Научная статья на тему 'Международные договоры в области инвестиционных отношений с участием Российской Федерации'

Международные договоры в области инвестиционных отношений с участием Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
14549
1469
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / FOREIGN INVESTMENTS / СОГЛАШЕНИЯ О ПООЩРЕНИИ И ЗАЩИТЕ КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЙ / AGREEMENTS ON ENCOURAGEMENT AND PROTECTION OF CAPITAL INVESTMENTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Миронова Ирина Валерьевна

Анализируются международные договоры в области инвестиционной деятельности, в которых участвует Российская Федерация. Рассматриваются универсальные и региональные договоры, двусторонние соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений. Выявляются основные гарантии, предоставляемые как российским инвесторам на территории иностранных государствах, так и иностранным инвесторам на территории РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article analyses international investment contracts with Russian participation. The author considers universal and regional contracts and bilateral agreements on the encouragement and mutual protection of capital investments. The main guarantees provided to both Russian investors abroad and to foreign investors in the Russian Federation are identified.

Текст научной работы на тему «Международные договоры в области инвестиционных отношений с участием Российской Федерации»

131

УДК 341.241.5

И. В. Миронова

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ В ОБЛАСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ С УЧАСТИЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Анализируются международные договоры в области инвестиционной деятельности, в которых участвует Российская Федерация. Рассматриваются универсальные и региональные договоры, двусторонние соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений. Выявляются основные гарантии, предоставляемые как российским инвесторам на территории иностранных государствах, так и иностранным инвесторам на территории РФ.

This article analyses international investment contracts with Russian participation. The author considers universal and regional contracts and bilateral agreements on the encouragement and mutual protection of capital investments. The main guarantees provided to both Russian investors abroad and to foreign investors in the Russian Federation are identified.

Ключевые слова: иностранные инвестиции, соглашения о поощрении и защите капиталовложений.

Key words: foreign investments, agreements on encouragement and protection of capital investments.

© Миронова И. В., 2015

Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2015. Вып. 3. С. 131 — 139.

Привлечение иностранных инвестиций в отечественную экономику всегда было одной из важнейших задач внутренней политики государства. Для ее решения необходимо как развитие и совершенствование национального законодательства страны, так и расширение международно-правовых механизмов, важнейшей частью которых выступают международные договоры, заключаемые между государствами и направленные за защиту прав инвестора.

В настоящее время международные инвестиционные отношения регулируются многосторонними, двухсторонними и региональными международными договорами.

К универсальным международным договорам в области инвестиционных отношений относится Вашингтонская конвенция 1965 г. о порядке разрешения инвестиционных споров (вступила в силу 14.10.1966 г.) [1]. Данной Конвенций был создан специальный орган — Международный центр по урегулированию инвестиционных споров. До принятия Конвенции такие споры попадали под юрисдикцию национальных судов государств. Появление способа международного разрешения инвестиционных споров, безусловно, стало важной гарантией прав иностранных инвесторов, так как обеспечивало им независимое и беспристрастное рассмотрение споров между государством и частным инвестором. Местонахождением Центра является штаб-квартира Международного банка реконструкции и развития. Конвенция предусматривает разрешение инвестиционных споров между Договаривающимися государствами и лицами других Договаривающихся государств путем примирения и арбитража (ст. 1 Конвенции). Примирительная процедура не носит обязательного характера; в отличие от нее арбитражное решение становится обязательным для сторон и не может быть обжаловано. Юрисдикция Центра по урегулированию инвестиционных споров может быть основана только на письменном соглашении инвестора и государства, принимающего инвестиции, либо на положениях двусторонних договоров о поощрении и взаимной защите капиталовложений.

Россия подписала Вашингтонскую конвенцию 16.06.1993 г., но до настоящего времени не ратифицировала ее.

В 1978 г. с целью расширения юрисдикции Центра по урегулированию инвестиционных споров были приняты Правила о дополнительных средствах механизма разрешения спора и процедуры по установлению фактов. Эти Правила позволяют сторонам использовать примирительную процедуру или арбитражное рассмотрение для не предусмотренных Конвенцией споров между государствами и инвесторами, в частности в случае, когда государство — участник спора не является участником Конвенции.

В связи с вышеизложенным можно отметить, что некоторые двусторонние соглашения о защите и поощрении капиталовложений, заключенные Российской Федерацией, предусматривают использование механизма Вашингтонской конвенции 1965 г. (например, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Японии о поощрении и защите капиталовложений от 13 ноября 1998 г.) [2].

Еще один многосторонний международный договор в области инвестиционных отношений — Сеульская конвенция 1985 г. об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (вступила в силу в апреле 1988 г.) [3]. Россия ратифицировала эту Конвенцию 02.12.1992 г. Данным документом было учреждено Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ), имеющее статус юридического лица и являющееся филиалом Международного банка реконструкции и развития. Задача МАГИ — «стимулировать поток инвестиций в производительных целях между странами-членами и особенно в развивающиеся страны, дополняя таким образом деятельность Международного банка реконструкции и развития, Международной финансовой корпорации и других международных финансовых учреждений развития».

Для достижения этой цели МАГИ предоставляет гарантии, включая совместное и повторное страхование от некоммерческих рисков в отношении инвестиций, осуществляемых в какой-либо стране-члене из других стран-членов; а также проводит иную деятельность по содействию потоку инвестиций в развивающиеся страны-члены и между ними.

Согласно Сеульской конвенции гарантии МАГИ покрывают следующие риски:

1) любое введение по инициативе принимающего инвестиции государства ограничений на перевод за пределы принимающей страны ее валюты в свободно используемую валюту или другую валюту, приемлемую для владельца гарантии;

2) любое законодательное либо административное действие или бездействие, исходящее от принимающего инвестиции государства, в результате которого владелец гарантии лишается права собственности над своим капиталовложением, контроля над ним или существенного дохода от такого капиталовложения;

3) любой отказ принимающего инвестиции государства от договора с владельцем гарантии или нарушение такого договора в случаях, когда: а) владелец гарантии не имеет возможности обратиться к судебному или арбитражному органу для вынесения решения по иску об отказе от договора либо его нарушении; б) такой орган не принимает решение в течение разумного периода времени, как это предусмотрено в договорах о гарантии в соответствии с положениями Агентства; в) такое решение не может быть осуществлено;

4) война и гражданские беспорядки.

В каждой из двух приведенных многосторонних конвенций участвует более 100 государств, это свидетельствует о том, что государства заинтересованы в обеспечении защиты иностранных инвестиций, а предусмотренные названными конвенциями способы разрешения споров и гарантии являются весьма эффективными.

В качестве примеров региональных международных договоров (участниками которых становятся, как правило, государства определенного географического региона) в области инвестиционных отношений можно привести Соглашение о сотрудничестве в области инвести-

ционной деятельности 1993 г. [4] и Конвенцию о защите прав инвестора 1997 г., подписанные между странами — членами СНГ [5], а также Договор о Евразийском экономическом союзе [6], подписанный между Россией, Республикой Беларусь и Казахстаном 29.05.2014 г.

Соглашением о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности 1993 г. устанавливаются основные гарантии и льготы для инвесторов из государств членов — СНГ: инвестиции пользуются полной и безусловной правовой защитой государства по месту инвестирования, не подлежат национализации, не могут быть подвергнуты реквизиции, кроме как в исключительных случаях, с обязательной выплатой быстрой, адекватной и эффективной компенсации. Инвесторы сторон имеют право на возмещение убытков, включая упущенную выгоду, причиненных им в результате действий государственных органов либо должностных лиц, противоречащих законодательству государства по месту инвестирования, а также вследствие ненадлежащего осуществления ими своих обязанностей по отношению к инвесторам. После уплаты соответствующих налогов и сборов инвесторам гарантируется беспрепятственный перевод в государства — участники Соглашения, а также в другие государства прибыли и других сумм, полученных в связи с осуществленными ими инвестициями. В случае изменений законодательства стороны Соглашения в области инвестирования, повлекших за собой ухудшение условий для инвестора, в отношении него в течение последующих 5 лет применяются нормы, действовавшие на момент регистрации соответствующего предприятия.

Споры инвесторов сторон и предприятий с инвестициями сторон с государственными органами, юридическими и физическими лицами рассматриваются в судах по месту инвестирования либо, при наличии соглашения сторон, в третейском суде.

Следующим этапом в развитии международных договоров государств — участников СНГ в области инвестиционной деятельности стала Конвенция СНГ о защите прав инвестора 1997 г. Сфера действия этого документа шире, чем Соглашений 1993 г., так как ее нормы распространяются на различные виды инвестиций, зарегистрированных на территории государств-участников, а также на инвесторов не только государств — участников Конвенции, но и третьих стран.

В Конвенции 1997 г. закреплен национальный режим иностранных инвестиций, изъятия из которого могут устанавливаться в особом порядке. Если государством — участником Конвенции будут изменены нормы в области инвестирования, и это, по мнению других сторон, ухудшит условия и режим инвестиционной деятельности, то данный вопрос может быть передан на рассмотрение Экономического суда СНГ, или других международных судов, или международных арбитражных судов. При вынесении указанными судами решения, подтверждающего ухудшение условий и режима инвестиционной деятельности, действие норм приостанавливается с момента их принятия и возобновляется по истечении пяти лет с даты вынесения судебного решения.

Необходимо отметить, что не все государства — члены СНГ участвуют в Соглашении 1993 г. и Конвенции 1997 г. Российская Федерация в связи с принятием в стране нового законодательства, регулирующего инвестиционную деятельность, прекратила применение этого Соглашения 1993 г. [7] и не присоединилась к Конвенции о защите прав инвесторов 1997 г. [8].

Договор о Евразийском экономическом союзе (далее — Договор о ЕАЭС) был подписан 29.05.2014 г., ратифицирован РФ 03.10.2014 г. Положения о гарантиях инвесторам содержатся в этом документе в приложении 16 разд. VII «Инвестиции». Положения данного раздела применяются в отношении всех инвестиций, осуществленных инвесторами государств-членов на территории другого государства-члена начиная с 16 декабря 1991 г.

Договором о ЕАЭС предусмотрено, что каждое государство — член Договора обеспечивает на своей территории справедливый и равноправный режим в отношении всех инвестиций и деятельности в связи с инвестициями, осуществляемых инвесторами других государств-членов (п. 68). По выбору инвестора ему предоставляется национальный режим либо режим наибольшего благоприятствования в отношении непрямых инвестиций.

Каждое государство гарантирует инвесторам других государств-членов репатриацию доходов и капиталовложений после выполнения ими всех налоговых и иных предусмотренных законодательством обязательств. Инвесторы имеют право на возмещение ущерба, нанесенного их инвестициям в результате гражданских беспорядков, военных действий, революции, мятежа, введения чрезвычайного положения или иных подобных обстоятельств, возникших на территории государства-члена.

Инвестиции инвесторов одного государства-члена, осуществленные на территории другого государства-члена, не могут быть подвергнуты прямо или косвенно экспроприации, национализации, а также иным подобным мерам, за исключением случаев, когда такие меры принимаются в общественных интересах и не являются дискриминационными, а также сопровождаются выплатой быстрой и адекватной компенсации.

Споры между государством и инвестором, возникающие в связи с инвестициями на территории государства, принимающего инвестиции, могут быть переданы по выбору инвестора на рассмотрение: суда государства, компетентного рассматривать подобные споры; международного коммерческого арбитража, согласованного участниками спора; арбитражного суда ad hoc; Международного центра по урегулированию инвестиционных споров.

К двухсторонним международным договорам относятся соглашения между государствами, а также между государствами и международными организациями, регулирующие отношения в области иностранных инвестиций. Отмечается, что только на двусторонней основе можно добиться принятия желаемых условий инвестиционного режима и защиты инвестиций [9, с. 199]. К таким документам, безусловно, относятся заключаемые на двусторонней основе соглашения о поощре-

нии и взаимной защите капиталовложений. В настоящее время Российская Федерация является участницей или правопреемницей более 60 подобных международных договоров. Исследователи считают, что двухсторонние договоры имеют свои преимущества и недостатки перед многосторонними. Так, одно из преимуществ состоит в возможности лучшего сбалансирования интересов сторон в текстах соглашений, а недостаток — в создании дифференцированного режима правового регулирования двухсторонних отношений государств в одной и той же области [10, с 46].

Любое из двусторонних соглашений о защите капиталовложений начинается с провозглашения целей заключения данного договора: развитие и углубление взаимных связей в области торгово-экономического, промышленного и научно-технического сотрудничества, создание благоприятных условий для осуществления капиталовложений, улучшение деловых контактов и укрепление доверия в области капиталовложений, поощрение и стимулирование деловой инициативы в области капиталовложений.

Все соглашения содержат определения основных понятий, используемых в документе, к которым в первую очередь относятся понятия «инвестор» и «капиталовложение», а также перечень видов собственности, подлежащих защите в соответствии с условиями того или иного соглашения. Например, в Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Японии о поощрении и защите капиталовложений установлено, что понятие «капиталовложение» означает любой вид имущественных ценностей, включая:

1) права в отношении движимого и недвижимого имущества;

2) акции и другие формы участия в компаниях;

3) требования по денежным средствам или любому выполнению договора, имеющему финансовую ценность, связанные с капиталовложениями;

4) права на интеллектуальную собственность, включая патенты, товарные знаки, промышленные образцы, образцы интегральных схем, торговые наименования, указания на источник или обозначения происхождения и закрытую информацию;

5) концессионные права, включая права на разведку и эксплуатацию природных ресурсов.

Изменение формы, в которой имущественные ценности вкладываются, не влияет на их характер в качестве капиталовложений.

Государства заключают двусторонние соглашения о поощрении и защите капиталовложений с целью обеспечить гарантии безопасности и защиты национальным хозяйствующим субъектам, осуществляющим капиталовложения на территории другого договаривающегося государства.

В заключенных Российской Федерацией соглашениях о поощрении и взаимной защите капиталовложений содержатся следующие виды гарантий иностранным инвесторам:

1) гарантия справедливого и равноправного режима: принимающее инвестиции государство обязуется воздерживаться от принятия дискриминационных мер, которые могли бы препятствовать управлению и распоряжению капиталовложениям (п. 1 ст.3 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Арабской Республики Египет о поощрении и взаимной защите капиталовложений от 23.09.1997 г.; п. 2 ст. 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики о поощрении и взаимной защите капиталовложений от 15.12.1997 г.);

2) гарантия предоставления национального режима ц/или режима наибольшего благоприятствования: государство, принимающее инвестиции, обязуется обеспечить на своей территории режим, который будет не менее благоприятным, чем режим, который государство предоставляет капиталовложениям и деятельности в связи с капиталовложениями собственных инвесторов или инвесторов любого третьего государства (п. 2 ст. 3 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Швеция о поощрении и взаимной защите капиталовложений от 19.04.1995 г.; п. 2 ст. 3 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Норвегия о поощрении и взаимной защите капиталовложений от 04.10.1995 г.). Каждое государство оставляет за собой право сохранять или устанавливать в своем законодательстве ограниченные изъятия из национального режима;

3) гарантия возмещения ущерба: в случае нанесения капиталовложениям инвестора ущерба в результате вооруженного конфликта, введения чрезвычайного положения, гражданских беспорядков или иных подобных обстоятельств на территории принимающего инвестиции государства (ст. 5 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Греческой Республики о поощрении и взаимной защите капиталовложений от 30.06.1993 г.; ст. 4 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Румынии о поощрении и взаимной защите капиталовложений от 29.09.1993 г.);

4) гарантия права на репатриацию дохода и капиталовложений: инвесторам гарантируется беспрепятственный перевод за границу после уплаты ими соответствующих налогов и сборов в связи с капиталовложениями: доходов; сумм, предназначенных для погашения займов; сумм, полученных инвестором в связи с частичной или полной ликвидацией или продажей капиталовложения; компенсации в случае возмещения ущерба и экспроприации (ст. 5 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Социалистической Республики Вьетнам о поощрении и взаимной защите капиталовложений от 16.06.1994 г.; ст. 6 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Румынии о поощрении и взаимной защите капиталовложений от 29.09.1993 г.);

5) гарантия защиты капиталовложений от экспроприации: принимающее инвестиции государство обязуется воздерживаться от дейст-

137

вий по национализации, экспроприации, а также мер, равных по последствиям национализации или экспроприации, в отношении капиталовложений, за исключением случаев, когда такие меры принимаются в общественных интересах, не являются дискриминационными и сопровождаются выплатой компенсации (ст. 5 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индии о поощрении и взаимной защите капиталовложений от 23.12.1994 г.; ст. 4 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Албании о поощрении и взаимной защите капиталовложений от 11.04.1995 г.);

6) гарантия урегулирования споров посредством международного арбитража: в большинстве двусторонних соглашений о поощрении и защите капиталовложений с участием Российской Федерации предусмотрен арбитраж ad hoc, создаваемый в соответствии с Арбитражным регламентом Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), в качестве органа, полномочного решать споры между сторонами; в некоторых соглашениях в качестве органа для разрешения споров указан Арбитражный институт Стокгольмской торговой палаты либо Международный центр по разрешению инвестиционных споров.

Несмотря на то что в настоящее время заключение двусторонних соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений стало главным способом регулирования межгосударственных отношений в области инвестиций, представляется целесообразной разработка унифицированного международного акта, определяющего единообразные принципы регулирования международных инвестиционных отношений.

Список литературы

1. Инвестиционное законодательство : сборник нормативных актов / сост. Ю. В. Лазарева. М., 2006.

2. Соглашения о защите и поощрении капиталовложений : сборник документов / под ред. Ю. Ю. Берестнева М., 2002.

3. Сеульская конвенция об учреждении МАГИ 1985 г. // Вестник ВАС РФ. 2001. № 7 (специальное приложение). С. 92 — 114.

4. Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности 1993 г. // Бюллетень международных договоров. 1995. № 4.

5. Конвенция о защите прав инвестора 1997 г. // Вестник ВАС РФ. 1997. № 8. С. 80.

6. Договор о Евразийском экономическом союзе. URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения: 14.02.2015).

7. О прекращении временного применения Соглашения о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности : распоряжение Президента РФ № 84-рп от 04.03.2002 г. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

8. О некоторых международных договорах, подписанных в рамках Содружества Независимых Государств : распоряжение Президента РФ № 166-рп от 16.04.2007 г. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».

9. Лабин Д. К. Международное право по защите и поощрению иностранных инвестиций. М., 2008.

10. Гаврилов В. В. Международное частное право. М., 2000.

Об авторе

Ирина Валерьевна Миронова — канд. юр. наук, доц., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград. E-mail: irina-univer39@mail.ru

About author

Dr Irina Mironova, Associate Professor, Immanuel Kant Baltic Federal University, Kaliningrad.

E-mail: irina-univer39@mail.ru

139

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.