* ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
B.C. Хижняк,
доктор юридических наук, старший научный сотрудник Саратовского филиала Института государства и права Российской академии наук
V.S. Khizhnyak,
Doctor of Law Sciences, Senior Research Officer Saratov brunch ofInstitute of State and Law ofRussian Academy of Sciences veronika_h@mail. ru
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ 4 РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
эс
I
Аннотация: в настоящее время процессы глобализации влияют на все мировые отношения. Для того чтобы минимизировать возможные риски в этих условиях, ^ государства должны грамотно выстраивать свою международно-правовую полити-® ку.В данной статье проанализированы основные черты глобализации как фактора, щ влияющего на развитие международно-правовой политики, и указаны ее приоритеты, ^ которых Российской Федерации необходимо придерживаться для минимизации рисков С глобализации. К ним отнесены: укрепление государственного суверенитета, защита 5 национальных интересов, развитие международного сотрудничества по реализации
I
интернациональных интересов.
Важное значение имеет также оказание влияния на развитие международного Р права, участие в реформировании норм и институтов международного права.
J5 Ключевые слова: глобализация, международные отношения, международно-
g правовая политика, многополярный мир, международно-правовая политика Россий-Q. ской Федерации.
I
CQ
^ Globalization as factor affecting the development
^ of international legal policy of Russian Federation
Abstract: currently, the processes of globalization affect all world relations. In order to minimize their risks in these conditions, states must competently build their international legal policy in international relations. In this article, the main features of globalization as a C^ factor affecting the development of international legal policy are identified and the priori-5 ties of the international legal policy of the Russian Federation, which it needs to adhere to minimize these risks. These include strengthening state sovereignty, upholding national C\| interests, developing international cooperation for the implementation of international interests, influencing the development of international law, participating in the reform of the norms and institutions of international law.
Keywords: globalization, international relations, international legal policy, multipolar world, policy of the Russian Federation.
_8
о
см
О
CM
На современном этапе развитие международно-право-вой политики любого государства сталкивается с наличием различных объективных факторов, оказывающих на нее как позитивное, так и негативное влияние.
Особо значимое влияние на международно-правовую политику оказывает такое явление, как глобализация. Процессы, происходящие в международных отношениях, затрагивают интересы Российской Федерации и создают необходимость корректировки ее междуна-родно-правовой политики таким образом, чтобы она не только не противоречила интересам всего мирового сообщества, но и давала возможность реализовывать свои национальные интересы на международной арене. Основным способом нивелирования для нее действия негативных последствий глобализации в целях защиты своих национальных интересов является реализация грамотной международно-правовой политики. 1
Термин «глобализация» используется как юриспруденцией, g так и политологией. В юридической науке под глобализацией по- | нимают всемирный процесс, «взаимосвязывающий национальные социально-экономические образования в единую мировую эконо- g мическую и общественную систему» [1, с. 1]. В политологии под ? этим термином понимают «процесс становления взаимосвязан- § ности и взаимозависимости мира посредством увеличения числа 3 5 международных участников, стремящихся к укреплению и рас- *
| ¡Q
ширению международных контактов государств и регионов» [2, с. § g 10]. Таким образом, как юристы, так и политологи согласны, что | *
О Тг
глобализация - процесс, объединяющий государства и их народы § *
и охватывающий материальную и духовную сферы жизни обще- § ■§
ства и государства. jg |
Очень часто о глобализации говорится как о новом явлении, хотя ja §
это не так. Можно согласиться с В. А. Рюминым в том, что процессы * S
глобализации начались еще в конце XV в., во времена великих reo- д
графических открытий [3, с. 64]. —
В настоящее время идет уже третья волна глобализации. Первая длилась с 1870 по 1914 г. Причина - развитие новых транспортных L
средств и снижение торговых барьеров. В результате около 60 млн | человек покинули страны своего происхождения в поисках работы.
С 1914 по 1945 г. наблюдался спад процессов глобализации, что было связано с попыткой защиты внутренних рынков и отечественных производителей и двумя мировыми войнами.
В 1945 г. началась вторая волна глобализации, основой для которой было развитие науки и техники, создание ООН как универсальной международной организации и развитие международного права (в том числе и экономического) на универсальном уровне. Возникновение и развитие таких отраслей международного права, как: международное космическое, международное воздушное, международное экологическое, создало правовую базу для дальнейшей интеграции. Однако такая интеграция коснулась только наиболее развитых стран, тех, которые могли быть конкурентоспособными в научной, технической и экономической сфере. Так называемые страны третьего мира не могли участвовать в глобализационных процессах в тот период. Вторая волна глобализации пошла на спад в начале 1980-х. Причина была в экономическом кризисе. Дальнейшая интеграция и экономическое развитие требовали новых рынков сбыта [4].
Третья волна глобализации началась в конце 1980-х и длится
в;
по сегодняшний день. Ее особенностью стало включение в мировую экономику некоторых стран третьего мира (Вьетнама, Индии,
^ Китая, Уганды), которым в результате удалось развить свою со-О циально-экономическую сферу и сократить нищету. Однако зна-^ чительно большее количество подобных стран опять осталось за С пределами глобализационных процессов. Эксперты объясняют это $ наличием в данных странах нескольких факторов, препятствую-^ щих получению ими положительного эффекта от этого процесса: неэффективность внутренней и внешней политики, неразвитость инфраструктуры, слабость государственных институтов и их кор-О румпированность, неблагоприятное географическое положение и ^ климатические условия [4]. Таким образом, каждая волна глоба-Ч лизации обусловлена новым скачком в развитии науки и техники, О который делает возможным сближение государств во все большем ^ количестве сфер общественной жизни и каждый раз, когда ис-^ черпывается ресурс для дальнейшего развития этих отношений, происходит спад глобализационных процессов, за время которого Ю осуществляется поиск дальнейших вариантов развития.
Для того, чтобы получать положительный результат, на внутриго-сударственном уровне политика государства должна быть направлена О на развитие социально-экономической сферы, создание эффективных правовых механизмов защиты соответствующих прав человека, ^ развитие образования и медицины, надежной инфраструктуры. Но главное, без чего все указанные меры так и не приведут к желаемому результату - обеспечение верховенства закона и построение гражданского общества.
На международном уровне тоже понадобится комплекс мер, на разработку и осуществление которых должна быть направлена международно-правовая политика государства. Основная задача - участие России в справедливом международном разделении труда, то есть избавление ее от роли сырьевого придатка. Конечно, для этого необходимы меры прежде всего экономического характера, которые должны дать возможность российским товарам и производителям стать конкурентоспособными на мировом уровне. Но и на международном уровне необходимо принятие мер, способствующих установлению экономических международных отношений, в которых Россия будет участвовать как полноправный член, а не сырьевой придаток.
Для этого необходимо участие России в международных организациях, участие в создании и реализации международных программ в рассматриваемых сферах. Россия должна быть их инициатором, использовать политику «мягкой силы» для вовлечения в соответству- а ющие программы других государств на взаимовыгодной основе. Для этих целей как платформу можно использовать, например, ЕАЭС. Ц При этом необходимо учитывать особенности глобализации как объ- | ективного фактора. ^
Основные внешние проявления процессов глобализации: уни- | версализация международных отношений в сфере экономики, со- | ^ циальной, информационной, транспортной сферах. Современная а I мировая экономика обуславливает тесную взаимосвязь государств от &
* 3
а ?
финансового друг друга. Особенно заметно это становится во время | §
$ «С
экономических кризисов. Глобализационные процессы происходят ^ ?
и в праве, чему особенно способствуют такие глобальные проблемы 8 |
г
сы, экологические катастрофы и вооруженные конфликты. Решение §, 3
человечества, как: международный терроризм, миграционные процес- г? ф
о
указанных проблем возможно только с помощью международных в ^ механизмов, развития международно-правового регулирования, дея- ^ | тельности наднациональных международных органов. | ■
Различные элементы региональной подсистемы оказывают влияние на развитие глобальных процессов по-своему. Их влияние Ц может как способствовать усилению глобального порядка, так и вызывать его трансформацию, способствовать существенному изменению. Безусловно, все это сказывается и на развитии между- ^
оо о
народных отношений, на их эволюции. |
Международно-правовая политика России должна учитывать * указанные тенденции. Ее основной целью в сложившихся условиях является снижение риска негативного влияния глобализации, что невозможно без учета и научной оценки всех текущих процессов и
рисках, которые они могут нести. Способствовать выработке грамотной международно-правовой политики могут научные исследования глобализационных процессов, их особенностей и тенденций.
Основной негативной чертой процесса глобализации на современном этапе является ее реализация без учета национальных интересов государств, что создает возможность нарушения основных принципов международного права, что, в свою очередь, не лучшим образом отразится на всех международных отношениях. Наиболее вероятными последствиями здесь могут быть повышение напряженности в международных отношениях и рост движения антиглобалистов.
В целях нивелирования данных негативных тенденций Организацией Объединенных Наций предпринимаются некоторые меры. Создана Всемирная комиссия по социальным аспектам глоба-лизации, одной из целей ее деятельности, представленной в докладе
в;
«Справедливая глобализация: создание возможностей для всех», является изменение вектора развития глобализационных процессов
^ «от узкой заботы о рынках в пользу более широкой заботы о людях». О В социальном измерении она должна влиять на рост занятости насечь ления, развитие здравоохранение и образование ...» [5, с. 7]. В этом С документе так же указаны конкретные меры по ее достижению: «сти-$ мулирование развития и активизации сетей людей и идей, экономи-^ ческих и социальных взаимодействий самой глобализации» [5, с. 8].
Риск утраты национальной идентичности, государственного суверенитета, трудности в установлении многополярного мира, воз-О никновение иерархии государств, дискриминация субъектов между-^ народного права в экономической и иных сферах - все это можно Ч причислить к рискам глобализационных процессов, происходящих О на современном этапе. Подобные риски могут быть нивелированы ^ только усилиями всего международного сообщества, при этом воз-^ можно использование мер как правового, так и неправового характера.
Заключение международных договоров, предусматривающих 12 сотрудничество по проблемным вопросам, развитие национального законодательства в этой сфере можно отнести к мерам правового характера. Различные программы взаимодействия субъектов между-О народного права в условиях современных тенденций глобализации Г1 - меры неправового характера. Особое место среди всех этих мер ^ занимает соблюдение основных принципов международного права и развитие внутригосударственного права на их основе.
В то же время ни одна из этих мер или их совокупность не сможет быть достаточно эффективной без усиления позиций ООН. К сожа-
лению, в настоящее время это осложняется отсутствием устойчивого многополярного мира. Его наличие намного эффективнее любых предлагаемых вариантов ее реформирования.
Например, наиболее часто предлагается расширение числа членов Совета Безопасности или отмена право вето постоянных членов этого органа. Последнее только упростит вопрос возможности применения к этим государствам международных санкций. В то же время сами постоянные члены Совбеза ООН введение такой меры не одобряют, следовательно, расценивать ее в качестве возможности реформирования данной организации или усиления ее позиций в мире не следует.
США, наоборот, пытаются различными способами усилить свое влияние на нее. Так, в 2018 г. ассигнования Белого Дома на миротворческую деятельность ООН были урезаны. Президент Трамп выразил свое недовольство ее деятельностью, в частности, отсутствием а должной реакции «на применение сирийскими властями химического оружия» [6]. Однако позиция Организации Объединенных Наций по Ц отношению к США скорее нейтральная, чем враждебная. |
Вместе с тем международно-правовая политика Вашингтона ча- ^ сто не соответствует основным принципам международного права, в | первую очередь принципу суверенного равенства государств. США о ^ выступают в качестве единственного мирового «полюса» уже около а о тридцати лет и не хотят сдавать своих позиций. При таком подходе I | любые предложения по реформированию ООН не смогут достичь | § желаемого результата и снижение рисков глобализации для мирового ^ г сообщества будет представлять чрезвычайно сложную задачу. 8 |
ЗЕ *
В своем выступлении на Петербургском экономическом форуме ^
в 2019 г. Президент Путин отметил две крайности, в которые может §, |
перейти процесс глобализации: подмена международного права на- в ^
циональным (правом наиболее влиятельных государств, например, ^ |
США) или «фрагментация глобального экономического пространства | ■
политикой ничем не ограниченного экономического эгоизма и его * *
силовое продавливание» [7]. Все это, по мнению российского лидера, 13 может привести только к конфликтам.
В своем Послании Федеральному Собранию 15 января 2020 г. он ®
отметил необходимость предотвращения глобальной войны и особую * в этом роль постоянных членов Совбеза ООН [8].
Что касается уважения национальных интересов государств и со- * трудничества по вопросам реализации и защиты интернациональных интересов, то без этого невозможно становление многополярного мира и нивелирование всех рисков современных процессов в между-
народных отношениях. Взаимное уважение между государствами и сотрудничество на основе суверенного равенства - одновременно и цель, и средство.
Таким образом, стабилизация международных отношений в условиях процессов глобализации может быть достигнута путем неукоснительного соблюдения основных принципов международного права, укрепления международного сотрудничества и совершенствования механизмов международно-правового регулирования. Основной задачей остается формирование многополярного мира. На необходимость новых международных договоров, закрепляющих незыблемые для всех государств принципы, как способа нивелировать негативные черты глобализации указывает и Президент Путин [7].
Для российской международно-правовой политики в условиях глобализации основными приоритетами должны стать укрепление рЗ государственного суверенитета, защита национальных интересов при ^ соблюдении интересов всего международного сообщества. Важным направлением ее развития является международное сотрудничество ^ по общим для мирового сообщества интересам, развитие междуна-О родного права, участие России в реформировании его институтов. ^ Поэтому международно-правовая политика Российской Федерации С должна основываться на нормах Устава ООН и учитывать как ин-5 тернациональные, так и национальные интересы. При этом следует ^ использовать все возможные «международные площадки», региональ-ные организации, форумы и т.д.
Так, на универсальном уровне необходимо реформировать Совет О Безопасности ООН. Возможным вариантом, на наш взгляд, будет ^ отказ от региональных квот и избрание в качестве непостоянных
4 членов Совбеза тех государств, которые способны противостоять О американской внешней политике на основе соблюдения принципов
5 Устава ООН.
^ На региональном уровне целесообразно развитие международных механизмов защиты предпринимательской деятельности. Например, 14 в рамках ЕАЭС используется уже существующий в этой организации судебный орган, а также установлены гарантии защиты трансграничной реализации предпринимательской деятельности в рамках этой между-О народной организации.
Следует отметить, что укрепление международных позиций России ^ невозможно без развития собственной правовой системы с учетом рассмотренных тенденций и принятия мер, направленных на обеспечение ее безопасности, что также является одним из важнейших направлений развития правовой политики Российской Федерации в целом.
Список литературы:
1. Лукашук, И. И. Глобализация, государство, право, XXI век / И. И. Лукашук. - М: Спарк, 2000. - 262 с.
2. Степурина, А.Н. Влияние глобализации на развитие международных связей регионов федеративных государств (на примере РФ, ФРГ и США): автореф. дис.... канд. полит, наук / А.Н. Степурина. - М., 2009. - 26 с.
3. Рюмин, В. А. Глобализация и цивилизационные перспективы человечества / В. А. Рюмин // Глобализация в социально-философском измерении: сб. матер, конф. - СПб.: С.-Петерб. филос. общ-во, 2003. - С. 64-69.
4. Глобализация // Официальный сайт ООН. - URL: //https://www.un.org/ru/ youthink/globalization.shtml (дата обращения: 03.02.2020).
5. Справедливая глобализация: создание возможностей для всех: доклад Всемирной комиссии по социальным аспектам глобализации ООН. - Женева: Международное бюро труда, 2004. - 177 с.
6. Алексеева, Н. От критики к делу: как Трамп предпринимает попытки реформировать ООН. - URL: //https://russian.rt.com/world/article/425918-ssha-oon-reforma-iniciativa (дата обращения: 03.02.2020).
7. Кодекс новой эпохи: Владимир Путин призвал к переменам в мировой экономике // Российская газета. - 2019. - 6-8 июня. -URL: //https://rg.ru/2019/06/07/ putin-prizval-sozdat-mirovoj-svod-pravil.html (дата обращения: 03.02.2020).
8. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 15 января 2020 г. // Официальный сайт Президента России. - URL: // http://kremlin.ru/events/ president/news/62582 (дата обращения: 03.02.2020).
G.N. Komkova,
Doctor of Law, Professor, Head of the Department of Constitutional and Municipal Law, Dean of the faculty of law of Saratov State University named after N. G. Chernyshevsky, Honored lawyer of the Russian Federation komkova_galina@mail. ru
Г.Н. Комкова,
доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой конституционного и муниципального права, декан юридического факультета Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г Чернышевского, заслуженный юрист Российской Федерации
ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ В СВЕТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Аннотация: в статье анализируются положительные и отрицательные стороны глобализации в сфере экономической деятельности, роль России в данном процессе. Отмечается важность минимизации противоречий между представителями различ-
ал
8 I
U
5 в
I §
S< Q)
0 *
и
1
Ii
35 ■ 8
5 1 §
О
I
si
Со £
I!
15
Г1
ц
I
р
а»