Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ФАУНИСТИЧЕСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ'

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ФАУНИСТИЧЕСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
152
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИВОТНЫЙ МИР / FAUNA / ОБЪЕКТЫ ЖИВОТНОГО МИРА / ОХОТНИЧЬИ РЕСУРСЫ / WILDLIFE AND HUNTING RESOURCES / ВОДНЫЕ БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / WATER BIOLOGICAL RESOURCES / БИОРАЗНООБРАЗИЕ / BIODIVERSITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Иванова Светлана Витальевна

В данной статье проводится правовой анализ объектов фаунистических правоотношений. Отражаются теоретические и практические проблемы правового регулирования объектов животного мира. В статье автор проводит анализ российского и международного законодательства в сфере правового регулирования объектов фаунистических правоотношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of legal regulation of the legal relations of fauna objects: theoretical and practical aspects

This article is carried out a legal analysis of faunal objects relations. It's recognized theoretical and practical problems of legal regulation of wildlife. The author analyzes the Russian and international legislation in the sphere of legal regulation of relations of objects of fauna.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ФАУНИСТИЧЕСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ»

Аграрное и земельное право

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ФАУНИСТИЧЕСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ

ИВАНОВА Светлана Витальевна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры земельного и трудового права юридического факультета Оренбургского государственного аграрного университета (ОГАУ). E-mail: servis-05@list.ru

Краткая аннотация: в данной статье проводится правовой анализ объектов фаунистических правоотношений. Отражаются теоретические и практические проблемы правового регулирования объектов животного мира. В статье автор проводит анализ российского и международного законодательства в сфере правового регулирования объектов фаунистических правоотношений.

This article is carried out a legal analysis of faunal objects relations. It's recognized theoretical and practical problems of legal regulation of wildlife. The author analyzes the Russian and international legislation in the sphere of legal regulation of relations of objects of fauna.

Ключевые слова: животный мир, объекты животного мира, охотничьи ресурсы, водные биологические ресурсы, биоразнообразие.

Fauna, wildlife and hunting resources, water biological resources, biodiversity.

Одним из актуальных вопросов в фаунистическом праве является вопрос об объектах фаунистических правоотношений. Именно по поводу объекта правоотношения субъекты приобретают соответствующие права и обязанности. Анализ содержания и видов объектов фаунистических правоотношений имеет основополагающее значение в правовом регулировании этих отношений.

Федеральный закон «О животном мире» в качестве объекта права собственности определяет животный мир Российской Федерации. Регулирование имущественных в области охраны и использования животного мира относятся к гражданскому законодательству. То есть, на объекты животного мира распространяются нормы фаунистического права и гражданского права. Актуальным является вопрос о разграничении сферы правового регулирования гражданского и фаунистического права на объекты животного мира. Необходимо определить соотношение объектов фаунистиче-ского права и объектов гражданского права, их взаимосвязь и разграничение.

Особенности, присущие различным объектам животного мира, оказывают важное значение на процесс их рационального использования, на механизм их правового регулирования. Поэтому, в целях рационального использования и всесторонней охраны, необходимо исследовать специфику правового режима объектов животного мира.

Субъекты вступают в конкретные правоотношения для удовлетворения каких-либо социальных интересов и потребностей, реализуя свои субъективные права и обязанности. «Материальные и духовные блага, предоставлением и использованием которых удовлетворяются интересы пра-

вомочной стороны правоотношения, называется объектом правоотношения»1. В юридической литературе существуют разные трактовки объекта правоотношения, поэтому вопрос об объекте правоотношения является дискуссионным. В ходе дискуссии сложились две концепции объекта правоотношения - монистическая и плюралистическая. Согласно первой концепции, единственным объектом правоотношения является поведение субъектов. Большинством ученых поддерживается вторая концепция, согласно которой к объектам правоотношений относятся «различные социальные блага, как существующие в естественном состоянии в природе, так и созданные трудом человека»2. Согласно плюралистической концепции объекта правоотношения, существует множество объектов правоотношения и они столь же многообразны, как и сама жизнь3. С философской точки зрения под объектом понимается то, что противостоит субъекту, на что направлена познавательная и иная деятельность человека4.

Согласно плюралистической концепции, объектом общественных экологических отношений является «природа (окружающая среда) и ее отдельные составные элементы -природные объекты и комплексы. Вопрос об объекте экологических отношений представляется важным как в теоретическом, так и в практическом плане. От точного установления его юридически значимых характеристик зависит адекватное

1 Теория государства и права: Учебник для юридических вузов / Под общ. ред. А.С. Пиголкина. М.: ОАО «Издательский Дом "Го-родец", 2003. С. 376.

2 Морозова Л.А. Теория государства и права. М.: НОРМА, 2003. С. 193.

3 Теория государства и права: курс лекций / Под ред. Н.И. Мату-зова, А.В. Малько, 1997. С. 406.

4 Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 453.

регулирование этих отношений».1 В соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

В экологическом праве в зависимости от объекта реализуются интегрированный и дифференцированные подходы к правовому регулированию экологических отношений2. Когда экологические отношения возникают по поводу окружающей среды (природы), речь идет об интергированном подходе к правовому регулированию отношений. «К отношениям по поводу земли, лесов, растительного и животного мира, недр, атмосферного воздуха, вод применяется дифференцированный подход к регулированию экологических отношений, содержание которого определяется спецификой каждого из природных объектов».3 При дифференцированном подходе отражаются особенности каждого природного объекта. Таким образом, при регулировании фаунистических отношений по поводу животного мира применяется диффи-ринцированный подход, отражающий специфику рационального использования и охраны животного мира.

Исходя из теоретического определения, объектами правоотношений являются материальные и нематериальные блага.4 Примером нематериального блага в качестве объекта фаунистических правоотношений является экологическая информация, экологические права граждан, экологическое образование. Пользование этими нематериальными благами достигается путем реализации права на участие общественности в принятии решений, соответствующих государственных программ, права на создание общественных организаций. Так, граждане создают Общества охотников и рыболовов. Через подобные общественные организации происходит реализация и защита прав охотников и рыболовов, воспитание у членов Общества бережного отношения к природе и ее богатствам, экологической культуры.

По мнению О.С. Колбасова, все предметы материального мира подразделяются на две категории. К первой категории относятся природные объекты или природа, которая является окружением общества и в состав которой входят как произведения стихийных сил, так и продукты человеческого труда, не выделенные из природной среды,

1 Бринчук М.М. Экологическое право: объекты экологических отношений. М., 2011. С. 8.

2 Краснова И.О. Дифференциация и интеграция в экологическом праве: на пути к сближению // Экологическое право. 2015. № 4. С. 9.

3 Бринчук М.М. Указ. соч. С. 15.

4 Алексеев С. Проблемы теории права. Т. 1. Свердловск, 1972. С.

332.

и товарно-материальные ценности, представляющие собой «соединение вещества природы с человеческим трудом, выделенные из природной среды и входящие в структуру общества»5.

Данная классификация позволяет отнести объекты животного мира к природным объектам, а диких животных, изъятых из естественной среды обитания - к товарно-материальным ценностям, вещам. Особенности, присущие животному миру и вещам оказывают большое значение на процесс их использования, а также на правовое регулирование возникающих в этом процессе отношений. С учетом этих особенностей решаются вопросы обеспечения рационального использования животного мира и его охраны. Так, специфика правового режима рационального использования и охраны животного мира определена Федеральным законом «О животном мире» и другими специальными правовыми актами. Отношения по владению, пользованию и распоряжению изъятых из среды обитания животных регулируются нормами гражданского права. «Для разграничения подобных отношений в законодательстве используется метод определений»6. Согласно Федеральному закону «О животном мире» объектом фаунистических правоотношений является животный мир. Животный мир определяется как «совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны»7.

Дикие животные в состоянии естественной свободы территориально не ограничены, что означает для человека невозможность обладать ими. Естественная свобода дикого животного исключает какое-либо воздействие на него человека до тех пор, пока оно не будет изъято из естественной среды, что означает утрату животным экологической связи с природой (состояния естественной свободы). Как только объекты животного мира вышли из экологической системы природной среды, они становятся вещью, имуществом и одновременно объектом гражданских правоотношений. Так, выловленная рыба из водоема не относится к природным объектам, хотя по своим характеристикам может и не отличаться от той рыбы, которая еще не добыта и находится в водоеме. Выловленная рыба будет относиться к товарно-материальным ценностям. Соответственно, на действия по перевозке, хранению и продаже выловленной рыбы будут распростра-

5 Экология: политика - право. Правовая охрана природы в СССР / О.С. Колбасов. М.: Наука, 1976. С. 12.

6 Экологическое право: Учебник для бакалавров / Отв. ред. Н.Г. Жаворонкова, И.О. Краснова. М.: Проспект, 2015. С. 36.

7 О животном мире. Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1462.

няться нормы гражданского права. Объекты животного мира переходят в обладание к субъектам только после их захвата, изъятия из состояния естественной свободы. С этого момента у лица, который изъял дикое животное из естественной среды, возникает право частной собственности, а дикое животное становится вещью. Если дикое животное изъято с нарушением требований закона, то право собственности на это животное не возникает.

Животный мир не всегда выступал объектом фау-нистических правоотношений. Так, в дореволюционной России дикие животные, птицы и рыбы рассматривались как принадлежность поземельного участка1. Животный мир являлся объектом гражданских правоотношений и относился к категории вещей. Только после национализации земли в 1917 г. частная собственность на землю, недра, леса и воды была отменена, а вместе с тем воды, леса, животный мир, земля были объявлены всенародным достоянием2. Природные ресурсы находились в исключительной государственной собственности.

Действующее гражданское законодательство РФ рассматривает животных как объект имущественных прав, имущество. В соответствии со ст. 130 Гражданского кодекса к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей. К числу основных критериев, по которым иные, не обозначенные в статье вещи могут быть отнесены к недвижимым относятся прочная связь с землей и неперемещаемость. Эти критерии не применимы к объектам животного мира в силу их постоянного перемещения в состоянии естественной свободы. Поэтому объекты животного мира не относятся к недвижимым вещам и не относятся к движимым вещам. Объекты животного мира не являются вещью и не являются объектами гражданских правоотношений, за исключением тех, которые изъяты из естественной среды обитания.

Вещи в гражданском праве - это предметы окружающей действительности, способные удовлетворять потребности субъектов гражданских правоотношений, контролироваться (управляться) ими и быть в их обладании.3 В отношении объектов животного мира обладание и постоянный контроль не возможен в связи с их физическими особенностями (постоянное передвижение, миграция). В связи

1 Мейер Д.И. Русское гражданское право. Изд-во: Тип. Соврем. изв. 5-е изд. 1873. С. 288; Победоносцев К. Курс гражданского права. Первая часть. Вотчинные права. СПб.: Сунодальная типография, 1896. С. 412.

2 Декрет II Всероссийского съезда Советов о земле от 26 октября (8 ноября) 1917 года // Декреты Советской власти. Т. 1. М.: Гос. изд-во полит. лит-ры, 1957. С. 18.

3 Евстифеев А.А. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (учебно-практический) / Под ред. С.А. Степанова. М.: Проспект; Екатеринбург: Институт частного права, 2015. С. 184.

с чем, не любой предмет окружающего мира может быть признан вещью с правовой точки зрения. «Предметы, созданные природой, но на данном этапе развития человека для него недостижимые, интеллектуально и физически неконтролируемые, вещами с точки зрения права не являют-ся»4. Поэтому, правовые категории «вещи», «имущество» следует рассматривать как элементы понятийного аппарата гражданского права. Тем не менее, отдельными учеными в экологическом праве использовалась категория «вещи». Так, вещи рассматривались как «обособленные предметы природы. Природные ресурсы, природные богатства определяются как вещи, предметы, существующие помимо нас, не созданных нами. Предметы природы могут быть освоены и использованы для производственной деятельности и для удовлетворения потребительских нужд»5. Но существовала и другая точка зрения. По мнению О.С. Колбасова, доказательством того, что выражение «вещи» не следует использовать в экологическом праве, может служить следующий факт: «в природе есть вещи, которые не являются природными богатствами - это, например, вещи, которые по своему характеру не нуждаются в охране или их нельзя защитить от какого-либо повреждения, вещи, которые существуют в безграничном объеме, как солнечный свет, ветер»6. Поддерживая вторую точку зрения, действующее законодательство о животном мире не закрепляет понятия «природные вещи» или «природное имущество», а использует понятия «природные ресурсы», «природные богатства».

Животный мир является одним из основных элементов окружающей среды, объектом ее использования и охраны. Он включает все многообразие дикой наземной и водной фауны, участвующее в различных взаимосвязях в живой природе. «К объектам охраны животного мира относятся все животные сообщества, находящиеся в условиях естественной среды обитания, независимо от их промыслового значения и выполняемых функций. Все животные являются полезными, так как выступают звеньями в естественной цепи обмена веществ и энергии»7.

Как объект фаунистических правоотношений, животный мир и объекты животного мира характеризуется следующими признаками:

1. принадлежность к дикой фауне. Фауна - это «исторически сложившаяся совокупность видов животных, обитающих в данной области и входящих во все её биогеоценозы.

4 Гражданское право. Часть первая: Учебник для вузов / Под общ. ред. Т.И. Илларионовой, Б.М. Гонгало, В.А. Плетнева. М., 1997. С. 145.

5 Петко Стайнов. Правовые вопросы защиты природы / Под ред. О.С. Колбасова. М.: "ПРОГРЕСС". 1974. С. 20.

6 Там же. С. 20.

7 Петров В.В. Правовая охрана природы в СССР: Учебник. М.: Юрид. лит-ра, 1984. С. 268.

Домашние животные, животные в зоопарках и т.п. не входят в состав фауны»1. В состав фауны не входят объекты животного мира, изъятые из среды обитания в установленном порядке, то есть объекты, которые могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. То есть объектом фаунистических правоотношений являются дикие животные, неприрученные, неодомашненные животные. К ним относятся млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы, моллюски, насекомые и другие животные, обитающие на суше, в воде, атмосфере, почве. «На территории Российской Федерации представлено 320 видов млекопитающих, 789 - птиц, 75 - рептилий, около 30 - амфибий, 343 вида рыб пресных вод, 9 -круглоротых и около 1500 видов морских рыб»2.

2. нахождение диких животных в состоянии естественной свободы. Под естественной свободой понимается непосредственная естественная связь животного с окружающей средой. В связи с этим, дикие животные, содержащиеся в неволе (в зоопарках, аквариумах и т.п.), а также сельскохозяйственные и другие одомашненные животные, не являются объектами животного мира. Они являются объектами гражданских прав. Вместе с тем, Федеральный закон «О животном мире» указывает на возможность отнесения объектов животного мира, содержащихся в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания к животному миру при условии, что такое содержание необходимо в целях сохранения ресурса и генетического фонда объектов животного мира и в иных научных и воспитательных целях.

3. установление территориальных границ нахождения дикого животного. В соответствии с Федеральным законом «О животном мире», животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью. Только на территории России дикие животные входят в единый государственный фаунистический фонд.

4. непотребляемость объекта, т.е. при переходе отдельного животного с территории России на территорию другого государства, а также при уничтожении отдельных экземпляров в результате охоты, рыболовства и т.д. животный мир как объект права собственности и объект охраны не исчезает. Следует отметить, что термин «потребляемость» относится не к отдельным животным или даже их видам, включаемым в единый фаунистический фонд, а к фаунисти-ческому фонду в целом. То есть, отдельное животное это потребляемый объект, оно может быть уничтожено, изъято из среды обитания и т.п., может исчезнуть даже целый вид диких животных. В случае сохранения хотя бы одного дикого

1https://rn.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D1%83%D0%BD% D0%B0. Дата доступа 21 апреля 2015 г. 2 http://bibliofond.ru/view.aspx?id=519241

животного, отвечающего всем вышеперечисленным признакам, фаунистический фонд сохраняется.

В некоторых научных исследованиях3 ранее указывался еще один признак - полезность, который был закреплен в законодательстве 60-х гг. прошлого века. В соответствии с Законом «Об охране природы в РСФСР» 1960 г., правовому регулированию использования и охраны подлежали полезные дикие животные, птицы, рыбы, находящиеся в состоянии естественной свободы. «Это положение отражало антропоцентрический подход законодателя к регулированию экологических отношений: охранять природу есть смысл в интересах человека»4. Однако в настоящее время законодатель отказался от деления животных на полезных и вредных, ибо этот признак всегда носил условный характер. «Поскольку в природе все взаимосвязано, отдельные виды животных в различной обстановке могут быть как вредными, так и полезными. Так, лось, заяц и дикий кабан при оптимальной численности на 1 км охотничьих угодий -животные полезные, но при превышении оптимальной численности они уже становятся вредными, так как могут нанести существенный вред лесному и сельскому хозяйству»5.

Таким образом, к животному миру следует отнести млекопитающих, птиц, пресмыкающихся, земноводных, рыб, насекомых и других животных, обитающих на земле (на поверхности, в почве, в подземных пустотах), в поверхностных водах и атмосфере в условиях естественной свободы. «Состояние естественной свободы, функционирование в составе экологических систем природы - основной признак, позволяющий причислить животных к объектам охраны животного мира»6.

Объектом правового отношения выступает то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности его участников, т.е. то, ради чего возникает само правоотношение. Объектами в материальных фаунистиче-ских правоотношениях являются «отдельные представители охотничьих ресурсов либо водных биоресурсов, которые обособляются путем определения места, времени охоты или рыболовства, количества (объема) разрешенных для добычи конкретных видов животных»7. К примеру, объектами охоты по охотхозяйственному соглашению являются лось, кабан, косуля сибирская, лисица, барсук. В соглаше-

3 Константиниди С.С. Охрана животного мира (правовые вопросы). Алма-Ата: Издательство «Кайнар», 1975. С. 47.

4 Бринчук М.М. Экологическое право: объекты экологических отношений. М., 2011. С. 91.

5 Анисимов А.П., Копылов Д.Э., Мохов А.А. Правовой режим животных как объекта гражданских и иных правоотношений // Современное право. М.: Новый Индекс, 2007. № 4. С. 93-98.

6 Петров В.В. Правовая охрана природы в СССР: Учебник. М.: Юрид. лит-ра, 1984. С. 268.

7 Экологическое право: Учебник для бакалавров / Отв ред. Н.Г. Жаворонкова, И.О. Краснова. М.: Проспект, 2015. С. 37.

нии указываются сведения о животном мире, его численности в пределах границы земельного участка. Таким образом, происходит обособление охотничьих ресурсов, в отношении которых предоставляется право на добычу.

Объекты животного мира обособляются не только физически, но и юридически, путем закрепления прав субъектов в правоустанавливающих документах (разрешениях, договорах)1. Так, в соответствии со ст. 30 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов», в разрешении на добычу охотничьих ресурсов указываются: сведения об охотнике и охотничьем билете, вид охоты, который предполагается осуществлять; сведения о добываемых охотничьих ресурсах; количество добываемых охотничьих ресурсов; сроки охоты и места охоты.

Все виды объектов животного мира условно можно разделить на три группы. Первую группу составляют те объекты животного мира, которые используются человеком для удовлетворения своих потребностей. «Предметы природы лишь тогда и лишь постольку интересуют человека, поскольку он имеет к ним интерес, поскольку они создают для него пользу, блага (материального или духовного свойства)»2. Эти объекты животного мира называются природными ресурсами. К ним следует отнести охотничьи ресурсы, водные биологические ресурсы. Их рациональное использование и охрану регулируют специальные нормативные правовые акты3. ты3. То есть на них распространяются особые правовые требования по рациональному использованию и охране.

Учитывая природные, климатические, географические условия, законодательством о животном мире закрепляются специальные объекты животного мира как объекты фаунистических правоотношений, в отношении которых установлен особый правовой режим их использования и охраны. Так, Федеральным законом «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»4 установлен особый правовой режим использования и охраны водных биологических ресурсов исключительной экономической зоне Российской Федерации. К водным биологическим ресурсам (живым ресурсам) исключительной экономической зоны относятся рыбы, водные беспозвоночные, водные

1 Экологическое право: Учебник для бакалавров / Отв ред. Н.Г. Жаворонкова, И.О. Краснова. М.: Проспект, 2015. С. 37.

2 Петко Стайнов. Правовые вопросы защиты природы / Под ред. О.С. Колбасова. М.: "ПРОГРЕСС", 1974. С. 21-22.

3 Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации. Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ // СЗ РФ. 2009. № 30. Ст. 3735; О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов. Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ // СЗ РФ. 2004. № 52 (ч. 1). Ст. 5270.

4 Об исключительной экономической зоне Российской Федерации. Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 51. Ст. 6273.

млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы. Особый режим определен для анадромных, катадромных, далеко мигрирующих видов рыб и морских млекопитающих.

К анадромным видам рыб относятся виды рыб, воспроизводящиеся в пресной воде водных объектов в Российской Федерации, совершающие затем миграции в море для нагула и возвращающиеся для нереста в места своего воспроизведения. Катадромные виды рыб - виды рыб, воспроизводящихся в море и проводящих большую часть своего жизненного цикла во внутренних водах Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации. Далеко мигрирующие виды рыб и других водных животных -виды рыб и других водных животных, которые большую часть своего жизненного цикла проводят в открытом море и могут временно мигрировать в исключительную экономическую зону Российской Федерации5.

Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» предусматривает специфический правовой режим использования и охраны живых организмов, относящихся к «сидячим видам», то есть организмов, которые в период, когда возможна их добыча (вылов), находятся в неподвижном состоянии на морском дне или под ним либо не способны передвигаться иначе, как находясь в постоянном физическом контакте с морским дном или его недрами6.

Федеральным законом «Об охране озера Байкал» установлены особенности охраны, вылова (добычи) эндемических видов водных животных и сбора эндемичных видов водных растений, обитающих в озере. В частности, Постановлением Правительства РФ7 предусмотрено, что вылов (добыча) байкальских омуля, нерпы и других эндемичных видов водных животных озера Байкал, за исключением водных животных и растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, осуществляются в пределах общих допустимых уловов этих видов водных биологических ресурсов, определяемых и утверждаемых ежегодно в установленном порядке.

Перечень промысловых эндемичных видов водных животных озера Байкал утвержден Приказом Роскомрыбо-ловства8. К числу промысловых эндемичных видов водных

5 О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов. Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ // СЗ РФ. 2004. № 52 (ч. 1). Ст. 5270.

6 О континентальном шельфе Российской Федерации. Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 49. Ст. 4694.

7 Об особенностях охраны, вылова (добычи) эндемичных видов водных животных и сбора эндемичных видов водных растений озера Байкал. Постановление Правительства РФ от 28 января 2002 г. № 67 // СЗ РФ. 2002. № 5. Ст. 533.

8 Об утверждении перечня промысловых эндемичных видов водных животных озера Байкал. Приказ Госкомрыболовства РФ от 8

животных озера Байкал относятся: млекопитающие (байкальская нерпа) и рыбы (байкальский омуль, белый байкальский хариус, черный байкальский хариус).

Особенности рационального использования и охраны трансзональных и трансграничных видов рыб установлены Федеральным законом «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». Трансграничные виды рыб и других водных животных - виды рыб и других водных животных, которые воспроизводятся и проводят большую часть своего жизненного цикла в исключительной экономической зоне Российской Федерации и могут временно мигрировать за пределы такой зоны и в прилегающий к такой зоне район открытого моря. К трансзональным видам рыб относятся виды рыб и другие водные животные, обитающие в исключительной экономической зоне Российской Федерации и в прилегающих к ней исключительных экономических зонах иностранных государств.

Особенностью животного мира является то, что его рациональное использование и охрана осуществляется как на федеральном уровне, так и на международном уровне. Это свидетельствует об их особой актуальности и заботе международного сообщества о животном мире как ценном компоненте окружающей среды.

Особые меры направлены на охрану мигрирующих видов диких животных. Мигрирующий вид означает «всю популяцию или же географически обособленную часть популяций любых видов или любых более низких таксонов диких животных, значительная часть которых циклично и предопределенно пересекает одну или более границ национальной юрисдикции»1. В целях сохранения водно-болотных угодий и водоплавающих птиц создаются природные резерваты, где обеспечивается надлежащий надзор за ними. Водоплавающие птицы - это птицы, экологически связанные с водно-болотными угодьями и рассматриваются как международный ресурс.

Федеральный закон «О животном мире» в качестве объектов использования и охраны выделяет генетические ресурсы животного мира. Это часть биологических ресурсов, включающая генетический материал животного происхождения, содержащий функциональные единицы наследственности. Особый режим использования и охраны генно-инженерно-модифицированного организма и трансгенных организмов установлен Федеральным законом «О правовом регулировании генно-инженерной деятельности». В частности, все этапы создания, использования, транспор-

мая 2003 г. № 155 // Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2003. № 38.

1 Конвенция по сохранению мигрирующих видов диких животных. Бонн. 23 июня 1979 г. // http://www.un.org/ru/documents/decl_ conv/conventions/pdf/fisheries58.pdf

тировки и уничтожения генно-инженерно-модифицирован-ных организмов, оборудования и т.д. осуществляются при наличии особых физических, химических, биологических средств защиты, обеспечивающих непопадание указанных организмов в окружающую среду. Законодательство жестко формулирует экологические требования к перечисленным процессам вплоть до уголовной ответственности за их нарушение (ст. 248 УК РФ).

Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» рассматривает в качестве объектов правовой охраны не только животный мир, но и его генетический фонд. Генетический фонд - совокупность всех видов живого, обладающих определенными наследственными задатками. Каждый биологический вид неповторим. Объекты животного мира, содержащихся в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания используются и охраняются в целях сохранения ресурса и генетического фонда объектов животного мира. Правовые меры по сохранению генетического фонда включают обеспечение целостности, многообразия животных сообществ, их оптимальной величины, необходимой для функционирования естественных экосистем. С целью сохранения генетического фонда, законодательством устанавливаются ограничения или запреты на использование отдельных видов животных в определенные сроки и на определенной территории. Создание особо охраняемых природных территорий является одной из форм охраны генетического фонда. К примеру, в заповедниках установлен полный запрет на отстрел и отлов животных.

Вторую группу объектов животного мира составляют находящиеся под особой защитой и охраной исчезающие животные, занесенные в Красную книгу Российской Федерации. Правовой режим их использования и охраны, а также среды их обитания урегулирован Федеральными законами «Об охране окружающей среды», «О животном мире», «Об особо охраняемых природных территориях».

Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения объекты животного мира относятся к специальным объектам фаунистических правоотношений. «К редким видам относятся животные, которым не грозит в данный момент времени исчезновение, но встретить их в природе довольно трудно, как правило, они обитают на небольших территориях и в небольшом количестве. Такие животные могут исчезнуть, если условия их обитания изменятся. Например, если изменится внешний климат, пройдёт стихийное бедствие, землетрясение или ураган, или случится резкая смена температурных условий и пр. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения объекты животного мира заносятся в Красную книгу Российской Федерации и (или) Красные книги субъектов Российской Федерации. К исчезающим животным Красная книга от-

носит животных, уже находящихся под угрозой вымирания. Чтобы спасти эти виды от исчезновения с лица Земли, людям необходимо применять специальные меры»1.

На территориях государственных природных заповедников, национальных парков и на других особо охраняемых природных территориях охрана животного мира и среды его обитания осуществляется в соответствии с режимом особой охраны данных территорий, который устанавливается Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях»2. «Добыча (вылов) редких и находящихся под угрозой исчезновения видов водных биоресурсов допускается в исключительных случаях в целях сохранения водных биоресурсов, осуществления мониторинга состояния их популяций, осуществления их искусственного воспроизводства или акклиматизации, обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»3.

Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения животные являются объектом охраны не только на государственном уровне4. Отдельные виды этих животных становятся объектом международной охраны5.

Все другие объекты животного мира (птицы, не отнесенные к объектам охоты, насекомые, пресмыкающие) составляют третью группу объектов животного мира. Правовой режим их использования и охраны законодательством не урегулирован. Представители этой группы объектов животного мира не имеют какой-либо экономической значимости для человека. Тем не менее, они являются необходимыми элементами биоразнообразия в экосистемах. По определению, данному Всемирным фондом дикой природы (1989), биологическое разнообразие - это "все многообразие форм жизни на земле, миллионов видов растений, животных, микроорганизмов с их наборами генов и сложных экосистем, образующих живую природу". Биоразнообразие

1 Редкие и исчезающие виды животных // Ь|йр:/^тр!е-fauna.ru/animals-life/redkie-i-ischezayushhie-vidy-zhivotnyx/

2 Об особо охраняемых природных территориях. Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 12. Ст. 1024.

3 О добыче (вылове) редких и находящихся под угрозой исчезновения видов водных биологических ресурсов. Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2008 г. № 1017 // СЗ РФ. 2009. № 2. Ст. 223.

4 О сохранении амурского тигра и других редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных и растений на территориях Приморского и Хабаровского краев. Постановление Правительства РФ от 7 августа 1995 г. № 795 // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3393; Стратегия сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений. Приказ Минприроды России от 6 апреля 2004 г. № 323 // http://www.mnr.gov.ru

5 Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и

флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС). Вашингтон, 3 марта 1973 г. Вступила в действие 1 июля 1975 г. // http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/fisheries5

8.pdf

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

представляет собой «разнообразие живых организмов во всех областях их существования: наземных, морских и других водных экосистем и сообществ организмов; это разнообразие видов, разнообразие внутри видов, разнообразие сообществ организмов и экосистем»6. В целом, биологического разнообразия включает в себя все разнообразие видов животных и растений, а также экосистемы. Экосистемы состоят из большого количества различных биологических видов. Отдельные виды диких животных объединяются в общины. Животные, растения и даже микроорганизмы существуют совместно друг с другом. В тех местах, где общины микроорганизмов, растений и животных сосуществуют в сбалансированных условиях, образуется экосистема. Законодательство не определяет правовой статус каждого из элементов экосистемы, а направлено на регулирование использования и охрану всего биоразнообразия в рамках экосистемы в целом. Таким образом, использование и охрана объектов животного мира третьей группы вышеуказанной классификации подчиняется нормам законодательства, регулирующее отношения по биоразнообразию. К числу таких правовых актов относятся нормативные акты, принятые во исполнение Конвенции «О биоразнообразии». Федеральный закон «Об охране окружающей среды» закрепляет сохранение биологического разнообразия как один из принципов охраны окружающей среды. При осуществлении хозяйственной и иной деятельности субъекты обязаны обеспечивать сохранение биологического разнообразия. Так, в соответствии со ст. 35 Федерального закона «Об охране окружающей среды», при размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Целью данного принципа является сохранение биологического разнообразия популяций растений и животных (животного мира) путем поощрения традиционных методов их использования, поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов7.

6 Экологический энциклопедический словарь / Под ред. В.И. Данилова-Данильяна. М.: ООО «Издательство «Энциклопедия», 2000. С. 70.

7 Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» / Под ред. О.Л. Дубовик // Система «ГАРАНТ». 2010.

Принцип сохранения биологического разнообразия закрепляется и в законодательстве о животном мире. В целях уменьшения вредного воздействия на животный мир применение химических препаратов защиты растений и других препаратов должно сочетаться с осуществлением агротехнических, биологических и других мероприятий1. Устанавливается запрет на выжигание растительности, хранение и применение ядохимикатов, удобрений, других опасных для объектов животного мира и среды их обитания материалов, сырья и отходов производства без осуществления мер, гарантирующих предотвращение заболеваний и гибели объектов животного мира, а также ухудшения среды их обитания.

К числу мер по охране биологического разнообразия животного мира является государственная экологическая экспертиза, осуществляемая в соответствии с законодательством Российской Федерации и предшествующая принятию органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации хозяйственного решения, способного повлиять на объекты животного мира и среду их обитания.

К основным задачам заповедников в соответствии с ФЗ "ООПТ" относит осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов. Красная книга РФ и Красные книги субъектов РФ выступают как основной правовой инструмент в сохранении биологического разнообразия.

Для беспрерывного выживания видов и природных сообществ необходимы все уровни биологического разнообразия. Животные организмы могут быть составной частью природных объектов. «Почвенная биота - совокупность живых организмов, населяющих почву, в том числе микроорганизмы (бактерии, черви, насекомые и др.) и выполняющие важнейшую экологическую функцию»2. Поэтому каждый вид диких животных выполняет свою роль, свою функцию для сохранения равновесия в природе. Так, птицы, не отнесенные к объектам охоты, составляют большое количество и выполняют важную экологическую функцию. К примеру, «чайки уничтожают насекомых и грызунов; кукушка питается преимущественно мохнатыми, очень вредными гусеницами некоторых бабочек. Для других птиц эти гусеницы несъедобны, ядовиты. Кукушка же уничтожает их в огромных количествах, до 1000 гусениц и больше в день»3. Большую пользу приносят дикие пчелы. Они являются пре-

1 О животном мире. Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1462.

2 Криволуцкий Д.А. Почвенная фауна в экологическом контроле. М., 1994.

3 Натали В.Ф. Животный мир и его значение для человека. М.:

Знание, 1961. С. 31.

красными опылителями многих растений.

К объекта животного мира могут относиться не только живые организмы, но и неживые ресурсы. Образцы СИТЕС - это как живые, так и мертвые животные и растения, относящиеся к видам, включенным в приложения к СИТЕС, и их части, или дериваты (производные от них). Дериват - это производное от дикого животного или растения (икра, яйца, семена и т.п.), включая продукты их переработки (медицинские, пищевые и парфюмерно-косметические препараты и т.п.). Более того, если в состав того или иного продукта (например, лекарства) действительно не входят части, являющиеся образцами СИТЕС, но в рекламных или иных целях декларируется их содержание в составе, по положениям Конвенции такие продукты являются образцами СИТЕС и к ним применяются все соответствующие ограничения.

Конвенция СИТЕС является частью внутренней законодательной системы Российской Федерации. Тем не менее, российское законодательство о животном мире образцы СИТЕС в качестве объектов животного мира не закрепило и соответственно их оборотоспособность не определена. «В России в настоящее время отсутствует законодательство, контролирующее внутреннюю торговлю видами не местного происхождения, внесенными в Приложения СИТЕС. При этом следует учесть, что положения Конвенции не распространяются на торговлю внутри страны. Поэтому, если удалось обойти таможенный контроль на границе, то ввезенные контрабандным путем растения и животные могут свободно продаваться и покупаться, а внутри страны к торговцам уже не могут быть применены, и не применяются, меры контроля или принуждения, пока они не предпримут попытку вывоза своего товара за рубеж. Подобный недостаток законодательства существенно ограничивает возможности Российской Федерации в регулировании торговли экзотическими, часто находящимися под угрозой исчезновения видами, которые стали широко доступны в Москве, Санкт-Петербурге и других районах страны»4.

Следует отметить, что на территории некоторых субъектов принимаются нормативные акты, ограничивающие гражданский оборот образцами СИТЕС. К примеру, Законом Москвы предусмотрены следующие ограничения оборота диких животных и их частей. «Торговля животными, занесенными в Красную книгу Российской Федерации и в Приложения Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС), осуществляется только через сеть специализированных торговых организаций, которым в установленном порядке предоставлено право торговать объектами

4 Прохоров В.Г. Криминалистическая характеристика преступлений // Юридические науки. 2009. № 4(38). С. 62-64.

животного мира. Уличная торговля указанными животными, а также торговля ими в неустановленных местах запрещена. Торгующие организации обязаны обеспечить индивидуальный учет и проверку поступающего товара, а также документов, подтверждающих законность происхождения и владения товаром».

Также, в отдельных странах СНГ законодательством о животном мире образцы СИТЕС отнесены к объектам животного мира. Одновременно, по законодательству стран СНГ устанавливаются особенности к оборотоспособности образцов СИТЕС. В частности, продажа, обмен, дарение или отчуждение иным способом диких животных, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, являющихся образцами СИТЕС, а также их частей и (или) дериватов, их экспонирование могут осуществляться собственниками указанных диких животных, их частей и (или) дериватов или уполномоченными ими лицами при наличии хотя бы одного из документов, подтверждающих законность владения такими животными, их частями и (или) дериватами. (ссылка на законы Киргизии и Беларусь).

С целью сохранения популяций находящихся под угрозой исчезновения отдельных видов животных на территории РФ, считаем целесообразным расширить перечень объектов животного мира, и включить в него как живые так и мертвые животные, относящиеся к видам, включенным в приложения к СИТЕС, и их части.

Оборотоспособность объектов гражданских прав, к которым относятся добытые дикие животные, их части регулируется нормами гражданского права. Объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому на основе принципа «свободного оборота»1. Изъятые из естественной среды дикие животные и их части относятся к категории вещей. Такие вещи освоены и доступны человеку и обществу и потому могут быть объектами гражданских прав физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований"2. Тем не менее, п. 3 ст. 129 ГК РФ предусматривает введение ограничения оборотоспособно-сти для земли и других природных ресурсов. Ограничения оборотоспособности устанавливаются «законом или в установленном законом порядке»3.

В международном экологическом праве таким нормативным актом является Конвенция о торговле (СИ-

1 Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (учебно-практический) / Под ред. С.А. Степанова. М.: Проспект; Екатеринбург: Институт частного права, 2015. С. 186.

2 Там же. С. 184.

3 Гражданский кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-Ф3. Ч. 1 // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301 .

ТЕС). CITES разрабатывалась в рамках МСОП - ведущей международной неправительственной экологической организации, которая взяла на вооружение экосистемный междисциплинарный подход к управлению природными ресурсами. Гражданский оборот образцов на основе заключаемых участниками гражданского оборота сделок или в силу иных юридических фактов ограничивается установленными Конвенцией правилами. В частности, оборот осуществляется на основе выдаваемых разрешений установленного международного образца странами-участницами Конвенции, по которым осуществляется экспорт, импорт и реэкспорт занесенных в согласованные Списки видов животных и растений.

Конвенция СИТЕС не является соглашением, поддерживающим торговлю и использование дикой природы. Нормы Конвенции направлены на регулирование торговли, вводя ограничения. Она ограничивает принцип свободного оборота с той целью, чтобы международная торговля не вела к вымиранию видов. Конвенцию СИТЕС рассматривают скорее «как международный инструмент защиты биоразнообразия, чем международное торговое соглашения»4. Необходимость принятия рассматриваемого документа была связана с тем, что международная торговля представителями дикой фауны и флоры является одной из причин сокращения популяций многих животных и растений. «С момента вступления СИТЕС в силу не исчез ни один из 30 тыс. видов флоры и фауны, находящихся под ее защитой»5.

К числу объектов животного мира относится среда обитания диких животных. В соответствии с Федеральным законом «О животном мире», среда обитания животного мира - это природная среда, в которой объекты животного мира обитают в состоянии естественной свободы. «Среда обитания определяется как совокупность конкретных абиотических и биотических условий, в которых обитает данная особь, популяция или вид, часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие. Из среды организмы получают всё необходимое для жизни и в неё же выделяют продукты обмена веществ»6. У каждого вида диких животных есть своя среда обитания. Она столь же разнообразна, как и многообразен весь животный мир. Средой обитания для объектов животного мира является земля, почва, леса, воды, атмосферный воздух, морское дно, организм другого животного.

Ухудшение состояния среды обитания диких животных приводит к потере биоразнообразия, количественному изменению, а в отдельных случаях исчезновению от-

4 Копылов М.Н., Меркулов К.А. «Плюсы» и «минусы» CITES: к юбилею конвенции // Правовая инициатива 2013. № 7.

5 Там же.

6 https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1

дельных видов животного мира. Среда обитания и объекты животного мира составляют неразрывное экологическое звено. Американский охотовед W. Grange указывал, что «любой вид животного может жить на земле только в том случае, если существует его местообитание, к которому он многосторонне приспособлен. Поскольку животное и его местообитание, или среда обитания, неотделимы, они составляют биологическое единство»1. Отмечая значимость среды обитания для всего животного мира, действующее законодательство устанавливает требования по охране среды обитания животного мира. Поэтому, сохранение объектов животного мира и среды их обитания, является одной из актуальных проблем фаунистического права.

Правовой режим использования и охраны среды обитания диких животных, устанавливается нормами лесного, земельного, водного права. Так, в соответствии со ст. 55, 65 ВК РФ устанавливаются основные требования к охране водных объектов. К числу основных требований относятся мероприятия по предотвращению засорения, загрязнения, истощения вод, заиления водных объектов, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного мира. Подобные меры по охране лесов, земель содержатся в Лесном кодексе, Земельном кодексе. Правовой режим использования и охраны среды обитания диких животных устанавливается также Федеральным законом «О животном мире». В частности, закреплено общее требование о том, что «любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству»2. Таким образом природоре-сурсное законодательство, включая законодательство о животном мире устанавливает требования о сохранении лесов, вод, земель, атмосферного воздуха как сохранение «in-situ», т.е. о сохранение экосистем и естественных мест обитания, а также поддержание и восстановление жизнеспособных популяций видов в их естественной среде.

Категория «среда обитания животных» имеет межотраслевой характер, поскольку на охрану среды оби-

тания направлены нормы не только природоресурсных отраслей права, но и других отраслей права (гражданского права, административного права, уголовного права). При уничтожении мест обитания животных, нарушении правил охраны среды обитания и путей миграций объектов животного мира и водных биологических ресурсов, к нарушителям применяются нормы административного права. Согласно КоАП РФ, нарушение режима охраны среды обитания объектов животного мира включает в себя нарушение правил охраны водных объектов, лесов, атмосферного воздуха, охотничьих угодий. При совершении преступлений, предусмотренных ст. 250, 251, 252, 259 УК РФ, применяется уголовная ответственность.

С учетом экономической, социальной и культурной значимости отдельных объектов животного мира для человека, законодатель устанавливает особые требования к их охране и к охране среды их обитания. К числу таковых объектов животного мира относятся редкие, исчезающие животные, охотничьи ресурсы, водные биологические ресурсы. Правовой режим охраны их среды обитания регулируется специальными нормативными правовыми актами.

Так, государственные заповедники, национальные парки и другие особо охраняемые природные территории (ООПТ) являются средой обитания «краснокнижных» животных. Правовой режим охраны и использования ООПТ установлен Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях». Меры по защите морской среды и сохранению природных ресурсов континентального шельфа закреплены Федеральным законом «О континентальном шельфе».

Специальные требования по охране охотничьих ресурсов и среды их обитания закреплены Федеральным законом «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов». Нормами данного закона установлено, что средой обитания охотничьих ресурсов являются охотничьи угодья. Охотничьи угодья - это территории, в границах которых допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. «Как отмечал один из основоположников учения об охотничьих угодьях Д.Н. Данилов, охотничьи угодья имеют две стороны. С одной стороны охотничьи угодья - это среда обитания охотничьих животных, а с другой - производственная площадь, на которой осуществляется процесс охоты»3. Таким образом, законодатель выделил среду обитания охотничьих ресурсов в особую категорию, придав ей особый правовой режим использования и охраны. Но, охотничья угодья - это не только среда обитания охотничьих ресурсов, но и большого

1 Лесные охотничьи угодья и их типологизация. // http://piterhunt.ru/library/books/biologicheskie_/lesnye_okhotnic.htm

2 О животном мире. Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. №

52-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1462.

3 Леонтьев Д.Ф. Охотничьи угодья //

http://www.lanbook.com/images/bookreviews/Leontev_Ohotnichi_ugo

dya_1_izd.pdf

количества неохотничьих видов животных, которые представляют собой совокупность биогеоценоза на данной территории. Тем самым, на охотничьи угодья распространяется двойной правовой режим охраны: общий и специальный. Общий правовой режим закрепляется нормами Федерального закона «О животном мире», нормами Лесного кодекса РФ, Водного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ. Он включает требования по охране охотничьих угодий как среды обитания всего видового разнообразия животного мира. Специальный режим охраны установлен Федеральным законом «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов» и содержит меры по охране охотничьих угодий как среды обитания охотничьих ресурсов.

Среда обитания животных является объектом международной охраны. Конвенция о биоразнообразии определяет место обитания животных как тип местности или место естественного обитания того или иного организма или популяции. Сохранение «т^Ш» означает сохранение экосистем и естественных мест обитания. Экосистемное биоразнообразие - это совокупность экосистем планеты на всех уровнях, начиная с биогеоценотического. «Например, даже сравнительно бедный биогеоценоз ельника насчитывает в среднем несколько десятков видов высших растений, по несколько сотен видов бактерий, грибов, водорослей и беспозвоночных животных, минимум несколько видов позвоночных. Заготовка стволов одной только ели на территории эксплуатируемого биогеоценоза сопровождается гибелью около 1000 видов других организмов»1. Поэтому в Преамбуле Конвенции закреплено, что человечество осознает истинную ценность биологического разнообразия, а также экологическое, генетическое, социальное, экономическое, научное, воспитательное, культурное, рекреационное и эстетическое значение биоразнообразия и его компонентов. В связи с этим, нормы Конвенции направлены на сохранение всего биоразнообразия и среды обитания.

Конвенция по сохранению мигрирующих видов диких животных предусматривает охрану среды обитания мигрирующих видов животных. Местообитание мигрирующих видов животных рассматривается как любая территория, в пределах ареала мигрирующего вида с пригодными для этого вида условиями обитания. В целях сохранения местообитаний мигрирующих видов животных, государства стремятся к сохранению, восстановлению тех местообитаний, которые важны для предохранения данных видов от угрозы исчезновения. Конвенция2 о водно-болотных угодь-

1 Биоразнообразие и ее сохранение // http://environments.land-ecology.com.ua/uchrezdenija-kieva/1736-bioraznoobrazie-i-ee-soxranenie.html

2 Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом, в качестве местообитаний во-

ях, имеющих международное значение, главным образом, в качестве местообитаний водоплавающих птиц определяет правовой статус среды обитания водоплавающих птиц. Местообитанием этих птиц являются водно-болотные угодья. В соответствии с Конвенцией, к водно-болотным угодьям относятся районы болот, фенов, торфяных угодий или водоемов - естественных или искусственных, постоянных или временных, стоячих или проточных, пресных, солоноватых или соленых, включая морские акватории, глубина которых при отливе не превышает шести метров.

Таким образом, животный мир является неотъемлемым элементом окружающей среды. Животный мир включает в себя все многообразие видов дикой наземной и водной фауны, всех наземных и водных животных, птиц. Основным признаком, позволяющим причислить животных к объектам животного мира, является состояние естественной свободы, функционирование в составе экологических систем. Отдельные виды животного мира являются необходимыми элементами экологических систем, другие виды - источником для получения пищевых продуктов, лекарственного сырья. Часть объектов животного мира имеют эстетическое, научное, культурное значение. В зависимости от экономической, экологической и социальной роли животного мира, все объекты животного мира можно разделить на отдельные группы. Особенности, присущие объектам животного мира выделенных групп, позволяют обеспечить их рациональное использование и всестороннюю охрану. Первую группу составляют охотничьи и водные биологические ресурсы, вторую группу -«краснокнижные» дикие животные, третью группу составляют дикие животные, не отнесенные к первым двум группам. Их следует рассматривать как составляющий элемент биоразнообразия в экосистемах. Они выступают критерием оценки состояния экологических систем. В связи с чем правовой режим их использования и охраны определяется нормам законодательства, регулирующее отношения по биоразнообразию.

Объектами фаунистических отношений выступают также отдельные объекты, не соответствующие признакам объектов животного мира. Это - генетические ресурсы, трофеи редких животных, продукция из редких животных, образцы СИТЕС. Они имеют иную правовую природу, выступая одновременно объектами гражданских отношений. Тем не менее, в целях сохранения генетического фонда, сохранения редких исчезающих животных экологическим законодательством устанавливаются ограничения гражданского оборота указанных объектов. Подобные ограничения вводятся нормами международного экологического права и нормами российского экологического права.

доплавающих птиц //

http://www.conventions.ru/view_base.php?id=37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.