Научная статья на тему '«ЗЕЛЕНАЯ ДИПЛОМАТИЯ» КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ 1ЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СФЕРЕ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ'

«ЗЕЛЕНАЯ ДИПЛОМАТИЯ» КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ 1ЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СФЕРЕ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
583
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / «ЗЕЛЕНАЯ ДИПЛОМАТИЯ» / «МЯГКАЯ СИЛА» / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / GLOBALIZATION / INTERNATIONAL LEGAL POLICY / GREEN DIPLOMACY / SOFT POWER / NATIONAL INTERESTS / INTERNATIONAL INTERESTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хижняк Вероника Сергеевна

Глобализационные процессы являются объективным явлением современного мира. Начав с экономических отношений, глобализационные процессы охватили и другие сферы общественной жизни, в том числе и отношения по защите окружающей среды. Для того, чтобы минимизировать свои риски в этих условиях, государства должны грамотно выстраивать свою международно-правовую политику в международных отношениях. Поэтому необходим поиск новых подходов к участию государств в подобных отношениях и новые средства реализации их международно-правовой политики. Таким образом, процессы глобализации вызывают в международных отношениях возникновение новых явлений, к которым относится и экологическая или «зеленая дипломатия». Актуальность рассмотрения проблем осуществления «зеленой дипломатии» проистекает из того, что в настоящее время, она начинает все более активно использоваться государствами как средство реализации их международно-правовой политики в экологической сфере. В тоже время, в юридической литературе нет единого мнения относительно содержания данного понятия и его сущности. Кроме того, нет и единого мнения относительно самого термина. Чаще всего используется термин «зеленая дипломатия», реже - «экологическая дипломатия». Новизной данной работы является то, что в ней анализируется сущность данного явления, его особенностей в международно-правовой политике различных государств, соотношению с другими взаимосвязанными понятиями. Для исследования указанных аспектов реализации «зеленой дипломатии» был использован сравнительно-правовой метод, методы анализа и синтеза. В результате проведенного исследования были сформулированы такие понятия как международно-правовая политика в экологической сфере, экологическая или «зеленая дипломатия». Анализируется содержание, основы и практика осуществления «зеленой дипломатии» государствами различных регионов. Автором выявлены субъекты, участвующие в реализации «зеленой дипломатии» и дано обоснование ее взаимосвязи с международно-правовой политикой и процессами глобализации и глобальной регионализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GREEN DIPLOMACY" AS A MEANS OF IMPLEMENTING INTERNATIONAL LEGAL POLICY IN THE ENVIRONMENTAL SPHERE IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION

Globalization processes are an objective phenomenon of the modern world. Starting with economic relations, globalization processes have embraced other areas of public life, including relations to protect the environment. In order to minimize their risks in these conditions, states must competently build their international legal policy in international relations. Therefore, it is necessary to search for new approaches to the participation of states in such relations and new means of implementing their international legal policy. Thus, the processes of globalization in international relations cause the emergence of new phenomena, which include environmental or "green diplomacy". The urgency of considering the problems of implementing "green diplomacy" stems from the fact that at present, it is beginning to be increasingly used by states as a means of implementing their international legal policies in the environmental sphere. At the same time, in the legal literature there is no consensus on the content of this concept and its essence. In addition, there is no consensus on the term itself. The term "green diplomacy" is most commonly used, less commonly, "environmental diplomacy". The novelty of this work is that it analyzes the essence of this phenomenon, its features in the international legal policy of various states, the relationship with other related concepts. To study these aspects of the implementation of "green diplomacy" the comparative legal method, methods of analysis and synthesis were used. Because of the study, such concepts as international legal policy in the environmental sphere, environmental or "green diplomacy" were formulated. The content, fundamentals and practice of implementing "green diplomacy" by states of different regions are analyzed. The author identiies the subjects involved in the implementation of "green diplomacy" and substantiates its relationship with international legal policy and the processes of globalization and global regionalization.

Текст научной работы на тему ««ЗЕЛЕНАЯ ДИПЛОМАТИЯ» КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ 1ЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СФЕРЕ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ»

i>

ТТЛ

УДК 341.1

В. С. Хижняк

«ЗЕЛЕНАЯ ДИПЛОМАТИЯ» КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СФЕРЕ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Глобализационные процессы являются объективным явлением современного мира. Начав с экономических отношений, глобализационные процессы охватили и другие сферы общественной жизни, в том числе и отношения по защите окружающей среды. Для того, чтобы минимизировать свои риски в этих условиях, государства должны грамотно выстраивать свою международно-правовую политику в международных отношениях. Поэтому необходим поиск новых подходов к участию государств в подобных отношениях и новые средства реализации их международно-правовой политики. Таким образом, процессы глобализации вызывают в международных отношениях возникновение новых явлений, к которым относится и экологическая или «зеленая дипломатия».

Актуальность рассмотрения проблем осуществления «зеленой дипломатии» проистекает из того, что в настоящее время, она начинает все более активно использоваться государствами как средство реализации их международно-правовой политики в экологической сфере. В тоже время, в юридической литературе нет единого мнения относительно содержания данного понятия и его сущности. Кроме того, нет и единого мнения относительно самого термина. Чаще всего использует-

ся термин «зеленая дипломатия», реже - «экологическая дипломатия».

Новизной данной работы является то, что в ней анализируется сущность данного явления, его особенностей в международно-правовой политике различных государств, соотношению с другими взаимосвязанными понятиями.

Для исследования указанных аспектов реализации «зеленой дипломатии» был использован сравнительно-правовой метод, методы анализа и синтеза.

В результате проведенного исследования были сформулированы такие понятия как международно-правовая политика в экологической сфере, экологическая или «зеленая дипломатия». Анализируется содержание, основы и практика осуществления «зеленой дипломатии» государствами различных регионов. Автором выявлены субъекты, участвующие в реализации «зеленой дипломатии» и дано обоснование ее взаимосвязи с международно-правовой политикой и процессами глобализации и глобальной регионализации.

Ключевые слова: глобализация, международно-правовая политика, «зеленая дипломатия», «мягкая сила», национальные интересы, интернациональные интересы.

Veronika Khizhnyak

"GREEN DIPLOMACY" AS A MEANS OF IMPLEMENTING INTERNATIONAL LEGAL POLICY IN THE ENVIRONMENTAL SPHERE IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION

Globalization processes are an objective phenomenon of the modern world. Starting with economic relations, globalization processes have embraced other areas of public life, including relations to protect the environment. In order to minimize their risks in these conditions, states must competently build their international legal policy in international relations. Therefore, it is necessary to search for new approaches to the participation of states in such relations and new means of implementing their international legal policy. Thus, the processes of globalization in international relations cause the emergence of new phenomena, which include environmental or "green diplomacy".

The urgency of considering the problems of implementing "green diplomacy" stems from the fact that at present, it is beginning to be increasingly used by states as a means of implementing their international legal policies in the environmental sphere. At the same time, in the legal literature there is no consensus on the content of this concept and its essence. In addition, there is no consensus on the term itself. The term "green diplomacy" is most commonly used, less commonly, "environmental diplomacy".

The novelty of this work is that it analyzes the essence of this phenomenon, its features in the international legal policy of various states, the relationship with other related concepts.

To study these aspects of the implementation of "green diplomacy" the comparative legal method, methods of analysis and synthesis were used.

Because of the study, such concepts as international legal policy in the environmental sphere, environmental or "green diplomacy" were formulated. The content, fundamentals and practice of implementing "green diplomacy" by states of different regions are analyzed. The author identifies the subjects involved in the implementation of "green diplomacy" and substantiates its relationship with international legal policy and the processes of globalization and global regionalization.

Key words: globalization, international legal policy, green diplomacy, soft power, national interests, international interests.

М

гг I

СКФУ

Единство экосистемы делает экологические проблемы одного государства проблемами его соседей, а иногда и всего международного сообщества. Окружающая среда носит всеобъемлющий характер и ее состояние в целом зависит от состояния отдельных ее сегментов. Как отмечают К. Я. Кондратьев и К. С. Демирчан, одной из основных экологических проблем современности является «замкнутость глобальных биогеохимических круговоротов» [6, с. 1002]. В ходе процессов глобализации связи между государствами становятся прочнее и появляются новые средства быстрой передачи информации. Этот процесс выражается в установлении более прочных и тесных экономических, политических и культурных связей между государствами, создании и применении новых средств, быстрого обмена информацией и идеями, что может способствовать и более эффективному решению экологических проблем. В тоже время, сама глобализация ставит перед международным сообществом проблему формирования единой международно-правовой политики в экологической сфере, так, как только последовательная реализации подобной политики в международных отношениях будет способствовать их решению.

На наш взгляд, под международно-правовой политикой в экологической сфере следует понимать деятельность государства, направленную на защиту: экологических прав человека, экологического многообразия, окружающей среды от загрязнений, применение мер снижающих возможность нанесения необратимого или длительного вреда экологии, укрепление суверенитета, реализацию на международном уровне национальных интересов государств в экологической сфере, мирового порядка, основанного на соблюдении основных принципов международного права, обеспечение совместимости национальной и международной правовых систем, реформирование сложившейся системы международных отношений, с целью защиты экологических прав человека, окружающей среды и устойчивого экологического развития. Своя международно-правовая политика может быть, как у государств, так и международных организаций. Ее результатом должно быть, как принятие международных документов в области охраны окружающей среды и соблюдения конституционных экологических прав человека, так и осуществление мер неправового характера (проведение, конференций, спонсирование научных исследований и т.д.). Действие принимаемых, норм и проведение различных мероприятий в этой сфере должно охватывать наибольшее количество государств, так, как только в этом случае они будут наиболее эффективным. Таким образом вовлечение большого количества субъектов в реализацию международно-правовой политики в области охраны окружающей среды, так же можно считать одним из глобализационных процессов.

Именно процессы глобализации и формирования международно-правовой политики в эко-

логической сфере дали возможность возникнуть такому явлению как экологическая или «зеленая дипломатия». Под этими терминами понимают дипломатические отношения, предметом которых является защита окружающей среды. Экологическая или зеленая дипломатия является инструментом (средством) реализации соответствующей международно-правовой политики. Этот вид политики дает государствам возможность находить баланс между своими национальными и интернациональными интересами в экологической сфере в условиях глобализации. Как отмечают А. А. Алимов и А. И. Шестаков, само ее возникновение связано с необходимостью предотвратить глобальную экологическую катастрофу, что требует широкомасштабных мероприятий на общесистемном уровне [1, с. 98]. Поэтому данный вид дипломатии наибольшим образом связан с происходящими процессами глобализации.

В юридической литературе существует несколько определений понятия «зеленая дипломатия». Например, Т. В. Колпакова, предлагает понимать под ней «деятельность, осуществляемую субъектами международных отношений посредством переговоров и других мирных способов для регулирования международных отношений по охране окружающей среды» [7, с. 69]. Р. А. Исмаилов указывает, что «зеленая дипломатия» - «мягкая сила» при использовании экологических проблем [2].

В китайской юридической науке используется термин «экологическая дипломатия». Как отмечает Дин Цзиньгуан, под ней следует понимать различного рода деятельность (переговоры, консультации), осуществляемые субъектами международного права для решения экологических проблем [3, 17].

А. А. Алимов и А. И. Шестаков считают, что «зеленая дипломатия» - деятельность по решению глобальных экологических проблем, а ее субъектами являются не только государства, но и международные организации, в том числе и неправительственные [1, с. 99].

Понятие «зеленая дипломатия» связано с понятием «мягкая сила» в международных отношениях. Единого мнения относительно последнего из этих двух понятий в науке так же не существует. Однако в целом под «мягкой силой» можно понимать совокупность мер воздействия на субъекты международного права, основанных на логике, убеждении, взаимном уважении и взаимной выгоде. По мнению Президента Путина «мягкая сила» -«комплекс инструментов и методов достижения внешнеполитических целей без применения оружия, а за счет информационных и других рычагов воздействия» [9]. Таким образом, как «мягкая сила», так и «зеленая дипломатия» основаны, в первую очередь, на убеждении. В силу этого, именно мягкая сила является основой «зеленой дипломатии».

Экологическая или «зеленая дипломатия» активно используется: Японией, Китаем, Южной Кореей, США, Евросоюзом. При этом значение, ко-

i>

ТТЛ

торое государства вкладывают в это понятие не всегда одинаково, также, как и интенсивность ее использования. Южная Корея активно реализует «экологическую дипломатию». Для Южной Кореи это сотрудничество в обмене «зелеными технологиями», их распространение для предотвращения глобальной экологической катастрофы. В этих вопросах она сотрудничает с США, Китаем, Россией, Японией и другими странами.

На развитие международного сотрудничества в области внедрения «зеленых технологий», всеобъемлющей защиты окружающей среды, направлена и международно-правовая политика Тайваня, что предопределяет использование этим государством и «зеленой дипломатии».

Южная Корея и Тайвань стараются поддерживать в своей «зеленой дипломатии» баланс между национальными и интернациональными интересами.

«Зеленой олимпиадой» объявил Китай олимпиаду в Пекине в 2008 г Хотя, следует согласиться с мнением, что экологическая обстановка в Китае весьма сложная и данный шаг - пиар-акция, не отражающая действительность [1, с. 98]. По мнению Дин Цзиньгуаня, в контексте китайской международно-правовой политики в данной сфере осуществление экологической дипломатии скорее направлено на реализацию национальных интересов, чем на достижение интернациональных [3, с. 84-85].

Япония является одним из государств, использующих «зеленую дипломатию» для поддержания необходимого баланса окружающей среды как в своем регионе, так и на глобальном уровне. Однако, после аварии на Фокусиме, это государство старается заменить ядерную энергию иными видами. Поскольку использование здесь зеленых технологий в большом объеме слишком дорого, это государство расширяет количество своих ТЭЦ, работающих на угле [10]. При этом древесину Япония закупает в странах Латинской Америки. Нельзя сказать, что такие меры положительно скажутся на экологии в глобальном смысле, однако, можно надеяться на то, что это временная, вынужденная мера, в использовании которой не будет необходимости по мере дальнейшего развития «зеленых технологий».

В США «зеленая дипломатия» используется обеими основными партиями для давления на общественное мнение и достижение своих интересов. Как отмечают А. Е. Фоминых и Г О. Ярыгин, в этой стране энвайронментализм превратился из маргинального общественного движения в политическую платформу [11, с. 111]. Из внутренней политики этого государства, он перешел в международно-правовую. «Новая публичная дипломатия» США так же имеет в своей основе «мягкую силу» - диалог с зарубежной аудиторией [14, с. 18]. Экологическая тематика один из наиболее простых способов наладить такой диалог, так как она близка любому государству и любому человеку. Разговоры о благе каждого, о безопасной для жизни окружающей среде, о сохранении ее

для следующих поколений - прекрасное орудие манипуляции общественным мнением, в том числе и на глобальном уровне. Это же и средство достижения национальных интересов под ширмой международного сотрудничества. Таким образом, США, как и Китай используют «зеленую дипломатию» в большей степени для достижения своих национальных интересов, чем для всеобщего блага.

Следует отметить, что в Российской внешней политике «зеленая дипломатия» еще не заняла такого места как в указанных государствах. Как отмечает глава Российского экологического общества Рашид Исмаилов, основной проблемой в использовании Россией зеленой дипломатии является политизированность данного вопроса. Как пример, он приводит ситуацию с «Северным потоком-2» [2]. На наш взгляд, Россия не имеет четкой стратегии в данном вопросе из-за опасения ухудшения экономических отношений с некоторыми государствами, например, с Китаем и Японией, по-разному использующих свою зеленую дипломатию.

Исследователи выделяют следующие проблемы, препятствующие реализации «зеленой дипломатии» на глобальном уровне: бюрократизация механизма зеленой дипломатии, отсутствие у развивающихся стран средств на ее реализацию, рост населения и бедности в этих странах, фокусирование на отдельных аспектах в ущерб решению всей их совокупности, международные конфликты из-за ресурсов [11, с. 116].

Как отмечают А. Е. Фоминых и Г. О. Ярыгин, использование экологической тематики во внешней политике США и других государств имеет долгосрочные перспективы. США в этой сфере являются одним из лидеров и их опыт может быть полезен для России. В тоже время, «зеленая дипломатия» этого государства не мешает ему оставаться крупнейшим в мире источником выбросов углекислого газа в атмосферу [11, с. 117].

В научной литературе появился такой термин, как «уровень экологической эффективности государства» (Environmental Performance Index, EPI). Под ним понимают: состояние окружающей среды и качество национальной политики в экологической сфере, уровень здоровья населения, развития сельского хозяйства, сохранность лесов, использование возобновляемых источников энергии и т. д. [15, p. 114]. Максимум здесь 100 баллов. По данным на 2018 год первое место у Швейцарии, второе у Франции. Китай занимает 120-ю позицию, Россия - 52-ю, а США - 27-ю [14].

Уровень экологической эффективности государства влияет на его авторитет в международных отношениях. Авторитет государства в международных отношениях - это тот фактор, который позволяет государствам наиболее полно реализовывать свои национальные интересы на международной арене. Субъекты международных отношений склонны больше прислушиваться к авторитетному, уважаемому мнению, особенно, если оно основано на логике и объективных фактах. «Зеленая дипломатия» и «мягкая сила» - те

М

гг I

СКФУ

инструменты, грамотное применение которых в международно-правовой политике позволяет и поднять авторитет государства и реализовать свои национальные интересы. Таким образом, место в рейтинге, указанном выше, способствует решению многих внешнеполитических проблем для государства, а также эффективности его дипломатии и международно-правовой политики в целом, активно участвовать в процессах глобализации и оказывать на них влияние.

В тоже время, все это создает и поле для различных спекуляций. Ведь иногда лучший способ повысить свой рейтинг - придумать проблему, чтобы стать лидером в ее решении. Этим можно объяснить и шумиху вокруг глобального потепления, появление Греты Тунберг на Генеральной Ассамблее ООН и тому подобные явления.

Следует признать, что многие экологические проблемы не являются надуманными, но, при условии их глубокого изучения вероятность их научного решения очень возможна. Глобальное же потепление относиться к нерешаемым современной наукой проблемам, так же как нерешаемой является и проблема возникновения ледниковых периодов. Потепление и похолодание являются объективными природными процессами, которые не всегда требуют человеческого вмешательства. Человеческая деятельность может быть направлена на сокращения возможного вреда от них, но не на их полное предотвращение, тем более что их взаимосвязь с человеческой деятельностью наукой не доказана [16].

«Зеленая дипломатия» может способствовать и развитию инвестиций в «зеленые сектора экономики», что опять же является и одним из факторов дальнейшего развития процессов глобализации. Так, в июле 2019 года руководство регионального отделения Российского Экологического Общества в городе Ульяновск провело встречу с руководителем китайской компании «ЛИНЫ» мистером Чай Хой. «Темой переговоров стало производство и реализация биораз-лагаемой продукции, в том числе биоразлагае-мых пакетов, на территории России. По итогам встречи обозначены перспективы по внедрению наилучших доступных технологий на территории Российской Федерации в рамках национального проекта «Экология» [4].

Таким образом, под «зеленой дипломатией», на наш взгляд, следует понимать: совокупность действий государственных и международных органов в сфере охраны окружающей среды, выражающейся через дипломатические методы (переговоры и консультации) и основанную на концепции «мягкой силы», то есть привлечения других субъектов к взаимовыгодному сотрудничеству путем демонстрации этих выгод и с использованием своего авторитета в международных отношениях. Поскольку практика показывает, что задействованность при ее реализации граждан и институтов гражданского общества является эффективной, а также, исходя из непосредственной заинтересованности последних в решении эко-

логических проблем, можно признать, что субъектами, участвующими в реализации «зеленой дипломатии» являются и физические и юридические лица.

Так же следует отметить, что указанные лица могут быть и субъектами формирования и реализации международно-правовой политики, поскольку современное законодательство демократических государств допускает их к решению вопросов государственного управления и к информации о нем. Кроме того, международные неправительственные организации, как юридические лица, а так же в силу сферы своей деятельности обладают непосредственной возможностью собирать информацию в экологической сфере и, на основе ее анализа предлагать международному сообществу или отдельным государствам варианты решения экологических проблем. Субъектный состав говорит о том, что в «зеленой дипломатии» сочетаются как признаки государственной, так и народной дипломатии.

Правовой основой для развития «зеленой дипломатии» на универсальном уровне являются: Устав ООН 1945 г., Декларации о принципах международного права ООН 1970 г., Стокгольмская декларация 1972 г., Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию 1992 г. и Всемирная Хартия природы 1982 г. и др. Особо хотелось бы выделить проект Международного пакта по окружающей среде и развитию 1995 г., в котором одним из принципов международного сотрудничества в экологической сфере назван принцип обеспечения и соблюдения конституционных экологических прав человека.

Субъектами «зеленой дипломатии» являются сами государства, их органы, должностные лица, а также межправительственные и межведомственные международные организации. В тоже время, особенностью «зеленой дипломатии» является вовлеченность в нее различных институтов гражданского общества, например, неправительственных организаций и самих граждан. Количество экологически-ориентированных неправительственных организаций особенно выросло в государствах Евросоюза, что стало возможным, так как сама эта международная организация охотно спонсирует их появление. В настоящее время в этом регионе их насчитывается около 2000, хотя, например, в 2005 г. их было 1341 [12]. Такой рост НПО экологической направленности и их финансирование за счет международной организации, конечно, свидетельствует о том важном месте, которое решение экологических проблем занимает как в правовой политике Евросоюза, так и в соответствующей политике ее членов. Однако, опять же возникает вопрос о целесообразности наличия такого числа неправительственных организаций в одной сфере, даже если территория их действия не одно государство, а все страны Европейского Союза и, даже, если в сфере деятельности каждой из них находится только одна экологическая проблема (например, только охрана конкретного вида флоры или фауны).

i>

ТТЛ

Представляется, что такой их рост, все же не оправдан указанными факторами, так как неправительственной организации международного характера для своей деятельности достаточно иметь свои представительства в государствах, входящих в регион, а ориентация на отдельные аспекты экологической проблемы не дает полной картины происходящего и не способствует решению этих проблем в глобальном масштабе.

Подобное увеличение неправительственных организаций в экологической сфере в европейском регионе, скорее призвано решить иные политические проблемы. В тоже время, в России наблюдается совершенно иная ситуация. Деятельность иностранных и международных НПО часто ограничивается как деятельность иностранных агентов, а российские некоммерческие организации большого влияния на решение советующих вопросов не имеют. Тут можно согласиться с З. Э. Кантемировой, что деятельность российских НПО, осложнена тем, что само государство еще не привыкло рассматривать институты гражданского общества как полноправных партнеров и взаимодействовать с ними [5, с. 36].

Следует отметить, влияние на реализацию «зеленой дипломатии» и такого явления как глобальная регионализация. Под ним обычно понимают процессы, которые рассматриваются как «регионализация международных отношений на глобальном уровне» [8]. При этом мир делиться на самодостаточные сегменты, встраиваемые в глобальную иерархию. Основной отличительной чертой глобальной регионализации является то, что, участвуя в глобализационных процессах, регионы мира сохраняют и свою самобытность, свои особенности. Данное явление может находить свои проявления в любой сфере международных отношений, в том числе, и в экологической. Рассматривая реализацию «зеленой дипломатии» разными государствами, мы выявили, что в каждом регионе есть особенности ее осуществления общие для всех или для большинства стран, входящих в него. Так, например, для Европейского региона, характерным является участие в экологических отношениях большого числа неправительственных организаций. А, для большинства государств Восточной Азии (исключая Китай) - соблюдения баланса национальных и интернациональных интересов при осуществлении своей «зеленой дипломатии».

Таким образом, в современном мире под влиянием процессов глобализации и необходимости решения международных экологических проблем сформировалась международно-правовая политика в сфере охраны окружающей среды, целями которой являются: всеобъемлющая охрана окружающей среды, животного и растительного мира, создание каталога экологических прав человека в международном праве и их универсального стандарта, создание эффективного международно-правового механизма регулирования вопросов связанных с возмещением ущерба, причиненного окружающей среде и рационального природопользования и свободного обмена современными технологиями производства, не наносящими ущерба окружающей среде.

Так же возникло и развивается такое явление, как экологическая или зеленая дипломатия, особенностью которой является то, что субъектами, участвующими в ее формировании и реализации, являются не только субъекты международного права, но и физические и юридические лица. В тоже время можно отметить, что развитие «зеленой дипломатии» не только создает условия для эффективной реализации международно-правовой политики в экологической сфере, но и расширению глобализационных процессов.

Основными проблемами реализации данного вида дипломатии являются политизированность процессов решения экологических проблем, бюрократизация, направленность на решение одной проблемы в ущерб другим, недостаточность финансирования экологических программ в ряде стран (часто по объективным причинам). Для Российской Федерации важным является создание своей экологической «зеленой» дипломатии с четкими целями и задачами. К сожалению, эти цели не нашли своего отражения в таких документах как: «Концепция внешней политики Российской Федерации» 2016 г., «Экологическая доктрина России» и «Климатическая доктрина России».

Поэтому необходимо разработать и принять концепцию экологической дипломатии Российской Федерации, опираясь на позитивный зарубежный опыт. Наличие такой концепции может стать основой для активного участия как в реализации «зеленой дипломатии», так и в глобализа-ционных процессах в экологической сфере.

Литература

1. Алимов А. А., Шестаков А. И. Экологическая дипломатия в XXI веке. // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2017. №2. С. 97-101.

2. Восканян Елена. «Рашид Исмаилов: «Россия недостаточно использует мягкую силу «зеленой дипломатии»» // Эковестник. 28 мая 2019 г. URL: http://ekovestnik.ru/article/377701/ (Дата обращения: 15.05.2020).

3. Дин Цзиньгуан. Гоцзи хуаньцзин вайцзяо = Международная экологическая дипломатия. Бэйцзин: Чжунго шэхуэй кэсюе чубаньшэ, 2007.

4. «Зеленая» дипломатия как эффективная платформа для «зеленого инвестирования» // Официальный сайт Российского экологического общества. URL: http://ecosociety.ru/bez-rubriki/zelenaya-diplomatiya-kak-effektivnaya-platforma-dlya-zelenogo-investirovaniya/ (Дата обращения:15.05.2020).

5. Кантемирова З. Э. Деятельность неправительственных организаций по защите прав детей в Российской Федерации // Вестник московского городского педагогического университета. Серия: юридические науки. 2009. №1. С.34-40.

гг I

СКФУ

6. Кондратьев К. Я., Демирчян К. С. Климат земли и «Протокол Киото» // Вестник Российской Академии Наук. 2001. №11. С. 1002-1009

7. Колпакова Т. В. Китайская «экологическая дипломатия» и формирование международного механизма охраны окружающей среды // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2010. № 123. С. 68-73.

8. Леонова О. Г. Глобальная регионализация как феномен развития глобального мира. Журнальный клуб «Ин-телрос», 2013. № 1. URL: http://www.intelros.ru (Дата обращения: 15.05.2020).

9. Путин В. В. Россия и меняющийся мир. Московские новости. 27.02.2012. URL: http://www.mn.ru/politics/78738 (Дата обращения: 15.05.2020).

10. Сергей Савчук Япония предала цивилизованный мир, взявшись за черные технологии. РИА Новости. URL: https://ria.ru/20180929/1529590896.html (Дата обращения: 15.05.2020).

11. Фоминых А. Е., Ярыгин Г. О. Экологизация публичной дипломатии в США. // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия. 6. 2016. Вып. 1 С. 110-120.

12. A kornyezetvedelmi politikak vegrehajtasanak felulvizsgalata 2019.URL: https://ec.europa.eu/environment/eir/pdf/ report_hu_hu.pdf topline (Accessed: 15.05.2020).

13. Environmental Performance Index. 2018 EPI. Country Rankings. URL: https://epi.envirocenter.yale.edu/epi-topline (Accessed: 15.05.2020).

14. Melissen J. The New Public Diplomacy: Between Theory and Practice // The New Public Diplomacy: Soft Power in the Information Age (Studies in Diplomacy and International Relations) / eds Jan Melissen, Donna Lee and Paul Sharp Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2007. 221 p. URL: http://culturaldiplomacy.org/academy/pdf/research/books/soft_power/ The_New_Public_Diplomacy.pdf (Accessed: 20.02.2020).

15. Nation Branding: Concepts, Issues, Practice / ed. by Keith Dinnie. Oxford: Elsevier, 2008. 264 p. URL:// http://www. culturaldiplomacy.org/academy/pdf/research/books/nation_branding/Nation_Branding_-_Concepts,_Issues,_Practice_-_ Keith_Dinnie.pdf (Accessed: 15.05.2020).

16. The Intergovernmental Panel on Climate Change. UN URL: https://www.ipcc.ch (Accessed: 15.05.2020)

References

1. Alimov A. A., Shestakov A. I. Jekologicheskaja diplomatija v XXI veke. (Environmental diplomacy in the 21st century). // Obshhestvo. Sreda. Razvitie (Terra Humana). 2017. No. 2. P. 97 - 101. (In Russian).

2. Voskanjan Elena. «Rashid Ismailov: «Rossija nedostatochno ispol'zuet mjagkuju silu «zelenoj diplomatii»». ("Russia is not using the soft power of "green diplomacy "to full extent") // Jekovestnik. URL: http://ekovestnik.ru/article/377701/ (Accessed: 15.05.2020). (In Russian).

3. Din Tszin'guan. Gotszi khuan'tszin vaitszyao = Mezhdunarodnaya ekologicheskaya diplomatiya (International ecological diplomacy). Beitszin: Chzhungo shekhuei kesyue chuban'she, 2007. (In Russian).

4. «Zelenaja» diplomatija kak jeffektivnaja platforma dlja «zelenogo investirovanija» (Green diplomacy as an effective platform for green investment) //Oficial'nyj sajt Rossijskogo jekologicheskogo obshhestva. URL: http://ecosociety.ru/bez-rubriki/zelenaya-diplomatiya-kak-effektivnaya-platforma-dlya-zelenogo-investirovaniya/ (Accessed: 15.05.2020) (In Russian).

5. Kantemirova Z. Je. Dejatel'nost' nepravitel'stvennyh organizacij po zashhite prav detej v Rossijskoj Federacii (Activities of non-governmental organizations for the protection of children's rights in the Russian Federation) // Vestnik moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Serija: juridicheskie nauki. 2009. No. 1. P.34-40. (In Russian).

6. Kondrat'ev K. Ja., Demirchjan K. S. Klimat zemli i «Protokol Kioto» Earth (Climate and Kyoto Protocol) // Vestnik Rossijskoj Akademii Nauk. 2001. No. 11. P. 1002-1009. (In Russian).

7. Kolpakova T. V. Kitajskaja «jekologicheskaja diplomatija» i formirovanie mezhdunarodnogo mehanizma ohrany okruzhajushhej sredy (Chinese "environmental diplomacy" and the formation of an international environmental mechanism). // Izvestija Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2010. No. 123. P. 68 - 73. (In Russian).

8. Leonova O. G. Global'naja regionalizacija kak fenomen razvitija global'nogo mira. (Global regionalization as a phenomenon of global peace development). Zhurnal'nyj klub «Intelros». 2013. No. 1. URL: http://www.intelros.ru (Accessed: 15.05.2020). (In Russian).

9. Putin V. V. Rossija i menjajushhijsja mir. (Russia and the changing world). Moskovskie novosti. 27.02.2012. URL: http:// www.mn.ru/politics/78738 (Accessed: 15.05.2020). (In Russian).

10. Sergej Savchuk Japonija predala civilizovannyj mir, vzjavshis' za chernye tehnologii. (Japan betrayed the civilized world by tackling black technology). RIA Novosti. URL: https://ria.ru/20180929/1529590896.html (Accessed: 15.05.2020). (In Russian).

11. Fominyh A. E., Jarygin G. O. Jekologizacija publichnoj diplomatii v SShA. (The greening of public diplomacy in the United States) // Vestnik SPbGU. 2016. Seria. 6. Issue. 1 P. 110 - 120. (In Russian).

12. A kornyezetvedelmi politikak vegrehajtasanak felulvizsgalata 2019. (Review of the implementation of environmental policies in 2019). URL: https://ec.europa.eu/environment/eir/pdf/report_hu_hu.pdf topline (Accessed: 15.05.2020). (In Russian).

13. Environmental Performance Index. 2018 EPI. Country Rankings. URL: https://epi.envirocenter.yale.edu/epi-topline (Accessed: 15.05.2020). (In Russian).

14. Melissen J. The New Public Diplomacy: Between Theory and Practice // The New Public Diplomacy: Soft Power in the Information Age (Studies in Diplomacy and International Relations) / ed by Jan Melissen, Donna Lee and Paul Sharp Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2007. 221 p. URL:// http://culturaldiplomacy.org/academy/pdf/research/books/soft_power/ The_New_Public_Diplomacy.pdf (Accessed: 15.05.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

i>

ТТЛ

15. Nation Branding: Concepts, Issues, Practice / ed. by Keith Dinnie. Oxford: Elsevier, 2008. 264 p. URL:// http://www. culturaldiplomacy.org/academy/pdf/research/books/nation_branding/Nation_Branding_-_Concepts,_Issues,_Practice_-_ Keith_Dinnie.pdf (Accessed: 15.05.2020).

16. The Intergovernmental Panel on Climate Change. UN URL: https://www.ipcc.ch (Accessed: 15.05.2020).

Сведения об авторе

Хижняк Вероника Сергеевна - доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры конституционного права Саратовской государственной юридической академии (Саратов) / [email protected]

Information about the author

Khizhnyak Veronika - Doctor of Law, Professor, Chair of Constitutional Law, Saratov State Law Academy (Saratov) / [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.