Научная статья на тему 'Международная образовательная миграция в эпоху современных глобальных трансформаций'

Международная образовательная миграция в эпоху современных глобальных трансформаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
204
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГЛОБАЛЬНЫЙ МИР / МЕЖДУНАРОДНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / GLOBAL WORLD / INTERNATIONAL EDUCATIONAL MIGRATION / INTERNATIONALIZATION OF EDUCATIONAL PROGRAMS / MIGRATION POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Афанасьева И.И., Ушаков Д.С.

Глобализация всегда была основной тенденцией развития мировой экономики, несмотря на противоречивое признание ее императивов и последствий в мировом экономическом пространстве. Новая волна глобализации рассматривается как неотъемлемая часть мирового развития, включающего технологический и технический прогресс, инновации, интеграцию не только рынка производства, труда и достижений, финансово-экономических рынков, но и образовательных систем различных стран. Представляется, что стремительное и неравномерное развитие экономики не позволяет странам, вовлеченным в интеграционные процессы, оставаться изолированными от вхождения в новую волну глобализации. Мировая экономика стала открытой организационно-экономической системой благодаря процессу интернационализации и транснационализации в культуре, образовании, политике, проявляющемуся в расширении и интенсификации международного сотрудничества. Гармонизация образовательных стандартов и растущая доступность иностранных учебных программ и курсов способствуют росту числа студентов, заинтересованных в обучении или продолжении образования за рубежом. Миграционные процессы всегда были преобразующей силой человеческой цивилизации. Тем не менее во второй половине ХХ века и в начале ХХ1 века международная образовательная миграция приобрела новые черты. Массовый приток внутренних и внешних мигрантов бросает вызов существующим культурным, социальным и экономическим моделям как принимающих стран, так и стран-доноров. Таким образом, интернационализация образовательного процесса является одним из лиминальных факторов студенческой миграции, что делает его одним из наиболее динамично развивающихся международных миграционных потоков на сегодняшний день. Наряду с этим интенсификация международной образовательной миграции также способствует глобализации экономики и рынка труда, снижению транспортных и коммуникационных издержек, росту спроса на образовательные услуги. Национальные системы образования все чаще не в состоянии удовлетворить этот спрос, что увеличивает потребность в приобретении знаний и умений за рубежом, либерализации миграционного регулирования в этой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International educational migration in the era of modern global transformations

Globalization has always been the main trend in the development of the world economy, despite the contradictory recognition of its imperatives and consequences in the world economic space. The new wave of globalization is considered as an integral part of the world development, including technological and technological progress, innovations, integration not only of the production market, labor and achievements, financial and economic markets, but also educational systems of different countries. It seems that the rapid and uneven development of the economy does not allow the countries involved in the integration processes to remain isolated from entering the new wave of globalization. The world economy has become an open organizational and economic system due to the process of internationalization and transnationalization in culture, education, politics, manifested in the expansion and intensification of international cooperation. The harmonization of educational standards and the increasing availability of foreign curricula and courses contribute to an increase in the number of students interested in studying or continuing their education abroad. Migration has always been a transformative force of human civilization. Nevertheless, in the second half of the twentieth century and the beginning of the 21 century, international educational migration acquired new features. The massive influx of internal and external migrants challenges the existing cultural, social and economic models of both host and donor countries. Thus, the internationalization of the educational process is one of the liminal factors of student migration, which makes it one of the most dynamically developing international migration flows today. Along with this, the intensification of international educational migration also contributes to the globalization of the economy and the labor market, reducing transport and communication costs, and increasing demand for educational services. National education systems are increasingly unable to meet this demand, which increases the need to acquire knowledge and skills abroad and liberalize migration regulation in this area.

Текст научной работы на тему «Международная образовательная миграция в эпоху современных глобальных трансформаций»

6. Старостин А.М. Философия безопасности в обществе риска [Электронный ресурс]// А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2018. - № 2. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/58-filosofiya-bezopasnosti-v-obshchestve-riska

7. Стрельцов Д. Индо-Тихоокеанский регион как новая реальность глобальной системы международных отношений/Международная жизнь. - 2018. - №9. - С. 65-74.

8. Лагутина М.Л. Глобальный регион как элемент мировой политической системы XXI века// СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА. - 2015. - №2 (19). - С. 16-21.

9. Денисенко И.Ф., Тованчова Е.Н. Глокализация в условиях устойчивого регионального развития: системный подход [Электронный ресурс]// А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2018. - № 1. -Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/46-glokalizatsiya-v-usloviyakh-ustojchivogo-regionalnogo-razvitiya-sistemnyj-podkhod.

Sources:

1. Kuvaldin VB Globalization, national state and new world order [Electronic resource]. - Access mode: http://ecsoc-man.hse.ru/data/2013/01/31/1251414690/3.pdf.

2. Grinin L. E. Globalization and the processes of transformation of national sovereignty // Age of Globalization. - 2008. -№1. - pp. 86-97.

3. Rose. K. Scientists on the causes, problems and prospects for overcoming the global economic crisis (continued) // World of Changes. - 2013. - № 2. - p. 49.

4. Dubovtsev V. A. The concept of globalization: analysis of definitions and main components / V.A. Dubovtsev // Bulletin of the NSU. Series: Philosophy. - 2007. - Volume 5. - Issue 1. - P. 49-53.

5. Vostrikov S.V. Conflict Resolution in the Neighboring Countries: Towards the Development of Russia's Strategy // Polis.

- 1999. - № 5.

6. Starostin A.M. Safety philosophy in the risk society [Electronic resource] // A-factor: research and development (humanities). - 2018. - No. 2. - Access mode: http://www.a-factor.ru/archive/item/58-filosofiya-bezopasnosti-v-obshchestve-riska

7. Streltsov D. The Indo-Pacific Region as a New Reality of the Global System of International Relations // Internationale. -2018. - №9. - p. 65-74.

8. Lagutin M.L. Global region as an element of the world political system of the XXI century // COMPARATIVE POLICY.

- 2015. - №2 (19). - p. 16-21.

9. Denisenko I.F., Tovanchova E.N. Glocalization in the context of sustainable regional development: a systematic approach [Electronic resource] // A-factor: research and development (humanities). - 2018. - № 1. - Mode of access: http://www.a-factor.ru/ar-chive/item/46-glokalizatsiya-v-usloviyakh-ustojchivogo-regionalnogo-razvitiya-sistemnyj-podkhod.

И.И. Афанасьева - д.э.н., профессор, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Ira5986@bk.ru,

I.I. Afanasyeva - PhD, Professor of the department of the World politics and globalization Rostov State University of Economics (RSUE);

Д.С. Ушаков - д.э.н., профессор, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, кафедра международных экономических отношений, д.э.н., профессор, Международный колледж Университета Суан Сунанда Раджабат (Бангкок), Ira5986@bk.ru,

D.S. Ushakov - Doctor of Economics, Professor, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Department of International Economic Relations, Doctor of Economics, Professor, International College of the University ofXuan Sunanda Rajabat (Bangkok).

МЕЖДУНАРОДНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ В ЭПОХУ СОВРЕМЕННЫХ ГЛОБАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ INTERNATIONAL EDUCATIONAL MIGRATION IN THE EPOCH MODERN GLOBAL TRANSFORMATIONS

Аннотация. Глобализация всегда была основной тенденцией развития мировой экономики, несмотря на противоречивое признание ее императивов и последствий в мировом экономическом пространстве. Новая волна глобализации рассматривается как неотъемлемая часть мирового развития, включающего технологический и технический прогресс, инновации, интеграцию не только рынка производства, труда и достижений, финансово-экономических рынков, но и образовательных систем различных стран. Представляется, что стремительное и неравномерное развитие экономики не позволяет странам, вовлеченным в интеграционные процессы, оставаться изолированными от вхождения в новую волну глобализации.

Мировая экономика стала открытой организационно-экономической системой благодаря процессу интернационализации и транснационализации в культуре, образовании, политике, проявляющемуся в расширении и интенсификации международного сотрудничества. Гармонизация образовательных стандартов и растущая доступность иностранных учебных программ и курсов способствуют росту числа студентов, заинтересованных в обучении или продолжении образования за рубежом.

Миграционные процессы всегда были преобразующей силой человеческой цивилизации. Тем не менее во второй половине ХХ века и в начале ХХ1 века международная образовательная миграция приобрела новые черты.

Массовый приток внутренних и внешних мигрантов бросает вызов существующим культурным, социальным и экономическим моделям как принимающих стран, так и стран-доноров.

Таким образом, интернационализация образовательного процесса является одним из лиминальных факторов студенческой миграции, что делает его одним из наиболее динамично развивающихся международных миграционных потоков на сегодняшний день. Наряду с этим интенсификация международной образовательной миграции также способствует глобализации экономики и рынка труда, снижению транспортных и коммуникационных издержек, росту спроса на образовательные услуги. Национальные системы образования все чаще не в состоянии удовлетворить этот спрос, что увеличивает потребность в приобретении знаний и умений за рубежом, либерализации миграционного регулирования в этой сфере.

Annotation. Globalization has always been the main trend in the development of the world economy, despite the contradictory recognition of its imperatives and consequences in the world economic space. The new wave of globalization is considered as an integral part of the world development, including technological and technological progress, innovations, integration not only of the production market, labor and achievements, financial and economic markets, but also educational systems of different countries. It seems that the rapid and uneven development of the economy does not allow the countries involved in the integration processes to remain isolated from entering the new wave of globalization.

The world economy has become an open organizational and economic system due to the process of internationalization and transnationalization in culture, education, politics, manifested in the expansion and intensification of international cooperation. The harmonization of educational standards and the increasing availability of foreign curricula and courses contribute to an increase in the number of students interested in studying or continuing their education abroad.

Migration has always been a transformative force of human civilization. Nevertheless, in the second half of the twentieth century and the beginning of the 21 century, international educational migration acquired new features. The massive influx of internal and external migrants challenges the existing cultural, social and economic models of both host and donor countries.

Thus, the internationalization of the educational process is one of the liminal factors of student migration, which makes it one of the most dynamically developing international migration flows today. Along with this, the intensification of international educational migration also contributes to the globalization of the economy and the labor market, reducing transport and communication costs, and increasing demand for educational services. National education systems are increasingly unable to meet this demand, which increases the need to acquire knowledge and skills abroad and liberalize migration regulation in this area.

Ключевые слова: глобальный мир, международная образовательная миграция, интернационализация образовательных программ, миграционная политика.

Key words: global world, international educational migration, internationalization of educational programs, migration policy.

В глобальном мире важнейшим фактором, влияющим на международные отношения, является глобализация в различных сферах человеческой деятельности. В эпоху глобальных трансформаций, когда предъявляются повышенные требования к квалификации работников, знание становится базовым ресурсом экономического роста и экономической безопасности.

Интенсивное развитие тенденций мировой экономики в меняющемся мире приводит к усилению процессов международной образовательной миграции, которая рассматривается как перемещение людей между странами мира с целью получения образовательных услуг различного уровня и на разный период времени.

Глобализация обычно понимается как процесс, в рамках которого различные экономики и общества становятся более тесно интегрированными и параллельными, в то время как последствия этого процесса все еще остаются недостаточно изученными.

Постепенное усложнение и возникновение новых типов мировых экономических отношений привели к качественно новому этапу в развитии процесса интернационализации, в ходе которого человеческое общество и государства вступают в новую фазу взаимодействия, характеризующуюся бесконечностью и универсальностью — фазу глобализации. В результате процессов глобализации является формирование нового общего пространства, где предметом изучения являются различные условия и факторы, обеспечивающие взаимодействие субъектов мирового сообщества в экономической, политической, образовательной, миграционной и других сферах [1].

Сегодня для изучения доступны научные публикации, описывающие процессы и тенденции, характерные для научного знания и современного образования под влиянием трансформационных факторов глобального мира, предопределивших возникновение и развитие новых научно-образовательных тенденций. Образование играет первостепенную роль в личностном развитии, организационно-экономическом росте и укреплении социальных связей. Образование как специфическая услуга охватывает большую часть населения мира и вскоре сможет активно стимулировать увеличение миграционных образовательных потоков. Следовательно, возникает необходимость в новых стратегических идеях, связанных со строительством глобальных гуманитарных технологий в образовании, международных отношениях, мировой экономике, политике, формировании новых направлений практической деятельности в области науки и образования.

Современные тенденции и особенности международной миграции объективно определяются качественными изменениями, происходящими в мировой экономике под влиянием расширяющейся глобализации, что требует дальнейшего изучения причин динамизма современных миграционных потоков для определения направлений адаптации к тенденциям глобализации [2].

До недавнего времени процессы глобализации характеризовались как стабильные и в основном позитивные. Но на современном этапе глобального развития стало ясно, что процесс глобализации не линейный, а во многом зависит от текущей геополитической ситуации в мире, а также от фазы «длинных» и других циклов в мировом экономическом развитии, географической структуре мировой экономики, специфики взаимодействия региональных объединений и так далее.

На сегодняшний день предложено множество теоретических моделей, объясняющих, почему начинается международная миграция, и, хотя каждая из них в конечном счете стремится объяснить одно и то же, они используют радикально различные концепции, предположения и системы отсчета.

В первом случае миграция увязывается со структурными потребностями промышленных стран, а во втором, миграция рассматривается как естественное следствие экономической глобализации и проникновения рынков через национальные границы [3].

Проблема формирования глобализационных процессов в исторической ретроспективе была предметом анализа в работах А. Фосу и И. Е. Стиглица.

Теоретические основы изучения миграционных процессов были заложены в работах, датируемых началом XIX века. Это классические произведения И. Аранго, С. Bretell и J. Холлифилд.

Углубленное изучение понятийно-категориальных основ миграции представлено в работах Е. Д. Рубин-ской, С. Кастельса, Е. Гильдии, Д. Пападеметриу и др.

Особое значение последствий образовательных миграционных процессов было выявлено в работах таких авторов, как Д. Кравец, Дж.Фредли, Е. Томпсон, П. Крести и др.

В связи с этим следует обратить внимание на работы, раскрывающие особенности образовательных миграционных потоков, их географии и масштабов в Европейском Союзе. Среди авторов, работающих в этой области, следует отметить S. Lavenex, A. Geddes, С Boswell, P. L. Moch и др.

В социально-гуманитарных исследованиях образовательная миграция студентов обычно рассматривается как естественный социокультурный процесс, характеризующий состояние развития высшего образования в мире. Образовательная миграция рассматривается как образовательная деятельность студентов, обучающихся по программам бакалавриата и магистратуры в иностранном университете на основе общепринятых норм и правил международной образовательной деятельности [4].

В настоящее время доминирующей теорией, объясняющей причины миграции, является неоклассическая теория, в основе которой лежит предположение о том, что миграция стимулируется прежде всего рациональными экономическими соображениями относительных выгод и издержек, главным образом финансовых, но также и психологических.

Миграционные потоки всегда имеют тенденцию развиваться в направлении постоянной миграции, однако многие миграционные потоки остаются временными, например, большое число студентов обучаются лишь частично за рубежом. Сегодня растущая интеграция в мире ведет к росту интернационализации образовательных курсов. Как следствие, страны поощряют своих студентов учиться за рубежом. Одна из причин такой поддержки заключается в том, что принимающие страны заинтересованы в обучении иностранных студентов, отчасти потому, что это привлекает в страну высококачественный человеческий капитал, а также потому, что это косвенно приносит пользу отечественной экономике (иностранные студенты арендуют квартиры, покупают продукты питания, покупают различные услуги и т. д.).

Сегодня международных мигрантов больше, чем когда-либо прежде, и их число, несомненно, увеличится в обозримом будущем. Миграция неразрывно связана с другими важными глобальными проблемами, включая устойчивое развитие, бедность и права человека. Мигранты зачастую являются наиболее предприимчивыми и динамичными членами общества; исторически миграция способствовала экономическому росту, государственному строительству и обогащению культур. Миграция также создает значительные проблемы: некоторые мигранты подвергаются эксплуатации и нарушаются их права человека; адаптация в странах назначения может быть затруднена. Изложенное выше и определяет исключительное значение международной образовательной миграции [5].

Сегодня в мире насчитывается около 258 млн. международных мигрантов, по данным Организации Объединенных Наций; 4,8 млн. из этих мигрантов-иностранные студенты. Более половины из них принимают участие в образовательных программах в шести странах: Соединенных Штатах Америки, Соединенном Королевстве, Австралии, Франции, Германии и Российской Федерации. Основные страны отправки международных студентов: Китай, Индию, Германию, Южную Корею, Нигерию, Францию, Саудовскую Аравию и несколько стран Центральной Азии [6].

Одной из характерных тенденций развития современных систем образования является быстрый рост студенческой миграции. По данным ОЭСР, число иностранных студентов в мире сейчас достигает 2,7 млн человек. В период 1975-2005 годов он увеличился в 4,5 раза, и только в 1995-2005 годах более чем вдвое. В целом, он

растет быстрее, чем общее количество студентов в мире. К 2025 году численность образовательных мигрантов, по прогнозам, достигнет 7,2 млн человек [7].

Ценность образования резко возрастает в контексте постиндустриального или информационного общества, основанного не столько на сильных сторонах и богатстве, сколько на информации и знаниях. Высшее образование быстро переходит от редкого и недоступного к почти всеобщему. Без хорошего образования становится все более невозможным получить какую-либо достойную работу и/или гарантировать себе достойный уровень жизни. Более того, однажды полученного даже качественного базового образования не хватит на всю жизнь нужно продолжать учиться, пополняя знания все время [8].

Качество трудовых ресурсов зависит от уровня развития образования, которое напрямую влияет на состояние экономического и социального развития. В то же время, образование влияет на духовное развитие общества через его культурные и просветительские функции. Образование также является одним из важнейших этапов в жизни любого человека и средством решения различных проблем не только на индивидуальном уровне, но и всего общества.

Сегодняшний мир характеризуется глубоким противоречием: с одной стороны, есть силы глобализации (интеграции, объединения), с другой - есть силы идентичности (национальные государства и культурные сообщества). Это противоречие показывает, что очень сложно найти баланс между степенью интеграции в мировое образовательное пространство и, в то же время, сохранить преимущества национальной системы образования, участвуя в мировых процессах [9].

С древних времен миграция была формой адаптации к постоянно меняющимся условиям человеческого существования. Однако только в ХХ веке миграционные процессы стали подлинными. Как следствие, предыдущий век был назван «эрой миграции».

Расширение международного сотрудничества через образовательные контакты и другие формы взаимодействия в области образования и науки является одной из важнейших и актуальных задач для многих стран мира. Международные тренинги и другие международные образовательные проекты могут сблизить людей и тем самым ускорить интеграцию мирового сообщества. В эпоху глобальных трансформаций интенсивно развиваются межгосударственные контакты в сфере образования и науки, растет число молодых людей, желающих получить образование в другой стране. Основными причинами миграции и эмиграции в области науки и техники являются: неудовлетворенность условиями труда на родине, устаревшее научное оборудование, низкая заработная плата, отсутствие спроса на научные результаты, отсутствие социальной защищенности и социального уважения, низкий социальный статус профессии ученого и неуважение к науке в стране в целом.

Ведущее место среди различных видов миграционных потоков занимает студенческая или образовательная миграция. По данным международных исследований, в период с 2000 по 2008 год эти показатели колебались от 1,8 до 3,3 млн человек, а к 2020 году прогнозируется их рост в пределах от 4,1 до 6,7 млн человек в год, что вполне сопоставимо с населением многих европейских стран, фактически. Такая тенденция открывает новые горизонты для межстранового сотрудничества в области образования [10].

В 2015 году около 244 млн человек были международными мигрантами (МОМ, 2016), в том числе 31 млн детей в возрасте до 18 лет (ЮНИСЕФ, 2016). Это означает, что примерно один из 70 детей во всем мире живет в стране, отличной от страны их рождения. Имеется убедительная доказательная база, свидетельствующая о том, что образование способствует улучшению условий жизни, ускорению экономического роста, улучшению состояния здоровья, сокращению гендерного неравенства, повышению уровня терпимости, расширению участия в политической жизни и усилению заботы об окружающей среде [11].

Региональная интеграция оказывает определяющее влияние на международную миграцию в сфере образования. Специфика функционирования крупных интеграционных союзов позволяет использовать такие преимущества, как консолидация ресурсов человеческого капитала, трудового потенциала, знаний и образовательных технологий для успешного участия в растущей конкуренции в условиях глобализирующегося мира. Вышесказанное в полной мере относится к Европейскому Союзу и его рынку образования.

В настоящее время Европейский Союз насчитывает 28 стран-членов и считается крупнейшей и наиболее развитой интеграционной группой в мире. Интеграционная деятельность Европейского Союза охватывает множество различных областей. Она проводит единую финансовую и общую денежно-кредитную политику, общую политику безопасности и обороны, сельскохозяйственную, региональную, образовательную, миграционную, дорожную, экологическую политику.

С начала 2000-х годов миграционная политика в странах Старого Света кардинально изменилась, поскольку прежние стратегические ориентиры регулирования миграции не только утратили собственную эффективность в XXI веке, но и стали причиной роста крайне негативных экономических и социально-культурных, политических последствий [12].

Европейский Союз в современном глобальном мире мировым лидером в области научно-исследовательских разработок и инноваций, на его долю приходится около 25% мирового финансирования исследований, более 30% публикаций с высоким импакт-фактором и патентных заявок, при этом только 7% населения мира проживает на его территории. Данная фактография объясняет почему Европа стала мощным центром притяжения образовательных мигрантов.

Кризисная динамика 2008-2009 гг. продемонстрировала экономический спад и стремительное ухудшение социально-экономической ситуации даже в наиболее развитых странах мира и стала отправной точкой для модернизации миграционного законодательства как в отдельных государствах-членах ЕС, так и в Союзе в целом [13].

Создание общеевропейского образовательного пространства в рамках Болонского соглашения привело Европу к этапу глубокой трансформации ее системы образования и активизации интеграции в рамках создаваемого пространства. Одним из лучших примеров в этом направлении является решение о создании Европейской Ассоциации Университетов (EUA), которая собрала более 700 высших учебных заведений различных стран Европы.

Создание ЕАУ во многом нивелировало сложные трансформационные процессы в рамках систем образования государств-членов этой ассоциации. Европейские университеты в эпоху глобальных трансформаций ХХ1 века смогут выступить как огромная созидательная сила, призванная обеспечить неукоснительное соблюдение всех условий и наличие прочной основы для формирования не только единого общего экономического, но и культурного мира европейских стран в рамках формирующейся многополярной глобальной системы.

Подводя итог нашему исследованию, можно отметить, что в мире нет человека, не знакомого с миграцией, однако политики признают сложность ее управления, а ученые отмечают, что нет ни единства в понимании ее сути, ни общности в подходах к ее изучению.

Интенсивное развитие глобализационных тенденций во всех сферах общественной жизни, проявившихся на рубеже тысячелетий, не обошло стороной и системы образования. В эпоху глобальных трансформаций наблюдается процесс формирования так называемого «трансграничного образования», который проявляется в том, что ежегодно миллионы людей со всего мира едут в другие страны, получить новые знания: это может быть высшее и/или послевузовское образование, изучение иностранного языка, имеющие интернатуру или для краткосрочной подготовки и т. д.

Источники:

1. Афанасьева И.И. Трансформационные тенденции мировой экономики в условиях глобализации [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2018. - № 2. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/tekushchij-nomer/item/63-transformatsionnye-tendentsii-mirovoj-ekonomiki-v-usloviyakh-globalizatsii (доступ свободный). - Загл. с экрана.

2. Рубинская Э.Д. Развитие международной миграции рабочей силы в динамике глобализационных процессов//Journal of Economic Regulation. - 2015. - Т. 6. - № 1. - С. 83-90.

3. Arango, J. (2000). Explaining migration: a critical view, International Social Science Journal, 52 (165): 283-296.

4. Гребенников В. Учебная миграция иностранных студентов: аксиологический аспект образовательного про-цесса/ЛЕХМЕ-математическое образование. - Том 11. - №7 - С. 2430-2441.

5. Khalid Koser (2008). Dimensions and Dynamics of Contemporary International Migration. Workers without borders: Rethinking economic migration, Maastricht Graduate School of Governance, 18 March.

6. Резюме всемирного доклада по мониторингу образования за 2019 г.: Мигранты, перемещенные лица и образование: наводить мосты, а не возводить препятствия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://reliefweb.int/sites/reliefweb.int/files/resources/265996r.pdf.

7. Цапенко И.П. Международная студенческая миграция [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodnaya-studencheskaya-migratsiya.

8. Саямов Ю.Н. Кафедра ЮНЕСКО как глобальная политическая технология и инструмент «мягкой силы» международного образования в целях развития и сотрудничества [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2018. - № 2. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/62-kafedra-yunesko-kak-globalnaya-politicheskaya-tekhnologiya-i-instrument-myagkoj-sily-mezhdunarodnogo-obrazovaniya-v-tselyakh-razvitiya-i-sotrudnichestva

9. Castles, S. & Miller, M. (2009). The Age of Migration: International Population Movements in the Modern World, 4th Ed. Basingstoke, United Kingdom: Palgrave Macmillan.

10. Dustmann, C. & Glitz, A. (2011). Migration and Education. Norface Migration, Discussion Paper No 2011-11.

11. Susan Nicolai, Joseph Wales and Erica Aiazzi. Education, migration and the 2030 Agenda for Sustainable Development Retrieved from: https://www.odi.org/sites/odi.org.uk/files/resource-documents/11620.pdf.

12. Papademetriou, D. G. (2008). Hybrid immigrant-selection system: The next generation of economic migration schemes. Migration Policy Institute.

13. Ushakov D., Vivatpattanakul P. Migration policy of the EU-countries: integration vs. adequacy//The EUrASEANs: Journal on Global Socio-Economic Dynamics. - 2017. - № 2 (3). - P. 60-71.

Sources:

1. Afanasyeva I.I. Transformational trends of the global economy in the context of globalization [Electronic resource] // A-factor: research and development (humanities). - 2018. - No. 2. - Access mode: http://www.a-factor.rutekushchij-nomer/item/63-trans-formatsionnye-tendentsii-mirovoj-ekonomiki-v-usloviyakh-globalizatsii (free access). - Zagl. from the screen.

2. Rubinskaya E.D. The development of international labor migration in the dynamics of globalization processes // Journal of Economic Regulation. - 2015. - T. 6. - No. 1. - S. 83-90.

3. Arango, J. (2000). Explaining migration: a critical view, International Social Science Journal, 52 (165): 283-296.

4. Grebennikov V. Educational migration of foreign students: axiological aspect of the educational process // IEJME-mathe-matical education. - Volume 11. - No. 7 - S. 2430-2441.

5. Khalid Koser (2008). Dimensions and Dynamics of Contemporary International Migration. Workers without borders: Rethinking economic migration, Maastricht Graduate School of Governance, March 18.

6. Summary of the 2019 Global Education Monitoring Report: Migrants, Displaced Persons, and Education: Build Bridges, Not Barriers [Electronic Resource]. - Access mode: https://reliefweb.int/sites/reliefweb.int/files/resources/265996r.pdf.

7. Tsapenko I.P. International student migration [Electronic resource]. - Access mode: https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/mezhdunarodnaya-studencheskaya-migratsiya.

8. Sayamov Yu.N. UNESCO Chair as a global political technology and a soft power tool for international education for development and cooperation [Electronic resource] // A-factor: research and development (humanities). - 2018. - No. 2. - Access mode: http://www.a-factor.ru/archive/item/62-kafedra-yunesko-kak-globalnaya-politicheskaya-tekhnologiya-i-instrument-myagkoj-sily-mezhdunarodnogo -obrazovaniya-v-tselyakh-razvitiya-i-sotrudnichestva

9. Castles, S. & Miller, M. (2009). The Age of Migration: International Population Movements in the Modern World, 4th Ed. Basingstoke, United Kingdom: Palgrave Macmillan.

10. Dustmann, C. & Glitz, A. (2011). Migration and Education. Norface Migration, Discussion Paper No 2011-11.

11. Susan Nicolai, Joseph Wales and Erica Aiazzi. Education, migration and the 2030 Agenda for Sustainable Development Retrieved from: https://www.odi.org/sites/odi.org.uk/files/resource-documents/11620.pdf.

12. Papademetriou, D. G. (2008). Hybrid immigrant-selection system: The next generation of economic migration schemes. Migration Policy Institute.

13. Ushakov D., Vivatpattanakul P. Migration policy of the EU-countries: integration vs. adequacy // The EUr-ASEANs: Journal on Global Socio-Economic Dynamics. - 2017. - No. 2 (3). - P. 60-71.

Я.С. Бахова - аспирант кафедры экономики и управления, Адыгейский государственный университет, yana.bahova@ms11.ru,

Y.S. Bakhova - Post-graduate student of the Department of Economics and management, Adyghe State University.

СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕФТЕГАЗОДОБЫВАЮЩИХ КОМПАНИЙ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ

УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ ИХ ПРИСУТСТВИЯ SOCIAL RESPONSIBILITY OF OIL AND GAS PRODUCING COMPANIES AS A FACTOR OF STEADY DEVELOPMENT OF THE REGIONS WHERE THESE COMPANIES ARE LOCATED

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аннотация. В статье показано, что переход к концепции устойчивого развития и социальной ответственности делает особо актуальной задачу согласования экономических целей и планов развития компании с целями развития современного общества. Приведены формы проявления корпоративной социальной ответственности на уровне экономического субъекта; указаны специфические особенности российской и «западной» моделей корпоративной социальной ответственности. Особенно важной в этом направлении представляется деятельность нефтегазодобывающих компаний, во многом определяющая многие аспекты развития ряда северных и восточных регионов Российской Федерации. Удачным примером такой деятельности является разработка и реализация политики компании «Газпром нефть» в области обеспечения устойчивого регионального развития. Реализация мероприятий в рамках программ социальной ответственности как компании «Газпром нефть», так и всеми другими крупнейшими отечественными нефтегазодобывающими компаниями, обусловливает тот факт, что по результатам рейтинга субъектов РФ по качеству жизни основные нефтегазодобывающие регионы - Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономный округа занимают в нем по итогам 2018 года, соответственно, восьмое и двенадцатое места.

Annotation. The article shows that the transition to the concept of steady development and social responsibility emphasizes importance of coordinating of the task of economic goals and development plans of a company which aims at development of modern society. The forms of corporate social responsibility at the level of an economic entity have been shown; Specific features of the Russian and "Western" models of corporate social responsibility have been indicated. The activity of oil and gas companies, largely determining many aspects of the development of a number of northern and eastern regions of the Russian Federation, is considered to be of paramount importance. A good example of such an activity is the development and implementation of the policy of Gazprom Neft in the field of steady regional development. Implementing social responsibility programs of both Gazprom Neft and all other major domestic oil and gas producing companies is determined by the fact that the main oil and gas producing regions - Khanty-Mansi and Yamal-Nenets autonomous regions in 2018 were at 8th and 12th places respectively, according to the life quality rating of the Russian Federation entities.

Ключевые слова: социо-эколого-экономическая система, корпоративная социальная ответственность, устойчивое развитие региона, нефтегазодобывающие компании.

Keywords: socio-ecological-economic system, corporate social responsibility, steady development of the region, oil and gas companies.

Устойчивое развитие региона можно определить, как в целом сбалансированное развитие региональной социо-эколого-экономической системы, ориентированное на обеспечение согласованного функционирования ее

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.