УДК 341.1/8
I МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РАМКАХ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Е.Е. Веселкова*
Аннотация. Рассматриваются основные вопросы международно-правового регулирования иностранных инвестиций в рамках евразийской интеграции. Особое внимание уделяется деятельности в этой области в СНГ. Ключевые слова: иностранные инвестиции, иностранные инвесторы, СНГ.
INTERNATIONAL LEGAL REGULATION OF FOREIGN INVESTMENTS WITHIN THE SCOPE OF EURASIAN INTEGRATION
E.E. Veselkova
Abstract. In this article the author discusses the main issues relating to the international legal regulation of foreign investments in the framework of Eurasian integration. Particular attention is paid to the functioning of the area in CIS. Keywords: foreign investments, foreign investors, CIS.
Научная специальность 12.00.10 — Международное право; Европейское право
Одним из основных направлений развития международных экономических связей в рамках евразийской интеграции, прежде всего, в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ) в настоящее время является усиление межгосударственного инвестиционного взаимодействия, что диктуется процессами глобализации, проходящими на всех уровнях. Международные и национальные тенденции развития правового регулирования в области экономики отражают повышенный интерес стран с развивающимся рынком в повышении инвестиционной привлекательности государства и, как следствие, в росте масштабов привлекаемого иностранного капитала. Особую актуальность эта проблема приобрела для государств-
участников СНГ в связи с их намерениями и планами по вступлению в лидирующие международные экономические организации, в том числе в ВТО, ОЭСР, а также высокими требованиями, которые эти организации предъявляют к странам-кандидатам.
Проблема правового регулирования иностранных инвестиций освещается и в учредительных документах, и в документах, принятых государствами-участниками СНГ в данной области (Устав СНГ от 22 января 1993 г., Договор о создании Экономического союза от 24 сентября 1993 г.). Однако указанные договоры не содержали положений о создании института межгосударственного контроля за выполнением государствами принятых на себя обязательств.
© Веселкова Е.Е., 2015 Статья опубликована в открытом доступе на сайте sovnauka.com
* ВЕСЕЛКОВА ЕВГЕНИЯ ЕВГЕНЬЕВНА,
кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой государственно-правовых дисциплин Московский институт экономики, политики и права Контакты: Климентовский переулок, д. 1, стр. 1, Москва, Россия, 115184 E-mail: [email protected]
Ситуация изменилась в результате принятия Соглашения о создании Межгосударственного экономического комитета Экономического союза (МЭК) от 21 октября 1994 г. Межгосударственный экономический комитет Экономического союза, далее — МЭК, создавался с целью формирования и обеспечения эффективной деятельности Экономического союза, рационального развития интеграционных процессов в рамках СНГ.
К основным направлениям деятельности МЭК относились: формирование Экономического союза путем создания механизмов платежного союза, зоны свободной торговли, Таможенного союза, общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, валютного (денежного) союза; достижение гармонизированного регулирования экономических отношений; поддержка предпринимательства, содействие развитию инфраструктуры общего рынка — транснациональных объединений, финансово-промышленных групп, финансово-кредитных и страховых структур, совместных предприятий; выработка согласованных решений по социальным вопросам, представляющим общий интерес [1].
Экономический совет СНГ, учрежденный Решением Совета глав государств СНГ от 25 января 2000 г. в результате упразднения МЭК, был наделен более узкой по сравнению с МЭК компетенцией. Основными направлениями деятельности Совета являются: содействие углублению разностороннего экономического сотрудничества в рамках СНГ, созданию и функционированию зоны свободной торговли, обеспечению благоприятных условий для перехода к более высоким ступеням экономического сотрудничества, основанного на свободном перемещении товаров, услуг, рабочей силы и капиталов; разработка предложений по сотрудничеству в области развития частного предпринимательства, функционирования финансово-промышленных групп, финансово-кредитных и страховых структур, совместных предприятий, формирования рыночной инфраструктуры, установления прямых контактов между производителями различных форм собственности, налаживания инвестиционного сотрудничества; разработка заинтересованными сторонами совместных программ и проектов по развитию промышленности, сельского хозяйства, транспорта, освоению месторождений топливно-энергетических и сырьевых ресурсов, решению вопросов свободы транзита; расширение сотрудничества в вопросах образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры [2].
Результатами деятельности Совета стала разработка Рекомендательного законодательного акта «Об общих принципах правового регулирования иностранных инвестиций в государствах-участниках Межпарламентской
Ассамблеи» 1994 г. и Модельного закона «Об инновационно-инвестиционной инфраструктуре» 1997 г.
Особое место среди региональных соглашений на постсоветском пространстве занимало Соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций в государствах-членах Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Соглашение было подписано главами правительств государств-членов Евразийского экономического сообщества в Москве 12 декабря 2008 г. Соглашением предусматривалось предоставление режима наибольшего благоприятствования инвестициям и инвестиционной деятельности инвесторов из государств-членов Евразийского экономического сообщества. Действие Соглашения распространялось на иностранные инвестиции, реализуемые иностранными инвесторами после 1 января 1992 г. Соглашение предоставляло Сторонам основные обычно принятые в практике иностранной инвестиционной деятельности гарантии, а именно: гарантии от принудительного изъятия собственности иностранного инвестора, за исключением случаев, когда такие меры применяются в общественных интересах в порядке, установленном законодательством страны, принимающей иностранные инвестиции; беспрепятственный перевод в любую страну доходов и осуществление других платежей в связи с инвестициями после выполнения всех налоговых и прочих обязательств на территории государства, принимающего инвестиции.
Соглашением о формировании Единого экономического пространства (ЕЭП) на постсоветском пространстве от 19 сентября 2003 г. устанавливалось, что Стороны стремятся содействовать: развитию торговли и инвестиций между Сторонами, обеспечивающему устойчивое развитие экономик Сторон на базе общепризнанных принципов и норм международного права, а также правил и принципов ВТО; укреплению единства и р азвитию экономических потенциалов, а также повышению конкурентоспособности экономик Сторон на внешних рынках.
Концепция формирования ЕЭП, лежащая в основе Соглашения 2003 г., закрепляла положение о том, что государства-участники стремятся содействовать развитию торговли и инвестиций между государствами-участниками, обеспечивающему устойчивое развитие экономик государств-участников на основе общепризнанных норм и принципов международного права. Концепцией также фиксировались принципы функционирования ЕЭП, одним из которых был принцип обеспечения свободы перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы через границы государств-участников. Принцип обеспечения свободного движения капитала предполагал поэтапное снятие всех ограничений на дви-
жение капитала из государств-участников в рамках ЕЭП и проведение согласованной политики в области развития рынка капиталов при условии обеспечения макроэкономической стабильности [3].
При этом следует иметь в виду, что документы, принятые в рамках вышеуказанных организаций, имеют преимущественно рекомендательный характер (например, типовой проект «Основные принципы инвестиционной деятельности» (2003 года), проект Соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций в государствах-членах ЕврАзЭС (2007 г.), разработанные МПА ЕврАзЭС), поэтому необязательны для им-плементации в национальные законодательства стран-участниц.
На базе Таможенного союза ЕврАзЭС был создан Евразийский экономический союз (ЕАЭС) — международное интеграционное экономическое объединение (союз), договор о создании которого был подписан 29 мая 2014 г. В его состав вошли Россия, Казахстан, Белоруссия и Армения.
ЕАЭС учреждается для усиления роста экономик государств-членов и «сближения друг с другом», для их обновления и укрепления конкурентоспособных позиций стран-участниц. В перспективе к союзу намерена присоединиться Киргизия. Одновременно с идеей создания Евразийского Союза в политических дискуссиях в обществе имеет место точка зрения о создании Большого Евразийского Союза. В отличие от первого проекта, имеющего целью консолидацию территорий со странами бывшего СССР, второй проект направлен на более тесную интеграцию с Китаем, Индией, Ираном, Македонией, не исключаются из этого списка другие страны Европы и Азии. Как полагают специалисты, границы этого союза пока не обозначены даже теоретически, и их пока можно только предполагать по подписанным соглашениям, официальным визитам и совместным военным учениям.
Помимо СНГ и ЕврАзЭС на постсоветском пространстве были созданы интеграционные объединения, ставящие перед собой задачи развития экономического сотрудничества государств, включая инвестиционную область. В частности, к ним относится Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) — постоянно действующая межправительственная международная организация. Она была создана 15 июня 2001 г. Республикой Казахстан, Китайской Народной Республикой, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Республикой Узбекистан. В отношении вопросов инвестиционной политики и правового регулирования иностранных инвестиций в документах этой организации, в документах других ин-
теграционных объединений на постсоветском пространстве (Центрально-Азиатское Экономическое сообщество, преобразованное в марте 2002 г. в Организацию Центрально-Азиатского сотрудничества, ГУУАМ, Союзное государство Беларуси и России) практически отсутствуют какие-либо конкретные направления и положения.
Таким образом, учитывая положения договоров вышеуказанных организаций, можно сделать вывод, что экономическое сотрудничество в рамках и прочих интеграционных региональных образований направлено на достижение следующих результатов в области иностранной инвестиционной деятельности: формирование наиболее благоприятных условий для осуществления взаимного инвестирования государствами-участниками и закрепление единообразных подходов к инвестициям из третьих стран. При этом следует подчеркнуть, что вышеуказанные международные договоры не содержат четко определенных правовых механизмов воплощения их норм.
Встречается в доктрине точка зрения, согласно которой сдерживающими факторами для развития сотрудничества государств в инвестиционной сфере являются следующие положения указанных выше документов:
• отсутствие конкретных, четко сформулированных международно-правовых обязательств государств, поскольку учредительные документы интеграционных объединений определяют только цели и приоритетные направления сотрудничества (в отличие, например, от НАФТА, вступившего в силу для США, Канады и Мексики в 1994 г. Североамериканского соглашения о свободной торговле, в котором закреплены обязательства государств-участников по отношению к инвесторам друг друга);
• отсутствие действенных контрольных полномочий у органов организаций (по аналогии с правом ЕС) [4].
В отличие от вышеуказанных договоров более конкретную регламентацию иностранного инвестирования содержат специальные многосторонние региональные соглашения, а именно: Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности от 24 декабря 1993 г., в котором участвуют все государства на пространстве СНГ, кроме Российской Федерации (далее — Ашхабадское соглашение), и Конвенция СНГ о защите прав инвестора 1997 г., в которой участвуют Республика Беларусь, Республика Таджикистан, Республика Армения, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова.
Ашхабадское соглашение содержит традиционные для правового регулирования иностранного инвести-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ | 11
рования положения. Согласно Ашхабадскому Соглашению Стороны сотрудничают в разработке и осуществлении инвестиционной политики в отношении своих хозяйствующих субъектов, а также хозяйствующих субъектов государств, не являющихся участниками настоящего Соглашения, и международных организаций с целью обеспечения взаимной защиты интересов Сторон в этой области.
Инвестициями Сторон являются все виды имущественных, финансовых, интеллектуальных ценностей, вкладываемые инвесторами Сторон в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода), достижения социального эффекта.
Инвестиции, производимые инвесторами на территории Сторон, пользуются полной и безусловной правовой защитой государства по месту инвестирования, не подлежат национализации и не могут быть подвергнуты реквизиции, кроме как в исключительных предусмотренных законами случаях. Решения о национализации и реквизиции принимаются в порядке, установленном законодательством государства по месту инвестирования. В таких случаях государством по месту инвестирования выплачивается инвесторам Сторон быстрая, адекватная и эффективная компенсация. Решения об удовлетворении претензий инвестора в случае национализации и реквизиции могут быть разрешены по соглашению Сторон или обжалованы в суды государства по месту инвестирования.
Инвесторы Сторон имеют право на возмещение убытков, включая упущенную выгоду, причиненных им в результате действий государственных органов, либо должностных лиц, противоречащих законодательству государства по месту инвестирования, а также вследствие ненадлежащего осуществления такими органами или должностными лицами предусмотренных законодательством обязанностей по отношению к инвесторам Сторон или предприятиям с этими инвестициями.
Инвесторам Сторон после уплаты соответствующих налогов и сборов гарантируется беспрепятственный перевод в государства-участники настоящего Соглашения, а также в другие государства прибыли и других сумм, полученных в связи с осуществленными ими инвестициями [5].
Следующим шагом в развитии сотрудничества государств-участников СНГ в области инвестиционной деятельности стала Конвенция о защите прав инвестора 1997 г. Для целей настоящей Конвенции употребляются следующие термины: инвестор — государство, юридическое или физическое лицо, осуществляющее вложения собственных, заемных или привле-
ченных средств в форме инвестиций; инвестиции — вложенные инвестором финансовые и материальные средства в различные объекты деятельности, а также переданные права на имущественную и интеллектуальную собственность с целью получения прибыли (дохода) или достижения социального эффекта, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в соответствии с национальным законодательством Сторон; страна происхождения инвестиции — государство, на территории которого зарегистрирован инвестор — юридическое лицо или гражданином которого является инвестор — физическое лицо; страна-реципиент — государство, на территории которого находится объект инвестирования; вещное право — право владения, пользования и распоряжения имуществом.
Инвесторами могут быть государства, юридические и физические лица как Сторон, так и третьих стран, если иное не предусмотрено национальным законодательством Сторон.
Условия осуществления инвестиций, а также правовой режим деятельности инвесторов в связи с осуществленными инвестициями не могут быть менее благоприятными, чем условия осуществления инвестиций и режим деятельности, связанных с ними, для юридических и физических лиц страны-реципиента, за исключением изъятий, которые могут устанавливаться национальным законодательством страны-реципиента.
Инвестиции не подлежат национализации и не могут быть подвергнуты реквизиции, кроме исключительных случаев (стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоо-тий и иных обстоятельств, носящих чрезвычайный характер), предусмотренных национальным законодательством Сторон, когда эти меры принимаются в общественных интересах, предусмотренных Основным законом (Конституцией) страны-реципиента. Национализация или реквизиция не могут быть осуществлены без выплаты инвестору адекватной компенсации.
Решения о национализации или реквизиции инвестиций принимаются в порядке, установленном национальным законодательством страны-реципиента.
Решения государственных органов о национализации или реквизиции инвестиций могут быть обжалованы в порядке, установленном национальным законодательством страны-реципиента.
Споры по осуществлению инвестиций в рамках настоящей Конвенции рассматриваются судами или арбитражными судами стран-участников споров, Экономическим судом Содружества Независимых Государств и/или иными международными судами или международными арбитражными судами.
Кроме того, Конвенцией закрепляются гарантии использования доходов, вопросы страхования имущества и рисков. Конвенция также регламентирует вопросы приобретения инвестором акций и других ценных бумаг, участие инвестора в приватизации и защиту его прав, правовой режим концессионных договоров, соглашений о разделе продукции, заключаемых с иностранным инвестором [6].
Однако некоторые государства Содружества не участвуют в договорах и соглашениях в области иностранных инвестиций. Российская Федерация вышла из состава участников Соглашения о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности 1993 г. и не присоединилась к Конвенции о защите прав инвесторов 1997 г. Более того, многие страны-участницы СНГ не имплементировали нормы указанных договоров, за-
ключенных на региональном уровне, в национальное законодательство.
Отдельные страны-участницы СНГ приняли национальные законы об иностранных инвестициях, значительно отличающиеся друг от друга. Противоборство и соперничество в привлечении иностранных инвестиций на постсоветском пространстве не отвечает интересам России. Представляется, что одним из перспективных направлений сотрудничества в рамках СНГ должно стать заключение многостороннего регионального соглашения о едином инвестиционном пространстве на основе национального режима. Уже существующие документы СНГ могут послужить основой для гармонизации и унификации законодательств стран-участниц в области иностранных инвестиций.
Литература
1. Соглашение о создании Межгосударственного Экономического Комитета Экономического Союза. Заключено в Москве 21 октября 1994 г.
2. Решение Совета глав государств Содружества Независимых Государств от 25 января 2000 г. «О Положении об Экономическом совете Содружества Независимых Государств». Принято 25 января 2000 г. в Москве.
3. Соглашение Содружества Независимых Государств «О формировании Единого экономического пространства». Заключено в Москве 19 сентября 2003 г.
4. URL://http://www.pravo.by
5. Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности. Заключено в Ашгабате 24 декабря 1993 г.
6. Конвенция о защите прав инвестора. Заключена в Москве 28 марта 1997 г.