Помощь в интересах торговли в условиях устойчивого развития
Согласно концепции устойчивого развития мировое развитие будет устойчивым при условии баланса трех взаимосвязанных составляющих: экономической, социальной и экологической.1 Еще в 1987 г. Международная комиссия по окружающей среде и развитию (известная как комиссия Брундтлэнд по имени председателя Гру.Х. Брундтлэнд) в докладе «Наше общее будущее» определила устойчивое развитие как развитие, направленное на удовлетворение нужд и потребностей нынешних поколений, без создания рисков и ущерба будущим поколениям.2
В этой связи приоритетным направлением развития мировой экономики является удовлетворение насущных потребностей беднейшего населения Земли в условиях ограниченности ресурсов и все большего привлечения природоохранных технологий. Приверженность стран делу искоренения нищеты, содействия экономическому росту и устойчивому развитию была подтверждена в Декларации Тысячелетия на 2000-2015 гг., принятой Генеральной Ассамблеей ООН в сентябре 2000 г. на Саммите тысячелетия ООН.3 Цели развития тысячелетия, обозначенные в Декларации Тысячелетия и сформулированные 189 странами-членами ООН и 23 международными организациями, отражают основные принципы и цели содей-
1 Содействие международному развитию. Курс лекций/ Под ред.В.И. Бартенева, Е.Н. Глазуновой. - М.: Всемирный Банк, 2012. - С.33.; [Electronic resource]. URL: http://eco-logos.net/ (Дата обращения 20.07.2014).
2 Brundtland G.H. Our Common Future / Report by the World Commission on Environment and Development 1987. - Oxford: Oxford University, 1987 - Chapter 2, P.37. [Electronic resource]. // URL: http:// www.un-documents.net/ocf-02.htm#I,http://www.un-documents.net/ wced-ocf.htm, http://conspect.nl/pdf/Our_Common_Future-Brundt-land_Report_1987.pdf (Дата обращения 20.07.2014).
3 Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций // Официальный сайт Организации Объединенных Наций. [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/decla-rations/summitdecl.shtml (Дата обращения: 20.07.14).
О. А. Козлова
УДК 339.5 ББК 65.428 К-592
7 - 2015
Российский внешнеэкономический вестник
59 Q
ствия международному развитию4 и предполагают решение различных взаимозависимых проблем: экономических, социальных, экологических, культурных и др.5
Для достижения Целей развития Тысячелетия были приняты коллективные решения и направления деятельности по мобилизации национальных и международных ресурсов на нужды развивающихся стран. Это нашло отражение в решениях международных конференций, форумах Группы высокого уровня по эффективности содействия международному развитию, «Группы 8», Организации экономического сотрудничества и развития, специализированных структур ООН, прежде всего, Программы развития ООН, группы Всемирного Банка и Международного валютного фонда, а также деятельности Всемирной торговой организации.
Подтвердив в итоговом документе Всемирного саммита 2005 г. готовность поддерживать усилия развивающихся стран, направленные на разработку и осуществление национальных программ и стратегий в области развития, страны определили в качестве одного из основных направлений развития расширение торговли, как двигателя содействия международному развитию.6 Именно международная торговля может и должна сыграть важную роль в поощрении развития и смягчения остроты проблемы нищеты в развивающихся странах, особенно наименее развитых.
В этой связи ВТО в качестве одного из важных направлений своей деятельности выделяет содействие международному развитию. Вопросы развития и интересы развивающихся стран впервые были выдвинуты на первый план на многосторонних торговых переговорах во время Дохийского раунда, начавшегося в 2001 г., и положены в основу дальнейшей работы ВТО. В 2005 г. в целях создания и укрепления потенциала развивающихся стран и получения выгод от торговли, их включения в многостороннюю торговую систему на взаимовыгодной основе, на шестой Министерской конференции ВТО в Гонконге была запущена Инициатива «Помощь в интересах торговли» ("Aid for Trade")7. Данная инициатива, способствуя соединению помощи развитию с торговой политикой развивающихся стран в целях повышения уровня жизни населения8, представляет собой систему
4 Содействие международному развитию определяется как часть иностранной помощи, предоставляемой правительствами стран-доноров развивающимся странам. См.: Содействие международному развитию. Курс лекций/ Под ред.В.И. Бартенева, Е.Н. Глазуновой. - М.: Всемирный Банк, 2012. - С.72.; См. Капица Л.М. Международный институт иностранной помощи // Вестник МГИМО-Университета. - М.:МГИМО, 2011. - № 4. - С.71-98.
5 Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций // Официальный сайт Организации Объединенных Наций. [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/ ^ситеШ5Мес1_со^Мес1агайош^иттМес1^Йт1(Дата обращения: 20.07.14).
6 Итоговый документ Всемирного саммита 2005г. // Официальный сайт ООН. [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/outcome2005. shtml (Дата обращения: 20.07.14).
7 См.: Содействие международному развитию. Курс лекций/ Под ред.В.И. Бартенева, Е.Н. Глазуновой. - М.: Всемирный Банк, 2012. - С.75 - 76.
8 Aid for Trade. // WTO Official website. [Electronic resource]. URL:http://www.wto.org/ english/tratop_e/devel_e/a4t_e/aid4trade_e.htm (Дата обращения: 20.07.14).
^ 60
Российский внешнеэкономический вестник
7 - 2015
мер, которые направлены на расширение возможностей развивающихся стран по укреплению своего торгового потенциала и торговой инфраструктуры. Все это будет способствовать, как указывалось в декларации министерской конференции в Гонконге 2005 г., получению преимуществ от соглашений ВТО и развитию торговли развивающихся стран.9 Кроме того, в декларации отмечалась необходимость создания механизма по аккумулированию дополнительных финансовых ресурсов на эти цели.10
Помощь в интересах торговли включает несколько составляющих. Во-первых, это торговая политика и ее регулирование, которая включает техническую помощь в области торговли, направленную на помощь странам в разработке их собственной стратегии в области торговли, помощь в проведении эффективных торговых переговоров и осуществление их результатов, включая реализацию торговых соглашений и создание нормативной базы. Во-вторых, в помощь в интересах торговли включается содействие развитию инфраструктуры, связанной с торговлей, предполагающее увеличение инвестиций для строительства дорог, портов, телекоммуникаций и энергосистем, что способствует непосредственному продвижению товаров развивающихся стран на мировые товарные рынки. В третьих, еще одной составляющей является содействие в создании и наращивании производственных мощностей путем инвестиций в различные сферы экономики, связанные с торговлей, с целью диверсификации экспорта развивающихся стран и получения ими конкурентных преимуществ. Сюда также относится развитие торговли, включающей помощь предприятиям в этой сфере и создание благоприятной бизнес-среды. В четвертых, в помощь в интересах торговли включается содействие, направленное на реформирование, связанное с торговлей в результате снижения тарифов, сокращения преференций, ухудшения условий торговли и др., предоставляя, преимущества от либерализации торговли. Кроме этого, существует еще одна составляющая - помощь на другие нужды, связанные с торговлей, при условии их включения в национальные стратегии развития.11 При этом ВТО непосредственно не занимается предоставлением помощи развитию в интересах торговли, но координирует и организует совместную работу различных механизмов содействия развитию.
9 Ministerial Déclaration 22 December 2005. WT/MIN(05)/DEC // WTO Officiai website. [Electronic resource]. URL: http://www.wto.org/english/thewto_e/minist_e/min05_e/final_ text_e.htm (Дата обращения: 20.07.14).
10 Doha work programme. Ministerial Declaration.- 18 December 2005. - WT/MIN(05)/ DEC // WTO Official website. [Electronic resource]. URL:http://www.wto.org/english/thewto_e/ minist_e/min05_e/final_text_e.htm; Aid for Trade Fact Sheet. // WTO Official website. [Electronic resource]. URL: http://www.wto.org/english/tratop_e/devel_e/a4t_e/a4t_factsheet_e.htm (Дата обращения: 20.07.14).
11 Aid for Trade Fact Sheet. // WTO Official website. [Electronic resource]. URL: http://www. wto.org/english/tratop_e/devel_e/a4t_e/a4t_factsheet_e.htm; Aid for Trade at a glance 2013. Connecting to Value Chains. - OECD, WTO, 2013. - P.29. // WTO Official website URL: http:// www.wto.org/english/res_e/booksp_e/aid4trade13_e.pdf (Дата обращения: 20.07.14).
7 - 2015
Российский внешнеэкономический вестник
61 Q
Инициатива ВТО «Помощь в интересах торговли» была поддержана ОЭСР, в рамках которой Комитет по содействию развития (КСР) и Рабочая группа Комитета по торговле определяют в качестве основной цели ОЭСР в этой области повышение эффективности программ помощи в интересах торговли для развивающихся стран. При этом важным направлением деятельности является анализ возможностей для наименее развитых стран получать преимущества от либерализации торговли и соглашений ВТО, мобилизация финансовых ресурсов, включение вопросов содействия торговли в национальные программы развития, а также привлечение частного сектора экономики в сферу содействия торговле.12
Осуществляя координацию данной Инициативы, создав систему мониторинга помощи в интересах торговли, начиная с 2007 г., ВТО и ОЭСР совместными усилиями 1 раз в 2 года проводят Глобальный обзор по оказанию помощи в интересах торговли, представляющий собой глобальный пересмотр Инициативы в рамках форума высокого уровня. Целью форума является поддержка содействия международного развития и обеспечения эффективности помощи в интересах торговли. Совместные усилия со стороны ВТО и ОЭСР направлены на интеграцию развивающихся стран, особенно наименее развитых стран, в глобальную экономику, поддержку этого процесса со стороны всех участников по содействию развития и обеспечения эффективности помощи в интересах торговли.
Основными вопросами в рамках Четвертого Глобального обзора по содействию торговле 2013 г. явились: 1) взаимосвязь между глобальными цепочками стоимости, торговлей и повесткой дня в области развития на период после 2015 г.; 2) роль помощи в интересах торговли в поддержке развивающихся стран по их включению в глобальные цепочки стоимости; 3) перспективы развития инициативы ВТО «Помощь в интересах торговли».13 Развитие глобальных цепочек стоимости будет способствовать повышению роли Инициативы «Помощь в интересах торговли», предоставляя значительные возможности для наименее развитых стран и способствуя их эффективной интеграции в глобальные стоимостные цепочки.14 Для наименее развитых стран важным является выделение элементов стоимостной цепочки, предшествующим торговле, включая производственный потенциал, поставки
12 OECD Promoting Effective Aid for Trade // OECD Official website. [Electronic resource]. URL: http://www.oecd.org/development/promotingeffectiveaidfortrade.htm (Дата обращения: 20.07.14).
13 4th Global Review of Aid for Trade. Connecting to Value Chains. 8-10 July 2013. .- P.1 // WTO Official website. [Electronic resource]. URL: http://www.wto.org/english/tratop_e/ devel_e/a4t_e/progaid4tradegr4_e.pdf (Дата обращения: 20.07.14.)
14 Vinaye Ancharaz Aid for Trade: Future Directions. - Bridges Africa: ICTSD,2013. - Vol.2. - N.8. - Nov., 15 // ICTSD Official website. Международный центр по торговле и устойчивому развитию. [Электронный ресурс]. URL:http://www.ictsd.org/bridges-news/bridges-africa/ news/aid-for-trade-future-directions(Дата обращения: 20.07.14).
^ 62
Российский внешнеэкономический вестник
7 - 2015
и инфраструктуру. И хотя помощь в интересах торговли является наиболее эффективной в области анализа торговой политики и облегчение условий торговли, недостаточное облегчение условий торговли все еще является одним из основных препятствий во многих развивающихся странах. В этой связи усилия стран - членов ВТО направлены на принятие решений в этой области.
Министерская Конференция ВТО, состоявшаяся в Бали (Индонезия, декабрь 2013 г.), подтвердила необходимость Инициативы ВТО «Помощь в интересах торговли» для развивающихся стран, особенно для наименее развитых стран. «Балий-ский пакет» соглашений, подписанный по итогам данной конференции, включал вопросы в области развития, в т.ч. меры в отношении наименее развитых стран: применение принципа особого и дифференцированного режима для развивающихся стран; полного обеспечения беспошлинного и неквотируемого доступа для товаров из наименее развитых стран, обеспечение преференциального доступа на рынки услуг из наименее развитых стран, преференциального режима по правилам происхождения, достижение содержательного результата по торговле хлопком. 15 Кроме того, важным является активизация оказания технической помощи и поддержки в целях создания потенциала, а также меры по обеспечению действенного таможенного сотрудничества. Так, принятие девятой министерской конференцией ВТО в 2013 г. соглашения по упрощению таможенных процедур через принятие единых международных стандартов и решения по активизации оказания технической помощи также будут способствовать облегчению условий торговли в развивающихся странах.16
На сессии Комитета по торговле и развитию ВТО (9 апреля 2014 г.) в результате обмена мнениями по основным вопросам Рабочей программы ВТО по помощи в интересах торговли указывалось на необходимость дальнейшего развития Инициативы ВТО, а также пересмотра приоритетных направлений помощи в интересах торговли на предстоящие 2 года.17
Являясь частью Официальной помощи развитию (ОПР), помощь в интересах торговли меняется в динамике в соответствии с общей динамикой Официальной помощи развитию (см. рисунок 1).
15 Bali Ministerial Declaration and Decisions Ministerial Conference, Ninth Session, Bali, 3-6 December 2013. WT/MIN(13)/DEC // WTO Official website. [Electronic resource]. URL: http:// wto.org/english/thewto_e/minist_e/mc9_e/tempdocs_e.htm (Дата обращения: 20.07.14).
16 Agreement on Trade Facilitation. Ministerial Decision of 7 December 2013. WT/ MIN(13)/36WT/L/911 // WTO Official website. [Electronic resource]. URL: http://wto.org/eng-lish/thewto_e/minist_e/mc9_e/tempdocs_e.htm (Дата обращения: 20.07.14).
17 Aid-for-trade flows rebound, members told, as they mull future priorities// WTO Official website. [Electronic resource]. URL: http://www.wto.org/english/news_e/news14_e/ aid_09apr14_e.htm (Дата обращения: 20.07.14)
7 - 2015
Российский внешнеэкономический вестник
63 Q
Рисунок 1
Обязательства в рамках инициативы по оказанию помощи в интересах
Выплата по оказанию ■ помощи в интересах торговли Разработка торговой ■ политики и создание нормативной базы
Наращивание производственного потенциала
Экономическая инфраструктура
Доля совокупной ш поддающейся распределению по секторам помощи
Источник: База данный по оказанию помощи
сащижок.
Примечание: Помимо указанных выше категории, небольшой объем средств выделен на связанные с торговлей корректировки.
Так, если в 2011 г. произошло сокращение обязательств в рамках помощи в интересах торговли на14% до 44,6 млрд долл., то уже в 2012 г. наблюдалось их увеличение на 20% до 53,8 млрд долл. И это несмотря на бюджетный дефицит, образовавшийся в странах ОЭСР в условиях финансово-экономического кризиса. Всего обязательства в рамках помощи в интересах торговли выросли в 2012 г. на 110% по сравнению с базовым периодом 2002-2005 гг. Выплаты доноров на помощь в интересах торговли (по распределению, см. рисунок 3) в 2012 г. составили 39,1 млрд долл., а всего за период 2006-2012 гг. этот объем составил 213 млрд долл.19
18 The Global Partnership for Development: The Challenge We Face. The MDG Gap Task Force Report 2013. - P. 42. // [Electronic resource]. URL: http://www.un.org/en/development/ desa/policy/mdg_gap/mdg_gap2013/mdg_report_2013_en.pdf (Дата обращения: 20.07.14).
19 The Global Partnership for Development: The Challenge We Face. The MDG Gap Task Force Report 2013. - P.41- 42. // [Electronic resource]. URL: http://www.un.org/en/development/ desa/policy/mdg_gap/mdg_gap2013/mdg_report_2013_en.pdf (Дата обращения: 20.07.14). Frans Lammersen Aid for trade in 2012: Increasing Volumes, Hardening Terms. OECD. - CTD Session on Aid for Trade WTO 9 April, 2014. - P.3,5 // WTO Official website. [Electronic resource]. URL: http://www.wto.org/english/news_e/news14_e/OECD.pdf (Дата обращения: 20.07.14).
^ 64
Российский внешнеэкономический вестник
7 - 2015
Такая динамика помощи в интересах торговли способствовала увеличению ее доли в общем объеме ОПР почти до 40% в 2012 г.20
Рисунок 2
Структура помощи в интересах торговли (по обязательствам) с 2002-2005
по 2012 гг., млрд долл.21
Большая часть выделяемых средств направлялась на развитие инфраструктуры, особенно транспорт и энергетику. В 2012 г. объем помощи по обязательствам на эти цели составил 31 млрд долл., что соответствовало 57% всей помощи в интересах торговли. Всего увеличение средств по обязательствам на эти цели составило 125% по сравнению с базовым периодом 2002-2005 гг.22
Развитие производственных мощностей является второй важной составляющей помощи в интересах торговли и предполагает укрепление различных отраслей экономики с целью повышения конкурентоспособности на мировых рынках. В 2012 г. объем помощи по обязательствам на эти цели составил 21,6 млрд долл.,
20 Frans Lammersen Aid for trade in 2012: Increasing Volumes, Hardening Terms. OECD. -CTD Session on Aid for Trade WTO 9 April, 2014. - P.2. // WTO Official website. [Electronic resource]. URL: http://www.wto.org/english/news_e/news14_e/OECD.pdf (Дата обращения: 20.07.14).
21 Ibid, 2014, P.3.
22 Frans Lammersen Aid for trade in 2012: Increasing Volumes, Hardening Terms. OECD. -CTD Session on Aid for Trade WTO 9 April, 2014. - P.3,5 // WTO Official website. [Electronic resource]. URL: http://www.wto.org/english/news_e/news14_e/OECD.pdf (Дата обращения: 20.07.14).
7 - 2015
Российский внешнеэкономический вестник
65 Q
что соответствовало 40% всей помощи в интересах развития торговли. Всего рост потоков по обязательствам на эти цели составил 92% по сравнению с базовым периодом 2002-2005 гг.23
Рисунок 3
Структура помощи в интересах торговли (по распределению) с 2002-2005
по 2012 гг., млрд долл.2/4
Третьей составляющей помощи в интересах торговли является торговая политика и ее регулирование, предполагающая наращивание потенциала для разработки торговой политики, участие в переговорах и исполнение соглашений. По данным ОЭСР - ВТО, в 2012 г. в этой области наблюдалась стагнация25.
Связанное с торговлей реформирование является еще одной составляющей помощи в интересах торговли. Поскольку объемы помощи на эти цели незначительны (например, 29 млн долл.США в 2010 г.)26, поэтому они не видны на рисунках 1,2,3.
23 Ibid. 9 April, 2014. P.2.
24 Ibid. 9 April, 2014. P.5.
25 Ibid. 9 April, 2014. P. 3.
26 The Global Partnership for Development: The Challenge We Face. The MDG Gap Task Force Report 2013. - P.48. // [Electronic resource]. URL: http://www.un.org/en/development/ desa/policy/mdg_gap/mdg_gap2013/mdg_report_2013_en.pdf (Дата обращения: 20.07.14).
^ 66
Российский внешнеэкономический вестник
7 - 2015
В основном, увеличение помощи в интересах торговли (на 38% по сравнению с 2011 г.) приходилось на развивающиеся страны со средним уровнем экономического развития, доля которых составила в 2012 г. 58% (31 млрд долл.) от объема помощи в интересах торговли. 27 (см. рисунки 4,5).
Рисунок 4
Динамика получения помощи в интересах торговли по группам развивающихся стран в 2002-2012 гг., млрд долл. (в ценах 2012 г.)28
35
Low-income countries
5
О -1-1-1-1-1-1
2002- 05 2006-OS 2009 2010 2011 2012
Основными получателями помощи в интересах торговли среди этой группы стран явились такие страны, как Индия, Турция, Вьетнам, Кения, Марокко, Египет, Эфиопия, Афганистан, Пакистан, Бразилия. Что касается наименее развитых стран, то их доля сократилась в 2012 г. на 2% до 24% (см. рисунок 4) и составила 13,1 млрд долл.29
27 Frans Lammersen Aid for trade in 2012: Increasing Volumes, Hardening Terms. OECD. -CTD Session on Aid for Trade WTO 9 April, 2014. - P.8. // WTO Official website. [Electronic resource]. URL: http://www.wto.org/english/news_e/news14_e/OECD.pdf (Дата обращения: 20.07.14).
28 Ibid. 2014. P.8.
29 Aid-for-trade flows rebound, members told, as they mull future priorities// WTO Official website. [Electronic resource]. URL: http://www.wto.org/english/news_e/news14_e/ aid_09apr14_e.htm (Дата обращения: 20.07.14)
7 - 2015
Российский внешнеэкономический вестник
67 Q
Рисунок 5
Крупнейшие реципиенты помощи в интересах торговли среди развивающихся стран со средним уровнем экономического развития на 2012 год (по обязательствам), млрд долл., в ценах 2012 г.30
India Turkey Vietnam Kenya Morocco
Egypt Ethiopia Afghanistan Pakistan Braz.il
Крупнейшими донорами помощи в интересах торговли (см. рисунок 6) являются Япония, США, Франция, Германия, Нидерланды, Великобритания, на долю которых совместно с институтами ЕС, Всемирным банком и Африканским и Азиатским банками развития приходится более 80% (83% в 2012 г.) всех выделенных средств31.
30 Frans Lammersen Aid for trade in 2012: Increasing Volumes, Hardening Terms. OECD. -CTD Session on Aid for Trade WTO 9 April, 2014. - P. 10. // WTO Official website. [Electronic resource]. URL: http://www.wto.org/english/news_e/news14_e/OECD.pdf (Дата обращения: 20.07.14).
31 Ibid. 2014. P. 11.
^ 68
Российский внешнеэкономический вестник
7 - 2015
Рисунок 6
Потоки помощи в интересах торговли крупнейших доноров в 2012 г, млрд долл.,
в ценах 2012 г.32
Успех Глобального партнерства в целях развития в области торговли, обеспечивающего улучшение доступа развивающихся стран на рынки, требует от международного сообщества все новых усилий. Предполагается, что новая Рабочая программа ВТО по помощи в интересах торговли, разрабатываемая в настоящее время, будет согласована с повесткой дня в области развития на период после 2015 г.33, поможет решить проблему содействия экономическому росту и устойчивому развитию развивающихся стран через поощрение торговли.
БИБЛИОГРАФИЯ:
1. Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций // Официальный сайт Организации Объединенных Наций. [Электронный ресурс] URL: http://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/declarations/summitdecl.shtml (Дата обращения: 20.07.14) (Deklaracija
32 Ibid.
33 Aid for Trade. Ministerial Decision of 7 December 2013. WT/MIN(13)/34,WT/L/909 // WTO Official website. [Electronic resource]. URL: https://mc9.wto.org/draft-bali-ministerial-declaration
Bali Ministerial Declaration Ministerial Conference, Ninth Session, Bali, 3-6 December 2013. // WTO Official website. [Electronic resource]. URL: https://mc9.wto.org/system/files/ documents/W5.pdf (Дата обращения: 23.04.14).
7 - 2015
Российский внешнеэкономический вестник
69 Q
tysjacheletija Organizacii Ob#edinennyh Nacij // Oficial'nyj sajt Organizacii Ob#edinennyh Nacij. [Jelektronnyj resurs]).
2. Итоговый документ Всемирного саммита 2005г. // Официальный сайт ООН. [Электронный ресурс] URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/outcome2005. shtml (Дата обращения: 20.07.14) (Itogovyj dokument Vsemirnogo sammita 2005g. // Oficial'nyj sajt OON. [Jelektronnyj resurs]).
3. Содействие международному развитию. Курс лекций / Под ред.В.И. Бартенева, Е.Н. Глазуновой. - М.: Всемирный Банк, 2012. - 408 с. (Sodejstvie mezhdunarodnomu razvitiju. Kurs lekcij / Pod red.V.I. Barteneva, E.N. Glazunovoj. - M.: Vsemirnyj Bank, 2012. - 408 s.)
4. Капица Л.М. Международный институт иностранной помощи // Вестник МГИ-МО-Университета. - М.:МГИМО-Университет, 2011. - № 4. - С.71-98 (Kapica L.M. Mezhdunarodnyj institut inostrannoj pomoshhi // Vestnik MGIMO-Universiteta. - M.:MGIMO-Universitet, 2011. - № 4. - S.71-98).
5. Козлова О.А. Инициатива ВТО «Помощь в интересах торговли» // ВТО и стратегия России в глобальной экономике: материалы международной научной конференции (Москва, 25 апреля 2012 г.) / под общ. ред. И.Н. Платоновой. Моск. гос. ин-т междунар. отошений (ун-т) МИД России, каф. Междунар. экон. отношений и внешнеэкон. связей. М. : МГИМО-Университет, 2014. - С.169-175 (Kozlova O.A. Iniciativa VTO «Pomoshh' v interesah torgovli» // VTO i strategija Rossii v global'noj jekonomike: materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii (Moskva, 25 aprelja 2012 g.) / pod obshh. red. I.N. Platonovoj. Mosk. gos. in-t mezhdunar. otoshenij (un-t) MID Rossii, kaf. Mezhdunar. jekon. otnoshenij i vneshnejekon. svjazej. M. : MGIMO-Universitet, 2014. - S.169-175).
6. Aid for Trade. // WTO Official website. [Electronic resource]. URL:http://www.wto.org/ english/tratop_e/devel_e/a4t_e/aid4trade_e.htm (Дата обращения: 20.07.14).
7. Aid for Trade at a glance 2013. Connecting to Value Chains. - OECD, WTO, 2013. - P.29. // WTO Official website URL: http://www.wto.org/english/res_e/booksp_e/aid4trade13_e.pdf (Дата обращения: 20.07.14).
8. Aid for Trade Fact Sheet. // WTO Official website. [Electronic resource]. URL: http://www. wto.org/english/tratop_e/devel_e/a4t_e/a4t_factsheet_e.htm (Дата обращения: 21.07.14).
9. Aid-for-trade flows rebound, members told, as they mull future priorities// WTO Official website. [Electronic resource]. URL: http://www.wto.org/english/news_e/news14_e/ aid_09apr14_e.htm (Дата обращения: 20.07.14)
10 . Aid for Trade. Ministerial Decision of 7 December 2013. WT/MIN(13)/34,WT/L/909 // WTO Official website. [Electronic resource]. URL: https://mc9.wto.org/draft-bali-ministerial-declaration (Дата обращения: 20.07.14).
11. Agreement on Trade Facilitation. Ministerial Decision of 7 December 2013. WT/ MIN(13)/36 WT/L/911 // WTO Official website. [Electronic resource]. URL: http://wto.org/eng-lish/thewto_e/minist_e/mc9_e/tempdocs_e.htm (Дата обращения: 20.07.14).
12. Brundtland G.H. Our Common Future / Report by the World Commission on Environment and Development 1987. - Oxford: Oxford University, 1987 - Chapter 2, P.37. [Electronic resource]. URL: http://www.un-documents.net/ocf-02.htm#I, http://www.un-documents.net/
^ 70
Российский внешнеэкономический вестник
7 - 2015
wced-ocf.htm, http://conspect.nl/pdf/Our_Common_Future-Brundtland_Report_1987.pdf (Дата обращения 20.07.2014).
13. Bali Ministerial Declaration Ministerial Conference, Ninth Session, Bali, 3-6 December 2013. Aid for Trade // WTO Official website. [Electronic resource]. URL: https://mc9.wto.org/ system/files/documents/W5.pdf (Дата обращения: 20.07.14).
14. Bali Ministerial Declaration and Decisions Ministerial Conference, Ninth Session, Bali, 3-6 December 2013. WT/MIN(13)/DEC // WTO Official website. [Electronic resource]. URL: http://wto.org/english/thewto_e/minist_e/mc9_e/tempdocs_e.htm (Дата обращения: 20.07.14).
15. Doha work programme. Ministerial Declaration.- 18 December 2005. - WT/MIN(05)/ DEC // WTO Official website. [Electronic resource]. URL:http://www.wto.org/english/thewto_e/ minist_e/min05_e/final_text_e.htm (Дата обращения: 20.07.14).
16. The Global Partnership for Development: The Challenge We Face. The MDG Gap Task Force Report 2013. - P.42. [Electronic resource]. URL: http://www.un.org/en/development/desa/ policy/mdg_gap/mdg_gap2013/mdg_report_2013_en.pdf (Дата обращения: 20.07.14).
17. 4th Global Review of Aid for Trade. Connecting to Value Chains. 8-10 July 2013. - P.1. // WTO Official website. [Electronic resource]. URL: http://www.wto.org/english/tratop_e/ devel_e/a4t_e/progaid4tradegr4_e.pdf (Дата обращения: 20.07.14).
18. Ministerial Declaration 22 December 2005. WT/MIN(05)/DEC // WTO Official website. [Electronic resource]. URL: http://www.wto.org/english/thewto_e/minist_e/min05_e/final_ text_e.htm (Дата обращения: 20.07.14).
19. OECD Promoting Effective Aid for Trade // OECD Official website. [Electronic resource]. URL: http://www.oecd.org/development/promotingeifectiveaidfortrade.htm (Дата обращения: 20.07.14).
20. Frans Lammersen Aid for trade in 2012: Increasing Volumes, Hardening Terms. OECD.
- CTD Session on Aid for Trade WTO 9 April, 2014. - P.5. // WTO Official website. [Electronic resource]. URL: http://www.wto.org/english/news_e/news14_e/OECD.pdf (Дата обращения: 20.07.14).
21. Vinaye Ancharaz Aid for Trade: Future Directions. - Bridges Africa: ICTSD,2013. - Vol.2.
- N.8. - Nov., 15 // ICTSD Official website. Международный центр по торговле и устойчивому развитию. [Electronic resource]. URL:http://www.ictsd.org/bridges-news/bridges-africa/ news/aid-for-trade-future-directions (Дата обращения: 20.07.14) (Mezhdunarodnyj centr po torgovle i ustojchivomu razvitiju).
7 - 2015
Российский внешнеэкономический вестник
71 Q