rezolutsiya GA OON A/RES/S-24/2 ot 01.07.2000.

[4] Degterev D.A. Osnovnye podkhody k okazaniu sodeystviya mezhdunarodnomu razvitiu // Vestnik MGIMO-Universiteta. — 2011. — № 4. — S. 99-104.

[5] Degterev D.A. Sodeystvie mezhdunarodnomu razvitiu: evolutsiya mezhdunarodno-pravovykh rezhimov i effektivnost' vneshney pomoschi. — M.: Lenand, 2011.

[6] Degterev D.A. Sodeystvie mezhdunarodnomu razvitiu kak instrument prodvizheniya vneshnepoliticheskikh i vneshneekonomicheskikh interesov // Vestnik MGIMO. — 2012. — № 2. — S. 47-58.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[7] Deklaratsiya Limy i Plan deystviy po promyshlennomu razvitiu i sotrudnichestvu. Prinyata na II General'noy Konferentsii UNIDO, sozvannoy soglasno rezolutsii GA OON 3087 (XXVIII) ot 6 dekabrya 1973 g.

[8] Deklaratsiya o mezhdunarodnom ekonomicheskom sotrudnichestve, v chastnosti ozhivlenii ekonomicheskogo rosta i razvitiya v razvivauschikhsya stranakh. Rezolutsiya GA OON A/RES/S-18/3 ot 01.05.1990.

[9] Deklaratsiya o prave na razvitie. Rezolutsiya GA OON A/RES/41/128 ot 04.12.1986.

[10] Deklaratsiya ob ustanovlenii novogo mezhdunarodnogo ekonomicheskogo poryadka. Rezolutsiya GA OON A/RES/3201(S-VI) ot 01.05.1974.

[11] Deklaratsiya OON o Novom partnerstve v interesakh razvitiya Afriki. Rezolutsiya GA OON A/RES/57/2 ot 16.09.2002.

[12] Deklaratsiya sotsial'nogo progressa i razvitiya. Rezolutsiya GA OON A/RES/2542(XXIV) ot 11.12.1969.

[13] Deklaratsiya tysyacheletiya OON. Rezolutsiya GA OON A/RES/55/2 ot 08.09.2000.

[14] Demina G.G. Postroeno pri ekonomicheskom i tekhnicheskom sodeystvii Sovetskogo Souza. — M.: Mezhdunarodnye otnosheniya, 1982.

[15] Dokhinskaya deklaratsiya o finansirovanii razvitiya. Rezolutsiya GA OON A/RES/63/239 ot 24.12.2008.

[16] Edinyy podkhod k ekonomicheskomu i sotsial'nomu planirovaniu v oblasti natsional'nogo razvitiya. Rezolutsiya GA OON A/RES/2681(XXV) ot 11.12.1970.

[17] Itogovyy dokument Vsemirnogo sammita 2005 g. Rezolutsiya GA OON A/RES/60/1 ot 16.09.2005.

[18] Kapitsa L.M. Mezhdunarodnyy institut inostrannoy pomoschi // Vestnik MGIMO-Universiteta. — 2011. — № 4 (19). — S. 71-91.

[19] Kartashkin V.A. Vseobschaya deklaratsiya i prava cheloveka v sovremennom mire (K 40-y godovschine prinyatiya Vseobschey deklaratsii prav cheloveka) // Sovetskiy ezhegodnik mezhdunarodnogo prava, 1988. — M., 1989. — S. 39-50.

[20] Konferentsiya OON po sotrudnichestvu Ug-Ug. Rezolutsiya GA OON A/RES/49/96 ot 19.12.1994.

[21] Kopengagenskaya deklaratsiya o sotsial'nom razvitii. Prinyata na Vsemirnoy vstreche na vysshem urovne v interesakh sotsial'nogo razvitiya 12.03.1995 g. A/CONF.166/9. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/copdecl.shtml.

[22] Kopylov M.N. Pravo na razvitie i ekologicheskaya bezopasnost' razvivauschikhsya gosu-darstv: mezhdunarodno-pravovye voprosy: Diss. ... dokt. urid. nauk. — M., 2001.

[23] Maslova S.V. Printsip prava na razvitie v sovremennom mezhdunarodnom prave: Diss. ... kand. urid. nauk. — SPb., 2003.

[24] Mezhdunarodnaya strategiya razvitiya na vtoroe Desyatiletie razvitiya OON. Rezolutsiya GA OON A/RES/2626(XXV) ot 24.10.1970.

[25] Mishakov A.A. Monterreyskaya mezhdunarodnaya konferentsiya po finansirovaniu razvitiya // MZhMP. — 2002. — № 4. — S. 246-251.

[26] Nizamiev A.Sh. Mezhdunarodnoe pravo razvitiya (osnovnye cherty i tendentsii) // MZhMP.

— 2000. — № 2. — S. 28-36.

[27] Obminskiy E.E., Lavrov S.V. Novyy global'nyy konsensus // Mezhdunarodnaya zhizn'. — 1990. — № 7.

[28] Organizatsiya ob'edinennykh natsiy po promyshlennomu razvitiu. Rezolutsiya GA OON A/RES/2152(XXI) ot 17.11.1966.

[29] Parizhskaya Deklaratsiya po povysheniu effektivnosti vneshney pomoschi 28 fevralya — 2 marta 2005 g., Parizh (Frantsiya). URL: http://www.oecd.org/dataoecd/36/63/35023545.pdf.

[30] Pashkovskaya I. Pomosch' Evropeyskogo Couza inostrannym gosudarstvam // Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya. — 2006. — № 3. — S. 54-58.

[31] Pashkovskaya I.G. Institutsional'naya osnova vneshney pomoschi Evropeyskogo Souza (v kontekste ee politicheskoy sostavlyauschey) // Mezhdunarodnoe pravo — International Law.

— 2006. — № 2 (26). — S. 140-162.

[32] Programma deystviy po ustanovleniu novogo mezhdunarodnogo ekonomicheskogo po-ryadka. Rezolutsiya GA OON A/RES/3202(S-VI) ot 01.05.1974.

[33] Pusanskoe partnerstvo po effektivnosti sotrudnichestva v tselyakh razvitiya. 4-y Forum vy-sokogo urovnya po effektivnosti pomoschi. 29 noyabrya — 1 dekabrya 2011 g., Pusan (Uzhnaya Koreya). URL: http://www.aideffectiveness.org/busanhlf4/images/stories/hlf4/ OUTCOME_DOCUMENT_-_FINAL_EN.pdf.

[34] Rimskaya deklaratsii po voprosam soglasovaniya. Forum vysokogo urovnya po voprosam soglasovaniya, 24-25 fevralya 2003 g., Rim (Italiya). URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/romedecl_on_harmonization.shtml.

[35] Ryzhov V.B. Politika torgovli i razvitiya Evropeyskogo Souza // Mezhdunarodnoe pravo i mezhdunarodnye organizatsii. — 2011. — № 2. — S. 151-158.

[36] Ryzhov V.B. Printsipy evropeyskoy politiki sodeystviya razvitiu // Mezhdunarodnoe pravo i mezhdunarodnye organizatsii. — 2011. — № 2 (6). — S. 140-147.

[37] Ryzhov V.B. Evolutsiya pravovykh osnov vnedogovornoy politiki ES v otnoshenii stran i re-gional'nykh organizatsiy Azii i Latinskoy Ameriki v ramkakh politiki sodeystviya razvitiu razvivauschimsya stranam // Pravo i politika. — 2011. — № 3 (135). — S. 404-414.

[38] Stat'i soglasheniya Mezhdunarodnoy assotsiatsii razvitiya, 1960 g. URL: http://siteresources.worldbank.org/IDA/Resources/ida-articlesofagreement.pdf.

[39] Tuzmukhamedov R.A. «Tret'e pokolenie prav cheloveka» i prava narodov // Sovetskoe go-sudarstvo i pravo. — 1986. — № 11. — S. 106-113.

[40] Khartiya ekonomicheskikh prav i obyazannostey gosudarstv. Rezolutsiya GA OON A/RES/3281(XXIX) ot 12.12.1974.

[41] Entin M.L. Mezhdunarodnoe pravo razvitiya: problemy formirovaniya i realizatsii // Sovetskoe gosudarstvo i pravo. — 1985. — № 2.

[42] Yasir Omar Abdalla El'-Nur Sootnoshenie prav narodov i prav individa v Afrikanskoy Khar-tii prav cheloveka i narodov: Diss. ... kand. urid. nauk. — SPb, 2001.

[43] Clemens M., Moss T. Ghost of 0,7%: Origins and Relevance of the International Aid Target. Working Paper, Center for Global Development, № 68, September.

[44] Führer H. A History of the Development Assistance Committee and the Development Cooperation Directorate in Dates, Names and Figures. OECD/GD(94)67. — Paris, 1996.

[45] M'Baye K. Le droit au développement comme un droit de l'homme // Revue des droit de l'homme. — 1972. — Vol. V.

[46] Monterrey Consensus of the International Conference on Financing for Development, 18-22 March 2002, Mexico. URL: http://www.un.org/esa/ffd/monterrey/MonterreyConsensus.pdf.

[47] Sohn L. The Shaping of International Law // Georgia Journal of International and Comparative Law. — 1978. — Vol. 8. — P. 1-25.

[48] Trade, Law and Development (Special Issue: Third World Approaches to International Law). — 2011. — Vol. 3. — No. 1. URL: http://www.tradelawdevelopment.com/index.php/tld/ issue/view/3%281%29%20TL%26D%202011.

[49] Vasak K. A 30-year Struggle: The Sustained Efforts to Give Force of Law to the Universal Declaration of Human Rights // UNESCO Courier. — 1977. — November.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.