Список литературы:
1. Курбанов, Р. А. Евразийское право: процессы формирования / Р.А. Курбанов // Государство и право. - 2015. - № 9. - С. 65-71.
2. Кузьмин, В. Цифра для Союза / В. Кузьмин // Российская газета. -2020. - 3 февраля.
3. Исаков, И.Н. Разноуровневые правовые системы: особенности формирования и взаимодействия / И.Н. Исаков // Правовая политика и правовая жизнь. - 2017. - № 4. - С. 134-139.
4. Капустин, А.Я. Право Евразийского экономического союза: международно-правовой дискурс / А.Я. Капустин // Журнал российского права. - 2015. - № 11. - С. 59-69.
В.С. Хижняк, V. S. Khizhnyak,
-Q доктор юридических наук, старший Doctor of Law, Senior Research Officer,
pj научный сотрудник Саратовского Saratov branch of Institute of State
§ филиала Института государства и and Law of Russian Academy of Sciences
^ права Российской академии наук
о; §
О Международно-правовая политика в условиях
■=( глобализации и регионализации
S Аннотация: .международно-правовая политика, глобализация и регионализа-
^ ция — факторы, оказывающие влияние на современные.международные отношения.
В статье рассматривается сущность понятий «глобализация» и «регионализация»,
^ выявляется их соотношение. Автор выделяет те проблемы, на решение которых
^ в создавшихся условиях должна быть направлена .международно-правовая поли-
о с
о;
тика, указавает конкретные действия, необходимые для повышения ее эффективности в условиях глобализации и регионализации. ^t Ключевые слова: глобализация, регионализация,.международные отношения,
q .международно-правовая политика, политика РФ. GQ S
С Globalization, regionalization
and international legal policy
14
Abstract: international legal policy, globalization and regionalization are factors ® that influence modern international relations. In the presented article, the essence of q the concepts of "globalization" and "regionalization" is examined, their relationship {V is revealed. The author identifies those problems on the solution of which, in the ^ circumstances, the international legal policy should be directed. The article indicates the specific actions necessary to increase its effectiveness in the context of globalization and regionalization.
Keywords: globalization, regionalization, international relations, international legal policy, policy of the Russian Federation.
В современной юридической литературе часто говорится о проблемах глобализации, т.е. процесса, основной смысл которого сводится к созданию в международных отношениях всеобъемлющей (глобальной) взаимосвязи между их субъектами. И политологи, и юристы сходятся во мнении, что таким образом создается единая экономическая система [1, с. 1], расширяются международные контакты государств и регионов [2, с. 10]. Это объективный процесс, взаимосвязанный с развитием науки и техники, расширением международных контактов на разных уровнях, активизацией торговли, повышением роли в международных отношениях ТНК и т.д.
Положительными чертами глобализации являются снятие различных барьеров, препятствующих торговле, миграции, создание более широких возможностей для индивидов в трудовой, экономической, хозяйственной сфере, культурном обмене, свободный доступ к информации и повышение уровня жизни. Но есть и негативные ее черты. Так, в большей степени бонусы от этого процесса получают высокоразвитые страны, остальные вынуждены довольствоваться ролью сырьевых ^ придатков, в то же время обостряется международная конкуренция. |
Поэтому получается, что процесс, который позиционируется ведущими ^
Й
странами как выгодный для всех, в реальности таковым назвать сложно . §
Кроме того, различные элементы региональной подсистемы могут ^ §
по-разному влиять на развитие глобальных процессов. Они могут о Й
не только поддерживать и даже усиливать глобальный порядок, но | §
и, напротив, способствовать его слому или трансформации в новое | §
качество. В любом случае это может оказать значительное влияние § §
на изменения в международных отношениях. Поэтому есть объектив- § |
ная необходимость в формировании грамотной международно-право- | §
вой политики государства, способствующей получению позитивного | *
эффекта от глобализации и нивелированию ее негативных черт. | §
Наряду с глобализацией одной из современных тенденций | |
развития международных отношений является регионализация. 8 §
В политологии под ней принято понимать «процесс регионального 15 структурирования в пределах одного государства, а также процесс
включения регионов в международные связи на межгосударственном ®
уровне» [3, с. 10]. С понятием «регионализация» связано еще одно - *
«регионализм», т.е. естественный принцип организации социальных, |
политических и культурных аспектов жизнедеятельности человече- * ских сообществ [4, с. 135].
В специальной литературе не так давно появился термин глобальная регионализация. Под ним обычно понимают процессы, которые
рассматриваются как «регионализация международных отношений на глобальном уровне» [5]. Глобальная регионализация представляет собой деление мира на самодостаточные сегменты, которые могут встраиваться в глобальную иерархию. Поскольку эти феномены появились в процессе глобализации, актуальным будет рассмотрение их именно в данном контексте. Основной причиной глобальной регионализации является существующая для государств необходимость встроиться в складывающуюся иерархию политических субъектов глобального мира. Как указывает М. Троицкий, «мировая политика все в большей степени принимает черты соревнования между региональными объединениями, каждый из которых возглавляет глобальная или крупная региональная держава или центр силы» [6, с. 35].
Глобальная регионализация уже не связывается только с эко-.о номическим сотрудничеством, она носит комплексный характер, ^ хотя основополагающими, объединяющими факторами выступают ^ экономические, географические, этнические, исторические, кон-ц. фессиональные, социокультурные и другие факторы. Региональные ^ организации государств, имеющих схожие интересы, позволяют им О более эффективно достигать своих целей.
^ Поскольку глобализация может достигаться только путем взаимо-С действия регионов, то такие понятия, как «глобализация» и «региона-5 лизация», также тесно связаны. Оба этих явления оказывают влияние ££ на развитие международно-правовой политики, субъектный состав ■5 международных отношений, что ведет к повышению роли регионов
в международных отношениях. О При этом регионализация в отличие от глобализации характеризуется тем, что регионы стараются не только активно участвовать ^ в глобальных процессах, но и сохранять свою определенную само-О бытность и автономность. Такой подход несет в себе риски межре-® гиональных конфликтов в будущем. Следует отметить, что в мироед вой истории уже были периоды, когда международные отношения носили региональный характер - это Древний мир и Средневековье. 16 Существовавшие в указанные периоды нормы международного права отличались от региона к региону. Кроме того, эти нормы можно ® было подразделить на два блока: нормы, использовавшиеся для ре© гулирования отношений внутри региона, и нормы, применявшиеся * для регулирования отношений с иными регионами мира. В настоящее время право всех международных организаций также делится на внешнее и внутреннее. Первое состоит из норм, регулирующих отношения с государствами, не входящими в конкретную организацию, и другими международными организациями, а второе - из норм,
регулирующих отношения внутри самой организации. Таким образом, складывается ситуация несколько схожая с описанной ранее.
Следовательно, под регионализацией в международном праве следует понимать объединение государств по географическому, экономическому, политическому или иным признакам для достижения общих целей, а под глобальной регионализацией - процесс, в ходе которого созданные межгосударственные объединения (региональные международные организации, конфедерации, содружества государств) встраиваются в общую глобальную экономическую и политическую систему.
На наш взгляд, рост регионализации в современный период несет в себе и риски усиления регионального международного права. Сегодня можно выделить такие регионы, имеющие объединяющие их региональные международные организации, как Европейский регион (Европейский Союз, Совет Европы, ОБСЕ), регион, включающий в себя государства бывшего СССР (СНГ), Ближневосточный регион (ЛАГ, ОИК), Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), Латиноамериканский регион (ЛАИ, Союз южноамериканских на- § ций UNASUR, Сообщество стран Латинской Америки и Карибского | бассейна), и др. Следует отметить, что некоторые государства являются членами не одной, а нескольких региональных организаций, § региональные границы которых совпадают. Например, Российская ^ § Федерация - член СНГ, Совета Европы, ОБСЕ, ШОС, в которых участвуют государства сопредельных регионов. В настоящее время | § существуют также субрегиональные организации, объединяющие | § государства разных географических регионов, например НАТО. Все § § это говорит о том, что в современном мире нет жесткого деления § ^ на регионы и диалог между государствами, относящимися к раз- | § ным географическим регионам, в целом не нарушен. Региональное | * сотрудничество выступает важным компонентом международных | § отношений и одним из главных направлений международно-право- | | вой политики для любого государства. Это обусловлено наличием 8 § у сопредельных государств общих интересов и их взаимозависимости 17 в определенных вопросах, поэтому основной целью международно-правовой политики в данной сфере должно быть поддержание и раз- ® витие регионального сотрудничества. *
В то же время следует избегать таких тенденций, которые мо- Ц гут привести к установлению жестких региональных границ, раз- * общенности регионов и утрате диалога между ними, поэтому для регионов важно участвовать в глобализационных процессах. Особая роль в консолидации регионов должна принадлежать Организации
Объединенных Наций. Несмотря на проблемы в ее деятельности и необходимость реформирования, потребность в подобной организации для сохранения баланса в международных отношениях трудно переоценить. Сейчас абсолютно ясно, что ООН не справляется со своими задачами и вопрос о ее реформировании стоит особенно остро. Усиление тенденции к регионализации и значения регионального международного права может привести к тому, что Организация Объединенных Наций и вовсе утратит возможность влиять на международные отношения, а провозглашенные ею принципы лишатся своей высшей юридической силы.
Еще один риск развития регионализации на глобальном уровне - создание иерархии государств, существование которой, в свою очередь, противоречит такому принципу международного права, как .о принцип суверенного равенства государств. Согласно этому принци-^ пу все государства должны иметь равные права и нести одинаковые ^ обязанности в международных отношениях. В международных отторг шениях не должно быть дискриминации государств по какому-либо ^ основанию. Негативным результатом развития процессов региона-О лизации в международных отношениях может стать и установление ^ дискриминации.
С Глобализация и регионализация в международных отношениях 5 представляют собой две разные тенденции, вызванные особенно-££ стями социально-экономического, политического и культурного 5 развития в современном мире. Обе тенденции могут сказаться на том ^ положении, которое Россия занимает или будет занимать в между-О народных отношениях в дальнейшем. Как отмечал И.И. Лукашук, д. «глобализация имеет свои положительные и отрицательные стороны. ^ Поэтому задача государства заключается в том, чтобы расширить О возможности своего населения по использованию благ глобализации ^ и одновременно свести к минимуму ее отрицательные последствия» С; [1, с. 7]. Осуществить ее может помочь только грамотная международно-правовая политика, которая должна строиться с учетом ми-18 ровых тенденций и тех положительных и отрицательных факторов,
которые они в себе несут. ® Поскольку глобализация в юридической сфере носит комплекс© ный характер, она затрагивает все отрасли права. В связи с этим * России следует выработать принципы ее международно-правовой политики с учетом текущей ситуации. В первую очередь необходимо создать научно обоснованные эффективные юридические формы закрепления, защиты и реализации национальных интересов нашей страны. В целях эффективного участия в процессах глобализации
и регионализации Российской Федерации целесообразно разработать механизмы влияния на развитие тенденций трансформации международной политики и правопорядка.
По сути процесс глобализации - это один из этапов универсализации всемирной истории, поэтому его следует рассматривать в совокупности с иными всемирно-историческими процессами современности. В настоящий момент одна из основных задач России - научиться с максимальной выгодой для себя использовать положительные аспекты глобализации, такие как наличие новых технологий и информационных средств, развитие средств и форм производства и рыночного оборота и т.д. Другой задачей в данной сфере является минимизация влияния отрицательных черт этого процесса на российскую международно-правовую политику, например углубление различий и противоречий между развитыми государствами и государствами третьего мира, нарастание конфликта цивилизаций, рост транснациональной преступности и т.д.
Роль международно-правовой политики в условиях тенденций глобализации и регионализации состоит в деятельности органов го- § сударства, направленной на минимизацию негативного эффекта этих | тенденций на внутригосударственное право, а также в воздействии ^ на международные процессы с целью избежать их негативного эф- § фекта в международных отношениях. Президент Путин отметил, что ^ § в условиях глобализации приобретает особое значение заключение о Й международных договоров, «закрепляющих незыблемые для всех | § государств принципы» [7]. |§
На наш взгляд, международно-правовая политика РФ в условиях § § усиливающихся тенденций глобализации и регионализации должна § | быть направлена на решение следующих проблем: | §
1) усиление регионального международного права и его противо- | * поставление универсальному международному праву, что, в свою | § очередь, может привести к ухудшению отношений между государ- | | ствами, усложнению принятия решений по глобальным вопросам; 8 §
2) превращение регионов в замкнутые сообщества, что может 19 привести к нарастанию напряженности между регионами и воору женным конфликтам;
а о
3) создание иерархии государств, которая может привести к дис- *
5
криминации субъектов международного права. Ц
Российская международно-правовая политика должна в первую * очередь опираться на «мягкую силу» при решении проблем, связанных с глобализацией и регионализацией. «Мягкая сила» подразумевает, что государственные органы, так или иначе участвующие
в реализации внешней политики и формировании и реализации международно-правовой политики, должны добиваться необходимых для страны результатов через переговоры, консультации, установление добрососедских отношений.
Применение в международных отношениях этой концепции требует от государства не только привлекательного имиджа в международных отношениях, но и способности создавать взаимовыгодные условия для общения с иностранными партнерами. Немаловажной является и способность гармонично сочетать в своей политике национальные и интернациональные интересы. Особенно велико значение такой способности в условиях глобализации, т.к. последняя часто стирает культурные, национальные и иные особенности в угоду более унифицированным моделям поведения, что негативно сказывается .о на возможности реализации в международных отношениях нацио-^ нальных интересов.
С
Поэтому еще одна немаловажная проблема, на решение кото-
ц. рой должна быть направлена международно-правовая политика
^ в условиях глобализации, - решение не только глобальных, но
О и локальных проблем, сохранение государственного суверенитета
^ и реализация национальных интересов без их противопоставления
С интернациональным.
5 Для разработки подобной международно-правовой политики
££ необходимы фундаментальные научные изыскания, финансируемые
■5 государством.
§ Список литературы:
1. Лукашук, И.И. Глобализация, государство, право, XXI век / И.И. Лукашук. - М.: Спарк, 2000. - 262 с.
Щ 2. Степурина, А. Н. Влияние глобализации на развитие международных
од связей регионов федеративных государств (на примере РФ, ФРГ и США) : § автореф. дис. ... канд. полит. наук / А.Н. Степурина . - М., 2009. - 26 с. С 3. Дубинина, О.Ю. Влияние регионализации на международные связи регионов Российской Федерации (1991-2007) : автореф. дис. ... канд. полит. 20 наук / О. Ю. Дубинина. - М., 2007. - 33 с.
- 4. Плотникова, О.В. Глобализация и регионализация, их влияние
О на международное сотрудничество регионов государств / О.В. Плотникова, £ О.Ю. Дубровина // Власть. - 2013. - № 2. - С. 134-136. URL: https://doi. «V ощ/10.31171/власть^2.1883 (дата обращения: 16.04.2018).
5. Леонова, О. Г. Глобальная регионализация как феномен развития глобального мира / О.Г. Леонова // Журнальный клуб «Интелрос». - 2013. -№ 1. - ия^: http://www.intelros.ru (дата обращения: 16.04.2018).
6. Троицкий, М. Глобальный регионализм и внешняя политика России / М. Троицкий // Свободная мысль. - 2009. - № 11. - С. 35-46.
7. Кодекс новой эпохи: Владимир Путин призвал к переменам в мировой экономике // Российская газета. - 2019. - 6-8 июня. - URL: https://rg.ru/2019/06/07/ putin-prizval-sozdat-mirovoj-svod-pravil.html (дата обращения: 03.02.2020).
В.А. Затонский,
кандидат исторических наук, доцент, старший научный сотрудник Саратовского филиала Института государства и права Российской академии наук
V.A. Zatonsky,
Candidate of Sciences in History, Associate professor, Senior Research Officer, Saratov branch of Institute of State and Law of Russian Academy of Sciences
Правовая культура как цель правовой политики, средство ее трансформации из теории в реальность
л
Аннотация: предмет исследования составляет круг вопросов, связанных 1а ^ с взаимодействием и взаимовлиянием таких социальных реалий и категорий, как 3 "§
«правовая политика» и «правовая культура». Автор дает ответы на вопросы о том, т § что представляют собой правовая политика и правовая культура как социальные ® §
реалии и научные категории, а также каким условиям должна отвечать правовая "§ * политика, чтобы она была способна установить и поддерживать господствую- 5!
щее положение права в правовой жизни, необходимый уровень правовой культуры .о 0
общества и граждан. | *
с
S
Ключевые слова: право, правовая политика, правовая жизнь, правовая культу- s *
ра, правосознание, цель правовой политики, средство правовой политики. s га
u -а
Legal culture as a goal of legal policy, S S
a means of transforming it from theory to reality
s о О
CD О
■О s>
p a
H
I ^
s 21
Abstract: the subject of the article is a range of issues related to the interaction and mutual influence of such social realities and categories as "legal policy" and "legal ^ 3 culture". The purpose of this work is to answer the following questions: 1) what are legal ь ~ policy and legal culture as social realities and scientific categories? 2) what conditions should the legal policy meet in order for it to be able to establish and maintain the dominant position of law in legal life, the necessary level of legal culture of society and citizens?
a
Keywords: law, legal policy, legal life, legal culture, legal awareness, goal of legal a policy, means of legal policy. 3
с
В современных условиях неизбежно актуализируются ^ научные изыскания, направленные на разработку теоретических моделей и соответствующего категориального аппарата, позволяющих