Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА ЖИВОТНОГО МИРА'

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА ЖИВОТНОГО МИРА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1055
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИВОТНЫЙ МИР / ANIMAL WORLD / МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА / INTERNATIONAL LEGAL PROTECTION / ЧЕЛОВЕК / MAN / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / INTERNATIONAL LAW

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Иванова Светлана Витальевна

В статье говорится о международно-правовой охране животного мира, о правовом регулировании отношений по охране животного мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International legal protection of animal world

The article talks about the international legal protection of animal world, on legal regulation of relations on protection of wildlife.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА ЖИВОТНОГО МИРА»

Международное право

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА ЖИВОТНОГО МИРА

ИВАНОВА Светлана Витальевна,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры земельного и трудового права Оренбургского государственного аграрного университета (ОГАУ). E-mail: servis-05@list.ru

Краткая аннотация: В статье говорится о международно-правовой охране животного мира, о правовом регулировании отношений по охране животного мира.

Abstract: The article talks about the international legal protection of animal world, on legal regulation of relations on protection of wildlife.

Ключевые слова: Животный мир; международно-правовая охрана; человек; международное право. Keywords: Animal world; international legal protection; man; international law.

Животный мир является для человека источником пользы и наслаждения, первоисточником производства и условием его биологического существования. Дикие животные приносят большую пользу, удовлетворяя различные потребности человека. Люди используют животный мир без особой осмотрительности, не задумываясь о том, этот объект природы необходимо сохранить для настоящего и будущего поколений. К сожалению, потребности человека в использовании объектов животного мира развиваются гораздо быстрее, чем забота об их охране. Воздействие человека на животный мир приводит к уменьшению численности отдельных его видов либо их уничтожению.

В настоящее время учёными описано более 1,6 млн. видов животных от простейших до млекопитающих. «Большинство видов диких животных относится к категории национальных природных ресурсов и находится под исключительным сувернитетом отдельных государств. И от того, насколько эффективно каждая страна обеспечит охрану животного мира на своей территории и в пределах своей юрисдикции, будет в основном зависеть состояние этого компонента природной среды на земном шаре»[1]. Международное право призвано объединять и координировать деятельность государств, регулировать их сотрудничество по охране отдельных видов животного мира, среды обитания, а также всего биоразнообразия в естественных экологических системах. Животный мир особенно восприимчив к антропогенным воздействиям. Поэтому первые социальные мероприятия государственно-правового характера по охране окружающей среды были связаны с охраной объектов животного мира.

Международное законодательство об использовании и охране животного мира стало формироваться в XIX в. В основном, это были международные акты, содержащие требования и условия по осуществлению рыболовства и охране рыбных запасов. В частности, среди них следует назвать Конвенцию России с Англией, касательно торгового мореплавания и рыбных промыслов на Тихом Океане и до границ обоюдных владений на северозападном берегу Англии 1825 г.[2]; Конвенцию по устройству казенного лососевого лова в реке Тор-нео, заключенную между Россией и Швецией 1897 г.[3]; Рыболовную Конвенцию, заключенную между Россией и Японией[4]; Конвенцию между Россией и Румынией о рыболовстве в водах Дуная и Прута 1901 г.[5] В 1916 г. было принято Соглашение между США и Канадой об охране мигрирующих птиц, которое «положило начало формированию обширной области международного сотрудничества - охране мигрирующих видов животных»[6].

В 30-40-х гг. принимается ряд международных конвенций, соглашений, которые направлены на регулирование деятельности государств по защите объектов животного и растительного мира. Сохранение природной фауны и флоры в соответствии с нормами Конвенции о сохранении фауны и флоры в их природном состоянии 1933 г., Конвенции по защите природы и сохранению флоры и фауны западного полушария 1940 г. осуществляется путем создания национальных парков и природных заповедников, регулирования охоты и коллекционирования отдельных видов. Запрещаются некоторые методы охоты, например, применение ядов, взрывчатых веществ, ослепляющего света, сетей, ям, силков и т.д. В эти годы продолжает

развиваться международное сотрудничество по охране отдельных объектов животного мира.

Международной охране подлежали перелетные птицы. Объектом охраны Конвенции по охране птиц 1950 г. выступали все виды птиц, в том числе, перелетные птицы во время пролета к местам гнездования, особенно в марте - июле. В течение всего года под охраной находятся те виды птиц, которым грозит вымирание или которые представляют научный интерес. Конвенция по охране птиц стала основой для развития международной практики заключения двусторонних соглашений по совместной охране мигрирующих птиц между заинтересованными государствами. В частности, были заключены Конвенция об охране мигрирующих птиц и птиц, находящихся под угрозой исчезновения и среды их обитания между СССР и Японией, 1973 г., Конвенция об охране мигрирующих птиц и птиц, находящихся под угрозой исчезновения и среды их обитания между СССР и США, 1978 г. Конвенция между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Республики Индии об охране перелетных птиц от 8 октября 1984 г. Конвенции детально предусматривают согласованные действия сторон в отношении видов и подвидов мигрирующих птиц. По мнению профессора О.С. Колба-сова, «двусторонние конвенции предназначены для детального правового регулирования деятельности заинтересованных государств в охране мигрирующих видов диких животных с учетом конкретных особенностей самих видов и условий их обитания»[7].

В дополнении к ранее принятым конвенциям, соглашениям по охране животного мира в 70-х гг. появляются новые значимые, прогрессивные международные правовые акты, направленные на охрану среды обитания и охрану отдельных видов животного мира. К числу таких международных актов следует отнести Конвенцию о водно-болотных угодьях, Конвенцию о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящихся под угрозой исчезновения, Конвенцию об охране мигрирующих видов диких животных и ряд других соглашений.

Учитывая значимость благоприятной среды обитания для многих видов диких животных главным образом водоплавающих птиц, международным сообществом была принята Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение. В соответствии с Конвенцией, каждая договаривающаяся сторона определяет подходящие водно-

болотные угодья на своей территории, которые включаются в список водно-болотных угодий международного значения. Участники конвенции принимают все необходимые меры к сохранению включенных в список водно-болотных угодий посредством создания природных резерватов[8].

К эффективной мере охраны диких животных, по мнению К.А. Бекяшева, следует отнести международно-правовую регламентацию их транспортировки и продажи[9]. Необходимость принятия Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, была связана с осознанием того факта, что международная торговля представителями дикой фауны и флоры оценивается ежегодно в тысячи миллионов долларов и является одной из важных причин сокращения популяций многих животных и растении. В основу данной Конвенции положен согласованный сторонами-участницами Список редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений, торговля которыми может нанести ущерб их природным популяциям и, следовательно, торговлю которыми необходимо контролировать с помощью согласованных международных процедур.

Охране мигрирующих видов животного мира посвящена Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных. Целью Конвенции является сохранение мигрирующих видов, статус сохранности которых считается неблагоприятным по определенным критериям. «Эта конвенция содержит наиболее общие и принципиальные положения относительно охраны любых видов диких животных суши, которые в процессе своего жизненного цикла пересекают границы национальной юрисдикции. Характерно, что принимается во внимание пересечение животными не государственных границ, а границ национальной юрисдикции, под которыми могут пониматься и границы экономических зон»[10]. Указанное пересечение границ должно совершаться не отдельными особями случайно, а значительным числом представителей данного вида циклично или предсказуемо.

В 1972 г. была принята Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия. СССР эту Конвенцию ратифицировал только в 1988 г. Конвенция определила, что под «природным наследием» понимается, в том числе, ареал подвергающихся угрозе видов животных и растений, имеющих выдающуюся универсальную ценность с точки зрения науки или сохранения. Конвенция определила

важность обеспечения более эффективной охраны и сохранения природного наследия, в том числе путем приёма соответствующих юридических, научных, технических, административных и финансовых мер[11]. Конвенция об охране дикой фауны и флоры и природных сред обитания в Европе (Бернская конвенция) вступила в силу с 1 января 1982 г. и была направлена на обеспечение охраны дикой фауны и флоры и природных местообитаний, содействие международному сотрудничеству. Большое внимание в Конвенции уделяется редким и наиболее уязвимым видам, включая мигрирующие виды.

Для поддержания популяции тунцов и тунцовых рыб, обитающих в Атлантическом океане на уровне, позволяющем получать максимально устойчивый улов для потребления в пищу и других целей, была принята Международная конвенция о сохранении атлантических тунцов 1966 г. Для СССР указанная конвенция вступила в силу в 1977 г. Также принимается ряд других международных правовых актов, направленных на видовое сохранение животного мира. К примеру, Конвенция о сохранении тюленей Антарктики 1972 г., Соглашение о сохранении белых медведей 1973 г., Конвенция о сохранении лосося в северной части Атлантического океана 1982 г.

В 70-х гг. активно развивается научно-техническое сотрудничество государств на международном уровне, которое осуществляется «на основе генеральных соглашений по охране окружающей среды, либо специальных соглашений о научно-техническом сотрудничестве или международных научно-исследовательских программ[12]. Так, в рассматриваемый период большое значение имели мероприятия по охране животного мира в рамках научной программы «Человек и биосфера». Особенность этих мероприятий состояли в том, что в них животный мир рассматривался в единстве с другими компонентами экологической системы.

В рамках международных межправительственных и неправительственных организаций также уделялось большое внимание охране животного мира. Решения этих организаций носят рекомендательный характер для государств. Однако, в своих решениях организации указывают на определенные проблемы в сфере охраны животного мира и рекомендуют обратить внимание государств на необходимость заключения конвенций или соглашений по охране отдельных видов диких животных, или среды их обитания. В частности, принятию Конвенции об

охране мигрирующих видов животных послужили рекомендации Стокгольмской конференции ООН по проблемам окружающей среды на необходимость заключения договоров по охране видов животных, населяющих международные воды или мигрирующих из одной страны в другую.

Несмотря на принятие большого количества международных правовых актов по охране животного мира, в мире наблюдается тенденция к сокращению числа видов животных. С одной стороны это может привести к негативным изменениям в структуре экологических систем, а с другой стороны к обеднению генетического фонда. «Генетический фонд беднеет и может сузиться до простой эволюции, а ведь сохранность этого фонда необходима для создания новых видов»[13]. Поэтому в 90-х гг. сохранение биологического разнообразия становится глобальной проблемой современности. «Разнообразие важно для эволюции и сохранения систем жизнеобеспечения биосферы. Биологическое разнообразие, однако, значительно уменьшается в связи с определенными видами деятельности человека, и очень важно предвидеть, предупредить и устранить причины этого уменьшения. Мир должен сохранить биологическое разнообразие»[14].

Осознавая значимость проблемы сохранения биологического разнообразия, государства предпринимают необходимые меры к его охране. Так, на Конференции в Рио была подписана Конвенция о биологическом разнообразии, ставшая базовым международным документом, регламентирующим усилия мирового сообщества в области сохранения биоразнообразия. В соответствии с Конвенцией о биологическом разнообразии и другими международными соглашениями и программами государства разрабатывают национальные планы и стратегии, направленные на принятие конкретных мер по сохранению отдельных видов животных, мест их обитания, а также экосистем. По мнению И.О. Красновой, проведенная кодификация в рамках Конвенции ООН о биоразнообразии, свидетельствует о высоком уровне регулирования международных отношений по охране животного мира[15].

Основной целью Конвенции о биологическом разнообразии является сохранение биологического разнообразия, а именно разнообразия всего живого на генетическом, видовом и экосистемном уровнях, а также устойчивое использование его компонентов и получение выгод, связанных с использованием гене-

тических ресурсов и обменом соответствующими технологиями. В рамках Конвенции существует Кар-тахенский протокол по биобезопасности. Интенсивный рост международной торговли живых измененных организмов (ЖИО) определяет актуальность дальнейшего безопасного внедрения биотехнологий. Принятие Картахенского протокола «создало необходимую правовую основу для включения в международную торговлю ЖИО в контексте безопасного применения современных биотехнологий»[16]. Основной целью Протокола является содействие обеспечению надлежащего уровня защиты в области безопасной передачи, обработки и использования живых измененных организмов, являющихся результатом применения современных биотехнологий и способных оказать неблагоприятное воздействие на сохранение и устойчивое использование биоразнообразия, с учетом рисков для здоровья человека. «Исключением являются фармацевтические препараты, торговля которыми регулируется другими соглашениями. В соответствии с Протоколом экспортно-импортные операции строятся на механизме заблаговременного обоснованного согласия, которое включает обязанность экспортера уведомить страну-импортера о намерении ввоза ЖИО, а страна-импортер в установленные сроки дает свое согласие либо запрещает импорт»[17].

Важным этапом в развитии международного сотрудничества в сфере охраны животного мира стало принятие в 1994 г. Конвенции по морскому праву. Конвенция определила ответственность сторон по сохранению морских млекопитающих, далеко мигрирующих видов рыб, а также запасов анадром-ных, катадромных видов рыб. Конвенцией обеспечиваются «интересы обеспечения охраны биологических ресурсов моря, интересы рациональной организации использования государствами запасов биоре-сурсов»[18]. В целях реализации положений Конвенции о сохранении и рациональном использовании водных биологических ресурсов, было принято Соглашение «об осуществлении положений Конвенции ООН по морскому праву»[19], которое касается сохранения трансграничных рыбных запасов и запасов далеко мигрирующих рыб и управления ими. Данное Соглашение было ратифицировано Российской Федерацией в 1995 г.

Конвенция о биологическом разнообразии стала основой для принятия многочисленных двусторонних соглашений между заинтересованными

государствами по охране перелетных птиц[20], отдельных видов животных[21], а также о сотрудничестве в области охраны окружающей среды[22]. Сотрудничество между государствами осуществляется по многим направления, в том числе охране и развитию заповедников и других особо охраняемых природных территорий; охране и устойчивом использовании биологического разнообразия. Также во исполнение Конвенции о биологическом разнообразии продолжает активно развиваться международное научно-техническое сотрудничество по охране животного мира[23]. Примером может служить Международная Программа Диверситас[24] (DIVERSITAS).

Таким образом, на современном этапе ни у кого не оставляет сомнения о возрастающем значении глобальной проблемы охраны животного мира. С ее решением тесно связано обеспечение материального и духовного благополучия жизни настоящего и будущих поколений. Развиваясь в рамках современного международного экологического права, охрана животного мира связана с охраной других объектов окружающей среды - атмосферного воздуха, водных объектов, земли, лесов как среды обитания объектов животного мира. Важную роль в решении проблемы сохранения окружающей среды в целом и животного мира в частности принадлежит государству. Практически все государства осознают необходимость сохранения всего биологического разнообразия и поэтому предпринимают реальные шаги к международному сотрудничеству в области охраны животного мира. На наш взгляд, развитию правового регулирования охраны животного мира присуще важный аспект: экологически обоснованные правовые нормы, призванные регулировать международные отношения по сохранению и устойчивому использованию животного мира, восстановлению и улучшению благоприятных природных условий, постепенно образуют «устойчивую систему внутри международного и национального права стран мира»[25].

Развитие международного законодательства об охране и использовании животного мира осуществлялось постепенно. На первых этапах развития была необходимость в пообъектном правовом регулировании животного мира, т.е. охрана животного мира осуществлялась на уровне отдельных видов птиц, зверей, водных биологических ресурсов, редких и находящихся на гране исчезновения видов животных, а также среды их обитания. С осознанием роли всего биологического разнообразия для человечества, был

принят кодифицированный акт международного характера - Конвенция о биологическом разнообразии. В настоящее время реализуется тенденция к охране животного мира через сохранение биологического разнообразия на генетическом, видовом и экосистемном уровнях. Правовое регулирование от-

Билиография:

ношений по охране животного мира достигло высокого уровня, в связи с чем, основной задачей на современном этапе является активизация «сотрудничества в области повышения уровня исполнения государствами своих международных обяза-тельств»[26].

1. Колбасов О.С. Международно-правовая охрана окружающей среды. М.: Международные отношения, 1982. С. 130.

2. Полное собрание законов Российской империи. Т. XL.

3. Полное собрание законов Российской империи. Т. 17.

4. Полное собрание законов Российской империи. Т. 27.

5. Полное собрание законов Российской империи. Т. 22.

6. Краснова И.О. Введение в международное экологическое право // Аграрное и земельное право. 2005. № 3. С. 101.

7. Колбасов О.С. Международно-правовая охрана окружающей среды. М.: Международные отношения, 1982. С. 138.

8. Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц // Свод нормативных актов ЮНЕСКО. М., 1993. С. 191.

9. Международное публичное право. Учебник / Под ред. К.А. Бекяшева. М.: ПБОЮЛ Грачев С.М., 2001. С. 528.

10. Колбасов О.С. Международно-правовая охрана окружающей среды. М.: Международные отношения, 1982. С. 137.

11. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (Париж, 16 ноября 1972 г.) // Сборнике действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами, М., 1991 г., вып. XLV. С. 482.

12. Колбасов О.С. Международно-правовая охрана окружающей среды. М.: Международные отношения, 1982. С. 140.

13. ВНР. Законодательство и управление в области охраны окружающей среды / Под ред. О.С. Колбасова. М.: Прогресс, 1983. С. 212.

14. Повестка дня на XXI век. Принята Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 3-14 июня 1992 года // http://www.un.org/ru/documents

15. Краснова И.О. Введение в международное экологическое право // Аграрное и земельное право. 2005. № 3. С. 108.

16. Щеголева А.М. История разработки и принятия Картахенского протокола по биобезопасности 2000 г. // Вестник РУДН. 2014. № 2. С. 301.

17. Краснова И.О. Введение в международное экологическое право // Аграрное и земельное право. 2005. № 3. С. 110.

18. Полищук-Молодоженя Т.Р. Международно-правовой механизм охраны биологических ресурсов моря: На примере Баренцева моря. Автореф. дисс. на соиск. ... канд. юрид. наук. Петрозаводск, 2005.

19. Соглашение об осуществлении положений Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву от 10 декабря 1982 г., которые касаются сохранения трансграничных рыбных запасов и запасов далеко мигрирующих рыб и управления ими // http://docs.cntd.ru/document

20. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Корея об охране перелетных птиц от 2 июня 1994 г. // http://www.consultant.ru/cons

21. Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об охране тигра. Пекин. 10 ноября 1997 г. // http://pravo.gov.ru/

22. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Македонии о сотрудничестве в области охраны окружающей среды; Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Монголии о сотрудничестве в области охраны окружающей среды // http://base.garant.ru/2558260/

23. Научная программа "Инициатива Bio Trade" // http://www.BIOTRADE.org/initiative.htm

24. Программа Диверситас // http://www.icsu.org/diversitas/About/index.html

25. Бжезинский В. Правовая охрана окружающей среды / Под ред. О.С. Колбасова. М.: Прогресс, 1979. С. 2.

26. Краснова И.О. Введение в международное экологическое право // Аграрное и земельное право. 2005. № 3. С. 103.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.